Мой любимый поэт В. Высоцкий

СОДЕРЖАНИЕ: Мой любимый поэт (В. Высоцкий) Автор: Высоцкий В.С. Владимир Высоцкий — феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях и более 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Но социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в авторской песне (термин самого В.

Мой любимый поэт (В. Высоцкий)

Автор: Высоцкий В.С.

Владимир Высоцкий — феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях и более 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Но социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в авторской песне (термин самого В. Высоцкого).

В своих стихах-песнях поэт откликался на злобу дня и обращался к историческому прошлому нашей родины; писал и пел о человеческих переживаниях и одушевлял природу; воскрешал такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода. Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни — своего рода самопознание народной души.

В песенном творчестве Владимира Высоцкого проявилось необычайное богатство реалистических, разговорно-бытовых и романтически-возвышенных, лирически-проникновенных образных и речевых средств и интонаций.

Стилевое богатство и своеобразие творчества Высоцкого во многом определяется тематикой и жанровым диапазоном его произведений. Среди них выделяются группы-циклы о войне (Мы вращаем землю), о работе (Черное золото), о горах (Вершина) и море (Мы говорим не штормы, а шторма), о любви (Баллада о любви), искусстве (Мой Гамлет), родине, времени, судьбе и т.д.

В творчестве Высоцкого преобладают песни-монологи (от своего имени, от лица реальных и условных персонажей), хотя в них может присутствовать и разговорно-диалогическое начало, но в целом это песни-роли. Для них характерно наличие автора (поэта и композитора), который одновременно и режиссер-постановщик, и актер-исполнитель своих произведений перед слушателем.

Язык десен Высоцкого может показаться слишком обычным, порой даже грубым, упрощенно-примитивным, но это впечатление обманчиво, как и представление об отсутствии у него поэтической культуры. Отличительной чертой песен Высоцкого всегда было погружение в народную речевую стихию, свободное владение ею. Конечно, подчас встречаются и элементы стилизации, особенно ощутимые в так называемых дворовых песнях или в воссоздании мелодики цыганского романса, но если говорить о зрелом творчестве, эстетический вкус и чутье никогда не подводили поэта.

Для него характерно особое ощущение обстоятельств быта, •деталей человеческого поведения и психологии, мыслей и чувств, жестов и поступков, а главное — предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи.

Оттенки живой разговорной интонации, определяющей особенности высказываний, мы находим в обрывистой речи Разведки боем (Кто со мной? С кем идти? Так, Борисов... Так, Леонов...) и мягкой задумчивости Горной лирической (А день, какой был день тогда? Ах да — среда!..), в сатирическом звучании восклицаний и вопросов Диалога у телевизора (Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики! Нет, я, ей-богу, закричу!.. А это кто в короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу), в экспрессивных обращениях программного стихотворения Канатоходец:

Посмотрите! Вот он без страховки идет!

Чуть правее наклон — упадет, пропадет!

Чуть левее наклон — все равно не спасти!..

Но — замрите! Ему остается пройти

Не больше четверти пути...

Мне хочется отметить особенность Высоцкого видеть и осмысливать действительность поэтически масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, горы, море, время, вечность, мироздание — живут в его стихах. Нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное— с вечным.

Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого одушевленной. Вспомним, например, такие строки-олицетворения из Песни о Земле: ...кто сказал, что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на время.../Кто поверил, что Землю сожгли? /Нет, она почернела от горя.../ Обнаженные нервы Земли /Неземное страдание знают... /Ведь Земля

— это наша дуга,/ Сапогами не вытоптать душу. Таким же одухотворенным и человечным изображено в другом стихотворении горное эхо: К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо, и брызнули камни, как слезы, из раненых скал.... А в стихах о море оживают водная и воздушная стихии. И потому — упругие тугие мышцы ветра натягивали кожу парусов.

Важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, ее сегодняшнего дня и исторического прошлого. В Балладе о времени поэт вспоминает о походах, боях и победах, о тайнах и легендах прошлого, воскрешая извечные нравственные идеалы:

Чистоту, простоту мы, у древних берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром —

В прошлом, будущем и настоящем!

В стихотворениях военного цикла: Мы вращаем Землю, Он не вернулся из боя, Братские могилы и др. показана жестокая правда войны, горькая реальность. Поэт считал, что в народе должна остаться вечная память о погибших в боях за Родину.

А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть свой Высоцкий, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что чем-то роднее, ближе.

Но о чем бы он ни писал — о войне, о шоферах, о шахтерах, о летчиках, об альпинистах, об ученых, — казалось, автор тесно связан с этой профессией, а на самом деле он был человеком с неистребимой жаждой познания. Где бы он ни был, с кем бы ни общался — все впечатления от увиденного и услышанного находили отклик в его песнях.

Высоцкий — это человек-легенда, борец за человеческое достоинство, провидец. Он не умел молчать, лгать, пресмыкаться. Владимир Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о ней людям захотелось зажечь свечу...

Скачать архив с текстом документа