Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте – это подчиненность конструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а также природной красоте материала.
Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набора мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гипербо-лизации.
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по
ссылке.
Известно много разновидностей орнамента.
По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:
- ленточным – в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;
- сетчатым – сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность;
- замкнутым – узор, заполняющий площадь определенной геометрической формы (квадрата, ромба, треугольника).
Основные мотивы в орнаменте
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по
ссылке.
1.2. Сущность орнаментального искусства
«Когда принцип красоты завладел художественным творчеством, то утилитарная пиктография превратилась в орнамент» - писал И.И. Мещанинов. [15, с. 447].
Становится меньше, чем раньше, загадочных геометрических знаков. Зато чаще встречаются стилизованные изображения, почерпнутые из органической природы и включенные в ритмическое чередование основных элементов орнаментального построения.
Таким образом, по мере забвения, потери семантической значимости те или иные элементы и композиции обретают иной, уже собственно художественный смысл. В то же время в орнаменте появляются новые значимые элементы, которые естественным образом вписываются в уже существующую орнаментально-декоративную канву, то есть имеют место как закрепление. обеспечивающее устойчивость первоначальных схем, так и обновление содержания орнамента.
Причем в более поздний период, когда прежде созданным орнамент уже утрачивает для создателей свое магическое значение, возникает явление совершенно нового смысла: проникновение в него элементов чисто изобретательного характера.
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по
ссылке.
Русские художники сохранили своеобразие стиля и выработали свой собственный богатый и оригинальный художественный язык. От византийского искусства они приняли лишь то, что отвечало их вкусам. Они смягчили черты суровости и аскетизма в изображении, а византийские орнаментальные мотивы обрели в их исполнении новое звучание.
По главным неисчерпаемым источникам орнамента являлась. конечно же, природа. В изобразительном фольклоре она всегда выступала выразителем Красоты, Добра, сущности всех нравственных начал.
Само отношение орнаментального искусства к природной форме с давних времен было далеко не односторонним, а богатым вариациями, начиная от выразительного обобщения и стилизации до точного следования конкретной живой натуре.
Характер же орнамента зависит от формы предмета, материала, технологии изготовления. Сам он, подчеркивая свойства материала, делает изделия более выразительным, зрительно его организует, выявляет строение.
Часто орнамент черпает свои мотивы из геометрии; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Следует пояснить, что мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое.
Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Благодаря их умелому использованию, разнообразию приемов варьирования формы, силуэта, композиционных комбинаций, художникам всегда удавалось создавать новые, оригинальные образцы орнаментального творчества. [27, с. 15].
Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а так же ритм образуют декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств художественной выразительности. В процессе формирования стиля, несущего в себе новые художественные идеалы. в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные решения.
Основными классификационными признаками орнамента служат происхождение его, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы.
Одним из самых древнейших считается геометрический орнамент. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма – это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. К геометрическому орнаменту относятся такие изображения, как треугольники, которые расшифровываются, как идеограмма человека, преклоненного перед солнцем; ромб с крючьями; квадрат.
Растительный орнамент самый распространенный после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние размены в разных странах, в разные времена. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типичные особенности и удаляется или ослабляется частное и случайное.
Зооморфный орнамент построен на изображении различных зверей с различной степенью стилизации. Орнитоморфный орнамент – мифическое олицетворение явлений природы в образе птиц, связывая олицетворение с быстротой, стремительностью. Существует еще весьма интересный и многозначительный антропоморфный орнамент. Он состоит из женских и мужских фигур или полуфигур.
Все виды орнаментов геометрический, растительный, зооморфный, орнитоморфный и антропоморфный мы находим на великолепных изделиях – в дереве, глине, ткани, представляющих незыблемый эталон как в процессе дальнейшего развития в орнаментальной культуре края, так и в этнохудожественном образовании последующих поколений.
Мы видим необходимость обладать мифологическим языком орнамента, так как в нем заложен пережитый нашими предками опыт, который зафиксирован в символах и выступает как совет, регламентация в определенных жизненных ситуациях.
1.3. Композиционное построение орнамента
Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт.
Розетта
. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по
ссылке.
Как видно из рисунков привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы. Принцип построения раппорта в данных сетях будет аналогичен вышеприведенному.
Таким образом, возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.
К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.
Глава 2. Орнаментальное искусство в изобразительной деятельности школьников
2.1.
Воспитательное значение орнаментального искусства
Одной из сторон воспитания человека является освоение им произведение народного искусства и народных обычаев и традиций, а также вхождение посредством этого в культуру общечеловеческую.
Архаичное отношение предков к окружающему миру осталось и доныне в подсознании ребенка. Побудителями к его проявлению считаются различные виды русского народного искусства: фольклор, танец, духовная литература, декоративно-прикладное искусство.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение, это традиции, обычаи, особенности жизни.
Обладая ярко выраженным национальным колоритом, народное декоративно-прикладное искусства, в частности орнаментальное, является могучим средством как национально-патриотического, так и интернационального воспитания.
Сейчас для уверенного самочувствия в окружающем мире ребенок должен осознавать, что до него на земле жили многие поколения людей, которые освоили дикую природу и создали особый мир – мир вещей, материальный и мир духовный, идеальный.
Ребенок 6-9 лет вполне способен осознавать свое место в семье поколений, но требуется определить, каковы условия для подобного осознания. Вполне возможно, что внешними силовыми воздействиями задачу формирования причастности к роду решить невозможно, необходимо, чтобы элементы народного образа жизни вошли органично в школьную жизнь. Это обычаи и обряды. Изучая их, учащиеся напрямую соприкасаются с миропониманием предков. Расшифровывая символику орнаментов, космогонических знаков в убранстве дома, утвари, обрядовой пище, костюме, школьники сравнивают современные представления о мироздании с древними и на основе этого создают собственную образную картину мира.
Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует также воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере культуры, делает более значительным духовным мир человека.
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по
ссылке.
Изображение орнаментов позволяет совершенствовать технические приемы работы: при повторе узоров легче усвоить способ деятельности, отработать силу нажима на карандаш, ритмичность повторяющихся движений и их амплитуду, научиться проводить вертикальные. горизонтальные и наклонные прямые, волнистые линии. делить отрезки на равные части, выполнять развивающие глазомер несложные рисунки, упражняться в симметричном расположении элементов, в воспроизведении цветовых сочетаний и геометрических форм.
Средствами декоративного рисования можно активно воздействовать на сенсорное развитие учащихся. Так, в процессе рисования можно активно вовлечь детей в работу по уточнению представлений о геометрических формах. Это важно, поскольку геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета.
Яркость, красочность, ритмичность декоративных работ предъявляют особые требования к использованию цвета. Учащиеся упражняются не в элементарном цветоразличении (а это важно на первоначальном этапе), а в умении соотносить цвет своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве.
В целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин в школе, их воспитательной значимости большое значение имеет использование межпредметных связей, введения интегрированных уроков. Интеграция охватывает все виды художественно творческой деятельности детей. Использование смежных предметов создает возможности для глубокого и яркого восприятия искусства: для одних благоприятном моментом является музыка, другие идут от зрительного образа, для третьих основное – слово. Поэтому на уроках изобразительного искусства необходимо активно использовать материалы уроков чтения, музыки, природоведения и др. Это вызывает у детей те или иные настроения, переживания и способствует слиянию зрительных образов с музыкальными, литературными и обеспечивает формирование целостного художественного образа.
Изучение орнаментики базируется на значениях из самых различных областей наук и искусств. Так, симметрические преобразования изучаются в математике, природа ритма – в литературоведении и музыке, семантика и этимология орнаментальных образов – в истории и этнологии. умении подчинить орнамент форме и назначению вещи – задача народного мастера.
Связь орнаментального искусства и труда способствует не только более целостному восприятию искусства, но и развивает различные области рук. Занятия свободной кистевой росписью способствуют большей свободе и раскованности всего локтевого сустава вместе с кистью руки.
Декорирование предметов, изготовленных на уроках труда, роспись, вышивка позволяют ощутить детям радость оттого, что они научились делать красивые вещи и полезные ощутить причастность к творческому процессу изготовления художественных вещей.
При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. При изучении семантики древних орнаментальных мотивов учащихся начальных классов сталкиваются с устаревшей, либо иноязычной лексикой. Основные методы при изучении незнакомой лексики – словесные и наглядные. Помимо того, чтобы дать необходимые знания и умения в области орнаментики, задача педагогов – корректировать восприятие и впечатления детей. Необходимо научить детей правильно и грамотно выражать свои мысли и впечатления. например, в старинном вышитом полотенце, украшенном линейным орнаментом, вместе с детьми педагог должен выделить и рассмотреть мотив, определить его символическое значение, проанализировать цветовое решение. Дети начинают задумываться. Описание произведения искусства, рассказ о нам, помогают соотносить части целого, способствуют разворачиванию целого в своих частях. А это и есть процесс осознания. Так развивается речь, эмоциональное восприятие обогащается мышлением.
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по
ссылке.
2.2. Орнамент как дидактическое средство
В вальдорфских школах в первом классе дети рисует элементарные формы и их разнообразные симметричные сочетания. Учитель обращает внимание детей на возможности движений их собственных рук. А на занятиях эвритмией дети бегают по тем траекториям, которые рисовали в тетрадях. Так орнамент оборачивается упражнением в ловкости.
Д.Б.Эльконин в рисовании орнаментов, помимо прямой подготовки к письму, видел также средство воспитания внимания и умения организовывать собственные действия. Он рекомендовал выполнять орнаменты в тетрадях в клетку с проговариванием вслух всего состава операций.
В процессе игры Б.П.Никитина «Сложи узор» узоры в тетради в клетку зарисовывали дошкольники, подобные же действия составляют основу игры «Внимание».
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по
ссылке.
Ответ на последний вопрос мы находим в статье Д.С.Лихачева, посвященной древнерусской книжной миниатюре: «Лица людей, особенно в изображении главных действующих персонажей, обернуты к зрителю на три четверти. Происходит это потому, что движение требует профильного изображения, а цели «узнавания» – фасного. (...) Второстепенные же движущиеся персонажи всегда профильны» [15, 100]. Таков лишь фрагмент из грамматики изобразительного языка третьей стадии. Средневековая миниатюра, по словам Д.С.Лихачева, является необычайно емкой и практически такой же гибкой, как письменная речь, знаковой системой. Отсюда и многочисленные условности такого языка – его надо уметь читать. На наш взгляд, освоение третьей стадии – максимально возможная цель для детской изостудии. Крайней наивностью было бы считать продуманные до мелочей мизансцены русской живописи 19 века простым отражением «безусловной» реальности – отражением, принципы которого школьники могли бы усвоить самостоятельно. Подчеркнем, что речь идет не о перспективе или анатомии, а именно о «режиссерской» организации изображаемой сцены.
5. Наличие серий таблиц с изображениями персонажей, атрибутов и орнаментов в принципе создает возможность для организации коллективной модели деятельности, сотрудничества и смены ролей – и даже в более развернутом и эффективном варианте, чем в экспериментах Ю.А.Полуянова или З.Я.Ляудис и И.П.Негурэ. Волкову известна эта модель и он даже подробно описывает ее, но на примере организации работы в творческой комнате юных техников, строивших сложные действующие макеты [3, 44-47]. В изостудии такой подход показался ему неприемлемым, вероятно, в связи с ориентацией на четвертую стадию, связанную с индивидуальным, авторским подходом к работе. Коллективная модель в ее стихийной форме действует и независимо от намерений руководителя, если он не препятствует общению, взаимопомощи и соперничеству детей – таланты созревают и проявляются только в кругу общения. Но «не препятствовать» и «организовывать» – два разных действия с разными результатами.
6. Волков пишет: будучи художником-профессионалом (цветная линогравюра) при всей любви к жанровым произведениям я не обладаю способностями к созданию жанровых композиций (профнепригоден)» [3, 98]. На этом основании педагог предоставил детям исполнение наиболее сложных ролей. Правда, помимо традиционно педагогических ролей – инициатора и зрителя (контрольная функция), Волков взял на себя роль собирателя материала и функцию его предварительного отбора (часть роли режиссера), а также некоторые функции геометра (схемы построения отдельных фигур и их элементов). Но этого недостаточно.
Для пояснения возьмем за образец структуру таких игр, как «Сложи узор» и «Кирпичики». Если взять только объемные элементы этих игр (исходный материал, аналогичный рисункам на таблицах), перемешать их, что-то потерять, что-то добавить из других игровых наборов, а вместо чертежей узоров и моделей к этим играм использовать, скажем, образцы тканей и фотографии архитектурных объектов, то мы получим игровую ситуацию, сходную с организованной в студии Волкова.
Если же исходных взаимосвязанных элементов нет, участники «игры» приносят «у кого что нашлось» и пытаются из этого случайного материала построить нечто отдаленно напоминающее образцы, настойчиво предъявляемые учителем. Эта ситуация, несмотря на свою неуправляемость и неэффективность, наиболее распространена в художественной педагогике.
В этом смысле модель Волкова предпочтительней традиционной, так как в ней намечаются возможности привести «игру» в порядок, создать выстроенный по шкале развития ряд образцов завершенных композиций. И это надо было сделать, не взирая на «профнепригодность», т. е. испытать, как работают заданные элементы языка в режиме активной речи, какие композиции возможны на этой основе, а какие – нет, испытать все возможные роли и способы действий, прежде чем передавать их детям. Совершенно неясно, каким образом, не представляя себе всей системы необходимых действий для достижения цели, ни разу не достигнув ее, можно было разработать 13 пунктов для определения уровня мастерства и требовать исполнения этих норм от учащихся. Если педагог самоустраняется за пределы организованного им самим эксперимента, эта ситуация по крайней мере нерезультативна.
7. Рисование с натуры в рамках данной системы – задание совершенно бессмысленное и сбивающее с толку. Неуместность натурных штудий при работе с начинающими прекрасно обосновал сам Волков.
8. Проблемы, связанные с ролью сценариста, решаются простым указанием в сторону русских сказок и русской истории. На непродуктивность ситуации иллюстрирования отдельных сцен мы уже указывали, дело осложняется еще и проблемой выбора текста. Если сказка понравилась юному художнику, ее текст вовсе не автоматически соответствует его изобразительным возможностям.
В заключение (возвращаясь к первому пункту) кратко рассмотрим вопрос о сензитивности, о соответствии целей обучения возрастным особенностям учащихся. И.П.Волков определяет основные возрастные рубежи формирования изобразительной деятельности следующим образом: 1) начинать обучение ранее пятого класса нецелесообразно; 2) запроектированную многоплановую композиции ранее седьмого класса ни один ученик выполнить не в состоянии [3, 103].
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по
ссылке.
Ориентация с самого начала на высокие стадии порождает педагогическую систему репрессивного типа: в течение всего периода обучения ученики занимаются изготовлением никому не нужных полуфабрикатов, а педагог всегда имеет основания для многочисленных замечаний. Построение шкалы развития в онтогенезе позволило бы, на наш взгляд, проектировать реальные цели и достигать реальных результатов, обходясь при этом без специальных диагностирующих методик или тестов: доступную ему «игру» и роль легко определял бы сам учащийся (используя при затруднениях метод «ледокола» из педагогики развивающих игр Б.П..Никитина). Возможно, это помогло бы избежать формирования комплексов профнепригодности – этого пока неустранимого побочного результата обучения.
2.3. План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Тема урока: Построение орнамента
Цели урока:
- образовательная -
Актуализация прежних знаний и умений;
формирование новых понятий.
- воспитательная -
Осознание необходимости овладения азами компьютерной
графики для успешной работы в дальнейшем.
- развивающая -
Развитие алгоритмического мышления, развитие навыков
работы с компьютерными программами
Задача урока:
познакомить учащихся с видами изобразительного искусства,
показать разнообразное использование средств в образных языках искусств.
Зрительный ряд
: Репродукции с изображением орнаментов геометрического,
растительного, зооморфного, антропоморфного вида, этапы построения орнамента.
Вырезано.
Для доставки полной версии работы перейдите по
ссылке.
Заключение
В заключение нашей работы мы можем сделать следующие выводы:
- изначально орнамент существовал, как своеобразное выражение мировоззрения народа. Уже в самих знаках отражалась мифологическая картина мира. Но с выделением в 19 веке эстетики, вышивка, роспись, резьба теряют сакральный смысл, превращаясь в результат художественного творчества или произведение искусства;
- орнамент содержит в себе информацию о мировоззрении человека, культуре, временных рамках, географическом положении и др.;
- сила орнаментального искусства в воспитательном и образовательном процессе очень велика, так как способствует развитию у детей воображения, формирует художественно-творческие способности, выстраивает эстетические категории. Также дети, в процессе изучения семантики создают свою собственную картину мира.
Таким образом, мы можем сделать общий вывод, что орнамент играет огромную роль в формировании всесторонне-развитой личности. Изучение его способствует развитию восприятия, образного мышления. Также с помощью орнаментального искусства дети непосредственно приобщаются к истокам народной художественной культуры.
На сегодняшний день очень важно знание, видение, не только эстетической стороны, так как благодаря пониманию символов, орнаментов, осознание их смыслов, способствует самосохранению культуры. Понимая символы, мы видим отображение мировоззрения наших предков, познаем нашу историю. Тем самым у человека вырабатываются нравственные начала, которые формируют в человеке любовь к Родине, гордость за свой народ, что на сегодняшний день является залогом сохранения народа.
Однако, на сегодняшний день все еще существуют проблемы внедрения в изобразительную деятельность школьников большего объема занятий по творческому освоению орнаментального искусства. В некоторых случаях это бывает вызвано недостаточной материально--технической базой школы, нехваткой или полным отсутствием соответствующе подготовленных специалистов.
Но, существуют и более ощутимые недостатки. Это в первую очередь недостаточность исследованность темы в некоторых авторских программах, что делает их полностью непригодными для работы. Часто встречается несоответствие уровня сложности программы и возрастной группы, которой она предназначена. Это приводит к полной ее непригодности в работе.
Список литературы
1. Василенко В.М. Народное искусство// Избранные труды о народном творчестве. – М., 1974.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1997.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991.
4. Герчук Ю.Я. что такое орнамент? структура и смысл орнаментального образа. – М., 1998. – 236 с.
5. Гиляровская Н. Русский исторический костюм в изобразительном искусстве и на сцене //Русский исторический костюм для сцены.- М., -П.: Искусство, 1945. -140 с. Древняя одежда народов Восточной Европы (Материалы к историко-этнографическому атласу) /Отв. ред. М.Г.Рабинович. -М.,1986.—271с.
6. Гусев В.Е. Эстетика фольклора – Л.: Наука, 1968. – 319 с.
7. Демин В.Н. Тайны русского нарда в поисках истоков Руси. – М.: русская книга, 1997. – 556 с.
8. Жиров М.С. народная художественная культура Белгородчины. Учебное пособие. – Белгород, 2000. – 267 с.
9. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства: Альбом /Сост. Г.П.Дурасов, Г.А.Яковлева. -М., 1990. – 318 с.
10. Исенко С. П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств. — М , 1999. – 144 с.
11. Каргин А.С. народная художественная культура. Учебное пособие. – М.,1997. – 288 с.
12. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре (Опыт энциклопедии). — М., 1995. - 383 с.
13. Крестьянская одежда населения европейской России (XIX-ХХв.): Определитель. —М., 1971. — 364 с.
14. Кулабухова М.А. Древнеславянская мифология: Учебное пособие. – Белгород: БелГИК, 2002. – 168 с.
15. Лыкова И. А. Наш вернисаж («Писанки», «Изразцы», «Дымковская игрушка».) – М.: Карапуз, 2002 – 2005.
16. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX в. — М., 1984. — 215с.
17. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М., 1978. — 206 с. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М., 1988. — 244с
18. Неменский Б. Н. Мудрость красоты. – М, 1981.
19. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Декоративное искусство - детям. – М., 1987.
20. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1985.
21. Стасов В.В. Русский орнамент. Шитье, ткани, кружево. – СПб, 1972.
22. Фролов Б.А. Предыстория символов// Этнознаковые функции культуры. – М., 1991. – 253 с.
23. Художественное творчество и ребенок. / Под. Ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1980.
Скачать архив с текстом документа