Мировой рынок и свободные экономические зоны
СОДЕРЖАНИЕ: Мировой рынок как международное разделение труда, которое обусловливает необходимость обмена товарами между странами. При этом в качестве покупателей и продавцов выступают государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица.БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
на тему
«Мировой рынок и свободные экономические зоны»
Основной формой международных экономических отношений является мировая торговля, которая ведется на мировых рынках. Однако мировой рынок — более широкое понятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров обращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.
Зарождение мирового рынка относится к XVI—XVII вв., а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX—XX вв.
Экономической основой мирового рынка является международное разделение труда, которое обусловливает необходимость обмена товарами между странами. При этом в качестве покупателей и продавцов, т.е. субъектов мирового рынка, могут выступать государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица.
Мировому рынку в отличие от национального присущи следующие специфические черты;
1) мобильность ресурсов, товаров и услуг на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;
2)движение товаров и услуг на мировом рынке в большей степени подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства;
3)на мировом рынке существует собственная система цен — мировые цены;
4)в процессе расчетов на мировом рынке каждая страна использует свою валюту, что порождает необходимость корректировки обменных курсов национальных валют в соответствии с паритетом покупательной способности. Появление и развитие внешнеторговой инфраструктуры облегчают доступ к мировому рынку отдельным странам. Эта инфраструктура представляет материально-техническую базу внешней торговли (склады, оснащенные современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; транспортные средства; средства связи). Мировой рывок определяет товарные стандарты и издержки производства, влияет на национальные экономические программы.
Мировой рынок — арена острой конкурентной борьбы между экспортерами идентичных и взаимозаменяемых товаров, а также поле столкновения интересов экспортеров и импортеров. Под влиянием конкуренции здесь постоянно меняется соотношение сил между основными центрами экономических отношений. Вместе с тем мировой рынок в значительной степени монополизирован, на нем сложно утвердиться новым конкурентам.
Рост интенсивности международного обмена, борьба за расширение и завоевание новых рынков привлекли пристальное внимание экономистов к этой проблеме и способствовали возникновению различных теорий.
Первая их них — это теория абсолютных преимуществ А. Смита. Еще в XVIII в. он обосновал выгодность торговли без искусственных ограничений (свободной торговли) для всех участвующих в ней сторон. Согласно теории абсолютных преимуществ, каждая страна должна производить и продавать то, что является конкурентоспособным на мировом рынке, а покупать то, что она сама произвела бы со значительно большими затратами. По А. Смиту, разница между абсолютными стоимостями — реальное условие международного обмена. Если издержки производства товара в стране А ниже, чем в стране В, то для последней целесообразно импортировать товар из страны А вместо того, чтобы производить его самой.
Вторая теория — это теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. По его мнению, решая вопрос о целесообразности обмена, не следует исходить из того, что производство товара в стране А стоит меньше, чем в стране В. Необходимо сравнивать не издержки производства в этих Гранах, а соотношение между стоимостями товаров X и Y страны А с аналогичным соотношением стоимостей тех же товаров в стране В, т.е. в основе теории лежат сравнительные издержки. В теории Д. Рикардо упор делается на национальные различия в стоимости, обусловленные затратами труда.
Д. Рикардо брал условный пример: есть две страны — Англия и Португалия — и два товара — вино и сукно. Издержки производства он условно измерял рабочим временем.
Продукт | Португалия | Англия |
1 ед. вина | 1 раб. день | 3 раб. дня |
1 ед. сукна | 2 раб. дня | 4 раб. дня |
В данном примере производство в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Но Д. Рикардо сравнивает не абсолютный эффект. В Португалии издержки на производство сукна соотносятся к затратам на производство вина как 2:1, в Англии — 4:3, т. е. относительно меньше. С вином наблюдается противоположная ситуация. Та* ким образом, эффективность производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/23/4). Следовательно, Португалии, из соображений эффективности национальной экономики, выгоднее сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. С другой стороны, Англии но тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна. Такая специализация выгодна и странам, и населению (можно купить дешевые продукты и товары, что повысит реальную заработную плату).
Третья теория — это теория соотношения факторов производства. Ее основоположниками являются шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в экономической литературе она известна как теория Хекшера—Олииа). В соответствии с этой теорией страны неодинаково наделены факторами производства — трудом, землей и капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким-либо одним фактором, например трудом с относительно низкой заработной платой, то ей выгодно производить и экспортировать трудоемкие товары. Там, где есть свободные капиталы, но недостает рабочей силы, целесообразно изготовлять и вывозить капиталоемкие товары, импортируя, в свою очередь, трудоемкие. Данная теория признает основой обмена миграцию факторов производства. При этом предпринимаются попытки учесть возрастающее значение НТП, его требования и последствия, определять пределы и временные лаги в технологических нововведениях различных стран, влияющие на трудоемкость и капиталоемкость, уровень и структуру торговли.
Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений. На ее развитии отражаются экономические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное значение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситуации и правового режима. На нее оказывает влияние и культурный уровень населения — традиции, обычаи, нравы, язык и т.д. В стране с высоким уровнем культуры внешнеэкономические операции совершаются более оперативно, повышается их эффективность.
В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются:
* экспортная квота — отношение стоимости экспорта к
стоимости ВВП;
* объем экспорта на душу населения.
Внешнеторговый оборот характеризует открытость экономики, т.е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импорте товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны).
Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли составляет 18—20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60 % ВНП. Объем внешней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностыо страны в мировой рынок.
Для количественной оценки этого воздействия используется мультипликатор внешней торговли. Его механизм можно объяснить следующим образом. Увеличение инвестиций в страну А вызывает в ней рост национального дохода. Но по мере роста национального дохода страны А увеличивается и объем ее импорта. Поскольку импорт страны А является одновременно экспортом страны Б, ее доход также возрастает. В свою очередь рост дохода страны Б вызывает увеличение ее импорта. А поскольку он представляет собой экспорт страны А, то это снова ведет к увеличению национального продукта страны А и т.д.
В настоящее время развитию мировой торговли присущи следующие тенденции:
1) мировая торговля глубоко вторглась в национальные экономики. Поэтому возросла степень открытости всех элементов ВНП;
2)по мере роста импорта углубляется интернационализация всех элементов спроса и расходов внутри страны;
3)произошли существенные изменения в направленности экспорта. В середине XX в. из индустриальных стран промышленные товары вывозились в колонии и зависимые страны. В настоящее время по этому маршруту в обратном направлении движется более половины всего экспорта развивающихся стран;
4)возросла роль экспорта в обеспечении экономического роста национального хозяйства. Экспорт всех стран обеспечивает около 20 % совокупного мирового ВНП.
5) высокими темпами растет международная торговля машинами и оборудованием;
6)увеличивается доля взаимной торговли индустриальных стран. На нее сейчас приходится более 70% мировой торговли.
Внешняя торговля играет значительную роль в экономике Беларуси. На ее долю приходится 88 % экспорта и 80 % импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Беларуси является Россия.
Основной удельный вес в экспорте Беларуси занимает продукция перерабатывающих отраслей. Из страны вывозятся грузовые автомобили, тракторы, металлорежущие станки, шины, мотоциклы, велосипеды, часы и др. На долю сырьевых ресурсов приходится около 13% от общего объема экспорта.
Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занимают энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 31% ввозимой продукции. Энергоносители импортируются в основном из России. Из стран дальнего зарубежья вывозится оборудование, машины и социально значимые товары.
Важную роль на мировом рынке играет торговля услугами. Международный валютный фонд подразделяет ее на четыре вида: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги.
Туризм и судоходство (фрахт) составляют 65 % оборота международной торговли. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии. Великобритания и Франция удерживают первенство в сфере иностранного туризма. В перспективе доля транспортных услуг в объеме мировой торговли уменьшится, особенно за счет фрахта, что связано с переходом индустриально развитых стран к энерго- и материалосберегающей модели развития. Зато повысится значимость прочих услуг, особенно тех, которые связаны с экспортом технологии, знаний, опыта.
Как известно, услуги — это продукт высокоразвитой экономики. Поэтому естественно, что на мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Нидерланды, Италия. На их долю приходится 65 % мирового экспорта услуг и 50 % импорта. В США в сфере услуг занято около 73 % рабочей силы, в Германии — 41 %, в Италии — 35 %.
В последнее время в экспорте услуг возрастает роль развивающихся стран. Так, Южная Корея является крупным экспортером инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика — туристских, Сингапур — финансовых.
Соотношение между экспортом и импортом товаров называется торговым балансом. Он бывает активным и пассивным. Активный торговый баланс страны означает превышение экспорта над импортом. Пассивный торговый баланс — это превышение импорта над экспортом. Торговый баланс зависит от положения страны на мировом рынке, мощности и конкурентоспособности ее экономики.
Торговый баланс является важнейшей частью платежного баланса, так как в нем отражается сальдо платежей и поступлений по экспортным, импортным и реэкспортным операциям.
Движение торгового баланса связано и с другими статьями платежного баланса по текущим операциям, что обусловлено быстрым развитием сферы услуг и неторговых платежей, ростом их значения в международном обороте. Западная статистика называет эти статьи платежного баланса невидимыми операциями (невидимый экспорт и невидимый импорт). В современных условиях невидимые операции стали важным фактором сбалансированности баланса текущих операций. Ведь доля услуг в мировом товарообороте составляет более 20 %, а темпы их роста опережают темпы роста совокупного товарооборота.
Торговый баланс составляется за определенный период времени — месяц, квартал, год, а также на определенную дату.
Меры, используемые государством или группой государств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Основными ее элементами выступают протекционизм, система свободной торговли и демпинг.
Протекционизм — это деятельность государства, способствующая развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Существует и такая формулировка: протекционизм — это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики заключается в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции и стимулировании экспорта товаров национального производства.
У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преимущества протекционизма:
*сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс;
*защита национальной экономики от демпинга;
« защита молодых отраслей, которые еще неконкурентоспособны и нуждаются в государственной поддержке;
* торговые барьеры на пути иностранных товаров сти
мулируют собственное производство.
Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем:
*ослабляется конкуренция в экономике;
*снижается эффективность производства;
*в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда;
*подрываются возможности экспорта, так как ограничение импорта сдерживает и будущий экспорт. Современная система протекционистских мер включает
несколько основных методов
Таможенное регулирование, затрудняющее импорт и экспорт определенных видов продукции. Различают адвалер-ные, специфические и смешанные таможенные пошлины.
Первые взимаются в процентах от цены товара (например, 15 % от цены холодильника); вторые — в виде определенной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки товара (например, 15 долларов с каждой тонны металла); третьи — это одновременное обложение и адвалерными и специфическими пошлинами.
Систематизированный перечень таможенных пошлин представляет собой таможенный тариф. Различают экспортный и импортный тарифы. Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми не подписаны торговые соглашения; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры или введен режим наибольшего благоприятствования; третьи — при импорте товаров из развивающихся стран. В настоящее время средняя ставка таможенных тарифов в развитых странах составляет около 6 %, развивающихся — 30—40 %. На отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно более широких пределах.
Нетарифные барьеры представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности, введенных при помощи системы экономических, политических и административных методов. Насчитывается свыше 2,6 тыс. различных видов нетарифных барьеров. Наибольшее распространение среди них получили контингентирование и лицензирование. Контингентирование означает установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров и товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения на осуществление внешнеэкономических операций. К косвенным ограничениям также могут быть отнесены национальная налоговая система и национальные стандарты.
Средства государственного стимулирования экспорта существуют в виде прямых дотаций государства или льготных экспортных премий, государственного страхования экспортных кредитов. Государство использует также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение субъектов хозяйствования торгово-экономической информацией, организацию ярмарок и выставок и т.д.
Свободная торговля или фритредерство — это торговля, не ограниченная какими-либо барьерами. Другими словами, свободная торговля — это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами. Свободная торговля обладает следующими преимуществами:
*стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; » повышает эффективность производства, снижает цены;
*расширяет выбор товаров для потребителей;
*позволяет полностью использовать преимущества международного разделения труда.
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли.
Демпинг — это экспорт по ценам, которые значительно ниже цен, установившихся на рынке. Демпинг осуществляется для подавления конкурентов. Цены в этом случае могут быть ниже уровня мировых и даже ниже издержек производства. Между протекционизмом и демпингом существует тесная связь. Протекционизм обеспечивает увеличение прибылей при продаже товаров на внутреннем рынке, и за счет этих прибылей возникает возможность финансировать демпинг.
Выделяют разбойничий и постоянный демпинг. Первый означает временное установление низких цен, которые могут быть восстановлены после вытеснения с рынка конкурента. Постоянный демпинг может продолжаться неограниченное время. -
Государственное регулирование внешней торговли охватывает широкий круг вопросов, связанных с экспортно-импортными операциями.
Межгосударственное торговое регулирование включает в себя создание таможенных союзов, ассоциаций свободной торговли, заключение таможенных торговых договоров и торгово-экономических соглашений.
Международное регулирование мировой торговли осуществляется разными международными организациями.
Крупнейшей международной организацией, которая регулирует торгово-экономические отношения между странами, является Всемирная торговая организация (ВТО). Она возникла в результате развития Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было подписано в 1947 г. и первоначально объединило 23 государства. ВТО на 1 января 1997 г. объединяла 128 стран. Все они придерживаются определенных правовых норм и правил торговли, участвуют в текущих торговых переговорах, решают спорные вопросы и т.д.
Другая крупная организация, регулирующая международную торговлю, — ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. Она создана развивающимися странами. В нее входят 170 стран, а также ряд международных организаций. ЮНКТАД содействует развитию и регулированию торговых отношений между индустриально развитыми н развивающимися странами.
Регулированием торговых отношений занимается еще один международный орган — КОКОМ — Координационный комитет по экспортному контролю. Членами этой организации в период ее возникновения стали государства НАТО и Япония. КОКОМ был создан в качестве контролирующего органа для предотвращения возможной реализации техники и передовой технологии социалистическим странам. Список товаров, запрещенных к вывозу, насчитывал примерно 3 тыс. наименований. КОКОМ продолжает действовать и в настоящее время.
В последнее время в международной торговле возрастает значение свободных экономических зон, или зон свободного предпринимательства.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это ограниченный район той или иной страны, где созданы особо благоприятные условия для свободного предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. СЭЗ также определяют как ограниченную территорию с льготными экономическими условиями для деятельности иностранных и национальных предпринимателей. Обычно такие зоны создаются или в приграничных районах, или на приморских побережьях.
Для обеспечения благоприятных условий предпринимательства и внешнеэкономической деятельности в СЭЗ используются:
* специальные, облегченные таможенные и торговые режимы;
* обеспечение большей свободы перемещения товаров,
трудовых ресурсов, капиталов и прибылей;
• льготные режимы налогообложения;
• предоставление широких возможностей для инвестирования.
В качестве главных целей организации СЭЗ можно выделить:
а) ускорение социально-экономического развития данного региона;
б)овладение достижениями мировой экономики и научно-
технической мысли;
в) расширение внешнеэкономических связей;
г)экспериментальную проверку новых методов производства, хозяйствования, управления бизнесом и регионом;
д) решение общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических проблем.
СЭЗ можно условно подразделить на следующие виды: 1) свободные таможенные зоны. Это беспошлинные зоны, которые создаются в основном на оживленных транспортных артериях мира и на их перекрестках. Здесь
отсутствует обычный таможенный контроль и не взимаются пошлины;
2)зоны свободной торговли (с минимальными ограничениями на торговлю). Они базируются на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее; нацелены преимущественно на перевозку, переработку и хранение грузов;
3) зоны экспортного производства (с концентрацией предприятий, работающих на экспорт);
4)экспортные и импортные промышленные зоны, главное назначение которых — обеспечение страны товарами и услугами, а также современной техникой и технологией. Они базируются не только на применении льготного торгового и таможенного режимов, но и на льготном финансировании и льготном налоговом режиме;
5) научно-технические зоны (территории, ориентированные на активное проведение НИОКР, производство наукоемкой продукции, инновационную и внедренческую деятельность);
6)технологические зоны (технологические парки, технополисы), обеспечивающие разработку и внедрение современных технологий с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций;
7) комплексные зоны — свободные или открытые города, особые районы. Здесь используются элементы разных видов перечисленных зон;
8)зоны страховых и бытовых услуг, которые специализируются на банковских и страховых операциях.
К середине 90-х годов в мире действовало более 700 различных СЭЗ. Однако их создание — сложный и капиталоемкий процесс. В некоторых странах их создают исходя больше из политических соображений, а не реальной экономической потребности.
К особой разновидности СЭЗ можно отнести так называемые оффшорные зоны — районы с благоприятными экономическими условиями для иностранных компаний. (Оффшорный — означает бизнес, осуществляемый в других странах.) В оффшорных зонах существует льготное или даже нулевое налогообложение, возможность сохранить тайну сделок и вкладов, большая свобода действий (например, практическое отсутствие валютного контроля). Оффшорные фирмы ведут самую разнообразную посредническую деятельность: это могут быть торговые, банковские, страховые, судовладельческие, инвестиционные и другие компании.
В настоящее время во всем мире насчитывается примерно 3 млн оффшорных компаний, из которых 60 тыс. — российские. Главная выгода для территорий и страны от создания таких зон — определенные налоговые поступления, повышение деловой активности в регионе, а значит, и оживление производства товаров и услуг. Среди наиболее известных в мире оффшорных центров можно назвать Сянган, Либерию, Кипр, Мальту, Панаму, Сингапур и др.
Литература
1.Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.Б. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2005.
2.Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая волна, 2000.
3.Власьевич Ю.Е., Бартенев С.А. Экономика России: эффекты и парадоксы. - М.: БЕК, 2003,
4.Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007.
5.Дадаян B.C. Макроэкономика для всех. - Дубна.: Феникс, 1996.
6.Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. -СПБ., 1994.