Налоговая реформа в России

СОДЕРЖАНИЕ: Департамент образования администрации Владимирской области Гороховецкий колледж _

Департамент образования администрации Владимирской области

Гороховецкий колледж

___________________________________________________________________________

Курсовая работа

По дисциплине: Налоговое право

на тему: Налоговая реформа в России

Специальность 030503 Правоведение

Выполнил студент гр. ПВ-4 Д.А. Олисов

Проверила: А.А. Шашкина

Гороховец

2010 год

Содержание

Стр.

Введение ………………………………………………………….

1. Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г..

2. 1 этап налоговой реформы современной России (1990-1997 гг.) …………………………………………………………………..

3. 2 этап налоговой реформы современной России (1998-2004 гг.) ……………………………………………………………………

4. Завершающий этап налоговой реформы. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг. …………………………………….

5. Основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг. …………………………………………………………………………..

Заключение …………………………………………………………

Список использованной литературы …………………………….

3

5

7

11

18

21

23

24

Введение

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Эта налоговая реформа, имевшая мало аналогов в мировой практике, имела объективные причины.

Основы действовавшей к 2000 году налоговой системы были заложены на рубеже 1990-х годов. Около полутора десятка налоговых законов было принято Верховным Советом РСФСР в самом конце 1991 года. Они вступили в действие с начала 1992 года и продолжали действовать на протяжении всех 1990-х годов, хотя за прошедшее с момента их принятия десятилетия в эти законодательные акты было внесено большое число изменений и дополнений.

Принятые в 1991 году законы были подготовлены в тяжёлых экономических и политических условиях в течение всего нескольких месяцев и потому не отличались глубиной проработки. Недостаток времени, неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию в условиях рыночной экономики, явились главной причиной того, что российская налоговая система изначально обладала врожденными недостатками. К ним относились гипертрофированно большая роль налога на прибыль, сохранение целевых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды (прежде всего, в дорожные и социальные), неоправданно низкая роль налогов с физических лиц и на имущество, недостаточная разработанность вопросов налогообложения природных ресурсов и некоторые другие. Серьёзный вред был нанесен перешедшим из советского времени ярко выраженным карательным уклоном системы налогового администрирования, выражавшимся, в частности, в очевидной незащищенности налогоплательщика перед контролирующими органами, а также необоснованно высокими размерами санкций за налоговые правонарушения.

Начиная с первого года проведения рыночных преобразований, налоговое законодательство вызывало нарекания предпринимателей, ученых и инвесторов и являлось, по сути, тормозом на пути к экономическому росту. Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

Поэтому налоговая реформа с 1990 г. провозглашается одной из важнейших задач российского правительства.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налоговой реформы в России.

Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть систему налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.;

2) дать характеристику 1 этапу налоговой реформы современной России;

3) дать характеристику 2 этапу налоговой реформы современной России;

4) рассмотреть завершающий этап налоговой реформы;

5) охарактеризовать основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг.

1. Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.

Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г. развивалась под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений. Главной целью налоговой системы советского периода было привлечение в бюджет в запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения.

Основными налоговыми платежами в советское время являлись[1] :

1) налоги с населения, то есть подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;

2) налоги с предприятий, то есть налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций, таможенные и государственные пошлины.

Наибольшую часть налоговых поступлений СССР составляли отчисления предприятий от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления.

К 1990 г. поступления в госбюджет налога с оборота превысили платежи из прибыли государственных предприятий, составив около 27-30 % всех его доходов[2] . Доходы, получаемые бюджетом от населения в виде налога на заработную плату и подоходного налога, были весьма незначительны. Их совокупный объем уступал доходам бюджета в форме поступлений от таможенных и государственных пошлин. Основная величина фискальных изъятий взималась с населения через налог с оборота и систему отчислений от фонда заработной платы.

К концу 80-х – началу 90-х годов база доходов бюджета от населения не имела перспектив развития, а база доходов от хозяйственной деятельности государства имела тенденцию к сокращению.

Объемы платежей государственных предприятий из прибыли в союзный бюджет и бюджеты республик снижались: 1986 год - 129,8 млрд. рублей, 1987 год - 127,4 млрд. рублей, 1988 год - 119, 6 млрд. рублей, 1989 год - 115,5 млрд. рублей[3] . Параллельно, при росте расходов, масштабы финансового кризиса нарастали. В конце 1991 г. внутренний государственный долг превысил 995 млрд. рублей, внешний долг достиг 47 млрд. инвалютных рублей[4] .

Таким образом, к началу 90-х годов XX в. основной задачей советской налоговой системы была реализация исключительно фискальной функции. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмом централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. Сами же налоги имели форму плановых отчислений. Налоговая система СССР не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений на государственные расходы.

Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

2. 1 этап налоговой реформы современной России

(1990-1997 гг.)

Начиная с 1990 года в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 г. и основывалась на более чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав Министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.

Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов:

1) общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;

2) республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

3) местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

4) общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы[5] .

Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов.

Очевидно, что сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. И по мере углубления рыночных преобразований они становились все заметнее, превратив налоговую систему в очевидный тормоз экономического развития государства.

При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства. Можно выделить три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета:

1) политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги;

2) угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы – долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатежеспособность усиливали кризис расчетов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет;

3) объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня.

Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат. Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и частота привели к тому, что налоговая система в это время характеризовалась, как нестабильная и непредсказуемая.

В 1997 г. на территории РФ действовало более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трехуровневая налоговая система, которая включала:

1) общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые на всей территории РФ по единым ставкам (около 13):

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

подоходный налог с банков;

подоходный налог со страховой деятельности;

налог с биржевой деятельности;

налог на операции с ценными бумагами;

таможенная пошлина;

государственная пошлина;

подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий;

подоходный налог с физических лиц;

налоги и платежи за использование природных ресурсов;

налоги на транспортные средства;

налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.;

2) республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (было около 6):

налог на имущество предприятий;

лесной доход;

плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.

3) местные налоги и сборы (было около 24):

налог на имущество физических лиц;

земельный налог;

сбор за право торговли;

налог на рекламу (до 5% от стоимости услуг по рекламе);

налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0,1% от суммы сделки) и др.

Практика функционирования налоговой системы середины 90-х годов делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу – риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались в то время как чрезвычайно высокие. Существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком много возможностей для уклонения от налогов. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности, в полном объеме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок.

Таким образом, неспособность государства на протяжении многих лет решать назревшие проблемы стало одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России. Что в итоге препятствовало экономическому росту и укреплению государственности. Функционирование налоговой системы России в 1990 – 1997 гг. выявила много проблем и противоречий, что вызвало реакцию государства по дальнейшему реформировании системы налогообложения.


3. 2 этап налоговой реформы современной России

(1998-2004 гг.)

С начала 1999 г. начался новый виток совершенствования системы налогов и сборов в РФ. Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999 г., после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового Кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и новые инструменты.

В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам России было подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены формы налоговых деклараций и инструкции по их применению.

Однако за время прохождения через Думу документ утратил многие новаторские предложения, а правила и механизмы оказались не безупречными. Поэтому в НК РФ была внесена большая серия поправок.

В период с 2000-2002 г. Правительство предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). Это снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов; ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы; снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки; сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот.

В области межбюджетных отношений – перераспределение налоговых поступлений в пользу доходов федерального бюджета по отношению к доходам региональных бюджетов.

Цель налоговой реформы заключалась не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий; сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях; повысить уровень ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т.д.); снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Во исполнение поставленных целей налоговой реформы с 1 января 2001 г. были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24).

Согласно положению новой главы 23, была введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ.

Уже в 2001 – 2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений.

Кроме того, среди новых моментов уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов – стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции.

Введенный Единый социальный налог (ЕСН) заменил существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд – 28 %; Фонд социального страхования – 5,4 %; Фонд занятости населения – 1,5 %; Фонд медицинского страхования – 3,6 %).

Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников. Введенный ЕСН одной из своих целью преследовал увеличение заработной платы работников путем установления регрессивной шкалы налогообложения и, как следствие, легализацию расходов предприятия на оплату труда. Предполагалось, что чем больше фонд оплаты труда предприятия, тем ниже ставка данного налога. Но несмотря на то, что изначально ставка ЕСН была снижена с 39,5 до 35,6 %, её размер оставался пока очень высоким, что являлось сдерживающим фактором для легализации расходов на оплату труда.

Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения.

Серьёзные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. – прямогонный бензин.

В течение 2001 – 2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления).

Кроме того, с 1 января 2001 г. отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления.

Также с 2001 г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.

С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж.

Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 - 4 %.

Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения была едина для всех хозяйствующих субъектов. Реформирование действующего порядка налогообложения прибыли организаций включает либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного страхования, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями. Реализация мер, предусмотренных в рамках данной главы, позволила снизить налоговое бремя налогоплательщиков по данному налогу в сумме около 197,8 млрд. рублей, что составляет 1,9 % к ВВП[6] .

В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) с одновременной отменой действовавших налогов за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Кроме того, в 2002 г. введена в действие глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, созданным специальным режимом смогли воспользоваться те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70 % обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции.

Отдельным вопросом реформирования налоговой системы России стало налогообложение субъектов малого предпринимательства. Отмена гл. 25 НК РФ льгот по налогу на прибыль организаций вызвало отрицательную реакцию со стороны представителей малого бизнеса. Летом 2002 г. по инициативе Президента РФ был утвержден и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввел две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривали сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер.

Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 г., создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму было предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством было предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % (данная схема действовала до 1 января 2005 г.) и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Кроме того, введение данной главы позволило не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ) также касается деятельности малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг. С 1 января 2003 г. была снижена ставка налога с 20 % до 15 %. Однако реального уменьшения налогового бремени на практике не произошло по ряду причин и это, прежде всего, связано с дублированием платежей по ЕСН и по внебюджетным фондам.

Был также определен новый порядок уплаты вмененного налога, установивший место уплаты налога по принципу осуществления деятельности всех плательщиков. Теперь плательщики ЕНВД уплачивают налог по месту своего жительства, что позволило упорядочить уплату налога между бюджетами Субъектов Федерации.

С 1 января 2003 г. введен транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).

В этом же году начали действие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов; внесена очередная серия поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на повышение эффективности налогового администрирования. Параллельно с работой по принятию новых глав Налогового кодекса вносятся изменения в действующие главы. В связи с принятием поправок к части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Министерстве продолжается работа по уточнению налоговых деклараций, инструкций и методических указаний по их заполнению. На заседании Правительства РФ 23 апреля 2003 г. были приняты основные предложения Министерства финансов РФ в области реформирования налоговой системы на 2004 – 2006 гг. Так, с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке – 10 % для социально-значимых товаров.

Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». Глава 30 НК РФ существенно изменила объект налогообложения данного налога. Согласно новому режиму, из-под налогообложения были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился также механизм расчета среднегодовой стоимости имущества. Введен новый размер ставки – 2,2 % (ранее 2 %).


4. Завершающий этап налоговой реформы.

Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг.

Летом 2005 г. был принят и с 2006 г. вступил в силу целый комплекс изменений и дополнений налогового законодательства, среди которых:[7]

· установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений;

· введение «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на рас­ходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налого­вом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимо­сти введенных в действие основных фондов;

· увеличение с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы;

· совершенствование действующего порядка отнесения затрат на осуществле­ние опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ при расче­те налога на прибыль;

· совершенствование применения нулевой ставки НДС по транспортным услу­гам, а также режима налогообложения при реорганизации;

· переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления;

· индексация специфических ставок акцизов на 9% (кроме акцизов на нефте­продукты); по табачным изделиям — в среднем на 15%;

· отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной про­дукции и исключение из числа налогоплательщиков акцизов акцизных скла­дов оптовых организаций;

· отмена льготы по денатурированному спирту и денатурированной спиртосо­держащей продукции, отмена «нулевой» ставки по прямогонному бензину с одновременным установлением ставки акциза по прямогонному бензину на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до «80»;

· увеличение специфической ставки НДПИ при добыче газа на 9% (установ­ление ставки в размере 147 руб. за 1 тыс. м3 газа)

· отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

· повсеместное введение главы Налогового кодекса, регулирующей уплату зе­мельного налога;

· внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса;

· увеличение ставки налога на игорный бизнес по игорным столам в два раза;

· исключение из перечня доходов, освобождаемых от налогообложения по на­логу на доходы физических лиц, доходов, полученных в порядке дарения;

· введение особого режима налогообложения в особых экономических зонах.

Проведение в среднесрочной перспективе активной социальной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса (в частности, в рамках государственно-частного партнёрства) и реализация национальных проектов потребует в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Учитывая важность обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости, это, по мнению Минфина РФ, делает преждевременным дальнейшее снижение за период до 2009 г. ставок основных налогов.[8]

Тем самым поставлена определённая точка в развернувшейся в 2004-2005 гг. дискуссии о снижении ставки НДС.

Кроме перечисленных мероприятий, были приняты законодательные решения по таким вопросам, как установление об­щего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, введение «инвестиционной премии» по налогу на прибыль организа­ций, принятие к вычету всей суммы полученных убытков, ускорение отнесения на расходы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­ты. Все это способствовало решению задачи снижения налоговой нагрузки на экономику.

С 2007 г. введены и другие налоговые меры по следующим направлениям.

Изменения в области акцизного налогообложения (изменение существую­щего порядка уплаты акцизов на нефтепродукты, изменение порядка при­менения адвалорных ставок акцизов на табачные изделия, индексация спе­цифических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%).

Совершенствование налогообложения при добыче нефти, направленное на стимулирование инвестиций и рост добычи нефти (установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой став­ки на НДПИ для новых месторождений).

Другие меры, в том числе увеличение размеров социальных налоговых вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисле­ния налога на выплаты наемным работникам, являющимся инвалидами, на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, разрешение уче­та при расчете налоговой базы по налог на прибыль расходов на НИОКР (в том числе не давших положительных результатов) в течение одного года.[9]

5. Основные направления налоговой политики

в 2008-2010 гг.

Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы, одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

1. Совершенствование налога на прибыль организаций

2. Совершенствование налога на добавленную стоимость

3. Индексация ставок акцизов

4. Совершенствование налога на доходы физических лиц

5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц

6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых

7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов

8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен

По указанным направлениям в 2008 году был принят целый ряд решений. Большая часть из этих решений была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых, в том числе их бюджетная оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год[10] .

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Заключение

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.

В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.

Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. от 28.09.2010 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики в ред. от 03.12.2008 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 Об основах налоговой системы в Российской Федерации в ред. от 16.07.1992 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

4. Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) // http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_11837.html

5. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист. – 2002. - №7.

6. Дворкович А.В. О целях, направлениях, налоговой реформы и её влиянии на экономику// Налоговая политика и практика, 2003. - №6.

7. Жуков А. Налоговая реформа перед финишным рывком // Бизнес-журнал. - 2003. - №13.

8. Иванеев А. Идеология и основные механизмы налоговой реформы // Банковское дело в Москве. - 2004. - №7.

9. Основные направления налоговой политики России на 2010-2012 гг. // http://www.bishelp.ru/nalogi/zakon/0305nalog.php?print=1

10. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2007.

11. Светуньков С.Г. О реформировании экономики России: некоторые уместные выводы// www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/10.htm.

12. Федякова Н.И. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов ХХ века // http://www.bali.ostu.ru/umc/arhiv/2005/1/Fediakova.pdf


[1] Н. И. Федякова. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов ХХ века // http://www.bali.ostu.ru/umc/arhiv/2005/1/Fediakova.pdf

[2] Там же.

[3] Н. И. Федякова. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов ХХ века // http://www.bali.ostu.ru/umc/arhiv/2005/1/Fediakova.pdf

[4] Там же.

[5] Иванеев А. Идеология и основные механизмы налоговой реформы // Банковское дело в Москве. - 2004. - №7. С. 8.

[6] Светуньков С.Г. О реформировании экономики России: некоторые уместные выводы// www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/10.htm.

[7] Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2007. С.456.

[8] Основные направления налоговой и бюджетной политики на 2007 г. / Официальный сайт Минфина РФ // http://www1/minfin/ru/off_inf/1886.pdf

[9] Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2007, с.458.

[10] Основные направления налоговой политики России на 2010-2012 гг. // http://www.bishelp.ru/nalogi/zakon/0305nalog.php?print=1

Скачать архив с текстом документа