Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономика муниципального образования» для студентов очного отделения экономического факультета по специальности 080504. 65 Государстве

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра государственного и муниципального управления

Методические указания

по выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономика муниципального образования»

для студентов очного отделения экономического факультета

по специальности 080504.65 – Государственное и муниципальное управление

Разработаны к.э. н., доцентом Е.Н. Криулиной

Утверждены д. э. н., профессором, зав. кафедрой Н.В.Тарасенко

Ставрополь 2011

Курсовая работа по дисциплине «Экономика муниципального образования» является самостоятельным, выполненным под руководством преподавателя научным исследованием одного из актуальных вопросов муниципальной экономики.

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебно-педагогического процесса, который способствует укреплению связи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью, их взаимному обогащению и выступает необходимым средством усиления целенаправленности профессиональной подготовки студента. Выполнение курсовой работы имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, формирование у студента умений и навыков самостоятельно анализировать социально-экономические, политические и управленческие процессы, формулировать и аргументировать выдвигаемые положения, делать обоснованные выводы и рекомендации.

Подготовка курсовой работы базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных.

Задачи, решаемые студентами при написании курсовых работ по дисциплине «Экономика муниципального образования»:

- изучить литературу, нормативно-правовые акты, справочные, научные, документальные и другие источники по избранной тематике, желательно и зарубежные;

- сделать самостоятельно анализ основных концепций, положений по изучаемой теме, отраженных в публикациях отечественных и зарубежных ученых и специалистов-практиков;

- изложить четко и последовательно свои взгляды в ходе анализа проблем муниципальной экономики, показать свои способности творчески применять свои знания, увязывая их с существующей практикой;

- углубить и закрепить собственные знания по курсу управленческих и экономических дисциплин;

- изучить имеющийся практический опыт (отечественный и рубежный) по выбранной теме, при этом сделав анализ документов, фактических данных и показателей, характеризующих деятельность органов муниципального управления хозяйствующих субъектов муниципальной экономики.

Период исследования выбирается исходя из конкретной направленности деятельности муниципального образования, его истории, времени существования, возможности получения необходимой информации и других факторов. Целесообразно исследовать практический материал за последние 3-5 лет, однако возможны исследования за два года поквартально, или в течение одного года, но с помесячной разбивкой.

Через написание курсовой работы у студента появляется серьезная возможность для расширения и углубления своих знаний, получения необходимого опыта самостоятельного теоретического исследования.

Курсовая работа является не только итогом самостоятельного изучения студентом одной из важнейших проблем муниципального управления, но и подготовительной ступенью к написанию дипломной работы, которая вполне может быть выполнена на основе данной курсовой. Курсовая работа может быть подготовлена по одному, двум вопросам, исследуемым в дипломной работе, или быть изложением ее основной концепции и важнейших положений.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя кафедры государственного и муниципального управления. Выполненная работа представляется в одном экземпляре на указанную кафедру для проверки. При условии положительной оценки преподавателем, курсовая должна быть защищена студентом на практическом занятии.

Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее положительно, то он в виде рецензии сообщает об этом студенту. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии.

К сдаче экзамена по курсу «Экономика муниципального образования» студенты допускаются лишь при условии успешной защиты курсовой работы.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре государственного и муниципального управления не менее года.

В курсовой работе должны быть реализованы следующие требования:

1. Показано знание теории вопроса, основных понятий темы. Студент должен показать свою теоретическую подготовку, в изложении каждого вопроса должна быть включена теоретическая характеристика используемых категорий и понятий. Такой подход - непременное условие положительной оценки представленной работы. Разумеется, работа только выиграет от использования фактов, конкретных материалов. Однако на данном этапе обучения приоритет отдается овладению теоретическими знаниями.

2. Выявлены основные подходы, взгляды, концепции по рассматриваемой теме и их анализ. В настоящее время в российском обществе, и в специальной литературе ведутся дискуссии о путях и особенностях реализации реформы местного самоуправления. По многим вопросам местного самоуправления, не только ученые, но и практики и политические деятели высказывают разные точки зрения. Необходимо изложить имеющиеся в литературе подходы по исследуемой проблеме и сделать их критический анализ.

3. Продемонстрировано наличие собственной позиции и ее аргументация. В курсовой работе студент на основе изученной литературы, нормативных правовых актов должен определить свою точку зрения по спорному вопросу и аргументировать ее. Она может совпадать с одной из обсуждаемых, либо вообще не совпадать ни с одной – быть полностью авторской.

4. Проявлена логичность и доказательность в изложении материала. Выполнение курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждой главы. Содержание должно быть раскрыто доказательно, научно-аргументированно, а не декларативно. Здесь важно проявить соответствующую избирательность при отборе фактического материала, его систематизации, необходимо обратить внимание на стиль изложения, что бы текст был лаконичным и четким, особенно следует обратить внимание на формулировку и точность терминологии.

5. Проявлена самостоятельность и творческий подход в выполнении работы. Широкое использование литературы и других источников ни в коем случае не должно заменять собственный стиль и собственный поиск решения проблемы. В значительной мере самостоятельность и творческий подход обуславливаются правильным выбором темы исследования.

6. Необходимо присутствие практических предложений. В ходе подготовки курсовой работы целесообразно обратить внимание на новые, поисковые идеи, высказанные другими авторами и по возможности сформулировать свои самостоятельные суждения, предложения и рекомендации по исследуемой проблеме. Данное требование обуславливается также тем, что при работе над будущей дипломной работой очень большое значение придается проектной части и навыки по ее разработке необходимо формировать уже здесь, в этой работе.

7. Правильное оформление работы. Текст курсовой работы предъявляется только в печатном виде и ее оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к печатным работам.

Собранный в ходе подготовки курсовой работы и соответствующим образом систематизированный в таблицы исходный и расчетный цифровой материал рекомендуется анализировать в его логической взаимосвязи и преемственности с учетом предлагаемой последовательности аналитического описания таблиц:

-к каждой таблице должна быть предпослана преамбула, объясняющая цель помещения таблицы и целесообразность подбора ее показателей, что позволяет подойти к изложению общей проблемы, отображенной в данной таблице, обеспечивая логическую преемственность предшествующего текста и содержания размещаемой ниже таблицы;

-оценка содержания рассматриваемой проблемы по показателям таблицы, исходя из уровня и динамики включенных в нее показателей (для этого необходимо знание экономической природы показателей, методики их расчета и факторов, обуславливающих их уровень и динамику, а также абсолютных значений аналогичных показателей по другим предприятиям, организациям);

-выявление взаимосвязей и взаимообусловленностей между отдельными показателями таблицы, разделение их для последующего изучения на результативные и факторные;

-установление факторов, влияющих на величину и динамику основных показателей таблицы с использованием дополнительной информации, не содержащейся в данной таблице (возможно выполнение необходимых для этого вспомогательных расчетов);

-формулирование заключения по содержанию таблицы и предложений, которые, по мнению студента, могут способствовать улучшению ситуации, отображенной в данной таблице;

-обеспечение логического перехода к проблеме, рассматриваемой в следующей таблице.

Аналитические таблицы должны быть оптимальными по размеру, содержать обязательную ссылку на единицы измерения включенных в них показателей, должна быть обеспечена их методическая, пространственная и временная сопоставимость.

Невыполнение данных требований служит основанием для снижения оценки курсовой работы или возврата ее студенту на доработку.

Курсовая работа по курсу ««Экономика муниципального образования» должна содержать следующие элементы: титульный лист, содержание, введение, основную часть, (состоящую из отдельных пунктов), заключение, список использованных информационных источников и приложений.

Объем курсовой работы должен составлять 45-50 страниц печатного текста.

Титульный лист и оглавление выполняются в соответствии с типовыми правилами вуза.

Во введении автор должен показать актуальность избранной темы, степень ее разработанности в российской и зарубежной литературе. Здесь же необходимо определить объект и предмет исследования, сформулировать задачи, которые будут решаться в работе, а также определить методы исследования и его период. Введение должно быть кратким (1-3 страницы).

В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 пункта, раскрывающие сущность проблемы. Увеличивать их число не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Первый обычно связан с теоретическими, правовыми и методологическими аспектами проблемы. Второй посвящен характеристике и экономической оценке конкретного муниципального образования (по выбору студента); анализу изучаемого явления, выявлению его исторических, национальных, местных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию рассматриваемых проблем и т.д. В данном параграфе необходимо представить:

а) Краткие сведения о муниципальном образовании.

б) Анализ качества жизни населения.

в) Природно-ресурсный потенциал.

г) Экономический потенциал.

д) Кадровый потенциал.

е) Бюджетный потенциал.

ж) Анализ SWOT муниципального образования.

В последнем пункте основной части курсовой работы предлагаются практические рекомендации по совершенствованию системы муниципального управления или деятельности администрации в контексте рассматриваемой темы. При этом необходимо сохранить логическую связь между пунктами, последовательность раскрытия темы.

Объем каждого пункта должен составлять 10-12 страниц печатного текста.

Во втором и третьем пунктах обязательно должны присутствовать аналитические таблицы, в целом в курсовой работе их количество должно быть не менее 7-8. Цифровой материал, представленный в таблицах, необходимо подтверждать информационными источниками (Приложения).

Заключение (2-4 страницы) представляет собой изложение результатов курсовой работы. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении задачами курсовой работы, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации.

Список использованной литературы является обязательным элементом курсовой работы, должен включать использованные при ее написании нормативные и литературные источники (оформленные с учетом требований библиографии). Как правило, в курсовой работе должно быть использовано не менее 25 источников.

Приложения представляют собой копии исходных документов, использованных в курсовой работе, а также сложные расчеты, помещение которых в основной части работы затруднено, методики описания алгоритмов, программ для решения задач при помощи компьютерной техники, акты о внедрении результатов исследований. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» с порядковым номером и должно иметь содержательный заголовок. Материал, включенный в приложение к курсовой работе, согласуется с руководителем и в общий объем работы не включается.

Выполнение курсовой работы должно осуществляется по следующим этапам:

1. Выбор и согласование темы.

2. Поиск и изучение литературы; подготовка библиографического списка.

3. Составление плана курсовой работы.

4. Сбор и обработка фактического, статистического, иллюстративного материала и их оформление в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков.

5. Написание и редактирование текста в соответствии с планом курсовой работы.

6. Оформление и сдача курсовой работы на кафедру.

7. Ознакомление с рецензией на курсовую работу, корректировка и подготовка к защите.

8. Защита курсовой работы.

Изучение дисциплины «Экономика муниципального образования» осуществляется студентами в течение одного семестра. Все этапы работы проводятся в течении этого семестра, когда начитывается теоретический курс и ведутся практические занятия. Оформленная и подписанная автором курсовая работа сдается методисту на кафедру государственного и муниципального управления. Защита курсовой работы организуется на последних семинарских занятиях.

1. Тема курсовой работы выбирается студентом в соответствии с шифром из числа тех, которые рекомендуются кафедрой государственного и муниципального управления (см. темы курсовых работ). В отдельных случаях студенту предоставляется право самому предложить тему, не включенную в список, однако этот выбор необходимо согласовать с преподавателем. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и вообще возможность ее выполнения.

При написании курсовой работы необходимо:

- изучить научные труды, монографии российских и зарубежных ученых по данной проблеме;

- изучить статьи по избранной теме, опубликованные в журналах: Городское управление, Экономика и управление, Государство и право, Муниципальная власть, Муниципалитет, Чиновникъ и другие.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям.

3. После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан с ее структурой. Составленный план работы необходимо обязательно обсудить с преподавателем.

4. Сбор и обработка материала. Для написания курсовой работы нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в системе местного управления нашей страны. Источниками получения этих данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллетени по вопросам муниципального управления, итоги выборов; отчеты местных органов власти и др.

В ходе сбора данных могут применяться различные методы исследования: анкетирование, тестирование, устный опрос (интервью), индивидуальная беседа. Важную роль здесь также может сыграть анализ документов исследуемого муниципального органа, использование собственных материалов, собранных при прохождении производственной практики. В некоторых случаях возможны эксперименты (апробация), математическое моделирование, использование технических средств.

5. После того, как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь слушатель должен проявить умение самостоятельно писать, делать обобщения, выводы и конкретные предложения. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивая узловые вопросы на разделы и подразделы. Изложение и обоснование формулируемых положений и выводов дипломного исследования осуществляется на конкретном фактическом материале, с учетом анализа документов, цифровых данных, результатов социологических исследований, анкетных опросов, публикаций в печати, а также на основе личного опыта практической деятельности студента. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы. Каждый параграф завершается краткими выводами.

6. Оформление и сдача курсовой работы на кафедру. После написания и оформления работы студент должен подписать ее, поставить дату и сдать на кафедру. Последний срок сдачи курсовой работы за 10 дней до дня последнего семинара.

Курсовая работа выполняется на стандартных листах писчей бумаги в напечатанном виде. Текст печатается с полуторным интервалом нежирным шрифтом с размером 14 пунктов. Излагать текст нужно только на одной стороне листа, грамотно, четко, без исправлений, с размерами полей: левое – не менее 300 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. Объем работы не должен превышать 50 страниц машинописного текста, не считая таблиц, диаграмм и графиков, которые помещаются в приложении к работе. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. На титульном листе, содержании и первом листе введения номер страницы не ставят. Расстояние между заголовками и текстом – 15 мм. Точка в конце заголовка не ставится. Не допускается подчеркивание заголовков разделов и параграфов. Каждый раздел начинается с новой строки.

Цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь свое название, отражающее ее содержание и нумерацию (арабскими цифрами в пределах всей работы). Таблицу, ее номер и название следует размещать на одной строке.

Рисунки (чертежи, графики, схемы и т.д.) располагают после ссылки на них в тексте на отдельных листах. Номер и название рисунка располагают под рисунком.

Формулы следует выделять из текста отдельными строками. Не нумеруются внутри раздела цифрами. Каждая формула должна содержать расшифровку условных обозначений с указанием размерностей. Номер ставят с правой стороны на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. При повторениях в тексте ранее приведенной формулы указывается лишь ее номер.

Цитаты и цифровые данные должны иметь ссылки на источники.

Курсовая работа, представленная в форме, не соответствующей перечисленным требованиям, не допускается к защите и возвращается студенту на доработку.

7. Подготовка к защите. За несколько дней до защиты студент должен ознакомиться с рецензией на свою работу и в случае необходимости побеседовать с преподавателем дисциплины «Экономика муниципального образования.

Рецензия на курсовую работу студента содержит:

• общую характеристику работы;

• указание на степень самостоятельности работы;

• анализ недостатков содержательной части работы и оформления;

•конкретные рекомендации по устранению замечаний и подготовке к защите курсовой работы студентом.

В рецензии на курсовую работу может не содержаться окончательная оценка. В ней может быть предварительная оценка в форме вывода;

Работа допускается к защите или Работа не допускается к защите. Окончательная оценка дается после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру.

Работа не допускается к защите, если:

• она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов;

•основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно;

- отсутствуют таблицы, либо они не соответствуют предъявляемым требованиям, или не подтверждены информационными источниками;

•в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецензии, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

8. Защита курсовой работы. В ходе защиты курсовой работы студенту необходимо показать хорошее владение материалом конкретной темы, умение отвечать на вопросы, ориентироваться в содержании работы.

Оценку отлично получают работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме. Такие работы, как правило, выставляются на конкурс студенческих научных работ как внутри вуза, так и межвузовский конкурс работ.

Оценка хорошо ставится в том случае, когда в работе, выполненной на хорошем теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.

Оценку удовлетворительно заслуживают работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но нет логически стройного их изложения, содержатся отдельные ошибочные положения.

Оценку неудовлетворительно студент получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

Защита и оценка курсовой работы - это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзамену по экономике муниципальных организаций.

Оформление курсовой работы должно соответствовать вузовскому стандарту оформления письменных работ.

Таблица вариантов для выполнения курсовой работы

Последняя цифра шифра зачетной книжки

N

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

12, 22; 45

2, 21, 40

3, 24, 57

4, 30, 49

5, 66, 46

6, 35, 20

7, 36, 21

8, 37, 22

9, 38, 23

10,39 24

1

11,40,25

12,41, 26

13,42, 27

14,43, 28

15,44,

29

76,45, 30

17,46, 14

14,47, 13

19,48,12

20,49, 12

2

21,50, 10

22,51, 9

23,52, 8

24,53, 7

25,54, 6

26,55, 5

27,56, 4

28,57, 3

29,2, 2

30,59, 11

3

2, 30; 14

3, 31, 15

4, 32, 16

6,38 14

6, 39 19

7, 35, 19

8, 31 20

9, 37, 21

10,38, 22

11,3923

4

12,40,24

13,41, 25

14,42, 26

15,43, 27

16,44,

28

17,45, 29

18,46, 30

19,47, 13

20,48,1

21,49, 2

5

22,50, 3

23,51, 4

24,52, 5

25,53,6

26,54, 7

27,55, 8

28,56, 9

29,57, 10

30,58, 11

31,4, 12

6

42,30 13

53,31, 14

24,32, 15

55,33, 16

26,34, 17

47,35, 18

28,36, 19

18,37, 20

49,38, 21

42,39 22,

7

41,2033

42,21, 23

43,32, 24

24,43, 55

45,14,

26

26,45, 17

47,1 28

18,47, 29

49,28,30

50,19, 8

8

21,5, 8

22,6, 9

23,7, 10

24,8, 11

25,9, 12

26,10, 13

27,11, 14

28,12, 15

29,13, 16

30,14, 17

9

1, 30; 15

2, 31, 67

3, 2, 68

4, 33, 69

5, 34, 70

6, 35, 71

7, 36, 72

8, 37, 73

9, 39,74

10,39 75

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1.Муниципальная собственность: состав, содержание, формирование.

2. Оценка доходности муниципальных территорий.

3.Комплексное и эффективное развитие муниципального хозяй­ства в экономической системе местного самоуправления.

4.Оценка эффективности управления муниципальной собственностью.

5.Муниципальное хозяйство: факторы, формирование и использование.

6.Экономическая деятельность на территории и проблемы самодостаточности и устойчивости местного самоуправления.

7.Взаимо­действие и сферы партнерства местных органов власти и бизнеса в решении социально-экономических вопросов развития терри­тории.

8. Анализ и оценка хозяйственного комплекса муниципального образования.

9.Участие государства и бизнеса в формировании местных финансов.

10.Экономическое пространство муниципального образования.

11.Финансовый потенциал территории и его основные элементы

12.Земельные ресурсы муниципального образования.

13.Муниципальные образования и экология.

14.Производственно-технологический потенциал муниципальных образований.

15.Социально-демографический потенциал муниципального образования.

16.Кадровый потенциал муниципального образования.

17.Правовые основы муниципальной экономики.

18.Особенности и перспективы предпринимательской деятельности муниципального образования.

19. Инструменты определения кризисного состояния муниципальной экономики.

20.Инвестиционная деятельность в муниципальном секторе.

21. Современное состояние и перспективы развития инфраструктурного комплекса муниципального образования.

22.Муниципальные инвестиционные проекты и программы.

23. Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования.

24.Политика муниципальных образований в сфере занятости населения.

25.Политика муниципальных образований по развитию и поддержке предпринимательства.

26.Муниципальная экономика в условиях кризиса.

27.Эффективность хозяйственных решений на муниципальном уровне.

28.Эффективность использования ресурсов муниципального образования

29. Оценка и использование преимуществ муниципального образования.

30.Социально-трудовая сфера муниципального образования

31.Совершенствование бюджетного процесса на муниципальном уровне.

32.Методы привлечения инвестиций в экономику муниципального образования

33.Реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне.

34.Занятость населения как результат муниципальной экономической политики.

35. Анализ тенденций и перспектив развития муниципальной экономики

36.Современные технологии развития муниципального хозяйства на примере муниципального образования

37. Динамика социально-экономического развития муниципального образования.

38. Условия и факторы развития малого предпринимательства в муниципалитетах.

39. Содержание и классификация расходов местного бюджета. Источники финансирования дефицита местного бюджета

40. Источники финансирования дефицита местного бюджета

41.Административные и экономические формы муниципального регулирования экономики.

42.SWOT-анализ экономики муниципального образования в целях определения экономической стратегии

43. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований

44. Концепция привлечения инвестиций в муниципальные образования

45. Оценка внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих экономическое развитие муниципального образования.

46. Проблемы саморазвития муниципального образования

47.Формирование профессионально-квалификационной структу­ры кадров муниципальных органов управления

48.Определение стратегических целей социального развития муниципального образования

49.Природно-ресурсный потенциал как важнейший фактор эко­номического развития муниципального образования

50. Отраслевая структура экономики муниципального образования.

51. Оценка основных факторов, влияющих на развитие муниципальной экономики

52. Инфраструктура муниципального образования и пути ее совершенствования

53.Индикаторы социально-экономического положения муниципальных образований и их практическое использование.

46.Реализация муниципального маркетинга, направления и эффективность.

47. Оценка неравномерности развития муниципальных образований.

49.Стратегическое планирование развития муниципального образования как результат взаимодействия секторов муниципальной экономики.

50. Экологическая экономика и устойчивое развитие муниципального образования

51.Стратегическое управление как инструмент реализации потенциалов муниципального образования.

53.Комплексная оценка уровня социально-экономического развития муниципального управления на основе выделения наиболее эффективных факторов..

57.Стратегия формирования устойчивого жизнеобеспечения населения сельских территорий как инструмент управления качеством жизни.

58. Организационные основы регулирования муниципальной экономики.

59. Ресурсы и эффективное развитие муниципального хозяйства.

60. Промышленная и аграрная политика в муниципальных образованиях.

61.Социально-экономические проблемы муниципального образования.

62.Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона.

63.Пути укрепления и развития муниципальной экономики в муниципальном образовании.

64.Эффективность управления муниципальным хозяйством муниципального образования.

65.Механизмы поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании.

66. Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования.

67.Механизмы эффективного управления муниципальной соб­ственностью в муниципальном образовании.

68.Управление муниципальными землями и другими природны­ми ресурсами в муниципальном образовании.

69.Основы самостоятельности и сбалансированности бюджета муниципального образования.

70.Проблема реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления.

71.Реформа ЖКХ: принципы, цели, результаты (на примере муниципального образования).

72.Концепция развития экономики муниципального хозяйства.

73.Стратегическое планирование развития инфраструктуры регионального туристского комплекса.

74.Жилищно-коммунальное хозяйство в системе муниципального хозяйства муниципального образования.

75.Социально-экономические проблемы развития муниципального хозяйства.

76.Оценка привлекательности экономического пространства муниципального образования

Рекомендуемая литература

Основная

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 16 сентября 2003г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003г. № 131-ФЗ).

2. Экономика муниципального сектора: Учеб. пособие / Под ред. Пикулькина А.В. – М. ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

3. Экономика муниципальных образований: Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Игнатова. – М.: ИКЦ «Март», 2005.

Дополнительная

1. Муниципальное управление: бюджет, активы, ЖКХ. – М.: Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2002.

2. Муниципальный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М. ЮНИТИ, 1997.

3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы, теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

6. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2004.

Скачать архив с текстом документа