Структура социальной психологии
СОДЕРЖАНИЕ: Введение. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для нас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; конформизм. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов.Введение.
В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для нас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; конформизм. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений – социальных групп: это семья, и производственная бригада, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той или иной страны.
Любой из упомянутых социальных субъектов – конкретная личность или конкретная социальная группа – взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Однако это психологическое настолько тесно переплетено с социальным, что попытка их разделить в конкретном взаимодействии людей заранее обречена на провал.
Например, на протекание конфликта между двумя студентами, безусловно, будут влиять особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но тем не менее определяющими окажутся здесь факторы совсем иного порядка, а именно: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Даже без глубокого анализа видно, что каждый из данных факторов представляет собой как бы сплав социального и психологического. Поэтому обозначение «социально – психологические» наилучшим образом подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. В свою очередь наука, изучающая подобные явления и их закономерности, с полным правом может называться социальной психологией.
Здесь сразу нужно отметить, что социальная психология изучает не только социально – психологические явления. В качестве прикладной науки она исследует социально – психологический аспект (или сторону) любых реальных явлений жизни и деятельности людей практически во всех сферах. В полной мере это относится к сферам экономики, политики, права, религии, национальных отношений, образования, семьи и т д.
Каждая из упомянутых сфер многоаспектна и изучается разными гуманитарными науками. Причем некоторые науки специфичны для какой – то конкретной сферы, как, например, педагогика и политология. Другие же науки имеют достаточно универсальный характер и, соответственно, свой четко выраженный аспект в большинстве сфер человеческой деятельности. Среди универсальных гуманитарных наук нужно в первую очередь назвать философию, социологию, этику, психологию и, конечно, социальную психологию.
Для того чтобы показать, как соотноситься социально – психологический аспект с аспектами других наук и как соотносятся сами эти науки в изучении конкретного явления, возьмем в качестве примера обычный экзамен. С точки зрения социологии это вид взаимодействия представителей двух социальных групп (преподаватели – студенты), направленного на реализацию их общественных и личных интересов и целей. С точки зрения общей психологии экзамен – это эпизод психической деятельности и поведения некого индивида (субъекта). При этом если в качестве субъекта берется преподаватель, то студент здесь будет не более чем объект его деятельности. Если же позиция субъекта отводится студенту, то, соответственно, объектом его деятельности становится преподаватель. С позиции педагогики экзамен представляет собой одну из форм контроля усвоения знаний обучаемыми, а с позиции информатики – частный случай обмена информацией. И только с точки зрения социальной психологии экзамен рассматривается как специфическое общение личностей в рамках и определенных социальных ролей и межличностных отношений.
Иными словами, если экзамен интересует нас как своеобразное общение (конфликтное или контактное, ролевое или межличностное и т п), в ходе которого происходит воздействие его участников друг на друга, а также то или иное развитие их взаимных отношений, то мы должны обратиться именно к социальной психологии. В свою очередь это позволит использовать адекватные решаемой задаче теоретические знания, понятийный аппарат, оптимальные средства и методы исследования. В то же время для понимания всей сути происходящего в процессе конкретного экзамена помимо социальной психологии обязательно потребуются определенные знания в области социологии, общей психологии, педагогики и, разумеется, в той учебной дисциплине, по которой сдается данный экзамен.
Итак, обобщая сказанное выше, можно определить в качестве предмета социальной психологии закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей как представителей социальных групп, психологические характеристики самих этих групп и психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни. При этом в качестве объекта исследований в социальной психологии могут выступать личность, социальная группа, их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия и т д.
Глава 1: Теоретическая часть.
Структура современной социальной психологии.
Структура социальной психологии определяется прежде всего объектами, сферами человеческой деятельности и методами исследования.
В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются следующие разделы:
· Социальная психология личности – в рамках этого раздела изучаются проблемы социализации личности, социально – психологической регуляции ее поведения, социальных установок личности и т д.
· Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений) – в этом разделе изучаются структуры и функции общения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений на процесс общения и результативность группы и т д.
· Психология малых групп – в этом разделе изучаются процессы групповой динамики, социально – психологические проблемы референтности, лидерства, групповой сплоченности, взаимодействия индивида и малой группы, внутригрупповых конфликтов и т п.
· Психология межгруппового взаимодействия – в этом разделе изучаются процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, факторы детерминации межгрупповых отношений, проблемы межгрупповых конфликтов и т д.
· Психология больших социальных групп и массовых явлений – в этом разделе изучаются факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика внутригруппового и межгруппового общения, прблемы внутри - и межгрупповых конфликтов, психология слухов, психология толпы и т п.
Понятно, что в зависимости от конкретной области социальной деятельности одно и то же социально – психологическое явление преобретает более или менее выраженную специфику. Одно дело – общение друзей, другое – общение продавца и покупателя, и совсем иное дело – общение руководителя с подчиненным. Разумеется, в каждом из этих случаев будут проявляться некоторые общие закономерности общения, но очень многое в его содержании и характере протекания будет определяться именно особенностями человеческой деятельности. В связи с этим социальная психология дифференцируется в такие отрасли как:
1. Социальная психология труда – отрасль социальной психологии, изучающая социально – психологические проблемы трудовой деятельности, в частности социально – психологический климат в трудовом коллективе, личностный фактор совместной деятельности, особенности общения в автономных производственных коллективах, социально – психологические механизмы адаптации к профессиональной деятельности и другие проблемы.
2. Социальная психология управления – отрасль социальной психологии, изучающая социально – психологические проблемы управленческой деятельности, в том числе социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений, психологическую совместимость как фактор эффективности управления, социально – психологические аспекты производственных конфликтов; эффективность различных стилей руководства, социально – психологическую компетентность руководителя и т п.
3. Экономическая психология – одна из самых новых отраслей социальной психологии. Она изучает социально – психологические аспекты хозяйственной жизни общества, экономического поведения и отношений хозяйствующих субъектов. В рамках этой отрасли исследуются такие проблемы, как психологические факторы эффективности предпринимательской деятельности, социально – психологические особенности субъектов собственности, социально – психологическая регуляция их деловой активности, психологическое воздействие рекламы на поведение потребителей, динамика социально – психологических феноменов в условиях экономических изменений и др.
4. Политическая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни общества, политическое сознание и поведение субъектов политических процессов. В рамках этой отрасли исследуются социально – психологические проблемы политической активности, социально – психологические условия формирования общественно – политических интересов молодежи, психологические факторы влияния на поведение избирателей, характерные психологические особенности политических деятелей и другие проблемы.
5. Этническая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические особенности национальных групп, народов (этносов). В ее рамках исследуются этно – психологические характеристики конкретных национальных групп, проблемы межнациональных отношений и общения, влияние этнических стереотипов и установок на процесс совместной деятельности, проблема социально – психологической адаптации мигрантов, психологические условия возникновения межэтнических конфликтов и возможности их преодоления и другие проблемы.
Наряду с указанными выше отраслями социальной психологии можно с достаточным основанием говорить и о других ее ответвлениях, например о социальной психологии науки, культуры, образования, религии, права, семьи и брака, искусства, торговли, спорта и т д.
Социально – психологические исследования разных объектов в различных сферах жизни и деятельности людей могут проводиться на теоретическом, эмпирическом и практическом уровнях. В первом случае речь идет об анализе и обобщении теоретического материала (концепции, теоретические положения, гипотезы, выводы относительно тех или иных социально – психологических явлений). Во втором случае исследование нацеливается на выявление, описание и анализ конкретных факторов реальности – социально – психологических особенностей
изучаемого явления. При этом наибольшую ценность имеют, как правило, эмпирические данные, полученные экспериментальным путем. Наконец, в третьем случае исследование направляется на решение какой – то практической задачи на основе анализа, учета и использования всей информации по ее социально – психологической составляющей.
Иными словами, социальная психология, как и другие науки, подразделяется на теоретическую социальную психологию, эмпирическую (в том числе и экспериментальную) и практическую (прикладную) социальную психологию. Поэтому, когда возникает вопрос о целесообразности социально – психологического исследования конкретного явления социальной жизни, необходимо сразу же определить его рамки. Например, если при дном и том же объекте изучения сделать упор на теоретическое осмысление проблемы, то несомненно возникнут сложности с разработкой эффективных психологических рекомендаций по ее практическому решению. И наоборот, даже весьма успешно решенная практическая задача социально – психологического плана далеко не всегда представит собой значительную ценность для теоретической социальной психологии.
Методология и методы социально-психологического исследования
Любое исследование, поясняет в своем учебнике А.Л.Журавлев, начинается с составления исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Программа задает определенную логику (этапность) исследования.
Обычно она включает: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный теоретический анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); составление плана выборки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.
Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы.
К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму - описание методов сбора, обработки и анализа данных.
Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его — оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные варианты методик и приемов сбора данных.
Итоги исследования обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов.
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки. Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования.
Характерным нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами представители конкретных наук.
Возникает особый вид методологической рефлексии — внутринаучная методологическая рефлексия.
В современном научном знании, подчеркивает Г. М. Андреева, термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.
1. Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые — осознанно или неосознанно — применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека.
2. Частная (или специальная) методология — совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования.
В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии.
Методология — как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Однако в ряде других языков, например в английском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики (или методы, если слово «метод» понимать в этом узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием — анкета, тест, социометрия — всегда применяется в определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования.
Весь набор методов социальной психологии Г. М. Андреева подразделяет на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. При этом она также подчеркивает, что существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования.
Различают три группы методов:
1)Методы эмпирического исследования;
2) Методы моделирования;
3) Управленческо-воспитательные методы;
Методы обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые общенаучные приемы.
Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования по Журавлеву следующие:
· повышение надежности методов, применяемых для сбора эмпирической информации, за счет формализации процедуры измерения (повышение качества операционализации понятий, характеризующих эмпирические свойства изучаемого объекта, использование процедур шкалирования признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки), а также путем алгоритмизации самого исследования;
· «компьютеризация» методов — разработка компьютерных вариантов (аналогов) существующих методик исследования., создание компьютерных технологий сбора эмпирической информации, в том числе компьютерных сетевых вариантов;
· комплексное использование методов сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т.п.)
· усиление значения методов, минимизирующих субъективное влияние исследователя и исследуемого(ых) на процесс сбора эмпирической информации (применение технических средств фиксации информации, проведение исследований в естественных условиях, фиксация объективных показателей, характеристик поведения и деятельности, их продуктов, состояний социального взаимодействия);
· разработка «провоцирующих методов» сбора информации, «активной стратегии» исследования, т.е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) определенное социально-психологическое явление (например, ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.).
Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.
Наблюдение.
В социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.
В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения, напоминает А.Л.Журавлев, принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение . Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистки. Наиболее известными схемами наблюдения являются методики IPA, СИМЛОГ Р. Бейлза, схема наблюдения за лидерством Л. Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др.
Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.
По условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента).
Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.
Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам А.Л.Журавлев относит речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.);физические действия , т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п.
Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения.
Наиболее распространены дескриптивный (фактологический) способ наблюдения , предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; и оценочный — когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени (например, длительность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.
К основным недостаткам данного метода относятся:
· высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
· преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
· относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.
Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.
Метод анализа документов - является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки.
Документы различаются, указывает А.Л.Журавлев:
а) По способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото- и видеодокументы).
б) По целевому назначению (целевые, естественные).
в) По степени персонификации (личные и безличные).
г) В зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные).
д) По источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследования.
Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.
Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.
Метод опроса .
Подчеркивает А.Л.Журавлев, весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т, д.) фактах со слов опрашиваемых.
Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа:
а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.
Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Область применения опроса в социальной психологии:
· на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
· опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
· как основной метод сбора эмпирической информации.
Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:
· в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;
· опрос, как правило, не используется для выборочных исследований;
· применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах;
· чаще всего проводится в очной форме;
· в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) изучения объекта и др.
Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса.
К разновидности опроса А.Л.Журавлев относит интервью , подчеркивая, что в социально-психологическом исследовании используются стандартизированное и нестандартизированное интервью . В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее.
Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.
Принято выделять ключевые фазы:
· установление контакта.
· Основная.
· завершение интервью.
Критерии эффективности интервью:
1) полнота (широта) — оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы;
2) специфичность (конкретность) — в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы;
3) глубина (личностный смысл) — оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации;
4) личностный контекст — интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.
Виды анкетирования разделяются: по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения , по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.
Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.
Метод социометрии.
А.Л.Журавлев относит к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.
Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации.
Процедура измерения включает следующие элементы:
· определение варианта (числа) выборов (отклонений);
· выбор критериев (вопросов) опроса;
· организация и проведение опроса;
· обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.
Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N — 1 (социометрическая константа), где N — число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При увеличении размеров группы до 12-16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура — ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц их всех членов группы, т, е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надежность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Ее недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе.
А. Л. Журавлев называет разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения), гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные , ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления «глубинной» связи членов группы.
Метод групповой оценки (ГОЛ ).
Способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода, подчеркивает А. Л. Журавлев, связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров.
Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения.
Тесты.
Краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. А. Л. Журавлев указывает, что с помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии.
С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования.
А. Л. Журавлев называет следующие области применения тестов в социальной психологии:
· диагностика групп
· изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции
· социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.)
Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе.
Диагностическое значение тестов обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых.
Среди наиболее известных тестов социально-психологической диагностики А. Л. Журавлев указывает на тест интерперсональной диагностики Т. Лири (Л. Н. Собчик, 1981), шкалу совместимости В. Шутца (А. А. Рукавишников, 1992), методику оценочной биполяризации Ф. Фидлера (И. П. Волков, 1977) и др.
Кроме того, в среди тестовых методик в социальной психологии, особое место, по мнению А. Л. Журавлева, занимаютметодики (шкалы) измерения социальных установок , являющиеся важным инструментом изучения и прогнозирования социального поведения личности.
Они предназначены для количественного измерения направленности и интенсивности поведенческих реакций человека по отношению к различным категориям социальных стимулов. Шкалы установок используются для различных целей.
Наиболее известны следующие такие направления их применения как:
· изучение общественного мнения,
· потребительского рынка,
· выбор эффективной рекламы,
· измерение отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т.п.
Шкала установок (в отличие от опроса мнений) позволяет измерять установку как одномерную переменную, определять специальную процедуру ее построения и предполагает единый, суммарный показатель.
К наиболее известным шкалам измерения и построения установок А. Л. Журавлев относит:
Шкалы разных интервалов (Л. Терстоун).
Особенностями шкалы являются равенство расстояний между единицами шкалы и одномерность, или однородность вопросов, суждений. В основе оценочной шкалы лежат категориальные суждения, отобранные и классифицированные по результатам предварительного опроса компетентных лиц (экспертов). Задача экспертов — отсортировать суждения в определенном порядке в соответствии со степенью выраженного в них благожелательного или неблагожелательного отношения к определенному социальному объекту. Недостаток метода — влияние установок эксперта при классификации суждений.
Шкалы суммарных оценок (Р. Лайкерт).
В противоположность процедуре равных расстояний высказывания отбираются не на суждениях группы экспертов, а на основе ответов испытуемых, которые предъявляются им в процессе разработки теста. Количество суждений, составляющих предварительную шкалу, относится к их числу в итоговой шкале примерно как 4:1. Измерение установки предполагает оценку набора суждений по пятибалльной шкале, включающей пять категорий ответов: полностью согласен, согласен, не уверен, не согласен, полностью не согласен. Итоговый показатель — суммарная оценка по всем видам суждений интерпретируется в соответствии с установленными эмпирическими нормами. Преимущества шкал установок типа лайкертовских состоят в том, что они относительно надежны даже при небольшом количестве высказываний, а также в том, что не требуют больших трудовых затрат. Недостаток — обычно уровень шкалы достигает лишь порядкового типа шкал, хотя процедура построения претендует на интервальную шкалу.
Кумулятивные шкалы (Л. Гутман).
Шкала обладает свойствами кумулятивности и репродуктивности. При ее построении используется техника шкалограммного анализа, представляющая процедуру отбора и упорядочения высказываний в ранговую шкалу по степени возрастания признака (каждому ее пункту соответствует оценочный балл). На основе данной техники разработаны известные тесты: шкала социальной дистанции Е. Богардуса, тест 20 ответов М. Куна и др.
Методологические проблемы измерения установок связаны с проблемой несоответствия между установкой и внешним поведением, т.е. несоответствия действий индивида его словесным высказываниям.
Метод аппаратурный.
Данная группа методов является развитием экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных обшностей (аудиторий). Наиболее известны и широко применяются в социальной психологии аппаратурные методы изучения различных социально-психологических феноменов, которые проявляются в условиях групповой работы.
А.Л.Журавлев называет следующие группы аппаратурных моделей:
· модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов (Арка, Лабиринт, Эстакада);
· модели суммарного воздействия (Ритмограф, Волюнтограф);
· модели многосвязанного управления равновесием в системе (Гомеостат);
· модели многосвязанного управления движущимся объектом (Кибернометр, Групповой сенсомоторный интегратор).
Эксперимент.
Термин «эксперимент » имеет в социальной психологии два значения:
· опыт и испытание, как принято в естественных науках;
· исследование в логике выявления причинно-следственных связей.
Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, подчеркивает А. Л. Журавлев, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента. Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.
Возникновение социальной психологии как науки обязано проникновению эксперимента в исследование человеческих отношений: ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических прикладных исследованиях, совершенствовалась его техника.
Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии.
Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, то есть невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия).
Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации.
Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации в социально-психологических исследованиях.
Краткая классификация массовых социально-психологических явлений.
Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются массовые социально – психологические явления. Это - интересы, общественное мнение, слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления.
Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.
Каждый социальный институт соответствует интересам конкретной социальной группы и служит их удовлетворению. Этим и определяются отношения между социальными группами; интересы одних социальных групп далеко не всегда согласуются с интересами других. Здесь принципиальное значение имеет движение навстречу друг другу двух обстоятельств:
а) мощное финансирование социальных программ, позволяющих снять реальные противоречия между социальными группами, преодолеть их неравенство;
б) психотерапевтический подход к организации отношений с позиции гуманистической психологии и ненасильственного общения.
Общественное мнение.
Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.
Общественное мнение проявляется в ряде функций:
1) регулирует и предписывает определенное поведение;
2) выражает и отражает оценки событий и фактов.
Формы проявления общественного мнения следующие:
а) оценка, жалобы;
б) советы, пожелания, одобрения;
в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.
При этом различают как обоснованные, так и необоснованные оценки, жалобы, несогласие и т. п.Общественное мнение по своей сути - одно из эффективных средств регулирования социальной жизни, надежное, при определенных условиях, средство познания. Отражение действительности в общественном мнении носит преимущественно оценочный характер.
Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и преднамеренно. Его деформация приводит к неправильным стереотипам, оценкам поведения, созданию преступной субкультуры, установлению негативных традиций, искажению моральных ценностей.
Слухи.
Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица другому. Модель психологического воздействия слухов представляет собой систему, в которой субъект психологического воздействия (СПВ) и объект психологического воздействия (ОПВ) являются подсистемными.
Психологическое воздействие слухов включает в себя три взаимосвязанных этапа или момента: операционный - воздействие субъекта; процессуальный - принятие (непринятие) воздействия объектом; результат, т.е. ответные реакции - последствия перестройки психики объекта, которые выполняют функцию обратного воздействия ОПВ на СПВ.
Итак, мнения и настроения как социально-психологические явления играют большую роль в поведении общностей. Они являются регуляторами их поведения.
Наряду с динамико-статичными явлениями в обществе наблюдаются статичные, т.е. устойчивые, неподвижные, явления, которые также оказывают активное воздействие на поведение общностей.
Традиции - способ хранения, передачи и воспроизводства как положительного, так и отрицательного опыта. Нередко их называют «социальным клеем». В каждом обществе существует целая система традиций, направленных на укрепление его стабильности. Их классифицируют по различным основаниям. Выделяют национальные и другие традиции.
Традиции создают условия для «здорового консерватизма», стабильности общества. Яркий пример тому - Англия. Институт «королевы» не что иное, как традиция. Приверженность англичан к своим традициям в области политики, быта глубоко оправдана, хотя и придает их образу жизни налет архаичности.
Глава 2: Практическая часть.
Формирование навыков видения и анализа социально-психологических явлений.
Упражнение 1.
Данное упражнение представляет собой игру, в процессе которой студенты могут увидеть, как социально-психологические явления могут быть описаны людьми в обыденной жизни. Кроме того, в завершение игры преподаватель может уточнить определения изученных понятий.
Подготовительный этап игры. Каждому студенту выдаются две чистые карточки, на которых он должен написать по одному социально-психологическому явлению. Следует обратить внимание на то, чтобы студенты не показывали друг другу свои записи. Затем преподаватель собирает все карточки, перемешивает их и складывает либо на тарелку, либо в шапку, как в игре «Фанты». Далее студентам предлагается разбиться на две группы, обязательным условием является, чтобы в каждой группе было одинаковое количество игроков. Группы располагаются в два ряда так, что образуются пары людей, сидящих друг напротив друга. Люди в парах работают вместе в ходе игры.
Ход игры. Каждый студент по кругу вытаскивает карточку и в течение 10 секунд должен объяснить написанное слово своему партнеру по игре, не используя при этом однокоренных слов. Например, вам попалось слово «конфликт», которое можно объяснить следующим образом: «Это столкновение интересов людей» или: «Это такие отношения между людьми, когда они ссорятся или недовольны друг другом». Если партнер угадывает слово и время при этом не закончилось, можно взять еще одну карточку и объяснить новое слово. При угадывании слова карточка остается у игроков. Если человек не успел объяснить, а его партнер – угадать, то карточка возвращается в игру. В завершении игры подсчитывается количество карточек (одна карточка равна одному баллу) у каждой пары. Победителем считается та пара, которая набрала наибольшее количество баллов. Преподаватель берет на себя роль ведущего, он следит за временем и выполнением правил игры. Игра продолжается до тех пор, пока все слова не будут объяснены. Обычно время варьируется от 15 до 25 минут.
Подводя итоги, преподаватель обращает внимание студентов на то, как они объясняли социально-психологические феномены обыденным языком, пользуясь житейскими психологическими знаниями.
Упражнение 2.
Анализ текста.
Основная цель упражнения – формирование навыков выявления социально-психологических явлений.
Форма работы: мини-группы по 3–4 человека, групповое обсуждение и презентация результатов работы мини-групп.
Каждой группе предлагаются отрывки текстов из художественной литературы, которые содержат описание взаимодействия или деятельности людей, сказочных героев (если это детская литература). Наиболее яркими являются тексты, содержащие диалоги героев. В своей практике мы используем отрывки текстов из детской книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Тексты обязательно должны быть напечатаны на отдельных листах.
Инструкция к упражнению:
– внимательно прочитать текст и выделить все социально-психологические явления, которые описаны в рассказе;
– зафиксировать результаты работы, используя следующую таблицу (в табл. представлен пример заполнения на основе работы с предлагаемыми текстами).
Тексты к тесту.
Текст 1
Коротышки были неодинаковыми: одни из них назывались малышами, другие – малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, поэтому волосы у них были короткие, а у малышек длинные и красивые. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, переходила на другую сторону. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще хуже, за косу дернут. Конечно, не все малыши были такими, но ведь этого у них на лбу не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками, а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.
Текст 2
– Слушай, Стекляшкин, – сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.
– Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.
– Не может быть, – ответил Незнайка, – по-моему, солнце не больше тарелки.
– Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца оторвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.
– Ишь ты! – ответил Незнайка. – А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое?
Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:
– Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.
Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:
– Спасайся, братцы! Кусок летит!
– Какой кусок? – спрашивали его.
– Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!
– Что ты выдумываешь!
– Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.
– Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:
– Спасайся, кто может! Беда!
Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля – свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:
– Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.
Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:
– Удивляемся, как мы тебе поверили!
Таблица. Схема анализа социально-психологических явлений.
Заключение.
Варианты определения места социальной психологии:
(«границы» с социологией и психологией)
Явления и процессы, изучаемые социальной психологией, многообразны и многогранны. Необходимо исследовать их, хорошо понимать, видеть и учитывать специфику их проявления в жизни и деятельности людей.
Знание социальной психологии позволяет:
— во-первых, правильно оценивать и прогнозировать развитие общественной жизни, ее непростых реалий и сложных отношений;
— во-вторых, всесторонне изучать и осмысливать другие общественные явления, что дает возможность регулировать характер взаимодействия, взаимоотношений и общения между людьми во всех видах их жизни и деятельности, снимать напряженность между ними, если она возникает, стимулировать их взаимопомощь и сотрудничество;
— в-третьих, понимать, какое влияние общественно-психологические явления и процессы оказывают на личность, ее статус и положение, специфику адаптации к окружающей действительности, особенности взаимоотношений с другими людьми, пути нахождения ею максимально эффективных возможностей для социализации и адаптации;
— в-четвертых, учитывать многоликость общественного бытия. И политика, и религия, и межэтнические отношения принимают в своем развитии самые разнообразные формы. Социальная психология показывает их влияние на людей, разъясняет направления их правильного анализа и осмысления и вырабатывает целесообразные рекомендации по учету в интересах общества;
— в-пятых, использовать закономерности функционирования и проявления социально-психологических явлений и процессов, что позволяет находить эффективные пути, средства и способы для воздействия на различные категории людей и их групп и в окончательном итоге дает возможность поддерживать гармонию человеческих отношений, создавать благоприятные условия для совместной деятельности.