Субъекты рынка и их характеристика

СОДЕРЖАНИЕ: Дисциплина: Основы экономической теории реферат а тему: Субъекты рынка и их характеристика Омск 2007 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ РЫНКА 6 1.1.Содержание понятия рынок 6

Дисциплина: Основы экономической теории

реферат

На тему: Субъекты рынка и их характеристика

Омск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

[1] .

По мнению социолога Радаева В.В.[2] , существуют различные понимания рынка среди представителей определенных слоев общества. Например, с профессиональной точки зрения, под рынком понимается физически определенное место (например, торговый зал биржи) или сфера профессиональной деятельности, привязанная к этому месту.

Рынок, как пишет Радаев В.В.[3] , зачастую отождествляется с его участниками – с теми кто «делает рынок» (marketmakers), принимая решения, направляя ресурсные потоки и формируя правила, которые конституируют рынок.

Но чаще всего, как говорит Смоленская Е.[4] , под рынком понимается динамика цен, отражающая колебания платежеспособного спроса и предложения продуктов и услуг.

Рынок в определенной степени социально ориентирован. Это проявляется в производстве товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, в расширении спектра товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических решений.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Следует определиться с термином «рыночная экономика». Под рыночной экономикой авторы Интернет-словаря Глоссарий.ru[5] понимают форму экономической организации, когда координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

Таким образом, мы убедились, что понятие рынок неоднозначно: каждый экономист, каждое учение определяет эту категорию по-своему, в зависимости от своих убеждений. Мы поняли, что рынок является основным и главным понятием в экономической теории.

1.2. Механизм функционирования рынка

Главная задача в рассмотрении особенностей функционирования рынка сводится к выявлению закономерностей определяющих формирование цен на товары и услуги под воздействием спроса и предложения.

Как говорит Б.А. Райзберг[6] , спрос в рыночных отношениях играет определяющую роль. В принципе спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Именно денежный фактор отличает спрос от обычной потребности покупателя.

Спрос формируют потребители, которые определяют структуру и объем покупаемых товаров по некоторой цене в течение определенного времени. Из этого видно, что сам спрос складывается под воздействием множества факторов. Одним из свойств спроса является тесная взаимосвязь между ценой и объемом спроса. При повышении цены спрос, как правило, снижается и, наоборот, при снижении цены спрос увеличивается при прочих равных условиях. Эта взаимосвязь определяется как проявление закона спроса.

Закон спроса имеет практическое значение для продавцов и покупателей, если его действие имеет количественную определенность, поскольку это влияет на обмен производства и величину возможных расходов потребителей.

Закон спроса имеет свое зеркальное отражение в законе предложения. Если закон спроса выражает реакцию покупателей на величину цен и их изменение, то закон предложения отражает поведение продавцов товара в зависимости от цен и их динамики.

Как писал Б.А. Райзберг[7] , предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам.

Известно, что существует прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара. Повышение цен стимулирует производителя в увеличении объема предлагаемого к продаже товара. Эта специфическая связь между величиной цены и объемом производства называется законом предложения. Интерес производителя к увеличению объема производства товаров по более высокой цене объясняется просто: каждая единица товара содержит определенную величину дохода от реализации этого товара. Поэтому, чем больше будет продано, тем большая величина дохода поступит в распоряжение производителя.

На рынке в повседневной практике можно наблюдать такую картину, когда недостаток или избыток предлагаемого товара влияет на увеличение или снижение цен.

Вариант первый. Предложение товаров превышает спрос покупателей. Такое относительное превышение может быть следствием излишнего производства товаров или необоснованного увеличения цен. Также подобная ситуация могла быть спровоцирована низкими доходами населения или другими обстоятельствами.

Вариант второй. Спрос превышает предложение. Такое состояние рынка свидетельствует о дефиците определенных товаров, что толкает покупателя искать приложения своим деньгам. Рынок реагирует на товарный дефицит ростом цен. Выходом из подобной ситуации может служить уменьшение денежных доходов населения, увеличение производства товаров, пользующихся повышенным спросом при более высоким уровнем цен.

Вариант третий. Равновесие спроса и предложения. Состояние соответствия между объемом, структурой спроса на товары и объемом, структурой их предложения может наступить в определенный момент времени. Этот момент времени характеризует равновесную цену.

Авторы Интернет-словаря Глоссарий.ru пишут: «Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить»[8] .

Равновесная цена возникает в условиях свободной конкуренции и такая цена теоретически отрицает соответствие величины цены величине общественно необходимых затрат труда на производство соответствующего товара. Такое равновесие свидетельствует о стабильности производства и рынка, что обеспечивает наибольшую эффективность рыночной экономики.

Итак, теперь мы знаем, что рынок функционирует благодаря законам спроса и предложения, которые приводят рынок в равновесное состояние. В условиях рыночного равновесия экономика более эффективна, ресурсы используются рационально, а потребности удовлетворяются оптимально.

2. СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В этой главе будут исследованы субъекты рыночных отношений: государстве, домохозяйстве и фирме. В первую очередь, мы рассмотри государство как активный субъект рыночных отношений, его экономическую роль в современных условиях. Также дадим понятие предпринимательству, проникающему во все сферы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, информатику. Выясним роль домашних хозяйств.

2.1. Государство как субъект рыночных отношений

В данном параграфе мы рассмотрим роль государства в экономической жизни общества, его функции и характеристики.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки. Функция государства как ведущего субъекта экономи­ческой политики заключается в том, чтобы оно - на осно­вании своей власти - могло связывать между собой инте­ресы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.

По мнению авторов сайта Studentnet.ru[9] , государство как рыночный субъект характеризуется тремя признаками.

1. Регулирующий субъект. Роль государства в меха­низме рыночной экономики - основная проблема совре­менной экономической теории.

2. Внерыночное происхождение государственного дохода. «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет ко­торого осуществляются расходы. Следовательно, государ­ство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость состоит в том, что природа государственного дохода уникальна - если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государ­ства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов «пер­вичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать го­сударство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства - не «третий» (на­ряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятель­ный элемент, не особое слагаемое общественного до­хода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству. Вот по­чему никто так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, так как их до­ходы - единственный источник «налогового» дохода государства.

3. Императивный статус государства. Государ­ство - единственный субъект в рыночной экономике, тре­бования которого обязательны для всех негосударствен­ных субъектов. Однако эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер. Основной механизм экономического вмешательства государства - «налоги», «закупки» и «платежи».

Как говорит Камаев В.Д.[10] , государство призвано выполнять, прежде всего, свою главную функцию – быть организатором всех социальных и экономических отношений. Конечно, определенные общественные потребности могут быть реализованы негосударственными гражданскими объединениями и иными структурами, но такая возможность весьма ограничена и не может носить всеобъемлющий характер на государственном уровне. Но кроме этой главной функции государство само является активным субъектом рынка, то есть выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, госзаказов, контрактов и др. Государство выступает продавцом и покупателем разнообразных объектов, являясь при этом собственником средств, прежде всего движимого и недвижимого имущества.

Государственная собственность проявилась со времени зарождения самого государства. В разных странах имеются различные виды государственной собственности, которые отличаются по историческому происхождению, источникам формирования, способам огосударствления, характеру управления, правовому статусу, роли в экономике. В России после 1917г. государственная собственность была законно закреплена советской властью и получила статус общенародной.

В своей основе государственная собственность является формой общественной собственности. Общенародный характер государственная собственность принимает не потому, что она принадлежит всем, а потому, что она призвана использоваться в интересах всего общества и под его контролем. Состоит она в основном из объектов и предприятий, созданных многими поколениями народов и данной территориальной общностью людей, за счет доходов от продажи и хозяйственного использования общественных природных ресурсов, имущества государственных предприятий и хозяйственных организаций, за счет обязательных и добровольных платежей населения и субъектов.

Средства производства и ресурсы, принадлежащие государству, используются для реализации общегосударственных интересов. Но в настоящее время, в условиях свободы предпринимательства, в том числе государственного, место, роль и функции государственной собственности требуют критического пересмотра.

Поскольку государственное имущество и его использование может реализовывать не только государственные интересы, чрезвычайно важно обеспечение таких условий, когда макроэкономическая система, включая встроенные в нее институты государственного регулирования, функционирует строго в общенациональных интересах. Важным направлением в условиях предпринимательства должно быть и повышение ответственности хозяйствующих субъектов за наиболее эффективное решение вопросов распоряжения, владения и пользования конкретными объектами собственности.

Экономическая роль государства в современных условиях заключается в реформировании отношений собственности, институциональных преобразований, достижении сбалансированности между экономической и социальной справедливостью и так далее. Государство, тем самым, выполняет ряд предназначенных ему функций: регулирующей, перераспределительной, контрольной и социальной. Регулирующая функция, обусловлена тем, что государство реализует экономическую политику через институциональную систему, государство является собственником и взаимодействует с различными структурами предпринимательского сектора. Для реализации перераспределительной функции решающую роль играет распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Механизмами этой функции служат государственные системы. Контрольная функция государства проявляется в том, что оно через органы государственного контроля и другие институциональные системы обеспечивает контроль текущих и прогнозируемых программ и проектов, определяет условия предпринимательской деятельности, задает параметры экономического роста и т.д. Механизмами реализации этой функции является система показателей и критериев, зафиксированная в правовых актах различного уровня, система санкций, поощрений, льгот, выбор приоритетов экономического развития общества. И последняя, социальная функция, заключается в поддержании социальной справедливости и определенного уровня общественного благосостояния. Для реализации этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства, а механизмом реализации служат различные социальные и экономические программы на всех уровнях.

Законодательно государство устанавливает общие нормы и правила хозяйствования, формирует организационно-функциональный механизм регулирования экономики, выполняет определенные полномочия, предполагающие принятие и осуществление решений по хозяйственным вопросам, управляет общественной собственностью и общественным сектором.

В экономических отношениях, представляющих собой фактическое распоряжение и использование благ в интересах определенного субъекта, государство в определенных условиях и является таким субъектом. В этой роли оно выступает в отношениях присвоения, распоряжения и контроля относительно имущества, которое принято называть государственной собственностью.

С позиции права субъектами государственной собственности не могут непосредственно являться конкретные физические лица. В этом состоит основная и характерная черта государственной собственности любого уровня. Субъектами ее присвоения признаются государственные (либо муниципальные) органы, а народ, выступающий в целом как собственник частей национального богатства страны, делегирует представительным и исполнительным органам государственной власти соответствующего уровня функции по управлению данной собственностью.

Функционирование органов государственного регулирования экономикой, в особенности если оно всеобъемлющее, обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит государственное регулирование командно-административной экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная самостоятельность фирм и их самоуправление.

В.Д. Камаев[11] пишет: «Длительное время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти «даром» и не требует каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей, и цена возрастала одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобными методами вообще невозможно решать важнейшие сугубо экономические задачи».

Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личный доход. В этом смысле рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов.

Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним В.Д. Камаев[12] относит:

1.законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;

2.защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;

3.гарантия приоритетных личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;

4.использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;

5.осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;

6.поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.

Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.)

Как пишет А.И. Попов[13] , общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

• при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);

• государственное предпринимательство должно не кон­курировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игно­рирование этого принципа способно привести к искусст­венному доминированию, государственных предприятий над частными;

• государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

• государственное вмешательство в рыночные процес­сы тем эффективней, чем в более «рыночную» форму оно облачено;

• особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных эко­номических отношений (экспортно-импортные операции международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика яв­ляется «государственно-регулируемой». Более того, имен­но государство превратилось сегодня в гаранта стабиль­ности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики, по словам А.И. Попова[14] , преследует три цели:

• минимизацию неизбежных негативных последствий ры­ночных процессов;

• создание правовых, финансовых и социальных пред­посылок эффективного функционирования рыночной эко­номики;

• обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономичес­кой ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное госу­дарство располагает мощными средствами регулирующе­го воздействия на рыночную экономику.

Таким образом, найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Для каждых конкретных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации.

2.2. Домохозяйство как субъект рыночной экономики

В данном параграфе мы проведем исследование роли домашних хозяйств в рыночной экономике. Мы рассмотрим функции домохозяйства и его характеристики.

Для построения рассуждений в данном разделе работы нами были использованы данные по монографии «Рыночная экономика домашнего хозяйства(России)» Г. П. Журавлевой[15] .

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.

Домашнее хозяйство, в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, отдавая им определенные предпочтения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы), обеспечивает производство воспроизводство “человеческого капитала”.

Семья – это, как правило, осознанно организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизненная деятельность которых направлена на реализацию социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.

В любом известном обществе семья всегда оставалась главной силой в производстве и распределении товаров и услуг.

Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений.

Семья вовлечена в производство товаров и услуг, разделяемых между всеми ее членами. Эти вещи доступны в одинаковом количестве и качестве всем. Общие товары могут не соответствовать полностью вкусам ни одного из индивидов, но это товары, которые все согласны купить. В таких случаях, а их множество, индивиду приходится нести издержки неполучения товара в количестве и качестве, наиболее полно удовлетворяющем его предпочтения.

Экономическая роль семьи в рыночных отношениях чрезвычайно сложна. Семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и другие.

Домохозяйства снабжают рыночную экономику факторами производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности), поставляют их на рынок ресурсов и полученные за них деньги (денежный доход) используют с целью приобретения товаров и услуг (потребительские расходы) для удовлетворения своих потребностей. Семья в данной схеме находится в центре рыночной экономики, определяет в той или иной степени функционирование домохозяйств и фирм, рынков ресурсов, товаров и услуг. Включаясь в круговорот рыночной экономики, семья выполняет самые разные функции.

В условиях рыночной экономики главную целевую функцию домохозяйства можно определить как максимизацию благосостояния при осуществлении потребительского выбора в условиях бюджетного ограничения. Это значит, что домохозяйство стремится иметь как можно больше товаров, причем при покупках главной проблемой является не наличие товаров, а недостаток денег. В этих условиях члены домохозяйства заботятся главным образом об увеличении доходов, стремясь «делать карьеру». Досуг при этом воспринимается, прежде всего, как способ «набраться сил» для работы, а не как самоцель.

Ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве создаются услуги и продукция, предназначенные для удовлетворения потребностей данной семьи.

К немаловажным функциям семьи Г.П. Журавлева[16] относит:

1. Организация семейного бизнеса,

2. Индивидуальная деятельность семьи,

3. Корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве и т.д.

Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности — на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности: на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.

Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на пели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Таким образом, домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которых зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом. Став крупнейшим субъектом экономики наряду с коммерческими предприятиями и государством, домашние хозяйства участвуют во всех микро- и макрорегулирующих процессах.

2.3. Фирма в системе рыночных отношений

В данном параграфе мы рассмотрим такие понятия как «фирма», «предпринимательство», определимся с целями фирмы, ее видами.

В современной экономи­ке именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности людей. Термины «фир­ма» и «предприятие» тождественны, однако особенность за­ключается в том, что фирма может состоять из нескольких предприятий. В этой связи можно дать следующее определе­ние: фирма — это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства това­ров и услуг с целью получения прибыли. Как пишет В.Д. Камаев[17] , достижение этой це­ли возможно посредством реализации набора целевых уста­новок тактического и стратегического характера:

• увеличение объема продаж;

• достижение более высоких темпов роста;

• увеличение доли рынка;

• увеличение прибыли по отношению к вложенному ка­питалу;

• увеличение дохода на акцию компании (если это акцио­нерная компания);

• увеличение рыночной стоимости акций (если это от­крытое акционерное общество);

• изменение структуры капитала.

Как пишет В.Д. Камаев[18] , поведенческие теории фирмы исходят из того, что фирма одновременно преследует со­вокупность целей (интересов), таких как:

1) интересы рабочих, стремящихся к высокой оплате труда, хорошим условиям труда, тех­нологической безопасности, повышению ква­лификации и профессиональному росту и т.д.;

2) интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карье­ре, росту доходов и так далее;

3) интересы акционеров, желающих получить максимально высокие дивиденды;

4) интересы высшего руководства фирмы, кото­рое стремится улучшить экономические пока­затели финансово-хозяйственной деятельно­сти предприятия, укрепить конкурентные позиции фирмы на рынке.

В рыночной экономике фирмы образуют сектор коммерчёских организаций или предпринимательский сектор. Предприниматель - это менеджер-новатор, который ведет собственное дело, как индивидуальное, так и кол­лективное, имея в нем свою долю собственности или используя заемный капитал.

Авторы Интернет-словаря Глоссарий.ru пишут: «Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права»[19] .

Как пишет В.Д. Камаев[20] , предпринимательской деятельности присущи специфи­ческие черты, которые иногда трактуются как принципы предпринимательства.

1. Предприниматель выступает как самостоятельно хозяйствующий субъект, ведущий собственное дело. Это самостоятельно функционирующий товаропроизво­дитель.

2. Предпринимательской деятельности присущ риск, т.е. вероятность возникновения убытков, недополучения доходов или даже разорения. Риск обычно считают обо­ротной стороной свободы и независимости предпринима­тельства. Причины риска - непредсказуемость рыночной среды и новаторский характер предпринимательства. Риск может быть производственным, коммерческим и финан­совым. Основной формой избегания риска является стра­хование.

3. Предпринимательская деятельность предполагает материальную ответственность за свое дело. Эта от­ветственность может быть или в пределах всего имуще­ства, или в пределах пая, или в объеме пакета акций.

4. Предпринимателю присущ динамичный стиль жизни, что обусловлено жесткой конкурентной борьбой как среди самих предпринимателей, так и между предпринимателями и наемными работниками.

5. Предпринимательская деятельность имеет цель, на­правленность. Социально-экономические аспекты направленности предпринимательской деятельности проявляются в фун­кциях, которые она выполняет в жизни общества:

• удовлетворение потребностей рынка, рост производ­ства на микро-, и макроуровне;

• перераспределение ресурсов и создание такой струк­туры национального хозяйства, которая отвечает рыноч­ным потребностям;

• появление и развитие новых направлений в самых раз­личных сферах экономической и социальной жизни;

• привлечение наемных работников к управлению и др.

Таким образом, предпринимательство проникает во все сферы эко­номической и социальной жизни общества: в произ­водство, коммерцию, сферу финансов, информатику, те­невую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Как говорит В.М. Гальперин[21] , результативность предпринимательской деятельнос­ти зависит от многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутренние, зависящие от са­мого предпринимателя, и внешние, объективно от пред­принимателя не зависящие. Внутренние факторы: идея заняться предпринимательской деятельностью; наличие какого-либо преимущества (например, глубокое знание маркетинга); умение управлять, знание организации производства, труда и управления; умение использовать интеллектуальный потенциал работников фирмы; рационализм в использовании времени; личные качества (общительность, великодушие, смелость, упор­ство и т.п.); обучение предпринимательству, экономике, финансам; искусство общения и т.д.

Внешние факторы: окружающая рыночная среда; законодательные основы общества, экономическая, финансо­вая и налоговая политика государства; общественно-поли­тическая и морально-нравственная макроэкономическая среда.

Выделяют субъекты и объекты предпринимательства. К субъектам предпринимательства относятся частные лица, акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и государство. К объектам — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-заку­почная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Содержание хозяйственной деятельности позволяет вы­делить виды предпринимательства.

Производственное предпринимательство — деятель­ность, направленная на осуществление производства товаров и услуг, информации, духовных ценностей. Производство в данном виде предпринимательства выступает основной функцией.

Коммерческое предпринимательство не связано с про­изводством, а основано на операциях и сделках по пере­продаже товаров и услуг. Прибыль представляет собой раз­ницу между ценой продажи данного товара и ценой на его приобретение.

Финансовое предпринимательство — разновидность коммерческого предпринимательства, только объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство состоит в соеди­нении заинтересованных сторон во взаимной сделке. За данную услугу предприниматели-посредники получают доход.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматели, оказывающие подобные услуги, по­лучают страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Данный вид предпринима­тельства представляет собой особую форму финансового предпринимательства.

Предпринимательство имеет свою организационную структуру. По формам собственности предприятия (фирмы) подразделяются на частные и государственные. Частные фирмы существуют либо как полностью самостоятельные, либо в виде объединений. Частные фирмы свободны в вы­боре наиболее доходной сферы своей деятельности, не име­ют строгих рамок в отношении объемов бизнеса, не ограни­чены твердой ценой. Государственные предприятия – это такие, на которых государственные органы обладают более 50 % капитала[22] .

По признаку доминирующего фактора производства различают трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие и наукоемкие предприятия.

Индивидуальными предпринимателями признаются от­дельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица.

Помимо коммерческих предприятий (фирм), действуют также и некоммерческие фирмы. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, благотворитель­ных фондов, общественных и религиозных организаций, учреждений.

Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности и защиты общих иму­щественных интересов могут создавать объединения в фор­ме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

— фирма – это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства то­варов и услуг с целью получения прибыли;

— признаки предпринимательства: риск, инициатива, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, активность;

— выделяют следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредни­ческое, страховое;

— по правовому статусу выделяют хозяйственные това­рищества и общества, производственные кооперативы, го­сударственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, мы убедились в том, что фирма играет большую роль в рыночной экономике. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнив исследование по теме «Субъекты рынка и их характеристика», мы пришли к выводу, что государство, домохозяйства и фирмы являются неотъемлемыми участниками в условиях рыночной экономики.

Цель работы состояла в изложении основных функций рыночных субъектов и определении значения этих субъектов в экономике, а также в изучении основных понятий, относящихся к рыночным субъектам.

Задачи данной работы сводились к определению причин неотъемлемого участия субъектов рынка в условиях рыночной экономики.

В общей форме можно сказать, что субъектами рыночных отношений являются свободные товаропроизводители. Ими могут быть индивидуальные частные производители товаров и услуг, кооперативы, а также мелкие, средние и крупные предприятия. Оставляя в стороне такие важные отличительные черты, как их масштабы, формы организации, структуру собственности и сферу деятельности, можно отметить прежде всего основные условия, делающие их полноправными субъектами рыночных отношений.

Во-первых, движущий мотив их деятельности — постоянное извлечение прибыли или дохода в процессе движения и роста капитала.

Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность в действиях. Это — самостоятельность в использовании имущества, в определении производственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, в формировании цен и распоряжении доходами, остающимися после уплаты налогов.

И наконец, в-третьих, это — экономическая ответственность за результаты хозяйствования, причем не только текущими доходами, но и капиталом. Чем более полно соблюдаются названные условия, чем меньше государство определяет экономическое поведение субъекта, тем в большей степени экономика регулируется посредством рыночных отношений.

Естественно, что полной свободой действий не обладает ни один субъект даже в развитой рыночной экономике. Он действует в системе юридических правил и ограничений, а также постоянно ориентируется на экономическую политику государства. Еще в меньшей степени достигаются эти условия в переходной экономике. Поэтому нельзя сказать, что функционирующие в переходный период, например в России, предприятия обладают названными характеристиками.

В российской экономике государственный сектор еще долго будет играть большую роль, поэтому существование рыночных субъектов должно предполагать не только стимулирование частного предпринимательства, но и преобразование государственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степени вывести эти предприятия из под государственной опеки, создать экономические и правовые предпосылки для их экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять предприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.

Основными субъектами рыночной экономики являют­ся домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одно­временно поставщиками экономических ресурсов. Фир­мы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою оче­редь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения.

В рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения. Спрос порождает пред­ложение, а предложение влияет на спрос. Домашние хозяйства предъявляют спрос на товары, продающиеся на потребительских рынках, и таким образом несут расходы на удовлетворение своих потребностей. Фирмы, путем продажи товаров и услуг домохозяй­ством получают выручку, часть которой идет на закупку ресурсов, необходимых для производства данных благ. В свою очередь домохозяйства поставляют необходимые для производства благ ресурсы фирмам (труд, землю, капитал, предпринимательские способности) получая за это денежные доходы, которые опять идут на покупку эко­номических благ на потребительском рынке. Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов.

Роль го­сударства в современном мире весьма многообразна, так как оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита. Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государ­ства налоги, получая от него, в свою очередь, трансферт­ные платежи и субсидии. Кроме этого, правительство осу­ществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера.

Подводя итог проведённому анализу, можно сказать, что поставленная изначально цель, заключающаяся в объективном изложении основных идей и сути взаимодействия субъектов рыночных отношений, учитывая актуальность исследуемой темы, а также в изучении основных понятий, относящихся к рыночным субъектам была достигнута путём последовательного повествования, начиная с раскрытия базового для нашего исследования понятия “рынок”, где мы разобрали основные положения и рассмотрели механизм функционирования рынка, к конкретному и детальному разрешению основной задачи данной работы, которая сводилась к определению причин их неотъемлемого участия в условиях рыночной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Книги

  1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. – СПб.: Экономическая школа, 2004. –Т. 1.– 864 с.
  2. Курс экономики: Учебник./Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 716 с.
  3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2х т. – М.: ИНФРА-М, 2001. – Т. 2. – 528 с.
  4. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003. – 328с.
  5. Г. П. Журавлева, В. М. Юрьев Рыночная экономика домашнего хозяйства (России) – ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – 239 с.
  6. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2000. – 640 с.
  7. Экономическая теория: Учебник./Под ред. А.И. Попова. – СПб Питер, 2004 – 544 с.

Статьи

    Смоленская Е. Красное не надевать, деньги загодя не считать // Эксперт. – 2006. – № 13.– С. 65.

Электронные ресурсы

9. Глоссарий.ru – http://glossary.ru

10. Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход//Ecos.Ru. –www.ecsoc.ru

11. Энциклопедия маркетинга. – http://www.marketing.spb.ru

12. Studentnet.ru – http://www.studentnet.ru/2600/195/350/113.html


[1] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2х т. – М.: ИНФРА-М, 2001. – Т. 2. – 528 с. – С.138.

[2] Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003. – 328с. – С. 67.

[3] Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход.// Центр экономической социологии. – www.ecsoc.ru/images/2006/10/12/0000017904/what_market_is.doc.

[4] Смоленская Е. Красное не надевать, деньги загодя не считать // Эксперт. – 2006. – № 13.– С. 65.

[5] Рыночная экономика//Глоссарий.ru – http://glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RQ:tu,tg9!_qutusoqg.

[6] Курс экономики: Учебник./Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 716 с. – С.88.

[7] Курс экономики: Учебник./Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 716 с. – С.92.

[8] Равновесная цена//Глоссарий.ru – http://glossary.ru/cgi-bin/gl_find.cgi?ph=%F0%E0%E2%ED%EE%E2%E5%F1%ED%E0%FF+%F6%E5%ED%E0action.x=25action.y=6

[9] Studentnet.ru - http://www.studentnet.ru/2600/195/350/113.html

[10] Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2000. – 640 с. – С. 64

[11] Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2000. – 640 с. – С. 61.

[12] Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2000. – 640 с. – С. 63.

[13] Экономическая теория: Учебник./Под ред. А.И. Попова. – СПб Питер, 2004 – 544 с. – С.184.

[14] Экономическая теория: Учебник./Под ред. А.И. Попова. – СПб Питер, 2004 – 544 с. – С.189.

[15] Г. П. Журавлева, В. М. Юрьев Рыночная экономика домашнего хозяйства (России) – ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – 239 с.

[16] Г. П. Журавлева, В. М. Юрьев Рыночная экономика домашнего хозяйства (России) – ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – 239 с. – С. 67

[17] Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2000. – 640 с. – С. 87.

[18] Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2000. – 640 с. – С. 98.

[19] Предпринимательская деятельность//Глоссарий.ru – http://glossary.ru/cgi-bin/gl_find.cgi?ph=%EF%F0%E5%E4%EF%F0%E8%ED%E8%EC%E0%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%EEaction.x=27action.y=14

[20] Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2000. – 640 с. – С. 124.

[21] Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. – СПб.: Экономическая школа, 2004. –Т. 1– 864 с. – С. 76.

[22] Энциклопедия маркетинга. – http://www.marketing.spb.ru/read/m3/1.htm?printversion.

Скачать архив с текстом документа