Налоговые правонарушения и ответственность за них
СОДЕРЖАНИЕ: Нарушения законодательства о налогах и сборах, виды и состав налоговых правонарушений. Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения с признаками административной и уголовной ответственности. Расчет и взыскание налоговых санкций.Федеральное государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Астраханский колледж строительства и экономики
Специальность 080110
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоговый контроль»
на тему:
«Налоговые правонарушения и ответственность за них»
Выполнил студент группы БН-41
Литвинова О.А.
Астрахань, 2010 год
План
Введение
Раздел I. Теоретические аспекты налогового правонарушения
1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах
1.1.1 Виды и состав налоговых правонарушений
1.1.2 Налоговое правонарушение
1.2 Нарушение как основание к привлечению ответственности
1.2.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения
1.2.2 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности
1.2.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности
1.2.4 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
1.2.5 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
1.2.6 Налоговые санкции
Раздел II. Порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения
2.1 Неисполнение обязанностей в связи учетом в налоговых органах
2.2 Несоблюдение порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций
2.3 Неисполнение обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов
2.4 Воспрепятствование законной деятельности органов налогового администрирования
Выводы и предложения
Заключение
Список литературы
Введение
Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.
Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.
НК в главе 16 указывает исчерпывающий перечень составов налоговых правонарушений, не подлежащий расширению иначе как законодательным путем, вносящим изменения в НК (п.1 ст.108 НК).
Выбранная мною тема «Налоговые правонарушения и ответственность за них», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения.
Задачи:
1. Дать характеристику отдельным видам нарушений налогового законодательства Российской Федерации;
2. Рассмотреть общие положения об ответственности за налоговые правонарушения;
3. Показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4. Дать обзор практике применения финансовых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Объектом работы является рассмотрение ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Предмет работы - налоговые правонарушения.
Для курсовой работы мною были использованы источники: Налоговый Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, выводов и предложений и списка литературы.
Раздел I. Теоретические аспекты налогового правонарушения
1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах
1.1.1 Виды и состав налоговых правонарушений
Термин «нарушения законодательства о налогах и сборах» употребляется в тексте НК РФ многократно, однако соответствующее определение в этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о налогах и сборах, помимо налоговых правонарушений, относятся также нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки), и налоговые преступления.
Следует говорить о составах нарушений законодательства о налогах и сборах , каждый из которых представляет собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законодательством, и характеризующих соответствующие противоправные деяния.
Общим у всех нарушений законодательства о налогах и сборах являются объекты их посягательства. Ведь, так или иначе, объекты всех нарушений законодательства о налогах и сборах составляют, охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу уплаты налогов и сборов, функционирования системы налогового администрирования.
Объективная сторона нарушений законодательства о налогах и сборах заключается в совершении деяний, посягающих на этот объект. Соответствующие составы противоправного поведения предусматриваются в трех кодифицированных нормативных правовых актах. В частности налоговые правонарушения, как основания привлечения к ответственности предусмотрены НК РФ, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений - КоАП РФ, а налоговые преступления - УК РФ.
Субъектами нарушений законодательства о налогах и сборах могут являться как физические лица, так и организации. Однако субъектами налоговых преступлений выступают только физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста (ст. 107 НК РФ). Аналогичные нормы содержатся в административном и в уголовном законодательстве. Для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах физическое лицо должно быть вменяемым, т. е. способным отдавать отчёт в своих действиях и руководить ими. В противном случае они не могут являться субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Что же касается организаций, то их деликтоспособность возникает с момента создания (государственной регистрации) и прекращается в момент ликвидации.
Субъективная сторона нарушении законодательства о налогах и сборах может быть определена как совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному, в её основе лежит вина налогоплательщика, налогового агента или иного лица. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 110 НК РФ). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно , если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Неосторожность имеет место в случае, когда лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Примерно также определяются возможные формы вины физических лиц в законодательстве об административных правонарушениях и в уголовном законодательстве. Однако преступными нарушения законодательства о налогах и сборах признаются только при наличии умышленной формы вины.
Таким образом, нарушение законодательства о налогах и сборах можно определить как посягающее на общественные отношения в сфере налогообложения виновное действие (бездействие) физического лица или организации, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
1.1.2 Налоговое правонарушение
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.
По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения могут быть условно подразделены на несколько обособленных групп:
- нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи учетом в налоговых органах (ст. 116-118 НК РФ);
- нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ);
- нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);
- нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования (ст. 125-126, 128-129 НК РФ).
К налоговым правонарушениям первой группы в первую очередь относится неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой на налоговый учёт, таким как: нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет, нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счёта в 6анке.
К налоговым правонарушениям второй группы , прежде всего, относится непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта, грубое нарушение организацией правил учёта доходов (расходов) или объектов налогообложения.
К третьей группе налоговых правонарушений относится неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов.
Наконец, к четвертой группе налоговых правонарушений относятся те из них, которые связаны с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования: несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.
Помимо собственно налоговых правонарушений выделяются и их разновидности - нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Основная их отличительная особенность заключается в том, что субъектами правонарушений являются исключительно банки, а объективная сторона выражается в неисполнении ими отдельных публичных обязанностей по содействию органам налогового администрирования.
В свою очередь все эти нарушения законодательства о налогах и сборах по характеру и содержанию противоправных деяний также условно можно подразделить на три группы:
- нарушения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков (ст. 132 НК РФ);
- нарушения банками обязанностей по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений налоговых органов, принятых в отношении счетов налогоплательщиков (ст. 133-135 НК РФ);
- нарушения банками обязанностей по предоставлению сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков (ст. 135 НК РФ).
1.2 Нарушение как основание к привлечению ответственности
1.2.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения
Налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей (п. 4 ст. 23 НК РФ). Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах обладает всеми признаками юридической ответственности.
В первую очередь она связана с государственным принуждением, которое выступает её содержанием . Такое принуждение от имени государства осуществляют органы налогового администрирования и органы внутренних дел.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется также определёнными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Это является её объективным свойством . Такие лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности .
В соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными , а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов - штрафными (карательными) . За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.
Кроме того, такая ответственность наступает только за совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве её основания. Ими могут являться:
- налоговые правонарушения;
- нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);
- преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).
К существенным признакам ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма её реализации. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности это могут быть процедуры, предусмотренные:
- законодательством о налогах и сборах (производство по делам о налоговых правонарушениях);
- законодательством об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях);
- уголовно-процессуальным законодательством (производство предварительного расследования).
С учетом изложенного, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.
В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной ответственности. Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.
Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах.
В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:
- ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений, т. е. совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;
- ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;
- ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах дополнительно указывает, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение право восстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.
Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, лишение свободы.
1.2.2 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности
Среди нарушений законодательства о налогах и сборах как вид выделяются административные правонарушения. В качестве таковых следует рассматривать налоговые проступки - посягающие на установленный в области налогов и сборов порядок противоправные, виновные действия либо бездействие физического или юридического лица, за которые законодательством об административных право нарушениях установлена административная ответственность.
Субъектами административно наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций-налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов.
Все административно наказуемые нарушения условно можно подразделить на следующие четыре группы:
- административные правонарушения, связанные с осуществлением денежных расчётов и кассовых операций, содержащие признаки административных правонарушений (ст. 14.5, 15.1 и 15.2 КоАП РФ);
- административные правонарушения в области налогов и сборов (ст. 15.3-15.9 КоАП РФ);
- административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции (ст. 15.12 КоАП РФ);
- административные правонарушения, заключающиеся в воспрепятствовании деятельности налоговых органов (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6 КоАП РФ).
К административно наказуемым нарушениям первой группы относят продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККМ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых опе6раций, невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.
Административные правонарушения в области налогов и сборов включают нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счёта в банке или иной кредитной организации; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка открытия счёта налогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам; а также грубые нарушения правил бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчетности.
В составе рассматриваемых нарушений законодательства о налогах и сборах обособлены административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции . Наказуемыми признаются выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных и акцизных марок несут ответственность собственники продукции, осуществляющие её производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством. Требования к образцам федеральных специальных марок, акцизных марок и региональных специальных марок, порядок их нанесения определяются Правительством Российской Федерации.
Последнюю группу рассматриваемых нарушений законодательства о налогах и сборах образуют неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор; невыполнение в устано-вленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства; непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; непредставление сведений (информации).
1.2.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности
Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц. Это обусловлено тем, что подобные посягательства наносят существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования налоговых доходов бюджета.
Нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления - умышленно совершенное в сфере налогов и сборов опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
В уголовном законодательстве предусмотрено несколько составов налоговых преступлений. Среди них, принимая во внимание непосредственные объекты их посягательств, условно можно выделить в обособленные группы:
- собственно налоговые преступления (ст. 198, 199 УК РФ);
- преступления против порядка маркировки подакцизной продукции (ст.171, 327 УК РФ);
- иные преступления против порядка налогообложения (ст. 173 УК РФ).
Собственно налоговые преступления непосредственно посягают на установленный законодательством порядок исчисления и уплаты (удержания и перечисления), а также взыскания налогов и сборов. Уголовно наказуемым являются уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица или с организации; несоблюдение обязанностей налогового агента; а также сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов или сборов.
Преступления против порядка маркировки подакцизной продукции (акцизные преступления) посягают на отношения, складывающиеся в связи с обложением акцизами отдельных товаров. Так в качестве уголовно наказуемого деяния определено производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст.171 УК РФ); и изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (ч. 1ст. 327 УК РФ).
К третьей группе относятся такие преступления против порядка налогообложения как лжепредпринимательство – создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов, причинившее крупный ущерб.
1.2.4 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
1.2.5 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность , признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (ст. 112 НК РФ).
1.2.6 Налоговые санкции
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым Кодексом.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового Кодекса.
При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Раздел II. Порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения
2.1 Неисполнение обязанностей в связи учетом в налоговых органах
Неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой на налоговый учет. Согласно п. 1 ст. 116 НК РФ, нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Состав данного правонарушения образует пропуск соответствующего срока, предусмотренного законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ на организации возложена обязанность подачи заявления о постановке на учёт по месту нахождения обособленных подразделений в течение одного месяца после их создания.
Если же имеет место неисполнение налогоплательщиком соответствующей обязанности на протяжении более 90 дней, то это влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 117 НК РФ, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.
Если же такая деятельность осуществлялась более 3 месяцев, то она наказывается штрафом в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учёт более 90 дней (п. 2 ст. 117 НК РФ).
За нарушение срока представления сведении об открытии или закрытии счёта в 6анке с налогоплательщика взыскивается 5 тыс. руб. штрафа, который предусматривается п. 1 ст. 118 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии ими счетов в пятидневный срок.
2.2 Несоблюдение порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций
Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установлении законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта предусматривает взыскание штрафа в размере 5 % от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 100 руб. В данном случае необходимо учитывать, что для каждого налога предусмотрены свои сроки представления налоговых деклараций. Например, согласно ст. 229 НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц по общему правилу обязаны представлять налоговую декларацию ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока её представления, влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-годня (п. 2 ст. 119 НК РФ).
Грубое нарушение организации правил учёта доходов (расходов) или объектов налогообложения. Согласно п. 1 ст. 120 НК РФ, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Под грубым нарушением правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения в данном случае понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учёта, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут уже взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ). Когда такие действия повлекли занижение налоговой базы, штраф взыскивается в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
2.3 Неисполнение обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ, если неуплата или неполная уплата сумм налога имела место в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то она влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.
Штраф увеличивается до 40 % от неуплаченных сумм налога в том случае, когда указанные деяния были совершены умышленно (п. 3 СТ. 122 НК РФ).
Согласно ст. 123 НК РФ, неправомерное неперечислении (неполное перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом , влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.
Здесь необходимо иметь в виду, что налоговые агенты, согласно ст. 25 НК РФ, обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
2.4 Воспрепятствование законной деятельности органов налогового администрирования
Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест в лечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (ст. 125 НК РФ).
Диспозицией данной статьи охватываются действия, нарушающие порядок ограничения прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Согласно ст. 77 НК РФ, при полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владеть и пользоваться им может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. При частичном же аресте допускается распоряжение имуществом, но оно также как владение и пользование осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества на которое наложен арест, и составляет данное налоговое правонарушение.
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренных законодательством о налогах и сборах влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Данное правонарушение заключается в игнорировании положений ст. 31 НК РФ, в соответствии с которой, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.
Непредставление же налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации за исключением банка, предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 128 НК РФ). В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Неправомерный же отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний наказываются штрафом в 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки , влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. (п. 1 ст. 129 НК РФ). Согласно ст. 95-97 НК РФ, указанные лица привлекаются налоговыми органами для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. Дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (п. 2 ст. 129 НК РФ).
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с законодательством о налогах и сборах это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (ст. 126 НК РФ), а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - 5 тыс. руб. (ст. 129 НК РФ). В данном случае имеется в виду, прежде всего, неисполнение обязанностей лицами, которые в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязаны сообщать налоговым органам сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Так, например, органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности или назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа.
Выводы и предложения
Рассмотрев налоговые правонарушения и характер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, проанализировав общие положения об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отдельные виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, а так же возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующие выводы:
1. Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта. Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но взаимообусловленные стадии.
2. Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.
Так согласно ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения.
Данное противоречие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109 Кодекса, в противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно уплатит сумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, в последствии у него появляется формальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вина его не была установлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.
3. Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при их применении. Прежде всего, это вязано:
- с несоответствием некоторых статей действующему законодательству – ст.126 Налогового Кодекса Российской Федерации. Санкция данной статьи нарушает положение ст.19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом. В связи с эти обстоятельством мы предлагаем санкцию по п.1 ст.126 Кодекса изложить в следующей редакции: «влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за просрочку в предоставлении совокупности документов, если законодательством о налогах и сборах или подзаконными актами налогового органа предусмотрено предоставление сведений и документов в совокупности (в едином файле, под единым реестром), а так же штрафа в размере 50 рублей за просрочку в предоставлении каждого документа, если вина лица за просрочку в предоставление документ будет установлена отдельно от вины за просрочку в предоставлении других документов.
- с их неудачным содержанием, которое в свою очередь порождает нарушение основных принципов права – ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации. Данная статья указывает, что штраф должен взыскиваться как за полные, так и за неполные месяцы и в санкции п.2 ст.119 Кодекса в отличие от п.1 той же статьи, в которой говорится о минимальном размере штрафа, в результате чего нарушаются три вида принципов - дифференциации, индивидуализации, справедливости.
В связи с этим мы предлагаем изменит диспозицию и санкцию ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации-«Непредставление налоговой декларации» и установить ответственность за неподачу за каждый день просрочки, то есть вести учет по дням, а не по часам.
4. Включить в Налоговый Кодекс Российской Федерации определение понятию налоговая ответственность: налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершение налогового правонарушения, претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями данного Кодекса, состоящие в изложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.
Таким образом, на современном этапе Налоговое законодательство Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии законом.
В связи с эти одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческой деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм Налоговое законодательство Российской Федерации.
Заключение
Мною были проанализированы основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотрены санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практика их применения.Также были изучены понятия налогового правонарушения и ответственности за его совершение, виды ответственности, законодательная база, регулирующая административные и уголовные правонарушения в сфере налогов и сборов и сделаны выводы и предложения по теме.
Цель курсовой работы была полностью раскрыта, а задачи достигнуты.
Выяснено, что роль налоговых нарушений в налоговом контроле очень важна, поэтому рассмотрение этой темы актуально и перспективно. Установлено, что необходимо содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.
В теоретическом плане мною было выяснено, что выводы и предложения, содержащиеся в работе могут быть использованы: в дальнейших теоретических исследованиях, связанных с проблемой налоговой ответственности в частности в теории налогового права; в нормотворческой деятельности, как при разработке нормативных актов, так и с целью устранения выявленных пробелов и недостатков; в правоприменительной деятельности судебных органов, деятельности иных субъектов правоотношений.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в ней, могут быть использованы для более совершенного нормативно-правового моделирования налоговой ответственности компетентными субъектами правотворчества, а так же в процессе толкования и реализации правовых актов. Основные положения дипломного исследования являются важной базой для повышения правосознания и правовой культуры общества должностных лиц, усиление активности граждан и их коллективов.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 01.10.09)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 12 декабря 2001г. № 195-ФЗ (в ред. 29.06.09)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 29.06.2009)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 09.04.2009)
5. Система КонсультантПлюс – Выпуск 12. Осень 2009г.
6. Налоговое право. Учебное пособие. Илья Ильич Кучеров - Астра-полиграфия, 2005.
7. Баглай М.В. Налоговое право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2004.
8. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования.//Финансы. - 2003. - № 4.
9. Емельянов А.С. Правонарушения в сфере налогов и сборов и ответственность за них: сравнительный анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях // Налоговый вестник № 11 ноябрь 2002г.
10. Пепеляев С.Г. Комментарии к главе 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений части первой НК РФ // Ваш налоговый адвокат, N 1, I квартал 2000 г.
11. Учеба.ru http://www.ucheba.ru/
12. Гарант-правовой портал http://www.garant.ru/