Налоговые проверки камеральные, выездные, встречные
СОДЕРЖАНИЕ: Налоговые проверки (камеральные, выездные, встречные) Ежемесячный журнал «Экономико-правовой бюллетень» N 1, 2007 г. В статье 87 Налогового кодекса закреплены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. И после 1 января 2007 г. в этом плане ничего не изменилось. Но при этом как содержательная, так и процедурная часть налоговых проверок претерпели существенные изменения.
|
Налоговые проверки и иные формы налогового контроля.
Данный материал в широком смысле является кратким описанием действий в области проведения проверок и привлечения юридических лиц к ответственности, осуществляемых налоговыми органами и органами налоговой полиции.
Содержание:
1) налоговые проверки, проводимые налоговыми органами;
2) совместные проверки налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции;
3) производство по делам об административных правонарушениях;
4) проверки, проводимые органами налоговой полиции;
5) проверка заявлений и сообщений о преступлениях федеральными органами налоговой полиции до возбуждения уголовного дела.
1. Налоговые проверки, проводимые налоговыми органами
Право налоговых органов на проведение налоговых проверок и порядок их проведения урегулированы гл.5, 14 НК (ч.1) .
Согласно ст.31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.
Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля.
Согласно ст. 87 НК РФ налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные.
Камеральная налоговая
проверка проводится без какого-либо специального разрешения в течение 3-х месяцев со дня представления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, и ограничивается проверкой этих документов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа (ст.88 НК РФ).
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога.
НК РФ не устанавливает формы документа, которым оформляются результаты камеральной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка
проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа и не может продолжаться более 2-х месяцев
(в исключительных случаях этот срок может быть продлен до 3-х месяцев
вышестоящим налоговым органом). Если организация имеет филиалы или представительства, срок увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. При этом доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика (ст. 91 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента (далее - налогоплательщик), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (согласно п.8 ч.1 ст.23 НК - налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы (для организаций) и уплаченные (удержанные) налоги).
В соответствии с ч.3 ст. 87 НК РФ, запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом (на основании мотивированного постановления этого органа) в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Данной статьей такого рода повторные проверки запрещены вообще. Однако в ст. 89 НК РФ говорится, что такого рода повторные проверки налоговый орган не вправе проводить только в течение одного календарного года
. Законодатель, пытаясь установить общее количество выездных налоговых проверок не более одной в течение календарного года, допустил ошибку. И все таки следует руководствоваться общей нормой, установленной в статье 87 НК РФ.
Норма о запрещении проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период не распространяется на налоговых агентов.
Уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут:
- проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
- производить осмотр (обследование) (в присутствии понятых; при производстве осмотра составляется протокол
) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также документов и предметов;
- истребовать необходимые для проверки документы. Налогоплательщик обязан предоставить должным образом заверенные копии этих документов в течение 5 дней с момента получения требования. Отказ и пропуск срока предоставления является налоговым правонарушением (ст.126 НК РФ). В случае отказа должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, производит выемку;
- производить выемку документов, свидетельствующих о совершении правонарушения (при наличии достаточных оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены) и предметов (на основании мотивированного постановления; в присутствии понятых; при производстве выемки составляется протокол
);
- вызывать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
- привлекать эксперта в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике и ремесле (экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку
);
- привлекать специалиста, обладающего навыками и знаниями, не заинтересованного в исходе дела, для оказания содействия в осуществлении налогового контроля;
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке
(ст.89 НК РФ).
По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов, в срок не позднее 2-х месяцев после составления справки
о проведенной проверке, составляется акт налоговой проверки
, который подписывается этими должностными лицами и руководителем проверяемой организации (индивидуальным предпринимателем) либо ее представителем. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика (индивидуальному предпринимателю) либо ее представителю под расписку, направляется заказным письмом, передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.
При несогласии с фактами, изложенными в акте проверки, выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе в течение 2-х недель со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом (отдельным его положениям).
По истечении 2-х недельного срока для представления налогоплательщиком объяснений и возражений руководитель (его заместитель) налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком (ст.100 НК РФ). Если такие документы и материалы представлены, все материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или индивидуального предпринимателя (их представителей). О времени и месте рассмотрения налогоплательщик уведомляется налоговым органом заблаговременно
. В случае неявки налогоплательщика, все материалы проверки рассматриваются в его отсутствие (ст.101 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение о привлечении к налоговой ответственности);
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода (ст.120 и 122 НК РФ), в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности) (ст.113 НК РФ).
В решении о привлечении к налоговой ответственности излагаются (ст.101 НК РФ):
- обстоятельства налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;
- документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
- доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;
- решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения (со ссылкой на статьи НК РФ)
- применяемые меры ответственности.
На основании вынесенного решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщику по месту его учета в течение 10-ти дней с даты вынесения решения
(ст.70 НК РФ) направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени
. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (представителю) налогоплательщика лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования (ст. 69 НК РФ).
Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога должно содержать сведения (ст.69 НК РФ):
- о сумме задолженности по налогу;
- размере пеней, начисленных на момент направления требования;
- сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
- сроке исполнения требования;
- мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Срок направления налогоплательщику копии решения о привлечении к налоговой ответственности НК РФ прямо не установлен, однако, из положений НК РФ вытекает обязанность налогового органа уведомить налогоплательщика о принятом решении с момента его принятия. Копия решения может быть передана руководителю (представителю) налогоплательщика лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования.
Несоблюдение требований ст. 101 НК РФ должностными лицами налоговых органов может явиться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В случае выявления налоговым органом нарушений, за которые налогоплательщик (физическое лицо) или должностные лица налогоплательщика (организации) подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении.
Мерой ответственности
за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) (конкретные размеры за каждое конкретное налоговое правонарушение установлены гл.16 НК РФ). Налоговые санкции с налогоплательщика взыскиваются только в судебном порядке
(ст. 114 НК РФ).
После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности соответствующий налоговый орган предлагает налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Если налогоплательщик отказывается добровольно уплатить сумму налоговой санкции, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения (арбитражный суд либо суд общий юрисдикции) (ст.104 НК РФ). Срок для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции (срок давности взыскания санкции) установлен ст. 115 НК РФ и составляет не более 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта по результатам выездной налоговой проверки. (Пост. Пленума ВАС РФ №5 от 28.02.01 г.)
Следует иметь в виду, что п.2 ст. 115 НК РФ, где установлены специальные правила исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков, распространяется только на налогоплательщиков - физических лиц. (Пост. Пленума ВАС РФ №5 от 28.02.01 г.)
Срок давности взыскания санкции является пресекательным и должен применяться судом независимо от того, заявлено о его пропуске ответчиком или нет. (Пост. Пленумов ВС РФ №49 и ВАС РФ №9 от 11.06.99 г.)
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц установлен гл. 19 НК РФ.
Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Не запрещается одновременная подача жалобы в суд и вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).
Жалоба на акт налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц (далее - жалоба) подается в течение 3-х месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Пропущенный срок может быть восстановлен (ст.139 НК РФ).
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может ее отозвать на основании письменного заявления. В этом случае повторная подача жалобы в тот же налоговый орган (тому же должностному лицу) по тем же основаниям запрещается.
Жалоба рассматривается в срок не позднее 1 месяца со дня ее получения. Решение по жалобе принимается в течение 1 месяца. Получается, что предельно максимальный срок для принятия решения по жалобе составляет 2 месяца. О принятом решении в течение 3-х дней со дня принятия решения сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст.140 НК РФ).
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом (ст.141 НК РФ).
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа выносится одно из следующих решений (ст.140 НК РФ):
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
- изменить решение или вынести новое решение.
По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.
Порядок обжалования нормативных правовых актов налоговых органов устанавливается арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным законодательством (в Арбитражный суд субъекта РФ, по месту нахождения органа издавшего акт или в Верховный суд РФ либо в Федеральный суд субъекта РФ).
2. Совместные проверки налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции
В соответствии со ст. 36 НК РФ органы налоговой полиции полномочны по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках. Речь идет о так называемых совместных налоговых проверках. Однако, НК РФ понятия такого вида проверок и положений, регулирующих деятельность органов налоговой полиции при проведении совместных проверок не содержит. Инструкция, утвержденная Приказом ФСНП РФ от 25.06.01 г. № 285 О порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции закрепляет только процедуру назначения и проведения самостоятельных (без участия налоговых органов) проверок налогоплательщиков.
Совместная проверка упоминается лишь в Письме МНС РФ и ФСНП от 10.09.1999г. О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля, в котором разъясняется только порядок ее назначения.
На практике совместные налоговые проверки проводятся в следующем порядке.
Мотивированный запрос налогового органа об участии федерального органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке может быть направлен органу налоговой полиции как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.
Основаниями для направления запроса могут являться:
- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения;
- назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных федеральным органом налоговой полиции в налоговый орган для принятия по ним решения (в соответствии с п.3 ст.36 НК РФ);
- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц.
Не позднее 5-ти дней со дня поступления запроса налогового органа, федеральный орган налоговой полиции направляет ему информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.
После того как сотрудники выделены, их деятельность строится в рамках ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности (далее - Закон Об ОРД), а не в рамках НК РФ.
Согласно ст. 6 и 15 Закона Об ОРД сотрудники налоговой полиции проводят опросы, наведение справок, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий и сооружений; вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений (например, финансово-хозяйственную документацию налогоплательщика). Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявляются.
В случаях изъятия сотрудниками налоговой полиции финансово-хозяйственной документации налогоплательщика она передается работникам налоговых органов, непосредственно занимающихся проверкой.
Проведение совместной налоговой проверки наиболее вероятно может свидетельствовать о наличии материалов, дающих основание полагать, что совершено противоправное деяние, расследование которого входит в компетенцию органов налоговой полиции, поскольку применение ФЗ Об ОРД допускается лишь в случаях указанных в статьях этого Закона.
В случаях отсутствия в результате проведенной совместной проверки выявленных нарушений налогового законодательства, свидетельствующих о совершении налогового преступления, действия сотрудников налоговой полиции можно обжаловать по мотивам отсутствия оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных в Законе Об ОРД.
В соответствии со ст. 20 Закона РФ О федеральных органах налоговой полиции (далее - Закон О ФОНП) вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.
Действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
Если заявитель жалобы на действия сотрудника налоговой полиции обращается в судебные органы, то это должен быть суд общей юрисдикции. Согласно Письму ВАС РФ от 17.02.94 г. № ОЩ-7/03-103 споры об обжаловании действий сотрудников налоговой полиции арбитражным судам неподведомственны.
Споры, возникающие в связи с причинением вреда юридическим лицам и гражданам-предпринимателям незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц (ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ) (в нашем случае - органов налоговой полиции) подлежат рассмотрению арбитражными судами на основании ст. 22 АПК РФ.
к началу страницы
3. Производство по делам об административных правонарушениях
Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являютс
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В рамках рассматриваемого вопроса нас интересуют только первые два повода. К первому поводу относятся налоговые проверки.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.27.1 КоАП РФ (например
, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятия вещей и документов);
- составления протокола об административном правонарушении;
- вынесения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ (в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование).
Протокол об административном правонарушении (далее - протокол) составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении - протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения. Если проводится административное расследование - протокол составляется по окончании расследования (срок расследования - не более 1-го месяца и возможное продление на еще 1 месяц (ст. 28.7 КоАП РФ)).
Физическое лицо или законный представитель юридического лица
, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имеют право:
- знакомиться с протоколом;
- представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ст.28.2 КоАП РФ).
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица
, в отношении которого составлен протокол.
Копия протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица по их просьбе
.
Ст. 25.4 КоАП РФ к законным представителям юридического лица относит его руководителя, а также иных лиц, признанных в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Защитники, т.е. адвокаты и представители, представляющи
е интересы юридического лица на основании доверенности, в этот перечень не входят. Однако, в КоАП РФ не запрещено присутствовать защитнику при составлении протокола, представлении объяснений и замечаний по содержанию протокола, его вручении законному представителю. Но к участию в производстве по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ, защитник допускается с момента составления протокола.
Далее разберем составы административных правонарушений наиболее общие для юридических лиц (осуществляющих виды деятельности, на которые не требуется специальное разрешение (лицензия)), не являющихся получателями бюджетных средств, банками или иными кредитными организациями.
Вид правонарушения | Кто может быть привлечен к ответственности | Органы, уполномоченные составлять протокол | Органы, уполномоченные рассматривать дела | Нормативное регулирование |
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККМ | Должностные лица | Налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, должностные лица органов внутренних дел (милиции) | Налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции | Статьи 14.5 (в части), 23.5. 23.6, 28.3 КоАП РФ |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций | Должностные лица, юридические лица | Налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, должностные лица органов внутренних дел (милиции) | Налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции | Статьи 15.1., 23.5., 23.6., 28.3. КоАП РФ |
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе | Должностные лица (кроме индивидуаль-ных предпринима-телей) | Налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, должностные лица государственных внебюджетных фондов | Судьи | Статьи 15.3., 23.1, 28.3 КоАП РФ |
Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации | Должностные лица (кроме индивидуаль-ных предпринима-телей) | Налоговые органы, должностные лица государственных внебюджетных фондов | Судьи | Статьи 15.4., 23.1, 28.3 КоАП РФ |
Нарушение сроков представления налоговой декларации | Должностные лица (кроме индивидуаль-ных предпринима-телей) | Налоговые органы | Судьи | Статьи 15.5., 23.1, 28.3 КоАП РФ |
Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля | Должностные лица (кроме индивидуаль-ных предпринима-телей) | Налоговые органы, должностные лица таможенных органов (в некоторых случаях), должностные лица государственных внебюджетных фондов | Судьи | Статьи 15.6., 23.1, 28.3 КоАП РФ |
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности | Должностные лица (кроме индивидуаль-ных предпринима-телей) | Налоговые органы | Судьи | Статьи 15.11., 23.1, 28.3 КоАП РФ |
Невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении | Должностные лица | Должностные лица органов внутренних дел (милиции) | Судьи | Статьи 17.7.(в части), 23.1, 28.3 КоАП РФ |
Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) | Должностные лица | Налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, должностные лица органов внутренних дел (милиции) | Судьи | Статьи 19.4. (часть 1), 23.1, 28.3 КоАП РФ |
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) | Должностные лица, юридические лица | Налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, должностные лица органов внутренних дел (милиции) | Судьи | Статьи 19.5. (часть 1), 23.1, 28.3 КоАП РФ |
Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения | Должностные лица | Налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, должностные лица органов внутренних дел (милиции) | Судьи | Статьи 19.6., 23.1, 28.3 КоАП РФ |
Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) | Должностные лица, юридические лица | Налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, должностные лица органов внутренних дел (милиции) | Судьи | Статьи 19.7., 23.1, 28.3 КоАП РФ |
После того как протокол будет составлен и подписан должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица
, он в течение 24-х часов с момента составления направляется в орган, уполномоченный рассматривать дело (см. таблицу выше
) (ст. 28.8 КоАП РФ). Однако, если при подготовке к рассмотрению дела будут выявлены следующие обстоятельства:
- протокол составлен неправомочным лицом или неправильно составлен;
- другие материалы дела оформлены неправомочными лицами или неправильно составлены;
- неполнота представленных материалов, которая не может восполнена при рассмотрении дела,
то орган, рассматривающий дело своим определением возвращает протокол и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Недостатки подлежат устранению в срок не более 3-х суток со дня поступления (получения) протокола и других материалов дела от органа, рассматривающего дело.
Материалы дела с исправлениями и изменениями возвращаются в течение 24-х часов со дня устранения соответствующих недостатков органу, рассматривающему дело.
Дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15-ти дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ). В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. О продлении указанного срока лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.
Если дело об административном правонарушении рассматривается коллегиально, то составляется протокол о рассмотрении дела, который подписывается председательствующим в заседании и секретарем заседания (ст. 29.8 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление (ст.29.9 КоАП РФ):
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление. Копия постановления вручается
под расписку физическому лицу (его законному представителю), или законному представителю юридического лица
, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение 3-х дней со дня вынесения указанного постановления (ст. 29.11 КоАП РФ)
.
Лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин и условий административного правонарушения, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Указанные лица обязаны рассмотреть представление в течение 1 месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, его вынесшему (ст. 29.13 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано
юридическим лицом и лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в арбитражный суд
. Жалоба на постановление по делу подается через лицо, которым вынесено данное постановление и которое обязано в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в суд, либо непосредственно в суд.
Жалоба может быть подана в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления по делу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (ст. 30.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановление по делу рассматривается в течение 10-ти дней со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд и рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ст.ст. 30.5, 30.6 КоАП РФ)
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение лицу, правомочному рассматривать это дело;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.
Копия решения
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до 3-х суток
после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица
, в отношении которых было вынесено постановление по делу.
к началу страницы
4. Проверки, проводимые органами налоговой полиции
В соответствии с п.3 части 1 ст.11 Закона РФ О федеральных органах налоговой полиции (далее - Закон О ФОНП) органы налоговой полиции вправе осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщика (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляется начальником (его заместителем) органа налоговой полиции.
В целях упорядочения процедуры проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, ФСНП РФ издала Приказ от 25.06.01 г.
№ 285 Об утверждении Инструкции О порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции (далее - Инструкция).
Согласно п.5 части 2 ст.36 НК РФ и п.2 Инструкции федеральные органы налоговой полиции (далее - органы налоговой полиции) проводят проверки налогоплательщиков при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), в целях их документирования, а также принятия одного из решений по результатам проверки.
Проверка осуществляется только за истекшие налоговые периоды, установленные действующим законодательством РФ применительно к отдельным налогам. Проверки филиалов или представительств налогоплательщика могут проводиться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
Проверка налогоплательщика проводится в срок не более 2-х месяцев. Этот срок может быть увеличен до 3-х месяцев начальником федерального органа налоговой полиции (его заместителем), курирующим оперативно - розыскную деятельность, на основании мотивированного рапорта лиц, которым поручено осуществление проверки налогоплательщика (далее - проверяющие).
Началом срока проведения проверки является день вынесения постановления о проведении проверки налогоплательщика. Окончанием срока проведения проверки является день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими.
Проверка налогоплательщика проводится на основании постановления о проведении проверки налогоплательщика, вынесенного начальником федерального органа налоговой полиции (его заместителем), курирующим оперативно - розыскную деятельность. Вынесенное постановление о проведении проверки заверяется печатью и регистрируется в Книге учета постановлений о проведении проверки налогоплательщика соответствующего федерального органа налоговой полиции.
В состав проверяющих обязательно включаются также должностные лица федеральных органов налоговой полиции, допущенные к осуществлению оперативно - розыскной деятельности.
Проверяющие непосредственно после прибытия на объект проверки обязаны предъявить налогоплательщику или его законному представителю
удостоверения сотрудников налоговой полиции, а также постановление о проведении проверки налогоплательщика.
Проверяющие обязаны удостоверить личность налогоплательщика и (или) его законного представителя. При этом проверяющие должны убедиться, что полномочия представителя оформлены надлежащим образом (уставом, доверенностью, ордером юридической консультации, выданным адвокату в установленном порядке и т.п.).
В данной норме, в отличие от норм НК РФ (ст. 27-29), не разграничиваются понятия и статус законного и уполномоченного представителя. Видимо, под законным представителем настоящая Инструкция подразумевает любого надлежаще уполномоченного представител
я.
Налогоплательщик (его законный представитель), в отношении которого осуществляется проверка, вправе присутствовать при ее проведении в том случае, если проверка проводится в занимаемых им помещениях или на занимаемых им территориях. В постановлении о проведении проверки делается отметка о разъяснении ему (его законному представителю) этого права.
В случае отказа налогоплательщика (его законного представителя) ознакомиться с постановлением о проведении проверки, а также от использования своего права присутствовать при проведении проверки, в постановлении о проведении проверки проверяющими производится запись об этом (с обязательным указанием: даты предъявления постановления, фамилии, имени, отчества налогоплательщика (его законного представителя), мотивов, по которым был заявлен отказ). Сделанная запись удостоверяется подписями проверяющих.
При проведении проверки налогоплательщика проверяющие вправе:
1) Беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, здания, сооружения, участки местности независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их, а также транспортные средства (производство обследования является обязательным при наличии у проверяющих информации о полученных налогоплательщиком товарно - материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не отражена в учете и отчетности, о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и в других аналогичных случаях). Обследование производится проверяющими из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных в установленном порядке к осуществлению оперативно - розыскной деятельности, на основании распоряжения начальника оперативного подразделения федерального органа налоговой полиции, в присутствии понятых и налогоплательщика (его законного представителя), в отношении которого осуществляется проверка.
О производстве обследования составляется акт, который подписывается лицами, проводившими обследование, понятыми и налогоплательщиком (его законным представителем), а также другими присутствующими и участвующими при производстве обследования лицами. В случае отказа налогоплательщика (его законного представителя) подписать акт обследования об этом делается отметка в акте, удостоверяемая подписями проверяющих и понятых (любые не заинтересованные в исходе проверки физические лица в количестве не менее двух человек, за исключением должностных лиц федеральных органов налоговой полиции
).
2) Истребовать у проверяемого налогоплательщика (его законного представителя) любую информацию, необходимую для проведения проверки налогоплательщика, в том числе документы, касающиеся финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика. Полученная информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит.
Информация, истребуемая у налогоплательщика (его законного представителя), перечисляется в требовании о предоставлении информации. Требование подписывается проверяющими и вручается налогоплательщику (его законному представителю) под расписку с указанием даты вручения. При отказе налогоплательщика (его законного представителя) от получения требования о предоставлении информации проверяющие составляют об этом соответствующий акт, удостоверяемый подписями проверяющих и понятых.
3) Производить изъятие материалов (предметов, документов) в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Изъятие материалов (предметов, документов) производится с участием понятых (любые не заинтересованные в исходе проверки физические лица в количестве не менее двух человек, за исключением должностных лиц федеральных органов налоговой полиции
) и, как правило, в присутствии налогоплательщика (его законного представителя).
Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются налогоплательщиком, у которого производится изъятие (его законным представителем), и заверяются печатью налогоплательщика (если налогоплательщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).
О производстве изъятия копий документов (предметов, материалов) составляется акт, который подписывается проверяющими из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных к осуществлению оперативно - розыскной деятельности, понятыми и налогоплательщиком (его законным представителем). Копия акта об изъятии вручается налогоплательщику (его законному представителю), у которого производится изъятие, под расписку.
В тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов в таком же порядке что и копии. При изъятии указанных документов с них изготавливаются копии, которые передаются налогоплательщику (его законному представителю), у которого они изымаются.
Ответственность за утрату проверяющими подлинников документов наступает в соответствии с действующим законодательством РФ.
4) Привлекать для участия в проверке специалистов, обладающих научными, техническими или иными специальными знаниями, и понятых.
5) Получать объяснения налогоплательщика (его законного представителя), граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции.
6) Пользоваться другими правами, предоставленными федеральным органам налоговой полиции действующим законодательством РФ.
В ходе проверки налогоплательщика проверяющие осуществляют:
- проверку устава и учредительных документов организации (свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя), документов о постановке на учет в налоговом органе, налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности организации, договоров (контрактов), банковских и кассовых документов, накладных на отпуск материальных ценностей, актов выполненных работ (оказанных услуг), счетов - фактур и других первичных учетных документов, подтверждающих факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетных регистров (главной книги (книги учета доходов и расходов), журналов - ордеров, ведомостей и т.п.), а также иных документов, необходимых для установления законности и правильности произведенных операций;
- проведение оценки наличия и движения материальных ценностей и денежных средств, правильности формирования затрат, полноты оприходования продукции, достоверности объемов выполненных работ (оказанных услуг) и т.п. При необходимости в ходе проверки исследуются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде. При этом налогоплательщик (его законный представитель) по требованию проверяющих предоставляет им на бумажном носителе копии первичных и сводных учетных документов, хранящихся в электронном виде;
- оценку заявленных налогоплательщиком в налоговых декларациях данных, связанных с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактических данных, установленных в ходе проверки;
- проверку достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
- иные мероприятия, которые федеральные органы налоговой полиции вправе производить в соответствии с действующим законодательством РФ (подразумевается Закон РФ О федеральных органах налоговой полиции и ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности).
При необходимости установления обстоятельств совершения определенной сделки (сделок), полноты оприходования полученных по этой сделке (сделкам) товаров (работ, услуг) или выручки от их реализации, когда имеются основания предполагать неоприходование полученных по сделкам с иными лицами товаров (работ, услуг), выручки от реализации товаров (работ, услуг) и иных безденежных операций, операций по уступке права требования, а также в иных аналогичных случаях проверяющие обязаны направить соответствующие запросы налогоплательщикам, выступающим контрагентами
проверяемого налогоплательщика.
По результатам проверки налогоплательщика проверяющими не позднее срока окончания проверки (проверка проводится в срок не более 2-х месяцев, а случае продления - не более 3-х месяцев) составляется акт проверки налогоплательщика, в котором отражаются все выявленные в процессе проверки нарушения законодательства о налогах и сборах.
Акт проверки налогоплательщика составляется и в том случае, если указанных правонарушений не выявлено.
Акт проверки налогоплательщика составляется в 4-х экземплярах и подписывается всеми проверяющими
.
С момента подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими проверка налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции считается законченной.
Первый и второй экземпляры акта проверки вместе с прилагаемыми к ним материалами - для подразделения федерального органа налоговой полиции, явившегося инициатором проверки. Второй экземпляр после принятия решения по акту (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела) направляется в соответствующий налоговый орган.
Третий экземпляр акта остается на хранении в подразделении документальных проверок федерального органа налоговой полиции.
Четвертый экземпляр акта вручается налогоплательщику под расписку. В случае отказа налогоплательщика (его законного представителя) от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт налогоплательщику (его законному представителю) по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и т.п.) об этом делается отметка в акте, удостоверенная подписями проверяющих, а четвертый экземпляр акта направляется налогоплательщику для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
На основании акта проверки налогоплательщика начальником федерального органа налоговой полиции (его заместителем), курирующим оперативно - розыскную деятельность в срок не более 3-х суток, а в исключительных случаях - не более 10-ти суток со дня окончания проверки принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган (при обнаружении налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления);
- об отказе в возбуждении уголовного дела.
к началу страницы
5. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях федеральными органами налоговой полиции до возбуждения уголовного дела
Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Применительно к интересующей нас теме необходимо остановиться на возбуждении уголовного дела по заявлению о преступлении и по сообщениям о совершенном и готовящемся преступлении.
а) Заявление о преступлении может быть сделано в устном и письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано, а устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление.
б) Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
В структуре органов налоговой полиции существуют подразделения, осуществляющие предварительное расследование (дознание, предварительное следствие).
Дознаватель, орган дознания налоговой полиции обязаны принять, проверить сообщение
о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3-х суток со дня поступления указанного сообщения
. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить трехдневный срок до 10-ти суток
.
При рассмотрении сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела дознаватель, следователь, как правило, опрашивают лиц, которые могут обладать необходимой информацией о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления либо их отсутствия. Однако, нужно иметь в виду, что на этом этапе, поскольку уголовное дело еще не возбуждено, упомянутые лица давать показания не обязаны.
По результатам рассмотренного сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела.
В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:
- дата, время и место его вынесения;
- кем оно выноситься;
- повод и основания для возбуждения дела;
- пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении.
Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5-ти суток. О решении прокурора в тот же день уведомляют лицо, в отношении которого возбуждено дело.
В случае принятия органом дознания, дознавателем, следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела, копия постановления об отказе в возбуждении дела в течение 24-х часов с момента его вынесения направляется прокурору. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело, либо возвращает материалы для дополнительной поверки.
к началу страницы
Свяжитесь с нами по тел. 22-98-38 или по электронной почте.