Налоговая система Республики Казахстан 4
СОДЕРЖАНИЕ: Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.
Налоговая система – это установленные в законном порядке совокупность видов налогов, форм и методов их построения, структура и звенья управления с их функциями, целями и задачами. Органами управления являются налоговый комитет Министерства Государственных Доходов РК, региональные налоговые комитеты. Современная налоговая система Республики Казахстан в настоящий период способствует регулированию экономических процессов. В то же время необходимость соответствия условиям сегодняшнего дня требует от нее постоянного совершенствования и модернизации. В этом смысле самым перспективным видится разработка и применение системы льгот и скидок: во-первых – для стимулирования отечественных производителей; во вторых - для сбалансированности бюджетной и внебюджетной сфер. В целом, это обеспечивает расширение налоговой базы и соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Основными задачами Министерства государственных доходов РК, основными задачами являются:
1) участие в формировании, реализации фискальной и таможенной политики;
2) организация и совершенствование таможенного дела;
3) обеспечение поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;
4) государственный контроль над производством и оборотом алкогольной продукции.
Налоги, сборы и другие обязательные платежи исчисляются и уплачиваются в национальной валюте тенге, поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом О бюджетной системе. Исключением являются случаи, когда законодательными актами и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или в иностранной валюте.
В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа :
Первый этап (с 1992 года по июнь 1995 года).
В республике функционировали более 40 видов налогов:
· общегосударственные налоги;
· общеобязательные местные налоги;
· местные налоги.
Второй этап (с июля 1995 года по 1999 год).
В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».
Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.
Третий этап (с 2000 года по 2001 год).
Основной задачей третьего этапа являлось усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками.С 1 января 2002 года вводится в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001.
Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений.
Современная налоговая система РК характеризуется:
· базируется на основе Кодекса, а не на подзаконных актах;
· построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый контроль со стороны Министерства Государственных доходов и его подразделений;
· предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия исполнения налоговых отчислении с доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочивания льгот и механизма их предоставления, а также невмешательство в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов;
· обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, усиливает правовую защиту их интересов;
· предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь.
В соответствии с Налоговым Кодексом, налоговая система Республики Казахстан включает в себя 13 видов налогов, 5 видов сборов и 11 видов пошлин и плат:
1) налоги:
· корпоративный подоходный налог;
· индивидуальный подоходный налог;
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· рентный налог на экспорт;
· специальные платежи и налоги недропользователей;
· социальный налог;
· налог на транспортные средства;
· земельный налог;
· налог на имущество;
· налог на игорный бизнес;
· фиксированный налог;
· единый земельный налог;
2) другие обязательные платежи в бюджет:
сборы:
· регистрационные сборы;
· сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК;
· сбор с аукционов;
· лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
· сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;
пошлины:
· государственная пошлина;
плата:
· за пользование земельными участками;
· за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
· за эмиссии в окружающую среду;
· за пользование животным миром;
· за лесные пользования;
· за использование особо охраняемых природных территорий;
· за использование радиочастотного спектра;
· за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;
· за пользование судоходными водными путями;
· за размещение наружной (визуальной) рекламы.