Моноантропизм

СОДЕРЖАНИЕ: Человеческая личность - это предельная ценность, это последняя реальность эмпирического мира. И именно поэтому религии, культуры и вообще любого рода другие ценности не смеют служить препятствиями для взаимоотношения различных людей.

Арье Барац

Из книги Там и всегда. Введение в психоаналитическую теологию

Основы сознания коренятся в идеях просветителей XVIII века. Именно тогда были сформулированы принципы свободы, равенства и братства, т.е. принципы прав человека, именно тогда была высказана идея создания мировой республики.

Этим идеям довелось пережить тяжелые испытания. Однако пусть и не в своем первозданном виде, но они все же завоевали сердца и ума людей, завоевали их в лице экзистенциализма. Всякая концепция человека претендует на универсальность, т.е. предназначает себя всем людям. Беда лишь в том, что она очень негативно воспринимает тех людей, которые являются носителями других универсальных концепций. Экзистенциализм в значительной мере избегает этого порока.

Именно экзистенциализм сумел сформулировать принцип духовного единства человечества, сумел единить всех людей, не порождая дополнительный центр, а раскрыв смысловой потенциал центров уже наличествующих (на любом языке человек может прийти к истине, к единой истине, и на любом языке он может заблуждаться и даже лгать. Также посредством любой религии может он обрести Б-га - единого Б-га).

Экзистенциализм разглядел человека не только в своем просвещенном естественным светом разума ровеснике, а в человеке любой культуры. Но при этом важно, что он сформулировал свою основную задачу не просто как выработку формулы братства, а как парарелигиозную задачу всеобщей человеческой солидарности и ответственности. Согласно экзистенциализму в мире нет ни реальностей, ни ценностей больших, нежели живая личность. Это в частности означает, что никаких сверхчеловеческих тайн и структур в мире не существует, и что соответственно предельной диалектикой является диалектика единства личности, которая принципиально отличается не только от диалектики механического, но и органического единства.

Что имеется в виду? Соединение деталей сообразно определенным нормативам и законам порождает следующую реальность - механизм. Соединение органов создает следующую реальность - организм, соединение организмов - стаю. Все это реальности, нарастающие по своей сложности. По тем же законам складываются структуры и в человеческом обществе: соединение людей порождает государство, подобно тому как соединение клеток порождает организм. Между тем если мы рассмотрим человека не в гражданском, а в его собственно человеческом измерении, то убедимся, что ничего следующего, чего-то большего, чем человек, не возникает. Человек пределен, человек самоценен. Он не суммируется с другими людьми и не служит промежуточным этапом для чего-то следующего, для сверхчеловека, макроантропоса и т.п.

Но это означает, что когда речь заходит о собственно человеческой, духовной общине, то она будет иметь вид каждого из ее членов, в крайнем случае, вид своего основателя. Иными словами, будет являться все тем же... человеком.

Человеческая личность - это предельная ценность, это последняя реальность эмпирического мира. И именно поэтому религии, культуры и вообще любого рода другие ценности не смеют служить препятствиями для взаимоотношения различных людей, не смеют их разделять. Каждый человек уникален, но при этом все человечество едино в каждом из этих своих уникальных сынов.

Идея всеобщей связи человечества провозглашалась европейскими авторами неоднократно. Например, эта мысль проводится в романе Хемингуэйя «По ком звонит колокол», само название которого взято из стихотворения Джона Донна, выбранного эпиграфом к этому роману: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе; каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Трудно найти экзистенциалиста, который бы не высказался на этот счет ярко и сильно. Тысячи лет назад - пишет, например, Виктор Франкл, - человечество создало монотеизм. Сегодня нужен следующий шаг. Я бы назвал его моноантропизмом. Не вера в истинного Бога, а осознание единого человечества, единства человечества. Единства, в свете которого различие в цвете кожи становится несущественным... Я не за расовое, а за радикальное различение. Я за то, чтобы судить о каждом индивидууме с точки зрения той уникальной расы, которая представлена им одним. Я за личное, а не за расовое различение. +В.Франкл «Человек в поисках смысла» М. 1990. Стр. 319

Сформулированные в XVIII веке идеалы свободы, равенства и братства всех людей неожиданно для себя реализовались именно в экзистенциальной философии. Так, Лев Шестов в своей книге Добро в учении гр.Толстого и Ф.Ницше отметил: Белинский в одном из своих частных писем говорил: Если бы мне удалось влезть на верхнюю ступень лестницы развития, я и там попросил бы вас дать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр. и пр. - иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен на счет каждого из моих братьев по крови. В этих немногих и простых словах выражена сущность философской задачи. +Лев Шестов «Избранные сочинения» М. 1993 стр. 96

Итак, сущность философской задачи в оправдании Божьего мира, в оправдании жизни каждого человека, в осознании единства человеческой судьбы.

Это осознание единства всех людей, это осознание неразличенности себя и другого как условия собственного существования, в той или иной форме провозглашается каждым экзистенциалистом. Даже преступление другого человека начинает восприниматься им как свое собственное: Ты не должен убивать! Ты не должен грабить! - пишет Ницше. - Такие слова назывались когда-то святыми; перед ними преклоняли колени и головы, к ним подходили разувшись... но разве в самой жизни нет грабежа и убийства? И считать эти слова святыми разве не значит убить истину? +(Ф.Ницше «Так говорил Заратустра. Часть третья. «О старых и новых скрижалях» 10)

Итак, можно сказать, что именно в экзистенциализме человечество вышло за пределы традиционных религий и культур и в явочном порядке предстало как один субъект, как единая община. Иными словами, именно в экзистенциализме исполнилась та современность, та новизна, которые сделали наше время - Новым, Последним временем, и которые задали человеческую зрелость.

Обычно родоначальником экзистенциальной философии считают Кьеркегора. Между тем в действительности впервые эта философия была намечена Шеллингом, причем в ее противопоставленности философии эссенциальной.

И все же если мы зададимся вопросом, когда точно явилась в мир эта зрелость, кто именно ее привел, в лице какого мыслителя человечеством был получен аттестат зрелости, то, по всей видимости, придется назвать не Шеллинга и не Кьеркегора, а Иммануила Канта, создателя критической философии.

Истоком экзистенциализма, истоком зрелого отношения, строящегося на последовательном агностицизме, по справедливости считается Кант. Именно этот мыслитель впервые заявил, что «метафизика есть наука о границах человеческого разума». Как и при каких обстоятельствах зарождалась эта идея, и хотел бы я сейчас проследить. А это весьма показательно и интересно, ибо зарождалась она в полемике Канта со Сведенборгом.

Чрезвычайно существенно и характерно, что протоэкзистенциальная философия автономной морали и автономного разума зародилась как критика мощного и оригинального мистического учения.

Скачать архив с текстом документа