Мотив возвращения в лирике Пушкина

СОДЕРЖАНИЕ: Считается, что мотив более, чем любой другой компонент художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но, в отличие от них, не имеет самостоятельности, становится ясным только в анализе всего творчества автора. Таким образом, этот термин не просто обширен, а скорее несколько размыт.

Считается, что мотив более, чем любой другой компонент художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но, в отличие от них, не имеет самостоятельности, становится ясным только в анализе всего творчества автора. Таким образом, этот термин не просто обширен, а скорее несколько размыт.

Пушкину как поэту, как человеку с очень богатым и многогранным внутренним миром свойственно обращаться к прошлому, вспоминать и заново переживать волнующие его моменты, переосмысливать себя прежнего, сопоставлять с собой настоящим.

Мотив возвращения просматривается в самых различных стихотворениях поэта и затрагивает многие темы, так как каждый раз у него были различные причины для восстановления в памяти минувших событий.

Одной из причин является воспоминание автора о сильной и безграничной любви к женщине. В стихотворении Я помню чудное мгновенье лирический герой мысленно возвращается к некогда любимой женщине, встреча с которой запомнилась ему как чудное мгновенье. Тогда она была для него всем: и гением чистой красоты, и божеством, и вдохновеньем, и слезами – целой жизнью. Он слышал ее голос нежный, не обращал внимания на шумную суету, черты любимой являлись ему во снах. Затем произошел разрыв, лирический герой оказывается в глуши, во мраке заточенья. Его жизнь протекает медленно, так как ничто не наполняет ее, ничто не вдохновляет. Но затем – новая встреча героя с возлюбленной, наступает пробуждение души, и жизнь обретает новый смысл. Последние два стиха, повторение начального четверостишия, означают возврат героя к юности, возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем – наслаждение жизнью, наполненной любовью:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Как и тема любви, в лирике Пушкина важное место занимает тема дружбы. Любовь и дружба сопровождают поэта на протяжении всей его жизни, так как потребность любить и быть любимым, так же как осознавать свою значимость для других людей, рассчитывать на помощь близкого человека и быть готовым самому оказать ее, была необходимой для него.

Поэт пишет стихотворение Воспоминание, адресованное его хорошему другу Пущину, где обращается к нему как к брату по чаше и призывает его мысленно перенестись в прошлое, когда они вместе с веселой компанией лицеистов топили горе в чистом, пенистом вине. Поэт настолько реалистически представляет себе картину минувших дней, что даже не удерживается от восклицаний: Закипев, о, сколь прекрасно токи дымные текли!. В памяти всплывает момент, когда их пиршество нарушает педанта глас ужасный, вмиг разбиваются бутылки, и бокалы все в окно. Воспоминания об этих шалостях наполняет его душу радостью за те дни, которые он когда-то прожил. Мысленное перенесение к своим друзьям помогает поэту почувствовать себя уверенней, осознать то, что у него всегда есть опора и поддержка в лице его старых верных друзей, и это придает ему силы идти по жизни вперед твердыми шагами.

Но не всегда мысленное возвращение в прошлое приносит лирическому герою наслаждение и успокоение. В стихотворении Погасло дневное светило шум океана и песня ветра рождают в сознании героя целый ряд болезненных воспоминаний. В его памяти оживают дни, когда его сердце было полно безумной любовью, он вспоминает знакомые мечты, которые некогда тревожили его душу, и на глазах появляются слезы. Лирический герой стремится к волшебным краям земли полуденной, где сердце его по-настоящему испытало чувство любви. Но он не желает возвращаться к брегам печальным туманной родины, где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где ему изменила легкокрылая радость и сердце хладное страданью предала. Однако сознание невольно переносит его в то прошлое, где у него не было настоящей любви, он был искателем новых впечатлений, просто разбрасывался своими чувствами. Ничто не оставило в его сердце памятный след. Наперсницы порочных заблуждений, изменницы младые, ради которых без любви жертвовал собой, покоем, славою, свободой и душой, теперь напрочь забыты им.

В отличие от стихотворения К Пущину, где воспоминания о времени, проведенном в кругу друзей, доставляет поэту радость, в стихотворении Погасло дневное светило, лирический герой, глядя на мир с более зрелой жизненной позиции, говорит, что на родине его окружали минутные радости минутные друзья.

Возвращение в прошлое является для него невыносимым и мучительным, о только лишний раз убеждается в том, что прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило.

В лирике Пушкина присутствует мотив возвращения к бывшим идеалам, точнее сказать, поклон некогда существовавшим жизненным позициям. В стихотворении Во глубине сибирских руд поэт обращается к своим друзьям, которые из-за попытки претворения в жизнь своих политических принципов, расходящихся с принципами власти, были сосланы. Он жаждет хоть как-то воодушевить их, вселить надежду на то, что оковы тяжкие падут, темницы рухнут и они вновь станут свободными людьми. Главным образом поэт ободряет их тем, что братья меч вам подадут, а с ним к каторжникам вернется их дворянское достоинство.

Как бы ни жаловался, ни роптал поэт на свой жизненный путь, он остается верен себе и не смывает строк печальных из своего прошлого.

Пушкину, как и любому человеку, мысленные возвращения в свое прошлое, и истокам своей сущности, были необходимы для познания своего внутреннего мира и обретения себя. И поскольку этот мотив прослеживается по всему творчеству поэта, мы с уверенностью можем говорить о том, что, несмотря на некоторые преобразования, которые претерпевал этот мотив на протяжении этого времени, для поэта, очевидно, было крайне важно понятие памяти, как его собственной, так и памяти о нем самом.

Скачать архив с текстом документа