Международное движение капитала. Проблема безработицы и трудовая миграция населения
СОДЕРЖАНИЕ: Организация государств экспортеров нефти. Международное движение капитала и условия формирования инвестиционного климата. Роль Международной организации труда в решении вопросов безработицы. Проблемы трудовой миграции и рынка рабочей силы в Украине.План
1. Организация государств экспортеров нефти, а также арабская группа, как межгосударственные межотраслевые организации
2. Общие предпосылки развития международных инвестиций и производственной деятельности. Международное движение капитала и условия формирования инвестиционного климата
3. Международная организация труда и ее роль в решении вопросов безработицы. Проблемы трудовой миграции и рынка рабочей силы в Украине
Список использованной литературы
1. Организация государств экспортеров нефти, а также арабская группа, как межгосударственные межотраслевые организации
К группе арабских стран относятся страны Северной Африки (Алжир, Марокко, Ливия, Египет) (так называемый Магриб) и Ближнего Востока (кроме Турции и Израиля) (Машрик) с этнически однородным населением.
Роль арабских стран в МЭ определяется значительными ресурсами углеводородного сырья и стратегически важным географическим положением.
На страны данного региона приходится около 2/3 мировых разведанных запасов нефти, в т.ч. в Саудовской Аравии 25,8%; Ираке 9,7%, Кувейте 9,6%, ОАЭ 9,2%, Ливии 2,8%.Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия занимают соответственно 3-5 места по мировым разведанным запасам природного газа (13%), 8-е и 10-е места занимают соответственно Алжир и Ирак.
Поскольку экономика большинства стран региона арабских государств основана на нефтяной и газовой промышленности, большую роль в развитии региона играет ОПЕК.
Руководящим органом ОПЕК является конференция государств-членов этой организации. Конференция созывается на регулярной основе, как правило, на уровне министров нефти и энергетики стран-участниц. Исполнительным органом ОПЕК служит постоянно действующий международный секретариат со штаб-квартирой в Вене, возглавляемый Генеральным секретарем (с 1 января 2007 г. представитель Ливии Абдулла Салем аль-Бадри) . Президентом ОПЕК является Германико Пинто, министр природных ресурсов Эквадора.
Основными задачами организации являются: координация и унификация политики; определение наилучших способов защиты индивидуальных и общих интересов; поиски путей и средств стабилизации цен на мировом рынке; обеспечение эффективного и регулярного снабжения стран-потребителей; обеспечение достаточных доходов от инвестиций в нефтяную промышленность.
Регулирование мирового рынка нефти осуществляется путем установления суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения на мировом рынке, распределения общего лимита между странами-членами и контроля над соблюдением квот.
Роль стран ОПЕК на мировом рынке весьма значительна. Разведанные запасы нефти этих государств на конец 2009 г. составляли около 79% мировых. Уровень добычи в 2009 г. – 46% мировой добычи. Страны ОПЕК контролируют до 11% мировых мощностей по переработке нефти и владеют примерно 6% мирового танкерного флота.
Страны отличаются высоким уровнем урбанизации (80% и выше). Являются центром миграции трудовых ресурсов (8 млн. иностранных рабочих в год). Что характерно, сейчас благополучные нефтедобывающие страны испытывают проблему безработицы – коренное население как правило, работало на административных должностях в государственных организациях, в то время как на предприятиях работали иностранцы, количество которых иногда превышало количество коренного населения. Арабы были обеспечены за счет перераспределения нефтяных доходов и не нуждались в высшем образовании. Но сегодня, когда на рынок рабочей силы выходит все больше молодежи и даже женщин, оказывается что в странах с миллионным притоком иностранцев существует недостаток мест для своей рабочей силы. Сейчас в этих странах проводятся программы по профориентации, обучению и трудоустройству местных жителей.
Благодаря экспорту нефти и газа страны поддерживают активное сальдо внешнеторгового баланса, занимаются экспортом капитала. Так Саудовская Аравия вложила в западные финансовые учреждения более 100 млрд. долл., Кувейт 70-80 млрд., ОАЭ - около 50 млрд. Проценты по вложенным средствам используются для развития социальной сферы, прежде всего здравоохранения, образования, развития коммунальных услуг. Доходы от финансовой деятельности составляют существенные поступления (например, в Кувейте они примерно равны 1/2 экспортной выручке от продажи нефти). Крупный финансовый центр сформировался и внутри региона (Бахрейн).
Необходимо отметить, что в последние годы заметно увеличилась доля стран ОПЕК (Катар, ОАЭ, Иран, Малайзия) в экспорте СПГ. Поскольку СПГ не подпадает под квоты, устанавливаемые ОПЕК в отношении нефти и газового конденсата, это дает возможность получать дополнительные доходы, не увеличивая добычи нефти. ОПЕК поддерживает контакты с другими международными организациями, а также со странами, не входящими в эту организацию. Отношения с МЭА поддерживаются в различных неофициальных формах и прежде всего в рамках Международного энергетического форума, в министерских встречах которого участвуют руководители МЭА и ОПЕК, а также министры энергетики большинства стран мира (потребителей и производителей). Представители ОПЕК принимают участие в качестве наблюдателей в работе Конференции по энергетической хартии в Брюсселе. Неформальные контакты осуществляются ОПЕК также с ведущими транснациональными нефтяными компаниями и их ассоциациями на различных конференциях, форумах и т.д. Ведущую роль в поддержании таких контактов играет Центр глобальных стратегических энергетических исследований ОПЕК в Лондоне. Кроме того, в последние годы получил развитие энергодиалог ОПЕК-Евросоюз.
Проблемы развития стран ОПЕК:
Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно. Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя. Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества. Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.
Таблица 1. Мировая торговля нефтью в 2008 г., млн. т
Экспорт | Импорт | ||
Саудовская Аравия | 289 | США | 515 |
Россия | 188 | Япония | 206 |
Норвегия | 140 | Южная Корея | 108 |
Венесуэла | 110 | Германия | 105 |
Мексика | 95 | Италия | 90 |
Иран | 95 | Индия | 82 |
Нигерия | 92 | Франция | 80 |
Великобритания | 87 | Китай | 69 |
Канада | 80 | Испания | 58 |
ОАЭ | 79 | Великобритания | 57 |
Остальной мир | 663 | Остальной мир | 667 |
Всего | 1918 | Всего | 2037 |
Таблица 2. Мировая добыча нефти в 2008 г.,
Страна | Производство млн. т | % |
Саудовская Аравия | 470 | 12,7 |
Россия | 419 | 11,3 |
США | 348 | 9,4 |
Иран | 194 | 5,2 |
Мексика | 189 | 5,1 |
Китай | 165 | 4,4 |
Норвегия | 151 | 4,1 |
Венесуэла | 149 | 4,0 |
Канада | 138 | 3,7 |
ОАЭ | 120 | 3,2 |
Остальной мир | 1369 | 36,9 |
Всего | 3712 | 100 |
2. Общие предпосылки развития международных инвестиций и производственной деятельности. Международное движение капитала и условия формирования инвестиционного климата
Одним из процессов, которые оказывает содействие глобализации экономической деятельности, есть процесс интернационализации капитала, который неразрывно связанный с интернационализацией производственной деятельности и развитием информационных технологий. Перелив финансовых ресурсов из одной страны в другую происходит большей частью в форме инвестиций, займов и кредитов.
Перемещение капитала влияет на экономику как страны, которая его вывозит, так и страны, которая его принимает. С одной стороны, экспорт капитала является прибыльным делом, ведь к стране экспортеру поступает часть мировой добавленной стоимости. Однако если вывоз капитала из страны значительно превышает его приток, то может возникнуть дефицит инвестиционных ресурсов.
К положительным последствиям ввоза иностранного капитала в ту или другую страну можно отнести создание новых производственных мощностей и все, что с этим связано, увеличение объемов производства, создание дополнительных рабочих мест, применение новейших технологий. Но, с другой стороны, импорт капитала является каналом отлива из страны, созданной в ней части добавленной стоимости.
В условиях вступления мировой экономики в стадию глобализации производства перемещения инвестиционных ресурсов происходит соответственно принципу хозяйственной целесообразности. Они концентрируются в регионах, где можно достичь наибольшей эффективности. Приток иностранных инвестиций становится одним из ключевых критериев статуса страны, успешности ее включения в мировое хозяйство.
Глобализация мирового хозяйства и ускорение темпов научно-технического развития обуславливают важные изменения на рынке международных инвестиций, связанные, прежде всего, со сдвигами в его структуре.
Одной из характерных тенденций, которые определяет развитие рынка международных инвестиций в современных условиях, есть проводки национальными правительствами и международными организациями политики либерализации международного инвестиционного пространства, разработка универсальных норм инвестиционного сотрудничества.
Инвестиции — это вложение имеющихся на сегодня ресурсов с целью их увеличения или сохранение в будущем.
В основе международного движения капитала лежит его международная низменность, обусловленная разной степенью обеспеченности стран материальными средствами, денежными и финансовыми ресурсами, разными историческими традициями, опытом производства, уровнем развития товарного производства и рыночных механизмов.
В широком значении международные инвестиции — это инвестиции, реализация которых предусматривает взаимодействие участников, которые принадлежат к разным государствам мира. Международное движение капитала классифицируют за признаками:
· источника происхождения капитала;
· характера использования капитала;
· срока вложения капитала;
· целевой ориентации капитала.
Международные прямые инвестиции — это вложение капитала резидентом одной страны в предприятие-резидент другой страны с целью обретения долгосрочного экономического интереса и получение предпринимательской прибыли (дохода) в стране инвестирования, которое обеспечивает контроль инвестора над объектом инвестирования. Основными причинами увеличения объемов прямого иностранного инвестирования в 1980- 1990-те года стали:
· дерегулирования финансовых систем;
· реформа режима иностранного инвестирования;
· реформа режима торговли;
· демонополизация;
· приватизация.
Среди причин перемещения капитала за рубеж выделяется относительная избыточность в собственной стране, стране – доноре. Это позволяет размещать капитал за границей в поисках сравнительно большей прибыльности и получать при этом доход, как в форме дивиденда, так и процента.
Объективной основой международной миграции капитала является неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства, которая на практике выражается:
- в неравномерности накопления капитала в различных странах; в
относительном избытке капитала в отдельных странах;
- в несовпадении проса на капитал и его предложения различных звеньях мирового хозяйства. По оценкам специалистов, на начало 90–х годов размер, относительных избытков, капитала достиг 180 – 200 млрд. долларов;
На развитие процесса международной миграции капитала влияют две группы факторов, среди которых:
1. Факторы экономического характера:
- развитие производства и подержание темпов экономического роста;
- глубокие структурные сдвиги, как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран (особенно с воздействием НТР и развитием мирового рынка услуг);
- углубление международной специализации и кооперации производства;
- рост транснационализации мировой экономики (так, объемы производства продукции зарубежными фирмами США в 4 раза превышают объемы товарного экспорта из самих США);
- рост интернационализации производства и интеграционных процессов;
- активное развитие всех форм международных экономических отношений.
2. Факторы политического характера:
- либерализация экспорта (импорта) капитала (СЭЗ, оффшорные зоны и т.д.);
- политика индустриализации в странах третьего мира;
- проведение экономических реформ (приватизация государственных предприятий, поддержка частного сектора, малого бизнеса);
- политика поддержки уровня занятости.
Наряду с этим имеет мест экономическая целесообразность, непосредственно стимулирующая субъекты капитал экспорту и импорту капитала, которая заключается в:
- получении дополнительных прибылей;
- установлении контроля над другими субъектами;
- обходе протекционистских барьеров, выдвигаемых на пути движения товарных потоков;
- приближении производства капитал новым рынкам сбыта (например, на территории СНГ должно быть создано около 200 совместных предприятий с итальянским капиталом по производству макаронных изделий);
- получении доступа капитал новейшим технологиям;
- сохранении производственных секторов путем создания зарубежных филиалов;
- экономии на налоговых платежах, особенно при создании и регистрации промышленности в оффшорных зонах и СЭЗ;
- снижении расходов на охрану окружающей среды.
3. Международная организация труда и ее роль в решении вопросов безработицы. Проблемы трудовой миграции и рынка рабочей силы в Украине
Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда, находится в Женеве
Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.
Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:
· разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
· разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
· помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
· защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)
· борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
· содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
· разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды
· содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
· разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм — основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.
МОТ принята Конвенцию № 168 «О СОДЕЙСТВИИ ЗАНЯТОСТИ И ЗАЩИТЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ» (Женева, 21 июня 1988 года). Этот документ является главным показателем защиты от безработицы.
Основные статьи из общих положений Конвенции:
«Статья 2
Каждое государство - член принимает соответствующие меры для координации своей системы защиты от безработицы и своей политики в области занятости. Для этого оно стремится обеспечить, чтобы его система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице содействовали созданию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и имели бы такой характер, что предприниматели были бы заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся - искать такую занятость.
Статья 6.1
Каждое государство - член гарантирует равенство обращения всем защищенным лицам без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических воззрений, иностранного происхождения, национальности, этнического или социального происхождения, трудоспособности или возраста.»
В Украине проблема безработицы является актуальной, вследствие этого и еще множества факторов, можно охарактеризовать трудовую миграцию и рынок рабочей силы в Украине.
Масштабы и направления миграции трудовых ресурсов свидетельствуют о стабильности или, напротив, нестабильности общественного развития страны, об уровне жизни населения, развития экономики. Основным фактором, обусловливающим значительные масштабы трудовой миграции украинцев за границу, является экономическая ситуация в стране. Даже рост темпов экономического развития и уровня жизни населения в Украине в последние годы не имеют существенного влияния на снижение миграционной активности украинских граждан. Именно из-за экономической нестабильности, необеспеченности рабочими местами, отсутствия условий применения своих интеллектуальных, творческих способностей, маленькой реальной заработной платы и постоянной напряженной политической и экономической ситуации в стране каждый год уезжает более чем 900 тыс. чел..
Официальные статистические данные свидетельствуют, о том, что в период с 2003 по 2006 гг. ситуация в миграционной сфере была практически неизменной. В 2006 г. миграционная активность граждан увеличилась более чем в 2 раза, а в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом показатели выбытия и прибытия значительно снизились. И уже в 2008 году, показатели снова приобрели тенденцию увеличения. Если гражданин Украины не владеет достаточным объемом капитала или высоким уровнем умственных и физических способностей, найти достойное, хорошо оплачиваемое рабочее место достаточно трудно, особенно в условиях экономической нестабильности. В условиях растущих требований к наемному работнику, та часть населения, которая получила высшее образование и эффективно применяет свои знания в практической деятельности, значительно повышает свою цену на рынке труда. И тогда у этих людей стоит выбор: работать по специальности в Украине или, к примеру, в Западной Европе, где заработная плата будет в несколько раз выше. Существуют не только экономические причины миграционных процессов, а также причины гуманитарного, культурного, экологического, психологического, правового порядка, которые будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран. Специфическим признаком трудовой миграции сегодня является то, что она начинает приобретать характер «необратимости». Если в 90-х годах XX ст. большинство граждан Украины, выезжающих за границу на заработки, воспринимали это как временное явление и надеялись, что как только экономическая ситуация в стране улучшится, они вернутся, то теперь значительная часть тех, кто выехал тогда на работу, не спешит возвращаться. Угрожающей тенденцией развития современной трудовой миграции является тот факт, что родители, которые выехали и работают за границей уже достаточно длительное время, начинают привлекать в такие поездки детей. По экспертным данным МИД Украины, на заработках за границей нелегально находится свыше 2,3 млн. граждан Украины. Однако считается, что данная цифра значительно занижена. По разным оценкам, численность эмигрантов колеблется от 2 до 7 млн. чел.. Такие масштабы миграции украинских граждан обуславливают большие потери рабочей силы, которые могут иметь в будущем серьезные негативные последствия для экономического развития Украины. Внешняя трудовая миграция имеет не только отрицательные, но и положительные последствия. Трудовая миграция является фактором, снижающим давление безработицы на внутренний рынок труда, следовательно, уменьшающим уровень социального напряжения в обществе. Для граждан Украины, имеющих высокий уровень квалификации, возможность трудоустройства за границей, часто является шансом обеспечить более широкие возможности профессиональной самореализации и получить более высокий уровень материального достатка. Также положительным следствием трудовой миграции является то, что определенная часть украинцев смогла заработать себе начальный капитал за границей и начать собственный бизнес в Украине. Стоимости рабочей силы Украины показывает, что на сегодняшний день экономика нашего государства ориентируется больше на формирование модели дешевого рынка рабочей силы, а это, тормозит ее становление как развитого рыночного хозяйства, сводит на нет ее конкурентоспособность.
Таким образом, миграция рабочей силы имеет большое влияние как на развитие экономики страны в частности, так и на мировые процессы в общем. Предпосылками этого процесса являются социальные, экономические, политические факторы. Миграция населения имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Но, несмотря на большие инвестиции мигрантов в экономику Украины, положительное сальдо миграции, миграционное движение носит негативный характер. Для повышения уровня контроля над миграционными процессами формирование государственной миграционной политики должно строиться на принципах комплексности и системности, противодействия нелегальной миграции; обеспечении социальной защиты временных мигрантов; формировании эффективного механизма регулирования миграционных процессов. Государство обязано заинтересовать население в проживании на территории Украины – повысить уровень жизни, увеличить количество новых рабочих мест, стабилизировать экономику, наладить политическую ситуацию в стране.
Список использованной литературы
1. Международная организация труда: Конвенция N168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (Женева, 21 июня 1988 года)
2. Либанова Э. Кому выгодна дешевая сила //Зеркало недели.-2007.- 16 июня.
3. http://e-com.dp.ua/
4. http://www.ereport.ru
5. http://www.studzona.com
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/
7. http://fin-result.ru/
8. demoscope@demoscope.ru