Налоговое планирование на предприятиях

СОДЕРЖАНИЕ: Тбилиский университет имени Григола Робакидзе. Факультет бизнеса и управления. Проект по корпоративным финансам Налоговое планирование на предприятиях

Тбилиский университет имени Григола Робакидзе.

Факультет бизнеса и управления.

Проект по корпоративным финансам

Налоговое планирование на предприятиях

Студент III уровня Мурад Ломинашвили.

Руководитель:Тамар Гамсахурдия

Тбилиси.

2009

Содержание.

Введение..……………………………………………………...................................................

3

1.Пределы налогового планирования...........................................................

5

2. Общая схема налогового планирования.....................................................

15

3. Контроль правельности рачетов и сроков уплаты налогов.......................

24

4.Сущность и значение налогового планирования на предприятиях в Грузии..................................................................................................................

33

Заключение ........................................................................................................

40

ВВЕДЕНИЕ.

В современных условиях хозяйствования особую роль приобретает налоговое планирование на предприятии. Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности любого коммерческого предприятия.. Его можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему Налоговому Кодексу. Эффективная система налогового планирования в коммерческих организациях способна выступить связующим звеном между стадиями и комплексами экономического планирования .

Для современного периода развития реального сектора экономики в Грузии характерны изменения внешней среды хозяйствования. Давление со стороны естественных монополий и государственных органов приводит к увеличению транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и других приравненным к налогам платежей. Сложившаяся ситуация требует от предприятий формирования адекватной налоговой политики, эффективной организации учета и планирования налоговых издержек.

Целью является анализ налогового бремени, оптимизация налогообложения и выбор эффективной системы налогообложения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

проведение анализа внешней и внутренней среды предприятия, оценка рисков;

проведение анализа учетной политики предприятия;

проведение анализа экономической деятельности с целью оценки прошлой деятельности предприятия и состояния предприятия на данный момент;

финансовый анализ предприятия на основании бухгалтерских балансов предприятия за 2002-2005годы, определение налогового бремени предприятия; сравнительный анализ систем налогообложения и выбор наиболее оптимальной системы налогообложения.

Метод исследования. В процессе анализа использовались методы экономического анализа деятельности предприятий, балансовый и индексный метод. Объект и предмет исследования. Предметом исследования является эффективность системы налогообложения на данном предприятии. [1]

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение состоит в обобщении опубликованных материалов по теме исследования и изучении теоретических основ налогового планировании. Практическая значимость - в обосновании особой значимости налогового планирования на предприятиях и в организациях и выявлении путей законного обхода налогов.

Цель исследования – анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:

· раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;

· изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;

· исследование проблемы минимизации налогов с помощью изучения схем минимизации налогов и понятия оффшорных зон.

Объектом исследования является налоговое планирование на предприятиях и в организациях.

Предмет исследования - детальное рассмотрение структуры налогового планирования, ее элементов, этапов и принципов.

1.Пределы налогового планирования

В правоприменительной практике большинства государств, сложились специальные методы, позволяющие предотвращать уклонение от уплаты налогов, а также существенно ограничивать сферу применения налогового планирования. Как правило, эти методы взаимосвязаны, однако можно выделить:

1) законодательные ограничения;

2) меры административного и финансового воздействия, применяемые при нарушении налогоплательщиком налогового законодательства;

3) специальные судебные доктрины.

Законодательные ограничения устанавливаются налоговым законодательством и представляют собой, по сути, совокупность обязанностей налогоплательщика, составляющих наряду с его правами и гарантиями их осуществления налоговый кодекс поведения налогоплательщика. К таким ограничениям можно отнести меры, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, в том числе обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представлять сведения и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, удерживать налоги у источника отдельных категорий доходов а также установление мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

К мерам административного и финансового воздействия, применяемым при нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, можно отнести право налогового органа на переквалификацию сделки в судебном порядке, которое является одним из основных способов борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов. В общем случае согласно взыскание налога с организаций производится налоговыми органами в бесспорном порядке. Взыскание же налога с физического лица производится только в судебном порядке. могут быть признаны судом недействительными мнимые и притворные сделки. [2]

Метод специальных судебных доктрин пока еще не получил в Грузии законодательного признания. В мировой практике налоговые органы имеют большие возможности при использовании судебного механизма борьбы с уклонением от уплаты налогов в случае, если налогоплательщик совершает сделки или действия исключительно в целях приобретения прав на налоговые льготы или для структурирования каких-либо отношений между различными предприятиями с целью получения преимуществ, связанных только с налоговыми аспектами таких отношений.

Доктрина существо над формой состоит в том, что юридические последствия, вытекающие из сделки, определяются в большей степени ее существом, нежели формой. Иными словами, если форма сделки не соответствует отношениям, которые фактически реализуются между сторонами сделки, возникают юридические последствия, соответствующие существу сделки или реально возникшим отношениям.

Доктрина деловой цели заключается в том, что сделка, создающая определенные налоговые преимущества для ее сторон, может быть признана недействительной, если она не достигает деловой цели. При этом налоговая экономия сама по себе не признается в качестве деловой цели сделки в целях предупреждения уклонения от уплаты налогов.

Доктрина сделки по этапам сводится к тому, что суд при рассмотрении конкретной сделки устраняет промежуточные операции, осуществленные сторонами, и рассматривает реально совершенные действия, исходя из существа такой сделки. Налогоплательщики нередко дробят сделку, осуществление которой связано с существенными налоговыми последствиями, на ряд промежуточных сделок, позволяющих достигнуть требуемого результата с гораздо меньшими налоговыми последствиями. [3]

Базовые понятия и категории

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

Налоговое планирование - это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств (Реализация политики «приемлемых» налогов). Сущность его выражается в признание за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Задача налогового планирования – организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработке организационной структуры предприятия.

По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для физических лиц). Для указанных субъектов возможности законного обхода налогов могут определяться:

• спецификой объекта обложения (например, могут не облагаться налогами доходы от государственных лотерей);

• спецификой субъекта налога (например, малые предприятия имеют определенные льготы в виде налогового кредита);[4]

• особенностями метода обложения, способа исчисления и уплаты налога (так, кадастровое обложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции);

• видом системы налогообложения (при шедулярной системе по разным ставкам могут облагаться доходы по облигациям, дивиденды и банковские депозиты); • использованием «налоговых убежищ», ибо существующие различия в налоговых режимах отдельных стран могут уменьшить налоговое бремя или обеспечить уход от налогообложения вообще.

Понятие налогового планирования

В Грузии созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях. Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции и стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.

За период рыночных преобразований Грузинской экономики (около 15 лет) произошла эволюция представлений и практической реализации приемов налогового планирования.

В 90-е годы прошлого столетия рекомендации специалистов и практиков отличались использованием, как правило, отдельных приемов и способов принятия управленческих решений, минимизирующих налоговые платежи. Понятие «налоговое планирование» отождествлялось с минимизацией налоговых обязательств и платежей. Было введено определение, где налоговое планирование рассматривалось как легальный путь уменьшения налоговых обязательств, под которым понималась целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

В начале нынешнего века налоговое планирование стали рассматривать как элемент управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Тем не менее, цель минимизации налоговых обязательств превалировала при выборе вариантов ведения хозяйственно-финансовой деятельности.

Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к появлению нового подхода в налоговом планировании, соответствующего термину «оптимизация налогообложения». Употребление понятия «оптимизация» в налоговом планировании стали согласовывать с родовым термином «оптимум» в смыслах: наилучший вариант из возможных состояний системы; цель развития и качество принимаемых решений.

Трансформировалось также понятие налогового планирования. Так, В. Г. Пансков и В. Г. Князев определяют его как «...использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, и законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств».

Однако в настоящее время говорить об оптимальности в налоговом планировании можно в теоретическом аспекте, поскольку реализовать его на практике сложно. Оптимальное налоговое планирование предполагает организацию творческого процесса, учитывающего множество внешних (по отношению к налогоплательщику) факторов:

• состояние и тенденции развития налогового, таможенного и других видов законодательства;

• основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства;

• комплекс законодательных, административных и судебных мер, используемых налоговыми органами с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, их минимизации;[5]

• состояние правопорядка в государстве;

• уровень правовой культуры налоговых органов;

• профессионализм налоговых консультантов.

Теоретические разработки, а также практический опыт, прежде всего крупных компаний, в [6] области оптимального налогового планирования позволят в будущем создать систему налогового планирования в организации, соответствующую понятию оптимизации.

Современное содержание налогового планирования на микроуровне характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной деятельностью.

В связи с этим, налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством.

Основы управления налогами на предприятиях и в организациях.

Хозяйствующие субъекты обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от профессионального решения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят возможности роста и развития бизнеса, а иногда и его судьба. Поэтому управление налогообложением (налоговый менеджмент) как вид деятельности все чаще входит в практику хозяйственной жизни.

Корпоративный налоговый менеджмент — составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. В процессе управления налогами регулирующие воздействия со стороны менеджеров следует рассматривать в общем контексте финансового менеджмента. Поэтому налоговый менеджмент на уровне предприятий и организаций в последующем изложении представлен налоговым планированием и налоговым контролем (внутренним контролем).

Корпоративное налоговое планирование — необходимая составляющая финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.[7]

Другими словами, это законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. Налоговое планирование на предприятии является составной частью единой триады: 1) стратегического финансового планирования (более широкое понятие, чем налоговое планирование) предпринимательской деятельности , 2)бизнес-плана и 3) бюджета организации.

В своей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей корпоративного налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.

Основные принципы корпоративного налогового планирования раскрываются следующими положениями:

• уменьшение налоговых платежей - способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли;

• снижение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому любой способ минимизации, прежде чем его применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для хозяйствующего субъекта;

• последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий, работы предприятия в разные периоды. Поэтому применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествовать расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли;

• уменьшение налога на прибыль (путем использования чистой прибыли на льготируемые цели) экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли в последующие периоды. [8]

Внутренний налоговый контроль — это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. (Основные способы и особенности внутреннего налогового контроля будут рассмотрены ниже.)

Для создания и успешного функционирования системы управления налогами на предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно:

• наличие взаимосвязанных стратегии развития, бизнес – планов и бюджетов;

• готовность администрации осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления;

• организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на использование сетевых технологий и ресурсов Интернета;

• выделение структурного подразделения (лица), ответственного за организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы;

• разработка схемы налогового планирования (налоговое поле, договорное поле, технология внутреннего контроля налоговых расчетов);

• мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов и налоговое поле предприятия.

1.5Разработка схем минимизации налогов.

Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.

Основными разделами документа «Учетная политика» являются: [9]

1) порядок организации бухгалтерского учета;

2) методы оценки активов и обязательств;

3) порядок контроля за хозяйственными операциями;

4) порядок документооборота и технология обработки учетной информации;

5) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации:

6) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

7) формы первичных учетных документов;

8) порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения.

Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно зависит от применения тех или иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету, а для целей налогообложения главный ориентир — Налоговый кодекс Грузии.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес представляют следующие элементы учетной политики в целях налогообложения:

• оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО):

• начисление амортизации по основным средствам (по установленным нормам, ускоренная амортизация);

• создание резервов предстоящих расходов и платежей;

• определение выручки от реализации продукции (метод начисления или кассовый) и др.[10]

Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета. Возможности получения налоговых экономий достигаются, в частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары.

Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения при создании резервов. В случае образовании резерва организация имеет двоякую возможность:

1) уменьшать налоговую базу с начала налогового периода. Тем самым не возникает излишней переплаты в бюджет сумм налога на прибыль.

2) снизить нагрузку в части налога на прибыль в течение всего налогового периода. Для этого возможно создание резерва под предстоящий ремонт особо сложных и дорогостоящих видов основных средств, а также резерва по сомнительным долгам. Создание последнего резерва приводит и к отсрочке уплаты налога на прибыль.[11]

2. Общая схема налогового планирования.

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях, где С — различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.

Общая схема налогового планирования на предприятиях и в организациях

Ниже показана последовательность налогового планирования, состоящего условно из восьми укрупненных процедур.

1. Как уже отмечалось, текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):

• источник платежа (статья расходов);

• бухгалтерская проводка;

• налогооблагаемая база;

• ставка налога;

• сроки уплаты;

• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

• реквизиты организации, в адрес которых делаются перечисления,

• льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.[12]

Далее выполняются действия в следующей последовательности:

3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию;

4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок;

5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок;

6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета;

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.

Учетная политика — это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики предстоит, решить следующие задачи:

• сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;

• создать систему налогового учета;

• предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

• построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.[13]

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо предоставить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.

Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета.

Финансовый менеджер изначально должен понять достаточно сложный характер взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения. Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода к информационному обеспечению государственной налоговой инспекции об объектах налогообложения.

Самый первый из них предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета (здесь речь идет о так называемом бухгалтерском налоговом учете).

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. Этим объясняется употребление в Грузинском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».[14]

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен для расчета обязательств по налогу на прибыль. Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.[15]

Таким образом, в настоящее время показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются по особым правилам, без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Поэтому налоговый учет по сравнению с бухгалтерским учетом можно считать внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому

Элементы налогового планирования

Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:

1.Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.

2.Учетная политика – выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.

3.Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.

4.Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.

5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.

6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.[16]

7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории Грузии. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.

8. Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).

9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.

Этапы налогового планирования

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.

Первый этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

Второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап — предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

Пятый этап — разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап — начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап — непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

3. Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов

Ключевыми элементами в текущем налоговом планировании являются правильный расчет и своевременная уплата сумм налогов.

В рамках налогового менеджмента большое значение придается контролю правильности налоговых расчетов, в первую очередь исключению арифметических и счетных ошибок. Ведь ошибки в расчетах, которые со стороны налоговых органов караются огромными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия.

По некоторым оценкам 15% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета, и только оставшаяся часть — результат несовершенства Грузинского законодательства. Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются:

• отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов:

• ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;

• несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно и местном;

• неверные арифметические расчеты;

• несвоевременное представление отчетной налоговой документации;

• просрочка уплаты налогов.[17]

Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Всякая технология предусматривает разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а также процедур их реализации. Основополагающими принципами технологии внутреннего контроля являются следующие:

• в рамках технологии все решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового заключения;

• все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного решения. При изменении ситуации налоговое заключение принимает группа экспертов (комиссия);

• предприятие должно обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;

• любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;

• для уменьшения риска возникновения налоговой ошибки максимально используются стандартизованные документы. При этом ни один документ не должен существовать в единственном экземпляре: должна быть хотя бы еще одна его копия;

• повседневному контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке;

• все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе Таблицы типовых хозяйственных ситуаций (операций). В первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции в этой таблице;

• нетиповая ситуация требует оформления Карты налоговых решений, которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению.[18]

Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется также на жестком контроле за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции, а также начисление пени. В то же время существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на необходимый период времени (без штрафных санкций). При этом с позиций финансового менеджмента налицо положительный результат — средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль. Например, предприятие использует заемные средства. Если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то разумно платить налоги в срок; в противном случае выгодно задержать уплату налогов, но взять меньшие кредиты.

На практике для слежения за сроками уплаты налогов целесообразно применение налоговых календарей. Рассмотрим один из фрагментов такого календаря.

Календарь бухгалтера (15 октября 2003г. – последний срок представления отчетности и перечисления следующих видов платежей)

Категория плательщиков или отчитывающихся организаций

Вид отчетности или платежа

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Все страхователи

Перечисление авансового платежа за январь-сентябрь

Акцизы

Налогоплательщики-производители спирта и спиртосодержащей продукции, табачной продукции, ювелирных изделий, автомобилей и мотоциклов.

Перечисление суммы акциза по продукции, реализованной в августе

Налогоплательщики - оптовые организации, реализующие алкогольную продукцию с акцизных складов

Перечисление акцизов по продукции, реализованной с 16 по 30 сентября

Предоставление декларации за сентябрь

Примечание: За несвоевременную уплату налогов и сборов с предприятия взыскиваются пени.[19]

Возможно получение соответствующей информации всеми зарегистрированными пользователями информационно-правовых систем. Так, Налоговый календарь бухгалтера системы «Консультант Плюс» рассчитан на организации, использующие при ведении учета Общий план счетов бухгалтерского учета. В нем содержится информация о сроках уплаты и представления расчетов по налогам, сборам и платежам, введенным федеральным законодательством и имеющим регулярный и однотипный характер. Пользователи имеют возможность по встречающейся в календаре ссылке перейти в текст соответствующего нормативного акта или к разделу календаря, соответствующему конкретной дате.

Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства

Отметим еще раз, что конечной целью налогового планирования должна быть не минимизация (снижение) отдельных налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов. В системном окружении налоги влияют друг на друга в связи с тем, что их налоговые базы могут пересекаться. Это положение должны постоянно иметь в виду руководители и менеджеры, которые принимают решения в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом возможных налоговых последствий. Поэтому с этой точки зрения необходимо говорить об оптимизации всей системы налогообложения, которая, безусловно, должна осуществляться на предприятиях и в организациях в рамках действующего законодательства о налогах и сборах.

Ключевая задача корпоративного финансового менеджмента — выбор наилучшего пути управления всеми финансовыми ресурсами. Поэтому если минимизацию налогов рассматривать с точки зрения финансовой оптимизации, то в первую очередь следует ответить на вопрос: что выгоднее - уплатить меньше налогов, но раньше, или больше — но в поздние сроки? Следовательно, система налогообложения органически связана с разработкой как стратегических решений, так и текущих финансовых проектов.

Стратегическое налоговое планирование на предприятиях и в организациях усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К этим факторам относятся: вид деятельности и структура объекта, элементы учетной политики для целей налогообложения, способы управленческого учета, политика ценообразования, структура затрат и т. д.

Определенная попытка факторного анализа на предприятии достигается при разработке документов среднесрочного (бизнес-план) и текущего планирования (бюджеты). В составе этих документов существенное место занимают динамические ряды показателей, включая налоговые, ибо удельный вес налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия весьма значителен.

Обычно расчеты ведутся путем использования финансовых моделей с помощью компьютерного имитационного моделирования. В настоящее время существует весьма широкий спектр программных продуктов для поддержки управленческих решений на предприятии (пакеты прикладных программ Project expert, COMFAR, «Аналитик », «Альт-прогноз» и др.). Каждый из этих продуктов содержит специализированный налоговый модуль (позволяет автоматически рассчитывать некоторые налоги). Наличие такого модуля позволяет по широкому спектру бизнес-процессов и прежде всего инвестиционного плана осуществлять расчеты финансовых показателей с учетом платежей по основным налогам, а также оценивать величину налоговых рисков. Поэтому применение компьютерных систем поддержки финансово-хозяйственных решений целесообразно, и оно приносит несомненную пользу.

В то же время упомянутые выше программные продукты не достаточно ориентированы на задачи корпоративного налогового планирования, некоторые распространенные в налоговой сфере ситуации не поддаются моделированию. С этой целью можно адаптировать имитационную модель и ориентировать ее на реализацию направления вариационно-сравнительного анализа в налоговом планировании.

Конкретный механизм налогового менеджмента состоит также в создании оффшорных компаний, переводе капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам, использовании трансфертных цен во внутрифирменных поставках и связях.

Пределы налогового планирования[20]

В ряде стран сложились специальные методы для предотвращения уклонения от уплаты налогов, позволяющие также ограничить сферу применения налогового планирования. В США, Великобритании, странах ЕС существует весьма жесткое «антитрансфертное» и «антидемпинговое» законодательство. Поэтому поиск возможностей для сокращения налоговых потерь осуществляется лишь в рамках действующей системы ограничений.

К пределам налогового планирования принято относить следующие:

Законодательные ограничения — это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.

Меры административного воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.

Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина «существо над формой» и доктрина «деловая цель».

Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.

Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов». Классификация видов налогового планирования.

В зависимости от юрисдикции применения методов налоговой оптимизации различают планирование налоговых отчислений с учетом действия местных налоговых нормативных актов, законодательных актов субъектов Грузии, а также в соответствии с международным налоговым правом. Международное налоговое планирование весьма специфично и значимо в развитии мировой экономики. Международное налоговое планирование как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состоянии организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов.

В зависимости от важности решаемых задач, степени влияния на конечный финансовый результат деятельности организации можно выделить два этапа налогового планирования - стратегическое и оперативное.

Стратегическое налоговое планирование представляет собой механизм, позволяющий хозяйствующему субъекту определить основополагающие условия его функционирования с точки зрения оптимизации налогообложения. [21]

Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности предприятия и направленных на регулирование уровня его налоговой нагрузки.

В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:

текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы

контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;

текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;

стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:

- использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,

- использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством, [22]

- использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.

Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.

И, наконец, в зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях. [23]

Налоговое планирование может стать одним из перспективных инструментов управления. Оно оказывает воздействие на инвестиционную политику на макро- и микроэкономическом уровне. Особенно наглядно это проявляется при анализе принятия инвестиционных решений за рубежом. Основным показателем, на основе которого делается заключение о перспективности инвестиционного проекта - показатель чистой приведенной стоимости (NPV). В его расчете планирование налогов занимает ведущее место.

4.Сущность и значение налогового планирования на предприятия х в Грузии

В Грузии целью налогового планирования, как на госудырственном, так и на местном уровне выступает оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

Налоговое прогнозирование на макро и микро-уровне представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Грузии и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.[24]

Налоговое прогнозирование макро- уровня включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

Можно дать следующее определение налогового планирования предприятия: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ». Словарь деловых терминов или , определить налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость – все это примеры налогового планирования».

Таким образом, как российские, так и европейские исследователи под налоговым планированием предприятия понимают деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей на предприятии.

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. Налоговое планирование на уровне предприятия - это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.[25]

Как элемент финансового планирования, налоговое планирование выступает одним из факторов реализации его целевой функции – обеспечения финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми значениями и конъюнктурой рынка.

Основной задачей налогового планирования на предприятии является предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговое планирование предприятия, с одной стороны, может быть представлено как обслуживающий процесс, так как оно направлено на решение внутренних задач организации по обслуживанию бизнес-процессов, выполняется исходя из интересов собственников и способствует повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и повышению его финансовой значимости. Однако следует признать, что налоговое планирование является и специфическим управленческим процессом, т.к. призвано сопровождать (способствовать оптимизации) практически каждую функцию любого бизнес- и обслуживающего процесса хозяйствующего субъекта.

Таким образом, налоговое планирование коммерческого предприятия - специфический управленческий процесс, который может присутствовать в виде функции как бизнес-, так и обслуживающих процессов и призван способствовать оптимизации практически каждой функции любого процесса хозяйствующего субъекта. Эффективность этих процессов можно существенно повысить, решая его задачи в рамках процессного подхода. Особенности оптимизации налогообложения предприятием зависят от того, к какой сфере деятельности оно принадлежит (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, - производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (малое, среднее, большое).

В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

Налоговому планированию как виду экономического планирования имманентно присущ комплексный характер.[26] Налоговое планирование, тесно взаимодействует с маркетингом, финансами предприятий, бухучетом, кадровой политикой, снабжением. Оно служит одним из основных инструментов расчета показателей эффективности деятельности предприятия. Значит, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента.

Возникает необходимость создания такого документарного источника, который позволит сгладить существующие противоречия и вывести внутрифирменное налоговое планирование на качественно новый уровень. Налоговое регулирование является связующим звеном между налоговым планированием и налоговым контролем.

Налоговое регулирование представляет собой процесс научно выверенного и практически обоснованного оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых бюджетов. В практическом плане налоговое регулирование состоит из принятия решений, их детализации по обеспечению полного и своевременного выполнения и по вертикали, и по горизонтали задач налогового администрирования.

С микроэкономической точки зрения говорят о внутреннем налоговом администрировании, как о деятельности администрации предприятия по контролю за соблюдением налогового законодательства, при осуществлении хозяйственных операций, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, налоговое планирование предприятия, как процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации налогового плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями можно рассматривать как один из инструментов внутреннего налогового администрирования хозяйствующего субъекта.

Использование налогового планирования на предприятии выгодно для самого предприятия - в плане укрепления его платежеспособности. Выгодой для хозяйствующего субъекта будет точное соблюдение порядка исчисления и уплаты налога, правильное определение налоговой базы, применение налоговых вычетов, ставок, льгот и т.д., а, следовательно, отсутствие штрафов и тетри в результате правильного и умелого определения и перечисления суммы налога.

Кроме того, это выгодно и для государства - в плане совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты налогов, а также в плане стабильности поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней.

Пример1.Концепции отложенных налогов и постоянных разниц можно разобрать на следующем примере: 2008 г. 2009 г.

Финансовый результат до налогообложения

10.000

15.000

Постоянные разницы (т.е. расходы на питание и командировки)

1.000

2.000

Прибыль до налогообложения

11.000

17.000

Действующая налоговая ставка 18%

18%

18%

Расходы по налогу согласно финансовому учету

1.980

3.060

Финансовый результат до налогообложения (см. выше)

11.000

17.000

Временные разницы (безнадежная задолженность, отнесенная на расходы в 2008 г. и принятая к вычету для целей налогообложения в 2009 г.)

1.500

1.500

Налогооблагаемая прибыль согласно налоговой декларации

12.500

15.500

Действующая налоговая ставка 18 %

18%

18%

Налог, подлежащий уплате в бюджет

2.250

2.790

Проводка в 2008 г.

Проводка в 2009 г.

Расходы по налогам 1.980

Расходы по налогам 3.060

Отложенный налог (требование) (1.500 x.18) 270

Отложенный налог (требование) (1.500 x.18) 270

Краткосрочное налоговое обязательство

2.520

Краткосрочное налоговое обязательство

3.060

Фактическая ставка налогообложения 2008 г. 1,980/10,000 21% (обратите внимание: действующая ставка составляет 18%)

Фактическая ставка налогообложения 2009г. 3,060/15,000 22% (обратите внимание: действующая ставка составляет 18%)

[27]

Как показывает данный пример, налогооблагаемая прибыль выводится из финансового результата на основании правил налогового учета, регламентирующих порядок отнесения безнадежной задолженности на расходы. В результате в балансе за 2008 г. фирма отражает налоговое требование в размере 270 лари, а в 2009 г. оно будет принято к вычету для целей налогообложения и снято с баланса. Краткосрочное налоговое обязательство всегда представляет собой задолженность перед бюджетом. Наличие постоянных разниц приводит к увеличению фактической ставки налогообложения с 18% (действующей ставки) до 21% в 2008 г. и до 22% – в 2009 г. Следует отметить, что в данном примере при использовании метода отсрочки и метода обязательств получается один и тот же ответ, так как мы исходим из неизменной налоговой ставки

Пример2. Грузинская фирма поставила на экспорт иностранной компании товар стоимостью 1100000лари. Прибыль грузинской фирмы составляет 100.000 лари. С этой суммы грузинская фирма должна уплатить налог на прибыль в сумме 35.000 лари . Однако в целях экономии финансовых средств данная сделка была проведена с участием оффшорной компании, принадлежащей грузинской фирме. Поставка товара в этом случае произошла через оффшорную компанию, которой грузинская фирма поставила тот же товар в том же количестве, но по цене 1.020.000 лари.

Оффшорная компания продает товар, являющийся ее собственностью, конечному покупателю - иностранной компании по цене 1.100.000 лари. Основная часть прибыли – 80.000 лари остается на счетах своей оффшорной компании и облагается минимальными налогами. Прибыль же грузинской фирмы составляет 20.000 лари, налог на прибыль - 7000 лари.

Простая деятельность

Деятельность с Оффшора

Экспорт товата

1.100.000

1.020.000

Прибыль

100.000

20.000

Налоговая ставка

20%

20%

Начисление налога

20.000

4.000

[28] На данном примере мы можем увидеть какую важную роль игают оффшорные компании в налоговом планировании ведь фирма сумела сэкономить 16.000 лари (без каких либо правонарушений или нарушений законодательства Грузии) только на одном примере налогового планирования что показывает всю важность, серьезность и необходимость налогового планирования на предприятиях и в оргнизациях. Налоговое планирование могут осуществлять как физические так и юридические лица (тоесть лябой граждонин или фирма может использовать возможность налогового планирования).[29]

Заключение.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

В условиях жестокой фискальной политики Грузии на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Процесс налогового планирования это:

Во - первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера).

Во - вторых, - постоянный поиск оригинальных решений и схем работы вашей организации.

В - третьих, - постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций вашего профиля и смежных сфер бизнеса.

Роль каждого из участников процесса налогового планирования специфична:

Так Менеджер дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения.

Бухгалтер проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует возможные с точки зрения процедуры схемы, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.

Юрист анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом “узких мест” при ее исполнении; помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом “узких мест” при ее исполнении.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.

Практика показывает, что снизить налогообложение, оставаясь в рамках правового поля, возможно практически для любого предприятия.

Но самое главное, что должен осознавать налогоплательщик – налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его надо не после осуществления какой - либо хозяйственной операции или прошествия налогового периода, а до хозяйственной операции.


[1] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.:Финансы и статистика, 2001. 790 с -805 с.

[2] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.:Финансы и статистика, 2001. 790 с -805 с.

[3] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.:Финансы и статистика, 2001. 790 с -805 с.

[4] Бабанин В.А. Совершенствование методов налогового планирования в организации: Дис. канд. экон. наук. — М., 2004. Стр161-164

[5] Бабанин В.А. Совершенствование методов налогового планирования в организации: Дис. канд. экон. наук. — М., 2004 стр161-164

[6] http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/sajf-gil08-9.pdf

[7] Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В., Баженов О.И. Методы налоговой оптимизации. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Аналитика-Пресс, 2000. Стр 313-315

[8] http://www.lexgroup.ru/rus/audit/audit-taxes/

[9] Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. — М: Финансы и статистика, 2000. стр 236-241

[10] Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. — М: Финансы и статистика, 2000. стр 236-241

[11] Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. — М: Финансы и статистика, 2000. стр 236-241

[12] Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования. – СПб.: Питер, 2004.

[13] Фокин В.Н. Налоговое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2004. – 76 с.

[14] Фокин В.Н. Налоговое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2004. – 76 с.

[15] Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования. – СПб.: Питер, 2004.

[16] Бабанин В.А. Анализ международного опыта ведения и регулирования оффшорного бизнеса // Финансовый менеджмент. — 2004. — № 1 стр 243-245

[17] Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. Краткий курс.3-е изд. – СПб.: Питер, 2006 стр 59-70

[18] Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. Краткий курс.3-е изд. – СПб.: Питер, 2006 стр 59-70

[19] Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. Краткий курс.3-е изд. – СПб.: Питер, 2006 стр59-70

[20] Басалаева Е.В. Налоговое планирование в организации: Дис. канд. зкон. наук. — М., 2002. Стр 221-223

[21] . http://science-bsea.narod.ru/2006/ekonom_2006/panchenko_strateg.htm

[22] http://www.eltoma-offshore.com/pages/international-tax-planning-description.html

[23] . Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В., Баженов О.И. Методы налоговой оптимизации. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Аналитика-Пресс, 2000. Стр 309-311

[24] Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под. ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. – М.: ИНФРА–М,. 1996. – 479с.

[25] Фишер О. В. Налоговое планирование на промышленном предприятии. диссертация http://www.smartcat.ru/p_finance/books/book_75/ch1_1.shtml

[26] Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. – М.: АиН, 1999. – 62с.

[27] Гончаренко Л. И. Налогообложение организаций. – М.: Экономистъ, 2006.

[28] Гончаренко Л. И. Налогообложение организаций. – М.: Экономистъ, 2006.

[29] Налоговый кодекс грузии.

Скачать архив с текстом документа