Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные системы в производственном менеджменте» для специальности: 080801 «Прикладная информатика в экономике»
СОДЕРЖАНИЕ: Цель дисциплины «Информационные системы в производственном менеджменте» формирование у студентов теоретических знаний и получение практических навыков по применению информационных систем в управлении производствомФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. ВЯЗЬМЕ
Утверждено
на заседании кафедры ПИИТ
Протокол № от 2006г.
Заведующий кафедрой ПИИТ
_______ к.п.н. К.А.Кузьмин
«_____»_______________2006г.
Методические указания по выполнению лабораторных работ
по дисциплине
« Информационные системы в производственном менеджменте»
для специальности: 080801 «Прикладная информатика в экономике»
форма обучения: очная
Разработали: М. Ш. Ким, С.А. Дмитриева
2006 г.
Авторы: старший преподаватель Ким М. Ш.,
ассистент Дмитриева С.А.
Рецензент: к.п.н. К.А.Кузьмин
тираж - 100 экз.
Издательство – РИЦ ВФ МГИУ
Место издания – г.Вязьма, ул.Просвещения, д.6а
СОДЕРЖАНИЕ
2. Примерный тематический план. 5
3. Методические указания по выполнению лабораторных работ. 6
4. Требования к оформлению лабораторной работы.. 17
1. Пояснительная записка
Современные автоматизированные рабочие места и информационные технологии открывают для организации возможности влиять на эффективность производственного процесса, полноту и достоверность отражения положения в производственной деятельности, а также обеспечивать управленческий персонал своевременной и полной информацией, требующейся для принятия управленческих решений.
Цель дисциплины «Информационные системы в производственном менеджменте» - формирование у студентов теоретических знаний и получение практических навыков по применению информационных систем в управлении производством.
В результате изучения курса студенты должны свободно ориентироваться во всём многообразии корпоративных информационных систем, знать основные способы и режимы обработки производственной информации, а также обладать практическими навыками использования инструментальных и прикладных информационных технологий в различных отраслях производства.
Изучение курса основывается на следующих дисциплинах «Информационные технологии», «Информационные системы», «Базы данных» и «Производственный менеджмент».
В процессе изучения курса студенты знакомятся с основными тенденциями информатизации в сфере производственного менеджмента, овладевают практическими навыками в использовании информационных технологий в различных областях производственной деятельности. Важное значение в процессе обучения приобретает овладение навыками самостоятельной ориентации в многообразном рынке компьютерных программ и систем.
Изучения курса предполагает проведение лекционных занятий и лабораторных работ, консультаций, а также самостоятельную работу студентов.
Целью проведения лабораторных работ является получение студентами практических навыков работы в среде информационных систем БЭСТ-Про, БЭСТ-5, Флагман, Галактика и закрепление теоретических знаний.
2. Примерный тематический план
Для студентов очной формы обучения
специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»
(план приема 2002-2005г.)
Наименование темы |
Количество часов |
|||
Всего |
в том числе |
|||
Лекции |
Лаб.раб. |
СРиЗ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Тема 1. Информационное обеспечение управления производством |
16 |
2 |
4 |
10 |
Тема 2. Виды информационных систем менеджмента |
19 |
3 |
- |
16 |
Тема 3. Системы БЭСТ-Про, БЭСТ-5 в управлении производством |
16 |
4 |
9 |
3 |
Тема 4. Корпоративная информационная система Галактика |
18 |
4 |
- |
14 |
Тема 5. Корпоративная информационная система Флагман |
14 |
4 |
4 |
6 |
Итого: |
83 |
17 |
17 |
49 |
3. Методические указания по выполнению лабораторных работ
Лабораторная работа №1.
(4 часа)
Тема: Разработка базы данных реализации производственной задачи с использованием средств информационных технологий (MS Excel, MS Access, Дельфи, QBasic и др.).
Цель: Изучить структуру производственной информации.
Задание:
1. Разработать структуру информации для реализации производственной задачи. Варианты производственных задач:
формирование производственной программы;
расчет калькуляции затрат на производство;
планирование потребности в производственных запасах;
планирование потребности в основных средствах;
учет и контроль движения материалов на складе;
контроль качества произведенной продукции;
контроль продаж готовой продукции;
планирование потребности в персонале;
управление технологическими процессами;
годовое планирование закупок сырья и материалов;
задача по выбору студента.
2. Используя возможности информационных технологий реализовать решение поставленной производственной задачи.
Краткие теоретические сведения
В любой информационной системе организуются определенные процессы, чтобы:
выявить информационные потребности;
осуществить отбор источников информации;
осуществить сбор информации;
выполнить действия по обработке информации, оценке ее полноты и значимости и по представлению ее в удобном виде;
вывести информацию для предоставления потребителям или передачи в другую систему;
организовать использование информации для оценки тенденций, разработки прогнозов, оценки альтернатив решений и действий, выработки стратегии;
организовать обратную связь — по результатам обработки данных осуществить коррекцию взаимодействия с внешней средой.
Все эти действия осуществляются с помощью тех или иных информационных технологий в рамках информационной системы организации. Для любой организации является существенным установление регламента функционирования информационной системы — от выявления информационных потребностей до использования информации. Речь идет о типизации задач, решаемых в организации, установлении периодичности получения, обработки и использования информации, стандартизации входных и выходных документов, стандартизации процедур обработки информации.
Запросы к информационной системе и, следовательно, процедуры формирования ответа на них можно подразделить на рутинные и нерутинные. Рутинные процедуры характеризуются заданностью исходной и выходной информации, а также определенностью алгоритма получения последней из первой. Выделение рутинных задач и процедур обработки информации позволяет их формализовать, а в дальнейшем и автоматизировать. Вопрос лишь в том, в состоянии ли используемые в организации информационные технологии обеспечить инфраструктуру для этого. Если рутинные повседневные действия автоматизированы, то гораздо проще обрабатывать нерутинные случайные запросы.
В основе любой системы лежит процесс. В основе информационной системы — процесс производства информации. В этом смысле мы можем рассматривать информационную систему как систему управления, где этот процесс является объектом управления. И, как во всякой системе управления, существуют органы управления информационной системой.
Ход выполнения работы
1. Ознакомиться с заданием лабораторной работы и краткими теоретическими сведениями.
2. Выбрать предметную область для автоматизации в рамках данной лабораторной работы.
3. Провести системный анализ предметной области, выявить производственную задачу, выполнение которой нужно автоматизировать.
4. Выделить информационные объекты предметной области, необходимые для решения поставленной задачи. Описать реквизиты выделенных информационных объектов, выбирая уровень абстрагирования с позиции решаемой задачи. Указать связи между объектами.
5. Построить датологическую модель предметной области с учетом ограничений, накладываемых СУБД и инструментальными средствами, выбранными для физической реализации базы данных.
6. Произвести физическое проектирование и реализацию базы данных и приложения для работы с ней. На данном этапе необходимо создать базу данных, разработать формы для ввода данных, отчеты и запросы, необходимые для решения поставленной задачи. При необходимости проведения статистического или корреляционно-регрессионного анализа данных, построения трендов, диаграмм, графиков и др. обработки данных, требующей сложных математических вычислений можно осуществить экспорт данных в табличный процессор Excel.
В отчет по выполнению лабораторной работы включить результаты системного анализа предметной области, инфологического и датологического проектирования, описание физической структуры программы.
В описание физической структуры программы необходимо включить:
схему взаимодействия программных модулей, с указанием их функциональной нагрузки;
описание реализованных для решения поставленной задачи запросов и отчетов, с указанием источников данных и смысловой нагрузки результатов их выполнения;
результаты выполнения производимых расчетов.
При использовании экспорта данных в табличный процессор Excel, описать механизм передачи данных, функции задействованные для их обработки, построенные диаграммы и графики. Указать смысловую нагрузку результатов обработки данных, построенных диаграмм и графиков, их роль в решении поставленной производственной задачи.
Техническое и программное обеспечение
Лабораторная работа проводится на персональных ЭВМ, отвечающих заданным характеристикам:
процессор: Pentium-Ш или выше, с тактовой частотой не менее 800 Гц;
объем оперативной памяти - не менее 256 Mb;
свободное пространство на жестком диске - не менее 500 Mb;
монитор стандарта SVGA;
мышь;
операционная система: Windows 98 SE и выше.
прикладное программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft Access, Microsoft Excel.
Место проведения
Компьютерный класс.
Вопросы для допуска к лабораторной работе
1. Структура базовой информационной технологии управления производством.
2. Основные аспекты представления экономической информации.
3. Ресурсы информационных систем управления производством.
4. Функциональные задачи производственного менеджмента.
5. Информационные технологии автоматизации офиса.
6. Понятие базы данных. Структура файла базы данных. Этапы проектирования баз данных.
Рекомендуемая литература:
1. Золотова С.И. Практикум по Access. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 144 с.
2. Информатика: Учебник. – 3-е перераб. изд./ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 768 с.
3. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: уч. пос. КиЗ: Системы управления организацией. –М.: Омега –Л, 2003.
4. Нейбауэр А. Access 97 для занятых – Спб: Питер, 1997. – 368 с.
5. Рычков В. Microsoft Excel 2000: краткий курс – СПб: Питер, 2001. – 320с.
6. Устинова Г. М.. Информационные системы менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: DiaSoft, 2000
Вопросы и задания к защите лабораторной работы
1. Обосновать выбор производственной задачи.
2. Описать основные функции, выполняемые разработанной программой для выполнения поставленной задачи.
3. Описать основные этапы создания базовой информационной технологии реализации поставленной задачи.
4. Описать структуру базы данных, обосновать выбор информационных объектов.
5. Показать разработанную программу, описать назначение реализованных форм, запросов и отчетов.
Лабораторная работа №2.
(4 часа)
Тема: Основные функциональные подсистемы БЭСТ-Про.
Цель: Изучение структуры программного комплекса БЭСТ-Про
Задание:
1. Изучить модульный состав следующих подсистем программного комплекса БЭСТ-Про:
Учет денежных средств
Учет расчетов по договорам
Управление запасами
Управление закупками
Учет работ и услуг
Управление сбытом
Управление производством
Учет взаиморасчетов
Учет основных средств
Учет автотранспорта
Главная книга
Налоговый учет
2. Реализовать решение производственной задачи, описанной в лабораторной работе №1.
Краткие теоретические сведения
Системный комплекс БЭСТ-ПРО относится к классу многопользовательских программ, предназначенных для автоматизации многих аспектов хозяйственной деятельности предприятий различного профиля. Он обеспечивает автоматизацию бухгалтерского, налогового и кадрового учета, документооборота, анализа данных, и управления, помогая прогнозировать и планировать деятельность предприятия на основе оптимальных управленческих решений.
БЭСТ-ПРО обеспечивает оперативный бухгалтерский учет – учет хозяйственной операции одновременно с оформлением (учетом) соответствующего документа. В рамках оперативного учета программа позволяет регистрировать (или создавать) первичные документы, начиная от закупок материально-производственных запасов и кончая управлением производственными операциями и реализацией товаров и готовой продукции. При этом обеспечивается полный контроль взаимоотношений с поставщиками и покупателями, выполняются конкретные операции в циклах расходования, производства и получения доходов и формируются массивы первичных документов.
Система БЭСТ-ПРО предназначена для использования предприятиями различного профиля и формы собственности. Она может применяться в торговле (оптовой и розничной), в сфере услуг, в производстве и бюджетной сфере. Адаптация системы к предприятиям различного профиля выполняется за счет подбора компонентов программы. Комплекс БЭСТ-ПРО, в основном, ориентирован на применение предприятиями, средними по размеру, с небольшим количеством рабочих мест. Однако, за счет специальных средств конфигурирования системы, она может быть адаптирована для применения малыми предприятиями (вплоть до однопользовательских конфигураций) или достаточно крупными предприятиями. Единственное ограничение – локальная сеть, связывающая рабочие места, должна обслуживаться одним сервером. То есть программа не поддерживает распределенные многосерверные сети.
Программный комплекс БЭСТ-ПРО имеет модульную архитектуру. Каждый модуль обладает относительной самостоятельностью и может эксплуатироваться как в составе комплекса, так и отдельно. Модуль называется прикладной подсистемой программы БЭСТ-ПРО.
Каждая подсистема предназначена для автоматизации учета одной из сторон деятельности предприятия. Кроме того, в состав комплекса входят модули администрирования системы и общие справочники. Они являются обязательными и обеспечивают функционирование программы при любой конфигурации системы. Набор подсистем и модулей в конкретной поставке может различаться в зависимости от профиля предприятия или задач учета.
1. Система Учет денежных средств предназначена для выполнения следующих функций:
учет движения наличных и безналичных денежных средств;
учет расчетов с подотчетными лицами;
учет депонированной заработной платы.
2. Учет расчетов по договорам.
Система Учет договоров предназначена для выполнения следующих функции:
ведение картотеки договоров;
сведение расчетов по договорам в произвольной валюте расчетов;
контроль исполнения договоров по суммам и срокам исполнения договорных обязательств;
начисление штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств;
ведение корреспонденции по договорам.
3. Управление запасами.
Система управления запасами предназначена для количественно-суммового учета наличия и движения материальных запасов. Функциональные возможности системы позволяют ее применять на предприятиях различных отраслей и форм собственности для решения следующих задач:
учет наличия материальных запасов на складах предприятия;
учет наличия запасов, переданных в производство;
учет наличия запасов принятых на реализацию (консигнация, комиссия) и ответственное хранение;
учет наличия запасов переданных на реализацию (консигнация, комиссия) и ответственное хранение;
учет тары подлежащей возврату поставщикам и подлежащей возврату от покупателей;
учет МБП в эксплуатации, расчет износа МБП;
учет движения материальных запасов (поступление, выбытие, внутреннее перемещение);
учет операций сборки (разборки) комплектов;
расчет фактической себестоимости запасов;
проведение инвентаризации наличия запасов и переоценки запасов.
Таким образом, система управления запасами комплекса БЭСТ-ПРО позволяет организовать полнофункциональный учет различных операций по учету наличия, движения и оценки материальных запасов на предприятии.
4. Управление закупками.
Система Управление закупками предназначена для выполнения следующих функций:
формирование заказов поставщикам и контроль за их исполнением;
оформление прихода запасов на предприятие;
возвраты поставщикам;
расчеты с поставщиками.
5. Учет работ и услуг.
Система Учет работ и услуг предназначена для ввода актов на выполнения работ и услуг, оказанных предприятием или его контрагентами
6. Управление сбытом.
Система Управление сбытом предназначена для выполнения следующих функций:
прием заказов от покупателей на товары и готовую продукцию и контроль их исполнения;
оформление товарных документов на отгрузку;
учет возврата товаров и готовой продукции;
расчеты с покупателями.
7. Управление производством.
Назначение системы и функциональные возможности
Подсистема управления производством программного комплекса БЭСТ-ПРО предназначена для выполнения функций подготовки и настройки параметров производственного процесса, планирования объемов производства, расчета календарных графиков производства, потребностей в материальных ресурсах и производственных мощностях, контроля хода производства, учета материалов, продукции и полуфабрикатов, брака и отходов, формирования производственной отчетности и калькуляции затрат на производство.
Подсистема обладает следующими функциональными возможностями:
поддержка неограниченного числа рабочих центров;
расчет норм расхода материалов, формирование структуры продукции с неограниченным числом уровней входимости узлов и деталей;
ввод маршрутов движения продукции и полуфабрикатов;
учет замен материалов;
расчет объемов производства на основании заказов клиентов;
расчет производственного графика, планов запуска/выпуска продукции и полуфабрикатов;
расчет потребностей в производственных мощностях;
формирование ежедневных списков операций по каждому рабочему центру;
расчет общих потребностей в материалах, дефицита материалов и формирование заказов поставщикам;
формирование наряд-заказов производству;
внутрицеховой учет операций и контроль хода производства;
учет движения продукции и полуфабрикатов;
учет движения сырья и материалов;
учет брака и отходов;
расчет незавершенного производства;
формирование цеховой отчетности;
распределение израсходованных материалов по группам продукции, видам продукции и производственным заказам;
формирование сводной производственной отчетности;
бухгалтерский учет производства;
учет и распределение затрат;
расчет плановой и фактической себестоимости продукции.
Подсистема Управления производством может применяться на предприятиях различных отраслей промышленности.
8. Учет взаиморасчетов.
Контроль взаиморасчетов
Режим контроля взаиморасчетов позволяет контролировать текущее сальдо расчетов с каждым контрагентом предприятия.
Контроль текущего сальдо производится через карточку контрагента . Сведения в карточке представлены за контрольный период , заданный при установке фильтра на картотеку, и содержат:
начальное и конечное сальдо расчетов за контрольный период. Задолженность контрагента перед предприятием показывается со знаком плюс, задолженность предприятия перед контрагентом - со знаком минус;
перечень документов, сформированных за контрольный период. В перечне представлены только документы движения ресурсов, влияющие на состояние взаиморасчетов.
Разнесение сумм документов на расчеты с контрагентом производится автоматически по следующим правилам:
суммы платежных документов - при регистрации платежа по выписке банка или по листу кассовой книги;
суммы авансовых отчетов - при регистрации в журнале авансовых расчетов;
суммы приходных и расходных накладных, счетов-накладных, актов возврата, и актов выполненных работ;
суммы карточек инвентаризации - при сохранении карточек.
9. Учет основных средств.
Система Учет основных средств предназначена для выполнения следующих функций:
учет наличия ОС и НМА;
оформление документов движения ОС и НМА;
расчет амортизации ОС и НМА. Переоценка. Инвентаризация.
10. Учет автотранспорта.
Система Взаиморасчеты с контрагентами предназначена для выполнения следующих функций:
учет работы автотранспорта;
учет расхода топлива и горюче-смазочных материалов;
учет работы водителей.
11. Главная книга
Система Главная книга предназначена для ведения сводного бухгалтерского учета на основе первичных документов, введенных в прикладных системах, а также для формирования сводной бухгалтерской отчетности.
12. Налоговый учет
Система Налоговый учет предназначена для формирования счетов-фактур, ведения книги покупок и книги продаж.
Ход выполнения работы
1. Ознакомиться с заданием лабораторной работы и краткими теоретическими сведениями.
2. Рассмотреть организацию модулей различных пользователей в системе.
3. Зайти в систему пользователем «Администратор».
4. Реализовать решение производственной задачи, описанной в лабораторной работе №1, для этого зайти в систему как соответствующий пользователь. Проверить работоспособность назначенных модулей: возможность их запуска, возможность редактирования данных. Проверить выполнение назначенных ограничений рабочего места.
5. Составить отчет о проделанной работе.
В отчет по выполнению лабораторной работы включить:
перечень имеющихся в системе рабочих мест, описание доступных модулей и ограничений для каждого пользователя;
информацию о соответствующем производственной задаче рабочем месте: название, выполняемые функции, перечень назначенных модулей, установленные ограничения на работу с программой;
результаты проверки работоспособности рабочего места.
Техническое и программное обеспечение
Лабораторная работа проводится на персональных ЭВМ, отвечающих заданным характеристикам:
процессор: Pentium-Ш или выше, с тактовой частотой не менее 800 Гц;
объем оперативной памяти - не менее 256 Mb;
свободное пространство на жестком диске - не менее 500 Mb;
монитор стандарта SVGA;
мышь;
операционная система: Windows 98 SE и выше.
прикладное программное обеспечение: Microsoft Word, БЭСТ-ПРО .
Место проведения
Компьютерный класс.
Вопросы для допуска к лабораторной работе
1. Структура системы БЭСТ-ПРО, основные функции.
2. Основные модули системы БЭСТ-ПРО.
3. Меню рабочего места в системе БЭСТ-ПРО.
4. Формирование отчетов в системе БЭСТ-ПРО. Конструктор отчетов.
Рекомендуемая литература:
1. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: уч. пос. КиЗ: Системы управления организацией. –М.: Омега –Л, 2003.
2. Устинова Г. М.. Информационные системы менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: DiaSoft, 2000
3. http://www.bestnet.ru
Вопросы и задания к защите лабораторной работы
1. Описать имеющиеся в системе рабочие места, их функциональное назначение, доступные модули и действующие ограничения.
2. Описать соответствующее производственной задаче рабочее место: его назначение, выполняемые функции, обосновать набор доступных модулей и установленные для рабочего места ограничения.
3. Продемонстрировать работу рабочего места.
Лабораторная работа №3.
(5 часов)
Тема: Особенности информационной системы БЭСТ-5.
Цель: Изучение структуры программного комплекса БЭСТ-5
Задание:
1. Изучить модульный состав подсистем информационной системы БЭСТ-5.
2. Реализовать решение производственной задачи, описанной в лабораторной работе №1.
Краткие теоретические сведения
Система БЭСТ-5 представляет собой комплексную программу управления предприятием, которая поддерживает весь цикл учетных и управленческих процедур:
планирование деятельности;
сбор фактических данных (ведение учета);
трансформацию первичной информации в информацию для менеджмента;
контроль отклонений показателей от плановых значений;
развитые аналитические процедуры.
Комплекс ориентирован на малый и средний бизнес и может применяться практически на любых предприятиях. При этом система БЭСТ-5 продолжает линию продуктов БЭСТ. Программа БЭСТ-5 наследует все прикладное содержание программного комплекса БЭСТ- 4 и переносит его на современную технологическую платформу. В качестве преимуществ комплекса можно выделить следующие:
функциональная полнота системы, высокая степень ее готовности к использованию;
удобные возможности адаптации к конкретным условиям применения;
легкость освоения и удобство ведения учетных операций;
разделение бухгалтерского и управленческого учета с поддержкой связей между ними;
средства планирования деятельности на основе гибкой системы бюджетов;
возможность построения единого информационного пространства фирмы;
использование контроллинга в качестве технологии управления бизнесом;
использование в системе прогрессивных технологических решений.
Система БЭСТ-5 относится к классу многопользовательских комплексных программ автоматизации деятельности предприятия. В рамках своих бухгалтерских функций она обеспечивает автоматизацию деятельности бухгалтерии по всем аспектам бухгалтерского учета, начиная от ввода первичных документов и формирования книги учета операций, и заканчивая построением баланса предприятия, отчета о финансовых результатах, справок для налоговых инспекций и т.д.
В основу программного комплекса заложены как стандартные принципы бухгалтерского учета, так и оригинальные модели поддержки системы учета, документооборота.
Налоговый учет ведется в системе параллельно бухгалтерскому учету, что позволяет избежать бухгалтерам двойной работы.
В рамках оперативного учета программа обеспечивает полную поддержку цикла получения дохода, начиная от оформления заказа и выписки счета на оплату, до сведения расчетов по оплате и отгрузки продукции. Блоки оперативного учета диверсифицированы, имеются специальные модули для предприятий оптовой торговли, промышленных предприятий, розничной торговли.
Система БЭСТ-5 является полноценным 32-разрядным приложением среды Windows. Она может эксплуатироваться на компьютерах, работающих под управлением этой среды, начиная от платформы MS Windows’2000.
Немаловажный аспект любой «стандартной» системы — наличие в ней базовых функций учета.
Интегрированная система БЭСТ-5 представляет собой набор взаимосвязанных приложений, каждое из которых может функционировать как независимо, так и в составе комплекса. Каждое приложение предназначено для учета ресурсов определенного вида или ведения общего бухгалтерского, налогового или управленческого учета. Приложения системы объединены в логические группы. Структура групп представлена в следующей таблице:
Структура БЭСТ-5
Группа |
Приложения (подсистемы) |
Финансы |
Счета в банках Касса. Подотчеты Расчеты. Договоры Основные средства Бухгалтерский учет |
Логистика |
Закупки. Поставщики Продажи. Клиенты Сырье. Материалы Товары. Продукция Торговый зал Анализ товаров и услуг |
Персонал |
Кадры Заработная плата |
Прочие модули |
Обмен данными |
Администрирование |
Предприятия и базы данных |
Разное |
Стандартные |
Каждое приложение содержит набор режимов и включает инструментальные средства для ввода данных и анализа деятельности компании. Программный комплекс может быть расширен удаленными блоками: удаленный склад сырья, материалов; удаленный склад товаров, продукции; удаленный торговый зал.
Ход выполнения работы
1. Ознакомиться с заданием лабораторной работы и краткими теоретическими сведениями.
2. Рассмотреть функциональные возможности основных подсистем программы БЭСТ-5.
3. Реализовать решение производственной задачи, описанной в лабораторной работе №1.
4. Составить отчет о проделанной работе.
Техническое и программное обеспечение
Лабораторная работа проводится на персональных ЭВМ, отвечающих заданным характеристикам:
процессор: Pentium-Ш или выше, с тактовой частотой не менее 800 Гц;
объем оперативной памяти - не менее 256 Mb;
свободное пространство на жестком диске - не менее 500 Mb;
монитор стандарта SVGA;
мышь;
операционная система: Windows 98 SE и выше.
прикладное программное обеспечение: Microsoft Word, БЭСТ-5 .
Место проведения
Компьютерный класс.
Вопросы для допуска к лабораторной работе
1. Структура системы БЭСТ-5, основные функции..
2. Основные группы системы БЭСТ-5.
3. Возможности, предоставляемые системой БЭСТ-5 для автоматизации функций производственного менеджмента.
Рекомендуемая литература:
1. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: уч. пос. КиЗ: Системы управления организацией. –М.: Омега –Л, 2003.
2. Устинова Г. М.. Информационные системы менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: DiaSoft, 2000
3. http://www.bestnet.ru
Вопросы и задания к защите лабораторной работы
1. Описать имеющиеся в системе группы, их структуру и функциональное назначение модулей.
2. Продемонстрировать экранные формы решения производственной задачи
Лабораторная работа №4.
(4 часа)
Тема: Работа основных подсистем управления предприятием в программном комплексе «Флагман».
Цель: Изучение структуры программного комплекса «Флагман»
Задание:
1. Изучить модульный состав подсистем программного комплекса «Флагман»:
2. Реализовать решение производственной задачи, описанной в лабораторной работе №1.
Краткие теоретические сведения
Корпоративная информационная система Флагман предназначена для решения задач автоматизации управления предприятиями, холдингами, корпорациями
В структурном отношении система состоит из семи контуров, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько подсистем. Подсистемы могут работать как совместно, обеспечивая согласованную работу в рамках всего предприятия или нескольких подразделений, так и автономно. Надо отметить, что комплексный подход к автоматизации учета и управления предприятиями требует полной интеграции учетной и управленческой информации всех функциональных служб предприятия. В соответствии с этим подходом, система «Флагман» базируется на использовании единого информационного пространства, и, кроме того, обладает средствами объединения данных, полученных на автономных рабочих местах.
Интеграция информационного пространства позволяет эффективно решить важнейшие задачи, стоящие перед руководством предприятия: повысить достоверность получения данных и оперативность их обработки, получив за счет этого дополнительные конкурентные преимущества
В системе предусмотрено использование стандартных бизнес-процедур, связанных с важнейшими участками финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
осуществляется стратегическое, текущее и оперативное планирование;
обеспечивается бюджетирование ресурсов, управление финансовыми потоками и экономическим состоянием предприятия;
осуществляются функции маркетингового, логистического и операционного менеджмента;
обеспечивается управление трудовыми ресурсами;
ведется управленческий и бухгалтерский учет;
обеспечивается управление себестоимостью продукции;
обеспечивается мониторинг ресурсов и результатов деятельности предприятия.
О сновополагающие принципы построения корпоративной информационной системы:
комплексный подход к составу подсистем и задач автоматизации управления предприятием;
обеспечение работы всех программных модулей системы в едином информационном пространстве с предоставлением возможности локальной работы отдельных подсистем, групп пользователей и рабочих мест;
использование единой системы документооборота, обеспечение принципа однократности ввода данных, возможность использования выходных документов системы в качестве первичных;
возможность одновременного обслуживания системой нескольких бизнес-единиц (предприятий), с получением консолидированных отчетов;
возможность работы пользователей, обслуживающих разные бизнес-единицы, с едиными или автономными аналитическими справочниками;
открытость структур хранения информации;
обеспечение возможности работы в условиях распределенной обработки данных;
использование во всех подсистемах общих программных библиотек, с поддержанием единой технологии обработки данных и стандартизованных интерфейсов.
КИС «Флагман» является открытой и гибкой системой. Это обеспечивается за счет предоставления пользователям всей необходимой технологической документации и инструментария для настройки и модификации системы. Дополнительную степень гибкости системе придает поддержка нескольких серверов баз данных.
Набор инструментальных средств КИС «Флагман» обеспечивает:
гибкую и оперативную настройку системы на бизнес-логику предприятия;
создание пользовательских алгоритмов и процедур обработки данных, модификацию алгоритмов, поставляемых разработчиком;
использование поставляемой библиотеки функциональных классов при создании (программировании) внешних пользовательских приложений;
организацию произвольно-сложной системы документооборота;
настройку произвольного количества пользовательских интерфейсов;
разработку произвольных пользовательских отчетов;
экспорт и импорт данных, взаимодействие и интеграцию с внешними приложениями, удаленный доступ и репликацию данных;
авторизацию доступа к данным и протоколирование работы пользователей;
интеграцию с приложениями Microsoft Office.
Решение задач автоматизации управления осуществляется на базе построения информационно-технологической модели предприятия. Осуществляется настройка системы на бизнес-процессы: автоматизируются процедуры сбора, обработки и обобщения первичной информации. При этом внедрение системы не требует полной перестройки существующей системы управления предприятием, поскольку программный продукт настраивается на специфику предприятия. Необходимость реинжиниринга отдельных бизнес-процессов, возникающая при внедрении КИС «Флагман», диктуется исключительно потребностями предприятия, а не жесткостью программного комплекса
Внедрение комплексной системы «Флагман» упорядочивает работу предприятия, обеспечивает руководителей всех уровней своевременной и полноценной информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Система обеспечивает полноценный учет и контроль основных финансово-хозяйственных процессов, происходящих на предприятии.
Контуры и подсистемы.
Контур Финансово-экономическое управление:
- Подсистема «Маркетинг»;
- Подсистема «Технико-экономическое планирование»;
- Подсистема «Договоры и взаиморасчеты»;
- Подсистема «Финансовый менеджмент».
Контур Логистика:
- Подсистема «Сбыт и торговля»;
- Подсистема «Складской учет»;
- Подсистема «Снабжение и закупки».
Контур Управление производством:
- Подсистема «Техническая подготовка производства»;
- Подсистема «Управление проектами»;
- Подсистема «Календарное планирование»;
- Подсистема «Управление цехом»;
- Подсистема «Услуги и сервис»;
- Подсистема «Отраслевые решения».
Контур Управление персоналом:
- Подсистема «Персонал»;
- Подсистема «Зарплата»;
- Программный модуль «Налог».
Контур Бухгалтерский учет и анализ:
- Подсистема «Бухгалтерский учет»;
- Программный модуль «Финансовый анализ».
Контур Контроллинг:
- Подсистема «Управление затратами»;
- Подсистема «Мониторинг бизнеса».
Контур Управление информационными ресурсами:
- Программный модуль «Администрирование»;
- Подсистема «Документооборот»;
- Инструментальные средства.
Ход выполнения работы
1. Ознакомиться с заданием лабораторной работы и краткими теоретическими сведениями.
2. Рассмотреть функциональные возможности основных подсистем программы «Флагман».
3. Реализовать решение производственной задачи, описанной в лабораторной работе №1.
4. Составить отчет о проделанной работе.
Техническое и программное обеспечение
Лабораторная работа проводится на персональных ЭВМ, отвечающих заданным характеристикам:
процессор: Pentium-Ш или выше, с тактовой частотой не менее 800 Гц;
объем оперативной памяти - не менее 256 Mb;
свободное пространство на жестком диске - не менее 500 Mb;
монитор стандарта SVGA;
мышь;
операционная система: Windows 98 SE и выше.
прикладное программное обеспечение: Microsoft Word, система «Флагман».
Место проведения
Компьютерный класс.
Вопросы для допуска к лабораторной работе
1. Структура информационной системы «Флагман». Работа основных программных модулей.
2. Функциональные подсистемы системы «Флагман».
3. Возможности, предоставляемые системой «Флагман» для автоматизации функций производственного менеджмента.
Рекомендуемая литература:
1. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: уч. пос. КиЗ: Системы управления организацией. –М.: Омега –Л, 2003.
2. Устинова Г. М.. Информационные системы менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: DiaSoft, 2000
3. http://www.flagman.com.ru
Вопросы и задания к защите лабораторной работы
1. Описать имеющиеся в системе группы, их структуру и функциональное назначение модулей.
2. Продемонстрировать экранные формы решения производственной задачи
4. Требования к оформлению лабораторной работы
Работа должна быть выполнена машинописным текстом на листах формата А4.Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1. На нем указать в соответствии с требованиями нормоконтроля выходные данные ВУЗа, специальность, курс, группу, полностью фамилию, имя, отчество студента и преподавателя.
При оформлении должны соблюдаться поля:
слева - 30-35мм, справа –5-10мм, сверху – 15-20мм, снизу – 20-25мм.
Шрифт – 14; межстрочный интервал – 1,5; стиль – Times New Roman.
При нумерации страниц необходимо учитывать титульный лист.
Нумерация разделов и подпунктов производится только арабскими цифрами.
Сокращения слов не допускаются, кроме общепринятых.
Таблицы и рисунки должны иметь название и соответствующий номер (арабскими цифрами), который состоит, как правило, из номера раздела и порядкового номера таблицы (рисунка) внутри раздела, например, рис.1.2., табл.2.3. Они должны иметь ссылки в тексте, которые при необходимости сопровождаются краткими пояснениями. Название рисунка помещают под самим рисунком, а название таблицы над таблицей.
Формулы также должны иметь номер, который проставляется в круглых скобках справа от нее и состоит, как правило, из номера раздела и порядкового номера формулы внутри раздела. Смысл и значение всех входящих в формулы элементов должны быть расшифрованы либо в предшествующем тексте, либо в экспликации (т.е. раскрыты условные обозначения), непосредственно следующей за формулой.
В тексте, также должны быть ссылки литературные источники в квадратных скобках […], например, [4].
5. Список литературы
Основная литература:
1. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: уч. пос. – М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Прокушева А.П. Экономика информатики. Учебное пособие. –М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001. – 84с.
3. Экономическая информатика./ под ред. П.В. Конюховского, Д.Н. Колесова. СПб.: Питер, 2001.
Дополнительная литература:
1. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. –М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
2. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. – М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Золотова С.И. Практикум по Access. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 144 с.
4. Информатика: Учебник. – 3-е перераб. изд./ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 768 с.
5. Информационные технологии управления. /под редакцией Г. А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.
6. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2000.
7. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФРА-М, 2001.
8. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: уч. пос. КиЗ: Системы управления организацией. –М.: Омега –Л, 2003.
9. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: уч. пос. КиЗ: Системы управления организацией. –М.: Омега –Л, 2003.
10.Нейбауэр А. Access 97 для занятых – Спб: Питер, 1997. – 368 с.
11.Прокушева А.П. Экономика информатики: Практикум. – М.: Издат. Дом «Дашков и К», 2001.
12.Рычков В. Microsoft Excel 2000: краткий курс – СПб: Питер, 2001. – 320с.
13.Трахтенгерц Э. А. Компьютерная поддержка принятия решения. – М.: Издательство « Синтег », 1998.
14.Устинова Г. М.. Информационные системы менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: DiaSoft, 2000
15.Устинова Г. М.. Информационные системы менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: DiaSoft, 2000
16.Экономическая информатика./ под ред В.П. Косарева, А.Н. Королева. –М.: Финансы и статистика, 1998.
17.Экономическая информатика.Учебник для вузов под редакцией В.В. Евдокимова.- СПб.: Питер Паблишинг, 1997
18.http://www.bestnet.ru
19.http://www.flagman.com.ru
Приложение 1
Пример оформления титульного листа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Г. ВЯЗЬМЕ
Лабораторная работа №_
Специальность: 080801 «Прикладная информатика в экономике»
Дисциплина: «Информационные системы в производственном менеджменте»
Тема:
Группа:
Выполнил студент:
Руководитель:
200_г.