Межличностное общение, критерии выбора модели поведения
СОДЕРЖАНИЕ: Межличностное общение, критерии выбора модели поведения Деловое общение есть по сути межличностное общение партнеров. Владение приемами построения межличностного общения является важнейшим условием успеха любого современного человека.
Межличностное общение, критерии выбора модели поведения
Деловое общение есть по сути межличностное общение партнеров. Владение приемами построения межличностного общения является важнейшим условием успеха любого современного человека.
Модели поведения – это целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель поведения может быть выбрана осознанно или сформироваться самопроизвольно.
Первый критерий выбора модели поведения состоит в соответствии этого поведения закону, установленному в обществе правопорядку.
Вторым критерием является нравственность. Однозначная интерпретация таких понятий, как честность, справедливость, совестливость и их неуклонное соблюдение – гарантия верности выбранной человеком модели поведения.
Третьим критерием следует признать оценку конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других, более ярких натур, т.к. он удачно проявил себя в конкретно ситуации.
Четвертым критерием является цель, которую ставит перед собой человек. Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его.
Пятый критерий – самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно. Например, в деловом общении велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, тем меньше «очков» набирает испытуемый.
Шестым критерием является выявление и конкретизация собственных возможностей, т.е. рассмотрение всего, что касается умения использовать различные технологии в общении: индивидуальная работа с коллегами, подчиненными, конструирование коллектива, стимулирование делового честолюбия, речевое воздействие и т. п.
Седьмой критерий выбора модели поведения — знание тех личностных и деловых качеств, которые партнеры по общению ожидают от человека, заинтересованного в их расположении, чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся стереотипов и не разочаровать партнеров.
Выбор той иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной степени зависит от личности того, с кем человеку приходится общаться.