Мировой рынок алюминия
СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Металлургия – одна из основных базовых отраслей мировой промышленности. Особое место в ней занимает металлургия легких металлов и сплавов (алюминий, магний, титан, кремний), без которых сегодня немыслим научно-технический процесс в освоении космоса, авиа-, автомобиле- и судостроении, в различных отраслях машиностроения, химии, строительстве, в быту.
ВВЕДЕНИЕ
Металлургия – одна из основных базовых отраслей мировой промышленности. Особое место в ней занимает металлургия легких металлов и сплавов (алюминий, магний, титан, кремний), без которых сегодня немыслим научно-технический процесс в освоении космоса, авиа-, автомобиле- и судостроении, в различных отраслях машиностроения, химии, строительстве, в быту. Ключевую роль среди металлургии легких металлов занимает алюминиевая отрасль. Сегодня алюминий занял лидирующее положение в мире среди
конструкционных материалов и данная ситуация сохранится в будущем,
подтверждением этого служат:
· уникальные свойства алюминия;
· применение в новых технологиях, упаковка пищевых продуктов;
· алюминиевый автомобиль;
· обеспеченность качественным сырьем на долговременную перспективу;
· возможность значительного снижения издержек его производства.
Преимущества алюминия перед другими конструкционными материалами выражается в следующем:
сравнительно низкий для металлов удельный вес;
высокая коррозионная стойкость;
легкость формования и обработки;
способность к стопроцентной вторичной переработке (при этом экономия энергии 95%);
высокая электропроводность;
стойкость к низким температурам (при низких температурах он обладает даже более высокой прочностью, пластичностью, вязкостью).
Конструкции из алюминия требуют более низких затрат в течение срока службы и практически не требуют ремонта. Обладая хорошей гибкостью, алюминиевые конструкции эффективно несут нагрузки и значительно снижают затраты на сооружение фундаментов и опор. Это позволяет в сжатые сроки производить модернизацию строительных сооружений, мостов, путепроводов и т.п.
Во всех видах транспорта присутствие алюминия обеспечивает повышение скорости и безопасности движения, экономию энергии. Применение алюминия транспорте и тараупаковке, быту и т.п. и практически полная возможность его рециркуляции способствуют улучшению экологии окружающей среды.
Расширение потребления алюминия будет зависеть от глобальных мировых процессов развития экономики и покупательского спроса населения, в то же время уникальные качества делают его конструкционным материалом для высоких технологий, отсюда - металлом для будущих поколений.
1. МИРОВОЙ РЫНОК АЛЮМИНИЯ
1. 1. Производство и потребление на мировом рынке алюминия
Благодаря уникальному комплексу физико-химических, механических и технологических свойств алюминий стал одним из важнейших конструкционных материалов, находящих широкое применение в современной промышленности. За последние десять лет потребление алюминия в мире возросло в 1,5 раза и в 2003 г. достигло 27,44 млн. т. После резкого спада 2001г. темпы роста потребления первичного алюминия в мире находятся на высоком уровне: в 2002 г. они составили 5,6-7,0 %, в 2003 г. - 8,2-8,6 %, что превышало темпы роста мировой экономики в целом.[1]
По объемам производства и потребления алюминий занимает второе место в мире после стали и первое среди цветных металлов. Его более широкое применение в настоящее время ограничивается главным образом высокой стоимостью, обусловленной сложностью получения чистого алюминия электролизом. Резкий спрос на алюминий возник в результате изменения структуры мировой экономики в связи с опережающим развитием новейших отраслей (атомной, авиакосмической энергетики и др.) и повышением эффективности традиционных отраслей промышленности. Алюминий преимущественно используется в ключевых отраслях экономики и стал одним из факторов научно-технического прогресса. В настоящее время уровень потребления алюминия является одним из основных показателей экономического развития стран, его соответствия современному уровню индустриального производства.
Основными областями применения алюминиевой продукции в мире является транспортное машиностроение, строительство и упаковочные материалы, совокупная доля которых в развитых странах составляет 70-80 % от общего потребления алюминия. Кроме этого, в несколько меньших количествах алюминий используется для производства потребительских товаров длительного пользования (3-6%), в электротехнической промышленности (4-8 %) и общем машиностроении (6-12 %).
Как видно, за последние 20 лет в этих странах существенно возросла доля алюминия, используемого в транспортном машиностроении. Кроме этого, в Японии и Германии значительно увеличилось потребление алюминия в производстве тары и упаковки, хотя в этом отношении эти страны все еще уступают США. Учитывая, что эти страны обладают развитым автомобилестроением, транспортный сектор в ближайшие годы будет оставаться в них лидирующим по потреблению алюминиевой продукции и во многом определяющим темпы роста спроса на алюминий.
Таким образом, спрос на алюминий обусловлен как уровнем деловой активности в этих основных металлопотребляющих отраслях промышленности, так, и в конечном счете, потребительским спросом на продукцию автомобилестроения, строительства, пищевой и медицинской промышленности (упаковка), на сложную бытовую технику, услуги авиа- и других перевозчиков. Уровень потребления алюминия, соответственно, определяется и уровнем жизни и потребительских расходов, ожиданиями потребителей, их числом, а также темпами развития экономики в потребляющем регионе и в мире в целом. В связи с этим лидерами по темпам роста потребления алюминия в последнее время становятся крупные страны, обладающие высоким экономическим потенциалом и развивающие в больших масштабах традиционные металлоемкие отрасли промышленности (Китай, Индия, Южная Корея).
Высокий спрос на алюминиевое сырье в первую очередь вызван определенным изменением структуры мировой экономики. Все больший вес в ней приобретают быстрорастущие азиатские страны-гиганты, чья потребность в сырьевых товарах постоянно растет. Центр тяжести мировой экономики, по мнению аналитиков, перемещается с Запада на Восток, удельный вес стран Азии (и в первую очередь КНР) в мировом производстве возрастает. Если учитывать паритет покупательной спорности валют, то ВВП КНР в настоящее время уступает только США. Почти 80% прироста в экономике КНР в 2005г. получено в промышленности. В то время как ВВП Китая вырос в 2005г. на 9,3 %, промышленное производство за год увеличилось на 18 %. Аналогичные цифры для США составляют 3,5 и 1,9 %, так как в американской экономике рост достигается за счет повышения производительности в сфере услуг.
Таблица 1
Динамика роста мирового ВВП и потребления первичного алюминия
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
|
ВВП, % |
2,5 |
2,9 |
3,9 |
1,5 |
3,0 |
3,9 |
4,6 |
Потребление алюминия, % |
0,5 |
5,8 |
6,1 |
-5,0 |
5,6 |
8,2 |
7,7 |
Цена на Лондонской бирже металлов, долл./т |
1357 |
1362 |
1549 |
1444 |
1349 |
1431 |
1660 |
Запасы на Лондонской бирже металлов, тыс. т |
363 |
775 |
322 |
821 |
1241 |
1423 |
- |
Источник : IMF World Economic Outlook, CRU International, Brook Hunt, LME
В отличие от развитых экономик США, Японии и Западной Европы с приоритетными наукоемкими и ресурсосберегающими секторами (электроника, робототехника, программирование, биотехнология) КНР развивает такие материалоемкие отрасли, как выплавка стали и алюминия, автомобилестроение и строительство. Для промышленного роста КНР требуется огромное количество ресурсов.
Спрос на сырье «подстегивает» не только КНР, но и соседние азиатские страны. Аналитики указывают и на ускорившийся в последнее время рост экономики Индии. Так, согласно прогнозу индийского правительства, в прошлом году ВВП страны увеличился почти на 7,6 %. В ближайшие 5 лет потребление алюминия в Индии будет расти на 7 % в год и она войдет в число ведущих в мире потребителем алюминия.
Бурное развитие в 70-80 годы прошлого столетия экономик Новых индустриальных стран, таких как Китай, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и другие, развитие автомобильной промышленности, наращивание производства алюминиевой тары и упаковки обеспечило быстрый рост спроса на алюминий и изделия из него. Так, на производство одного легкового автомобиля среднего класса в 1978 году требовалось около 60кг алюминия, а к концу 90 годов эта цифра выросла до 100кг.[2]
Замедление темпов экономического роста в большинстве развитых стран существенно изменило ситуацию на мировом рынке алюминия. Если во второй половине 90 годов основные тенденции развития производства и рыночного спроса в этой отрасли характеризовались определенной устойчивостью (хотя конъюнктурные спады, конечно, имели место), то осенью 2001 года ситуация была почти кризисной.
Перепроизводство первичного металла, затоваривание на складах продукции и резкий спад продаж из-за вялой конъюнктуры в основных потребляющих отраслях - авиационной и автомобильной - привели к уменьшению мирового экспорта на 5,5 %.[3] В 2001 году цены на Лондонской бирже металлов упали почти на 30%. Из-за снижения прибыльности ведущие компании вынуждены были заморозить инвестиционные программы, сократить численность персонала и объемы производства.
В таблице 2 отражены статистические данные по мировому производству первичного алюминия по основным странам мира.
Таблица 2
Мировое производство первичного алюминия в распределении по основным странам-продуцентам |
|||||||||||||
Страна |
1992г. |
1996г. |
2001г. |
2002г. |
200 г. |
2005г. |
Рост (%) |
||||||
тыс. т |
% |
тыс. т |
% |
тыс. т |
% |
тыс. т |
% |
тыс. т |
% |
тыс. т |
% |
||
Всего |
19500 |
100 |
20800 |
100 |
24466 |
100 |
26083 |
100 |
27990 |
100 |
31865 |
100 |
44 |
КНР |
1100 |
5,6 |
1770 |
8,5 |
3431 |
14 |
4391 |
16,8 |
5492 |
19,6 |
Н. Д. |
399 |
|
Россия |
2700 |
13,8 |
2874 |
13,8 |
3300 |
13,5 |
3347 |
12,8 |
3479 |
12,4 |
29 |
||
Канада |
1972 |
10,1 |
2283 |
11 |
2585 |
10,6 |
2708 |
10,4 |
2791 |
10 |
42 |
||
США |
4042 |
20,7 |
3577 |
17,2 |
2637 |
10,8 |
2705 |
10,4 |
2704 |
9,7 |
-33 |
||
Австралия |
1236 |
6,3 |
1372 |
6,6 |
1800 |
7,4 |
1836 |
7 |
1864 |
6,7 |
51 |
||
Бразилия |
1193 |
6,1 |
1195 |
5,7 |
1138 |
4,7 |
1317 |
5 |
1381 |
4,9 |
16 |
||
Норвегия |
838 |
4,3 |
863 |
4,1 |
103 |
4,2 |
1044 |
4 |
1188 |
4,2 |
42 |
||
ЮАР |
17 |
0,9 |
617 |
3 |
663 |
2,7 |
705 |
2,7 |
726 |
2,6 |
320 |
Источник: Составлено по материалам: World Metal Statistic Yearbook, CRU International, IAI, Brook Hunt.
Наибольший удельный вес в производстве и потреблении алюминия приходится на Северную Америку, при этом американский рынок далеко не насыщен. Второе и третье места по потреблению алюминия занимают регионы Западной Европы и Азии. Последний также является одним из потенциальных рынков роста потребления. Экономические показатели развития Африки, России и Австралии (потребление в этих странах примерно в 5 раз меньше, чем производство) говорят о том, что это крупнейшие экспортеры алюминия, способные существенно влиять на мировой рынок и динамику цен. Отсюда видно, что емкость мирового рынка алюминия далека от наполнения и главная причина избыточного предложения - в снижении показателя деловой активности в развитых странах.
Важной особенностью последних лет явилось снижение в мировом производстве первичного алюминия удельного веса США с 20,7 % в 1992г. до 9 % в 2005г. По сравнению с 1992г. выпуск этого металла в США сократился на 33 %. В то же время в 2001г. КНР впервые стала крупнейшим производителем алюминия в мире (3,4 млн. тонн). В 2005г. его доля составила 22,3 % (в 1992г. - 5,6 %). За короткое время КНР превратилась из импортера в экспортера данной продукции. В 2004г. экспорт первичного алюминия из КНР увеличился на 66 % - до 116 тыс. тонн.
На мировом рынке алюминия влияние Китая за 2005 год выросло не меньше, чем на рынке стали. Мировое производство алюминия в прошлом году выросло в наибольшей степени именно за счет Китая. Если в 2003 году его доля в мировом производстве алюминия составила 19 %, то в 2005 году она выросла до 26 %. В целом в мире, по статистике Международного института алюминия (IАI), производство первичного алюминия в 2005г. увеличилось на 6,9 % и составило 31,87 млн. т.
Для мирового рынка алюминия влияние КНР в 2005г. не было единственным фактором, определявшим уровень цен на металл. Более того, экономика КНР динамично развивалась и в 2001-2002 гг., а существенный рост цен на алюминий начался только в конце 2003г. - начале 2004г.
Дальнейшие темпы роста экономики КНР создают серьезный элемент непредсказуемости для мирового рынка алюминия. Алюминиевая промышленность КНР, наряду со сталеплавильной, производством цемента, а также электроники, относится к наиболее «перегретым» отраслям промышленности страны. Инвестиции в эту отрасль выросли в 2003г. на 93 %. Основные проблемы связаны с нехваткой электроэнергии, бокситов и глинозема, а также их высокой стоимостью.
1. 2. Особенности и факторы ценообразования на мировом рынке алюминия
В биржевом ценообразовании отметим, что на рынке каждого цветного металла, в том числе алюминия, есть общепринятые формулы для определения цены, которая зависит не только от спекуляций на бирже, искусства трейдеров, но и от цен на сырье, в которые входит стоимость переработки глинозема. Еще одним важным стал и фактор так называемой реактивации, когда цены растут потому, что металл покупают, а металл покупают потому, что цены растут. Продолжительность этого процесса зависит от длительности воздействия на рынок некомпенсированного спроса, вызванного конкуренцией трейдеров.
Особенность современного мирового рынка алюминия - исключительный дисбаланс в размещении сырьевой базы и крупнейших потребителей: основные бокситовые месторождения расположены в Центральной Африке (около 40 % мировых запасов) и Австралии, а крупнейшие производители алюминия и крупнейшие его потребители - в северном полушарии. Эта географическая особенность стала одним из факторов высокой себестоимости алюминия: себестоимость растет за счет расходов на перевозку.
Другой, еще более важный фактор, - энергоемкость производства. Благодаря развитию технологий расход электроэнергии на плавку килограмма алюминия сократился с 21 кВт/ч в 50 годах XX века до 15-16 кВт/ч в наше время, однако эта величина остается определяющей в себестоимости. Критическое влияние стоимости электроэнергии на конкурентоспособность алюминиевого бизнеса стало причиной того, что: а) алюминиевые мощности строились вблизи гидроэлектростанций (которые вырабатывают самую дешевую электроэнергию); б) отрасль стремилась обеспечить себя собственной электроэнергией. Так, Alcan 65% потребности в электроэнергии закрывает за счет собственных станций, при этом практически все предприятия, за исключением заводов в Штатах, питаются энергией от расположенных рядом гидроэлектростанций.
По уровню себестоимости производители алюминия делятся на четыре группы. В четвертой группе китайские компании с себестоимостью продукции в 1250-1300 долл. США за тонну. В третьей группе с себестоимостью 1100-1250 долл. - предприятия из США, Бразилии и России. У производителей металла из второй группы - Венесуэла, Мозамбик, ОАЭ, Бахрейн - затраты на производство тонны алюминия составляют 1000-1100 долл. Самая низкая себестоимость - 900-1000 долл. за тонну у компаний первой группы из Канады, Австралии и ЮАР.
Следует отметить, что экономически правильно рассматривать стоимость изделий из алюминия и сопоставлять ее с конкурирующими конструкционными материалами необходимо с учетом такого ключевого для маркетинга понятия, как цена потребления. Наряду с рыночной ценой на продукцию она учитывает расходы, связанные с эксплуатацией изделия в период его жизненного цикла (например, расходы на обслуживание, топливо, стоимость утилизации и др.). Главным преимуществом алюминия как раз и является снижение эксплуатационных расходов. Хотя себестоимость, например, автомобиля, изготовленного с применением алюминия, выше, чем черных металлов, алюминий резко увеличивает срок его службы, снижает удельный расход топлива и облегчает его утилизацию.
Одним из важных и новых последствий глобализации мирового хозяйства для рынка металлов является усиление взаимозависимости между товарными и финансовыми рынками, приход спекулятивного капитала на рынок металлов и соответствующее возрастание данного фактора в движении биржевых котировок. Как известно, гипертрофированное развитие финансовых рынков, обслуживающих «виртуальную» экономику, относится к наиболее характерным чертам процесса глобализации.
В определенные моменты, например при низкой учетной ставке и ослаблении доллара, финансовый рынок становится менее выгодным для инвесторов, и финансовые потоки устремляются на товарные рынки, способствуя росту цен на металлы. В первую очередь это относится к драгоценным металлам, однако цветные металлы также становятся привлекательным объектом для получения прибылей от спекулятивных операций и могут играть роль высоко ликвидного актива в условиях повышенного спроса на них и нестабильности других финансовых инструментов. Соответственно, изменение цен на цветные металлы не только подчиняется объективному изменению спроса со стороны реальных потребителей металлов, но и определяется также спекулятивными операциями со стороны крупных инвестиционных фондов. Биржевая торговля стала областью регулярного приложения свободных денежных капиталов, инвестируемых с целью страхования от обесценивания валюты, а также вложения «нефтяных» денег в металлы. Развитие фьючерсной торговли все больше трансформирует биржи из чисто рыночного института в финансовый, из рынка реального товара в рынок «фиктивного» товарного капитала. Спекулятивный фактор наиболее ярко выражен на рынке никеля, самом дорогом из основных цветных металлов, что обусловливает более значительные ценовые колебания по сравнению с алюминием.
В результате при прогнозе перспектив рынка алюминия наряду с традиционными показателями, характеризующими развитие деловой активности в потребляющих отраслях (авиа- и автомобилестроение, строительство, производство упаковки), большую роль начинают играть и такие сугубо финансовые факторы, как величина учетных ставок, валютные курсы, уровень инфляции, объем операций на фондовых биржах и др. В последнее время особое внимание привлекает величина ставки рефинансирования в США. Как следствие, рынок металлов существенно зависит от изменений, происходящих на валютном рынке, и, в частности, от динамики курса доллара относительно других мировых валют.
Нестабильность цен в отрасли, что наблюдается за последнее время, негативно влияет на рост потребления алюминия, особенно на расширение рынка. Часто возникает ситуация, когда потребители жалуются, что цена на алюминий высока и это тормозит его потребление, но мировая статистика показывает другое. Так, мировые данные показывают, что цены на алюминий за последние 15 лет имели ярко выраженную тенденцию к снижению, что не наблюдается по ценам на сталь и медь. Также среднегодовые величины цен на алюминий к цене 1985 года (с учетом инфляции) ниже фактических величин, и эта разница возрастает по мере удаления от 1985 года. Алюминий дешевеет по отношению к общей массе промышленных товаров, а прибыль от его производства падает.
Следует заметить, что мировой рынок алюминия, как и многие другие рынки сырьевых товаров, имеет циклический характер и находится в сильной зависимости от колебаний мировой конъюнктуры. В отличие от готовой алюминиевой продукции экспорт необработанного алюминия подвержен резким изменениям спроса и цен, что создает элементы непредсказуемости как для стран-экспортеров, так и импортеров этого металла.
В течение 90 годов отрасль пережила несколько ценовых циклов, из которых наиболее тяжелый пришелся на период 1993-1994. Последний ценовой провал конца 1998 года алюминиевая отрасль пережила без серьезных трудностей благодаря резкой девальвации, хотя тогда алюминий подешевел до 1140 долларов.[4] В июле 1999 после аварии на крупном глиноземном заводе Gramercy (штат Луизиана), принадлежащем компании Kaiser Aluminium, дефицит сырья вызвал резкий рост цен.
Котировки глинозема на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LМЕ) пошли вверх, поднявшись за полгода со 160-170 долларов за тонну до 400—420. Подорожание глинозема вызвало в свою очередь рост цен на первичный алюминий, который за тот же период набрал в цене примерно 200 долларов и вплоть до марта этого года находился на отметке выше 1500 долларов за тонну. На эту же цифру были ориентированы инвестиционные планы алюминщиков.
Таблица 3
Движение цен и запасов алюминия на Лондонской бирже металлов
Год |
Среднегодовая цена, долл. за тонну |
Запасы на конец года, тыс. тонн |
1990 г. |
1636 |
310 |
1992 г. |
1254 |
1527 |
1994 г. |
1479 |
1675 |
1996 г. |
1504 |
951 |
1998 г. |
1357 |
636 |
2000 г. |
1549 |
322 |
2002 г. |
1349 |
1241 |
2003 г. |
1431 |
1423 |
2005 г. |
1889,5 |
748 |
апрель 2006 г. |
2715 |
780 |
Переломный момент наступил во второй половине 2001 года. К ноябрю цена на алюминий на ЬМЕ опустилась до минимума в 1250 долларов за тонну, затем произошла коррекция - подорожание до 1400 долларов. Тем не менее, проблема низкой цены не снята и она до сих пор растет, причем в последние годы с небывалой динамикой.
Столь динамичные изменения на рынке алюминия и других металлов, быстрый рост цен с их последующим падением дали основание ряду экспертов говорить об «аномальном» поведении рынка и об искажении классической модели «спрос - предложение». Существенно расходятся и взгляды на перспективы развития этого рынка. Ряд экспертов полагают, что цены на алюминий будут держаться на высоком уровне в течение 2-3 лет, другие - что они вернутся на прежний уровень через несколько месяцев, существует также мнение о сохранении высоких цен вплоть до конца нынешнего десятилетия. Несмотря на многочисленные исследования, роль различных факторов, определяющих конъюнктуру рынка алюминия, до конца не установлена. Это обусловлено в первую очередь тем, что глобализация экономики все в большей степени затрагивает товарные рынки металлов и, в частности, алюминия, усложняя происходящие на нем процессы, ускоряя их динамику и вызывая появление новых тенденций.
Среди основных причин роста цен на алюминий и другие цветные металлы в 2003-2005 гг. в первую очередь называют бурный рост экономики КНР. В 2003г. на страну приходилось 20 % мирового потребления алюминия, 23 % - меди, 27 % - стали. Если в 1992г. производство алюминия в КНР находилось на уровне 1,1 млн. тонн, то в 2005г. этот показатель увеличился почти в 8 раз и достиг 8,5 млн. тонн. В стране практически за десятилетие созданы крупнейшие в мире мощности по производству алюминия.
Осенью 2005 года мировой рынок алюминия вырос до новых максимумов. Так, среднемесячная цена наличного металла на ЛБМ в сентябре 2005г. составляла 1839 долл. США.[5]
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЛЮМИНИЕВОЙ
ОТРАСЛИ
2.1. Проблемы развития алюминиевой отрасли
Сейчас мировой рынок алюминия развивается на фоне противоречивых прогнозов по ситуации в алюминиевой отрасти Китая, где промышленность, ориентированная на алюминий, прогнозирует рост спроса на этот металл. В то же время правительство Китая рассматривает предложения компаний-производителей алюминия в связи с принятием новых мер макроэкономического контроля над этой отраслью. Некоторая отсрочка введения в действие новых мер контроля над алюминиевой промышленностью означает, в частности, что в ближайшее время не будет изменен льготный режим импорта глинозема с целью его переработки в алюминий и реэкспорта. Ранее эксперты отмечали возможность введения в ближайшем будущем 8 %-ного налога на ввоз глинозема для этих целей, а также 17 %-ного налога на добавленную стоимость при реэкспорте алюминия, произведенного из импортного глинозема. Возможность таких нововведений вызвала беспокойство у производителей алюминия в Китае, которые уже несут ущерб из-за замены с 1 января 2005 года 8 %-ной льготы по налогу на экспорт алюминия 55 %-ным налогом на его вывоз.
Фундаментальным фактором, определяющим цену на металл, является баланс спроса и предложения, который непосредственно связан с тенденциями мирового промышленного развития. До недавнего времени аналитики авторитетных маркетинговых агентств предрекали рост промышленности стран Западной Европы в едином валютном пространстве, да и темпы развития американской экономики выглядели весьма оптимистично. Надеясь на стабильный спрос со стороны авиа-, авто- и строительной промышленностей, производители основных конструкционных материалов (на втором месте после стали идет алюминий) наращивали производственные мощности. Кроме того, быстрое восстановление экономик стран Юго-Восточной Азии - основного потребителя алюминия - после кризиса 1997-1998 гг. подтолкнуло производителей увеличивать выпуск. В результате избыточное предложение данного металла на мировом рынке в 2001. привело к снижению цены, резко сократив прибыли алюминиевых компаний.
Еще одной причиной падения мировых котировок стал тот фактор, что на биржах преобладают срочные контракты, формирование цены которых основывается на ожиданиях относительно динамики производства и потребления металлов в будущем. И здесь существенное влияние оказало изменение прогнозных оценок темпов роста экономик развитых стран в сторону уменьшения.
Свою роль сыграли и террористические акты в США. Неопределенность дальнейшего развития военной операции Штатов и негативное влияние на перспективы авиационной отрасли еще больше снизили цену на алюминий. И хотя общеэкономические последствия для США оказались не столь масштабными, провал цены алюминия в ноябре 2001 года значительным образом отразился на перспективах компаний-производителей по расширению выпуска и сбыту продукции. Такой поворот событий заставил алюминиевые компании активизировать свои усилия по восстановлению приемлемого уровня цены и по разрешению проблемы со сбытом.
Экономики развитых стран Европы и Северной Америки оказались не в состоянии «переварить» продукцию, которую поставляют алюминиевые компании мира. И без того острая борьба на мировом рынке алюминия подтолкнула крупные компании пойти на решительные меры: некоторые предпочли объединение, другие сокращали мощности, третьи просили правительства провести мероприятия по поддержке алюминиевой промышленности.
Наибольшее влияние на спрос оказало замедление роста потребления алюминия в японской экономике. Приблизительно половина потребляемого металла в Японии приходится на автомобильный сектор, который сам испытал значительное сокращение производства.
А вот степень воздействия на рынок Китая в качестве чистого импортера пока остается неопределенной. На фоне неутешительных показателей стран Западного полушария и Европы Китай выглядит весьма процветающим. Темпы роста производства у китайских компаний также самые высокие. Уже в краткосрочной перспективе нельзя быть уверенными в сохранении дефицита предложения в этой стране. Увеличение товарно-материальных запасов и низкий коэффициент соотношения потребления к запасам могут привести к росту экспорта со стороны китайских производителей, что, несомненно, окажет влияние на динамику мировых цен.
Основной проблемой алюминиевой отрасли остается высокая электроэнергоемкость технологии его производства. В условиях растущих цен на энергоносители (и на электрическую энергию в том числе) цены на алюминий остаются относительно низкими, что делает отрасль низко доходной и мало рентабельной. Резкий рост цен на электроэнергию или падение мировых цен на алюминий ниже определенного уровня грозят превратить отрасль в убыточную.
2. 2. Перспективы развития алюминиевой отрасли
В ближайшие годы производители вторичного алюминия могут столкнуться с новыми серьезными проблемами, связанными с необходимостью резко снизить издержки производства. Перепроизводство в автомобильной промышленности приведет к росту числа требований по снижению затрат по производству различных компонентов, в том числе и из вторичного алюминия. Тенденции, которые сейчас существуют в России в отрасли первичного алюминия (улучшение качества и увеличение чистоты алюминиевой продукции), скоро можно будет наблюдать и в мировой промышленности вторичного алюминия. Антидемпинговые тарифы в размере 50 % на экспорт медного и алюминиевого лома из России привели к тому, что качество российской продукции на мировом рынке значительно улучшилось.
Наиболее быстро будут расти объемы потребления алюминия в производстве транспорта (сюда включается как традиционно потребляющая много алюминия на единицу продукта авиакосмическая отрасль, так и автомобильная промышленность) и в производстве упаковки (банки для напитков, контейнеры и т. д.). Медленнее будет увеличиваться расход алюминия в строительстве.
С учетом различных темпов прироста потребления алюминия в разных отраслях к 2010 году сложится несколько иная отраслевая структура потребления этого металла.[6]
Несмотря на благоприятные перспективы роста спроса на металл в целом (аналитики английской компании Macquarie Equities Ltd. прогнозируют ежегодный прирост потребления алюминия в индустриально развитых странах Запада в 4-6 %), объемы невостребованного алюминия достаточно велики. Даже частичная расконсервация простаивающих производств может серьезно дестабилизировать рынок. Еще недавно процесс консолидации алюминиевой промышленности, особенно в России, шел очень интенсивно. Именно России мировые производители этого металла «обязаны» резким обрушением цен на него в начале 90 годов. Теперь же сбалансированность рынка или даже поддержание состояния некоторого превышения спроса над предложением делают ситуацию более управляемой и контролируемой. В связи с этим прогнозные значения объемов производства алюминия в значительной мере более тесно увязаны с динамикой общей мировой конъюнктуры. К тому же в ближайшей перспективе серьезным препятствием для сколько-нибудь серьезного наращивания объемов выпуска первичного алюминия будет острая нехватка «свободного» глинозема - основного сырья, из которого изготавливается этот металл. Известно, что к контролю за производством первичного алюминия стремятся крупнейшие мировые корпорации.
Дальнейшее увеличение объемов производства алюминия в перспективе до 2010 года связано с ростом спроса на него, который, в свою очередь, обусловлен ростом объемов производства в отраслях - потребителях алюминия и продукции из него, а также изменением структуры потребляемых материалов. Потребительские свойства алюминия еще долго будут способствовать его популярности по сравнению с другими конструкционными материалами. Ожидаемый прирост производства в мире в долгосрочной перспективе - 2,2-2,5 % ежегодно.
В таблице 4 дается прогноз производства алюминия до 2010 года по трем вариантам: оптимистическому, наиболее вероятному и пессимистическому.
Таблица 4
Прогноз производства алюминия в мире[7]
Вариант |
2005 |
2006 |
2007 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Оптимистический |
26,4 |
27,6 |
28,9 |
30,1 |
31,5 |
32,9 |
34,4 |
Наиболее вероятный |
24,6 |
25,3 |
26,1 |
26,9 |
27,7 |
28,5 |
29,3 |
Пессимистический |
22,9 |
23,4 |
23,9 |
24,3 |
24,8 |
25,3 |
25,8 |
Достигнув сбалансированности производства и потребления, мировой рынок алюминия не нарушит его без форс-мажорных обстоятельств. Следовательно, объем сбыта алюминия, с большой долей вероятности, можно прогнозировать равным объему производства алюминия.
По мнению некоторых специалистов, в алюминиевой промышленности будет наблюдаться в долгосрочной перспективе понижательная ценовая тенденция. В качестве аргументов приводятся данные о снижении уровня рентабельности алюминиевого производства на значительном промежутке времени в прошлом (с 1920 годов), острой конкуренции со стороны новых конструкционных материалов, снижения уровня затрат вследствие научно-технического прогресса и ряд других. На наш взгляд, однако, понижательная тенденция будет преодолеваться в первую очередь за счет роста цен на важнейшие производственные ресурсы и действия экологических факторов.
С учетом вышеуказанных тенденций может быть предложен следующий прогноз динамики цен на первичный алюминий (по вариантам):
Таблица 5
Прогноз мировых цен на первичный алюминий (долл. США)
Вариант |
2005 |
2006 |
2007 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Оптимистический |
1940,3 |
2027,6 |
2118,9 |
2214,2 |
2313,9 |
2418,0 |
2526,8 |
Наиболее вероятный |
1761,6 |
1805,6 |
1850,8 |
1897,1 |
1944,5 |
1993,1 |
2042,9 |
Пессимистический |
1655,9 |
1689,0 |
1722,8 |
1757,2 |
1792,4 |
1828,2 |
1864,8 |
По прогнозам норвежской промышленной группы Norsk Hydro, в 2006-2007 годах западный рынок алюминия будет расти на 4,4 % в год, а его автомобильный сектор - на 5,6 %. Уже в среднесрочной перспективе в Европе и США может возникнуть дефицит металла. Основными источниками поставок алюминия на европейский и американский рынок станут Россия, Канада, Южная Америка и Австралия.
Сильное влияние на мировой рынок алюминия окажет спрос на него в Китае. Если в 2004 году потребление этого металла на традиционных рынках составляло примерно 60 % от совокупного мирового потребления, то к 2012 году, согласно прогнозу, эта доля снизится до 45 %. Потребление алюминия китайской промышленностью, напротив, существенно возрастет. Таким образом, Китай в обозримом будущем уже не сможет обходиться теми объемами производства алюминия, на которые способны производственные мощности национальных металлургических комбинатов.
По оценкам китайских специалистов, потребление алюминия в КНР в течение следующих трех лет будет расти ежегодно более чем на 10 %, а в 2008 году рост потребления сократится до 9,4 %.[8] Индустриализация и урбанизация будут оставаться основными факторами роста потребления алюминия в Китае. Меры, направленные на сдерживание роста алюминиевой промышленности, позволят стране стать чистым импортером алюминия к 2008 году, а рост производства алюминия в 2007-2008 годах составит лишь 2 %.
К 2007 году имеются планы заметного расширения производства алюминиевого сырья. Итоговый прогноз по балансу спроса и предложения на рынке алюминия выглядит неутешительно:
Возможность объективного прогноза мирового рынка алюминия попробуем показать на следующих фактах. Несмотря на кратковременные спады, потребление первичного алюминия в мире стабильно растет. Рассчитанный специалистами по линии тренда прирост потребления металла за последние годы значительно превышает среднегодовые темпы прироста производства, хотя само производство первичного алюминия пока опережает его потребление. При этом сумма ежегодной разности между производством и потреблением плюс остатки металла на начало года опережают фиксированные запасы металла на складах ЛБМ и у производителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть накопленных за последние годы запасов первичного алюминия находится, по всей видимости, у инвестиционных фондов и в меньшей степени у трейдеров и на биржевых складах. В то же время расчеты показывают, что каждые 100 тыс. тонн изменения запасов дают изменение цены на 20-25 долл. США на тонну металла. Таким образом, можно достаточно точно рассчитать прогнозную цену первичного алюминия при заданной разности производства и потребления металла. В целом же состояние мировой экономики является определяющим фактором конъюнктуры цен мирового рынка алюминия.
Однако в последнее десятилетие четко прослеживается тенденция роста нефиксированных запасов алюминия и использование его в качестве одного из инвестиционных инструментов. Это обстоятельство играет сегодня существенную роль в формировании и стабилизации рыночной цены металла.
Использование запасов алюминия как инвестиционного инструмента свидетельствует о том, что у мирового бизнеса есть уверенность в устойчивом развитии спроса на алюминий. Это связано с тем, что мировые финансовые структуры, мировой бизнес рассчитывают на долгосрочное устойчивое развитие производства алюминия, поскольку он является конструкционным материалом высоких технологий, которые радикально и благоприятно изменяют условия жизнеобеспечения человека, способствуют решению таких глобальных мировых проблем, как энергосбережение и существенное сокращение потерь продуктов питания, а также экологическую безопасность. И в целом мировая алюминиевая промышленность демонстрирует устойчивые темпы развития.
Что касается цен на алюминий, то их повышение в последнее время вызвано не столько ростом физического потребления металла, сколько спекулятивными «бумажными» закупками. Об этом говорит и тот факт, что мировые складские запасы алюминия растут, так как на мировой рынок стало поступать больше металла, особенно из России и Китая.
В то же время сохраняется и высокий реальный спрос на алюминий, который в значительной степени определяется развитием авиации. В ближайшие два десятилетия предполагается значительный рост развития мировой гражданской авиации. По оценкам, несмотря на подорожание авиабилетов, объем воздушных перевозок в мире ежегодно будет расти в среднем на 5 %. При этом наибольший рост ожидается в Китае, Индии, странах Латинской Америки и в России примерно на 10-15 процентов в год. Руководители крупнейших авиастроительных корпораций уже подсчитали, что к 2025 году мировой парк гражданских самолетов практически удвоится и достигнет тридцати тысяч лайнеров.
А вот рынок глинозема остается дефицитным и будет в таком состоянии, по крайней мере, до 2007 года, когда заработают новые значительные мощности по его производству.[9] Сейчас рост цен на глинозем в мире опережает рост цен на алюминий, что способствует расширению производства сырья. В связи с этим, на пример, только Австралия к 2007 году увеличит выпуск глинозема на 6 млн.тонн в год. Это может стать возможным благодаря реализации проектов по расширению мощностей, которые проводятся на большинстве глиноземных предприятий. Средние в мире цены на глинозем могут остаться на максимальном уровне в 500 долл. США за тонну в связи с ростом спроса со стороны Китая. Крупнейший китайский производитель глинозема компания Chalco строит глиноземным завод мощностью 1,6 млн. тонн в год в Босэ и будет участвовать в строительстве еще пяти глиноземных заводов в Китае.[10]
Нынешние прогнозы можно свести к тому, что спрос на алюминий растет и может увеличиться в 2006 году на 6,2 %, или до 31,8 млн. тонн, превысив производство на 200-400 тыс. тонн, по разным оценкам. В результате сложится дефицит металла, который может сохраниться до 2007 года, когда планируется прирост мирового производства за счет ввода новых мощностей. Кроме того, несмотря на несоответствие динамики выпуска алюминия в Китае почти всем прогнозам, участники рынка все-таки ожидаю ухудшения экономического положения местных производителей и снижения объема экспорта металла из страны.
По прогнозам специалистов, фактическое производство, производственная способность и потребление алюминия в Китае будут расти, как показано в таблице 6.
Таблица 6
Прогноз потребления и производства алюминия в КНР
Млн. тонн |
2004 |
2005 |
2010 |
Потребление |
- |
6 |
8,8 |
Производственная способность |
8,8 |
9,8 |
13 |
Фактическое производство |
6,2 |
6,8 |
10,2 |
Источник : http: // www.dars.ru/
В то же время, по мнению производителей алюминиевой продукции, потребление этого металла в мире в ближайшем будущем должно вырасти не только на бурном растущем рынке Азии, но и в промышленно развитых западных странах и в первую очередь США. Научно-технический прогресс предоставляет все больше возможностей для использования алюминия в таких ранее нетрадиционных отраслях, как производство кузовов автомобилей, новых типов проводов для линий электропередачи, новых видов упаковки, бытовой техники, строительство и др., где ранее применялись другие материалы, в частности сталь, в том числе нержавеющая и инструментальная, дерево, стекло, пластмассы.
В целом в новом тысячелетии мировому производству алюминия будут присущи следующие тенденции:
- дальнейшие интернационализация и укрупнение алюминиевого бизнеса, включение в него энергетических мощностей;
- расширение потребления алюминия в таких отраслях, как автомобильное и транспортное машиностроение, строительство, бытовая техника, товары быта;
- расширение рынка алюминия за счет кооперативных связей между производителем и потребителем этого металла в научно-исследовательской деятельности, разработке технологий, создании совместных производств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XXI веке производство алюминия будет базироваться на использовании традиционного сырья - бокситов и только в конце столетия вынуждены будут использовать технологии переработки менее качественного сырья. Такие технологии имеются уже сегодня в России, но к тому времени в них будут внесены значительные усовершенствования в соответствии с новыми достижениями науки и техники.
Проблема взаимоотношений алюминиевой промышленности как крупного потребителя электроэнергии с энергетическими структурами будет обостряться. Возникнет необходимость создания собственных энергоисточников в рамках крупных компаний, что повлечет за собой укрупнение электролизных производств. Ориентир будет взят на создание гидроэнергетических и атомных станций.
Сейчас прогнозы по рынку алюминия делать трудно, так как производство, складские запасы и цены не сбалансированы, а подъем рынка можно объяснить не только ожиданием роста мировой экономики, но и спекулятивными действиями крупнейших инвестиционных фондов. Да и сама Лондонская биржа металлов в прошлом году проводила расследование по подозрению в спекулятивном сговоре трейдеров. Но в перспективе алюминий, бесспорно, останется одним из наиболее ликвидных металлов на мировом рынке, что позволит сохранить достаточно динамичный рост производства. При этом уже усиливается тенденция перемещения производства в регионы с доступным сырьем, дешевой рабочей силой и с меньшей экологической ответственностью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алюминиевая отрасль. М.: Общественный фонд перспективных исследований «Бастион», 2006. С. 21.
2. Алюминиевая отрасль. М.: Общественный фонд перспективных исследований «Бастион», 2006. С.28-33.
3. Алюминий: проверка на прочность//Эксперт-Урал. 2001. №12.
4. Алюминий-2006: цены высоки, рынок дефицитен: прогноз Г. Джукановича//ИАЦ-Минерал. 26.09.2006.
5. Арифметика мирового рынка алюминия (Международная торговля алюминием: цифры и факты)// Металлы мира. 2006. № 2.
6. Барсукова Н. Рынок хочет большего от алюминщиков/Континент-Сибирь. 25.10.2006.
7. Блиер М.М. Алюминиевая промышленность в США и Канаде: основные тенденции и перспективы развития//США - Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 5.
8. Воробьев А.П. Новые тенденции на мировом рынке цветных металлов//Внешнеэкономический бюллетень. 2007. № 1.
9. Воробьев А.П. Состояние и перспективы мирового потребления алюминия // Внешнеэкономический бюллетень. - 2007. - № 11. - с. 42-47
10. Головина А.Н., Разлетовская Е.В. Оценка тенденций развития отечественного и мирового рынка алюминия // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 4.
11. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под общ. Ред. проф. В.В. Полякова и проф. Р.К. Щенина. - М.: КНОРУС, 2007. - 656 с.
12. Николаев В. Обзор мирового рынка алюминия на26.09.2007//К2-todау. 28.09.2007.
13. Николаев В. Обзор мирового рынка алюминия на 28.10.2007// KZ-todау. 31.10.2075.
14. Обзор мирового рынка алюминия на 25 октября 2007 года// KZ-todау . 26.10.2007.
15. Результаты алюминиевого прорыва/Металлические страницы (рекламно-информационное издание). 2006. № 3.
16. Рынок алюминия - 2005. Made in China//ФранцияГрант. 03.05.2005.
17. Светлакова О. Генералы растущих активов// Большой бизнес.
2006. № 4.
18. Соколов В.М. Соколов А.В. Образование и распределение горной ренты в цветной металлургии// БИКИ. 2006. №137.
19. Стратегическое значение алюминиевой промышленности в повышении конкурентоспособности российской экономики//Материалы конференции «О роли государства в повышении конкурентоспособности российской экономики». М., 20 сентября 2006г.
20. Скорняков В. Тенденции мирового рынка алюминия не затормозили «Суал-Холдинг»//Металлы Евразии - 2007 - № 2.
[1] Воробьев А.П. Состояние и перспективы мирового потребления алюминия // Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - № 11. - с. 42-47
[2] Головина А.Н., Разлетовская Е.В. Оценка тенденций развития отечественного и мирового рынка алюминия // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4.
[3] Скорняков В. Тенденции мирового рынка алюминия не затормозили «Суал-Холдинг»//Металлы Евразии - 2002 - № 2.
[4] Алюминий: проверка на прочность//Эксперт-Урал. 2001. №12.
[5] Обзор мирового рынка алюминия на 25 октября 2005 года// KZ-todау . 26.10.2005.
[6] Алюминиевая отрасль. М.: Общественный фонд перспективных исследований «Бастион», 2001. С. 21.
[7] Алюминиевая отрасль. М.: Общественный фонд перспективных исследований «Бастион», 2001. С.28-33.
[8] Результаты алюминиевого прорыва/Металлические страницы (рекламно-информационное издание). 2005. № 3.
[9] Алюминий-2006: цены высоки, рынок дефицитен: прогноз Г. Джукановича//ИАЦ-Минерал. 26.09.2005.
[10] Николаев В. Обзор мирового рынка алюминия на26.09.2005//К2-todау. 28.09.2005.