на тему: религия как феномен культуры

СОДЕРЖАНИЕ: Целью работы является проанализировать, как, каким образом повлияло принятие христианства на культурную жизнь русского народа

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тверской Государственный Технический Университет

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ на тему:

РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Выполнил: студент группы

ЭУП 11

Борщёв А.Н.

Проверила: Маякова Э.Ю.

Тверь,2001г.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

§1 . Языческая культура древних славян…………………………..4

§2. Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры…………………………………………………………..5

§3. Культура Киевской Руси после принятия христианства……9

Заключение……………………………………………………………13

Библиографический список…………………………………………16

Введение

988 год – год крещения киевлян Владимиром первым Святославовичем – считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, как всякая подобная дата, конечно же условна: она лишь открывает длительный и непростой процесс христианизации. Тема эта, безусловно, является актуальной. Мы непростительно мало знаем о Руси IX-X веков, почти также мало о веках XI-XII, важнейшем периоде, в который складывалась и в котором сложилось древнерусское государство, эпохи переломной, много определившей в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В X веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.

Целью работы является проанализировать, как, каким образом повлияло принятие христианства на культурную жизнь русского народа.

Задачи работы – проанализировать предшествующий христианству этап – язычество, рассмотреть сам процесс христианизации с выделением основных причин введения новой религии, описать последствия крещения Руси для культурной жизни страны и для ее народа в частности.

В последнее время появились монографические исследования, многочисленные статьи, сборники, посвященные разработки различных аспектов истории крещения Руси, оценки значения принятия православия, роли русской церкви. Эти работы далеко не равноценны, конкретные оценки христианизации Руси в них не однозначны, а иногда и противоречивы.

Но мы не ставим перед собой задачи показать, как можно больше мнений на этот счет, а ставим задачу – хоть немного расширить представления о событиях прошлого, о проблемах, связанных с крещением Руси, об изменениях, последовавших за крещением.

Значительную помощь в написании работы оказал сборник «Как была крещена Русь» [3], состоящий из двух частей. В первой части сборника опубликована большая работа Г.Г.Прошина, названная им «Второе крещение». Автор, не принимая ту или иную точку зрения относительно версии принятия христианства, рассказывает, как и почему пришла Русь к решительной смене мировоззренческих основ бытия, идейных ориентиров, определивших ее последующую историю. Во второй части сборника помещено несколько интересных работ русских ученых и ученых социалистических стран. Это исследования таких специалистов по русской истории как академик Б.Рыбаков, Г.Г.Литаврин, З.В.Удальцова; польского русиста А.Поппэ, доктора И.Херрман (Германия) и других. В сборнике также даны фрагменты первоисточника «Повести временных лет».

Большое количества материала в этой области есть у доктора философских наук, профессора Н.С.Гордиенко, написавшего серию публикаций, посвященных критике идеологии русской православной церкви: «Современное православие», «Православные святые: кто они?», «Мистика на службе русского православия» и др. В данной работе использована интереснейшая его работа: «Крещение Руси: факты против легенд и мифов» [1]. Автор противопоставил в ней научные данные об обстоятельствах христианизации древней Руси богословским легендам и клерикальным мифам, искажающим причины, характер и последствия этого процесса.

Интересная статья была опубликована Ю.В.Кряневым и Т.П.Павловой «Двоеверие на Руси» [3]. В статье подробно рассказывается о язычестве, и о влиянии язычества на христианство; о совместном существовании этих религий.

Оказало немалую помощь в написании работы учебное пособие «Культурология» [4], под редакцией профессора А.А.Радогина.

§1. Языческая культура древних славян.

Языческая культура древних славян «Накануне» принятие христианства в древнерусской культуре центральное место занимала языческая религия. Стихийно складывавшаяся на протяжении многих веков, эта система оказывала немалое сопротивление новой идеологии и очень медленно отступала под -ее настойчивым натискам. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Развиваясь и усложняясь, они не отличались значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира, в центре которой находилась природа, а уже к ней приспосабливался человек. В истории выделяют несколько этапов развития языческой культуры [4, с.243].

На первом этапе обожествлялись силы природы. Природа вся населялась множеством духов, которых человек должен был всячески умилостивить, дабы они не вредили ему, помогая в трудовой деятельности. Сильно развиты были культы воды, культы земли; леса и рощи считались жилищами богов. Почитались бог солнца и бог ветра. Славяне считали началом своей родословной богов.

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Славяне верили в потусторонний мир, смерть воспринимаемая ни как исчезновение, а как переход в подземный мир. Считалось, что Предки продолжали и после смерти жить среди людей, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. «Бог богов» считается небесным существом, главой иерархии богов. Языческая обрядность имела довольно развитую форму, т.е. организованную, упорядоченную систему магических действий, целью которых было воздействие на окружающую среду, природу, призывавшуюся служить человеку. Языческие ритуалы поклонения идолам сопровождались торжественностью, пышностью, воздействием на психику – которые не уступали христианским обрядам по этой части пышности. Языческие символы появлялись в славянском фольклоре, в зодчестве, в скульптуре. Обладание амулетами и оберегами, якобы оберегало от бед и опасностей и давало власть над силами природы. [3, с.243]

Таким образом, нам видно, что язычество на Руси, веками создаваемое своим народом – является религией, не освящающий элементы классового угнетения и столь сильного расслоения. По этим причинам язычество и не могло исчезнуть вдруг, даже тогда, когда было введено христианство. Миф и первобытный обряд являлись весьма сложными и много аспектными образованьями, в которые органически вплетались и элементы магии, и тотемизма, и зачатки художественного творчества, и социальные нормы, регулирующие поведения людей.

§2. Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры

Итак, в силу господствования различных языческих религий (к славянам проникали языческие религии из соседних народов – иудаизм, католицизм, православие) происходили межплеменные конфликты, получаемые закрепление в религиозной сфере. Славяне были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси находилось под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, в первую очередь христианского и мусульманского.

В 980 году Владимир предпринял попытку – первую религиозную реформу, целью которой было слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу [2, с.58].

Но причин принятия христианства было несколько. Социальным верхам Киевской Руси новая религия была нужна для укрепления великокняжеской власти, прежде всего это нужно было Владимиру. Формировавшееся сословие феодалов искало в ней оправдание своего привелигерованного положения в древнерусском обществе и идеологическую узду для челяди и смердов. Купцам христианизация Руси сулила расширение и укрепление торговых связей с христианскими странами. Все они получали возможность с помощью новой веры насождать в массах дух покорности, примирять угнетенных с тяготами подневольной жизни и тем самым удерживать народные массы от активных форм социального протеста. Ради таких перспекпив можно было изменить многовековой традиции, порвать с языческим прошлым, отказаться от приваычных форм духовной жизни [1, с.77].

Но социальным низам древнего Киева новая религия не обещала ничего такого, что отвечало бы их социальным потребностям. На адаптированная к условиям жизни приднепровских слявян и потому не находившая отклика в их душах, государственная идеология Византийской империи воспринималась народными массами Киевской Руси как что-то глубоко чуждое им, принудительно навязываемое ради прихоти власти имущих. Поэтому они принимали новую религию неохотно, по принуждению, уступая не столько уговорам, сколько угрозам.

Такие факторы из истории, несущие в себе горькую правду, можно найти в трудах историков и философов, углубленно исследовавших проблему религии . В часности , Н.С.Гордиенко своей книгой «Крещение Руси : факты против легенд и мифов» [1], продолжил серию своих публикаций, посвященных критике идеологии русской православной церкви.

Однако вернемся к культуре. В учебной литературе, предлагаемой в рамках курса культурологии, выбор восточной ветви христианства – православия – обьясняется рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель, очем мы упаминали ранее. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражала демократический быт древнеславянского общества, исчезающее под натиском общегосударственного феодализма [5, c.86]. решающим фактором обращения к религиозно – идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийвский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси.

Его привлёк также следующий момент. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала отправление религиозного обряда на национальном языке. Русь официально приняла христианство в 988 году в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева[2 ]. Однако это словосочетание «Крещение Руси», знакомое и привычное каждому, относится к числу не просто неудачных или неточных, а глубоко ошибочных, вводящих в заблуждение. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны. Между тем такого события история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы [1,с.4]. Н.С.Гордиенко по этому поводу пишет: “…Назвав приобщение к христианству одних лишь киевлян “крещением Руси”, православные богословы и церковные историки допустили грубейшие нарушения элементарной логики, известное под названием подмены понятий. Один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси они непозволительно отождествили со всем процессом, придали ему видимость одномоментного и вполне законченного события, а 988 год стали считать временем утверждения христианства в древнерусском обществе и отмечать как точно фиксированную дату “крещения Руси…” [1,с.5]

В истории можно найти много фактов, подтверждающих сложность и растянутость процесса христианизации.

Таким образом, выделив основные причины принятия христианства, подведём итоги данной части работы.

1. Необходимость этнокультурного объединения всех земель с господствовавшими на них разными религиями.

2. Укрепление власти князя Владимира и его окружения.

3. Оправдание положения феодалов.

4. Ожидание купцами расширения и укрепления их торговых связей.

И с точки зрения культурной жизни Руси, привлекательным было то, что Византийская религия была своеобразным эталоном, занимая центральное положение с чёткой организованностью и гармоничным укладом жизни церкви, к тому же красота и роскошь имели не последнее место в том влянии, которое оказала эта религия. Всего этого как раз и не хватало языческим религиям древней Руси.

§3. Культура Киевской Руси после принятия христианства.

Выбор христианства очень сильно повлиял на русскую историю и культуру. В период X-XIII на Руси происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Смена духовных и нравственных приоритетов всегда небезболезненна, и в русской истории этот процесс проходил без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества приходила вера, которая требовала жёстких ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Это означало изменение всего строя жизни. Естественно, что процессне мог произойти за несколько дестилетий. Изменение шло веками, от поколения к поколению. Церковь теперь стала центром общественной жизни, проповедуя новую идеологию, прививая новые ценностные ориентиры, воспитывая нового человека. Христианство несло новую мораль, основанную на культуре совести, вытекающей из евангельских заповедей. Основными правилами нравственности были всепрощение, покорность, смирение, равенство всех перед Богом[5].

Русь была включена в европейский христианский мир, и этого момента она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нём видную роль, сравнивая себя с ним. Исчезла граница между русом и славянином. Всех соединяла общая духовная основа, призванная объединять древнерусское общество и формировать единый народ на основе общих духовных и нравственных принципов.

Все стороны жизни менялись под влиянием христианства. Устанавливались политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Христианство способствовало становлению городской культуры, благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Введение единой письменности стало культурным переворотом т.к. язык являлся несущим элементом культуры [3]. Древнерусский язык формировался на основе консолидации восточно-славянских племенных диалектов. Предположительно формирование древнерусского языка происходило в XI- XIV веках. Старославянский язык пришёл на Русь с богослужебной литературой. Письменность и литература достигли своего расцвета в XI-XII веках. Путь от природы безписьменности к вершинам словесного искусства был пройден Русью за менее, чем 150 лет [4, с.249]. Киевскую Русь называли “книжной страной”.

Христианство внесло и другие “новшества”. Доселе приветствуемые светские увеселения духовенство запрещало, видя в народных традициях проявление язычества. Периодически увеселения разрешались, т.к. в сознании народа и большинства князей глубоко сидела любовь к коллективным игрищам, песням и пляскам скоморохов, призванных веселить. Традиционные бытовые и земледельческие праздники сопровождались всеми этими элементами “смеховой культуры”. Но традиции этих праздников постепенно вытеснялись христианскими обрядами и ценностями, медленно, но верно входящими в жизнь народа. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной и взяла на себя много функций по воспитанию народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах – притчи, жития, поучения. К первой половине XI века относятся истоки философской культуры. Древнерусская литература имела свойство литературы одного сюжета и одной темы – темы мировой истории и смысла человеческой жизни. Это были летописи, хронографы «хождения» (описания путешествий). Всё это свидетельствовало о чувстве величия мира древнерусским человеком. В тот период литература рассказывала не о придуманном, а о реальном, неся поучительный характер. Вплоть до XVII века в ней почти не было выдуманных, условных персонажей [ 4 , с.251].

После принятия христианства начинается храмовое строительство. Принципы строительства храмов (крестово – купольный стиль) были заимствованы из Византии. Но очень скоро архитектура стала иметь свой собственный, русский стиль. Например, уже в первой каменной церкви – Десятинной – наметились не характерные для Византии черты: многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность(чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесённое на каменное)[4,с.251]. Внутри храмы украшались мозаикой и фресками. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, обучающие русских. Но в иконописи также перенималась только технология, а стиль имеет характер русского (например, уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии). Самой почитаемой иконой на Руси было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Икона получила название «Владимирской богоматери» и стала своеобразным символом Руси [5].

Высокого развития достигло церковно-певческое искусство. Образовались школы, что способствовало сближению искусства народного и “учёного”, более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса.

Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей её формирования, связанный со спецификой социальных процессов. Поскольку преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности, то и проблема соотношения личности и общества разрешалась в пользу коллектива. Когда роль городов в Европе была одна – там они – центры ремесла, торговли-то на Руси роль городов иная – здесь они являлись центрами политическими [4,с.252].

И ещё об одних не менее важных последствиях введения христианства в восточном варианте, которые проявились много позже в исторической перспективе. В правослвии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея прогресса. Европейского типа установка была направлена на преобразующую деятельность. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. Но Русь не была полностью отрезанной от Античного наследия. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру [5].

В течение длительного времени, до XIX века христианство определяет стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Церковь стала орудием централизации государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны, усилению традиционализма. Здесь не было реформации – альтернативы православию, и с периода Московского царства нарастает культурное отставание от Западной Европы.

Итак, в заключении этой части работы стоит выделить основные моменты в культурной жизни Руси, как бы являющиеся результатами процесса:

1. Изменение нравственности в сторону ограничений, терпения, смирения, всепрощения – провозглашаемых основными заповедями Библии.

2. Включение Руси в европейский христианский мир, отсюда – заимствование культуры, политические и торговые связи, а также расцвет письменности, книжного дела, строительства храмов, искусства и просвещения – всё идёт с Византии и Константинополя.

3. Развитие «духовности» народа, феномена, свойственного только славянским людям – как один из основных результатов христианизации Руси.

Заключение

Следует сказать, что после изучения соответствующей литературы всё же остаётся неясным, когда именно возникла русская православная церковь, каким было её первоначальное организационное устройство, в каких реальных отношениях она находилась с язычеством, как строились её отношения с Константинопольским патриархатом, что унаследовала церковь от христианства, существовавшего на Руси задолго (около 100 лет) до крещения киевлян? Нет определённых ответов и на множество других вопросов. Тема, действительно необъятная и не до конца изученная.

Выбор именно восточной ветви христианства был не случайным, а подготовленным всей предыдущей историей. До принятия христианства официально, на Руси уже более 100 лет существует именно восточное христианство. Основной внешнеполитический партнёр Руси – христианская Византия, родственные болгары – тоже уже более 100 лет христиане, и , наконец – и это решает всё – христианство духом и буквой соответствует развивающимся на Руси общественным отношениям. Поэтому альтернативы в реальной жизни не было. Русь следовало именно крестить.

Накануне принятия христианства языческая система была ещё сильна. Стихийно складывавшаяся на протяжении многих веков, эта система оказывала сопротивление новой идеологии и очень медленно отступала, но так до конца и не исчезнув, тесно переплелась с христианством, в какой-то мере немного изменив его. Новая вера была принята массами (хоть и мучительно, и не сразу) и стала их верой. Но она оказывалась вовсе не тем христианством, которое хотела насадить Византия. Народное христианство – православие – слилось с древними верованиями, пропиталось ими, и стало тем двоеверием, по поводу которого века спустя стали сокрушённо вздыхать православные иерархи.

Что дало христианство народу? Простым людям, уставшим от испытаний, страдающим от неравенства классов вера дала терпение, научила покорности, всепрощению, состраданию, провозглашая , что пред всевышним все равны, независимо от классовой принадлежности. На наш взгляд это не совсем положительный момент. Людей научили терпеть порабощение, смиряться с бедностью, тем самым остановив и предотвратив все попытки к противодействию, активности людей. Научая совершенствоваться духовно, церковь замедляла (в исторической перспективе) прогресс во всех остальных сферах жизни. Люди довольствовались тем, что «Бог дал» и не стремились что-то изменить.

Однако, несомненно было много положительных моментов, в частности в культурной жизни Руси. Процесс христианизации послужил мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой, наибольшее влияние которой ощущалось в церковной идеологии, каноническом праве, литургии, богослужебной литературе, музыке, церковном изобразительном искусстве. Но несмотря на это, Киевская Русь и до принятия христианства была уже могущественным государством, с большим числом городов, развитыми ремёслами и торговлей.

Проникновение на Русь византийской образованности, восприятие здесь (в XI-XIII) элементов византийской цивилизации способствовало дальнейшему прогрессивному развитию русского феодального общества, отвечало его внутренним потребностям, обогащало его культуру. Установление тесных культурных связей Руси с Византией не было простой случайностью, это был вполне осознанный со всех сторон процесс, происходивший по обоюдному согласию. Со стороны правящего класса Древней Руси это было обращение к культуре самой передовой страны в Европе того времени, обращение к самым высоким, наиболее сложным и изысканным образцам. И эта культура была «по росту» русскому народу и отвечала запросам его развития. Со стороны Византии распространение влияния на Русь носило активный, целенаправленный характер; и он составлял одно из звеньев её общей политики в определённых странах. Ставя перед собой далеко идущие задачи подчинения древнерусского государства своему политическому влиянию и церковной гегемонии, Византия стремилась воспользоваться испытанным оружием – идейного и культурного воздействия на Русь. Поэтому византийское культурное влияние на Руси отнюдь не было стихийным или пассивным, а наоборот, искусно направлялось твёрдой рукой политиков, церковных деятелей и дипломатов.

То, что произошло в конце X века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей родины. Великий Князь Владимир осуществлял смелую государственную рефрму, имевшую далеко идущие последствия. Эту реформу некоторые историки связывают с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран той эпохи. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение реформы и связанные с ней глубокие преобразования.

Библиографический список

1. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л.,1986.

2. Греков Б.Д. Культура Киевской Руси. Общественный строй и духовная культура.,М.,1951.

3. Как была крещена Русь. М., 1988.

4. Культрология. Курс лекций. Под ред. А.А. Рудугина. М., 1999.

5. Тихомиров М.Н. Русская культура X – XVIIIвв. М.,1968.

Скачать архив с текстом документа