Минск во второй половине 1940-х первой половине 1950-х гг
СОДЕРЖАНИЕ: Минск во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. Боднар Карина, 10«БХ-2» Послевоенный период После окончания войны стоял вопрос о перенесении столицы Белорусской ССР в Могилёв. Были построены Минский мотоциклетно-велосипедный завод (1945), Минский тракторный завод (1946) и Минский автомобильный завод (1947).Минск во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.
Боднар Карина, 10«БХ-2»
Послевоенный период
После окончания войны стоял вопрос о перенесении столицы Белорусской ССР в Могилёв. Были построены Минский мотоциклетно-велосипедный завод (1945), Минский тракторный завод (1946) и Минский автомобильный завод (1947). В первой половине 50-х гг. вступили в строй подшипниковый, часовой и радиаторный заводы, а также камвольный комбинат. Минск превратился в один из главных центров Советского Союза, центр машиностроения и высоких технологий, с развитыми культурой, здравоохранением, образованием, транспортом и наукой. Продукция его автомобильного и тракторного заводов стала визитной карточкой республики на мировом рынке. В 1952 году в городе появился троллейбус, в 1982 — Международный аэропорт, а в 1984 году открылся метрополитен.
Авторская группа Белгоспроекта в составе архитекторов Н.Трахтенберга и М.Андросова, инженеров К.Иванова, В.Толмачева и Р.Образцовой начала разработку нового послевоенного плана планировки и реконструкции города. К началу 1946 Года этот план был завершен и утвержден СНК БССР.
Реализация генплана началась со строительства ряда крупных промышленных объектов в северо-восточном и северо-западном районах города, в непосредственной близости от которых возводились кварталы жилых домов.
Одновременно взялись за создание нового центра, композиционной осью которого был намечен Ленинский проспект (ныне проспект Франциска Скорины) с площадями Ленина (площадь Независимости), Центральной (Октябрьской), Победы, Якуба Коласа и зеленым массивом вдоль поймы реки Свислочь. Он стал застраиваться многоэтажными жилыми и общественными зданиями. В 50-е годы завершилось строительство Государственного банка БССР, ГУМа, Почтамта, восстановлено здание педагогического института имени А. М. Горького.
В последующие годы минчане получили Дворец культуры Белсовпрофа, цирк, гостиницу “Минск”. В послевоенную застройку центра органически вписались сохранившиеся здания Дома правительства, ЦК КПБ, театра оперы и балета, а также новые комплексы — стадион “Динамо” и Привокзальная площадь. В 1954 году на Круглой площади был воздвигнут монумент Победы, а площадь стала называться площадью Победы.
Восстановление Минска.
На 1 января 1945 года в Минске работало 21 промышленное предприятие, к концу 1945 года - 56, которые производили 24% объёма всей довоенной промышленной продукции. Началось строительство новых заводов: автомобильного (с 1944) и тракторного (с 1946). Росло население города: в 1945 - 120 тысяч человек, в 1947 - 240 тысяч, в 1950 - 274 тысяч. Героически работали трудящиеся Минска, им помогала вся страна. К 1 января 1949 года промышленность города достигла довоенного уровня, к концу 1949-го превысила его на 27%, в 1950-м - почти в 2 раза.
В 1954 году на площади Победы воздвигнут монумент Победы. В Минске установлены десятки памятников, посвящённых событиям и героям Великой Отечественной войны. Ещё в 1944 году в Минске был создан Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны ( с 1967-го - в новом спец. здании). Недалеко от Минска насыпан в 1969 году Курган Славы. В 54 километрах от города находится мемориальный архитектурно - скульптурный комплекс Хатынь .
В 1966 году Минск награждён орденом Ленина, в 1974 году ему присвоено звание город-герой и в 1978 году вручены медаль Золотая Звезда и второй орден Ленина.
Застройка Минска
В первые дни после освобождения Минска встал вопрос о восстановлении полностью разрушенного города. В январе 1945 г. при главном архитекторе создается проектная контора “Мингорпроект”, которая в 1953 г. преобразуется в городской проектный институт с тем же названием.
Конечно, в послевоенном Минске не было ни своей архитектурной школы, ни опыта, ни маститых архитекторов и инженеров. Все это появится спустя десятилетия. А пока творческие десанты московских и ленинградских зодчих с помощью небольшого отряда минских специалистов и тысяч горожан восстанавливали Минск из руин.
В 1950-е годы разрабатывались индивидуальные проекты зданий и комплексов в центральной части города, в автозаводском и тракторозаводском городках: жилые дома на Привокзальной площади по ул. Ульяновской, на развилке ул. Козлова и З. Бядули, реконструкция Центрального сквера с правительственными трибунами, Дом дружбы с народами зарубежных стран по ул. Захарова, Театр юного зрителя, кинотеатр “Спартак” (ныне Молодежный театр на ул. Варвашени), здание Иститута истории партии по ул. К. Маркса, комплекс политехнического института по пр. Ф. Скорины, проекты застройки Ленинского и Партизанского проспектов, ул. Варвашени, Я. Коласа и других.
То, что создано в первое послевоенное десятилетие, стало гордостью Минска, вошло в учебники истории европейской архитектуры.
С середины 1950-х годов начался новый период советского градостроительства — период борьбы с архитектурными излишествами – за индустриальное, дешевое жилье.
В эти годы основная роль в проектировании застройки Минска переходит к Мингорпроекту (с 1961 г. — Минскпроекту). Коллектив института стал ведущим звеном градостроительного процесса разработки и реализации генерального плана города и его пригородной зоны.
Руководством города было принято решение привлечь из других регионов СССР высококвалифицированных градостроителей и транспортников, архитекторов и конструкторов.
Эти годы отмечены разработкой и реализацией крупных градостроительных замыслов. Возросший профессиональный уровень архитекторов и других специалистов, использование отечественного и зарубежного опыта, практика проведения конкурсов способствовали повышению архитектурно-планировочных и инженерных решений.
Это позволило за сравнительно короткие сроки построить жилые районы по ул. Орловской, “Зеленый Луг”, “Восток”, “Серебрянка”, “Чижовка”, “Чкаловский” и многие другие.
Первые микрорайоны конца 1950–1960-х годов сегодня кажутся примитивными по архитектуре фасадов. Однако они позволили создать основы комплексной застройки жилой среды с обслуживанием жителей в пределах пешеходной доступности, с достаточным количеством мест в школах и детских дошкольных учреждениях, поликлиниках, предприятиях торговли, бытового обслуживания, общественного питания.
Места отдыха были как внутри микрорайонов, так и за их пределами. Минчане стали получать отдельные квартиры, а не комнаты в коммуналках.
Нормативы, разработанные в те годы, явились основой советского градостроительства и с небольшими изменениями сохранились до нашего времени.
Послевоенная реконструкция и восстановление Минска
Еще до официальной капитуляции фашистской Германии белорусские архитекторы забыли войне и начали думать о том, как сделать Минск городом, которым может гордиться народ-победитель. В 44-м группа архитекторов разработала «Эскиз идею планировки Минска». Он лег в основу первого послевоенного, а по сути, и в принципе – первого настоящего генерального плана развития Минска. Не зная слова «креатив» архитекторы со всего Союза отправляли мысли в творческий полет. Главная сложность и при этом главная простота восстановления белорусской столицы была в о том, что город строили фактически с нуля.
– Всего было 825 зданий. Из них уцелело 60. Потом было принято решение радикально расширить магистрали. Изучили послевоенную ситуацию – определили те здания, которые могут быть восстановленными, и те, которые надо строить заново, – рассказывает заслуженный архитектор БССР Ярослав Линевич.
Руководить самой большой стройкой доверили специально созданному в октябре 1944 года Министерству жилищно-гражданского строительства БССР. Первым делом возводили жилье и крупные промышленные предприятия. Стахановские рекорды в укладке кирпичей в основу будущей счастливой жизни ставили даже люди, далекие от технических специальностей.
Чем быстрее отстраивали Минск, тем быстрее в город возвращались люди. Кстати, в первом генеральном плане был только один просчет. И он касался именно людей. Архитекторы и проектировщики думали, что город, в котором до войны было около двухсот тысяч жителей, сможет вырасти больше чем до шестисот тысяч. Однако послевоенный душевный подъем плавно вел столицу Беларуси и к подъему демографическому. Впрочем, демографически подвиги у Минска были еще впереди, а бытовые проблемы – уже.
Жизнь постепенно возвращалась в город. Только в сорок четвертом отстроили 130 тысяч квадратных метров жилых площадей. К августу сорок пятого отметились покорением миллионного рубежа по числу квадратов жилья. В январе сорок пятого по городу проехал первый трамвай. Как символ мирной жизни – грохочущий состав двигался в районе улицы Товарной. Архитекторы придумали для Минска «фишку» – радиально-кольцевую планировку. Город разрезали двумя диаметрами. Один из них – центральный проспект. Тогда имени Сталина, теперь – Независимости. Второй диаметр – Свислочь. Мелковатую естественную речку с помощью сложнейших конструкций Вилейско-Минской водной системы заставили стать полноводной и обеспечить город притоком воды для промышленных предприятий и свежего увлажненного воздуха для мирных минчан.
– Выходили минчане на стройку. В октябре был первый массовый выход. Кроме этого работали военнопленные. Немецкие, австрийские, венгерские, – рассказывает доктор исторических наук, профессор Эммануил Иоффе.
Использование труда военнопленных помогло быстрее восстановить города. Минск в частности. Однако, если быть верным исторической правде, использование немецкого труда дорого обошлось великой державе. По международным стандартам и правилам, СССР обязан был обеспечить пленных едой и жильем, да и условия работы обеспечить приемлемые. Пересчитать здания, восстановленные немцы, по пальцам не удастся. Их очень много. И уже тогда, сразу после войны, советский народ – известный не только сильным духом, но и нечеловеческой человечностью – начал прощать своих оккупантов. Совсем чуть-чуть.
1951 год. Объявлен общесоюзный конкурс на создание монументов победы. Вернувшийся в Минск Георгий Заборский отправляет в Москву свой эскиз. Первый тур – победа Заборского и его соавтора Короля. Тишина. Именитые архитекторы из Москвы работу не комментируют. Второй тур – снова побеждает монумент с орденом победы на верхушке и тематическими барельефами. Мечта Заборского сбывается. Не зря он с простреленным горлом рисовал на бинтиках и салфетках.
Место для обелиска нашли практически сразу. Круглая площадь в центре Минска – живописный пейзаж, близость к основным партийным зданиям в районе Октябрьской – тогда Центральной – площади. Позже на обрамляющих победную площадь домах появятся надписи о подвиге советского народа, а сама площадь немного изменит форму. А старожилы и архитекторы и в двадцать первом веке будут называть площадку вокруг обелиска победы – круглой площадью…
1956 год. Восстановление Минска завершилось. Город вернулся. И смог позволить себе больше не думать о войне. А задуматься о том, как строить будущее. Началась спокойная жизнь. Будни. Кажется незаметные будни. В будничной незаметности и была сладость победы.