Налоговые правонарушения. Ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения

СОДЕРЖАНИЕ: Виды налоговых правонарушений. Выездная налоговая проверка, порядок и сроки рассмотрения акта. Механизм вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки. Привлечение к административной ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правонарушения. Ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и виды налоговых правонарушений

Глава 2. Выездная налоговая проверка, порядок и сроки рассмотрения акта

Глава 3. Механизм вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки

Глава 4. Привлечение к административной ответственности за совершение налогового правонарушения

Заключение

Введение

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы охарактеризовать и подробно рассмотреть производство по делу о налоговых правонарушениях.

Тема на сегодняшний день очень актуальна, потому что по сути, пока будут существовать налоговые правонарушения, будет существовать и производство делам о налоговых правонарушениях. Государство будет бороться за сохранение законности, ведь налоги - это одна из значительных статей дохода бюджета.

Предмет курсовой работы - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах - это вид производства, осуществляемый с соблюдением предусмотренных законодательством процедур, деятельность уполномоченных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению причиненного государству в результате их совершения ущерба.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах регламентируется определенными правовыми нормами, определяющими порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий. Другими словами, правовые нормы определяют:

1) цели и принципы производства;

2) круг участников, их права и обязанности;

3) последовательность, стадии и сроки производства;

4) виды доказательств и условия их использования;

5) содержание и порядок оформления процессуальных документов;

6) виды, размеры и порядок применения мер процессуального обеспечения;

7) порядок возмещения процессуальных расходов.

Говоря о налоговом производстве, нельзя не коснуться вопроса о стадиях производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Законодательством, регулирующим налоговое производство, определяется порядок совершения действий участниками налоговых отношений при разрешении конкретных дел, возникающих в связи с совершением налоговых правонарушений.

В научной литературе принято подразделять производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах на стадии.

Стадия - совокупность процессуальных последовательно определенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, сменяющих друг друга действий, объединенных частной целью судопроизводства. Каждая стадия последовательно сменяется другой и имеет свойственные только ей задачи, решение которых оформляется специальным процессуальным документом, после чего начинается следующая стадия.

Действующее законодательство дает основание различать следующие стадии налогового производства:

1) возбуждение производства;

2) рассмотрение дела по факту выявленного правонарушения;

3) пересмотр вынесенного решения;

4) исполнение решения о применении к правонарушителю мер ответственности.

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

1) дать понятие, а также определить порядок и сроки рассмотрения акта выездной налоговой проверки;

2) раскрыть механизм вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки и о привлечении налогоплательщика, налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) охарактеризовать требование об уплате недоимки по налогу и пени, а также исполнение этого требования;

4) рассмотреть механизм привлечения к административной ответственности.

Курсовая работа состоит из четырех глав, введения, заключения. При работе были использованы источники в виде законодательных и нормативных актов, дополнительной литературы, программа информационной поддержки Российской науки и образования система Консультант Плюс: Высшая школа, трудов ученых, таких как:

доктор экономических наук И.В. Ковалева;

кандидат юридических наук, специалист по налоговому праву Л.В. Сальникова.

Глава 1. Понятие и виды налоговых правонарушений

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. № 20-П По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. О Федеральных органах налоговой полиции налоговое правонарушение определено как предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности, а также указано, что при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика.

Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) (статья 106) установлено:

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые настоящим Кодексом установлена ответственность. [1]

НК Росси в качестве налоговых правонарушений определены следующие деяния:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ);

уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ);

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ);

непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ);

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ);

неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога или неправомерных действий (бездействия) (ст.122 НК РФ);

невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога (ст.123 НК РФ);

несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ);

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ);

уклонение от явки, неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст.128 НК РФ);

неправомерное несообщение сведений налоговому органу (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.126 НК РФ) (ст.129.1 НК РФ);

нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст.129.2 НК РФ). [2]

Любое производство по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах начинается со стадии возбуждения производства, которая, в свою очередь, начинается с момента обнаружения правонарушения и его фиксации в процессуальном документе.

Одной из наиболее распространенных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок. [3]

В зависимости от места проведения налоговой проверки различают камеральные (проводится в помещении налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые проверки.

Основные правила проведения налоговой проверки:

1) налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;

2) запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.

Глава 2. Выездная налоговая проверка, порядок и сроки рассмотрения акта

Основным документом, санкционирующим проведение выездной налоговой проверки, является решение руководителя (его заместителя) налогового органа о ее проведении.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному (например, НДС) или нескольким (например, НДС и акцизам) налогам.

В течение одного календарного года налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст.93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора - организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Согласно ст.100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. Если указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки может представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении определенного срока (не более 14 дней) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Итак, возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении производится налоговым органом с момента обнаружения налогового правонарушения в рамках налогового контроля или получения информации иным образом. Следовательно, актом, фиксирующим факт правонарушения и обстоятельства его совершения, является акт налоговой проверки.

Глава 3. Механизм вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие (ст.101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Иными словами, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки обязан выявить, имеются ли обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения, установить вину лица в совершении правонарушения и учесть обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, а также определить, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности.

В настоящее время арбитражная практика применения положений ст.101 НК РФ сводится к тому, что решение по результатам рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа должно быть вынесено в пределах 14-дневного срока. В случае, если решение выносится с нарушением названого срока хотя бы на один день, такое решение признается арбитражными судами недействительными.

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки детально регламентирован приказом МНС РФ от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138 “Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000, № 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Согласно п.3.1 вышеуказанной Инструкции МНС перед принятием руководителем (заместителем руководителя) налогового органа любого решения по результатам рассмотрения материалов проверки его проект визируется юристом налогового органа. По результатам рассмотрения актов налоговых проверок, в которых указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Итак, по результатам рассмотрения материалов проверки может быть вынесено решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно ст.101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

В соответствии с п.3.2 Инструкции решение налогового органа о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть решения должна содержать: номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган; наименование налогового органа; классный чин (при его наличии), фамилию, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение; дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится решение; полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение; наименование филиала или представительства организации (в случае вынесения решения по результатам проверки филиала или представительства), ИНН/код причины постановки на учет.

В описательной части решения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства отягчающие ответственность, оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

Резолютивная часть решения должна содержать: ссылку на ст.101 НК РФ, предоставляющую право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет; суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов); суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов); указания на статьи части первой НК РФ, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных налоговых правонарушений и добровольной уплате соответствующих сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.

Предложение добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции является обязательным условием для последующего обращения налогового органа с исковым заявлением в суд о взыскании этой санкции (в силу абз.2 п.1 ст.104 НК РФ);

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с п.3.3 Инструкции МНС решение налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:

во вводной части - данные, аналогичные тем, которые должны содержаться в решении о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

в описательной части - изложение выявленных в ходе проверки обстоятельств, содержащих признаки налоговых правонарушений, а также установленных в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

в резолютивной части - решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на соответствующие положения ст.109 части первой НК РФ; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет, суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов), суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов), предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (указанные реквизиты приводятся в случае выявления проверкой неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов (сборов);

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с п.3.4 Инструкции МНС при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанное решение также состоит из трех частей (вводной, описательной и резолютивной).

Содержание вводной части ничем не отличается от содержания вводной части решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В описательной части такого решения приводится изложение обстоятельств, вызывающих необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

В резолютивной части должно содержаться решение о назначении конкретных дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно п.13 ст.101 НК РФ копия решения налогового органа (независимо от его процессуального содержания) и требование, вынесенное на основании решения, должны быть вручены налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или представителю указанных лиц, подвергнутых налоговой проверке, под роспись или переданы способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеизложенных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Суд при отмене решения оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в ст.101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, т.е. суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью гл.16 НК РФ.

Кроме того, даже установив допущенные налоговым органом нарушения требований ст.101 НК РФ и признав это решение налогового органа о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, арбитражному суду необходимо учитывать включение в данное решение недоимки по налогу и сбору, а также пеней. Иначе говоря, в большинстве случаев решение налогового органа может быть признано арбитражным судом недействительным лишь в части наложения санкций, поскольку освобождение обязанного лица от уплаты недоимки по налогу (сбору) и пеней требует отдельного обоснования.

Согласно п.1 ст.114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл.16 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК РФ. Налоговый орган обращается в суд с иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции. Предложение уплатить добровольно сумму налоговой санкции может быть сделано обязанному лицу как непосредственно в решении о привлечении (об отказе в привлечении) этого лица к ответственности, так и путем направления этому лицу требования об уплате налога (сбора), пени и штрафов. Заметим, что предложение налоговым органом налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции до обращения с иском в суд является обязанностью налогового органа, несоблюдение которой влечет возвращение искового заявления.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. [4]

В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации (гл.26 Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 31 марта 2005 г).

Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Заявление о взыскании подается в суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать общим требованиям, предъявляемых процессуальным законодательством к исковым заявлениям. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, суд может истребовать их по своей инициативе.

Глава 4. Привлечение к административной ответственности за совершение налогового правонарушения

НК РФ в ст.108 установил правило, согласно которому привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной и иных видов ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

По выявленным нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении (ст.101 НК РФ).

Необходимо помнить, что если нарушителем законодательства является лицо физическое, не являющееся должностным лицом организаций-налогоплательщиков, то за одно и то же нарушение к ним может быть применена либо налоговая, либо административная ответственность (исходя из принципа однократности применения наказания).

В протоколе об административном правонарушении указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

4) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

5) место, время совершения и событие административного правонарушения;

6) статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

7) объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

8) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Заключение

В результате проведенной работы мы определили понятие и стадии производства по делу о налоговых правонарушениях. Дано понятие выездных налоговых проверок, выяснен порядок и сроки рассмотрения акта выездной налоговой проверки. Раскрыт механизм вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки и о привлечении налогоплательщика, налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения. Охарактеризованы требование об уплате недоимки по налогу и пени, исполнение этого требования. Рассмотрено привлечение к административной ответственности по делу об административном правонарушении.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.

Взимание в бесспорном порядке недоимки по налогу и пеней носит характер не штрафной санкции, а возмещения (компенсации) государству процента за пользование налогоплательщиком налоговым кредитом, поскольку считается, что недоплаченный в бюджеты налог используется налогоплательщиком в своих коммерческих целях.

Налоги призваны быть важнейшим инструментом сглаживания экономических циклов, а также должны стимулировать инвестиции в приоритетные отрасли, направления развития хозяйства страны, сферы производства и типы предприятий, обеспечивать финансирование общественных благ, предоставляемых государством населению. Снижение налоговых ставок должно приводить к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны, может быть тогда станет намного меньше налоговых правонарушений.

В данной курсовой работе поставленные цели выполнены, задачи решены.


[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 г. - № 146 – ФЗ (с изм. от 27.07.2006 г.) - // «Собрание законодательства РФ № 31 от 03.08.1998 г., ст. 3824.

[2] Лукаш Ю.А, Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Книжный мир, 2001. – 848 с.

[3] Миляков Н.В. налоги и налогообложение: Учебник – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М. 2006. – 509 с. – (Высшее образование).

[4] И.Д. Еналеева, Л.В. Сальникова Налоговое право России: Учебник для вузов – М.: ЮСТИЦИНФОРМ, - 2006. – 520 с.

Скачать архив с текстом документа