Налоговая система Республики Казахстан 4

СОДЕРЖАНИЕ: Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.

Налоговая система – это установленные в законном порядке совокупность видов налогов, форм и методов их построения, структура и звенья управления с их функциями, целями и задачами. Органами управления являются налоговый комитет Министерства Государственных Доходов РК, региональные налоговые комитеты. Современная налоговая система Республики Казахстан в настоящий период способствует регулированию экономических процессов. В то же время необходимость соответствия условиям сегодняшнего дня требует от нее постоянного совершенствования и модернизации. В этом смысле самым перспективным видится разработка и применение системы льгот и скидок: во-первых – для стимулирования отечественных производителей; во вторых - для сбалансированности бюджетной и внебюджетной сфер. В целом, это обеспечивает расширение налоговой базы и соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Основными задачами Министерства государственных доходов РК, основными задачами являются:

1) участие в формировании, реализации фискальной и таможенной политики;

2) организация и совершенствование таможенного дела;

3) обеспечение поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;

4) государственный контроль над производством и оборотом алкогольной продукции.

Налоги, сборы и другие обязательные платежи исчисляются и уплачиваются в национальной валюте тенге, поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом О бюджетной системе. Исключением являются случаи, когда законодательными актами и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или в иностранной валюте.

В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа :

Первый этап (с 1992 года по июнь 1995 года).

В республике функционировали более 40 видов налогов:

· общегосударственные налоги;

· общеобязательные местные налоги;

· местные налоги.

Второй этап (с июля 1995 года по 1999 год).

В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап (с 2000 года по 2001 год).

Основной задачей третьего этапа являлось усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками.С 1 января 2002 года вводится в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001.

Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений.

Современная налоговая система РК характеризуется:

· базируется на основе Кодекса, а не на подзаконных актах;

· построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый контроль со стороны Министерства Государственных доходов и его подразделений;

· предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия исполнения налоговых отчислении с доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочивания льгот и механизма их предоставления, а также невмешательство в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов;

· обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, усиливает правовую защиту их интересов;

· предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь.

В соответствии с Налоговым Кодексом, налоговая система Республики Казахстан включает в себя 13 видов налогов, 5 видов сборов и 11 видов пошлин и плат:

1) налоги:

· корпоративный подоходный налог;

· индивидуальный подоходный налог;

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· рентный налог на экспорт;

· специальные платежи и налоги недропользователей;

· социальный налог;

· налог на транспортные средства;

· земельный налог;

· налог на имущество;

· налог на игорный бизнес;

· фиксированный налог;

· единый земельный налог;

2) другие обязательные платежи в бюджет:

сборы:

· регистрационные сборы;

· сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК;

· сбор с аукционов;

· лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

· сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

пошлины:

· государственная пошлина;

плата:

· за пользование земельными участками;

· за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

· за эмиссии в окружающую среду;

· за пользование животным миром;

· за лесные пользования;

· за использование особо охраняемых природных территорий;

· за использование радиочастотного спектра;

· за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

· за пользование судоходными водными путями;

· за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Скачать архив с текстом документа