Мифы, культура и искусство Древней Греции

СОДЕРЖАНИЕ: Запада – культура античной Греции, которая почти сразу же начинает называть своих учителей «варварами», противопоставляя им свой мир как мир «цивилизованный». Так зарождается существующий и поныне раскол культуры человечества на две основные ветви

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Реферат

по культурологи

Тема: Мифы, культура и искусство Древней Греции.

Выполнил:

Сту

Шифр

Омск 2007г.

Содержание:

Введение.

1. Истоки древнегреческой культуры.

1.1. Культурные контакты греков и Ближнего Востока.

1.2. Роль Крито-Микенской культуры в формировании греческой культуры.

2. Основные этапы греческой культуры, их особенности.

3. Роль греческого полиса в формировании ценностей грека.

4. Вклад древних греков в мировую культуру.

Заключение.

Литература.

Введение.

На богатой культурной почве первых цивилизаций Востока, активно впитывая научные и мифологические знания, технические и технологические навыки, вырастает первая культура Запада – культура античной Греции, которая почти сразу же начинает называть своих учителей «варварами», противопоставляя им свой мир как мир «цивилизованный». Так зарождается существующий и поныне раскол культуры человечества на две основные ветви.

Античная культура пленяет нас своим пластичным, выразительно-чувственным, «телесным» характером. Весь мир – «космос» – понимается греками как одушевленное, живое и прекрасное сферическое тело, населённое людьми и богами. «Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим в ней категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония» – отмечает крупнейший знаток античной культуры - А.Ф. Лосев. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности: зло понималось ею как безмерность, а благо – как умеренность.

Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис – демократически управляемый город - государство, где все свободные граждане принимали непосредственное участие в общественной и политической жизни.

Однако «изнанкой» культурного взлета был рабский труд. По определению Аристотеля «раб есть как бы отделимая часть и орудие господина, а орудие как бы неодушевленный раб». И поскольку уделом раба был ручной труд, свободные греки идеалом считали жизнь, от него избавленную. «… Весь собственный труд, который можно было перевалить на другого, они переваливали на раба», - пишет исследователь античности М. Гаспаров.

Древнегреческие ремесленники были такие же усердные работяги, как и в другие времена и у других народов. Но работали они, как бы стыдясь своего труда. И это чувство - «ручной труд постыден» - накладывало отпечаток на всю греческую культуру. Философия развивалась, а техника не развивалась – почему? Именно поэтому. Изящество и “беззаботность” древнегреческой культуры, богатая одаренность и творческий избыток эллинов многими исследователями связываются с зарей, с детством человеческого духа, а любовь к античности – с очарованием детства и тоской по его невозвратности.

1. Истоки древнегреческой культуры.

1.1. Культурные контакты греков и Ближнего Востока.

Активные и всесторонние контакты древних греков, а затем и римлян с народами Ближнего Востока оказали безусловное влияние на становление греческой и римской культур. Благодаря длительным связям с египтянами, финикиянами, сирийцами, иудеями и другими этносами этого ареала греки и римляне хорошо знали ближневосточную науку, культуру и мифологию, в частности египетские мифы о божественных творцах языка и письма (букв), о покровителях письма и счета. Они заимствовали некоторых персонажей из ближневосточных мифологических систем в свои пантеоны богов. Заимствование же у финикиян алфавита является наиболее наглядным материальным свидетельством таких контактов.

Известно, что вплоть до 18 в. ученые соглашались со свидетельствами древних греков, которые говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока. Например, греки называли свой алфавит финикийским, или Кадмовыми буквами – по Кадму, финикийскому принцу, основателю династию в Фивах.

Минойские пришельцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря. Они и принесли на Крит большую часть новшеств и установили разветвленные культурные и торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории. Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов, исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по этническому происхождению и языку, образовывала новые сочетания. Такая составная культура была характерна и для пришельцев, уже вовлеченных в систему торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вел с Критом активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых идей и практических навыков не только с берегов Сирии и Палестины, но и из Египта и Месопотамии.

В результате диффузии (взаимопроникновения) возникла культура, представлявшая собой своеобразную мешанину критской и завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык. Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов, также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Иными словами, это был единый процесс расселения ариев с их прародины — Дона и Северного Причерноморья: ахейской культур, остатки которой еще можно увидеть в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, Микенах и Тиринфе. именно из сокровищницы ахейской культуры с ее развитой мифологией черпали сюжеты Гомер и древнегреческие трагики, создавая прекрасные произведения европейской литературы.

Диффузия культур продолжалась в силу исторических причин. Прежде всего, сыграло свою роль вторжение дорийцев, имеющих более низкую культуру, однако это — внешняя причина. Большая роль в этом принадлежит ситуации, сложившейся в Средиземноморье. В XIII-XII вв. до н. э. бассейн Восточного Средиземноморья был ареной сложных миграций, о чем свидетельствуют древнеегипетские документы, в которых неоднократно упоминается о нападениях морских народов. Эти нападения нарушили политическое равновесие на Ближнем Востоке: Хеттская держава рухнула, Египет потерял свои азиатские владения. Все это привело к тому, что морская торговля замерла, вот тогда-то среди микенских царств, зажатых в тиски нужды, начались междоусобные воины, приведшие к их полному разрушению, а вместе с этим и к упадку высокоразвитой дворцовой культуры. Сохранились обожженные огнем глиняные таблицы; из них известно, что завоеванные ахейцы вместо того, чтобы противостоять дорийцам, подчинились их культуре. Весь этот процесс взаимодействия двух культур является историческим основанием для воссоздания картины интерактивных элементов двух культур: искусства, морали и религии.

1.2. Роль Крито-Микенской культуры в формировании греческой культуры.

Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Шлимана были города Микены и Троя, Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.

Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности.

Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отличается централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает атоническая религиозность (культы земли и плодородия). Само представление о божестве у критян было более расплывчатым и менее самодовлеющим, чем у египтян и вавилонян. Страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойственен. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий человека от страха перед неизвестным — перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни. Критская культура передала впоследствии древнегреческой радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство.

С угасанием цивилизации Крита в XIV в. до н. э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции — Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы — одноглазые великаны.

Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственным образцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворца расположен мегарон — парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.

К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц — толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» — мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая.

Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.

В середине XII в. до н. э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитатели материковой Греции — эллины — создали свою собственную культуру.

2. Основные этапы греческой культуры, их особенности.

В истории античной Греции выделяют следующие периоды:

- с VIII-VI вв. до Рождества Христова – архаический период (гомерский);

- с VI-IV вв. до Рождества Христова – классический период, расцвет полисов;

- с IV-II вв. до Рождества Христова – эллинский период;

- со II в. до Рождества Христова – империя Македонского, упадок полисов.

I период архаический (архаика, по-гречески означает древность) – это возникновение полисов, городов-государств, единого государства у греков не было, каждый город – это малое государство; все в нем было соразмерно человеку, благоприятная природа, теплое море. Каждый полис имел свой диалект, своих богов и героев, свой календарь и монету. Прилегающие территории принадлежали полису. Граждане полиса участвовали в народных собраниях, судах, все вопросы решались публично. Это была демократия, греки не трепетали перед властью. Свобода гражданина полиса – это главная заслуга античной культуры. Все должностные лица и суд присяжных также избирались гражданами.

Вторая особенность греческой жизни была агонистика , принцип состязательности, соревнования друг с другом. Наградой за победу было признание, почет и уважение граждан полиса.

В этот же период формируется греческая мифология, не философы и священники, а 2 поэта Гомер и Гесиод составили для эллинов (так греки называли себя, от древнего названия Греции – Эллада) родословную их богов. Греки не боялись своих богов, они их любили. Боги – такие же люди, только они бессмертны, одарены силой и красотой. Гомер – слепой поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи». «Илиада» повествует о борьбе греков с троянцами, об осаде и взятии Трои. Главное достоинство греков и их богов было мужество, главный порок – трусость. Во всем остальном и греки, и их боги были грешны. Гесиод написал «Теогонию», в которой объяснил происхождение богов. Боги жили как одна большая семья, во главе с Зевсом. Они распоряжались небом, землей, морем и подземным царством. Каждый бог был приставлен к своему делу, от богов пошли все ремесла, они научили греков земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению, мореплаванию, счету и письму, гимнастике и искусствам. Богам строили храмы и создавали статуи. В каждом храме был один жрец, его тоже избирали общим собранием. Никаких вероучений у греков не было, жрец не поучал, не читал проповедей, он только совершал обряд жертвоприношения богу. В жертву приносили животных, вино, фрукты. Часть давали жрецу. Боги были красивы, гармоничны, идеальны душой и телом. Им подражали. Грань между человеком и богом была прозрачна. Греки сами жили как боги, вполне наслаждались жизнью, всю физическую работу выполняли рабы полиса. В быту они были умеренны, всю силу энергии направляли на достижение калокагатии (от слова «калос» - прекрасный и «кай агатос» – объединение физических и нравственных добродетелей), красоты и добра, слитых воедино. Благодаря агонистике они в этом преуспели, каждый стремился к идеалу, к равновесию тела и души.

Жизнь была прекрасна, как и природа, жилым домом греки пользовались лишь для ночлега, жизнь протекала на площадях и стадионах. Полис давал ощущение надежности, защищенности, возможностей выделиться, самореализоваться было много.

В период архаики складывается система греческой архитектуры. Греческий храм выполнял две функции, он был местом поклонения богам и хранилищем казны. Храм размещался в центре акрополя (акрополь – укрепленная часть античного полиса, расположенная обычно на холме). Основной архитектурный тип храма – периптер. Это храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся дальнейшая эволюция архитектуры пошла от периптера. В основу строительства греки положили ордер. Ордер – это порядок расположения основных частей здания. Первые ордера назывались дорический, ионический и коринфский.

Главный элемент любого ордера – это колонна с венчающей капителью. На колоннах лежит антаблемент – перекрытие. Антаблемент делится на три части – архитрав, фриз и карниз. Архитрав – это нижняя балка, лежащая на колоннах. Над архитравом идет фриз, состоящий из триглифов и метоп. Триглиф – это каменная дощечка с вертикальными вырезами, метопа – плита из керамики, украшенная барельефами. Над фризой выступает карниз. Двускатная крыша, покрытая черепицей на переднем и заднем фасадах, образовывала треугольники, так называемые фронтоны, они обычно заполнялись скульптурой. Каменное основание храма было трехступенчатым, оно называется стилобат.

В дорическом ордере колонная массивная, расширенная книзу. Капитель простая, состоит из плоской плиты – абака и вала – эхина. Ствол колонны покрыт вертикальными желобками – каннелюрами.

Позднее, к концу VII в. до Рождества Христова сложился ионический ордер. Капитель ионического ордера имела завитки, которые назывались волюты, архитрав разделен на 3 полосы и казался более легким. Ствол колонны прямой и более тонкий. Карниз богато декорирован.

Коринфский ордер имел более стройные тонкие колонны. Главное отличие коринфского ордера – это пышная капитель, состоящая из листьев аканфа (аканф – это растение с красивым резным листом).

Греческие храмы первых ордеров обычно подкрашивались, фронтоны – синим, фризы – красным цветом. Весь храм был белый и стоял на холме.

Скульптура. Греческая скульптура родилась на стадионах и олимпийских играх. Победители заказывали статуи. Так как юноши выступали обнаженными, то скульптура представляла собой обнаженное тело юноши, их называли аполлонами. Материалом служили камень, дерево, мрамор, после VI в. до Рождества Христова – бронза. Если скульптор изображал женское тело, то оно было задрапированным.

Вазопись (роспись ваз) . О живописи этого периода ничего не известно, зато хорошо сохранилась вазопись. Живопись покрывала сосуд как ковром. Изображались цветы лотоса или животные. Узор наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой или пурпурной краской. С VII в. до Рождества Христова ковровый рисунок был заменен рисунком черным лаком по охре. Рисунки покрывали вазы не ковром, а полосами. В рисунках появились сцены пиров, охоты и сражений. С VI в. до Рождества Христова начинается классический период античной истории – период расцвета, «золотой век» античности. В архитектуре остался ордер, но число колонн вокруг храма стало строго определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (13 : 6; 17 : 8). В архитектуре появляется образ атлета. В V в. до Рождества Христова работали знаменитые скульпторы Фидий и Поликлет. Их работы дошли до нас в римских копиях.

Парфенон. Наиболее известный храм V в. до Рождества Христова стоял в Афинах и назвался Парфенон. Парфенон – это периптер (70 на 31 метр), окруженный 46 колонами, высота колонн – 10 метров, по 8 колонн на портиках и 17 на длинных сторонах периптера. Колонны из мрамора, фронтон и метопы покрашены красным и синим цветом, барельефы позолочены. Парфенон считается безупречным произведением искусства. Внутри Парфенона стояла 13-метровая статуя богини Афины, изваянная Фидием из золота и слоновой кости. Парфенон погиб (разграбили), отдельные фрагменты, рельефы Парфенона хранятся в Британском музее в Лондоне.

В архитектуре IV в. до Рождества Христова появился коринфский ордер, с богато декорированной капителью. В скульптуре появился интерес к душевному миру человека. Самый знаменитый скульптор этого периода – Пракситель. Его статуя Афродиты – это первая обнаженная женская фигура. На лицах его скульптур появилось лирическое чувство, грусть, задумчивость. В эпоху классики греки расписывали стены в технике фрески (это водяные краски по мокрой штукатурке).

В греческом искусстве , как и в греческой мифологии, борются между собой два начала – аполлоническое и дионисийское. Аполлон, сын Зевса и Латоны, был богом света и солнца, покровителем искусств, непревзойденно играл на арфе. Это бог гармонии и меры. Дионис – сын Зевса и фиванки Семелы, это божество буйных сил природы, бог экстаза, опьянения и вина. В честь Аполлона состязались в музыкальном искусстве, победитель получал венок из лавра – священного дерева Аполлона. В честь Диониса устраивались «вакханалии» (от прозвища Диониса – «Вакх»). Это были исступленно-буйные оргии, которые освобождали человека от обычных запретов.

Античная драма возникла из сельских праздников в честь Диониса, его греки изображали в виде козла или быка. Позднее Дионис стал богом виноделия, потом богом театра и поэзии. Участникам действа мазали лицо винной гущей, надевали козлиные шкуры, пели непристойные песни. Эти песни воспевали фаллос – мужское рождающее начало, поэтому их называли фаллическими. Так возникли трагедия и комедия, из дифирамба – гимна в честь бога Диониса (Вакха). «Трагос» по-гречески означает козел, «одэ» – песнь, отсюда возникает слово трагедия. Это песнь козлов, а козлы и сатиры – это постоянные спутники Диониса (Вакха). Сатир - козлоногое похотливое, развратное существо. Слово комедия произошло от «комос» – что значит пьяная толпа ряженых на празднике Диониса. «Комос» плюс «одэ», песнь комоса – комедия.

В V в. до Рождества Христова во главе афинской демократии в течение 30 лет стоял Перикл, он привел Афины к расцвету греческой культуры. В этом веке появились великие трагики – Эсхил, Софокл, Еврипид, в IV в. до рождества Христова – комедиограф Аристофан. Эсхил был современником греко-персидских войн, он участвовал в битвах. Его основной темой является тема победы греческой демократии над деспотизмом. Он написал около 80 пьес, до нас дошло 7. В его пьесах нет ничего мелкого, в них действуют боги, титаны и герои. Софокл был актером, он написал 120 пьес, дошло 7 трагедий. У Софокла героями являются не боги и титаны, а простые люди. Основная тема его трагедий – это тема Рока и его торжество над человеческой жизнью.

У Еврипида появляется нечто новое – скептическое отношение к богам. Еврипид утверждает, что личные добродетели выше происхождения и богатства, раб не хуже свободного. Трагедия Еврипида «Медея» – это миф об аргонавтах, участниках плавания на корабле «Арго».

Аристофан написал около 40 пьес, до нас дошло 11, это смелые, глубокие сатиры на жизнь Афин в виде шаржа, пародии, буффонады.

В IV веке резко усиливается окраинная Македония. Филипп II и Александр ведут завоевания, в 338 г. до Рождества Христова они разбили соединенное войско греческих полисов. Классической Греции приходит конец. Греция становится частью огромной империи Александра Македонского. Но она оказалась недолговечной: всего 13 лет царствовал Александр Македонский. После его смерти империя распалась на несколько военно-монархических государств, ее поделили военноначальники. Началась новая эпоха – эллинизм .

Многое изменилось в жизни греков, появились новые богатые, которые присвоили сокровища персидских царей, произошло имущественное расслоение греков. Сначала был некоторый экономический подъем, появились большие (1/2 млн.) города: Александрия, Антиохия, Карфаген. Но жизнь рядового эллина изменилась не к лучшему. От греческой демократии не осталось следа. Граждане страдали от тирании, или, еще хуже, от слабости царей, но изменить ничего не могли. Все решения принимались во дворце или на поле боя. Поэтому греки сосредоточили свое внимание на добывании денег и наслаждении жизнью. «Проживи незаметно» – вот девиз эллинских мудрецов. Отдушину находили в небольших кружках. Появились эпикурейцы, циники, стоики. Основной вопрос этих течений – как жить, как сохранить хотя бы личную свободу.

Эпикурейцы – последователи философа Эпикура (341-270 гг. до Рождества Христова), афинянина. В 306 г. до Рождества Христова. Эпикур основал философскую школу, получившую название «Сад Эпикура», так как его ученики собирались в саду, принадлежащему Эпикуру, он его завещал школе. Эпикур порвал с философией классического периода (Сократ, Платон, Аристотель). Цель философии – это обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и природой. Главное в жизни – чувственные телесные наслаждения (не истина, не благо). Эпикур, вслед за Демокритом, считал, что все состоит из атомов, душа – тоже состоит из атомов, из тонких, рассеянных по всему телу частиц, она похожа на ветер. Размышления о смерти: «Когда мы есть, то смерти нет, а когда смерть наступает, нас уже нет». Боги есть, говорит Эпикур, они обитают в пространствах между мирами и наслаждаются блаженством, они никуда не вмешиваются, люди богам безразличны. Поэтому богов не нужно бояться, но ждать помощи не надо. Единственное благо для человека – это наслаждение. Что это такое? Это отсутствие страданий. Как достичь? Самоустраниться от всех тревог и опасностей, уйти от общества и государства, быть независимым. Надо прожить жизнь незаметно. Эпикурейцы – ленивые мудрецы.

Стоики, получили название от портика «Стоя» в Афинах, где была основана их школа философом Зеноном около 300 г. до Рождества Христова.

Мир целесообразен, продуманно устроен. В мире 2 начала – пассивное и активное. Активное начало – это всепроникающий логос или бог. Цель мудреца – познать разумную связь и закономерность вещей, т.е. познать логос и жить сообразно логосу, освободившись от гнета страстей. Стоик – это человек, стойко и мужественно переносящий невзгоды. Душа человека – часть мировой разумной души, она расположена в сердце, не в голове. Так как люди причастны к логосу, то они являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. Если невозможно жить разумно, то стоики считали морально оправданным самоубийство.

Циники (циники, cynici) название от холма в Афинах, который назывался Киносарг, там Антисфен занимался с учениками, самые известные представители – Антисфен, Диоген, Кратет. Это были люди, презиравшие все существующие порядки, мораль и культуру. От них остались не трактаты, а анекдоты, «бочка Диогена», его слова Александру Македонскому: «Отойди, не закрывай мне солнце». Антисфен был незаконнорожденный, он довел свободу до абсурда, до уличного скандала. Надо жить по собственной морали. Где бы ни жил циник, он пренебрегает законами этого общества. Именно они ввели термин «космополит», т.е. гражданин мира. Культура для циника – дым, пустая выдумка, они отрицали всякие моральные чувства, например, чувство стыда. Циник Кратет пренебрегая всякой моралью, вел свою брачную жизнь на площади. Они допускали все формы кровосмешения, половую жизнь с животными, с удовольствием занимались антропофагией (людоедство, каннибализм). Они добровольно принимали статус нищих и юродивых. Их поговорки: лучше быть варваром, чем эллином; лучше быть животным, чем человеком. Между прочим, они были учениками Сократа, но Диогена называли Сократом, сошедшим с ума. Диоген жил в бочке, существовал на подаяния, считал это добродетелью.

Единственным исключением в общем духовном упадке было развитие естествознания. В математике, механике и астрономии имела место вспышка творческой мысли. Экономический подъем подхлестнул науку. Появился обширный внешний рынок, много богатых заказчиков на чеканное серебро, лепные гончарные изделия, выдувное стекло, папирус, крашеные одежды, узорчатые ткани. Производство товаров и войны требовали новой техники, более сложных машин. Македонские правители и их преемники поощряли развитие греческой науки. Так возник первый государственный научно-исследовательский институт, который назывался Александрийский музей (мусейон). «Мусейон» – дом муз, имел богатейшую библиотеку, слава о которой гремела на весь мир. Она насчитывала около 700000 рукописей по всем отраслям знаний. В ней хранились драгоценнейшие подлинники трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Знаменитые писатели и ученые, приезжающие в Александрию, получали бесплатную квартиру в Мусейоне и освобождались от всех налогов и повинностей. Это была специальная научная работа, которая создала первую научную элиту (elite – лучший, избранный). Математика, геометрия и физика имели 2 цели – академическую и практическую. Были достигнуты замечательные результаты. Архимед определил число p для практического вычисления площади круга, объема шара, цилиндра и более сложных тел. Более важной явилась систематизация теорем математики Эвклидом методом дедуцирования из аксиом. Астроном Гиппарх изобрел большую часть инструментов, которыми пользовалась астрономия в последующие 2000 лет. Он составил первый каталог звезд. Планетная система Птоломея стала образцом астрономии до эпохи Возрождения. Возникла картография, с вычислением положения городов, рек, впервые было сделано вычисление размеров Земли Эратосфеном, директором Александрийского Мусейона. Наибольшие успехи имела механика. Жизнь диктовала потребность в изобретениях, на парусных судах появились сложные лебедки и блоки, при ирригации возникла зубчатая передача, математики изобрели винт. Гениальный инженер Архимед остановил штурм Сиракуз своими чудо-машинами. Огромные камни-снаряды весом в т разбивали корпуса кораблей. Гигантские лапы-рычаги поднимали корабли за нос и опрокидывали, затем лапа отделялась и переводилась на другой корабль. Новой отраслью механики была пневматика – использование движения воздуха. Ктезибий и Геро создали множество гениальных безделушек, работающих при помощи сжатого воздуха. Их использовали для развлечений, праздников и в храмах при богослужениях. Практическим достижением был насос и орган. Александрийский музей имел замечательные достижения в медицине, особенно в анатомии. Была исследована нервная система, поняли, что такое пульс, назначение извилин головного мозга. Врач Гален заложил основу для арабской и средневековой медицины и анатомии, он был великий экспериментатор.

Постоянные завоевания эллинского периода давали огромное число рабов из пленных, их руками разбивались парки, возводились дворцы, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения. Это было время создания гигантских произведений инженерного искусства. Фаросский маяк высотой в сто с лишним метров, поставленный на острове Фарос у входа в гавань Александрии, простоял 1500 лет. Архитектура этого периода тяготела к гигантским размерам. Периптеры обносили двумя рядами колонн, возникли храмы – ротонды, т.е. круглые в плане храмы. Знаменитой статуей этого периода является статуя богини победы Ника в честь победы Родосского флота. Она стояла на пьедестале в виде носа корабля на скале, обрывавшейся в море. Развивающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, создают страстный ликующий образ победы.

Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян города Коринфа в 146г. до Рождества Христова. Весь последующий период античной культуры – это время господства Рима, завоевавшего все страны от Испании до Индии.

3. Роль греческого полиса в формировании ценностей грека.

В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, — консолидация и развитие полиса, особенно демократического.

Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.

Итак, в греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для гражданина.

Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как «идеальная форма государственной жизни» с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности «политическое» – синоним «гражданского». Гражданин («политес») города-государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения.

Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса.

Однако и у полисной демократии существовали свои недостатки. Во-первых, полисная демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, которые не только не обладали личной свободой, но и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством. Во-вторых, свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.

Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка.

Хотя в Греции существовало немалое число полисов, не имеющих городов (например, Спарта), однако греческий полис как таковой предполагал существование благоустроенного города в качестве естественного центра.

Как центр всей полисной округи греческий город был местом жительства не только ремесленников, торговцев и прочего городского люда, но включал также и сельское население, т. е. становился местом жительства большей части населения полиса, которое, таким образом, могло пользоваться всеми благами благоустроенной городской жизни.

Город как место жительства основной части граждан полиса стараниями греческих градостроителей благоустраивался и украшался и в классический период стал регулярным городом, т. е. городом, построенным по плану, с сеткой пересекающихся под прямым углом улиц, с правильным делением на кварталы, предусмотренными местами для главной площади, центральных святилищ, стадиона, театра, зданий общественного назначения. Строительство городов велось с учетом климатических и других экологических факторов. В самом городе сооружались не только удобные жилища для граждан, но и художественно украшенные святилища и места общественного отдыха. Непременной частью греческого города были театральные помещения, вмещавшие большую часть гражданского населения, гимназии и стадионы, в которых граждане проводили значительную часть своего времени. Основные принципы регулярной планировки, появившиеся в классический период, были усовершенствованы в эллинистическое время и впоследствии оказали большое воздействие на европейское градостроительство.

Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (более совершенное воплощение — афинская демократия). Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан. Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения. Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума). Конечно, нельзя идеализировать афинскую, так же как и полисную, в целом, демократию и считать ее эталоном демократии как таковой. Как явствует из вышеизложенной истории Греции, это была демократия лишь для граждан, в то время как женщины, негражданское свободное население (довольно многочисленное в Афинах) не говоря, конечно, о рабах, стояли вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении. Тем не менее, структура демократической республики, конкретный механизм ее действия в политической жизни Греции был огромным шагом в истории политических учреждений и государственных форм, обеспечивающих привлечение значительно большего числа населения, чем при каком- либо ином государственном устройстве. И не случайно греческая и особенно афинская демократия привлекает к себе большое внимание всех историков государства и права, исследующих историю политических учреждений и политической мысли. Одним из важных достижений политической мысли древних греков была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых юридических прав: личной свободы как полной независимости от какого-либо лица или учреждения, права на земельный участок в своем полисе как основы благосостояния и нормальной жизни, права на службу в ополчении и ношения оружия, права участвовать в деятельности Народного собрания и управлении государством. Осознание этих прав, их использование в повседневной жизни делало гражданина греческого полиса, по словам Аристотеля, политическим человеком, расширяло кругозор, обогащало самосознание, стимулировало творческие способности.

4. Вклад древних греков в мировую культуру.

Особенностью греческой культуры является то, что она вырастает и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют задумываться нас и сегодня.

На почве древнегреческой культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники.

Отточенность, яркость и глубина философской мысли, обширность вопросов, волновавших древнегреческих философов, вершины, которых достигло ораторское искусство, не перестают восхищать нас и сегодня.

Древняя Греция создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей древнегреческого мира, к которой обращались многие великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты.

Заключение.

Великим оказался вклад древних греков в развитие мировой культуры. Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.

Успехи греческих мастеров были поразительно велики во всех областях культурного творчества: в философии это разработка развитых систем материализма (Демокрит и Эпикур), идеализма (Платон), системы Аристотеля и стоиков; в архитектуре — появление регулярного градостроительства и знаменитой ордерной системы, на много столетий определившей направление римской, средиземноморской, а затем и европейской архитектуры; в литературе — создание многих жанров (трагедия, эпос, лирика, комедия, ученая поэзия), а в каждом жанре — шедевров мирового значения; блестящие научные открытия (формулировка принципов гелиоцентрической концепции Вселенной, учение об эволюции организмов, атомистическая схема строения вещества, принципы формальной логики и элементарной математики и многое другое). Следует отметить одну из особенностей культуры древних греков — это ее гуманистический характер. В центре культурного творчества греческих мастеров стоял гражданин как носитель лучших человеческих качеств, притом в демократических полисах не аристократ — богатый и получивший специальное воспитание, а гражданин вообще, независимо от его имущественного положения.

Совершенство греческой культуры объясняется и богатым экономическим потенциалом греческих полисов, созданным за счет рациональной организации рабского труда, благоприятными возможностями политической деятельности для граждан и развитостью личности самого гражданина, знатока культурных ценностей, потребности и интересы которого вдохновляли мастеров на создание этих ценностей.

Влияние древних греков на последующее развитие народов Средиземноморья в период Римской империи, европейской, а затем и мировой цивилизации стало весьма значительным и плодотворным. Оно не только питало это развитие, но целый ряд достижений древних греков (принципы демократии как власти народа, регулярные города, стадионы, театры, скульптурные образы, художественные типы греческой литературы, научные открытия и др.) вошли в структуру современной цивилизации как ее органическая и неотъемлемая часть.

Литература:

1. Культурология. Уч. пособие для вузов (Под ред. проф. А.А. Радугина). М., 1997.

2. Культурология. История мировой культуры. М., 1995.

3. Культурология. Уч. пособие. Ю.Я.Малюга. М., 1998.

4. Древние цивилизации. - М., 1989.

5. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. Ростов-на-Дону, 1994.

Скачать архив с текстом документа