Мотивы лирики Лермонтова в романе Герой нашего времени

СОДЕРЖАНИЕ: Мотивы лирики Лермонтова в романе Герой нашего времени.

Мотивы лирики Лермонтова в романе Герой нашего времени

М. Ю. Лермонтов - поэт поколения 30-х годов XIX века. Очевидно, - писал Белинский, - что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М.Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звуча в лирике, в поэмах, в бессмертном романе Герой нашего времени.

Связь Героя нашего времени с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении Дума:

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем под бременем познанья иль сомненья

В бездействии состарится оно.

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его - Григорий Александрович Печорин - и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию романа: Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом.

Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения И скучно, и грустно... Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Белой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает: Любить, но кого же? На время - не стоит труда, а вечно любить невозможно...

Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке (А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря (Фаталист, Тамань).

Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта - Печорин в туманную ночь в Тамани видит вдалеке белеющий парус (Парус); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом (Выхожу один я на дорогу, Когда волнуется желтеющая нива). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого момента Григории Печорин мог бы воскликнуть: И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога.

Скачать архив с текстом документа