Налоговая система Германии 7
СОДЕРЖАНИЕ: Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией. К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия.Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией. К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники доходов.
В Германии, как и в любой другой стране, налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего, тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.
Наряду с федеральным государством и землями носителями определённых общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формирует сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42.5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42.5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остаётся половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.
К налоговой системе предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять. Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее рациональность, оптимальность и эффективность функционирования. К основным критериям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие:
1) относительное равенство налоговых обязательств (критерий оценки налогов, непосредственно связанный с идеей справедливости и предполагающий распределение налогов в соответствии с ясно выраженными и одобряемыми обществом подходами, а также отсутствие дискриминации. Относительное равенство обязательств достигается за счет равенства по горизонтали и равенства по вертикали. Равенство по горизонтали означает, что с налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении, взимается одинаковый налог. Равенство по вертикали означает, что налоги, которые уплачиваются лицами, находящимися в разном положении, дифференцируются в соответствии с этим положением)
Реализация фискальной функции налоговой системы Германии имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица;
2)критерий гибкости (Гибкость налоговой системы определяется тем, насколько оперативно она может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Это свойство определяет возможность использования налоговой системы как инструмента активного регулирования экономики)
Инвестиционный потенциал системы налогообложения Германии
предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов. Размеры этих резервов практически не ограничиваются и рассматриваются как источники инвестиций не только для данного предприятия, но и, учитывая их временное перераспределение через финансовый (фондовый и кредитный) рынок, для других предприятий.
Региональный потенциал данной налоговой системы включает следующие механизмы:
- избирательное региональное налоговое стимулирование инвестиций, например в экономику восточных земель;
- субсидии в виде общих федеральных налоговых льгот, предоставляемых региональным бюджетам;
- горизонтальное выравнивание бюджетных доходов, обеспечивающее
прямое без задействования федерального центра перераспределение
налоговых доходов развитых в экономическом отношении земель в пользу более слабых.
Конкурентный потенциал налоговой системы Германии следует оценить как более высокий, чем североамериканский, поскольку он включает такие принципиальные составляющие, как:
- прогрессивное налогообложение доходов хозяйствующих субъектов;
- жесткую систему налогообложения сверхприбылей;
- систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию (ценовой сговор), что представляется весьма важным для
формирования условий конкурентного равенства;
3) критерий прозрачности (контролируемость) реализуется в тех случаях, когда налогоплательщик способен самостоятельно или с минимальной помощью понять особенности исчисления и уплаты действующих налогов и оценить влияние налоговой системы на достижение своих интересов.
Прозрачность любой налоговой системы определяется соотношением прямых и косвенных налогов. Германская налоговая система с этой точки зрения, непрозрачна, В любой развитой стране оппозиционные партии тут же активизируются, как только начинаются разговоры о повышении ставки косвенного налога. Этот вид налогов не зависит от доходов, косвенные налоги уплачиваются при покупке предметов потребления, так что эти «поборы» считаются заведомо несправедливым в отношении малообеспеченных слоев общества. И за соотношением прямых и косвенных налогов в развитых странах следят очень жестко;
С другой стороны, в Германии обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане, регулярно сообщается в письменных извещениях налогового органа. При несогласии гражданина с решением налогового органа или постановлением финансового управления он может обжаловать это решение. Вначале как правило прибегают к такой внесудебной мере как заявление протеста. Протест должен быть направлен в финансовое управление, издавшее постановление, в течении определённого срока (как правило он ограничен месяцем). Если протест не возымеет действия, налогоплатильщик вправе предъявить иск в суд. В извещениях о налогах обычно даётся ссылка на возможности обжалования решения.
Общие правила, действующие для всех видов налогов, находятся в «Положении об отчислении» в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе определяется понятие налогов, устанавливается, кто относится к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми органами тайны относительно налоговой информации и принцип равномерности налогообложения.
4) критерий организационной простоты. Система налогообложения в Германии, которая очень сложна, так как насчитывает около 45 различных видов налогов. Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных общественно–социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг- Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы Германии;
5) экономическая нейтральность;
Иногда установление новых налогов в Германии преследует чисто регулирующие цели и отражается на поведении потребителей. Классическим примером может служить введенный в начале века в Германии и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии несколько миллионов марок. А вот более современный пример - решение с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения. Через налоги решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность страны сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налог на автомобили, оснащенные ими.
Понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются автомашинами с катализаторами, увеличен акциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки и применяющиеся в старых двигателях. Так компенсировались дополнительные расходы на катализаторы. И сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов. От объема цилиндра, то есть мощности двигателя, и наличия (или отсутствия) катализатора. Так, при объеме цилиндра двигателя 100 кубических дециметров владелец автомобиля с катализатором уплачивает налог почти в 3 раза меньший, чем без него. Владельцы менее мощных машин, оснащенных катализатором, от налога освобождены.
6) справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени. Требование означает, что все налогоплательщики должны иметь одинаковые права и исполнять одинаковые обязанности на всем экономическом пространстве государства;
7) экономичность;
8) эффективность;
9) рациональность. Она означает разумную обоснованность с точки зрения целесообразности налоговой системы для данного государства;
10) оптимальность;
На экономичность, оптимальность и эффективность налоговой системы значительно влияют издержки (расходы) на содержание элементов системы, которые должны быть сведены до минимума или оптимизированы, но не за счет минимизации заработной платы служащим налоговой сферы, а за счет оптимизации организационной структуры самой налоговой системы (сокращения налоговых органов, сведения их к единому налоговому органу с минимально необходимым количеством налоговых служащих, в том числе руководящих работников, автоматизации процессов сбора, обработки, хранения налоговой формации и контроля за собираемостью налогов).
11) налоговое законодательство должно быть стабильно. Стабильность подразумевает, что в налоговое законодательство не должны вводиться новые налоги (сборы), вноситься изменения и дополнения, в том числе в налоговую базу и налоговые ставки, особенно в сторону их увеличения, что приводит к ухудшению положения налогоплательщиков и усугубляет противоречие между властью и гражданами. Период стабильности должен по продолжительности сохраняться минимально хотя бы в течение одного срока работы законодательного собрания государства (территориального образования);
12) взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны
носить правовой характер;
13) тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий. В Германии этот критерий не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени Германии не удавалось и не удается ни одному государству в мире.
14) взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам
Налогоплательщиков, заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором;
15) издержки по сбору налогов должны быть минимальны, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов;
16) принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности. К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок, массовое уклонение от уплаты налогов;
17) минимальное количество элементов, составляющих налоговую систему;
18) принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов цивилизованной страны и др.
Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и государственного деятеля, бывшего министра хозяйства, а затем Канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.
Л. Эрхард выступал поборником свободных рыночных отношений. Это требовало определенной и немалой самостоятельности хозяйствующих субъектов, общин, земель, что несовместимо с жесткой централизацией финансовых ресурсов. В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав. При этом федерация и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций; федерация и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Принципы независимого ведения бюджетного хозяйства действуют с учетом необходимости взаимоувязки общегосударственных и
земельных интересов при решении конкретных задач и обеспечении финансирования.
Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие критерии
построения системы налогообложения:
1) налоги по возможности минимальны;
2) минимальны, или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;
3) налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи–либо шансы;
4) налоги соответствуют структурной политике;
5) налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
6) система должна строиться на уважении к частной жизни человека.
7) в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому давать какие–либо сведения о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;
8) налоговая система исключает двойное налогообложение;
9) величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.
Немецкое государство имеет право на взыскание налогов со своих граждан лишь при условии законодательного подтверждения этого права. Для удержания налогов также необходимы определённые фактические основания, прописываемые в законе. При наличии таких оснований финансовое управление ФРГ обязано назначить законный размер налогов и осуществлять их сбор. Финансовому управлению официально запрещено вступать в какие-либо переговоры или заключать соглашения о ставке налога, оно должно обеспечивать справедливое распределение налогообложения.
Отдельные налоги не регламентированы в общем налоговом законодательстве, но почти для каждого налога существует налоговый закон .
Налоговые законы призваны учитывать специальные экономические факторы и особые обстоятельства, как доходы, чрезмерно высокие прибыли и расходы. Гражданство лица как правило не играет роли при налогообложении.
Каждое государство устанавливает свою налоговую систему, исходя из собственного видения проблемы и при этом стремится создать как можно более широкую базу для взимания налогов. Зачастую важные налоговые вопросы, касающиеся взаимных обязательств двух или более государств, решаются в ни по-разному в соответствии с внутренним правопорядком данного государства, что ведёт к двойному или многократному обложению. Во избежании или для уменьшения подобного налогового бремени многие страны заключают между собой договоры, регламентирующие эти отношения. Такие соглашения определяют за каким из государств при конкретных выходящих из рамок ситуациях должно быть закреплено право на налогообложение и в каком объёме. В Германии это договор о межгосударственном соглашении о недопущении двойного налогообложения (Doppelbesteuerungsabkommen).
Если рассматривать Германию по основным видам налогов, то можно выделить следующие особенности:
Подоходный налог
Подоходный налог в Германии не имеет определенной процентной ставки. Вернее она есть, но изменятся в зависимости от годового дохода налогоплательщика. Именно по-этому расчет налога достаточно сложен и часто требует привлечения специалиста. Этот вид налога распространяется на частных лиц,получающих заработную плату, а также на частных предпринимателей, которые не образуют форму юридического лица. Для определения ставки налога используются специальные таблицы. Этот налог завит не только от дохода, но также от семейного положения и количества детей в семье. Именно поэтому, часто так получается, что ,при начислении зарплаты, люди , занимающие одинаковые должности, могут в итоге получить разную зарплату. В Германии в обиходе такие понятия, как брутто-зарплата – это зарплата , зачисляющаяся работнику до взимания подоходного налога и нетто-заплата, это зарплата, полученная работником на руки. При одинаковых брутто-зарплатах, никто не может сказать, какая нетто-зарплата у твоего коллеги по работе. Максимальная процентная ставка составляет 45% при доходе более 250000 евро в год.
Налог с оборота или НДС
В Германии как и во многих других странах есть налог с оборота. Принцип исчисления простой: сумма налога исчисляется суммой налога от товаров, которые были закуплены на нужды предприятия либо для дальнейшей перепродажи минус суммы налога с товаров или услуг, которые были проданы либо оказаны предприятием в рамках предпринимательской деятельности. На данный момент времени в Германии существует несколько ставок этого налога: 19% -нормальная ставка, 7%- льготная ставка, 5,5 – особая льготная ставка. Ставка налога определяется от вида реализуемых товаров. Также имеются статьи оборота, например арендная плата, на которые налоговая ставка не начисляется.
Налог на корпорацию (налог на прибыль):
Это вид налога похож на подоходный налог для физических лиц,но выплачивают только компании имеющие статус юридического лица, такие как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Начисляется он на прибыль предприятия и составляет на данный момент 25%б с января 2008 года вводится новая ставка,равная 15% от полученной прибыли.
Промышленный (ремесленный) налог:
Этот налог выплачивают как частные предприниматели, так и фирмы, имеющие форму юридического лица. Рассчитывается этот налог достаточно сложным способом и зависит от вида деятельности предприятия , а также от размера его доходов. Частные предприниматели, чей доход не превышает 24500 евро в год, освобождены от уплаты этого налога. Разобраться сколько налогов платить под силу только профессионалу. На крупных предприятиях этим занимаются бухгалтера, а на небольших предприятиях – налоговые советники.
Указанная выше характеристика основных видов налогов еще раз подчеркивает гибкость, сложность и эффективность налоговой системы Германии.