Муниципальное право
СОДЕРЖАНИЕ: 7 Концепции МСУ -совокупность положений о МСУ.Сегодня 5 видов: 1)Гос-прав-е; 2)общ-экон-е; 3)дуалистич-е; 4)соц-реформист-е; 5)соц. Обслуживания. Первые общ-экон-е(Ф.Перье). Их зарожд-е связано с необходимостью теоретич-го обоснования борьбы с абсолютизмом. Проект закона о реформе МСУ, в которых коммуны ка организация местного СУ противопоставлялась абсолютизму короля.№ 7 Концепции МСУ -совокупность положений о МСУ.Сегодня 5 видов: 1)Гос-прав-е; 2)общ-экон-е; 3)дуалистич-е; 4)соц-реформист-е; 5)соц. Обслуживания. Первые общ-экон-е(Ф.Перье). Их зарожд-е связано с необходимостью теоретич-го обоснования борьбы с абсолютизмом. Проект закона о реформе МСУ, в которых коммуны ка организация местного СУ противопоставлялась абсолютизму короля. При этом коммуны наделялись большим объёмом экон-х и управленческих отношений, позволяющих им функц-ть автономно от гос власти. Они рассматр-ь как 4 ветвь власти.Основная проблема-трудность чёткого разгранич-ия гос и муп полномочий. Поэтому позже в Германии –полит-е напрвление гос-правовой концепции.Родоначальник-Фанштейн. Он рассматривал органы МСУ как низовое звено едиой вертикали гос власти. Коммуны подконтрольны и подотчётны центральному правительству. Эта теория рассматривает коммуну как особую разновидность ЮЛ, с достаточным объёмом экон-х полномочий, но с сохранением организац-ой зависимости от гос органов. В 50-х годах 10 века нач-т развитие дуалистическая концепция. Эта теория объединяет в себе элементы как общ-экон-х, так и гос-правовых концепций. В обобщённом смысле дуалист-ая концепция рассматривает МСУ как как относительно децентрализоанное звено гос аппарата. В начале 20 в. под влиянием идей коммуны и анархизма формируется соц-реформистская концепция. Эта теория рассматривает МСУ как перходной этап от гос деспотии к коммунизму. Согласно концепции соц обслуживания-основные идеи МСУ состоят в его соц защите. | №8 Иностранные системы МСУ. 1)Англосаксонская-характерен общий принцип наделения МСУ законом собственной компетенцией по вопросам местного значения, в реализацию которых гос-во не вмеш-ся. 3 способа организации МСУ:а)Мэр-совет. Характерен для крупных городов. Мэр-выборный имеет право решения местных вопросов. Б)гор управляющий. Избирается гор советом. Представительные органы. В) Комиссионная. Примен-ся в сельск местности. 2)Континентальная(Франция)-жёсткое подчинение представителям правит-ва на местах. Деят-ть регулир-ся не только законами, но и декретами. Коммуны наход-ся под админ и суд контролем. 3)Смешанная(Германия, Италия)-Германия характеризунтся наличием 4-х разновидностей организации МСУ:а) северогерманская; б)южногерманская; в)магистратская; г)бургамистрская. Различаются в порядке формирования органов и д.л. и распределениии полномочий между ними. Испания-городские, сельские и синдикаты коммун выполняют функции защты сельских, гор-х коммун в их взаимоотношении с гос-м. 4)Традиционная-2 вида:а)гос-во, где МСУ несёт отпечатки феод общинного СУ.б) страны, где сохранились социалистические системы МСУ. | №9 Местное самоуправление в дореволюционной России. МСУ проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Форма осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом управлении. Компетенция общин осуществлялась через Вече и избираемые им органы. Вдревнерусском государстве местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность, осуществление на уровне старших городов и местных Вече. С приходом татаро-монгол вечевая власть была существенно подорвана на два с лишним века. К XVI веку образовались новые формы народовластия - крестьянская община и казачье самоуправление. Присущее славянским племенам общинное управление являло собой истинную модель местного самоуправления - имело экономическую основу и народовластие. Судебник 1550 года усилил государственную власть и привел к возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное самоуправление от государства. XVII век положил начало бюрократизации местного самоуправления. Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские учреждения и воеводская система управления. Городские реформы Петра I несли в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако, при сохранении сильного государственного вмешательства Екатерина II провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений. Наиболее значимыми в историко-правовом аспекте были две реформы местного самоуправления: земская 1864 года и городская 1870 года. Система земства основывалась на все сословности, но критерием выдвинут, был имущественный ценз. Земство имело хозяйственную самостоятельность. Не являясь государственной структурой, земства наделялись правом издавать для населения постановления, облагать его разного рода сборами. Однако, создав земское самоуправление, правительство ограничило его самостоятельность, издавая различные законы и разъяснения, усиливающие зависимость земств от бюрократии. Временное правительство сделало ставку на земства и заявило о намерении провести выборы земств всеобщим прямым, равным тайным голосованием, положив, таким образом, в их основу демократический принцип. Им был принят Закон о земской реформе. Однако Октябрьская революция принесла с собой ликвидацию земства и становление новой модели местного самоуправления - советской. | №10 Советская система организации МСУ . Советы сочетали в себе представительные и исполнительные функции. При них формировались исполкомы. Советы функционировали на непостоянной основе. Местные советы бфли подотчётны вышестоящим. Они находились под жёстким парт-политическим контрлем. По «К» 1978 советы департаментов трудящихся переименовали в советы нар депутатов.Реформа советской системы МСУ нач в 1990, с принятием закона СССР «Об основах МСУ и местного хоз-ва». Но он не реализуется, т.к. СССР распался. Позже закон РФ «о мсу». По нему раздел-ся представители исполнит власти МСУ. Вместо исполкомов местные администрации, глава которой мог и избираться и назначаться. Субъекты РФ установили многоуровневость Советов, начиная с районных и заканчивая сельсоветом. Эта система существовала до 1993г. | |||||||||||
№11 Современные реформы МСУ в РФ. Современная реформа начинается с упразднения системы советов в соотв. С Указом Президента №1400 26.09.93 «Ореформе МСУ». На период до формирования этих органов все функции сосредоточились в комитете местной администрации. Принятая в декабре 1993 «К»РФ устанавливат общие принципы МСУ. По «К»РФ МСУ-одна из основ конст строя.По указу «О гарантиях МСУ» формирование представительных органов в городах сельских поселениях явл-ся обязательным. В августе 95 принимается ФЗ «об общих принципах»-попытка установить единообразные начала функционирования МСУ в стране. Паралельно Субъекты принимают свои законы о МСУ(Закон КР.кр. «о МСУ».) В период до 1998 были приняты ФЗ «О фин основах МСУ»; «Об основах мун службы»; « О выборах в органы МСУ». А ткже много постановлений и определений «К»Суда по вопросам МСУ из-за многочисленных противоречий и несоответствий конституции. |
№1 Понятие и предмет муниципального права Местное самоуправление -целостная систему общ-ых отношений, связ-ых с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной (муниципальной) власти. Признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования:1) отношения имеют локально-территориальный характер;2)отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджет-но-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др.3)обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население МО, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо МСУ, наделенные полномочиями по решению данных вопросов. МП закрепляет и регулирует общ-е отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления в гор-х, сельских поселениях и других МО. Более полное представление о структуре предмета МП дает его подразделение на следующие группы общ-х отношений: 1. Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли. 2. Отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов мест самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением мест бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местн жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения МО, решение других вопросов мест значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы. 3. Отношения, возникающие в процессе реализации органами МСУ отдельных гос полномочий, переданных им в соответствии с зак-м, а также в процессе организации и исполнения ОМСУ зак-ых и правовых актов ф органов гос власти и органов гос власти субъектов Р Ф. МП РФ— это комплексная отрасль рос права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общ-ые отношения, возникающие в процессе организации МСУ и решения населением МО, непосредственно через выборные и другие ОМСУ вопросов мест значения, а также в процессе реализации отдельных гос полномочий, которыми могут наделяться ОМСУ. | №2 Система МП. Под системой МП понимают объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений. 1)элемент системы муниципального права являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение МСУ в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении общ-м и гос-м. 2)элемент— объединяет нормы, закрепляющие основы деятельности МСУ: территориальные, организационные, финансово-экономические. 3) элементом МП выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия МСУ. Данные нормы устанавливают собственные полномочия МСУ, а также отдельные гос полномочия, которыми могут наделяться ОМСУ. Нормы муниципального права, относящиеся к этой группе, регулируют принципы определения компетенции ОМСУ, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий МСУ в различных сферах местной жизни. 4)элемент — группа муниципально-право-вых норм, устанавливающая гарантии МСУ. Нормы данной группы закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность МСУ, а также судебную и другие правовые формы защиты МСУ. 5) группу муниципалъ-но-правовых норм , устанавливающие ответственность ОМСУ и д. Л. МСУ. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами. Система МП включает следующие структурные части: 1. МСУ в системе народовластия. 2. Основы МСУ: территориальные, организационные и финансово-экономические. 3. Предметы ведения и полномочия МСУ. 4. Гарантии МСУ. 5. Ответственность ОМСУ и д.Л. МСУ. Контроль за их деятельностью. | №3 Источники МП. 3 вида источников: 1)Н.А. 3-х уровней и 2-х видов:
2)Административный договор: а)между МО о перераспределении территор-ой компетенции. Б)договор о сотрудничестве между МО. 3)Акты «К» суда. |
|||||||||||
№5 Место научн дисциплины МП в системе правовых наук прежде всего обусловлено особенностями МП как комплексной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением МП с отраслями рос права. Гос право закрепляет основополагающие начала организации и деятельности МСУ, разграничивает компетенцию РФ и S-ов РФ в области МСУ. Наука гос права использует многие категории и понятия (местное самоуправление, органы местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный аппарат МП как научной дисциплины. Научная дисциплина МП тесно взаимодействует с науками АП, финансового права, ГП, зем права, экологического права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие вопросы, связанные с деятельностью муниципальных органов в разных сферах мест жизни. Науч дисциплина МП взаимодействует с этими отраслевыми науками, исследуя проблемы муниц службы, муниц собственности, местн бюджетов, муниц земель и др. Таким образом, научн дисциплина МП в силу комплексного характера предмета своего изучения интегрирует теоретические знания ряда отраслевых ЮР наук, касающиеся проблем деятельности ОМСУ, в целостную систему научных знаний о МП. Формирование и развитие спец правовой отрасли и научной дисциплины МП — один из важнейших факторов, способствующих созданию и функционированию в нашей стране эффективной системы МСУ. |