Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева

СОДЕРЖАНИЕ: Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это неудивительно, так как его творчество полно смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли.

Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это неудивительно, так как его творчество полно смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян в 1921 году (ему было 35 лет). Свое первое стихотворение Я в лес бежал из городов... Гумилев опубликовал в журнале Тифлисский листок в 1902 году, то есть в 16 лет.

В 1905 году появилась книга стихов Путь конкистадоров. По выбору тем, по приемам творчества автор явно примыкает к новой школе в поэзии. Но пока его стихи — только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные, — писал В. Брюсов о первом сборнике Гумилева, который был выпущен, когда он еще учился в гимназии. В какой-то мере Брюсов был прав.

И все-таки юношеские, конкистадорские стихи имели свой настрой. Новый подход Н. Гумилева к миру виден в следующих строках: Как смутно в небе диком и беззвездном! Растет туман, но я молчу и жду, И верю, я любовь свою найду... Я конкистадор в панцире железном. Конкистадор завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, проникая в тайны дивных снов, добывая звезды с заснувшего небосклона. В его первом сборнике видны следы символистской поэзии: голубая высота, вечное блаженство мечты, чары красоты.

В 1908 году выходит его вторая книга Романтические цветы, в которой духовные запросы Гумилева получили дальнейшее развитие. Здесь чувствуется жажда сильных и прекрасных чувств: Ты среди кровавого тумана к небесам прорезывала путь; ...пред ним неслась, белее пены. Его великая любовь. Но теперь желаемое видится лишь в грезах, видениях.

Сборник волнует грустным авторским ощущением непрочности высоких порывов, призрачности счастья в скучной жизни — и одновременно стремлением к прекрасному. Большинство стихотворений Гумилева обладают спокойной интонацией. Но необычный стиль придает им внутреннюю напряженность. В своих стихах поэт оживляет легендарные мотивы, творит фантастические превращения, многие из которых автор почерпнул, путешествуя по Африке. В ряде своих стихотворений поэт стремится передать общее трагическое состояние мира: Пусть смерть приходит, я зову любую. Я с нею буду драться до конца...

В сборнике Жемчуга Гумилев высказывает свое уважение к деяниям таких незабвенных путешественников, как Кук, Лаперуз, да Гама. Небольшой цикл Капитаны рожден тем же стремлением к неизведанному, тем же преклонением перед подвигом: Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса. С именами великих путешественников входит в цикл Капитаны поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, кто дерзает, кто хочет, кто ищет. В сборниках Костер и Огненный стояк автор прикасается к миру таинственного, непознаваемого. Ему близки образы звезд, неба, планет.

При некоторой космичности действий все стихи выражали взгляды на вполне земные процессы. И все-таки вряд ли можно говорить о творчестве Гумилева как о поэзии реалистичной. Он сохранил романтическую исключительность, причудливость душевных процессов. Но именно таким бесконечно дорого нам слово Мастера.

Скачать архив с текстом документа