Михаил Михайлович Тьедер

СОДЕРЖАНИЕ: После проигранной войны в стране и в морской среде разгорелась дискуссия о роли и задачах флота, особенно о месте и значении в боевом строю подводных лодок и линкоров-дредноутов.

(1879-1942)

Михаил Михайлович Тьедер родился 30 ноября 1879 года в Смоленске в семье начальника Смоленского почтово-телеграфного округа. Род его происходил из обрусевших финнов.

В 1900 г. Тьедер закончил Морской корпус и вскоре одним из первых откликнулся на призыв создателя русского подводного флота капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева и ушел в подводное плавание. Стал старшим помощником (старшим офицером) на первой русской подводной лодке Дельфин, конечно, выразил желание отправиться с новыми лодками во Владивосток на войну с японцами. Не случайно именно Тьедер, уже в чине лейтенанта назначен начальником первого эшелона, на котором отправлены на Дальний Восток субмарины Скат и Налим. 2 ноября 1904 г. Тьедер отбыл во Владивосток, где командовал подводной лодкой Скат.

После проигранной войны в стране и в морской среде разгорелась дискуссия о роли и задачах флота, особенно о месте и значении в боевом строю подводных лодок и линкоров-дредноутов. Большинство адмиралов и старших офицеров считало подводные лодки дорогостоящими и опасными игрушками. К ним, в частности, относились адмиралы Дубасов, Рожественский, Алексеев, Эбергард, капитан 1 ранга Колчак. Группу подводников возглавлял адмирал Э.Н. Щенснович. Тьедер стал одним из наиболее яростных пропагандистов подводного флота. Победила точка зрения сторонников строительства в основном линейных сил и не получивший поддержки Тьедер в 1907 г. вынужден был уйти в отставку.

Он поселился в Москве и занялся журналистикой, в частности, редактировал журнал Судоходство и мореплавание.

В 1912 г. в Москве под псевдонимом Эм. Те. он двумя изданиями выпустил книгу На подводной лодке. Из дневника участника минувшей войны. В ней экс-лейтенант подверг жесточайшей критике порядки, царившие в военном флоте. Описаны были потрясающие истории.

Так из Владивостока в Порт-Артур послали пароход Уссури в полной уверенности, что его перехватят японцы, а еще лучше - утопят. Однако капитан в море от случайно встреченного парохода узнал, что крепость капитулировала и развернул Уссури домой.

При разгрузке выяснилось, что пулеметы посланы без лент, в бочках с соленой кетой больше камней, чем рыбы, во многих мешках вместо муки - песок, полушубки старые и рваные, сапоги без подошв, а снарядов не хватает на 200 тыс. руб. Конечно, по бумагам все числилось первосортным, по соответствующей цене. Вообще, Владивостокский порт за время войны ни разу не отчитывался в расходовании средств. После опубликования таких вопиющих фактов власти сделали все, чтобы вторая часть книги не увидела свет, так оно и произошло. Крамольной публикации не забыли, даже во время мировой войны 35-летний офицер с боевым опытом оставался в отставке. Много времени Тьедер в этот период тратил, занимаясь на профессиональном уровне ихтиологией.

После февральской революции он снова встал в строй и получил назначение командиром новой подводной лодки типа Барс - Ягуар, которая достраивалась в Ревеле. Субмарина вошла в строй 12 октября 1917 г., а уже 25 октября командир вместе с экипажем заявил о признании Советской власти. Однако уже в ноябре по состоянию здоровья из-за болезни сердца Тьедер вынужден был оставить подводную службу. Он стал командовать специальным судном-спасателем подводных лодок Волхов, на котором 25-28 февраля 1918 г. совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс. Весь поход простояв на мостике, бывший подводник сильно простыл и слег с воспалением легких. Попав в госпиталь, он не мог участвовать в знаменитом Ледовом походе. Возможно, из-за отсутствия командира и Волхов оставался в Гельсингфорсе до мая 1918 г., когда ушел в Кронштадт. К этому времени путь из Финляндии в Россию офицерам оказался закрыт.

Тьедер уехал в Вильно, оттуда в 1920 г. переехал в Ригу, где служил в министерстве земледелия и сотрудничал с газетами, там иногда помещал свои статьи и в том числе, о порт-артурских эпизодах.

В 1922 г. бывший моряк вернулся на родину предков, в Финляндию, где прожил 20 лет - до кончины в 1942 г. Похоронен в Гельсингфорсе на русском кладбище.

Все годы, проведенные в Финляндии, он не переставал заниматься ихтиологией и написал мемуары В подводное плавание, которые остались в рукописях.

Считая себя в душе русским человеком, Тьедер все свои материалы отправлял в Москву, хотя это могло не понравиться многим в тогдашней Финляндии. Правда, в Москве тоже не публиковали его работы. Последняя подводная лодка, которой командовал подводник Михаил Тьедер, - это Ягуар (с 1922 г. название сменено на Краснофлотец, а позднее на Б-4). На ней долго плавали первые советские подводники, а отслужив свой срок как боевой корабль, лодка всю войну прослужила плавучей зарядовой станцией и пережила своего командира, просуществовав до 1946 г.

Зато Волхов (Коммуна) - последний корабль, которым командовал Тьедер, до сих пор остается в боевом строю Черноморского флота памятником одному из первых подводников России Михаилу Михайловичу Тьедеру.

Скачать архив с текстом документа