Налоговая система развитых стран и ее сравнение с налоговой системой Росии
СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение. 3 1. Общая характеристика понятия налога и налоговой системы.. 5 1.1. Экономическое содержание налога и понятие налоговой системы.. 5
Оглавление
[1]
Налоговый кодекс, введенный в действие с 1.01.1999 г., развивает определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[2]
Систему налогообложения в нашей стране не назовешь простой — ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется в среднем 448 часов в год. Такие данные опубликованы в отчете «Paying Taxes 2009», подготовленном компанией PricewaterhouseCoopers (PWC), Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией.
Актуальность данной работы заключается в том, что необходимо постоянно оценивать уровень удобства налоговых систем различных стран мира при разработке налоговой системы в России. Анализируя преимущества и недостатки налоговых систем развитых стран мира можно создать совершенную налоговую систему в своей стране, ориентированную и на государство, и на людей, в нем проживающих.
Целью написания данной работы является рассмотрение и сравнительная характеристика налоговых систем развитых стран с налоговой системой в РФ.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие налога и налоговой системы;
- охарактеризовать основные виды налогов;
- описать налоговую систему Российской Федерации;
- описать налоговые системы развитых стран;
- привести сравнительную характеристику налоговых систем развитых стран и России.
Предмет работы – налоговая система.
Объект исследования – сравнение налоговых систем различных стран.
Структура работы представлена введением, двумя главами, состоящими из разделов, заключением и списком использованных источников.
1. Общая характеристика понятия налога и налоговой системы
1.1. Экономическое содержание налога и понятие налоговой системы
Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, Ст. 8 Кодекса определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[3] .
В налоговую систему России кроме налогов как таковых входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков.
Таким образом, налог – это обязательная уплате денежная сумма, установленная государством. Налоговая система различных стран формируется посредством уплаты физическими и юридическими лицами различных видов налогов, получаемых ими в качестве дохода.
1.2. Основные виды налогов
В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают, похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.
Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Существует множество различных видов и типов классификаций налогов. Однако все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, представляющая собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:
- прямые налоги;
- косвенные налоги;
- пошлины и сборы[4] .
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда. Основные виды косвенного налогообложения – это акцизы, фискальные монополии, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, пошлины и сборы[5] .
Для международных сопоставлений обычно применяется система налоговой классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В тех же случаях, когда речь идет о налоговом законодательстве отдельной страны или дается характеристика особенностей отдельных видов налогов, применяются методики и трактовки, принятые в национальном законодательстве.
Таким образом, различные виды прямых и косвенных налогов и пошлин составляют налоговую систему той или иной страны. Различные системы классификаций налогов и налоговых систем, выделяют определенные группы налогов.
Рассмотрим, в чем заключаются общие сходства и различия налоговых систем развитых стран и налоговых систем России.
2. Анализ налоговых систем развитых стран мира и их
сравнение с налоговой системой России
2.1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран
Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки. В таблице 1 приведен рейтинг 10 самых удобных налоговых систем мира.
Таблица 1 - 10 самых удобных налоговых систем мира
№ |
Страна |
Общее |
Время, |
Полная |
1 |
Мальдивы |
1 |
0 |
9,1 |
2 |
Катар |
1 |
36 |
11,3 |
3 |
Гонконг (КНР) |
4 |
80 |
24,2 |
4 |
ОАЭ |
14 |
12 |
14,4 |
5 |
Сингапур |
5 |
84 |
27,9 |
6 |
Ирландия |
9 |
76 |
28,8 |
7 |
Саудовская Аравия |
14 |
79 |
14,5 |
8 |
Оман |
14 |
62 |
21,6 |
9 |
Кувейт |
14 |
118 |
14,4 |
10 |
Кирибати |
7 |
120 |
31,8 |
В Таблице 2 приведены десять самых сложных налоговых систем мира.
Таблица 2 - 10 самых сложных налоговых систем мира
№ |
Страна |
Общее число налогов |
Время, затрачиваемое на уплату |
Полная налоговая ставка, |
172 |
Панама |
59 |
482 |
50,6 |
173 |
Ямайка |
72 |
414 |
51,3 |
174 |
Мавритания |
38 |
696 |
98,7 |
175 |
Гамбия |
50 |
376 |
292,4 |
176 |
Боливия |
41 |
1080 |
78,1 |
177 |
Венесуэла |
70 |
864 |
56,6 |
178 |
Центрально-Африканская Республика |
54 |
504 |
203,8 |
179 |
Республика Конго |
61 |
606 |
65,5 |
180 |
Украина |
99 |
848 |
58,4 |
181 |
Беларусь |
112 |
1188 |
117,5 |
В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134 место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: годом ранее мы находились на 130 строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133 место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в чем российская система уступает китайской — это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления — основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46 месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. Кстати, за год в рейтинге «Paying Taxes» США поднялись на 30 строчек вверх. Эксперты отмечают, что заметных изменений в американской системе налогообложения не произошло, просто население начало активно использовать информационные технологии.
Аутсайдерами рейтинга являются Украина и Белоруссия. Налогов там много, полная ставка высокая, а время, необходимое на оформление соответствующей документации, весьма велико. Тем не менее, с прошлого года суммарный объем выплат в Белоруссии снизился на 26,5%, а на Украине период подготовки к выплате сократился с 2085 часов до 848. Системы этих стран напоминают скорее запутанные налоговые клубки, и главной заботой для тамошних чиновников остается сам процесс сбора средств с предприятий. Поэтому украинские и белорусские власти основной своей задачей ставят оптимизацию этого процесса. Например, на Украине фискалы стали рассылать на электронные адреса налогоплательщиков информацию об изменениях в налоговом законодательстве. Белорусы пошли другим путем — до 2010 года они решили отменить 20 налоговых платежей, оставив всего 27. По словам заместителя министра финансов Белоруссии Владимира Амарина, основных налогов будет 8 (сейчас их 10), а остальные будут взиматься в зависимости от специфики деятельности предприятия. Нельзя исключать, что в следующем году Украина и Белоруссия поднимутся с последних строчек в рейтинге «Paying Taxes 2010»[6] .
Отдельного внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга — страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку занимает Гонконг с тремя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.
Как показало исследование PricewaterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%[7] .
В Приложении 2 приведена общая информация о налогах, взимаемых в некоторых странах мира.
Заметим, что в ходе исследования не принималась во внимание зависимость между уровнем экономического развития страны и удобством налоговой системы. Лидером рейтинга оказалось государство, экономику которого при всем желании высокоразвитой не назовешь. А, к примеру, благополучная Швейцария находится только на 19-м месте. Также в середине рейтинга оказались, к примеру, Бельгия (64 место) и Франция (66 место). Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию лишь во второй сотне, конечно, не характеризует ее с лучшей стороны. Свидетельствует это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения нуждается в совершенствовании. Даже не вникая в другие подробности процесса оценки, 56 рабочих дней для заполнения документации — это достаточно много.
2.2. Характеристика налоговой системы РФ
Современная налоговая система РФ представлена на рисунке в Приложении 1. Рассмотрим, какие же факторы оказывают благоприятное влияние на показатель изъятия налогов в российской налоговой системе.
Во–первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в России складывается в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. Во–вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет еще и так называемый кризис платежей.
О фактической собираемости налогов и проектируемой в бюджете можно судить по данным табл. 3.
Таблица 3 - Уровень собираемости отдельных видов налогов, %
Вид налога |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
НДС на товары, производимые на территории Российской Федерации |
75,5 |
63,6 |
69,0 |
68,9 |
65,0 |
82,5 |
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
90,0 |
90,0 |
80,5 |
80,4 |
71,0 |
88,0 |
Налог на доход/(прибыль) предприятий |
87,1 |
83,4 |
75,0 |
74,3 |
82,0 |
82,5 |
Акциз на нефть |
81,2 |
90,3 |
90,0 |
81,2 |
90,0 |
100,0 |
Акциз бензин |
– |
98,0 |
60,0 |
92,3 |
60,0 |
93,5 |
Акциз на газ |
69,4 |
87,1 |
62,8 |
88,1 |
73,2 |
92,0 |
Акциз на спирт и ликероводочные изделия |
60,4 |
73,6 |
86,7 |
87,8 |
86,2 |
90,0 |
Налог на пользование недрами |
83,5 |
96,3 |
70,0 |
83,6 |
70,0 |
78,3 |
Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные фонды.
Во-вторых, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. В–третьих, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово–хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам[8] . Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики.
Из сказанного можно сделать вывод, что российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
В российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Поэтому проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем.
2.3. Сравнительная характеристика налоговой системы России и налоговых систем развитых зарубежных стран
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макро уровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).
Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в табл. 4.
Таблица 4 - Удельный вес налоговых поступлений в различных странах по отношению к ВВП (в процентах) [9]
Страна |
Доля налогов и обязательных платежей |
Доля налогов без обязательных платежей |
Австрия |
45,5 |
29,9 |
Бельгия |
46,4 |
31,1 |
Великобритания |
33,9 |
27,7 |
Германия |
42,9 |
23,1 |
Дания |
52,8 |
49,7 |
Испания |
35,5 |
21,7 |
Италия |
42,9 |
27,4 |
Канада |
36,3 |
31,0 |
Нидерланды |
44,8 |
26,6 |
США |
31,8 |
22,7 |
Франция |
46,3 |
24,9 |
Швеция |
54,2 |
38,1 |
Япония |
28,6 |
18,2 |
Россия (2002) |
30,7 |
22,1 |
Из этих данных можно сделать несколько важных выводов.
Во–первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП.
Во–вторых, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32% ВВП.
Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе.
Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е гг. прошлого века. Преобразования налоговых систем проходили по принципу лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений. Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их.
Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок.
Эффективная налоговая система должна выполнять ряд функций, а именно:
1) формирование фискально-доходной части государственного бюджета;
2) производственно-стимулирующая функция;
3) социальная[10] .
Проведем сравнительный анализ систем налогообложения таких развитых стран, как США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Япония. (Выбор исследуемых стран обусловлен показателями их ВВП на душу населения.)
Фискальная функция присуща всем налогам, без выполнения этой функции система налогообложения теряет всякий смысл. При формировании эффективной фискальной системы необходимо выполнение таких условий, как относительная простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильности, система препятствий на путях уклонения от выплаты тех или иных налогов. Налоговые системы зарубежных развитых стран указанную функцию выполняют достаточно успешно.
Социальная функция в самом общем виде направлена на соблюдение при налогообложении принципов социальной справедливости.
Производственно-стимулирующая функция требует от налоговой системы функционирования таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной или, шире, к экономической деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы. Для сравнения эффективности налоговых систем зарубежных стран исходя из выполнения ими данной функции были проанализированы налоги на корпорации в каждой из выбранных стран.
Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах колеблются от 30 до 40 %.Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.
Налоговая система США предусматривает хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. Существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, имеющих небольшие доходы или осуществляющих строительство и обновление оборудования, определяют гораздо большие возможности выбора при расчете облагаемого дохода. Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений – все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов, создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах.
Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц.
Францию среди развитых стран отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального назначения. Налоговая система Франции является жесткой по отношению к физическим лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.
Для предприятий малого бизнеса установлены одни из самых высоких налогов и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что налоговая система Франции по сравнению налоговыми системами США и Великобритании является более жесткой по отношению к корпорациям и личным доходам граждан[11] .
Налоговая система Японии обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической, так и в социальной сферах. Современная налоговая система Японии отличается умеренным уровнем налогового бремени (наиболее низкий уровень среди развитых стран: доля налогов в национальном доходе Японии - 26%, тогда как, например, в Великобритании – 40”%, Франции – 34%). В Японии у предприятий изымается около 50% прибыли. Негативное влияние такой фискальной направленности налогообложения прибыли здесь компенсируется проведением активной промышленной политики государства[12] .
Швеция и Норвегия считаются странами с самыми высокими налоговыми ставками. Следствием жесткого налогового пресса в Швеции стали падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров, перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому были серьезно снижены основные ставки налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги на личные доходы остались на достаточно высоком уровне.
Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль в США примерно на 8%, в Англии – на 9%. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль на 12%, в Японии на 4%[13] .
В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими налогами как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление.
Наиболее эффективны в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, налоговые системы США и Великобритании. Несмотря на определенные различия в системах налогообложения этих стран, умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.
В таких странах, как Германия, Франция ставки налога на прибыль корпораций колеблются в пределах 25% - 40%, а значение налоговых льгот не столь велико. В основном они используются для стимулирования создания новых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией в потреблении энергии, воды, а также для ускорения развития экономически отсталых регионов[14] .
Наибольшая нагрузка на предприятия наблюдается в таких странах как Швеция и Норвегия. Налоговые льготы здесь минимальны. Однако считается, что хотя налоги и высоки, основная часть собранных средств возвращается населению в форме различных услуг.
Таким образом, модернизация налоговой системы Российской Федерации должна быть ориентирована на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем рассмотренных стран. Однако, с точки зрения одновременного учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в США и Канаде. Кроме того, с точки зрения создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Германии, где налоговая система «инкорпорирована» в Основной закон - Конституцию.
Заключение
Таким образом, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30% его доходов. Конечно, из этого правила есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного правила. Налоговая система отдельных стран, в частности Швеции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 % и более своего дохода, и это не подавляет его стимулы к развитию производства.
Действительно, в любом государстве функционируют десятки тысяч предприятий, различающихся между собой не только по видам деятельности, но и по ряду других признаков, которые неизбежно будут влиять на формирование их налогооблагаемой базы и, соответственно, на размер уплачиваемых налогов. Это и структура их издержек производства и обращения, связанных с получением дохода, и скорость оборота капитала, и различная фондоёмкость и наукоёмкость производства, и уровень их доходности и многое другое. Учитывать все это при формировании налоговой системы необходимо, но крайне сложно. Вот здесь–то и должен использоваться показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту.
Без него невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет право переступать. При этом оно должно постоянно корректировать этот показатель, приближая его к конкретному налогоплательщику.
Список использованной литературы
Законодательно-правовые акты
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. – Принят Государственной Думой 16 июня 1998 г. (в ред. Федеральных Законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 02.01.2000 № 13-ФЗ). / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // www.consultant.ru
Учебная литература
2. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика, споры. - М.: Экономика, 2007.
3. Глухо В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика. Учебное пособие. - СПб.: Специальная Литература, 2006.
4. Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2007.
5. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М.: Изд-во «Манускрипт», 2005.
6. Куксин И.Н. Налогообложение и налоговая политика в России. – М.: Граница, 2007.
7. Мартинез Вагез Хорхе, Мак Наб Роберт. Налоговые системы стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рынку. – Атланта: Университет штата Джорджия, 2007.
8. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник – М.: Фонд «Правовая культура», 2005.
9. Сутыркин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. – М.: ДС «Экспресс ИНК», 2007.
10. Налоговая система России: Учеб. Пособие. / под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева. - М.: АКДИ, 2008.
11. Основы налоговой системы (второе издание) / под ред. Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. – М.:ЮНИТИ, 2007.
Периодическая литература
12. Козырин А.Н. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах. // Финансы. – 2005. – №5.
13. Князев В.Г. Налоги в странах – членах ЕЭС. // Финансы. – 2003 – №5.
Приложение 1
Приложение 2
[1] Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2007. – с. 33.
[2] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. – Принят Государственной Думой 16 июня 1998 г. (в ред. Федеральных Законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 02.01.2000 № 13-ФЗ). / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // www.consultant.ru
[3] Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика, споры. - М.: Экономика, 2007. – с. 73.
[4] Глухо В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика. Учебное пособие. - СПб.: Специальная Литература, 2006. – с. 128.
[5] Основы налоговой системы (второе издание) / под ред. Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. – М.:ЮНИТИ, 2007. – с. 122.
[6] Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М.: Изд-во «Манускрипт», 2005. – с. 231.
[7] Сутыркин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. – М.: ДС «Экспресс ИНК», 2007. – с. 73.
[8] Налоговая система России: Учеб. Пособие. / под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева. - М.: АКДИ, 2008. – с. 236.
[9] Козырин А.Н. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах. // Финансы. – 2005. – №5. – с. 16.
[10] Куксин И.Н. Налогообложение и налоговая политика в России. – М.: Граница, 2007. – с. 184.
[11] Князев В.Г. Налоги в странах – членах ЕЭС. // Финансы. – 2003 – №5. – с. 22.
[12] Мартинез Вагез Хорхе, Мак Наб Роберт. Налоговые системы стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рынку. – Атланта: Университет штата Джорджия, 2007. – с. 287.
[13] Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник – М.: Фонд «Правовая культура», 2005. – с. 198.
[14] Дернберг Р.Л. Международное налогообложение – М.: ЮНИТИ, 2007. – с. 95.