Методы сбора информации в социологии
СОДЕРЖАНИЕ: Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М. Горького
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
Кафедра экономики, финансов и менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «СОЦИОЛОГИЯ»
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ
Студентки группы 101 АУ
Швецовой Е.С.
Преподаватель:
В.А. Глазырин,
доктор социологических наук
ЕКАТЕРИНБУРГ 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОД ОПРОСА
1.1АНКЕТИРОВАНИЕ
1.2 ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
1.3ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
1.4ИНТЕРВЬЮ
ГЛАВА 2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
ГЛАВА 3. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ: Отчет по результатам социологического исследования «Уровень популярности и основные характеристики аудитории радио «Свежий ветер» в городе Первоуральске Свердловской области
ВВЕДЕНИЕ
В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации — количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.
Цель данной работы - рассмотрение методов и процедур количественного подхода к социальной информации.
Для этого предполагается решение следующих исследовательских задач: описать три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов.
ГЛАВА 1. МЕТОД ОПРОСА
Метод опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.
Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной и устной формой общения с респондентами, - анкетирование или интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Также достоинство метода – широта охвата различных областей социальной практики. Однако, информация, полученная от респондентов, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в сознании. Поэтому не всегда является возможным уравнение между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей. Всегда важно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса.
1.1АНКЕТИРОВАНИЕ
Наиболее распространённый в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповой опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается.
Социологическая анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.
Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:
· по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий людей, их планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя блок социально-демографических вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондента.
· по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);
Закрытым вопросом называется тот, в котором заранее дан полный набор вариантов ответов. Типы такого вопроса – альтернативный и неальтернативный . Альтернативный вопрос предполагает возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают респонденту варианты ответов.Открытые вопросы дают возможность выразить мнение во всей полноте и мельчайших подробностях. Именно при помощи таких вопросов можно собрать наиболее полную по содержанию информацию, чем при использовании закрытых вопросов.
Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь применяет вопросы в косвенной форме. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.
· по функции (основные и неосновные)
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
1.2 ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
Почтовый опрос – разновидность анкетирования. Его правомерно рассматривать как эффективный приём сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении почтовых ответов на них. Важное преимущество почтового опроса – простота организации. К достоинствам метода относится то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе – в труднодоступных районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит в том, что анкета заполняется только респондентом. Тем самым отсутствует контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном опросе.
Также позитивным свойством почтового опроса является возможность респондента выбирать удобное для него время заполнения анкеты.
Недостатки почтового опроса – неполный возврат анкет.
Начинают опрос с лёгких вопросов, интересных по содержанию. Близкие по содержанию вопросы формируют в блоки. Существует некоторая отрицательная связь между объёмом анкет и уровнем их возврата. Тем не менее, бывает целесообразнее повысить интерес опрашиваемого к анкете путём использования ряда дополнительных вопросов, нежели сокращать её. Рекомендуется печатать анкету в типографии, использовать привлекательные название и оформление.
Одновременно с рассылкой анкет в том же конверте высылается сопроводительное письмо, где, обращаясь к респонденту по имени и отчеству или фамилии, повторяют просьбу об участии в почтовом опросе, подробно излагают цели исследования, подчеркивают его практическую направленность, приводят адрес и телефон исследовательской организации. Вместе с анкетой также отправляют конверт с напечатанными на нём обратным адресом, в нём респондент будет возвращать заполненную анкету исследователю.
Примерно через 2-3 недели после отправки анкет высылаются напоминания.
1.3ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
Разновидность почтового опроса – прессовый опрос . В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Укажем два вида такого опроса. Один – когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй – когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
В силу пассивности процедуры вовлечения потенциальных респондентов в опрос в прессовом анкетировании невысок возврат анкет.
Решающие факторы формирования финальной выборочной совокупности, то есть того массива опрашиваемых, с которым имеет дело социолог, - это тема исследования, конструкция и оформление прессовой анкеты, специфика временного момента публикации.
1.4ИНТЕРВЬЮ
Ещё один тип метода опроса – интервью.
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
Для получения одного и того же объёма информации при исследовании метода интервью исследователь должен затратить больше времени и средств, чем при анкетировании.
В прикладной социологии различают три вида интервью:
· формализованное;
В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной интервьюера. Обычно преобладают закрытые вопросы. В интервью с открытыми вопросами предусмотрена несколько меньшая степень стандартизации поведения респондента и интервьюера.
· фокусированное;
Имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, последствий, причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.
· свободное.
Применяется в случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет её конкретное содержание. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Группы опрашиваемых обычно невелики, их ответы фиксируются с максимальной точностью.
ГЛАВА 2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Если данные об исследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива должны быть максимально «очищены» от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондента, то прибегают к такому метода сбора информации, как наблюдение.
Важнейшее достоинство наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.
Недостатки метода сводимы к двум группам:
· объективные (независимые от наблюдателя);
Сюда относят прежде всего ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с осторожностью и при соблюдении многих требований. Отметим также высокую трудоёмкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
· субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).
На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несохожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведении и так далее. Также на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определённого ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее.
Есть примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них конкретизируются программа и научно-организационный план наблюдения. В этот перечень входят:
a) наблюдаемые – количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;
b) обстановка – место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонении в поведении участников наблюдаемой группы;
c) цель деятельности группы – случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определённых формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;
d) социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;
e) частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, её уникальность или типичность.
Разновидности метода наблюдения классифицируются по нескольким основаниям:
· по степени формализации (структурализованное и неструктурклизованное);
Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения . Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий.
· в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включённое и невключённое);
Включённым наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемой социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включённости различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы; в других – наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при это мне скрывает своих исследовательских задач.
· по месту проведения, условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное);
Наблюдение называется полевым , если оно протекает в естественных для наблюдаемых условиях. В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации. Когда ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения.
· по регулярности проведения (систематическое и несистематическое).
Систематическое наблюдение проводят регулярно в течение определённого периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме. Есть также и несистематические наблюдения . Среди них выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.
Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.
ГЛАВА 3. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
Анализ документов – один из широко применяемых методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксирует в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. Социологи в процессе исследования подвергают изучению огромное количество разного рода и уровня документов.
Существует ряд оснований для классификации документов. По статусу различают документы официальные и неофициальные , по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические. По своим функциональным особенностям документы разделяются на информационные , регулятивные , коммуникативные и культурно-просветительские .
Большую пользу может принести изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, они являются незаменимым источником изучения общественного мнения, сознания, установок.
Ещё одно основание для типологии документов – их целевое назначение . Выделяют: документы, созданные независимо от исследователя, и документы, «целевые», то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования.
К первой группе относятся все документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнение и поведение респондентов; справки различных организаций; статистическую информацию.
Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную . В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных лиц, органов. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер, в ней, как правило, отражены более глубокие социальные связи.
Самостоятельные этапы анализа документов – отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Опорой в этом служит программа исследования.
Приступая к работе, определяют надёжность самого источника документа и достоверность его содержания.
Существуют также обстоятельства систематического характера, отрицательно сказывающиеся на качестве документальной информации. Часто используемое средство проверки надёжности, достоверности и содержащейся в документах информации и одновременно анализа их содержания. Внешний анализ – это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического, социального контекста. Внутренний анализ – это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяются два основных вида: качественный анализ , иногда его называют традиционный, и формализованный , носящий название контент-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут дополнять друг друга.
Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда недалеко и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода – в углублённом логическом исследования содержания документа.
Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современных цифровых технологий привели к становлению формализованного, качественно-количественного изучения документов. При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую целостность единой концепцией, замыслом. Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. При этом главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально значимая тема, отображённая в операционных понятиях. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследователя – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа.
Плодотворным оказывается при анализе текстов деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст или его часть рассматриваются как описание конкретной проблемной ситуации.
Обязательный инструментарий осуществления формализованного анализа документов – бланк кодировки. Он составляется в соответствии со схемой операционных понятий, содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные действия.
Наряду с выполнением функции самостоятельного исследования изучение документов широко применяется в ходе подготовительного этапа для сбора предварительной информации о характере объекта и предмета анализа, а также сопоставления результатов исследований, произведённых в разное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе описаны три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных:
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов.
Рассмотренные методы сбора информации в социологии актуальны при проведении исследований в самых разных сферах жизни общества. Часто эти методы используются в совокупности для достижения эффективных результатов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Немаловажный аспект здесь – наличие подготовленных исследователей, умеющих правильно поставить задачи, подготовить инструментарий и совершить итоговую обработку полученных данных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл авторов. Под ред. Ф.Э.Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпакс, 1996 – 184 с.
2Харчева В. Основы социологии: Учебник. – М.: «Логос»; Высшая школа, 1999 – 302.: ил
3Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.: ил.
4www.wikipedia.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Отчет по результатам социологического исследования «Уровень популярности и основные характеристики аудитории радио «Свежий ветер» в городе Первоуральске Свердловской области , март 2009
Объем выборочной совокупности, исходя из задач исследования, был определен в 350 человек. Фактически в опросе приняло участие 368 респондентов. Репрезентативность выборки была обеспечена, благодаря соблюдению следующих правил:
- Состав обследуемых респондентов был определен по соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
- Данные по составу генеральной совокупности опирались на данные отдела статистики г. Первоуральска по состоянию на 01.01.2008 года.
- Объем выборочной совокупности был определен на основании правила В.И. Паниотто, который определяет выборку для совокупности более 100.000 – в 400 единиц (см. «Стратегия социологического исследования» В.А. Ядова, с.118). В этом случае допускается 5% ошибка выборки.
- При условии квотной выборки (отбираем респондентов по 2 показателям – пол и возраст), которая отражает структуру генеральной совокупности, этот порог может быть несколько снижен (в нашем случае до 350 чел.).
Для обеспечения большей представительности выборки, был организован 2-ступенчатый отбор респондентов. 1 этап - территориальный (составлен список из 14 «точек», микрорайонов, где должен был проходить опрос), 2 этап – отбор респондентов, соответствующих плану выборки по полу и возрасту.
Точками опроса являлись магазины и торговые центры в ряде районов города, в которых было опрошено: ул. Емлина – 21 чел.; пр.Космонавтов – 31 ч.; в центральном районе (ул.Ватутина и пр.Ильича) – 41 ч.; в районе кинотеатра «Восход» - 26 ч.; в «Корабельной роще» - 35 ч.; на Хромпике - 25 ч.; в 8-ом микрорайоне – 36 ч.; 7-ом микрорайоне – 44 ч.; на Веере – 20 ч.; Динасе– 22 ч.; Талице – 19 ч.; пос. Магнитка – 19 ч.; Шайтанке – 14 ч.; Билимбае – 15 ч.
План выборки
Возраст и пол | Всего чел. По данным отдела статистики на 01.01.08 г. | % по столбцу от общего населения города старше 15 лет | Всего объем выборки 350 чел. (чел.) |
% по столбцу от общего числа мужчин или женщин в выборке |
Мужчины | 71777 | 44% | 154 | 154 ч.-100% |
15-24 года | 12147 | 8,9 | 31 | 20 |
25-44 | 23019 | 16,86 | 59 | 38 |
45-64 | 18215 | 13,3 | 46 | 30 |
Старше 65 лет | 6826 | 5 | 18 | 12 |
Женщины | 87237 | 56% | 196 | 196 ч.-100% |
15-24 года | 11909 | 8,7 | 31 | 16 |
25-44 | 24577 | 18 | 63 | 32 |
45-64 | 23875 | 17,5 | 61 | 31 |
Старше 65 лет | 15888 | 11,6 | 41 | 21 |
ИТОГО | 159014 | 350 |
Какие радиостанции предпочитают слушать жители г.Первоуральска? Насколько популярно радио «Свежий ветер»? Каковы особенности аудитории этой местной радиостанции?
Одна треть респондентов (30%) вообще не слушает радио, другая треть (29%) слушает в основном радио «Свежий ветер», одна пятая (18%) доля респондентов слушает разные радиостанции, в том числе «Свежий ветер». Отдают предпочтение иным радиостанциям (без прослушивания 88 FM) – 10% участников опроса и 13% респондентов слушают домашний радиоприемник (3-х программное радио, радиоточку).
Таким образом, почти половина (47%) от всех опрошенных респондентов являются радиослушателями радио «Свежий ветер». Опираясь на данные ответов по другому вопросу, можно смело заявлять, что рейтинг популярности этого радио достигает 54% (см.таблицу).
Насколько постоянна эта аудитория? Сколько времени она посвящает радиоэфиру?
% по столбцу | ||
Слушаете ли Вы радио СВЕЖИЙ ВЕТЕР |
Да, постоянно | 20,4% |
Время от времени | 23,6% | |
Редко | 9,5% | |
Нет не слушаю | 43,8% | |
Нет ответа | 2,7% |
Данные таблицы подтверждают, что более-менее регулярно радио 88 FM слушают 44% респондентов, еще 10% являются «редкими» радиослушателями. С учетом «редких» слушателей наш рейтинг может подрасти до 54%. Перевести радиослушателей из категории «редких» в «постоянные» - задача и искусство менеджеров радиостанции.
Попытаемся проанализировать мнение и оценки радиослушателей разных аспектов работы радио «Свежий ветер».
Распределение мнений о работе радио «Свежий ветер» среди тех радиослушателей, кто слушает 88 FM «постоянно» и «время от времени» (в % по строке)
Нет ответа | Устраивает полностью | Что-то нравится, что-то нет | Не устраивает совсем | Затрудняюсь ответить | |
Музыкальная подборка | 2 | 43 | 44 | 9 | 2 |
Работа ведущих | 2 | 62 | 30 | 3 | 3 |
Тематика программ, рубрики | 4 | 52 | 28 | 4 | 12 |
Подборка новостей | 3 | 70 | 18 | 1 | 7 |
В целом доминируют положительные оценки радиостанции «Свежий ветер». Для планирования деятельности радиостанции необходимо учитывать поведенческие особенности и привычки аудитории, в частности время прослушивания радио. Изучению этого момента и был посвящен один из вопросов анкеты.
% по столбцу, от опрошенных по всему массиву | % по столбцу, от ответивших, от тех, кто слушает радио |
||
В какое время вы обычно слушаете радио? |
Утром и днем, целый день, с утра до вечера, в рабочее время | 24 | 52 |
В разное время, случайно, в автобусах, машине | 8 | 18 | |
Вечером | 7 | 14 | |
Утром и вечером | 3 | 6 | |
Только утром | 3 | 8 | |
Другое (ночью, в саду, очень редко) | 1 | 2 | |
нет ответа ( не слушают радио) | 56 |
-- |
Внимание порядка 20% радиослушателей направлено на радио в вечернее время, тогда как в утренние часы регулярно слушают радио до 14% респондентов от всех радиослушателей. Таким образом, размер нашей аудитории колеблется в зависимости от времени суток. Первая волна – утром, далее идет «постоянная» аудитория. Это те, кто слушает радио на рабочих местах (офисы, торговые центры, автомобилисты). И вторая волна притока радиослушателей во время вечернего эфира.
Социально-демографические характеристики радиослушателей радио «Свежий ветер» Возрастные особенности радиослушателей (в процентах по строке)
Программы каких радиостанций Вы слушаете более-менее регулярно? | Возраст радиослушателей | ||||||
До 25 лет | От 25 до 35 лет | От 36 до 45 лет | От 46 до 55 лет | От 56 до 65 лет | Старше 65 лет | ||
Только «Свежий ветер» | 36 | 22 | 15 | 16 | 6 | 4 | |
«Свежий ветер» и другие радиостанции | 37 | 33 | 10 | 13 | 7 | 0 | |
Разные радиостанции без «СВ» | 15 | 16 | 18 | 29 | 15 | 6 | |
Радиоточка | 2 | 2 | 4 | 9 | 23 | 59 | |
Не слушаю радио | 9 | 14 | 16 | 19 | 20 | 23 |
Примечательно, что с увеличением возраста, доля наших радиослушателей уменьшается. Максимальное их число приходится на возраст до 25 лет, высокий уровень популярности и в возрастной категории 25-35 лет.
Итак, более половины слушателей радио «Свежий ветер» - это люди в возрасте до 35 лет (до 60%), еще одна треть нашей аудитории – представители зрелого возраста (36-55 лет) и одну десятую долю аудитории составляют люди старше 56 лет.
Кого больше среди радиослушателей – представительниц женского пола или мужчин? Кто чаще проводит время на волнах радиоэфира со «Свежим ветром»?
В первую очередь хочется отметить, что мужчины вообще чаще слушают радио, нежели женщины. Так, «никакие радиостанции не слушаю» ответили 22% мужчин и 32% женщин. Возможно, это связано с тем, что мужчины чаще оказываются за рулем, среди них больше водителей автотранспорта. Эта особенность проявляется и на аудитории радио 88 FM, мужчины несколько чаще слушают это радио, чем женщины. Перевес не очень большой (в 10% ), но имеется.
Однако именно мужчины более непостоянны, они чаще переключают радиостанции, спектр их «любимых» радиостанций больше, чем у представительниц женского пола. Мужчины более категоричны в своих мнениях, их в 2 раза больше среди тех, кто вообще не слушает «Свежий ветер».
Если отличия по возрасту и полу среди радиослушателей явно прослеживаются, то уровень образования влияет очень незначительно на предпочтения радиослушателей . Несколько чаще встречаются слушатели со средним полным образованием (на 10% таковых больше), а доля радиослушателей среди людей, имеющих высшее и средне-специальное образование одинакова, и составляет 43-45%. В каждой «образовательной» группе не слушают 88 FM порядка 37-40%.
Неявное влияние имеет уровень материального положения респондентов на выбор радиостанций. Фактор материального обеспечения пересекается в определенной мере с возрастными характеристиками (пенсионеры менее обеспечены). Поэтому прослеживается общая тенденция: чем старше, тем менее материально защищены, тем сильнее традиции к привычным (старым) СМИ типа радиоточки и больше тех, кто вообще не слушает никакое радио.
Так, среди тех кому «денег хватает только на питание и предметы первой необходимости» не слушают радио – 40%, кому «денег не хватает даже на питание» -50%, тогда как в остальных категориях граждан по материальному достатку «не слушающих радио» от 15 до 20% респондентов.
Что же касается аудитории радио «Свежий ветер», обозначенная выше тенденция находит проявления и в данном случае. Чем менее материально обеспечены, тем реже встречаются среди слушателей радио 88 FM.
Основная категория слушателей оценили свое материальное положение словами: «для покупки дорогих вещей (мебели, бытовой техники) нужен кредит» . Таковых среди радиослушателей «Свежего ветра» до 47% , далее следуют почти равные по численности (19 и 21% соответственно) группы «можем покупать дорогие вещи, не оформляя кредита» и «денег хватает только на питание и предметы первой необходимости». Обеспеченных граждан в общей социальной структуре населения немного, так и среди наших радиослушателей только 7% отнесли себя к тем, кто «может позволить загранпоездки, строительство, новую иномарку».
Итак, материальное положение большинства радиослушателей оставляет желать лучшего, наша аудитория - отражение общей социальной картины в обществе. Однако, данный факт свидетельствует о том, что всякого рода розыгрыши призов, скидок, бесплатных билетов и т.п. будут находить живейший отклик и активную поддержку у нашей аудитории.
Результаты обработки данных исследования не выявили сколько-нибудь значимого влияния социального положения работающего респондента на его решение слушать или нет радио 88 FM. Социальный состав радиослушателей следующий.
Социальное положение работающих радиослушателей станции 88 FM (в процентах по строке)
Рабочие, служащие | Специа- листы |
Руководители среднего звена | Руководитель предприятия, подразделения, ИП | Нет ответа | |
Радиослушатели «Свежего ветра» |
50 | 14 | 9 | 5 | 21 |
Добавим, что руководители предприятий, индивидуальные предприниматели в целом, радио слушают реже. Именно эта категория оказалась самой многочисленной из тех, кто «Свежий ветер» слушает «редко» - 19%, таких редких радиослушателей среди других категорий (рабочих, специалистов и т.п.) насчитывается не более 10%. Очевидно, что занятость, степень включенности и ответственности за свое дело оставляет минимум времени для всякого рода развлечений, в т.ч. для прослушивания радио. В категорию «нет ответа» (21%), в вышеприведенной таблице, попали студенты, домохозяйки и пенсионеры.