Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов экономического факультета по кафедре Финансов и кредита Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол № от 2008 гФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики, управления и права
Экономический факультет
Методические указания
по выполнению курсовых работ
для студентов экономического факультета
по кафедре Финансов и кредита
Москва 2008
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
для студентов по кафедре Финансов и кредита
Составители:
д.э.н., проф. В.С. Аксенов
к.э.н, доц. Ю.Н. Нестеренко,
к.э.н, доц. Л. Н. Кириллова,
к.э.н., доц. Л.Л. Калинина
к.т.н., доц. Н.Н. Ярош
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права РГГУ, протокол № от 2008 г.
Российский Государственный Гуманитарный Университет
2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебным планом подготовки студентов экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ по программе высшего профессионального образования 060400 – «Финансы и кредит» предусматривается написание курсовой работы на 3 курсе по дисциплине «Финансы» и на 4 курсе – по дисциплинам «Деньги, кредит, банки», «Рынок ценных бумаг», «Финансы предприятий».
Цель методических указаний – помочь студентам выполнить курсовую работу в соответствии с требования по ее оформлению и содержанию, а также подготовить ее к публичной защите.
Методические указания определяют порядок выбора студентом темы работы, общие требования, предъявляемые к курсовой работе, освещают последовательность ее подготовки, требования к структуре, содержанию и оформлению как самой работы, так и научно-справочного аппарата и приложений.
В процессе создания Методических указаний учитывались положения ГОСТ 7.32-91 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет по научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»; ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления», ГОСТ 1.5-92 «Государственная система стандартизации. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов»; ГОСТ Р.6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации.
Целью написания курсовой работы является выработка у студентов навыков самостоятельного изучения отдельных тем и исследования проблем, глубокое усвоение положений, выводов, законов, приобретение опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо для подготовки в дальнейшем дипломной работы, а будущему дипломированному специалисту – в его трудовой деятельности.
Ее написание имеет большое значение:
- она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;
- студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических и практических проблем и учится творчески применять теорию, связывать ее с практикой;
- работа закрепляет и углубляет знания студентов.
Основные задачи курсовой работы:
- теоретическое обоснование и раскрытие сущности экономических, финансовых, управленческих и правовых категорий, явлений и проблем по избранной теме курсовой работы;
- анализ собранного материала и его обработка в соответствии с методами и методиками экономического, финансового и управленческого анализа;
- разработка научно обоснованных выводов о сущности, состоянии, закономерностях, взаимосвязях, тенденциях и проблемах развития исследуемой категории или явления в финансовой сфере общества.
Курсовая работа должна отражать знание студентом экономической литературы, источников, правовой основы экономической деятельности, фундаментальных исследований по теме, публикаций ведущих специалистов в области темы исследования. Студент должен показать умение проводить аналитическую оценку концепций различных авторов, применять различные методы экономического, финансового, управленческого, статистического, математического анализа фактического материала по теме работы. Важным требованием к курсовой работе является обоснованность изложенных в ней выводов, вытекающих из глубокого и полного анализа экономических процессов.
Курсовая работа базируется на таких методах экономического анализа, как соотношение количественных и качественных оценок, динамический и вариационный анализ, сравнительный и логический анализ, в т.ч. исторических аналогов, а также на методах математического моделирования экономических ситуаций и др.
Специфика курсовой работы, выполняемой студентами специальности 06040 «Финансы и кредит», заключается в направленности исследования на теоретические и практические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов предприятия, отрасли, экономики в целом, на выявление особенностей и характеристику эффективности функционирования отдельных сфер и звеньев финансовой системы, а также на прикладные аспекты и применение методов и методик финансового анализа.
Поэтому курсовая работа, выполняемая на кафедре, может быть осуществлена по двум направлениям:
1. теоретическое исследование по выбранной теме или
2. исследование практики функционирования конкретных отношений.
Теоретическое исследование по выбранной теме должно обладать научной новизной, выполняться по мало изученной или дискуссионной проблеме (или по отдельному ее аспекту). При раскрытии темы необходимо применять принцип историзма, методы системного анализа, частные методы изучения (систематизация, анализ, сопоставление).
Курсовая работа, являющаяся исследованием прикладных аспектов проблемы, должна быть практически значимой и ориентированной на возможность разработки в дальнейшем рекомендаций по совершенствованию процессов. Одним из этапов ее выполнения является сбор информации (статистической или фактической по конкретной организации) методами наблюдения, систематизации, сравнения, статистических группировок, графического сопоставления и др.
Подготовка и написание курсовой работы состоит из нескольких этапов:
1. Выбор темы и ее согласование с научным руководителем.
2. Обоснование структуры работы.
3. Составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами, другими источниками и литературой, относящимися к теме курсовой работы.
4. Сбор теоретического и статистического материала.
5. Обработка и анализ полученной информации с применением современных математико-статистических методов.
6. Формулирование выводов, а в случае теоретического исследования - научно-обоснованной разработкой или альтернативной интерпретацией тех или иных концепций или позиций по теме работы.
7. Оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями.
Студент, не выполнивший курсовую работу в срок, имеет академическую задолженность по результатам текущего года обучения.
Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре Финансов и кредита.
2. ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Порядок выбора темы курсовой работы
Примерная тематика курсовых работ рассматривается и утверждается на заседании кафедры Финансов и кредита, а затем предлагается студентам.
Студенты выбирают тему курсовой работы самостоятельно, руководствуясь интересом к проблеме, возможностью получения фактических данных, наличием специальной экономической литературы.
Студенты могут предложить свою тему курсовой работы с учетом ранее выполненных работ по другим дисциплинам, учитывая соответствие этой проблемы содержанию тех дисциплин, по которым учебными планами предусматривается написание курсовых работ. Такая преемственность обеспечит возможность исследования интересующей проблемы с разных сторон и последовательную подготовку к написанию дипломной работы.
Выбрав тему курсовой работы, студент согласует ее с научным руководителем – преподавателем соответствующей учебной дисциплины.
В отдельных случаях студенту может быть предложена кафедрой для разработки тема теоретической, исследовательской направленности.
2.2. Обязанности научного руководителя
Научный руководитель:
- оказывает помощь в окончательном формулировании темы в случае, если она не входит в перечень предлагаемых тем;
- излагает сущность проблематики, предлагаемой студенту для разработки в рамках курсовой работы;
- знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам;
- оказывает помощь в составлении плана курсовой работы;
- осуществляет оперативное руководство курсовой работой;
- проводит регулярные консультации и собеседования со студентом в ходе подготовки и написания работы;
- оказывает студенту организационную и методическую помощь;
- подписывает работу и допускает студента к защите;
- подписывая работу, дает гарантию ее соответствия предъявляемым в университете требованиям по качеству содержания и оформления;
- консультирует студента по подготовке доклада и презентаций для защиты курсовой работы на заседании кафедры Финансов и кредита.
На этапе подготовки курсовой работы научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и оказывает помощь в подборе литературы, источников получения информации, а также определении периода, за который целесообразно собрать информацию.
В ходе выполнения работы научный руководитель дает рекомендации по сбору статистического и фактического материала, разработке или подбору форм для сбора информации, методике ее обобщения, систематизации, обработки и использования в курсовой работе. На этом этапе руководитель выступает как оппонент, указывая студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и предлагает способы их устранения.
2.3. Организация и планирование выполнения курсовой работы
Студент вместе с научным руководителем формирует целевое направление работы, определяет, какие вопросы должны быть проработаны, на что следует обратить особое внимание.
После окончательного формулирования темы курсовой работы студент при помощи научного руководителя разрабатывает подробный план содержания работы.
План курсовой работы отражает специфику темы. В ходе его формирования получают свое конкретное выражение общая направленность темы, перечень рассматриваемых вопросов, наименование глав, уточняется список литературы, определяются объекты и предмет исследования, источники получения статистической или исходной практической информации. В процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и практическое значение работы в целом в случае, если она имеет практическую направленность.
План составляется по форме, согласованной с научным руководителем, и согласовывается с руководителем по содержанию. План курсовой работы в дальнейшем может уточняться в зависимости от хода исследования проблемы, наличия литературного и фактического материала.
Курсовая работа должна быть завершена и представлена научному руководителю не позднее, чем за 3 недели до проведения защиты в целях обеспечения возможности ее доработки по результатам замечаний.
2.4. Порядок работы с источниками и литературой
Работа с источниками и литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана курсовой работы.
Студент, как правило, подбирает необходимую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается, в основном, в рекомендациях и советах по отбору источников и видов публикаций.
При работе с источниками, в первую очередь, изучаются законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты, основополагающие источники.
Затем изучается научная и специальная литература по проблеме исследования, изданная в России и за рубежом. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание (примерно за последние 3-4 года до написания дипломной работы), отражающее окончательно сложившуюся точку зрения. Общее количество источников и литературы должно быть не менее 20, обязательно использование монографий как результата концентрированного и глубокого исследования данной проблемы.
Завершающей стадией является ознакомление с официальными материалами статистики как документальной основой анализа и сопоставления данных по проблеме исследования.
Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных, сравнение данных, характеризующих развитие российской и зарубежной экономики - важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.
2.5. Порядок сбора и обработки информации
Сбор информации (статистического или фактического материала) является ответственным этапом подготовки курсовой работы. Ее качество, правильность и полнота подобранного и проанализированного материал во многом определит объективность выводов по исследуемой проблеме.
Только изучение многих (порой противоречивых) фактов или точек зрения ученых, их сопоставление и анализ позволяют выявить противоречия, закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления или объекта, их логические взаимосвязи, а также экономическое или социальное значение динамики развития. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны и актуальны.
В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов и явлений, подкрепить их наиболее типичными примерами, а также обосновать применяемые методы исследования.
Систематизация, анализ и обработка информации предполагают использование в курсовой работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только способствуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений и процессов. Кроме того, они развивают навыки формализации массива информации, необходимые в дальнейшем для написания дипломной работы.
При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:
- данные следует приводить в абсолютных (млн. руб., т, шт.) или относительных (%) показателях, они должны быть сопоставимыми при их сравнениях;
- для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса и охарактеризовали динамику процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее изменения в процентах за несколько месяцев, или за ряд лет;
- для наглядности данные целесообразно свести в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуть обработке.
- для характеристики качества изучаемых процессов, их динамики при интерпретации данных в тексте лучше использовать относительные показатели.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа должна иметь:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (Приложение 1);
- содержание;
- введение;
- разделы (главы) и подразделы;
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложения (в случаях необходимости).
ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Общий объем курсовой работы должен составлять не менее 35-40 страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала шрифтом №14 Times New Roman или Arial №12 (включая титульный лист, лист содержания, список источников и литературы).
Приложения в общий объем работы не входят.
СОДЕРЖАНИЕ (оглавление) включает введение, наименования разделов (глав), подразделов, заключение, список источников и литературы, приложения с указанием номера их начальной страницы (Приложение 2).
Во ВВЕДЕНИИ:
- обосновывается актуальность избранной темы;
- определяется степень разработанности проблемы исследования на данный момент времени;
- формулируются цель и задачи курсовой работы;
- определяются хронологические границы исследования;
- дается характеристика информационной базы;
- дается обзор источников и соответствующей отечественной и зарубежной литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме. В курсовой работе теоретического характера обзор источников и литературы может быть выделен в специальный раздел.
- определяются методы исследования и анализа информации;
- дается краткая характеристика структуры курсовой работы (краткое изложение рассмотренных вопросах в каждом разделе).
Объем введения должен составлять примерно 2-3 страницы.
Цель исследования – это конечный результат выполнения курсовой работы. Задачи - это пути (что необходимо сделать) для достижения цели исследования.
Предмет исследования – это та проблема (процесс), на которую направлено исследование.
Объект исследования – организация, предприятие, отрасль и т.д., на примере функционирования и развития которого делается исследование.
Например, тема курсовой работы – Ф инансовые отношения в сфере культуры
Цель курсовой работы – структурировать формы и субъекты формирования и использования финансовых ресурсов в сфере культуры и раскрыть особенности организации финансов.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
· отразить сущность финансов как экономической категории;
· охарактеризовать особенности финансов коммерческих и некоммерческих организаций в целом и отдельно в сфере культуры;
· определить рамки понятия сфера культуры и рассмотреть виды экономической деятельности в этой отрасли;
· провести типологию хозяйствующих субъектов в сфере культуры, в том числе на основе целей их деятельности;
· выявить формы движения финансовых ресурсов между различными типами хозяйствующих субъектов в сфере культуры;
· проанализировать основные виды финансовых операций коммерческих и некоммерческих организаций культуры.
Объект исследования – сфера культуры как отрасль национальной экономики.
Предмет исследования – экономические отношения, связанные с движением денежных средств в области культуры.
СОДЕРЖАНИЕ курсовой работы, как правило, включает 2 главы (раздела) и 4 подраздела и определяется ее темой и направлением исследования (теоретическая или прикладная).
В курсовых работах, представляющих теоретическое исследование, можно изложить исторические аспекты проблемы (явления), опыт разных стран (регионов); охарактеризовать степень ее изученности; изложить и сопоставить дискуссионные вопросы по теме исследования и альтернативные взгляды разных авторов, уточнить формулировки (понятийный аппарат); рассмотреть существующие методические подходы к анализу данной проблемы. Необходимо при этом не просто пересказать существующие точки зрения на сущность данного явления или методологические основы, а творчески осмыслив и проанализировав их, обосновать в результате собственную позицию, аргументировать ценность результатов исследования, возможность их использования в практической деятельности.
В курсовой работе, касающейся прикладных аспектов проблемы исследования, после изложения необходимых теоретических основ следует сконцентрироваться на характеристике современного состояния изучаемого процесса (объекта, явления), обобщить и систематизировать данные об условиях их развития, провести сравнительный, экономический, финансовый, статистический анализ собранного материала. Результатом исследования при этом должны стать выводы о выявленных тенденциях, закономерностях, особенностях, взаимосвязях, наиболее значимых факторах и изменениях структуры, обозначенных проблемах и т.п.
Изложение содержания работы должно быть строго логичным, а разделы – взаимосвязанными в рамках общей логики изложения материала. Особое внимание следует обратить на переход от одной главы к другой.
Каждый раздел (глава) курсовой работы должен заканчиваться краткими выводами, в которых излагаются обобщенно наиболее качественные результаты исследования. Как правило, эти выводы либо предопределяют необходимость и содержание далее излагаемого материала, либо могут быть использованы для более глубокого его понимания.
Текст введения, каждого раздела (главы), заключения и списка источников и литературы следует начинать с нового листа.
Объем содержательной части курсовой работы составляет примерно 70-80 % общего объема работы (примерно 30-35 страниц).
При цитировании источников и литературы по тексту работы внизу страницы делается подстрочная ссылка (с указанием автора, названия, издательства, года издания и номера страницы цитаты, приводимого рисунка и т.п.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ посвящено изложению основных результатов выполненной работы. В нем следует в концентрированном виде изложить итог решения тех задач, которые были поставлены в курсовой работе, обобщить ранее сформулированные выводы и сделать общий вывод. В курсовой работе теоретической направленности следует также охарактеризовать научную ценность результатов работы, указать перспективы дальнейшей разработки темы.
Объем заключения составляет примерно 2-3 страницы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании курсовой работы.
Список имеет следующую структуру с обязательным заголовком для каждого раздела (см. приложение 3).
1. Источники
Делятся на два подраздела: опубликованные и неопубликованные.
1.1.Опубликованные источники
В состав опубликованных источников могут быть включены законодательные и нормативные документы российского государства. Эти документы должны систематизироваться по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов - по хронологии.
Нормативно-методические документы - стандарты, методические рекомендации, указания, правила, инструкции и т.д. располагаются в пределах каждой группы документов - по хронологии.
Публикации документов располагаются по алфавиту их названий. Источники и литература на иностранных языках указываются на языке оригинала и приводятся в каждом разделе (подразделе) списка после кириллического алфавитного ряда.
Электронные ресурсы (например, СD-ROMы, статьи из электронных журналов, электронные книги) помещаются в соответствующий раздел списка в едином алфавитном ряду. Названия сайтов с адресами ресурсов Интернет выделяются в отдельный список. Сведения для описания электронных изданий берутся с домашней страницы сайта или с титульного экрана.
1.2. Неопубликованные источники
В состав неопубликованных источников включаются: устав предприятия, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и прочее (по алфавиту названий). В подраздел могут быть включены отчеты о НИР (по годам издания), неопубликованные переводы (по алфавиту фамилий авторов или названий), а также архивные документы (по алфавиту названий архивов с указанием номеров и названий фондов, номеров описей и дел).
2. Литература
В этом разделе списка располагаются в алфавите авторов и заглавий монографии, статьи, рецензии, авторефераты, электронные ресурсы. В описании статей обязательно указываются название журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер и страница, в других позициях литературы указывается также общее количество страниц в публикации.
3.Справочные и информационные издания – указываются энциклопедии (с указанием статей), словари, путеводители, справочники и т.д. - по алфавиту и со всеми необходимыми реквизитами.
ПРИЛОЖЕНИЯ содержат текстовые документы, графики, диаграммы, схемы, карты, таблицы, а также расчеты, выполненные с применением вычислительной техники. Они служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы.
Приложения помещают после списка источников и литературы в порядке их упоминания в тексте.
4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
4.1. Общие положения
Курсовая работа должна быть подготовлена в одном экземпляре и сброшюрована.
Работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60.
На титульном листе курсовых работ студентов 4 курса ставится подпись заведующего кафедрой о допуске работы к защите и подпись научного руководителя, подтверждающего готовность курсовой работы.
Оглавление (содержание), которое располагают после титульного листа, печатается шрифтом Times New Roman № 14 или Arial №12 через полтора интервала, разделы отделяются пробелом в два интервала
Текст дипломной работы следует печатать шрифтом № 14 Times New Roman или Arial №12 через полтора интервала, соблюдая следующие размеры полей по ГОСТ 7.32-91: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов оформляют симметрично тексту, заголовки подразделов - с абзаца. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка.
Заголовки разделов печатаются прописными буквами, заголовки подразделов - строчными буквами. Заголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся.
Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Список использованных источников и литературы печатается через два интервала, каждое название начинается с абзаца.
Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово “Приложение” и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №), например: Приложение 1. В левом нижнем углу следует указать, на основании каких источников составлено приложение.
4.2. Нумерация страниц
Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист и оглавление (содержание) включают в общую нумерацию работы, но номера страницы на них не ставят. Нумерация страниц производится последовательно, начиная с третьей страницы (введение), на которой, так же как и на последующих страницах, проставляют номер в правом верхнем углу без знаков препинания.
4.3. Порядок оформления таблиц, графического материала, формул расчетов
Таблица имеет два уровня членения: вертикальный - графы; горизонтальный - строки. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть грамматически согласованы с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Графу “№ п/п” в таблицу включать не следует.
Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово “Таблица” начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается. Заголовок таблицы помещают на следующей строке от слова “Таблица” посередине страницы.
Они должны иметь сквозную нумерацию. Знак № при нумерации таблиц не ставится. Например:
Таблица 1
Динамика расходов бюджетов на сферу культуры
Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При переносе части таблицы на другую страницу над таблицей в правом верхнем углу страницы следует написать продолжение таблицы и указать ее номер.
Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистического ежегодника или другого литературного источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник (рассчитано по данным …).
Графический материал должен иметь название, которое помещается слева под рисунком.
Под графическим материалом, при необходимости, помещают поясняющие данные.
Графический материал нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Таблицы и графический материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении к курсовой работе.
Формулы расчетов в тексте надо выделять, записывая их более крупным шрифтом и отдельной строкой, давая подробное пояснение каждому символу, когда он встречается впервые. Рекомендуется нумеровать формулы в пределах каждого раздела.
Не следует приводить формулы и описывать методы, содержащиеся в специальной статистической литературе. Лучше сослаться на соответствующую литературу.
4.4. Научно-справочный аппарат
Научно-справочный аппарат курсовой работы содержит: список использованных источников и литературы и подстрочные ссылки.
Список использованных источников и литературы печатается через 1,5 интервала. Иностранные источники располагают в алфавитном порядке, причем сначала перечисляется литература на языках, в основе которых лежит латиница, затем – кириллица и иероглифическое письмо.
Подстрочные ссылки печатаются через один интервал. Расстояние между списком и подстрочными ссылками составляет 2 интервала.
4.4.1. Оформление библиографического описания н ормативно-правовых актов
Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. – М. : Ось-89, 2008. – 368 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05 авг. 2000 г. № 117-ФЗ, ред. от 31.12.2005 № 201-ФЗ // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2008]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4.4.2. Оформление библиографического описания книги
Схема библиографической записи однотомного документа
Заголовок (автор). Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности ; последующие сведения об ответственности. – Сведения об издании . – Место издания : издатель , дата издания . – Объем . – (Основное заглавие серии ; номер выпуска серии) . – Примечания.
Источником информации для описания является титульный лист (для книг), первая страница текста (для статей), титульный экран (для электронных ресурсов).
Примеры описания
Книги
… одного автора
Институциональная экономика: учеб. пособие / под рук. Д.С. Львова. – М. : Инфра-М, 2004. – 317 с. – (Высшее образование).
Поппер К. Логика научного исследования / Карл Поппер ; пер. с англ. под общ. ред. В.Н. Садовского. – М. : Республика, 2005. – 446 с. – (Мыслители XX века).
Сергиенко Я.В. Финансы и реальный сектор экономики / Я.В. Сергиенко. – М.: Финансы и статистика, 2004г. – 384 с.
… двух – трех авторов
При описании издания двух – трех авторов приводят фамилию и инициалы первого из авторов, указанных на титульном листе. Полную информацию об авторах приводят в сведениях об ответственности за косой чертой.
Пример описания:
Бабич А.М., Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 703 с.
… четырех и более авторов
Если авторов более трех, описание составляют под заглавием (названием книги).
Пример описания:
Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем / В.В. Кульба [и др.]; Рос. акад. наук, Ин-т проблем упр. им. В.А. Трапезникова. – М. : СИНТЕГ, 2004. – 291 с. : рис. – (Серия Системы и проблемы управления).
Сериального издания
Заглавие сериального издания может быть тематическим, состоящим из одного или нескольких слов, из наименования учреждения или аббревиатуры и типовым, обозначающим вид издания, например:
Бизнес
Вопросы экономики
ЭКО
Труды.
Описание сериального издания включает основное заглавие, название серии, год, номер и объем издания.
Пример описания сериального издания:
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2, Экономика: РЖ. – 2003, № 3. – 165 с.
4.4.3. Статьи из книг, сериальных изданий
… из сборников
Заголовок (автор). Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности ; последующие сведения об ответственности // Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности . – Сведения об издании . – Место издания : издатель , дата издания . – Номер тома . – Объем (страницы, на которых помещена составная часть).
Пример описания статьи:
Лялин В.А. Тенденции и перспективы развития российского фондового рынка / В. Лялин // Финансовый мир: сб. ст. / Экономический факультет Санкт-Петербургского гос. ун-та; отв. ред. В.В. Иванова и В.В. Ковалева. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – Вып. 3.- с. 272 – 280
… из журналов
Заголовок (автор). Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности ; последующие сведения об ответственности // Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности . – Год . – Номер . – Объем (страницы, на которых помещена составная часть).
Пример описания статьи:
Лушин С.И. О функциях финансов. Исторический аспект / С. Лушин // Финансы. – 2005.- № 7. – с. 54-59
Искренко Э.В. Развитие современных форм межгосударственных экономических отношений в промышленности и сельском хозяйстве России / Э.В. Искренко, Г.В. Тимофеева // Экон. журн. / Рос. гос. гуманитарный ун-т. – 2003. – № 4. – С. 47–51.
Фетисов В.Д. Неформальные финансы организаций и особенности их регулирования / В.Д. Фетисов, Т.В. Фетисова // Евразийский международный научно – аналитический журнал «Проблемы современной экономики». – 2006. - № 4 (12). – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/
Любашевский Ю. Брендинг в России / Ю. Любашевский // Маркетолог [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. – 2005. – 21окт. – Режим доступа: http://www.marketolog.ru
… из газет
Заголовок (автор). Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности ; последующие сведения об ответственности // Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности . – Год . – Дата (число и месяц). – Объем (страницы, на которых помещена составная часть).
Пример описания статьи:
Вислогузов В. Регионы просят налогов / Вадим Вислогузов // Коммерсант. – 2005. – 19 сент. – С. 14.
4.4.4.ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
СХЕМА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА
Заголовок (автор). Основное заглавие [Электронный ресурс] : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности . – Сведения об издании . – Обозначение вида ресурса . – Место издания : издатель , дата издания . – Специфическое обозначение материала и количество физических единиц (только для ресурса локального доступа) . – (Основное заглавие серии ). – Примечание (указать режим доступа для ресурса Интернет ).
Пример описания:
Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. – Электрон. дан. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 87 с. – Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/downloads/smi_internet.pdf
Банк России [Электронный ресурс] : информ.-аналит. материалы. – М., cop. 2000–2005. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.cbr.ru/analytics/
4.4.5. Подстрочные ссылки
Подстрочные ссылки используются во всех случаях цитирования произведений других авторов, источников и литературы. Обязательно подтверждаются подстрочными ссылками все факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте, заимствованные из источников и литературы.
Ссылки нумеруются в сквозном порядке арабскими цифрами в пределах разделов работы (введения, глав, заключения и приложений).
Использование недоступных материалов, извлеченных из опубликованных изданий, оформляют так: “Цит. по:”, “Приводятся по:”
В ссылках на правительственные документы указывается, где они опубликованы и номер статьи, например:
О производственных кооперативах : федер. закон [от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 20. – Ст. 2321.
В ссылках на литературу указывается номер конкретной страницы, с которой заимствован приведенный в тексте материал.
В ссылках на газеты страница указывается, если объем газеты превышает 8 страниц.
В ссылках на архивные документы указываются название архива (полное или общепринятое), номер фонда, номер описи, номер дела и листа. Например:
ГАМО. – Ф. 225. – Оп. 1. – Д. 156. – Л. 80.
В повторных ссылках на одну работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы опускают, пишут фамилии и инициалы автора (авторов), употребляя слова: “Указ. соч.” и приводят номер страницы, на которую ссылаются. Например:
в первой ссылке:
Сергиенко Я.В. Финансы и реальный сектор экономики / Я.В. Сергиенко. – М.: Финансы и статистика, 2004г. – С. 25
В повторной ссылке:
Сергиенко Я.В. Указ. соч. – C. 40.
В ссылке на государственные стандарты указываются: номер стандарта, его название, дата введения, место издания, издательство и год издания, например:
ГОСТ Р 6.30–2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – С. 9.
В повторных ссылках на стандарты приводятся обозначение документа, его номер и год принятия, например:
ГОСТ Р 6.30–2003.
5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполненная студентом курсовая работа сдается на кафедру Финансов и кредита в сроки, отведенные для рецензирования научным руководителем. В рецензии на курсовую работу содержится предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к защите с оценкой …» или «Работа не допускается к защите». Окончательная оценка дается после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру.
Курсовая работа, подготовленная без соблюдения правил, изложенных в рекомендациях к подготовке, оформлению и выполнению курсовых работ, к защите не допускается.
В ходе защиты курсовой работы задача студента – показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.
Процедура защиты включает следующие этапы:
- сообщение студента об основном содержании работы;
- ответы студента на вопросы.
Студент должен тщательно подготовиться к защите курсовой работы. Общая схема доклада (на 5-7 минут):
- следует дать краткое обоснование темы, показать ее актуальность;
- указать, какова цель работы;
- раскрыть, какие результаты достигнуты в ходе исследования и что сделано лично студентом;
- изложить вытекающие из проведенного исследования основные выводы.
Краткий доклад должен быть подготовлен в письменном виде, но выступать на защите следует, не зачитывая текст.
Доклад необходимо иллюстрировать презентациями: графиками, таблицами, схемами, подготовленными заблаговременно. Презентации должны включать 6-7 листов.
Оценка результатов защиты дипломной работы производится коллегиально членами комиссии, присутствующими на защите курсовой работы. При оценке принимаются во внимание оригинальность и научно-практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка объявляется после окончания защиты всех курсовых работ.
Оценивается курсовая работа по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Оценку «отлично» получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме, представлен четкий доклад и получены полные ответы на предложенные вопросы.
Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.
Оценка «удовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на вопросы и замечания, не вполне владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы.
При неудовлетворительной оценке курсовой работы студент имеет право повторно ее защищать после доработки и внесения исправлений в сроки, определенные кафедрой.
Образец оформления титульного листа курсовой работы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Выполнил: студент(ка)__________гр.
____курса экономического факультета
_______(очное, заочное, очно-заочное,
очно-заочное 2-е высшее ) отделение
Фамилия_________________________
Имя_____________________________
Отчество_________________________
Научный руководитель: __________
________________________________
(ученое звание, Ф.И.О.)
_______________________________
(личная подпись)
Москва 2011
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………3
1. Место и роль финансов в экономической системе и обществе…….………………7
1.1. Финансы как особые денежные отношения ……………..............…………………7
1.2. Особенности финансов коммерческих и некоммерческих организаций ………..11
Выводы ………………………………………………………………………………………16
2. Функционирование финансов в сфере культуры..………………………………….17
2.1. Культура как сфера экономических отношений ………………………………….17
2.2. Финансирование коммерческих и некоммерческих организаций культуры…....21
2.3. Субъекты экономических отношений в сфере культуры и их цели………..….. 29
Выводы ………………………………………………………………………………………37
Заключение ………………………………………………………………………………….38
Список использованных источников и литературы …………………………………….. 40
Приложения …………………………………………………………………………………42
Приложение 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Опубликованные источники
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 г. №51 ФЗ// КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2008]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=73963
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05 авг. 2000 г. № 117-ФЗ, ред. от 31.12.2005 № 201-ФЗ // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2008]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Неопубликованные источники
- Устав театра «Молодежный»
Литература
- Абанкина И.[и др.] Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов/И. Абанкина //Отечественные записки № 4 (25), 2005, [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=25article=1102
- Экономика культуры: учеб. пособие / Е. Л. Игнатьева – М.: ГИТИС, 2006 – 231 с.
Справочные и информационные издания
- Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – VI, - 567 с.
Адреса ресурсов Интернет
http://www.consultant.ru/
http://www.minfin.ru/