Методы международного маркетинга

СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление ВВЕДЕНИЕ ...3 1. Понятие и сущность, принципы и методы международного маркетинга ….…4 1.1. Понятие и сущность 4

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3

1. Понятие и сущность, принципы и методы международного маркетинга……….…4

1.1. Понятие и сущность………………………………………………………………4

1.2. Принципы и методы………………………………………………………………5

2. Цели, задачи, функции международного маркетинга……………………………….8

2.1. Цели………………………………………………………………………………...9

2.2. Задачи и функции………………………………………………………………..11

3. Концепция международного маркетинга………………………………………...…12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..16

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации выход на мировой рынок - это необходимое звено современной экономики. Расширение международных связей и интеграции, установление коммерческих и деловых отношений, активизация внутреннего рынка во время выхода на мировой - обязательные условия занятия достойного места в мировом сообществе. А это недостижимо без понимания сути международного маркетинга, без овладения его стратегией и методами.

В настоящее время практически каждая компания в своей деятельности испытывает конкурентное воздействие со стороны мирового рынка, и поэтому может рассматриваться как участник мирового рынка и международный поставщик или покупатель, т.е. субъект международного маркетинга.

Целью данной работы является изучение основных аспектов международного маркетинга.

Основная задача работы – обозначить цели международного маркетинга, охарактеризовать его методы и условия их функционирования, раскрыть основную концепцию.

В настоящей работе приведены примеры определений международного маркетинга, раскрыты его принципы и задачи.

1. Понятие и сущность, принципы и методы международного маркетинга

Для многих предприятий изучение и применение международного маркетинга необходимо вследствие нарастающей открытости по отношению к внешним рынкам и в целях совершенствования их отношений с этими рынками.

1.1 Понятие и сущность

Существует множество понятий международного маркетинга , приведем некоторые из них:

- Это комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.[1]

- Это сфера деловой активности, нацеленная на удовлетворение существующих и потенциальных потребностей потребителей в более чем одной зарубежной стране.

- Это определенный образ мышления, подход к принятию коммерческо-хозяйственных решений с позиции наиболее полного удовлетворения всех требований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Как видно из вышеизложенного, в большинстве определений маркетинг рассматривается как человеческая деятельность, направленная на обеспечение нужд и потребностей путем обмена. Любое из перечисленных определений международного маркетинга предусматривает, что фирма, реализующая международный маркетинг должна:

· выявить целесообразность и определить возможность выхода на зарубежные рынки;

· знать реальные нужды и потребности в предлагаемых товарах на целевых рынках;

· направлять всю свою деятельность на удовлетворение выявленных нужд и потребностей;

· благодаря удовлетворению конкретных нужд и потребностей обеспечивать получение приемлемой прибыли, если речь идет о коммерческой структуре.

Таким образом, международный маркетинг является объективным процессом, продиктованным современным состоянием мирового сообщества. Более кратко и обобщенно международный маркетинг можно определить как комплекс мероприятий фирмы по реализации внешнеэкономической деятельности за пределами своей страны, который предусматривает планомерную, постоянную, активную работу на международном рынке на разных этапах продвижения товарной продукции, услуг к потребителю.

Сущность м еждународного маркетинга состоит:

- в рыночной концепции управления международной деятельностью фирмы,

- в ориентации на запросы конечных потребителей различных стран;

- в формировании международных рынков в соответствии с международными стратегическими целями оптимизации и расширения бизнеса фирмы;

- в образе мышления, философии, подходе компании к предпринимательству с международных, глобальных позиций;

- в маркетинговой деятельности фирмы, прежде всего при перемещении капиталов, товаров, услуг через границу государств.

Отличительной чертой международного маркетинга является полная и четкая ориентация на зарубежного потребителя, стремление удовлетворить его нужды и потребности. В связи с этим, следует отличать понятие международный маркетинг от понятий «сбыт» и «экспорт», поскольку последние состоят в том, что продавцы ограничиваются фактом добросовестной поставки своей продукции иностранным фирмам-импортерам. При этом поставщиков, как правило, вряд ли интересует, насколько удовлетворены данной продукцией непосредственные потребители.

1.2 Принципы и методы

Международный маркетинг опирается на принципы национального маркетинга и имеет схожую с ним структуру. Вместе с тем он специфичен, ибо имеет дело с внешнеторговыми и валютными операциями , иностранным и международным законодательством. Стимулами международного бизнеса служат сравнительные преимущества, обусловленные разделением и специализацией экономик государств, различием их экономических и географических условий.

Международный маркетинг является объективным процессом, продиктованным современным состоянием мирового сообщества. Основными предпосылками возникновения международного маркетинга являются:

• независимость государств международного сообщества; международные и национальные законодательства;

• превышение спроса над предложением, т. е. насыщенность товарами и услугами рынка;

• наличие национальных валютных систем;

• развитая конкуренция товаропроизводителей;

• развитая рыночная инфраструктура;

• рост жизненного уровня населения ряда стран и соответственно увеличение спроса на продукты питания, одежду, мебель, машины, компьютеры и другие товары длительного пользования;

• стремление предприятий, организаций к расширению внешних рынков сбыта продукции и увеличению прибыли.

Обязательным требованием в условиях международного маркетинга становится формирование производственных программ и ассортимента продукции на основе тщательного изучения потребительского спроса, а проведение маркетинговой политики требует перестройки всей системы управления производством, а так же повышения эффективности деятельности всех подразделений.

Все перечисленное выше, предполагает выработку и реализацию соответствующих управленческих решений. Исходя из этого, международный маркетинг следует рассматривать как управленческую деятельность на мировом рынке, призванную обеспечить более полное по сравнению с конкурентами удовлетворение конкретных нужд и потребностей потребителей в необходимых товарах.

Основным принципом международного маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания зарубежных потребителей.

Из этого принципа вытекает ряд требований:

  • надо знать международный рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный товар (услугу), использовать полученную информацию в процессе разработки и принятия научно-технических, производственных и хозяйственных решений;
  • максимально приспосабливать производство к требованиям рынка для повышения эффективности функционирования предприятия, выпускать товары, ожидаемые потребителем, т. е. производить то, что продается;
  • воздействовать на рынок и потребительский спрос всеми доступными средствами в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;
  • организовать доставку товара в таких количествах, в такое время и такое место, которое больше всего устраивали бы конечного потребителя;
  • не опаздывать с выходом на рынок с новой продукцией;
  • разбивать международный рынок на относительно однородные группы потребителей (осуществлять сегментацию рынка) и ориентироваться на те сегменты, в отношении которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями, и выпускать продукцию с учетом особенностей отдельных сегментов рынка;
  • завоевывать рынок товарами наивысшего качества и надежности;
  • добиваться преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего объема и лучшего качества сопутствующих услуг;
  • оказывать содействие торговым посредникам, предоставляя им помощь в решении технических проблем и обучении персонала;
  • ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию международного рынка, расширению объема продаж, особенно на перспективных секторах рынка;
  • использовать по возможности максимально организацию управления по товарному принципу, что способствует приобретению персоналом высокопрофессиональных навыков управления производством и сбытом конкретных видов продукции и повышает ответственность руководителя за работу на отдельных товарных рынках.

Главное в международном маркетинге - целевая ориентация и комплексность, т. е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности в последовательную взаимосвязанную систему.

Это означает слияние в один поток всех составляющих элементов маркетинговой деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных пределах.

В условиях рыночной экономики субъект рынка, в частности, промышленное предприятие, по мере насыщения рынка вынуждено пользоваться методами маркетинга , иначе оно потеряет свои позиции на рынке, может стать банкротом. Практика применения международного маркетинга показала, что выборочное использование отдельных составляющих, например изучения товара или прогнозирования рынка, не дает должного эффекта. Только комплексный подход позволяет успешно прорваться на международный рынок с товарами и услугами, особенно с новыми товарами и оригинальными услугами.

Наиболее известными методами маркетинга являются:

· ориентация на продукт (услугу);

· метод оценки конкурентной среды.

Методов маркетинга много, и выбор того или иного метода напрямую зависит от конкретной ситуации на рынке. В зависимости от того, каков ваш продукт, кто ваш потенциальный потребитель, каковы его запросы и предпочтения, его платежеспособность, каковы условия ваших конкурентов – в зависимости от множества этих и других факторов отдается предпочтение тому или иному методу маркетинга.

2. Цели, задачи, функции международного маркетинга

Для успешного выхода компании на зарубежный рынок, в первую очередь, необходимо определить цели и стратегии международного маркетинга фирмы.

Во-первых , она должна решить, какой объем зарубежных продаж ей требуется. Большинство компаний, выходя на другие рынки, начинают с малого. Некоторые планируют малые объемы и на будущее, рассматривая международные продажи как незначительную часть своего бизнеса. У других компаний более обширные планы: они рассматривают международный бизнес как равный своему «домашнему» бизнесу или, даже, как - более важный.

Во-вторых , компания должна принять решение, в скольких странах она собирается действовать. Вообще, больше смысла работать в меньшем числе стран, глубоко проникая в каждую из них.

В-третьих , компания должна принять решение, на какие именно типы стран выходить. Привлекательность той или иной страны зависит от конкретного продукта, географических факторов, среднегодового дохода и численности населения, политического климата и прочих факторов. Продавец может отдавать предпочтение определенным группам стран или регионам мира.

Составив для себя перечень возможных международных рынков, компания должна проанализировать и оценить каждый из них по нескольким критериям, включая размер рынка, рост рынка, стоимость ведения бизнеса, а главное конкурентные преимущества и уровень риска. На этом этапе важно определить потенциал каждого рынка.

2.1 [2]

Концепция сбыта - представляет собой систему организации коммерческо-хозяйственной деятельности, при которой продавец рассчитывает на успешную реализацию своей продукции за рубежом, если будут приложены определенные усилия в области сбыта.

Производитель, ориентированный на концепцию сбыта, предполагает, что зарубежный потребитель не имеет отчетливого желания приобрести его продукцию и поэтому нужно постоянно вести поиск потенциальных покупателей. Основной задачей своей деятельности продавец ставит достижение необходимого объема реализации. Воздействуя на зарубежного покупателя различными способами стимулирования сбыта, он пытается расположить его к товару, побудить приобрести товар. Нередко продавец прибегает к политике навязывания своей продукции, не заботясь об удовлетворении потребностей покупателей. Подобная практика может привести к потере международного рынка сбыта для производителя.

Концепция маркетинга - представляет собой организацию коммерческо-хозяйственной деятельности, при которой продавец рассчитывает на успех на международном рынке в том случае, если, определив потребности зарубежных покупателей, сумеет найти наиболее эффективный, чем конкуренты, способ их удовлетворения. Поэтому акцент в управлении переносится с производственной деятельности на создание, сохранение и расширение потребностей на свою продукцию с помощью системы маркетинговых методов. Таким образом, концепция маркетинга - это ориентация на зарубежного потребителя, основанная на подчинении производства его интересам, и при условии, что производство будет прибыльным.

Концепция общественного маркетинга - представляет собой систему организации коммерческо-хозяйственной деятельности, при которой продавец рассчитывает на успех в том случае, если может, определив потребность международного рынка, удовлетворить ее более эффективным, чем конкуренты, способом в соответствии с долговременными интересами, как отдельного зарубежного потребителя, так и мирового сообщества в целом.

Происходит расширение поля международного маркетинга. Так, многие транснациональные компании получают больший доход за рубежом, чем в своей стране. Например, Coca-Cola имеет 77% доходов от продаж в 155 странах. В компаниях: Colgate-Palmolive, Kellogg, IBM, Digital Equipment, Gillette, Johnson Johnson и других доля доходов от зарубежных продаж составляет 60%.

Особенности международного маркетинга:

- Необходимо прилагать большие и целеустремленные усилия по взаимодействию с незнакомым рынком и тщательному соблюдению принципов и методов маркетинга.

- Конкуренция и рынка покупателя предъявляют высокие требования к предлагаемым товарам, их сервису, рекламе и т.д.

- Необходимость создания на предприятиях специальных подразделений по изучению рыночной конъюнктуры и особенностей иностранных рынков.

- Более гибкое использование методов маркетинговой деятельности, так как стандартные подходы в международном маркетинге, как правило, не уместны.

- Соблюдение требований мирового рынка.

Диаметральных отличий между маркетингом на внутреннем и внешнем рынках не существует. И в том и в другом случае используются одни и те же принципы и методы маркетинговой деятельности. Однако определенная специфика мирового рынка придает международному маркетингу характерные черты, которые необходимо учитывать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для эффективной деятельности на внешних рынках необходимо творчески и весьма гибко использовать различные маркетинговые процедуры с учетом конъюнктурных колебаний и прогнозов развития зарубежных рынков, сложившейся там коммерческой практики и торговых обычаев, особенностей окружающей маркетинговой среды. Следовать требованиям внешних рынков, точнее, требованиям потенциальных иностранных покупателей, означает не только необходимость соблюдения принятых там условий сбыта. Принципиальное значение приобретает разработка и коммерческое производство «товаров рыночной новизны», призванных даже спустя несколько лет после выхода на зарубежный рынок сохранять конкурентные позиции национальных компаний.

В настоящей работе раскрыто понятие международного маркетинга, его сущность и функции, раскрыты принципы и методы, обозначена четкая концепция международного маркетинга.

Понимание сути международного маркетинга позволяет правильно определить цели для каждой конкретной компании и наметить задачи, примеры которых так же приведены в данной работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулич, И. Л. Международный маркетинг [Текст] : учеб. пособие / И. Л. Акулич. – Мн. : Выш. школа, 2006. – 544 с.

2. Гареев Т.Р. Основы международного маркетингаю Калининград, изд-во РГУ им. И.Канта, 2008.

3. Котлер Ф. 10 смертных грехов маркетинга. Санкт-Петербург.Пер.с англ.под ред. Тэор Т.Р. Изд. Дом «Нева»,2004.

4. Моргунов, В. И. Международный маркетинг [Текст] : учеб. пособие под ред. проф. Л. П. Дашкова, 2-е изд. / В. И. Моргунов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 152 с.

5. http://studyspace.ru/marketing-2008-g./rol-mezhdunarodnogo-marketinga-3.html

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Международный маркетинг


[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Международный маркетинг

[2] Котлер Ф. 10 смертных грехов маркетинга. Сп-б., Пер.с англ.под ред. Тэор Т.Р. Изд. Дом «Нева», 2004, стр.21

Скачать архив с текстом документа