Методические указания по выполнению курсовых работ дисциплина «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы»
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания по выполнению курсовых работ составлены на основании рабочей программы дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы»ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Гуманитарный факультет
Кафедра «Психология»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
д.э.н., профессор
_____________Новикова Н.Г.
«_____»_______________200__г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Дисциплина « Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы»
Специальность 040101 «Социальная работа»
Специализации «Медико-социальная работа»
«Психолого-социальная работа»
Москва 2008г.
Методические указания по выполнению курсовых работ составлены на основании рабочей программы дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы»
Методические указания по выполнению курсовых работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры психологии
Протокол № ________ «____»_______________200_г.
Зав кафедрой Сигида Е.А.
Методические указания по выполнению курсовых работ одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № ________ «____»_______________200_г.
Методические указания по выполнению курсовых работ разработаны:
д.м.н., профессор Беззубик К.В.
Согласовано:
Зам. проректора - начальник
Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А
Начальник
Методического отдела Рыженок Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
Титульный лист является первой страницей курсовой работы.
Номер страницы на нем не проставляется. На титульном листе указывается название министерства, наименование высшего учебного заведения, факультета, кафедры, инициалы, фамилия, курс обучения и форма обучения студента, а также ученая степень и звание, инициалы и фамилия научного руководителя работы.
В оглавлении последовательно указываются заголовки элементов курсовой работы, разделов, подразделов, а также номера страниц, на которых размещается начало материала. Заголовки элементов работы, разделов, подразделов должны точно соответствовать заголовкам текста. Взаиморасположение рубрик должно правильно отражать последовательность и соподчиненность их в тексте, что достигается отступом каждой нисходящей ступени рубрик от предыдущей.
Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, характеризуется связь с предшествующими исследованиями, показывается ее теоретическая и практическая значимость, четко формулируется цель исследования, подчеркивается особенность и место данной работы в общем исследовании проблемы. Необходимо также указать место и время проведения исследований и перечислить лиц, которые в той или иной форме принимали участие в работе или содействовали ее выполнению.
В главах кратко освещается современное состояние проблемы, дается критический анализ существующих взглядов и представлений по рассматриваемому вопросу. При написании основной части необходимо помнить, что курсовая работа - не реферат, главное в ней - не пересказ чужих мнений и данных. Заключение курсовой работы должно содержать выводы, отражающие основные итоги проделанной работы. Выводы содержат то новое, что удалось установить в итоге работы, а также перспективы практического применения полученных материалов.
В конце курсовой работы приводят список литературных и информационных источников, которые были использованы при написании работы.
Объем работы не может быть строго регламентирован, он определяется задачами исследования, характером и объемом собранного материала. Можно указать, что, как правило, объем контрольной работы бывает около 30 стр.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ РАБОТ
Каждый автор может писать в той последовательности, которая представляется ему наиболее рациональной. Вместе с тем существует определенная логическая схема этой работы, вытекающая из самой сути учебно-исследовательского задания.
1. Формирование замысла (осмысление полученного задания).
2. Поиск и отбор материалов.
3. Группировка и систематизация материалов (составление плана).
4. Написание текста.
5. Обработка контрольной работы.
Формирование замысла
Часто работу над письменным заданием обычно рекомендуют начинать с составления подробного плана. Главное — не ошибиться в выполнении своей задачи, не трудиться впустую, а точнее формулировки общего замысла.
Сформулировать замысел той или иной работы — это значит четко определить:
• какую цель она преследует (решить задачу, написать проект чего-либо, продемонстрировать свои знания в той или иной области, сделать реферат книги или раздела книги и т. д.);
• какой материал должен быть представлен в тексте и с какой степенью детализации (они могут быть указаны в задании или их необходимо найти самостоятельно);
• нужны ли теоретические обоснования описываемых процессов или явлений;
• какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы сделать, например, дипломную работу содержательной и убедительной.
Отбор и подготовка материала
Бывает два подхода к сбору материала. Первый — это стремление собрать его максимально много, чтобы иметь достаточно фактов, цифровых данных, обобщающих мыслей для полного освещения избранной темы. Другой подход — собрать минимум материала для освещения темы, чтобы сэкономить время и труд, чтобы выполнить письменное задание с минимальными усилиями подхода — дело индивидуальное.
Если исходного материала много, то его необходимо его сократить до оптимального объема. Скажем, из пяти монографий выберем три, выпишем из них цитаты, цифры, таблицы (оставшиеся две монографии включим в список иллюстративной литературы, ведь мы их просмотрели, пролистали, оценили их полезность). Или из 100 страниц ксерокопии документов оставили самые нужные 15—20. Разрозненные данные сгруппировали, цифровые показатели свели в удобные для чтения таблицы, продумали перечень необходимых иллюстраций.
Весь отобранный материал должен быть на отдельных листах, с записями только на одной стороне, чтобы в дальнейшем их можно было располагать в любой последовательности.
Группировка и систематизация материала
Идея структуры курсовой работы возникает уже в момент формирования её замысла. В дальнейшем, в ходе подготовки собранного материала, появляются новые соображения, дополняющие и развивающие эту идею, и представление о плане будущей курсовой работы становится все более отчетливым.
Целесообразно предварительно составить два-три варианта плана, применяя при этом различные методики. Можно вычленить разделы, которые будут хронологически, последовательно друг за другом раскрывать суть проблемы. Можно выделить вопросы, охватывающие отдельные стороны проблемы. Можно выделить в проблеме (в явлении, событии) предпосылки, ход действий, результаты или факторы благоприятные и отрицательные, аргументы за и против.
Раскладывая материал в той или иной последовательности, можно увидеть преимущества и недостатки каждого из структурных вариантов. Появляется возможность, в полном смысле этого слова, увидеть каждую из отдельных частей работы и всю ее целиком; добиться, чтобы была выдержана правильная последовательность в изложении; выяснить, какими данными следует еще дополнить исходные материалы.
На основе найденной структуры работы определяется, какой должна быть ее рубрикация, т. е. деление на логически соподчиненные элементы (главы, разделы, подразделы, пункты). Каждый из них снабжается заголовком, отражающим его содержание. После этого все отдельные материалы вместе с заголовками, отражающими рубрикацию, складываются между собой.
Написание текста
Самая сложная часть работы для студента и начинающего исследователя — это, как правило, анализ и обобщение собранных материалов, написание самого текста.
Типичной ошибкой студента является попытка выполнить письменную работу с ходу, разложив на столе перед собой 1-2 книги и переписывая из них куски текста. Но контрольной работы, выполненная путем списывания не получит высокой оценки, и, главное, ее автор не приобретет безусловно необходимых специалисту с высшим образованием навыков самостоятельной исследовательской работы.
Следовательно, текст контрольной работы необходимо писать автору самому на основе собранных и обработанных материалов.
Первоначальную рукопись необходимо доработать, а именно:
• уточнить содержание, сделать это критически, придирчиво;
• проверить правильность оформления;
• провести литературную правку или редактирование текста.
Работа над контрольной работой по содержанию начинается с общей оценки ее построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе произведение. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения.
После устранения структурных дефектов можно приступать к оценке объема приводимого в работе материала и степени подробности его изложения.
Следующий этап — проверка правильности оформления курсовой работы. Здесь все должно быть сделано в соответствии с определенными правилами. Касаются они фактически всех элементов курсовой работы: ее рубрикации, ссылок на литературные источники, цитирования, составления библиографических указателей, оформления таблиц и иллюстративного материала и т. д.
Заключительный этап — литературная правка. Основными задачами литературной правки (редактирования) являются:
• достижение единства стиля изложения;
• внесение в текст различных подчеркиваний, дополнительных рубрикаций;
• проверка правильности орфографии и пунктуации. Если автор владеет машинописью, ему обязательно следует вчерне напечатать работу самому. Это поможет обнаружить множество таких дефектов, которые, будучи незамеченными в рукописи, становятся очевидными в процессе печатания на машинке (компьютере).
Курсовая работа содержит в указанной последовательности следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ
Тема 1. Психолого-социальная работа с зависимыми лицами. Созависимость, принципы лечения.
Тема 2. Психолого-социальная работа с детьми с нарушением внимания и гиперактивностью (дети Индиго, диагностируемые как синдром ADHD).
Тема 3. Психоло-социальная помощь детям с особыми потребностями.
Тема 4. Психолого-социальная работа с пожилыми и престарелами людьми.
Тема 5. Алкоголизм как медико-социальная проблема.
Тема 6. Первичная профилактика наркомании у детей и подростков.
Тема 7. Психологическая диагностика лиц с психическими расстройствами.
Тема 8. Психолого-социальная помощь больным с психическими расстройствами и их семьям.
Тема 9. Законодательство в области социальной политики в отношении пожилых лиц.
Тема 10. Законодательство в отношении лиц с психическими расстройствами.
Тема 11. Арт-терапия в комплексном лечении детей с особыми потребностями.
Тема 12. Арт-терапия в комплексном лечении наркозависимых лиц.
Тема 13. Арт-терапия в комплексном лечении лиц с последствиями психической травмы (с посттравматическим стрессовым синдромом - ПТСР).
Тема 14. Социальный патронаж. История развития, цели и задачи.
Тема 15 . Психолого-социальная помощь лицам, находящимся в пенитенциарных учреждениях.
Тема 16. Суицид как медико-социальная проблема.
Тема 17. Роль стресса в развитии посттравматических стрессовых расстройств разных уровней.
Тема 18. Роль специалиста психолого-социальной работы в организации медико-социальной помощи в экстремальной ситуации.
Тема 19. История развития психолого-социальной работы за рубежом и в РФ
Тема 20. Психотерапия в реабилитации
ЛИТЕРАТУРА
1..Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Учебное пособие.-М.: Медицина.- 2000.
2. Ананьев В.А. Психология здоровья Книга 1. Концептуальные основы психология здоровья. – СПб.: Речь, С.-Петербург, 2006.
3. Ананьев В.А. Практикум психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфиеской и неспецифисекой профилактике. З- СПб.: Речь, С.-Петербург, 2007.
4. Беззубик К.В. , Тимонов М.А. , Иванов А.А., Юрьева Н. и др. Психологическая парадигма суицида у людей, перенесших экстремальную ситуацию /Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы междунар. научно-практ. конф. 7-8 апреля Москва, 2005. Под общей ред.д.х.н. проф И.П. Соколова. Часть 1, ГОУВПО «МГУС». – М, 2005.
5. Беззубик К.В. Содержание и методик психо-социальной работы:Учебное пособие /Под ред. Е.А. Сигиды.- М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк.Учеб./Пер.с нем.-ГЭОТАР Медицина.-1999.
7. Гиппократ. Этика и общая медицина; Письма / Пер. с древне-греч. В.Руднева. – М.: Мир книги, Литература,2007.
8. Гусакова М.П. Суицид: болезнь или здоровье /Журн. Мир психологии.-
2001.-N 1
9. Долгушин А.К. Введение в социальную реабилитологию. — М.: СТИ МГУС, 2000.
10. Дюркгейм Э. «Самоубийство (социологический этюд)».- М.: Мысль.-1994.
11. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости /Журн. Мир психологии, 1999, № 2 (18).
12. Жариков М.Н. Основы психиатрии для врачей общего профиля: Библ-ка практикующего врача.- М.:Медицина,2001
13. Клиническая психология в социальной работе: Уч.пособие для студ. высш.уч. заведений //Б.А. Маршинин и соавт. / Под ред. Б.А. Маршинина.- М.: Изд.центр Академия», 2002.
14. Колесов В.Д. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие. Изд.2-ое исправленное и дополненное: - Московский психолого-социальный институт,1999.
15. Котенев И.Ю. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел. Автореф. Дисс. Канд.-М.: Академия МВД России, 1994.
16. Красненкова И.П. Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. Идея смерти в российском менталитете. СПб: Издат-во «Русский гуманитарный христианский институт.-1999.
17. Кэррол Л., Тоубер Дж. Дети ИНДИГО. Новые дети пришли.- София,2005.
Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: Издательство РИОР, 2006..
18. Лекции по наркологии. Издание второе, переработанное и расширенное / Под ред. Н.Н. Иванца.- М.: Нолидж, 2000.
19. Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: Учебное пособие / А.В. Мартыненко.- М.: Гардарики, 2007.
20. Наркомании: Методическое пособие (распространенность, диагностика и организация помощи в Московском регионе) /Под обшей ред. министра здравоохранения Правильства Млосковской области д.м.н, проф. Семенова В.Ю.- Москва, 2003.
21. Немов Р.С. Практическая психология. Учебное пособие для Вузов.- М., Изд. гуманит. центр «ВЛАДОС»-2002.
22. Новое законодательство о льготах.выпуск 2: Сборник документов.-Издательство «Омега-Л». Москва, 2005.
23. Образовательная политика. Ежемесячный информационно-аналитический журнал.- М., ФИРО, 2007. (Вопросы воспитания, обучения, управление образованием, кадры, специфика взаимодействия рынков образования и труда и др.).
24. Общественное здоровье и здравоохранение / Под ред. Ю.П. Лисицина.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.
25. Основы социально-медицинской работы. Учебное пособие, выпуск 1 / Под ред. проф. Е.А. Сигиды. — М., 1998.
26. Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. –М.: Медицина.-2002.
27.Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности.- М.: «ПЕР СЭ», 2004.
28. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред.Г.С. Никифорова. –СПб.: Питер, 2006.
29. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте /Журн. Мир психологии.-1999, № 2 (18).
30. Психология социальной работы / О.Н.Александрова, О.Н. Боголюбова,Н.Л. Васильева и др.; Под общей ред. М.А.Гулиной.- СПб.: Питер.2002.
31. Роль нестационарных учреждений социального обслуживания населения в повышении качества жизни и улучшении социального положения граждан старшего поколения: практика проведения социально-трудовой реабилитации /Под ред. П.Д. Павленка, А.И. Преображенской, Е.В. Кукановой.- М.,2004.
32. Селье Г. Стресс без дистресса.-М.: Прогресс.,1979.
33. Сигида Л.И. Этика и деонтология социально-медицинского работника // Основы социально-медицинской работы / Под. ред. Е.А.Сигиды. — М., 1998.
34. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Социально-медицинский аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков /Молодежь на рубеже веков. — Пушкино, 1999.
35. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. 2004. Социально-медицинские услуги: методология, практика, подготовка кадров.- М.,2004.
36. Системная семейная психотерапия /Под ред.Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002.
37. Содержание и методы психосоциальной работы в социальной работе: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Е.А. Сигида и др.; Под ред. проф. Е.А. Сигиды. – М.: Гуманитарный изд. центор ВЛАДОС, 2005.Е.А.Сигида, Н.И. Бабкин, К.В. Беззубик, И.Е. Лукьянова /Под ред. Е.А. Сигиды.- М.:ВЛАДОС, 2005.
38. Тарабрина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.
39. Тихоненко В.А.Классификация суицидальных проявлений / В кн.: Актуальные проблемы суицидологии /Под ред. А.А.Портнова. - М, 1978.
40. Тищенко П.Д. Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез, п. 2 «Витамин «R» или Педагогическая поэма по американски/Журн. Мир психологии 2000, №1.
41. Трудотерапия в Великобритании и Франции. – М., 2000.
42. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие, 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко «, 2008.
43. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко «, 2004.
44. Шнейдеман С.Э. Душа самоубийцы.- М.2001.
45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Пер. с англ. М., 1996.
46. Этические стандарты психолого в / Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой.- М., 2000.