Мифологическая и библейская символика в Войне и мире

СОДЕРЖАНИЕ: Символика как художественный метод Толстого. Герои-носители христианских идей, символика имен, названий мест действия, предметов, фольклорно-мифологические мотивы.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ И БИБЛЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА В “ВОЙНЕ И МИРЕ”

“Война и мир” — это уникальное произведение, общепризнанно является одним из лучших сокровищ мировой литературы. Этот роман является одним из тех немногих творений русских писате­лей, которые известны обычным людям во всем мире. Хотя “Войну и мир” называют романом, этот термин не совсем подходит для данного сочинения, ведь в нем переплелось огромное количество жанров и произведений, начиная собственно романом и заканчивая Евангелием. Толстой также выдвигает в “Войне и мире” свой собст­венный взгляд на религию, синтезируя ее из различных верований и пропуская все это через фильтр своей философии. Но в произведе­нии не много прямых намеков — Толстой передает свои идеи через излюбленный прием всех русских писателей — символ. Символика издавна является лучшим средством для передачи мыслей автора, ведь тот, кто хочет и кому нужно, всегда отыщет те знаки, по кото­рым можно понять автора, а тот, кому не нужны мысли автора, просто ничего не заметит. Символы конечно же использовали и до Толстого. Так, Гоголь в поэме “Мертвые души” активно использо­вал этот прием и скрыл за паутиной символов основную идею поэмы, сохранив ее от чужих непонимающих глаз. Любил этот прием и Тургенев, скрыв в образе Базарова образ Эдипа.

Поскольку религия Толстого была разносторонней, то и симво­лы религии встречаются очень разные. Некоторые можно отнести к христианству, другие же тяготеют к античности или восточной ми­фологии. Но основными символами являются, пожалуй, христиан­ские.

Основным героем, несущим на себе большой груз толстовской религии, является князь Андрей. Его имя говорит само за себя, ведь оно такое же, как у апостола Андрея, который, по легенде, ос­вятил Русь. Князь Андрей так же более склоняется к русской куль­туре, нежели к западной. Этому можно противопоставить Пьера Безухова, который увлечен масонством и долго жил во Франции. Апостол Петр освятил Европу, таким образом, имя Пьера, изменен­ное на французский манер, явно указывает на его связь с апостолом Петром.

Андрей живет в Лысых Горах, а Христос был распят на Голго­фе — Лысой горе. Таким образом, образ князя Андрея пересекается с образом Христа, и на протяжении всей книги можно обнаружить еще несколько мест, явно указывающих на связь князя Андрея с Христом. Так, например, во время сцены в лазарете после Бородин­ского сражения на операционных столах лежат трое: Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат. Эти столы похожи на три крес­та, на которых распяли Христоса и двоих преступников. Один из них уверовал в Христа и воскрес. Так и Анатоль лежит вместе с князем Андреем на операционных столах, и если Андрей — Хрис­тос, то Анатоль — это один из грешников, и он воскресает, так как Андрей прощает ему его грехи и. отпуская их, дает ему вечную жизнь.

Также на связь между князем Андреем и Христом указывает и то, что они “переродились” в 33 года и оба были отданы отцом на смерть, ведь это Николай Андреевич Болконский хочет, чтобы сын служил в армии.

Но немало христианских мотивов встречается и вне образа князя Андрея. Так, например, предводителем святого воинства яв­ляется Архангел Михаил, а московское ополчение собиралось слов­но на святую битву с антихристом — Наполеоном. Следовательно, Михаил Илларионович Кутузов воплощает в себе Архангела Ми­хаила. Если пойти дальше, то можно заметить, что Кутузов предпо­читает отступление наступлению, видя в этом погибель француз­ского войска, то есть действует по принципу святого воинства — не противиться злу — оно само уничтожит себя. Тот же мотив можно заметить в момент, когда князь Андрей со своим полком стоит и ничего не предпринимает под обстрелом вражеских войск. Да и все Бородинское сражение можно считать толстовской версией Армагеддона.

Встречаются в “Войне и мире” и более мелкие мотивы. Напри­мер, мотив свечи. Она обозначает душу человека. Этот мотив про­слеживается прежде всего тогда, когда няня во время родов ма­ленькой княгини зажигает венчальные свечи Лизы и князя Анд­рея. Венчальные свечи — это свечи общей души семьи, их можно зажигать только в самые тяжелые минуты жизни. Но в тот момент, когда няня зажигает свечи, врывается ветер и гасит их, и, как следствие, Лиза умирает.

Также часто встречается мотив ангела — и Наташа, и князь Андрей хотят летать.

Но ведь религия Толстого не складывается только из христиан­ства, у него есть мотивы и других религий. Так, можно заметить мотивы античных мифов. Можно проследить тему мойр — трех су­ществ, которые пряли нить жизни и отмеряли, сколько кому жить. Мы встречаем этот мотив в нескольких местах: прежде всего, Лиза вяжет в салоне Анны Павловны, во-вторых, князь Андрей просит Наташу научиться вязать, но она роняет клубок, и князь Андрей умирает. Также встречается много мотивов славян­ской мифологии. Так, например, Наташа и Соня гадают на сужено­го, и перед этим они переодеваются в гусара и черкеса — святоч­ные мотивы.

Князь Андрей собирает полынь — символ забвения, так как он ищет успокоения и сна. Андрей также разговаривает с дубом — славянским деревом предков и мудрости.

Есть также и мотивы восточных религий. Князь Андрей — это “Пробужденный” — один из эпитетов Будды, так как Будда пробу­дился под деревом, а князь Андрей под дубом. По Толстому, душа не постоянна, она все время меняется. Это перекликается с даос­ским представлением о душе.

Таким образом, можно сказать, что “Война и мир” — это книга книг, ее нельзя до конца понять и нельзя исчерпать всего ее смыс­лы. Так же, как нельзя найти всех символов, через которые Тол­стой доносит до нас свои идеи.

Скачать архив с текстом документа