Международные экономические отношения

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие международной торговли. Платежный и торговый баланс. Валютная политика государства. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности. Режимы валютного курса. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Эволюция мировой валютной системы.

41. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ФОРМА И МЕТОДЫ М-Н ТОРГОВЛИ.

Понятие международной торговли. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Методы международной торговли. Метод – это способ осуществления внешнеторгового обмена. Выделяют следующие методы: 1.Прямой – совершение операции непосредственно между производителем и потребителем. Преимущества: Сокращает издержки производства. Снижает риск и зависимость результатов деятельности от возможной недобросовестности и некомпетентности посредников. Позволяет компании-производителю постоянно находится на зарубежном рынке, учитывать его изменения и своевременно реагировать. 2.Косвенный – совершение операции через посредника. Преимущества: Посредник обладает более высокой коммерческой квалификацией. Нет необходимости концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов на первом этапе выхода на зарубежный рынок. Доля посредников в международной торговле значительно выше, чем в внутренней.

10. ПЛАТЁЖНЫЙ И ТОРГОВЫЙ БАЛАНС.

Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям обозначать как платежи и поступления. Торговый баланс. Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений. Связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций.

34. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Валютная политика – составляющая часть гос стратегии экономического и социального развития страны, направленная на реализацию целей относительно уровня, сфер и механизмов интеграции в МХС. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями. На различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются: - эконом и политической ситуацией в стране. - состоянием платежного баланса. - денежным обращением. Структурная валютная политика - направлена на осуществление долгосрочных структурных изменений в мировой валютной системе. Текущая валютная политика - повседневное оперативное регулирование валютного курса, операций, деятельности валютного и золотого рынка. Элементы валютной политики: - регулирование валютного курса. -управление официальными валютными резервами. -валютное регулирование и контроль. -международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-фин организациях.

9. МИРОВОЙ РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Интеллектуальная собственность – это широкий спектр результатов творческой деятельности человека в области производства, науки, техники, культуре, искусстве и аудиовизуальной технике.

Объекты интеллектуальной собственности – творения человеческого разума. Интеллектуальная собственность некая информация на материальном носитле, которую можно распространить по всему миру с неограниченным числом копий. Вводятся ограничение на: 1 срок действия (патент не более 20 лет); 2.охранные документы; 3 объёмы производства ;вопросы тиражирования;

Интеллектуальная собственность охватывает, как понятие, две сферы прав:1.права на промышленную собственность: объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности и используемые в любых отраслях промышленности. Объекты промышленной собственности: Изобретения; полезные модели; промышленные образцы; товарные знаки; знаки обслуживания;

наименования мест происхождения товара; 2.авторское право: объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности, используемые для интеллектуальных потребностей человека в науке, искусстве, литературе и архитектуре.


12. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА.

Международная миграция капитала – движение стоимости в денежной и (или) товарной форме из одной страны для получения прибавочной стоимости в другой стране, а также для получения других экономических и политических выгод. При товарном экспорте, произведенная стоимость вывозится за рубеж с целью реализации уже заключенной в данном товаре прибавочной стоимости и однократно. При экспорте капитала, за рубежом происходит инвестирование, а не реализация, причем присвоение прибавочной стоимости происходит в стране импортере и многократно. Цели международной миграции капитала: 1. максимилизация прибыли, получение более высокой прибавочной стоимости. 2. формы вывоза капитала: вывоз предпринимательского капитала – инвестирование, осуществляется следующими путями: создание совместного предприятия с участием иностранного капитала на 100%. Вывоз ссудного капитала состоит из двух операций: эмиссия и операции с ценными бумагами; международный банковский кредит.

16. РЕЖИМЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА.

Режимы валютных курсов: 1. независимое плавание – 59 стран, основано на том, что курс валют складывается под влиянием спроса и предложения на девизном рынке при умеренных интервенциях центрального банка.2. управляемое плавание – 36 стран, большее вмешательство государства в функционирование девизных рынков, чем при независимом плавании. 3. совместное плавание – страны европейского союза.


1. ПРЕДМЕТ КУРСА МЭО.

МЭО предст. собой особую сис-му хоз. связей между нац. экономиками, субъектами хоз-ния.. Предмет МЕО – процессы и явления экон жизни общества и механизм их реализации. Задачи МЭО: 1. изучение процессов раз-ия экон отн-ий в странах мир сообщества 2. изучение порядка входения в мир хоз-во. 3. применение ограничит мр при ввозе и вывозе товара. 4. изучение методов и путей экон роста одной и ведущих тенденций мирохоз раз-ия последних лет стал последовательный переход многих стран от замкнутых нац хоз-в к экономике открытого типа. Определяющую роль в формировании откурытой эк-ки играло и играет гос-во, кот стимулирует раз-ие экспортных производств, содействует кооперации с зарубежн силами и раз-ию ВЭС.

8. ТАРИФНЫЕ И НЕ ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.

Тарифные – обложен-е т-ов ввозимых и вывоз-х тамож пошлинами, ведение тамож тарифов. Тамож тариф – свод ставок, тамож пошлин. Виды тамож пошлин: 1. Адвалорные взыскиваются в % от тамож пошлины. 2. Спецефич взымаются в виде опр доп суммы в евро с еденицы измер-я или веса. 3. Смешанные (комбинир) Экспорт тариф одноколонный. Импорт: мах(из стран, с кот нет договоров), мин(из стран с режимом наиб благоприятствия), преференциальный (из развив-ся стран). Вывоз пошлина в России 20%. Нетариф м-ды: м-ды дел-ся на 3 катег-ии: 1) Меры, кот прямо и непосредств ограничивают внеш торг: 1.1. Лицензирование. 1.2 Квотирование (колич м-ды). Перечни т-ов с лицензией опр сколько можно ввезти, сколько вывезти. Добровольное огранич экспорта – установл-е квоты на экспорт нац т-ов, устанавлив-х гос-м импортером: 2) Административные формальности, кот косвенно огранич внеш торг:2.1 Треб-я к упак-ке, маркеровке и т.д. 2.2 Установ-е и использ-е санитар-х, ветеринар-х и карантийных сертификатов в протекционийских целях. 2.3. Технич барьеры – проверка соот-я импорт т-ов междунар и нац стандартам. 3) Меры валют регулир-я: 3.1. Валют огранич 3.2.Поддержан-е курса нац валюты.

18. ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ.

Основные этапы эволюции МВС

I — этап золотомонетного стандарта;

II — этап золотодевизного стандарта;

III — этап бумажно-валютного стандарта

ЭТАП ЗОЛОТОМОНЕТНОГО СТАНДАРТА. Срок действия: с начала XIX в. до 1914 г. Основные признаки золотомонетного стандарта: 1) функционирование золота как мировых денег; 2) фиксация золотого содержания национальной валюты; 3) непосредственная конвертируемость национальных валют в золото; 4) наличие фиксированных валютных курсов. Главная особенность золотомонетного стандарта состоит в том, что золото в виде монет обращалось на внутреннем и внешнем рынках. ЭТАП ЗОЛОТОДЕВИЗНОГО СТАНДАРТА.

Суть золотодевизного стандарта: наряду с золотом функций мировых денег стали выполнять и отдельные валюты ведущих стран мира. Срок действия: 1922—1976 гг. Система золотодевизного стандарта была утверждена на Международной Генуэзской конференции в 1922 г.

Основные принципы Генуэзской валютной системы: 1. В качестве платежного средства более 30 государств мира стали использовать золото и девизы — иностранную валюту. 2. Ни за одной валютой не закреплялось положение резервной валюты. 3. Сохранены золотые паритеты валют, и валюта обменивалась на золото. 4. Устанавливался режим свободно колеблющихся валютных курсов. ЭТАП БУМАЖНО-ВАЛЮТНОГО СТАНДАРТА. Ямайская валютная система (начало 1976 г. — по настоящее время). Основные принципы: 1. Вместо золотодевизного стандарта введен стандарт СДР.

2. Вместо принципа обмена валюты на золото по схеме золото - доллар - национальная валюта введен принцип обратимости валюты по схеме

СДР - национальная валюта.

3. Завершена демонетизация золота.

4. Страны—члены МВФ свободны выбирать режимы валютных курсов.

5. Межгосударственное валютное регулирование стал осуществлять МВФ.

валютные системы, в том числе с 1979 г.

23. НАПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.

При миграции рабочей силы определяющими мотивами являются: Улучшение своего материального благосостояния и благосостояния своей семьей. То есть человек не может оставаться работать в своей стране по причине низкой оплаты труда. Стремление найти лучшее применение своим профессиональным качествам и квалификации. Данный пункт в основном относится к научным работникам, знания и способности которых остаются невостребованными. Они надеются на то, что в другой стране их труд будет полезен и обеспечит им достойную жизнь. Мировые центры притяжения иностранной рабочей силы. Лидером приема эмигрантов в настоящее время является Зап. Европа (25%). По миру миграция раб. силы составляет 35 млн. чел. Характерная черта современного этапа — появление новых центров притяжения раб. силы: - страны Ближнего Востока (Персидский залив). Это связано с добычей нефти. 3 млн. новых работников; - НИС первого эшелона (ЮВА) — 4 млн. Специфика — засилье китайских мигрантов; -НИС 2-ой волны в Латинской Америке: Бразилия, Чили, Уругвай, Мексика и т.д. — 4 млн. В международной миграции появились новые тенденции: -свобода перемещения и трудоустройства раб. силы в странах ЕС; -миграция из одних развивающихся стран в другие развивающиеся страны (из Индии, Пакистана на Ближний Восток); -из ПРС в развивающиеся (высококвалифициро-ванные специалисты вместе с капиталом + расширение сфер влияния ТНК).

29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ.

НАФТА – Северо-Американское соглашение о свободной торговле, которое действует с января 1994г. Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса – зоны свободной торговли. Здесь не толькобыли сняты таможенные барьеры и другие ограничения для экспорта и импорта товаров. По существу к концу 90 – х гг. были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для прямых иностранных инвестиций. Кроме того, в рамках НАФТА имеются договоренности :О защите интеллектуальной собственности; По гармонизации технических стандартов, санитарных норм и др.; По формированию механизма разрешения споров (антидемпинговые проблемы, субсидии и др.).В перспективе (через 10 – 12 лет) актуальными станут вопросы слияния рынков стран – участниц НАФТА. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т. д.). Поэтому рано еще говорить об успешности и завершенности процесса международной интеграции в рамках НАФТА. В последние годы, учитывая тенденции глобализации мировой экономики, как возможный вариант развития в перспективе рассматривается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.


27. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

Этапы интеграции:

1.Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле. 2.Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы CTJ и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).

3.Формирование так называемого Общего рынка — здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т. е. всех фактору производства.

4.Создание экономического и валютного союзов.

20. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА.

Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой – ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. Международное движение ссудного капитала, связанное с межгосударственными кредитами и банковскими депозитами, обычно относится в платежном балансе к понятию прочих инвестиций, включающая все остальные межгосударственные передвижения капитала, не отнесенные к прямым инвестициям или резервным активам. Межгосударственное кредитование – выдача и получение средств взаймы на срок, предусматривающий выплату процента за их использование.


19. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ .

ПИИ – капитальные вложения, которые позволяют участвовать в управлении объектов вложения. Прямые иностранные инвестиции основаны на долгосрочных экономических интересах инвесторов. Они дают право собственности или фактического контроля над предприятием - объектом инвестиций. Достаточно длительное время к прямым инвестициям относили инвестиции, позволяющие получить пакет акций предприятия, составляющий не менее 25 % их общей стоимости. Однако в последние годы к прямым инвестициям относят инвестиции, которые обеспечивают не менее 10 % общей стоимости акций предприятия. В начале 90-ых годов объемы ПИИ в РФ возрастали. Конец 90-ых характеризовался спадом ПИИ в связи с негативными последствиями фин. кризиса августа 1998 года. В 2001-2002 годах ежегодные ПИИ в России стабилизировались на уровне 4 млрд. долларов. По имеющимся оценкам, общий объем накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2003 года составлял 43 млрд. долларов, в том числе ПИИ – 20,5 млрд. дол. (около 50%).

22. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ.

Ценные бумаги - особая сфера вложения ссудного капитала, хотя сами они и не являются таковым. Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи, где сталкиваются спрос и предложение и определяется цена. Величина рынка, как известно, непосредственно связана со степенью специализации общественного труда. Этому полностью соответствует рынок ценных бумаг, который тоже развивается вследствие роста специализации эмитентов и инвесторов, т.е. продавцов и покупателей товара ценная бумага. Международный рынок ценных бумаг - это прежде всего первичный рынок. Вторичный рынок пока что не получил адекватного развития. Поэтому под международным рынком ценных бумаг понимается выпуск государственных и муниципальных облигаций, а также акций и облигаций в так называемых евровалютах и осуществляемый эмитентами вне рамок какого-либо национального регулирования эмиссий. В настоящее время международный рынок ценных бумаг включает как рынок акций, так и рынок облигаций. Рынок ценных бумаг непосредственно складывается из первичного и вторичного рынков. Непосредственными инвесторами на первичном рынке ценных бумаг выступают коммерческие и инвестиционные банки, собственно биржевые фирмы, страховые компании, пенсионные фонды, нефинансовые корпорации и частные лица, приобретающие непосредственно или с помощью биржевых фирм и инвестиционных банков акции и облигации.

18. ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ.

Оффшорные финансовые центры - города или страны, предоставляющие большие денежные суммы валюты, не являющейся денежной единицей их страны. Эти центры могут рассматриваться как функциональные центры или как бухгалтерские центры. Лондон - пример функционального центра, а Каймановы Острова - бухгалтерского центра. Хотя существует множество оффшорных центров, наиболее важные из них - Лондон, Карибские острова (работающие, в основном, для банков Канады и США), Швейцария, Сингапур, Гонконг, Бахрейн (для среднего Востока) и Нью-Йорк. Оффшорные фин центры или зоны -это территория , на которой созданы льготные условия для деятельности юридических и физических лиц , с точки зрения банковского и валютного законодательства не имеющих центра эк деятельности на данной территории. Географически он может быть государством ( Люксембург, Панама, Бахрейн и Сингапур) или частью гос-ва (Дублин ). В оффшорных финансовых центрах сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов ( до 6 трлн $) Привлекательность оффшорных центров объясняется прежде всего льготным налоговым режимом для нерезидентов нет подоходного налога, высок уровень конфиденциальности. Поэтому эти центры рассматриваются как налоговые гавани

2. МИГРАЦИЯ СУДНОГО КАПИТАЛА. РЫНКИ СУДНОГО КАПИТАЛА.

Международный рынок ссудных капиталов, осуществляя международный оборот ссудного капитала, способствует непрерывности кругооборота промышленного и торгового капиталов различных стран. С функциональной точки зрения международный рынок ссудных капиталов - это система рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение ссудного капитала между странами; с позиции институциальной – совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые совершается рыночное движение ссудного капитала между странами в зависимости от спроса и предложения на него. С развитием мирохозяйственных связей и переплетением денежных потоков между странами важное значение приобретают различия и связь между такими понятиями, как мировой, международный и национальные рынки ссудных капиталов. Наиболее широкое из них - мировой рынок ссудных капиталов. Он представляет собой совокупность национальных и международных рынков ссудных капиталов, каждый из которых обладает своими особенностями, известной самостоятельностью и обособленностью. Поэтому следует отметить, что мировой рынок ссудных капиталов не существует в форме единого рынка, подобно тому как совокупность домов создает город, но не гигантский дом. Иногда не делают различия между понятиями мировой рынок ссудных капиталов и международный рынок ссудных капиталов. Действительно международный рынок ссудных капиталов, являясь обособившейся от национальных рынков системой рыночных отношений, вместе с тем тесно связывает их, переплетает взаимные потоки денежных средств. Единым механизмом в сфере международного кредита являются еврорынки. Среди них выделяются рынки евро депозитов, еврокредитов и еврооблигаций, которые тесно взаимосвязаны перемещениями средств и составляют рынок евровалют. Рынок евровалют имеет относительно самостоятельную и чрезвычайно гибкую систему процентных ставок, существенно отличающуюся от действующих на национальных рынках и охватывающую обширный круг кредиторов и заемщиков в различных частях света. Имея отличия от национальных рынков ссудных капиталов, рынок евровалют вместе с тем тесно с ними связан, поскольку на нем используется практически те же виды банковских операций и денежных документов, а также переплетаются денежные потоки.

41. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ФОРМА И МЕТОДЫ М-Н ТОРГОВЛИ.

Понятие международной торговли. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Методы международной торговли. Метод – это способ осуществления внешнеторгового обмена. Выделяют следующие методы: 1.Прямой – совершение операции непосредственно между производителем и потребителем. Преимущества: Сокращает издержки производства. Снижает риск и зависимость результатов деятельности от возможной недобросовестности и некомпетентности посредников. Позволяет компании-производителю постоянно находится на зарубежном рынке, учитывать его изменения и своевременно реагировать. 2.Косвенный – совершение операции через посредника. Преимущества: Посредник обладает более высокой коммерческой квалификацией. Нет необходимости концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов на первом этапе выхода на зарубежный рынок. Доля посредников в международной торговле значительно выше, чем в внутренней. Формы международной торговли:

1.экспорт – вывоз товара за рубеж, на условиях FOB, цена в долларах США.

2.импорт – ввоз товара из-за рубежа, на условиях CIF, цена в долларах США.

3.реэкспорт – вывоз за рубеж ранее ввезенной продукции, не подвергшейся в реэкспортирующей стране существенной переработке.

39. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА.

Колебания валютного курса, его снижение или повышение оказывают значительное влияние на экономику страны. Если снижение курса положительно влияет на экспорт, то отрицательно на импорт. Следовательно, понижение курса валюты будет увеличивать экспорт и уменьшать импорт, тем самым будет содействовать росту совокупного спроса. В то же время, понижение курса валюты вызовет рост цен на импортное сырье, материалы, оборудование, что приведет к росту издержек производства. В мировой практике существует рыночное и государственное регулирование. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, спроса и предложения, осуществляется стихийно. Главным является государственное регулирование, где основным проводником политики государства является Национальный (центральный) банк. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий колебаний валютного курса, на повышение эффективности экономики, на достижение устойчивого экономического роста, на повышение благосостояния населения. При этом правительство использует прямое и косвенное регулирование. Основными инструментами прямого регулирования являются: валютная интервенция; дисконтная политика; протекционистские меры. Наиболее гибким и быстродействующим инструментом является валютная интервенция, т. е. вмешательство национального банка на валютном рынке путем покупки или продажи иностранной валюты в обмен на национальную. Действие механизма валютных интервенций заключается в следующем. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, Национальный банк продает иностранные валюты, одновременно скупая национальную. Спрос на иностранную валюту уменьшается, следовательно, увеличивается курс национальной валюты.

11. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РБ.

В настоящее время международная торговля развивается в трех основных формах:

1.международный обмен товарами;

2.международный обмен услугами;

3.международный технологический обмен. Мировая торговля товарами - движение товарных потоков между странами, осуществляемое посредством купли-продажи товаров на эквивалентной основе. Движение товара происходит в форме экспортно-импортных операций. Экспорт - вывоз товаров из страны для продажи или использования в других странах. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен. Импорт - ввоз в страну товаров из-за границы. При импорте страна приобретает те товары, собственное производство которых в настоящее время экономически невыгодно или невозможно. Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенного в данную страну товара, не подвергшегося в ней какой-либо переработке. Реэкспортные товары переработке не подвергаются. Реимпорт - ввоз в страну ранее вывезенных товаров, не повергшихся в стране-импортере обработке. Ими могут быть изделия, не проданные на аукционах и выставках, забракованные покупателем и др. Экспортно-импортные операции являются наиболее распространенными в международной торговле. Встречная торговля - это внешнеторговые операции по реализации товаров, когда предусматриваются встречные обязательства экспортеров купить у импортеров продукцию на часть или полную стоимость экспортируемых товаров. Выделяют три основных вида международных встречных операций:

бартерные сделки; торговые компенсационные сделки; промышленные компенсационные сделки.

6. ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНСАЛТИНГ.

Консультационные услуги (консалтинг) - это специфическая сфера деятельности по предоставлению независимых советов и оказанию помощи в вопросах управления на коммерческой основе.. Согласно классификации Европейского справочника консультантов, существует 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 основных групп: 1.Общее управление - это разработка и планирование общей стратегии развития; прогнозирование; организация филиалов, отделений и новых фирм, изменение формы собственности и т. д. 2.Администрирование - вопросы формирования и регистрации компаний, организация работы офиса, обработка данных, т. е. оптимизация управления организацией. 3.Финансовое управление - вопросы финансового планирования и контроля, налоги, бухгалтерский учет, страхование и т. д. 4.Управление кадрами - подбор сотрудников, контроль уровня подготовки кадрового состава, система оплаты труда, повышение квалификации и обучение кадров. 5.Маркетинг - формирование структурных подразделений по сбыту и маркетингу, подбор надежных партнеров-оптовиков, поиски новых заказчиков и рынков, стимулирование и исследование перспектив сбыта. 6.Производство - выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции и т. д. 7.Информационная технология - использование компьютеров и информационных систем в управлении.

8.Специализированные услуги - это те виды услуг, которые не относятся ни к одной из 7 вышеперечисленных групп: обучающее консультирование, информационный консалтинг, консалтинг по телекоммуникациям, экологии, консалтинг в государственном секторе и т. д.

3. ВАЛЮТНАЯ СИСИЕМА И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

Валютная система служит основным инструментом регулирования международных экономических отношений, оказывает значительное влияние на эффективность национальной экономики. Международная валютная система и валютные курсы формируются на валютных рынках. Валютные рынки - это совокупность всех отношений, возникающих между субъектами купли-продажи иностранной валюты. В зависимости от объема, характера валютных операций и набора используемых валют, валютные рынки подразделяют на международные, региональные и национальные. Главными участниками валютных рынков являются крупные коммерческие банки, банкирские дома, брокерские фирмы и крупнейшие корпорации. Национальный валютный рынок - это сложившиеся отношения по ва¬лютному обслуживанию клиентов, действующих на территории данной страны. Клиентами валютного рынка являются фирмы, компании, частные лица, а также банки, не специализирующиеся на проведении валютных операций. Все валютные операции проводят национальные банки и банки, имеющие по разрешению Национального банка право на совершение валютных операций. Такие банки называют уполномоченными, девизными или валютными. Основная часть валютных операций приходится на такие коммерческие банки. Валютный национальный рынок начинают формировать с создания межбанковской валютной биржи (МБВ), на которой проводятся все текущие валютные операции: продажа части валютной выручки, покупка валюты для финансирования импорта, торговля наличной валютой и т. д. На МВБ формируется валютный курс, Национальный банк здесь может проводить политику по сглаживанию курсовых колебаний Главным элементом в системе валютного регулирования является валютное законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок осуществления валютных операций, сделок с валютными ценностями между фирмами и гражданами другой страны, порядок ввоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты и валютных ценностей.

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ.

Интеграционные процессы в Южной Америке интересны как с теоретической, так и с практической точки зрения. Многие специалисты полагают, что этот опыт можно спроецировать на постсоветские условия; На наш взгляд, это не совсем так, поскольку страны СНГ имеют потенциалы и уровень развития совершенно другие, чем страны Южной Америки. В силу исторических и географических причин экономика стран Южной Америки на протяжении многих десятилетий развивалась преимущественно на побережье, Это связано с тем, что экономика данных стран формировалась на основе потребностей метрополий, поэтому оказалась неприспособленной к внутриконтинентальной торговле. В этой связи часто упускается из. виду тот факт, что: одним из серьезных препятствий для развития интеграции является отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами, природные условия (Кордильеры, экваториальные леса) также затрудняют взаимообмен между соседями. Наследие прошлого не способствовало интеграции, так как национальные экономики стран региона слабо дополняли друг друга, были ориентированы на экспорт совпадающих по своим характеристикам товаров. Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики, при помощи которой они надеялись преодолеть экономический кризис и адаптироваться к новым условиям мирового хозяйства, а также модернизировать производственный потенциал, не принес им существенного успеха в 80-х годах. Попытки увеличить физический объем экспорта не сопутствовали росту валютных доходов из-за снижения мировых цен на сырье, сказалось также негативное влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга. С учетом мирового опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной интеграции, которая не является альтернативой интеграции в мировое хозяйство. Была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в: рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Стала разрабатываться четко сформулированная концепция так называемого «открытого регионализма», т. е. интеграции, основанной на низких таможенных барьерах и более открытой для мирового рынка. Активную роль в экономике региона играет Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. В настоящее время МЕРКОСУР — это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн человек), 50% совокупного ВВП(свыше 1 трлн долл.), 40% прямых зарубежных, инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось введение в субрегионе зоны свободной торговли к 31 декабря 1994 г. (обеспечение свободного движения капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок определения происхождения товаров).

24. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДОРСТВА.

Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы. Гос-ное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран — экспортеров и импортеров рабочей силы. Государ. миграционная политика подразделяется на два вида — эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования. Эмиграционная политика государства включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирования объемов и структуры эмиграционных потоков. Косвенные методы регулирования эмиграционных потоков: валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы). Прямые методы регулирования эмиграции: требования к субъектам трудовой миграции — к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам; экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынке зарубежных стран (например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции). Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование, их труда. Мигрантов классифицируют по следующим трем категориям: 1.семейная эмиграция; предполагает обязательное наличие родственника — гражданина страны, который может дать поручительство; 2.экономическая эмиграция; предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. 3.гуманитарная эмиграция; предполагает признание статуса беженца. Иммиграционная политика государства формируется из следующих инструментов:

качественные требования к иностранной рабочей силе (наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности).

Скачать архив с текстом документа