Мультимедиа
СОДЕРЖАНИЕ: Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств, реализующих обработку информации в звуковом и зрительном виде. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные.
Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств,
реализующих обработку информации в звуковом и зрительном
виде. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные
и изображения по местным, региональным и глобальным сетям (на
пример, для проведения персональных видеоконференций).
МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В МИРЕ И РОССИИ
I. Введение.
Каждый из нас не раз слышал, что компьютер может все. Однако, в реальной жизни мы не имели убедительных подтверждений подобных высказываний прежде всего потому, что имелись в виду потенциальные возможности компьютера, известные, в основном, узкому кругу специалистов. Ситуациясущественно изменилась с появлением мультимедиа технологий, позволяющих раскрыть этот потенциал в привычной информационной среде.
В настоящее время в мире наблюдается новый этап компьютеризации различных видов деятельности, вызванный развитием мультимедиа (multimedia) технологий. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности. Самое широкое применение мультимедиа технологии нашли в образовании - от детского до пожилого возраста и от вузовских аудиторий до домашних условий. Мультимедиа продукты успешно используются в различных информационных, демонстрационных и рекламных целях, внедрение мультимедиа в телекоммуникации стимулировало бурный рост новых применений.
Развитие мультимедиа технологий в информационном обществе справедливо сравнивают по значимости с появлением кино в обществе индустриальном.
II. Положение в мире.
Характерным отличием мультимедиа продуктов является большой информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкости 640 Мбайт. На мировом рынке сегодня представлены тысячи наименований мультимедиа продуктов на CD-ROM. Как правило, каталоги содержат следующие разделы:
энциклопедии и справочники;
образование;
развлечения;
игры;
обучающие и развивающие игры.
Если в 1996 году было продано 5,1 млн. CD-ROM, то в 1999 году продажасоставила 52,1 миллионов дисков. Не существует аналогичного сектора мирового рынка, где объемы продаж увеличились в 10 раз за 3 года.
Цифровая внешняя память CD-ROM за последние годы практически вытеснила альтернативные решения, также как аналоговые видеодиски и видеоленты. Доля специализированных устройств демонстрации, таких как CDI, существенно упала, мультимедиа прочно обосновалась на компьютерах общего применения. Для широкого пользователя наибольшее распространение получили две компьютерные платформы - IBM PC и Apple Macintosh. Обе эти платформы на сегодня равноценны с точки зрения возможностей. Разница заключается лишь в том, что IBM PC является открытой системой, где набор дополнительных мультимедиа устройств определяет сам пользователь, выбирая и широкую номенклатуру, а в Apple это сделали специалисты фирмы.
Такой подход Apple давал преимущества на первом этапе развития мультимедиа и становится тормозом в настоящее время. Анализ каталогов CD-ROM показывает, что доля продуктов для IBM РС уже существенно выше, чем для Apple Macintosh. Огромное количество аппаратных и программных расшире-ний IBM, представленных на рынке, также свидетельствует о преимуществах открытых систем.
Наряду с продуктами, подготовленными к широкой продаже, имеется значительное количество мультимедиа приложений, разработанных в университетах для нужд учебного процесса (Proceedings of ED-MEDIA 94- World Conference on Educational Multimedia and Hypermedia, Vancower, Canada, June, 1994).
Эти приложения чаще всего не обладают товарными качествами, зато имеют неоспоримые преимущества с точки зрения методики, оперативности и удовлетворения нужд данного учебного заведения.
Количество таких разработок колоссально. Достаточно сказать, что на упомянутой конференции было представлено более 500 докладов и демонстраций, отобранных из трех тысяч предложений, которые поступили от университетов практически всех стран мира.
Третье бурно развивающееся направление - мультимедиа в телекоммуникациях. Многие крупные фирмы активно ведут разработки коммуникаций на основе волоконно-оптических сетей стандарта ISDN. Канал в такой сети имеет пропускную способность 64 Кбит/сек и пользователю может быть одновременно предоставлено несколько каналов. Спектр предлагаемых применений весьма широк - от заказа товара по мультимедиа каталогу и просмотра заказной телепередачи до выбора нужной книги и участия в мультимедиа телеконференции. Такие разработки уже имеют общее название Information highway и предполагаются к объединению в рамках государственных программ.
В то же время активно популяризируется идея использования уже существующих глобальных компьютерных сетей для нужд высшего образования. С этой целью предлагается объединить усилия мировых университетов на базе гипермедиа технологий. Существо заключается в следующем. Очевидный недостаток университетских мультимедиа разработок - качество исполнения. В то время как для создания рыночных CD-ROM продуктов привлекаются профессиональные художники, музыканты, актеры, аудио/видео инженеры, программисты, университетская разработка выполняется в лучшем случае профессором и программистом. Как правило, такая разработка невелика по объему, зато ее методическое качество и глубина представления предметной области - вне конкуренции. Предлагается собирать небольшие мультимедиа фрагменты учебных курсов на серверах сетей с тем, чтобы каждый преподаватель университета при подготовке своего курса мог набрать необходимый материал по сети. Один из идеологов этой работы - профессор Маурер (Грац, Австрия) - утверждает, что,
несмотря на очевидные проблемы (низкая для мультимедиа пропускная способность сетей, авторское право и др.), идея такого мирового университета жизнеспособна.
III. Положение в России.
Еще три года назад трудно было предположить появление рынка мультимедиа продуктов в стране, испытывающей экономический кризис. Тем не менее, объем продаж CD-ROM в России в 1994 году уже исчислялся тысячами штук. Появились фирмы-производители мультимедиа продуктов, только в Москве их
насчитывается семь. Развиваются фирмы - распространители CD-ROM, освоен серийный выпуск дисков на Уральском электромеханическом заводе. По некоторым данным, российскими производителями разработано до 40 наименований мультимедиа продуктов, правда, большинство из них - по зарубежным заказам. Важно отметить, что по состоянию на 1994 год высшая школа занимает лидирующее положение в области разработки мультимедиа продуктов в России.
Благодаря межвузовской научно - технической программе Мультимедиа технологии (1992-1994 гг.) более чем в 15 ВУЗах страны сформировались группы специалистов. Некоторые из них имеют достаточную квалификацию, опыт и техническую базу для профессиональной работы (Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный институт электроники и математики (технический
университет), Санкт - Петербургский государственный морской технический университет). Во многих ВУЗах руководство поддерживает инициативные работы в этой области. Ежегодно к программе подключалось 2-3 новых группы, получившие необходимый опыт из инициативных работ. В рамках программы создана и действует центральная инфостудия Госкомвуза России - Экон, которая на сегодня является самым крупным разработчиком мультимедиа продуктов в стране.
В 1994 году результаты работ по программе представлялись на 18 международных выставках и конференциях, в том числе - на крупнейших зарубежных (CeBIT - в Германии, Comdex/Fall - в США, CEETEX - в Англии, Евромитинг - в Бельгии, ED-MEDIA - в Канаде), а также - на наиболее представительных в России (Аниграф, Comtec, Графикон и др.). Уровень разработок можно оценить полученными от зарубежных фирм и университетов предложениями (более 30).
Анализ представленных результатов был дан практически во всей компьютерной периодике (Компьютер пресс, Мир ПК, КомпьюТерра, Софт-маркет и др.), в других средствах массовой информации (TV - 1, 2, 4,Коммерсант - Daily, Наука и бизнес, Поиск, 625 и др.).
Такая широкая экспертиза позволяет сделать однозначный вывод – российские мультимедиа продукты для образования рассматриваются как одни из самых перспективных в мире, а образовательная система является самой эффективной почвой для развития мультимедиа технологий в стране.