Международный лизинг
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие договора международного финансового лизинга. История развития лизинга. Правовое регулирование, перспективы развития международного лизинга в Республике Беларусь. Нормативно-правовая база осуществления лизинговой деятельности в Республике Беларусь.Академия управления при президенте республики беларусь
Институт государственного управления
Кафедра конституционного и международного права
Специальность Государственное управление и право
Курсовая работа
По курсу международное частное право
На тему
Международный лизинг
Студент Хмылко Сергей Александрович
IV курса группы ПРМД-1
Руководитель Чудаева Мария Леонидовна
Минск 2008г.
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие договора международного лизинга
1.1 История развития лизинга
1.2 Понятие договора международного финансового лизинга
Глава 2. Правовое регулирование и развитие международного лизинга в республике Беларусь
2.1 Нормативно-правовая база осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь
2.2 Характеристика лизинговых операций в Республике Беларусь
2.3 Перспективы развития международного лизинга в Республике Беларусь
2.4 Создание совместных лизинговых компаний
Заключение
Список использованных источников
Введение
Мировая практика накопила большой опыт выхода стран из кризисных ситуаций в экономике. Стартовым условием оживления экономических процессов являлось массовое обновление технической базы предприятий, переход на новые современные технологии, что позволяло увеличить выпуск конкурентоспособной продукции. Чем быстрее потребительский рынок насыщался качественными и сравнительно недорогими товарами, тем скорее преодолевались негативные явления экономической жизни (инфляция, спад производства, безработица, формирование цен монопольными производителями, высокие ссудные ставки и др.).
Даже прибыльно работающим предприятиям в современных условиях сложно перевооружить производство, а некоторая масса предприятий работает почти бесприбыльно. По этим причинам техническое перевооружение производства не может произойти за счет собственных средств предприятий.
Анализ мирового опыта показывает, что Беларусь до настоящего времени не использовала всех возможных способов технического перевооружения, широко практикуемых на Западе. Одним из них является лизинг, как наиболее перспективная форма обновления основных средств.
Разработчики Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. отмечают следующее: Если нам в ближайшие год-два не удастся переломить ситуацию, то это поставит под угрозу не только возможность обеспечения экономического развития в перспективе, но и возникнет реальная угроза падения темпов развития. Обновление основных фондов - это вопрос будущего отечественной экономики и сохранения ее конкурентоспособности на мировом уровне [23].
Для выхода из сложившейся ситуации должны быть предприняты кардинальные меры, прежде всего по выводу из хозяйственного оборота и баланса предприятий физически изношенного и морально устаревшего оборудования и ввода новых технологий, носителями которых являются современные основные средства. При высокой степени износа основных фондов ослабевает роль амортизационных отчислений как одного из основных источников инвестиций.
На сегодняшний день мировой опыт предлагает многовариантные схемы переоснащения материально-технической базы производства как стартовое условие оживления экономических процессов и выпуска конкурентоспособной продукции. Одной из таких схем является лизинг.
Лизинг может стать катализатором переоснащения технологической базы, т.к. обычно предполагает ускоренную амортизацию инвестиционных активов, что позволяет сократить до минимума риск морального старения и повысить показатели обновляемости технического парка предприятий (или, другими словами, постоянно внедрять новые технологии).
Развитие лизинга способствует решению таких задач, как структурная перестройка, обновление основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции и эффективности инвестиций на базе внедрения научно-технических достижений.
Глава 1. Понятие договора международного лизинга
1.1 История развития лизинга
Наиболее древние прототипы лизинга можно найти в договорах найма или аренды, которые заключались в Египте и Месопотамии еще в 5 тысячелетии до нашей эры. В Риториках Аристотеля (350 г. до н. э) высказывается мысль о том, что богатство составляет не владение имуществом на основе права собственности, а его (имущества) использование. Аристотель, как ни парадоксально, определил основную идею лизинга - чтобы получить прибыль необязательно иметь имущество или оборудование в собственности, а достаточно лишь иметь право его использовать и извлекать доход.
В Англии до конца XVIII века предметом долгосрочного лизинга (lease) могло являться лишь недвижимое имущество. Движимое имущество могло передаваться в лизинг только в случае, если оно было связано с недвижимостью (так называемый мертвый и живой инвентарь). Вместе с тем, развитие товарного хозяйства в Англии требовало передачи в лизинг не только недвижимого, но и движимого имущества. Широкое распространение лизинг движимого имущества получил лишь в конце XVIII века, когда доктрина английского права признала, что любая вещь, которая может быть отдана кому-нибудь навсегда, может быть также отдана ему и на длительный срок.
В США также достаточно долго (вплоть до второй половины XIX века) лизинг широко применялся лишь в отношении объектов недвижимости. Во второй половине XIX века лизинг движимых предметов стал широко использоваться как форма инвестиций в железные дороги, а также как своего рода прообраз сделки по купле-продаже товаров в рассрочку, когда продавец резервировал за собой право собственности на проданную вещь до момента полного внесения покупателем платежей. Первой компанией, которая проводила только лизинговые операции, в том числе и операции по финансовому лизингу, являлась, созданная в Сан-Франциско в 1952 году United States Leasing Corporation. Лизинг в США благодаря финансово-лизинговым сообществам превратился в эффективный инструмент экономической деятельности [17, стр.25].
Начиная с 60-х годов XX века, американские лизинговые компании начали распространять свою деятельность на территории Канады и Западной Европы, а в последующем и в иных частях мира. Лизинг в мировой экономике занимает второе место по объемам инвестиций после банковского кредита, потому что он является одним из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения производства и открывает пользователям широкий доступ к передовой технике и технологиям. В 1998 г стоимость лизинговых операций в США составила 183,4 млрд. долларов США, в 2005г объем рынка лизинга в США достиг 248 млрд. долларов. Лизинг оборудования вносит от 75 до 315 млрд. долл. в реальный ВВП в год (от 1% до 3% реального ВВП), без него, экономика США теряла бы до $ 290 млрд. ежегодно, до 80% американских бизнесов используют лизинг (каждые $70 000 лизинговых операций создают 1 рабочее место).
В Европе, общий размер рынка в 2004г - €229 532 млн., из них: лизинг оборудования - €192 160 млн. Доля лизинга оборудования в общем объеме инвестиций - порядка 17,4%. Ведущую роль на рынке играют 4 наиболее развитые страны: Великобритания (€53 651 млн), Германия (€44 410 млн), Италия (€38 040 млн), Франция (€26 915 млн). Доли ключевых игроков в целом составляют 71% рынка [13].
При сравнении насыщенности рынка лизинговых услуг в ведущих европейских странах с США можно отметить существенный потенциал европейского рынка по сравнению с достигшим своего пика американским рынком [10, стр.18].
1.2 Понятие договора международного финансового лизинга
В международной торговой практике, наряду с традиционными внешнеторговыми сделками (купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), в последние десятилетия появились новые договорные формы внешнеэкономической деятельности, отражающие современные тенденции развития мировой экономики. Широкое распространение получил международный финансовый лизинг, связанный с привлечением хозяйствующими субъектами различных стран дополнительных источников финансирования (инвестирования) в производственную сферу.
Термин лизинг (англ. leasing) имеет английское происхождение и в настоящее время применяется во многих правовых системах. Это объясняется тем, что широкое распространение лизинговые сделки получили во многих странах мира благодаря экспансии этой деятельности со стороны американских лизинговых компаний. В настоящее время в США под термином лизинг понимается договор, по которому одна сторона (лизингодатель, англ. lessor) передает второй стороне (лизингополучателю, англ. lessee) на определенный срок за установленную плату вещь во владение с целью ее использования на различных условиях [25, стр.76].
В международной договорной практике финансовый лизинг сложился как разновидность института аренды. В законодательстве отдельных стран он так же рассматривается как особый вид аренды, представляющий собой коммерческую деятельность по приобретению за свой счёт (либо за счёт кредитных средств) имущество лицом (лизингодателем) с целью передачи в аренду другому лицу (лизингополучателю) для извлечения доходов от этой деятельности в виде арендных платежей.
Особенность договора лизинга состоит в том, что лизингодатель (в роли которого нередко выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании, а также специализированные лизинговые компании) передает имущество, специально приобретенное по договору купли-продажи, в пользование лизингополучателю, сам его не используя. Это позволяет рассматривать лизинг не только как разновидность аренды, но и как своеобразную форму долгосрочного кредитования (инвестирования), при которой лизингополучатель погашает кредитные средства (т.е. денежные средства, затраченные на закупку оборудования) путем регулярной выплаты лизингодателю в согласованном между ними размере арендных платежей. Сумма этих платежей складывается из стоимости оборудования (как правило, соответствующей его полной амортизации), расходов лизингодателя, связанных с приобретением оборудования (например, в случае пользования кредитными средствами), а также суммы, составляющей непосредственно прибыль лизингодателя. По истечении срока лизинга оборудование может быть передано в собственность лизингополучателю [14, стр. 197].
Финансовый лизинг представляет собой сделку, оформляемую двумя видами договоров: договором купли-продажи (поставки) между лизингодателем и поставщиком оборудования, выбранного по спецификации лизингополучателя, и договором лизинга между лизингодателем и лизингополучателем, на основании которого лизингополучатель использует оборудование взамен на выплату периодических платежей.
Понятие международного финансового лизинга, содержащееся в Оттавской Конвенции выделяет несколько характерных особенностей:
Лизингодатель либо лизингополучатель должны являться субъектами разных государств. Что же касается продавца, то он может являться как субъектом государства лизингодателя, так и субъектом государства лизингополучателя, то есть национальный характер части договора международного финансового лизинга не влияет на его международный статус.
Лизингополучатель самостоятельно выбирает оборудование и поставщика. Этим объясняется то, что лизингодатель освобождается от какой-либо ответственности перед лизингополучателем за возможные недостатки оборудования, переданного в лизинг, а лизингополучатель приобретает право на предъявление претензий к продавцу, которые обычно имеет покупатель по договору купли-продажи.
Лизингодатель приобретает у поставщика оборудование специально для последующей передачи его в лизинг. В связи с этим поставщик ставится в известность о том, что конечным пользователем данного имущества будет не лизингодатель (лицо, которое оплачивает имущество и приобретает на него право собственности), а лизингополучатель, который вправе непосредственно предъявлять требования к поставщику, связанные с недостатками проданного оборудования или гарантийными обязательствами поставщика. Таким образом, особенностью договора международного лизинга является то, что лизингополучатель, не находясь в договорных отношениях с продавцом оборудования, обладает определенными правами по отношению к данному лицу.
Лизинговые платежи рассчитываются в зависимости от срока амортизации оборудования [7, ст.12].
Прежде всего, исходя из данного понятия, можно сделать вывод о том, что сделка по международному финансовому лизингу представляет собой трехсторонний договор. Данная правовая конструкция является нетрадиционной для правовых систем стран континентальной Европы. Поэтому, скорее всего, правильнее было бы квалифицировать договор международного финансового лизинга не как многостороннее (трехстороннее) обязательство, а как сложный договор, который включает в себя отношения поставки, а также собственно лизинга (имущественного найма, или аренды). Оттавская Конвенция регулирует лишь отношения по финансовому лизингу, не регулируя отношения прямого лизинга (в государствах континентальной Европы - имущественного найма, или аренды), то есть двусторонние сделки, когда лизингодатель передает в лизинг лизингополучателю имущество, которое находится в его собственности (как, например, в случае передачи в лизинг оборудования производителем).
Кроме того, характеризуя международный финансовый лизинг, необходимо указать и на то, что этот договор представляет собой сделку, используемую исключительно в предпринимательской сфере, вследствие чего данный договор всегда возмездный, а его участники являются профессиональными участниками торгового оборота.
Предметом договора международного финансового лизинга может являться любое имущество, предназначенное для использования его лизингополучателем в коммерческих целях. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Оттавской Конвенции, в качестве предмета международного финансового лизинга выступает любое производственное оборудование, включая комплектующее оборудование и средства производства, ими могут быть транспортные средства и их принадлежности (морские и воздушные суда, авиационные двигатели), а также оборудование, тесно связанное с недвижимым имуществом и являющееся принадлежностью земельного участка либо присоединенным к земельному участку имуществом (например, буровая установка), за исключением оборудования, используемого преимущественно для личного, домашнего, семейного пользования.
Сгласно положениям Оттавской Конвенции лизингодатель, приобретая имущество для лизингополучателя, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в международный финансовый лизинг определенному лицу.
В связи с этим, в соответствии со статьей 8 Оттавской Конвенции, лизингодатель не отвечает перед лизингополучателем за ненадлежащее свойство (качество оборудования), за исключением случаев, когда лизингополучатель понес убытки, связанные с вмешательством лизингодателя в выбор поставщика или оборудования, а также в случае, если лизингополучатель положился на опыт лизингодателя. При этом лизингодатель не несет также ответственности перед третьими лицами за смерть, вред здоровью или порчу имущества, причиненные оборудованием.
В статье 10 Оттавской Конвенции определено, что лизингополучатель обладает правами по отношению к поставщику, а последний - соответствующими обязанностями по отношению к лизингополучателю в таком объеме, как если бы лизингополучатель являлся стороной договора поставки. При этом, конечно, поставщик не несет ответственности одновременно перед лизингодателем и лизингополучателем за один и тот же ущерб. Кроме того, лизингополучатель не вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор поставки.
Согласно статье 12 Оттавской Конвенции, если поставщик нарушил взятые на себя обязательства путем непоставки или поставки с опозданием лизингополучателю предмета международного лизинга, лизингополучатель имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор международного лизинга и отказаться от оборудования в отношении лизингодателя, вправе задержать выплату периодических платежей по договору. При этом лизингодатель вправе исправить ненадлежащее исполнение, предложив лизингополучателю оборудование, соответствующее договору международного лизинга. Если же все-таки лизингополучатель в одностороннем порядке расторгнул договор международного финансового лизинга, то он вправе потребовать обратно внесенные им периодические платежи и иные суммы от лизингодателя, выплаченные им в качестве аванса за вычетом стоимости тех выгод, которые лизингополучатель извлек из оборудования. И, наконец, лизингополучатель не имеет в отношении лизингодателя никаких иных прав требования, связанных с непоставкой, просрочкой поставки или поставкой несоответствующего оборудования, за исключением тех, которые являются следствием действий или упущений лизингодателя.
Однако следует отметить, что, несмотря на то, что лизингодатель не отвечает за недостатки переданного в международный лизинг оборудования перед лизингополучателем, сам он вправе наряду с лизингополучателем предъявлять требования, связанные с недостатками предмета лизинга, к поставщику.
В соответствии со статьей 9 Конвенции лизингополучатель должен надлежащим образом заботиться о предмете международного лизинга, содержать оборудование в соответствии с условиями, на которых оно поставлено, с учетом его естественного износа и изменений оборудования, согласованного сторонами. Обязанность сторон по текущему или капитальному ремонту оборудования определяется в договоре, как правило, при международном финансовом лизинге такая обязанность возлагается на лизингополучателя.
Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения переданного в международный финансовый лизинг имущества, как правило, в международном торговом обороте рассматриваются как его собственность.
В течение срока действия договора международного финансового лизинга лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора в части сохранности объекта международного лизинга и поддержания его в рабочем состоянии.
Страхование предмета международного финансового лизинга обычно осуществляется либо лизингодателем, либо лизингополучателем. В случае страхования предмета международного финансового лизинга лизингодателем страховая сумма включается в состав лизингового платежа согласно условиям договора. В случае заключения договора страхования лизингополучателем, договор заключается обычно в пользу лизингодателя, то есть именно лизингодатель является получателем страхового возмещения по страховому полису.
Пункт 2 статьи 14 Оттавской Конвенции разрешает лизингополучателю передать право пользования предметом международного финансового лизинга или любое другое право по договору о лизинге иному лицу. Однако он это может осуществить лишь с согласия лизингодателя и с учетом прав третьих лиц. При этом договор сублизинга не может быть заключен на срок, больший срока договора международного финансового лизинга.
По прекращению договора международного финансового лизинга лизингополучатель, к которому не перешло право собственности на предмет международного финансового лизинга, или если договор не продлен, обязан возвратить лизингодателю оборудование (предмет международного лизинга) в соответствии с условиями договора.
Вопросы, которые прямо не рассматриваются в Оттавской конвенции, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таковых - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права (коллизионных норм). В самой Конвенции предусмотрены отдельные коллизионные нормы, содержащие формулы прикрепления, с помощью которых определяются подлежащие применению правовые нормы, регулирующие вещные права на различные виды имущества. В частности, в случаях, когда предметом лизинга является оборудование, присоединенное к земельному участку или ставшее принадлежностью земельного участка, вопрос о том, стало или нет указанное оборудование такой принадлежностью (или было присоединено к земельному участку), и возникающие в связи с этим правовые последствия для лизингодателя и обладателя вещных прав на данный земельный участок определяются законом государства местонахождения этого земельного участка.
В зависимости от вида оборудования, являющегося предметом лизинга, решается вопрос о выборе норм законодательства для признания вещных прав за лизингодателем, конкурсным управляющим (доверительным собственником) либо кредиторами в случае банкротства лизингополучателя. Так, в отношении зарегистрированного морского либо воздушного судна в этом случае подлежит применению право государства их регистрации; в отношении оборудования, которое обычно перемещается из одной страны в другую, включая авиационные двигатели, - право государства, в котором находится основное коммерческое предприятие арендатора; в отношении другого оборудования - право государства местонахождения этого оборудования.
Платежи по договору международного финансового лизинга обычно рассчитываются с учетом срока амортизации всего или существенной части оборудования таким образом, чтобы покрыть инвестиционные расходы лизингодателя и принести ему запланированную прибыль.
В состав инвестиционных расходов, возмещаемых лизингодателю, обычно входят: первоначальная стоимость объекта международного финансового лизинга; проценты, выплачиваемые лизингодателем по кредитному договору, заключенному с кредитором для приобретения объекта международного финансового лизинга; затраты на привлечение гарантии по договору с гарантом, если такой договор заключался; налоги и другие обязательные платежи, начисляемые на предмет международного финансового лизинга; затраты лизингодателя, связанные с осуществлением капитального ремонта предмета международного лизинга, если этот ремонт осуществляет лизингодатель; платежи по страхованию предмета международного финансового лизинга, если страхование осуществляет лизингодатель и если в договоре международного лизинга не оговорено иное.
Как правило, лизинговые платежи при международном финансовом лизинге выступают в форме: денежных платежей; компенсационных платежей (товарами либо встречной услугой); смешанных платежей (совмещающих две указанных выше формы).
Кроме того, лизинговые платежи также различаются как: платежи с фиксированной общей суммой; платежи с авансом (когда вначале выплачивается лизингополучателем аванс, а после этого оплачиваются периодические платежи); неопределенные платежи (когда заранее размер платежа неизвестен, исчисляется исходя из процента, определенного стороной).
В соответствии со статьей 13 Оттавской Конвенции лизингодатель может взыскать с лизингополучателя невыплаченные периодические платежи вместе с процентами и упущенной выгодой, если лизингополучатель нарушил условия договора. Причем, если данное нарушение существенно, лизингодатель вправе потребовать досрочной выплаты будущих платежей либо прекращения договора лизинга и возврата ему предмета лизинга с возмещением убытков. Правда, убытки, которые может потребовать лизингодатель, являются лишь компенсационными, поскольку в Оттавской Конвенции указывается, что чрезмерно оцененные убытки выплате не подлежат [7, ст.13].
Договор международного финансового лизинга обычно прекращается по истечении установленного в нем срока. При этом, как правило, лизингополучатель выкупает предмет лизинга по согласованной с лизингодателем цене. Иногда лизингодатель и лизингополучатель могут продлить срок действия договора, оговорив при этом новые условия.
В случае, если лизингодатель не желает продлить договор международного финансового лизинга или выкупить предмет лизинга (безусловно, при наличии у него такого права) предмет лизинга должен быть возвращен лизингодателю в состоянии, соответствующем его нормальному износу в течение срока международного финансового лизинга.
Договор международного финансового лизинга обычно прекращается досрочно в случае утраты предмета лизинга и невозможности его замены аналогичным предметом, а также в иных случаях неисполнения сторонами своих обязательств по договору.
Таким неисполнением со стороны лизингополучателя могут являться (в случае, если это предусмотрено в договоре): неуплата или несвоевременная уплата лизинговых платежей; неисполнение обязательств по страхованию лизингового имущества; использование предмета лизинга не в соответствии с условиями договора; неосуществление лежащего на лизингополучателе текущего или капитального ремонта оборудования; иные случаи, установленные в договоре [27].
Основанием для досрочного расторжения договора международного лизинга может являться также и неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств со стороны лизингодателя. Однако, как правило, в договорах международного финансового лизинга на лизингодателя после передачи предмета лизинга лизингополучателю практически не возлагается никаких обязанностей перед ним. Неисполнение обязательств лизингодателем в основном может иметь место лишь в связи с неоплатой предмета лизинга продавцу (поставщику).
В случае если договор международного финансового лизинга досрочно прекращается по вине одной из сторон, данная сторона обязана полностью возместить убытки второй стороне, в частности, лизингополучатель также должен полностью выплатить лизинговые платежи за весь срок договора международного лизинга.
Прекращение договора лизинга безусловно влечет за собой и прекращение договора сублизинга [25, стр.86].
Глава 2. Правовое регулирование и развитие международного лизинга в республике Беларусь
2.1 Нормативно-правовая база осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь
В период становления и развития лизинговой деятельности в Беларуси государственными органами были приняты документы, создавшие основу законодательной базы по лизингу.
Приведённые в настоящей работе документы наиболее значимы с точки зрения их практического применения при осуществлении лизинговых операций и классифицированы по признаку сферы применения.
Гражданский кодекс Республики Беларусь (глава 34 Аренда, параграф 1 Общие положения об аренде, параграф 6 Финансовая аренда (лизинг)) (в ред. Закона Респ. Беларусь от 26 дек. 2007г).
В соответствии со статьей 596 Гражданского кодекса положения об аренде, изложенные в параграфе 1, применяются к лизингу, если иное не установлено законодательством.
Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997г. №1769, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.1998г. №1042 (отменило лицензирование лизинговой деятельности), от 13.07.2000г. №1038 внесло коррективы в содержание п.9 Положения в связи с введением с 01.01.2000г. нового порядка исчисления налога на добавленную стоимость и изменением налоговой базы и объекта налогообложения при исчислении и уплате данного налога в ходе осуществления лизинговых операций.
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Подписана в г. Оттава (Канада) 28.05.1988г. Свое участие в Конвенции Республика Беларусь оформила в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.07.1998г. №352 О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге была заключена, как попытка унификации основных положений, касающихся операций международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана, прежде всего, тем, что разные законодательные системы рассматривали лизинговые сделки с различных позиций. Конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключаемых в связи с операциями по лизингу, сторонами которых являются коммерческие организации из разных стран, присоединившихся к Конвенции (в соответствии с оговоренной в ней процедурой). К настоящему моменту таких стран девять: Беларусь, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия, Панама, Россия, Узбекистан, Франция.
Конвенция не противоречит белорусскому законодательству и не требует внесения изменений в действующие законодательные акты. Это означает, что принципиальный подход к договорам о лизинге, заключаемым во внутреннем экономическом обороте Республики Беларусь, и к договорам о лизинге, заключаемым с иностранными контрагентами, будет унифицированным. На практике такой унифицированный подход должен помочь белорусским предпринимателям при заключении сделок внутреннего и международного лизинга.
Конвенция о межгосударственном лизинге. Подписана 25.11.1998г. и ратифицирована Законом Республики Беларусь от 09.11.1999г. №309-3 О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге.
Регулирует юридическую сторону лизинговых отношений между субъектами хозяйствования государств, входящих в СНГ и подписавших данную Конвенцию. В настоящее время таких государств пять: Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Украина. К сожалению, к данной Конвенции не присоединилась Россия, что не может не сказаться на развитии межгосударственного лизинга между нашими странами.
Следует отметить, что нормы двух последних актов могут быть применены только к лизинговым договорам, носящим интернациональный характер, когда стороны договора лизинга являются резидентами различных государств, присоединившихся к соответствующим конвенциям. Учитывая, что таких государств достаточно мало, можно говорить о весьма ограниченном применении обеих Конвенций в практике международного лизинга.
Несмотря на то, что обе Конвенции по большому счету не имеют юридического значения для сделок между резидентами Республики Беларусь, оба документа достаточно интересны в плане детализации отдельных вопросов лизинговой деятельности, не совсем четко оговоренных в национальном законодательстве. В силу статьи 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающей, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства, присоединение нашей страны к данным документам в какой-то мере опосредованно заполняет имеющийся правовой вакуум, одновременно позволяя белорусским предприятиям работать в сфере лизинга с некоторыми зарубежными партнерами, имея соответствующую нормативную базу. Данные документы являются частью гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению на территории Республики Беларусь.
Во многих странах финансовый инструмент лизинга используется, прежде всего, благодаря своим налоговым льготам. В целях содействия развитию лизингового сектора в странах с развивающейся экономикой лизинговым операциям должен сопутствовать режим благоприятного налогообложения, особенно, по сравнению с другими финансовыми инструментами. Благоприятный режим налогообложения лизинговых операции содействует созданию в экономике условий для привлечения инвестиций в основные средства.
Планируя осуществление лизинговых сделок в Республике Беларусь, иностранная компания - лизингодатель, должна принять во внимание некоторые проблемы налогообложения лизинговых операций, с которыми она может столкнуться. В Республике Беларусь принят ряд документов, регулирующих данные отношения.
С января 2000 года в Беларуси была введена новая система исчисления налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Закона Республики Беларусь от 19.12.1991г. № 1319-ХП О налоге на добавленную стоимость (в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.12.2007 г). В практике ведения международной лизинговой деятельности данная система налогообложения сразу выявила свои противоречия.
Одно из них заключается в том, что существует определенный перечень субъектов хозяйствования, имеющих льготу по налогу на добавленную стоимость в размере от 50 до 100%. Следовательно, они не насчитывают данный налог на стоимость реализуемой продукции, оказанных работ и услуг и не являются плательщиками данного налога. К таким субъектам хозяйствования можно отнести индивидуальных предпринимателей, предприятия, оказывающие медицинские услуги или ориентированные на экспорт, либо сельскохозяйственные (ставка налога на продукцию и услуги - 10%) и т.п. Заключая договор на лизинг с лизинговой компанией или банком, вышеупомянутые субъекты обязаны уплачивать НДС, начисленный на лизинговые платежи в размере 18%. Эта сумма реально увеличивает стоимость лизинговой услуги, так как возврат НДС, уплаченного по договору лизинга является весьма затруднительным. Можно предположить, что большинство таких предприятий будет откладывать сроки инвестирования в свой бизнес, накапливать необходимые средства на покупку основных средств, брать дорогостоящие кредиты (не пользоваться льготами, которые предлагает лизинг) либо обращаться за этими услугами к иностранным лизинговым компаниям, предлагающим лизинговые услуги без НДС, как на экспортную услугу. К последнему прибегают резиденты Беларуси, основным видом деятельности которых являются, например, международные перевозки.
Для нерезидентов Республики Беларусь дешевле заключить договор с лизинговой иностранной компанией, так как с нее не будет взиматься налог на добавленную стоимость, поскольку компании, оказывающие услуги лизинга на экспорт, имеют льготу по налогу в своей стране. Выход из сложившейся ситуации может подсказать российский опыт. У лизингополучателей России также возникают ситуации, когда при реализации ими товаров (работ, услуг) налогообложение производится по ставке 0 или 10%. В таком случае возникшая разница направляется на погашение обязанностей компании-лизингополучателя по уплате других налогов или сборов, которые подлежат зачислению в федеральный бюджет. Если по истечении трех месяцев налогоплательщик все еще не полностью компенсировал уплаченный НДС, то бюджет должен вернуть эту разницу налогоплательщику.
В случае если лизингодатель является резидентом какой-либо страны, а лизингополучатель является нерезидентом данной страны, лизинговые платежи по заключенному договору лизинга облагаются НДС по ставке 0%.
В настоящее время иностранная компания, не имеющая физического присутствия в Республике Беларусь, планирующая осуществление операций международного лизинга с участием белорусского лизингополучателя, должна обратить внимание на некоторые требования валютного контроля Республики Беларусь, которые могут значительно осложнить осуществление сделки.
В соответствии с Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь Об утверждении правил проведения валютных операций № 72 от 30.04.2004г. (в ред. Пост. Правления Национального банка Респ. Беларусь от 17.12.2007г) разрешено осуществление расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), без оформления в Национальном банке Республики Беларусь отдельного разрешения на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, если срок платежа не превышает 180 дней, но осуществление расчетов по экспорту и (или) импорту товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на срок более 180 дней, а также в случае получения (предоставления) аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки платежа по указанным объектам на срок более 180 дней, относится к валютным операциям, связанными с движением капитала.
Необходимо отметить, что валютный лизинг в последнее время стал пользоваться большей популярностью по сравнению с лизингом в белорусских рублях, так как при невысоких темпах инфляции и высоких процентных ставках по рублевым кредитам относительно низкие ставки по валютным кредитам делают валютный лизинг более привлекательным. Данное постановление также разрешило юридическим лицам - резидентам использовать иностранную валюту при расчетах по договорам финансовой аренды (лизинга) автомобильной техники, произведенной в Республике Беларусь, а также по договорам финансовой аренды (лизинга) в случае, если объект лизинга был приобретен лизингодателем за иностранную валюту.
Действующее таможенное законодательство предусматривает, что товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь по лизинговым сделкам, могут ввозиться в соответствии с двумя таможенными режимами - режим выпуска товаров для свободного обращения и режим временного ввоза товаров. В случаях, когда товары вывозятся по договорам лизинга с таможенной территории Республики Беларусь, то могут применяться соответственно режимы экспорта или временного вывоза [9, стр.133].
В настоящее время при оформлении имущества, ввозимого по договору финансового лизинга, в соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения лицо, осуществляющее ввоз предмета лизинга, обязано уплатить все таможенные пошлины, платежи, а также налог на добавленную стоимость, в полном объеме. Такой подход противоречит сущности лизинга, когда право собственности до окончания действия договора лизинга, независимо от наличия опциона выкупа, остается у лизингодателя.
Порядок и условия выдачи таможенными органами разрешений на использование товаров в таможенном режиме временного ввоза определяются Таможенным кодексом Республики Беларусь от 04 января 2007г. В данном нормативном правовом акте также перечислены категории товаров, в отношении которых таможенный режим временного ввоза не может быть установлен.
Срок временного ввоза товаров ограничен. Предельные сроки, на которые товары могут быть временно ввезены на территорию Республики Беларусь, установлены этим же нормативным правовым актом и применительно к лизингу составляют два года.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.11 97 г. № 587 О лизинге при таможенном оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лица предоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет [3, стр.53].
Основная проблема, препятствующая развитию лизинга в Республики Беларусь, заключается в следующем: ввоз или вывоз товаров на основании договоров лизинга не имеет никаких преимуществ по сравнению с обычным ввозом/вывозом товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Описание основных проблем практического применения некоторых форм лизинга показывает, что все они являются результатом недоработки экономическо-правовой базы, регламентирующей общественно-экономические отношения в Республике Беларусь. Поэтому говорить о весомом продвижении в развитии международных лизинговых операций в Республике Беларусь трудно, так как на пути данного развития стоят проблемы валютного, таможенного и налогового регулирования. Руководители лизинговых компаний в качестве основных факторов, сдерживающих развитие лизинга в Республике Беларусь, называют низкую деловую активность и высокие процентные ставки на отечественном финансовом рынке. Решение данных проблем всецело зависит от действий соответствующих законодательных органов. Именно они должны через эффективное, с помощью лизинга, перевооружение производственной сферы способствовать развитию рынка лизинговых услуг, как части инвестиционной политики, что впоследствии должно повлиять на качество и конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках производимой в экономике Республики Беларусь продукции.
Однако, как отмечают эксперты, за время уже более чем десятилетней истории развития лизинговых отношений в Республике Беларусь создана одна из лучших нормативных баз по вопросам лизинговых отношений в странах СНГ [10, стр. 20].
2.2 Характеристика лизинговых операций в Республике Беларусь
Первые лизинговые компании в нашей стране появились в начале 90-х годов прошлого века. До 2004 г. в стране отсутствовала централизованная система сбора статистической информации по объемам лизинговых операций. Единственным источником информации, хотя и очень приблизительным, было анкетирование, которое проводил Белорусский союз лизингодателей [13].
По данным за 1997 г., собранным только среди членов Белорусского союза лизингодателей, объем лизинговых операций составил 460 млрд. Br (суммы указаны в неденоминированных рублях). С учетом того, что в девяностых годах около 75% рынка лизинговых услуг предоставлялись банками, общий объем лизинговых операций составил в 1997 г. около 1% от объема инвестиций в основной капитал. К концу 90-х объем лизинговых операций достиг 2% от общего объема инвестиций в основной капитал [11, стр.23].
С введением обязательной статистической отчетности формы 1-лизинг появилась возможность официальной оценки результатов деятельности белорусских лизинговых компаний. Совсем недавно увидел свет отчет за 2006 г., и с учетом данных за 2004 и 2005 гг. можно проследить основные тенденции развития лизинга в нашей стране.
В качестве основных количественных показателей, или индикаторов развития лизинга и его значения в экономике страны, принято использовать два показателя: доля лизинга в ВВП и доля лизинга в инвестициях в основной капитал. В оценке доли лизинга принято использовать суммарный объем нового бизнеса (СОНБ) - показатель, который применяется при исследованиях в соответствии с методикой Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций (Leaseurope).
Сравнительный анализ стоимости переданных в лизинг объектов в 2004-2006 гг. показывает, что рост в сопоставимых ценах составил в 2005 г. по отношению к 2004 г.30%, 2006 к 2005 г. - 38%. Стоимость переданных в лизинг объектов в 2004 г. составила 1,1% к ВВП и 5,2% к инвестициям в основной капитал, в 2005 г. - соответственно 1,1% и 4,9%, в 2006-м - 1,3% и 5,3%.
Доля лизинга в ВВП и инвестициях является своего рода индикатором роста экономики. Наиболее высокая доля лизинга в ВВП наблюдается в развивающихся странах, где больше потребность в обновлении основных фондов и создан благоприятный инвестиционный климат. И наоборот, доля лизинга в ВВП падает в странах, достигших определенной экономической стабилизации или где наблюдается спад экономики. В Европе максимальный уровень этого показателя наблюдается в Эстонии (5,17%), а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет 1,67%, в экономически развитых странах этот показатель около 2%.
В России, по данным ассоциации Рослизинг, СОНБ в 2005 г. достиг 9 млрд. USD, в 2006 г. - 12,8 млрд. USD. Доля лизинга в ВВП в 2005 г. у наших соседей составила 1,1% и в инвестициях 7,1%, в 2006 г. - 1,3% и 7,6%. Прирост объема нового бизнеса (без НДС) за 2006 г. - 42,2%. Средний рост мирового рынка лизинга с 1994 г. по 2004 г. - 5,5% ежегодно.
Доля лизинга в инвестициях в основной капитал характеризует прежде всего состояние законодательной базы и развитость инфраструктуры лизинга. Вклад лизинга в инвестициях в основные фонды составил в 2006 г.5,3% в Беларуси и 7,6% - в России. Самый высокий уровень присутствия лизинга в инвестициях наблюдается в США - 30%, а средний уровень этого показателя по странам Европы составляет 17%.
Анализируя долю лизинга в ВВП и инвестициях и сравнивая ее с аналогичными показателями в России и европейских государствах, можно сделать следующие выводы:
уровень развития лизинга в Беларуси существенно ниже, чем в развитых европейских государствах, но соизмерим с уровнем развития в России. Правда, лизинг в Европе развивается более 50 лет, а в Беларуси - немногим более 15;
темпы роста рынка лизинга в Беларуси значительно превышают темпы роста в европейских государствах, но отстают от российских. Рынок лизинга европейских государств достиг своей стабилизации и растет темпами, соизмеримыми с ростом экономик. В России, напротив, в 2006 г. рост основных показателей оказался самым большим за последние годы.
в значительной степени рост обусловлен ростом ликвидности российских банков, что привело к активному размещению ими свободных средств, в том числе и в лизинг. Развитая инфраструктура лизинга и осведомленность клиентов о данном виде услуг также влияют на рост рынка. И главное:
темпами, значительно превышающими рост ВВП, росла клиентская база, малый и средний бизнес - основные потребители услуг лизинга.
В Беларуси, напротив, наблюдался недостаток кредитных ресурсов. Загруженные государственными программами, банки все чаще отказываются кредитовать лизинговые компании. По опросу Минстата, среди лизингополучателей в 2004 г.72% получателей услуг лизинга были предприятиями частной и смешанной формы собственности. Отсутствие роста клиентской базы - малых и средних предприятий не компенсировало ни сравнительно благоприятное законодательство, ни развитая инфраструктура лизинга. Белорусские лизингодатели постепенно утратили свои лидирующие позиции среди стран СНГ.
Можно прогнозировать, что с каждым годом будет опережающими темпами расти доля лизинговых компаний иностранной собственности. К такому выводу подталкивают события последних двух лет. На белорусский рынок пришли Парекс-лизинг, Райффайзен-лизинг, PECO БелЛизинг и другие иностранные компании.
2.3 Перспективы развития международного лизинга в Республике Беларусь
Для оценки степени развития лизинга в Республике Беларусь обратимся к мировому опыту, который определяет шесть стадий развития лизинга. Как правило, на первых трех стадиях находятся рынки лизинга большинства развивающихся стран. На пятой стадии развития находятся рынки Германии, Великобритании, Японии. На шестой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок - в США.
По всем признакам белорусский рынок лизинга находится на третьей стадии развития. Скорость его дальнейшего развития зависит от многих факторов, главным из которых является желание и возможности государства развивать рыночные отношения в стране, поскольку лизинг - один из инвестиционных механизмов рыночной экономики [8].
Разработчики Программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года отмечают некоторые особенности развития лизинга, в том числе и международного, в Республике Беларусь: Использование лизинга как одной из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов имеет широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения производства. В республике имеется положительный опыт использования международного лизинга для обновления и увеличения основных средств. Белорусские транспортники, не привлекая государственных средств и правительственных гарантий, полностью обновили по лизингу подвижной состав для международных перевозок. Это позволило дополнительно получить сотни миллионов долларов валютной выручки и иметь стране положительное сальдо внешнеторгового баланса по услугам. В настоящее время наиболее активно осуществляется международный лизинг с юридическими лицами Российской Федерации. Действующая законодательная база Беларуси, России, Украины, Молдовы и других стран СНГ не препятствует осуществлению лизинговых договоров между юридическими лицами.
Однако, сотрудничество стран СНГ в сфере лизинга осложнено целым рядом причин. Непредсказуемость налоговых и таможенных правил, иных регуляторов хозяйственной деятельности делают любые долгосрочные операции в условиях СНГ рискованными. Поэтому требуется тщательная разработка каждого проекта, предусматривающая возможные риски и определяющая необходимые гарантии [16].
На сегодняшний день в РБ можно выделить следующие типы лизингодателей:
банки, имеющие право осуществлять лизинговую деятельность;
специализированные лизинговые компании, созданные крупными производителями машин и оборудования (МАЗконтрактлизинг и др.);
лизинговые компании, существующие при банках, т.е. дочерние лизинговые компании крупных банков и других финансовых структур (Приорлизинг при Приорбанке, Белбизнеслизинг при Белинвестбанке и др.);
лизинговые компании, учреждённые частными лицами.
Лизинговые фирмы редко являются независимыми. В большинстве они выступают как филиалы или дочерние компании промышленных и торговых фирм, банков или страховых обществ. Банки контролируют деятельность всех лизинговых компаний как любого заемщика на предмет целевого использования кредита. Проводятся ежемесячные или ежеквартальные проверки правильной эксплуатации оборудования. Каждый месяц проверяется баланс лизинговой компании. Залогом по лизинговой сделке выступает, как правило, само оборудование. Но банки требуют еще дополнительно гарантию получения процентов по данному кредиту. Поэтому для того, чтобы стать клиентом лизинговой компании, предприятию необходимо иметь оборудование, собственное или своих поручителей, примерно на такую же сумму, на которую заключается сделка. Срок лизинговых сделок варьируется от 1 года до 5 лет.
В организационном плане было бы целесообразным создание крупных внешнеторговых организаций типа торговых домов, включающих наряду с мощной внешнеторговой фирмой производственные, банковские, страховые, рознично-оптовые, складские, транспортные и другие предприятия. Получение оборудования от западных лизингодателей через торговые дома более вероятно ввиду большей гарантированности иностранной фирмы от риска неплатежеспособности нашего заказчика [12, стр.21].
При изучении международного лизинга следует обратиться к опыту соседних регионов. В России для устранения и минимизации лизинговых рисков используют следующие схемы взаимодействия иностранных и российских лизинговых компаний:
Лизинг - сублизинг, когда западная лизинговая компания сдаёт в лизинг оборудование российской лизинговой компании, а та, в свою очередь, отдаёт его российскому лизингополучателю.
Лизинговое брокерство, когда западная лизинговая компания осуществляет для западного лизингодателя полный анализ и контроль финансового состояния лизингополучателя или предоставляет гарантии на осуществление лизинговых сделок.
2.4 Создание совместных лизинговых компаний
При распространении у нас этого опыта было бы целесообразно, чтобы белорусские лизинговые компании выполняли следующие функции: рекламная деятельность; маркетинговые исследования; анализ деятельности предприятий - потенциальных лизингополучателей; формирование пакета заявок на получение в лизинг транспортных средств, технологического оборудования и других предметов лизинга; мониторинг лизинговой деятельности на протяжении всего срока лизингового договора; организация доставки предмета лизинга в РБ, уплата пошлин, сборов на границе, оформление таможенных документов, передачи объектов лизинга лизингополучателям.
Ряд крупных зарубежных лизинговых компаний желают создать свои представительства в РБ. Необходимо активное сотрудничество иностранных и отечественных партнеров в отношении лизингового бизнеса. У нас уже налажены связи с Европейской ассоциацией лизинговых предприятий. Также Беларусь является членом межправительственной, межгосударственной организации СНГ-лизинг, куда вошли Украина, Россия, Беларусь.
Еще одна форма сотрудничества - создание лизинговых компаний в форме коммерческих организаций с иностранными инвестициями, которые будут заниматься лизингом как импортного оборудования на территории РБ, так и белорусского оборудования на территории той страны, которая будет учредителем Коммерческой организации.
На сегодняшний день лизинг в Республике Беларусь является одной из перспективных форм долгосрочного финансирования инвестиций. Для успешного его развития необходимы государственная поддержка, усовершенствование законодательной базы, активное взаимодействие промышленного и банковского капиталов [12, стр.22].
Основные усилия государства по созданию дополнительных условий для развития лизинговых отношений в Республике Беларусь в ближайшей перспективе должны быть направлены на то, чтобы:
сформировать надлежащую инфраструктуру в системе лизинговой деятельности;
сформировать благоприятный для лизинга таможенный режим; разработать и ввести в действие особую процедуру таможенного оформления для импортного лизинга, в том числе лизинга оборудования. Необходимо предусмотреть вариант таможенного оформления, когда стороной по импортному контракту является лизинговая фирма, а получателем - лизингополучатель с сохранением всех лизинговых льгот;
пересмотреть существующую систему льготирования прибыли при налогообложении в целях разрешения использования инвестиционной льготы при привлечении активов с помощью лизинга;
отразить в законодательстве отнесение лизинговых платежей к той же группе очерёдности, как и платежи по кредитам и возможность использования инкассового распоряжения для взыскания просроченной задолженности по лизинговым платежам;
разработать правила валютного регулирования и валютного контроля за осуществлением лизинга в Республике Беларусь для осуществления беспрепятственных расчётов, для чего необходимо внести соответствующие изменения в Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь [9, стр.134].
Для того, чтобы лизинг, по примеру ведущих стран мира стал инструментом экономического роста, необходимы положительные сдвиги в экономике в целом (стабилизация темпов инфляции, появление конкуренции на рынке капитала и т.д.) [10, стр.22].
Заключение
Международный лизинг является источником привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. Это особенно актуально на современном этапе. Преимуществом международного лизинга является возможность предоставления предприятиям непосредственно современных средств производства без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь.
Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено, с одной стороны, выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, а с другой - поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса и развития национальной экономики.
Для финансовых и промышленных лизинговых фирм - это экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора. С другой стороны, государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.
Для пользователей техники лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники. Все это становится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.
Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к увеличению капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя - к постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг инструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Лизинг, как эффективный механизм преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, может очень сильно повлиять на развитие предпринимательства в Республике Беларусь, а в особенности на развитие сельского хозяйства, т.к колхозы не способны купить современное оборудование из-за своей низкой покупательской способности. Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства, но для того, чтобы лизинг, по примеру других стран, стал инструментом экономического роста, необходимы положительные сдвиги в целом в экономике Республики Беларусь (стабилизация темпов инфляции, появление конкуренции на рынке капитала и т.д.).
Законодатель в нашей республике стремится создать приемлемые условия для развития лизинга. Но нерешённые вопросы остаются. Так, по примеру Российской Федерации, в Гражданском кодексе Республики Беларусь в дефиниции договора лизинга указано на предоставление имущества во временное владение или пользование для предпринимательских целей. Это значительно сужает область применения лизинга. Учитывая, что мировой опыт предусматривает такие виды лизинга, как потребительский и частный лизинг, представляется, что было бы целесообразно использовать их и в нашей республике.
Тем не менее, анализируя накопленный опыт применения лизинга в республике, можно прийти к выводу, что в условиях строительства рыночной экономики лизинг позволяет решать задачи модернизации и обновления оборудования в условиях ограниченности финансовых ресурсов, использовать современные технологии. При этом оплата приобретённого оборудования в рассрочку и отнесение всех связанных с этим расходов на себестоимость продукции дают возможность уменьшить налогооблагаемую базу и налоговые платежи.
Лизинговые отношения в Республике Беларусь имеют огромный потенциал для развития и могут выступить катализатором обновления технологической базы субъектов хозяйствования, о чем свидетельствует достаточно хорошо проработанная законодательная база в данной области.
Несмотря на существующие сложности, государственные органы начинают понимать очевидную выгоду, которую можно получить от развития международного лизинга в Республике Беларусь.
Список использованных источников
1. Адамов Н., Тилов А. Лизинг. - С-Пб.: Питер, 2007. - 160 с.
2. Белоус А.П. Лизинг в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. - М.: Наука, 1998. - №12. - С.114-116.
3. Горемыкин В.А. Основы технологии лизинговых операций: Учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2000. - 512 с.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998г. // принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26 дек. 2007г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
5. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 203 с.
6. Киркорова Н.И., Карачун Т.С. Зарубежная практика и проблемы внедрения лизинга в Республике Беларусь. - Мн.: Объединение предприятий Лизинг, 1994. - 56 с.
7. Конвенция о международном финансовом лизинге (УНИДРУА) Оттава 28.05.1988 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
8. Латышев И. Правовые аспекты лизинга // Консультант Плюс: Беларусь. Технол Лизинг в цифрах и фактах. Логия 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008
9. Левкович А.О. Закономерности миссии лизинга в экономике. - Мн.: НПОО Пион, 2001. - 240 с.
10. Левкович А.О. Роль и место лизинга в экономике Республики Беларусь // Вестник Ассоциации белорусских банков. -2002. - № 33 (197). - С.18-22.
11. Левкович А.О. Эволюция лизинговых отношений // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2002. - № 43 (207). - С.22-26.
12. Левсевич А. Лизинг: зарубежный опыт и перспективы развития в Республике Беларусь // Управление капиталом. - 1998. - № 7. - С.16-22.
13. Лизинг в цифрах и фактах, [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа http://www.setcom.com.ua/leasing/facts.html . - Дата доступа: 01.05.2008.
14. Международное частное право. Краткий курс / Под ред. Марышевой Н.И. - М.: Инфра-М, 2001. - 284 с.
15. Международное частное право. Учебное пособие. 3-е издание / Под ред. Скаридова А.С. - С-Пб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. - 397 с.
16. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года: Одобрена Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 07.05.2002г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
17. О лизинге на территории Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 31.12.1997г. № 1769: в ред. Пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 13.07.2000г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
18. О лизинге: Указ Президента Респ. Беларусь от 13.11 1997 г. № 587: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 22.11 2001г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
19. О налоге на добавленную стоимость: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 1991 г. № 1319-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.12.2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
20. О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге: Указ Президента Республики Беларусь от 02.07.1998 г. № 352 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
21. О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге: Закон Респ. Беларусь от 09.11.1999 г. № 309-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
22. Об утверждении правил проведения валютных операций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004г. № 72: в ред. Пост. Правления Национального банка Респ. Беларусь от 17.12.2007г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
23. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 12.06.2006г. № 384 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
24. Таможенный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 04 января 2007 г., № 204-З: Принят Палатой представителей 07 дек. 2006 г.: Одобр. Советом Респ.20 дек. 2006г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр., Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
25. Функ Я.И., Хвалей В. Международный финансовый лизинг // Промышленно-торговое право. - 1998. - №5-6.
26. Харитонова Ю.С. Договор лизинга. - М.: Юрайт - М, 2002. - 224 с.
27. Шимкович М. Договор лизинга и его место в системе гражданско-правовых договоров // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.