Национализм в молодежной среде

СОДЕРЖАНИЕ: Генезис национализма и его нездоровые проявления в молодежной среде. Молодежная политика РФ. Идеология современных националистических организаций. Деятельность негосударственных организаций против экстремизма. Национализм в средствах массовой информации.

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет журналистики

Национализм в молодежной среде

Курсовая работа

студентки 1 курса магистратуры

Направления «Социальная журналистика»

Вдовиной Марии Сергеевны

Научный руководитель

Блохин Игорь Николаевич

Санкт-Петербург

2010


Содержание

Введение

ГЛАВА 1.

1.1 Национализм в молодежной среде. Изучение проблемы

1.2 Основные определения

1.3 Музыкальная культура и молодые националисты

1.4 Экстремистские группировки и футбол

1.5 Современные националистические организации

ГЛАВА 2.

2.1 Молодежная политика Российской Федерации

2.2 Негосударственные организации против экстремизма

2.3 Национализм и средства массовой информации. Анализ конкретных публикаций


Введение

Ксенофобия и националистические идеи в самом нездоровом и неправильном виде – проблема, наличие которой в современном обществе нельзя отрицать. За подтверждениями и примерами далеко ходить не надо – достаточно выйти в интернет и почитать обсуждения абстрактного материала, посвященного, скажем, проблеме нелегальной миграции. Потоки агрессии при отсутствии какой-либо аргументации, абсолютно враждебное отношение к ряду этнических групп, притом не выработанное самостоятельно, а сложившееся в силу определенных стереотипов – все это сразу бросается в глаза. Быть «гражданином мира» у значительной части молодых россиян сегодня немодно. Впрочем, и правильной патриотической идеи, как таковой сейчас нет – религия уже не оказывает такого влияния, как, скажем, до революции, да и идеологического гнета нет. Вместе с тем, наиболее остро проблема ксенофобии и национализма стоит в молодежной среде. Потому что именно молодежь является наиболее внушаемой, наиболее остро и чутко реагирующей на все изменения прослойкой общества.

Таким образом, объектом данной работы является сам национализм в его нездоровых проявлениях в молодежной среде. А предмет — это одна из граней его проявления, а именно то, как именно данное явление отражено в прессе и за счет этого сказывается на нашей повседневной жизни.

Протоиерей Владислав Свешников в своей книге «Заметки о национализме истинном и мнимом» подробно рассматривает этот вопрос. Национализм, в том числе и присущий молодежи, он делит на две категории — истинный и мнимый. Истинный национализм базируется на искреннем патриотизме, на любви к своей родине, к своему народу, на культуре и традициях той среды, в которой вырос человек. Это чувство предполагает прежде всего поиск врага внутреннего, что особенно характерно для религиозных людей. В то же время национализм мнимый, напротив, сосредоточен на агрессии, направленной порой на целые этнические группы или на конкретных ее представителей.

Народ, нация, по мнению Свешникова — это самая сложная общность, потому что сюда входят и кровно-племенные, и душевные, и физиологические признаки, и язык, и движение истории в целом. Это вообще полнота культуры. При историческом рассмотрении все эти особенности представляют собой объективный материал. В каждый же момент жизни личности и общества некоторые из них, например, самосознание, могут раскрываться вполне субъективно, вплоть до крайних фантазий. Это особенно часто случается, когда некоторые признаки, чаще всего кровно-племенные, резко выделяются за счет других, вплоть до того, что другие либо вообще не учитываются, либо им придается декоративно-этнографический характер, вроде полуслучайных ненужностей, а кровно-племенные признаки приобретают классическое выражение сверхценных образований. Чаще всего такое отношение и принято называть националистическим. Однако есть мнение, что любое национальное самосознание по природе своей является националистическим, так как оно по определению либо националистическое, либо никакое. Различные особенности национальной жизни переживаются именно в националистическом сознании, поскольку оно стремится выявить свое значение и место в общечеловеческой истории. Оно опирается на честный, непредвзятый анализ прошлого, открывает своему народу высоту задания, всегда реалистичную. Но именно это — большая редкость.

Почему именно сегодня так важно разобраться в проблемах и сложностях, связанных с национализмом? Прежде всего, потому, что национализм всегда играл в мировой политике важную роль, а теперь — особенно. Наиболее характерные приметы нынешних времен- это отношение к гражданам бывших республик СССР, причем зачастую безнравственное. Далее цитата из книги Свешникова:

«...прежде всего, огромный ареал национальных ненавистей представляет собой мусульманский котел, в котором непрестанно варятся необыкновенно страстные варева, что определяется национальными темпераментами, но еще больше – исламскими религиозными особенностями. Отчасти спровоцированные мусульманским фактором, в мире действуют еще несколько национализмов: армянский, сербский, испанский и другие. Но уж, конечно, в первую голову – еврейский, который сам по себе более чем «хорош» и помимо мусульманского фактора. Вообще еврейский национализм представляет собой классическую и наиболее яркую форму всякого национализма, потому что он исключительно религиозно идеологизирован и потому что в нем все основные пороки ложного, больного национализма выражены с исключительной демонстративностью и силой».

Еще можно привести в качестве примера ряд кавказских националистических ненавистей, которые прежде были сдерживаемы, а в постсоветское время выплеснулись с серьезной силой. Это же касается и Прибалтики. В то же время и в русской среде присутствует немало ненависти к другим народам. Россия – многонациональное государство. И главная трудность здесь – ощущение людьми разных наций, и особенно это касается молодых людей, своего статуса и места в связи с переживанием русского элемента в своей жизни. И этот вопрос решается порой двумя методами неправильными, а именно: болезненное противостояние своего национализма русскому, даже в самом благодушном понимании этого слова, или же интернационализм, космополитизм во всех его проявлениях, то есть размывание национальных границ, стремление вообще стереть их и уничтожить различия между нациями.

Сложно отрицать, что существует и обратный момент: глубокое безразличие молодежи к своей нации и, в противовес, иррациональная страсть к Европе, ко всему западному. К отечеству же порой брезгливо, чего и не скрывают. Это странно и непонятно, ведь для любого человека органично, не унижая другие народы, любить более свой собственный. Если продолжать цитировать Свешникова, «...есть что-то унизительно пошлое и даже, кажется, невозможное для личности – любя дальних, не любить ближних...»

Для ярых молодых националистов, коих можно увидеть в большом количестве на так называемых «Русских маршах», характерны внешний эффект, позерство, актерство, пафос, громкие лозунги: «За Русь Святую!», «Россия для русских», «России — русский порядок» - это еще самые безобидные. Настроенные подобным образом подростки способны не просто проявлять непозволительную грубость даже по отношению к своим соотечественникам, имеющим по той или иной причине разные этнические корни, не говоря уже о представлителях конкретных этносов. Более того, они способны на спонтанные преступления, которые влекут за собой человеческие жертвы. При этом представители националистических группировок даже не отдают себе отчет в совершенном. Именно поэтому проблема является столь актуальной для современного общества.

А вот что пишет по поводу этой проблемы Евгений Прошечкин, председатель московского антифашистского центра:

«...коммунистический режим на словах исповедовал «пролетарский национализм». А на деле проводил практику преследования людей по национальному признаку, устраивал депортации народов, сеял зерна шовинизма и национализма. После краха тоталитаризма эти зерна дают свою обильную и часто кровавую жатву. Уже давно никого не шокирует появление рассуждений об «изначальных преступных качествах» целых народов в прессе практически любых политических направлений. Слова «черный», «хачек», «хохол», «кавказец» мелькают ежедневно на страницах газет и журналов, слетают с экранов телевизоров, становятся неотъемлемой частью нашего разговорного языка...»

Насчет средств массовой информации, особенно телевидения, с Евгением Прошечкиным можно было бы немного поспорить, но изрядная доля истины в его словах есть. Между тем, нет ни одного критерия, как именно можно определить «русскость» человека. Вот лишь некоторые моменты, указанные в опроснике на одном из молодежных сайтов националистической направленности:

1. Имеет русскую внешность

2. Участвует в патриотических движениях или сочувствует им

3. Имеет одного или обоих русских родителей

4. Русский характер

5. Вероисповедание - православие

6. Живет в России

7. В паспорте запись – русский

8. Гражданство РФ

9. Говорит на русском языке

10. Считает себя русским по духу

11. Любит русскую культуру.

Как уже говорилось, молодые люди часто выбирают насилие, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним мир и наказать тех, кого они считают виновными в своих бедах. Именно с молодежью ведется работа по профилактике экстремизма, в первую очередь, силами органов внутренних дел.


ГЛАВА 1.

1.1 Национализм. Изучение проблемы

В последние годы такая проблема, как ксенофобия среди молодежи, ведущая к созданию ультраправых групп и различным проявлениям нетерпимости: от «языка вражды» до преступлений ненависти, становится все более актуальной. Питательной средой для развития таких группировок являются как в целом высокий уровень ксенофобии в обществе, так и ультраправые молодежные субкультуры, которые сегодня активно развиваются в России.

Поскольку предыдущий год был объявлен годом молодежи, именно молодежная политика стала приоритетной сферой в деятельности государственных органов. Поэтому проводились различные мониторинги, целью которых было исследование ситуации. Ведь несмотря на повышенный интерес к неформальным молодежным движениям и сообществам, которые иногда подвергаются необоснованным гонениям (эмо, готы, ролевики), проблемы ультраправых молодежных субкультур и эффективности профилактики ксенофобии практически не изучены. Соответственно, и о том, как выстраивать политику и практику деятельности государственных органов, ответственных за работу с молодежью, тоже никто не знал. Для решения данной проблемы был предложен экспериментальный мониторинг, который проводился в России в 2009 году. Стоит заметить, что в ходе проведения мониторинга сразу два региональных партнера проекта подверглись давлению. В одном случае — со стороны неонацистов, которые выражали недовольство изучением проблемы «правой сцены» в Ростове-на-Дону, во втором — со стороны региональных СМИ и властей Краснодарского края за то, что в публичном пространстве поднимаются проблемы ксенофобии и сложности межнациональных отношений. Исследователи отмечали, что такой уровень небезопасности работы с этой темой лишний раз подтверждает остроту поднятой проблемы. Предметом мониторинга являлись следующие явления:

• политика государственных органов в сфере профилактики ксенофобии в молодежной среде,

• влияние деятельности государственных органов на распространение ксенофобии,

• различные формы проявления ксенофобии в молодежной среде,

• субкультуры наци-скинхедов и иные субкультуры, которые характеризуются высоким уровнем ксенофобии и расизма,

• «правая сцена» в России и ее влияние на распространение ксенофобии в молодежной среде.

Исследование проводили в 21-м регионе Российской федерации, в том числе в Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Коми, Краснодарском крае, а также в Москве и Петербурге.

1.2 Основные определения

Под ксенофобией будем понимать враждебность к «другим», в первую очередь определяемым в расовых, этнических и религиозных терминах.

Проявления ксенофобии могут носить и более-менее безобидный характер - стереотипы и предрассудки в отношении определенных групп, анекдоты и т. п.,— так и являться серьезными преступлениями против личности, с применением насилия. То же самое относится и к публичной пропаганде идей ненависти.

В психологии существует понятие «социальной дистанции», то есть наличия нетерпимости по отношению к тому или иному этносу. В России чаще это цыгане, чеченцы, вообще представители мусульманских народностей, а также китайцы и, как ни странно, афроамериканцы. При этом наилучшие показатели социальной дистанции (вернее, почти полное ее отсутствие) у младших школьников и студентов старших курсов, а наихудшие показатели — у студентов младших курсов. Существует также и гендерное разделение: показатель социальной дистанции у женщин лучше, чем у мужчин.

Одним из постоянно встречающихся явлений, характерных для молодежного национализма, является распространение так называемых «символов вражды». Это собирательное название для графических изображений, числовых сочетаний, аббревиатур, используемых неонацистами и националистами для пропаганды своих взглядов либо в качестве опознавательных символов. Эта символика зачастую изображается в виде граффити на стенах городских зданий и сооружений, а также на ограждениях. Тем самым как бы отмечаются неформальные «зоны влияния», распространения взглядов тех или иных групп в городе. Кроме того, данные действия имеют под собой цель своеобразной легитимизации указанных взглядов в городском пространстве. Большая часть подобных символов представляет собой историческую нацистскую символику — свастику (как классический ее вариант, так и многочисленные стилизованные/модифицированные), руны СС, кельтские кресты и т. п. Исследователи в каждом из регионов, участвовавших в мониторинге, отметили распространение такой символики (разумеется, в разных количествах). Кроме того, широко используются разнообразные числовые сочетания и аббревиатуры, содержащие в себе сокращенные/зашифрованные названия нацистских и националистических групп и организаций, а также лозунгов.

В Санкт-Петербурге, например, повышенное количество такой символики наблюдается в районах с большим количеством строящихся объектов и, следовательно, мигрантов, работающих на них. В Москве данный вид граффити наиболее распространен вдоль пути следования электропоездов и в подземных пешеходных переходах. Таким образом, наблюдать эту символику и надписи может несколько тысяч человек ежедневно.

Теперь поговорим подробнее о молодежных ультраправых субкультурах. В принципе, роль субкультур в жизни российской молодежи очень велика. Практически все, особенно 14-20-летние, принадлежат к тем или иным группам, а иногда и сразу к нескольким. Дадим несколько определений.

Субкультура — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является альтернативной этой культуре (контркультура, альтернативная культура). При этом в целом любая субкультуры представляет собой часть общей культуры. Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, музыкальная субкультура, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.) Ультраправые субкультуры — те, для которых основной (или одной из основных) «ценностей» являются ксенофобия и расизм. Практически полностью ультраправыми можно назвать субкультуры наци-скинхедов и футбольных хулиганов (особенно характерно для России). На данный момент эти субкультуры оказывают серьезное влияние на все другие молодежные субкультуры. Именно они привносят в жизнь молодежи активное насилие. И не просто насилие, а насилие по идеологическим соображениям.

Важной составляющей субкультуры наци-скинхедов является музыкальная сцена, поэтому эта субкультура во многом имеет признаки музыкальной. Концерты и связанная с ними активность таких групп проявляются не только и не столько в музыке, сколько в пропаганде ксенофобных и расистских идей. На концертах представители субкультур встречаются, приобретают различные материалы и т. д. Выпускается вполне сопоставимое с обычной ксенофобной пропагандой количество дисков с музыкой и др. материалов (постеров, футболок, значков и т. д.).

1.3 Музыкальная культура и молодые националисты.

Отдельного внимания заслуживает освещение ультраправых проявлений в музыке. «Правую сцену» в России можно условно поделить на два больших сегмента — закрытую и открытую. На закрытой сцене активно поддерживаются «Blood and Honour» и «Combat 18». Концерты не афишируются, проводятся скрытно, в небольших клубах, чаще — в периферийных городах, среднее число слушателей — человек 150—250, а то и меньше. Крупных фестивалей в последнее время не устраивается. Группы (почти все из Москвы) — «Terror National Front» (T. N. F.), «Коловрат», «Гр.Ом.» (Новороссийск), «Вандал», «Attack 28» (28 — цифровое обозначение «Blood and Honour»: «B» — вторая буква латиницы, «H» — восьмая), «Antisystem», «Division Hors Vessel», «NS Control», «Destroy Moscow», «Clown’s Ball» (или «Clownsball»), «Киборг», «Позиция», «Белый Край» (Челябинск), «Банда Москвы», «Яровит» (Тюмень).

Открытая сцена включает в себя Подсегмент «ска» . Преобладает футбольная тематика — «драки, пиво, ой, ска, футбол». Но есть песни с явным расистским смыслом. Публика — в основном футбольные хулиганы 16—23 лет. Группы — «Malefactors», «Clock Work Times», «Reactor Moscow», «ЯйцЫ Fаберже». Концерты собирают от 100 до 800 человек. Есть также подсегмент «металл». Многие металл- и рок-команды в России любят заигрывать с нацизмом и публично высказывать прорасистские идеи. Первооткрывателем в этом направление является группа «Коррозия металла», имеющая собственный звукозаписывающий лейбл «Корпорация тяжелого рока» (КТР). Группы — «MGB» и «Anal Nosorog» (обе — grindecore), «Bloodrain» (black metal), «Velomor», «Gnev и Temnozor’» (все — NS pagan metal), «Rarog», «Pagan Reign», «Alkonost», «Anahoret», «Rodogor», «Arkona», «Varyag», «Izmoros’» (все — pagan metal), «Volkolak» (folk pagan), «Volh» (black pagan metal), «Ros’» и «Oprich» (folk metal), «Temnoyar» (ambient), «Belovod’e» (NS ambient). Группа «Иван Царевич» (хэви-метал) является официальной группой ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции). Члены ДПНИ могут бесплатно ходить на их концерты.

1.4 Экстремистские группировки и футбол

Даже рядом с таким, казалось бы, интернациональным видом спорта, как футбол, сегодня можно найти ультраправые тенденции. Поскольку футбольная субкультура в целом, а фанатская и хулиганская в особенности, являются полузакрытыми или закрытыми, то для понимания дальнейшего изложения предлагается отдельная терминология. Например, околофутбол — это все, что не связано непосредственно с игрой в футбол, то есть фанатская атрибутика, хулиганизм, стычки с фирмами других футбольных клубов. Существует также своя типология любителей футбола. Например, к первой группе относятся обычные болельшики, на хулиганском жаргоне — «кузьмичи». Это достаточно значительный по своей численности контингент, который регулярно ходит на матчи своей команды и покупает общедоступную клубную символику. Вторая группа, менее многочисленная, но более организованная, — футбольные фанаты, основное их отличие — выезды в другие города на матчи с участием своей команды; кроме того, ими может быть использована более «продвинутая», сделанная на заказ атрибутика. Третья группа, самая малочисленная, но самая организованная — футбольные хулиганы, организованные в не очень большие, но сплоченные группы, обычно называемые «фирмами». Каждая фирма имеет свое наименование, определенную мифологию, куда включены подвиги фирмы, мировоззренческие и практические установки. Основная задача любой фирмы — это «опрокинуть» фирму или группу фанатов другой команды путем прямого физического насилия. В некоторых случаях для усиления физического воздействия используются «аргументы»: камни, бутылки, арматура, кастеты, бейсбольные биты, цепи, ремни с бляхами, ножи, газовые и травматические пистолеты. Таким образом, футбольный хулиганизм напрямую связан с еженедельным насилием (футбольные матчи обычно проходят по субботам), а если принять во внимание подготовку — с насилием ежедневным.

Идеологический спектр среды футбольных хулиганов весьма широк: от полной аполитичности до антифашистских взглядов. Но самый заметный сегмент занимает ультраправая идеология. Для многих футбольных хулиганов расизм и/или гомофобия — это составные части хулиганской моды. Центральную роль в ультраправой идеологии футбольных хулиганов играет расизм в его российской интерпретации, а именно: в качестве основного врага они видят кавказцев, потом — выходцев из Средней Азии, китайцев и вьетнамцев. Хотя, безусловно, если ситуация позволяет, то чернокожие также будут атакованы. Одним из самых распространенных символов у футбольных хулиганов является кельтский крест. Также весьма распространены стилизованные и дополненные названиями фирм или команд железные кресты. В крупных городах типа Воронежа, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Волгограда или Самары большинство преступлений на расовой и национальной почве случается именно перед футбольными матчами или после них, в непосредственной близости от стадионов. Анализ публикаций в интернете показывает, что практически в каждом из регионов страны имели место действия экстремистского характера, связанные с околобутбольгыми группировками. Остановимся лишь на таких крупных городах, как Москва и Петербург.

Например, на форумах основных футбольных клубов не бросается в глаза присутствие каких-то других тем, кроме, собственно, футбола. Однако зеркалом реальных настроений в фанатской среде является известная гостевая «1-й Национальный ОколоФутбольный ресурс» (http://www.theunity.borda.ru). Первое, что видит посетитель гостевой, это «14 слов» (14 слов Дэвида Лэйна, американского идеолога расизма, отбывающего пожизненный срок за убийство: «We must secure the existence of our people and a future for white children» («Мы должны сохранить само существование нашего народа и его будущее для белых детей»). И предупреждение: «Этот сайт не пропагандирует насилие и не призывает совершать хулиганские поступки, не является пропагандой фашизма, межнациональной розни, ксенофобии и расизма. Не повторяйте подобных вещей, о которых рассказывается здесь. Мы против насилия!» Гостевая объединяет около 2500 участников. Здесь выкладывают видеоролики матчей, драк, комментарии к различным событиям футбольной жизни. Ксенофобские и расистские высказывания среди всего этого — в порядке вещей.

Кроме того, много так называемых «сайтов о футбольном хулиганизме», где довольно часто подчеркивается «русскость» московского околофутбола. Следует отметить, что убийство 16-летнего антифашиста Алексея Крылова 16 марта 2008 года напрямую связано с околофутбольной форумной активностью. Молодой человек был убит после концерта, проходившего в одном из московских клубов. На него и шестерых его друзей напала группа из 15 вооруженных ножами нацистов. Призыв «накрывать» концерт был размещен накануне на крупнейшем форуме фанатов «Спартака», детали обсуждались там же. Самым громким событием 2009 года можно назвать размещение баннера фанатов «Спартака» в Самаре на матче «Крылья Советов» — «Спартак» по поводу дня рождения Гитлера («С Днем рожденья, дедушка 14—88!») 20 апреля. Другой эпизод — случай на матче «Локомотив» — «Динамо». 25 июля на одной из трибун произошел конфликт фанатов с милицией из-за баннера, посвященного «Дню солидарности с правыми политзаключенными». На данный момент против двоих фанатов возбуждено уголовное дело. Важно, что в фанатской среде не было единой оценки этого события: кто-то начал собирать деньги пострадавшим фанатам, кто-то ратовал за разделение политики и футбола.

1.5 Современные националистические организации

В умеренных дозах недоброжелательное отношение к иноземцам, недоверие к представителям другой национальности, страх потерять свою культурную идентичность характерны для всех стран, и в этом нет ничего необычного. Но когда ненависть к иностранцам принимает организованную форму, власти закрывают глаза на проявления ксенофобии и, что ещё хуже, потворствуют таким настроениям – это наносит серьёзный удар по имиджу государства и указывает на внутриполитический распад страны. И все это происходит в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Российская Федерация, где проживают люди 180 национальностей.

Сегодня в России действует чуть более 140 молодежных группировок экстремистского толка. В эти группировки входит около полумиллиона человек. По крайней мере, именно такие данные содержатся в докладе Московского бюро по правам человека. В основном такие группировки сосредоточены в крупных городах Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов. И крупнейшие – в Москве и Петербурге. При этом в исследовании молодежные группировки учитывались отдельно от обычных молодежных банд. Последние совершают акты хулиганства или вандализма с целью поразвлечься. Экстремисты же совершают насильственные действия по политическим, идеологическим мотивам.

В частности, давно известны такие националистические организации, как движение Русское национальное единство, незарегистрированная Народная национальная партия и запрещенная судом по обвинению в экстремизме Национал-большевистская партия. Также объединением националистов занимается в последнее время Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ).

Группировки радикально настроенной молодежи образуются, как мы говорили выше, на основе фан-клубов футбольных команд или музыкальных групп. Среди первых, сообщает НИ, правозащитники отмечают такие, как Гладиаторы, Кидс, Суппорте, Бело-голубые динамиты. Замечено их участие в совместных акциях с бритоголовыми. В области музыки идеи бритоголовых, считают правозащитники, распространяет Корпорация тяжелого рока во главе с Сергеем Троицким по кличке Паук. В нее входят такие группы, как, например, Коррозия металла и Коловрат. Концерты этих групп, как правило, заканчиваются массовыми драками или погромами, отмечают правозащитники. Наибольшей криминальной активностью отличаются 15-17-летние экстремисты, но общие возрастные границы простираются от 13 до 30 лет. Радикалы происходят из семей с различным уровнем дохода, широко используют современные средства связи и интернет. Тревожные сигналы усматривают правозащитники в том, что экстремистские группировки становятся все более агрессивными, организованными и политизированными, при этом некоторые из них находятся под влиянием преступных сообществ, говорится в докладе. Экстремистские отряды вооружаются при сочувственном отношении властей, а радикальные настроения в обществе растут.

Продолжаем перечисление. Начиная с 90-ых годов прошлого века, в «великой» России на арену выходит самая агрессивная группировка под названием «Скинхеды». Они ставят своей целью «борьбу за спасение общества от губительного влияния западной цивилизации», что в тот период удачно совпадает с акциями против не-славян. На начальном этапе в Москве и Санкт-Петербурге такие группировки насчитывали 5-10 человек, но их численность стала расти с молниеносной быстротой. Эта тенденция стала более заметной с приходом к власти Владимира Путина. С первых же лет его правления начинают появляться новые нацистские организации. По информации московского бюро по правам человека, на сегодняшний день в России действуют 140 ультраправых молодёжных организаций (по неофициальным данным более 300). Среди них: «Кровь и честь России», «Объединённые бригады – 88», «Русский кулак», «Ярославские белые медведи», «Святая Русь», «Единое Отечество», «Общество национал – социалистов», а также женская нацистская организация «Женщины России». Среди этих группировок, вместе со «Скинхедами», особым радикализмом отличаются «Союз славян» («СС – Москва») и «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ). Для широкой общественности эти организации более известны как «фашисты», «нацисты», «неонацисты», «правые радикалы» и «национал - экстремисты». По данным московского бюро по правам человека, согласно проведённым исследованиям, только количество «скинхедов» составляет 50 000 человек (по другим данным 60 000) и с каждым днём растёт за счёт молодых людей 14-19 лет. Тем временем, во всех остальных странах мира насчитывается всего 70 000 «скинхедов». По последним данным, суммарное количество экстремистов в России превышает 500 000 человек.

Официально все группировки отрицают связь с российскими спецслужбами, но в действиях этих организаций хорошо просматриваются методы, апробированные в ФСБ. Только «Союз славян» имеет 64 региональных подразделения, в которых числятся 5 500 хорошо тренированных бойцов. В размещённых на интернет-сайтах видео- и аудиоматериалах хорошо видно, где и какие учения проводит эта агрессивная группировка. Их информационный блок состоит в основном из агрессивных высказываний, направленных против кавказцев (чеченцев, ингушей и грузин). Эти группировки выполняют и специальные «миссии», такие как «наведение порядка» на российской железной дороге и «расчистка вокзалов от бомжей».

«Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), лидер Александр Белов, окончил академию КГБ, в прошлом пресс-секретарь национал-патриотического фронта «Память». Сам Белов отрицает свою связь с КГБ и ФСБ, но не отрицает контактов с властью, что, в принципе, одно и то же. Вообще тема связи радикальных националистов и представителей власти очень актуальна. Всем известно, что разжиганию ксенофобских настроений открыто способствуют депутаты Российской Думы: Рогозин, Митрофанов, Жириновский, Зюганов и другие. Кроме депутатов Думы с крайне правыми взглядами, их интересы представляют вполне презентабельные политики Единой России, такие например, как лидер прокремлевского движения «Молодая гвардия» – Максим Мищенко, сотрудничающий с организацией «Русский образ». Еще один общеизвестный факт: в подмосковных лесах открыты молодёжные лагеря, где дети из малообеспеченных семей и беспризорники проходят специальную физическую и идеологическую подготовку. Им с раннего возраста прививают агрессию и фашистские настроения. К этому нужно добавить и информационную войну, которая ведётся против нерусских, живущих в России. На каждом шагу можно встретить фразы: «чужак», «цыган-наркоторговец», «виновный кавказец», «Россия для русских».

В последнее время стало традицией устраивать массовые выступления в масштабах всей страны. С 2005 года в России отмечается т.н. «день национального единства». В этом нет ничего необычного для россиян, ещё с советских времён привыкших к парадам и лозунгам, если бы не нацистские призывы их организаторов. 4 ноября 2009 года в 12 регионах страны был проведён «русский марш», организованный ультраправыми организациями. Реально же, это было шествие, проведённое по инициативе неонацистов и ДПНИ, с фашистской атрибутикой и символикой – с вытянутыми вперёд руками и лозунгами «Россия для русских!», «Иммигранты, вон!».

Например, по версии директора МБПЧ Александра Брода, причина развития молодежного экстремизма в безнаказанности, потому что, по его наблюдениям, в течение последних 10-15 лет абсолютно не работал ни один антиэкстремистский закон, к тому же политтехнологи и власти манипулировали настроениями нетерпимости.

Александр Брод также привел статистику убийств на национальной почве за несколько лет. Так, в первом полугодии 2004 года было совершено 7 убийств на почве национальной ненависти, в 2005 году их уже 10, в 2006 году – 16, но за четыре месяца 2007 года погибло уже 25 человек.

Эксперты, мнения которых приводит НИ, согласны с выводами о росте экстремистской активности, но опровергают заявления МБПЧ о полумиллионной численности радикальных группировок. По данным представительницы центра Сова Галины Кожевниковой, численность бритоголовых не доходит до 60-70 тысяч человек, а реально насилие практикуют лишь 25-30 тысяч на всю Россию. Также Кожевникова считает странным запрет НБП на основании экстремистской деятельности, т.к., по ее словам, максимум насильственных действий, которые они делали, – это закидывание помидорами чиновников.

Директор Левада-Центра Лев Гудков заметил, что экстремистские настроения характерны именно для молодежи - ведь всего в обществе их разделяют в наиболее жестких нацистских формах 4-6% граждан, в то время как среди молодежи этот показатель доходит до 15%. И это пиковый уровень, достигнутый за все время исследований, т.е. с 1988 года. Социолог уточнил, что дело не только в переходном возрасте - сейчас проявление молодежной расовой нетерпимости становится элементом субкультуры. Кроме того, молодежь, по наблюдению Гудкова, чувствительна к фальши, идущей с официальных верхов, поэтому поддерживает другие взгляды, которые находит искренними.

В русскоязычном Интернет-пространстве существует более 1 000 сайтов, где размещены фашистская литература, фото и видеоматериалы, отображающие садистские нападения на иностранцев. По словам правозащитника А.Брода, книги Юрия Мухина, Севастьянова, Савельева, Авдеева, Корчагина, Бориса Миронова и многих других по-прежнему лежат на книжных прилавках, а прокуратура не проявляет к ним никакого интереса. Они не рассматриваются в качестве экстремистской литературы, даже если открыто призывают к убийствам.

Версия, которая напрашивается чаще всего – что экстремистские организации используются для определенных целей – например, для разгона неугодных митингов и выступлений. При этом государственные силовые структуры «остаются верными демократическим принципам». Кроме этого, ультраправые группировки активно используются во время предвыборной кампании. Параллельно, для российского руководства уже стало традицией создание образа врага. На сегодняшний день образ врага создаётся из кавказцев, ненависть к ним достигла опасной черты. По данным ВЦИОМ, в ответе на вопрос – назовите национальности и народы, чьи представители вас раздражают, и которых вы не выносите – лидируют кавказцы(29%), на втором месте выходцы со Средней Азии(6%), далее – цыгане(4%), американцы(3%), китайцы(3%) и т.д. Хотя ненависть к кавказцам – это проблема, которая возникла уже давно. «Лица кавказской национальности» - эта фраза, точного смысла которой никто не знает, всем хорошо известна в постсоветском пространстве. И этими «лицами кавказской национальности являются грузины, азербайджанцы, армяне, чеченцы, аварцы, ингуши, осетины, абхазы и многие другие «лица», имеющие кавказскую внешность.

Заместитель директора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова говорит: «Люди видят, что говорить о ненависти к евреям уже неприлично, но ругать кавказцев можно, и общество считает это приемлемым».

Парадокс, но ксенофобия проявляется не только к иностранцам, но и к собственному народу. Выходцы с Северного Кавказа являются гражданами России, и они в первую очередь становятся жертвами ультранационалистов. Оппозиция объясняет существование подобного факта следующим образом – правительству необходим образ врага в лице чеченцев, ингушей, дагестанцев и других, для того, чтобы объяснить, почему 60% населения страны живёт на грани бедности. По заключению ИАЦ «Сова», в 2009 году большинство лиц, задержанных по обвинению в разжигании межнациональной розни, было отпущено за недостаточностью улик. Прокуратура воздерживается от расследования убийств, совершённых на национальной почве и квалифицирует подобные преступления как хулиганство. Зафиксировано множество случаев, когда неонацистским организациям помогает милиция. Часто действия милиции не отличаются от действий «Скинхедов» и других нацистских группировок. Таких примеров много. Но самое большее, что может грозить милиционеру за убийство невиновного гражданина нерусской национальности, это увольнение с работы.


ГЛАВА 2.

2.1 Молодежная политика Российской Федерации

В Российской Федерации государственная молодежная политика (ГМП) реализуется на двух уровнях: федеральном и региональном. К сожалению, сегодня нет комплексной молодежной политики, по словам чиновников, создание единой системы и нормативной базы является одной из первоочередных задач. Тем не менее в последние годы для организации работы с молодежью принимались документы различного статуса и уровня, призванные компенсировать отсутствие интегрированного закона «О молодежи» / «О молодежной политике».

Инициативы по введению такого закона уже много лет не приводят к результату. На федеральном уровне с мая 2008 года ГМП находится в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Непосредственно этой сферой занимается Департамент молодежной политики и международного сотрудничества, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также обеспечению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Министерства. Помимо этого, при Минспорттуризма сформировано Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Молодежная политики в Российской Федерации в настоящее время определяется, среди прочих, следующими нормативными актами:

• Федеральный закон «Об общественных объединениях»,

• Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных

и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.);

• Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (с изменениями от 12 апреля 1999 г.);

• Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.);

• Постановление Верховного Совета РФ (3 июня 1993 г. № 5090-I) «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ.

• Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

• Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на 2006-2016 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р).

Стратегия определяет три приоритета:

1) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России;

2) развитие созидательной активности молодежи;

3) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

В частности, в Стратегии говорится, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Несмотря на признание проблемы ксенофобии в молодежной среде в одном из докладов Росмолодежи сказано, что «радикально националистически настроенные граждане среди населения России составляют 4,6% от общего числа граждан, в молодежной среде этот показатель выше и составляет 15%, на федеральном уровне на сегодняшний день профилактика ксенофобии в молодежной среде не является приоритетом государственной молодежной политики. Она не входит ни в число указанных проектов в рамках Стратегии, ни в число пяти актуальных проектов Росмолодежи («Трудная» молодежь», «Молодежное предпринимательство», «Молодежный туризм», «Патриотическое воспитание», «Профориентация», «Талантливая молодежь»). Существует распространенное мнение о том, что ксенофобия является свойством неблагополучных или «трудных» молодых людей, поэтому профилактика ксенофобии является одной и задач в рамках профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде (в первую очередь, среди «трудных» подростков и молодежи). Однако, судя по статистике правоохранительных органов, среди наци-скинхедов, совершающих расистские преступления, есть также и молодые люди из благополучных семей, в частности, студенты педагогических и юридических факультетов. Далее несколько определений из законодательства РФ:

Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

Экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

2.2 Негосударственные организации против экстремизма

Сколько-нибудь эффективных действий правоохранительных органов по борьбе с молодежным экстремизмом сегодня тоже не ведется; правда, существует ряд некоммерческих организаций, чья деятельность направлена именно на повышение терпимости в молодежной среде. Вот некоторые из них:

Информационно-аналитический центр «СОВА» (Москва)

www.sova-center.ru

Центр занимается изучением проявлений ксенофобии и национализма во всех сферах

общественной и государственной жизни, религиозно-общественных отношений, а также практики противодействия радикальному национализму со стороны государства и общества; ведет ежедневный мониторинг событий в указанных областях, проводит семинары, круглые столы, разрабатывает рекомендации для органов государственной власти и международных организаций.

Национальный совет молодежных и детских организаций России

www.youthrussia.ru

Основные темы, по которым строит свою работу Национальный совет, — это повышение уровня участие молодежи в общественной жизни, в принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления; развитие взаимоуважения и взаимопонимания, межкультурный и межрелигиозный диалог; защита прав человека и прав молодежи; международное молодежное сотрудничество, общественная дипломатия.

Общероссийская молодежная общественная благотворительная организация «Молодая Европа»

www.youngeurope.org

Основная цель организации — продвижение европейских ценностей (прав человека, толерантности, межкультурного диалога и т. д.) в России, а также выстраиваниегражданских молодежных связей со странами Европы и мира. Основные формы деятельности — просветительские мероприятия, поддержка волонтерских обменов. Наиболее активными являются ростовское и самарское отделения, которые в том числе осуществляют региональный мониторинг ситуации с проявлениями расизма и нетерпимости.

Общероссийское общественное движение «За права человека»

www.zaprava.ru

Осуществляется поддержка многопрофильных правозащитных центров, оказываются юридические консультации по широкому спектру вопросов, связанных с нарушениями прав человека, ведется правозащитный мониторинг и специализированные расследования по отдельным вопросам. Движением организуются общественные публичные кампании, уличные акции. В мониторинге проявлений нетерпимости и расизма наиболее активное участие принимают отделения в Рязани и Пензе.

Московское бюро по правам человека

www.antirasizm.ru

Проводит ежедневный мониторинг СМИ по нарушению прав человека в РФ и специализированный мониторинг «Ксенофобия, расовая дискриминация, антисемитизм и религиозные преследования в регионах РФ». Также Бюро организует пресс-конференции и круглые столы по воспитанию толерантности.

Немецко-русский обмен (Санкт-Петербург)

www.obmen.org

Занимается созданием и поддержкой инициатив по развитию социальной сферы и гражданского общества (экспертных, журналистских, молодежных, волонтерских и т. д.), в том числе по темам, связанным с противодействием нетерпимости. Среди просветительских мероприятий организации — ежегодный молодежный международный кинофестиваль по проблемам расизма и ксенофобии.

2.3 Национализм и средства массовой информации. Анализ конкретных публикаций.

Проблема противодействия ксенофобии в средствах массовой информации, при всей ее очевидности, является одной из наиболее сложных для осмысления и воздействия. Журналист чаще, чем представители других гуманитарных профессий, склонен считать себя правым и почти всегда готов использовать доступное ему печатное слово в собственную защиту. Еще сложнее – анализ устного и печатного слова или видео образов, через которые осуществляется информационная коммуникация и медийное послание. Разве задумывался российский спортивный комментатор с токийских Олимпийских игр над оскорбительным смыслом своей фразы Сегодня славяне должны порвать азиатов! в момент репортажа с хоккейного матча между командами России и Казахстана? Конечно, не задумывался и, более того, этот журналист убежден, что ничего предосудительного он не совершил. Точно также не видели никакой проблемы не только журналисты, но и читатели газеты Известия, которая еще около десяти лет тому назад в сообщениях о первом постсоветском суде присяжных из города Ростова регулярно сообщала национальность подсудимых (цыгане) и только их, а не других участников процесса, например, судьи или прокурора. Поэтому сложность данной проблемы не только в самих журналистах, но и в воспринимаемой аудитории и в той оценочной планке, которая установлена в том или ином обществе. Некоторые исследователи вообще считают, что именно журналист и медийный деятель являются ключевыми факторами в конструировании современных нетерпимости, конфликтов и насилия. В домассмедийном обществе эту роль исполняли колдуны-прорицатели, авторы памфлетов и проповедей, уличные агитаторы, актеры. Отчасти эти возможности не только позитивного, но и разрушительного воздействия за ними сохранились, но они уже не могут сравниться с возможностями телевидения, газет и радио. И особенно Интернета. Но вот парадокс: именно автор, то есть действующая сила, меньше всего осознает свою причастность к конструированию напряженности. И это при том, что проходят многочисленные семинары-инструкции, существуют многочисленные профессиональные и этические кодексы и даже открытые обвинения и судебные иски. Массовое журналистское сообщество, к сожалению, с большим трудом воспринимает социально-ответственный подход к журналистике. При этом средства массовой информации очень часто воспринимают описываемое происходящее как сугубо драматическое отражение важных проблем реальной жизни. И чтобы придать передаваемой информации большую значимость, репортер или аналитик совершает дополнительную нагрузку текса «необычностью», особенно, когда речь идет о проблемах человеческих различий, о чем-то, что является «другим» и труднопонимаемым. Как раз к этой категории относится информация об этнических различиях, напряженности и насилии. Включая и те проблемы, которые связаны с национализмом.

Кстати, обычно проблемы нетерпимости и ксенофобии в СМИ рассматриваются именно в контексте расы, культуры и этничности. И гораздо реже – на уровне профессионально-классовых, гендерных и возрастных различий. И сама идея толерантности изначально была религиозной, и лишь потом стара шире, включив в себя также права и свободы человека. А средства массовой коммуникации обладают колоссальной силой воздействия. Они не только отражают, но и определяют общественный климат и даже политические действия. И сейчас, после десятков тысяч публикаций слова «лицо кавказской национальности» стали нарицательным с одиозным смыслом, а когда случается какое-нибудь происшествие, особенно с человеческими жертвами, первым вопросом обывателя зачастую становится даже не «как это произошло», а «какой национальности виновные».

Несколько примеров, которые я приведу ниже, иллюстрируют две сферы отражения-воздействия СМИ; первая – это то, как они выполняют роль транслятора и агитатора представлений и установок властвующего субъекта, а вторая – это то, как внутренние представления, конкретная ситуация и установки производителя информации отражаются в словах и образах, которые могут нести мир или, напротив, вражду. К слову сказать, с целью привнесения позитивного мирового опыта в российскую действительность, полезно напомнить о рекомендациях, которые Ассамблея Совета Европы в 1995 году специально разработала для СМИ европейских стран при освещении проблем этнических меньшинств и мигрантов. Вот некоторые из наиболее важных положений и некоторые необходимые комментарии или вопросы к российским журналистам.

1. Иммиграция и наличие этнических меньшинств являются неотъемлемой частью современной Европы. Крупные общины иммигрантов постоянно проживают в наших обществах и вносят вклад в его благосостояние и определяют его неоднородный состав.

2. Освещение в СМИ вопросов, имеющих отношение к проблемам иммигрантов и этнических меньшинств, оказывает большое влияние на общественное мнение. Хотя СМИ являются важным средством борьбы с расизмом и ксенофобией, предрассудками и предвзятыми идеями, они в то же время могут способствовать возникновению и усилению подобных взглядов.

3. Мигранты и этнические меньшинства должны освещаться в СМИ всесторонне и беспристрастно. Это один из первых шагов к тому, чтобы все граждане восприняли более умеренный подход к иммиграции и культурному многообразию в обществе, стали рассматривать иммигрантов и членов этнических меньшинств как равных себе. Объективный образ может быть создан на основе ответственного подхода со стороны журналистов при освещении указанных проблем, а также при условии, что представители этнических меньшинств и мигранты получат более широкий доступ к СМИ на всех уровнях.

4. СМИ являются важным средством для информирования мигрантов об их родной стране, культуре, языке. Они призваны внести свой вклад в налаживание связи между мигрантами и их новой страной проживания. Они также позволяют мигрантам не терять связь со своей родной страной, предоставляют им возможности для выражения своих мыслей и поддержания контактов с членами их общины.

Ассамблея сформулировала и некоторые конкретные рекомендации в адрес Комитета министров Совета Европы, которые имеют прямое отношение к России. Среди этих рекомендаций:

· подготовка профессиональными журналистскими ассоциациями кодексов поведения, включающая этические принципы для журналистов;

· учреждение наград журналистам или изданиям, которые вносят заметный вклад в борьбу против нетерпимости и расизма, за создание объективных и сбалансированных материалов о мигрантах и этнических меньшинствах;

· решительное проведение в жизнь законов, запрещающих любое подстрекательство к расизму и фашизму в СМИ, и, где необходимо, принятие или усиление указанных законов;

· совместно с СМИ осуществление образовательных и профессиональных подготовительных программ для иммигрантов и представителей этнических групп для того, чтобы обеспечить им более широкие возможности работы в СМИ;

· организация семинаров и обучающих курсов для журналистов по вопросам взаимодействия различных культур, преподавание в школах журналистики курсов этики, уделяя особое внимание проблеме нетерпимости;

· регулярный мониторинг журналистских работ с целью оценки качества освещения проблем мигрантов и этнических групп;

· поощрение деятельности общественных и частных СМИ по борьбе с расизмом и ксенофобией, предоставление возможностей для привлечение представителей мигрантов и этнических меньшинств на работу на радио и телевидение;

· оказание поддержки в подготовке программ по вопросам взаимодействия культур и иммиграции, включая программы на языке этнических меньшинств и мигрантов;

· совместно с Фондом Еврообразов и Европейской конвенцией по кинематографическому совместному производству содействовать сотрудничеству в создании совместных фильмов, привлекая продюсеров из стран прежнего проживания мигрантов, создавая фильмы о мигрантах и этнических меньшинствах.

Теперь перейдем к анализу нескольких конкретных публикаций. Ниже привожу полностью текст материала Оксаны Голос под названием «Биография петербургского гастарбайтера», опубликованная на Baltinfo.ru 1 октября этого года:

«Когда в Смольном в очередной раз обсуждали программу «Толерантность», на пороге «БалтИнфо» появился один их тех, ради которого создавался этот документ. Джамол Азимов - узбек, нелегальный мигрант со стажем – рассказал о своем способе выживания в Петербурге. Найдут ли друг друга питерские джамолы и тезисы Смольного, задумалась Оксана Голос, послушав биографию гастарбайтера.

Это история из обыденной жизни Петербурга, правительство которого на днях приняло новую программу «Толерантность». На эту программу потратят кучу бюджетных денег - миллионы. Обещают много внимания уделить ассимиляции трудовых мигрантов. И даже новые серии «Смешариков» запустить ради борьбы за мир, дружбу и межнациональную гармонию.

Корреспондент «БалтИнфо» встретилась с выходцем из Узбекистана Джамолом Азимовым, который рассказал о том, что он чувствует на собственной шкуре во время этой «ассимиляции».

Джамол Азимов считает, что у него не было выбора, оставаться в родном Самарканде или ехать на заработки в Петербург, где ему свои же, узбеки, обещали место чернорабочего. Дома у 19-летнего гастарбайтера остались три младшие сестры, которых нужно обучать, кормить и одевать. Путь из Самарканда занял почти неделю – четыре дня поездом до Уфы и еще два до Петербурга. Первыми, кто «принял» Джамола на российской земле, рассказывает он, были милиционеры.

«От Уфы почти на каждой остановке к нам с братом подходила милиция. Уводила нас с собой, обыскивала и забирала те копейки, что у нас были. Можно, конечно, что-то спрятать, но тогда вас будут бить. Поэтому, если нет денег, хоть займите у кого-нибудь, хоть продайте свои вещи, но отдайте им. Они не гнушаются даже продуктами. Если им мало, они злятся, обзывают, оскорбляют, унижают: чурки, черные, собаки…», - рассказывает Азимов.

Житель Узбекистана, как бы это ни выглядело наивно, уверяет, что большинство мигрантов «понятия не имеют» о том, как и где им легализовать себя в России. Поэтому когда мигранта на улице останавливает милиция, ему проще отдать 500 рублей.

«Я не оформлял никаких документов долгое время потому, что не знал, как это сделать. Милиция ничего не объясняла. Только последний год слышал рекламу в метро про Единый центр документов. Да и то разрешение на работу и регистрация стоят около 8 тысяч. Не у всех мигрантов есть эти деньги. Бывали случаи, что встречает тебя милиционер на улице, смотрит регистрацию, а потом берет и рвет ее у тебя на глазах. И говорит: «Нет у тебя регистрации, давай деньги», - поясняет Джамол.

Взятки милиционерам дают все нелегалы, уверен Азимов. «Так проще, быстрее и дешевле», - резюмирует он.

Джамол рассказал, что все прибыльные места на стройках Петербурга давно распределены так называемыми узбекскими баронами.

«Узбеки, которые прочно осели в Петербурге, Москве и других крупных городах, делят между собой город на территории. На каждой из них имеют право работать только бригады какого-то определенного барона. Это его земля и он может взять тебя в бригаду, а может выкинуть из нее. В Петербурге таких шесть-семь человек. Попасть в бригаду просто так нельзя. Объявлений о том, что требуется рабочий в строительную бригаду узбеков или таджиков, не бывает. Устроиться можно только через знакомых и какое-то время «отрабатывать» вхолостую», - рассказал Джамол.

В Петербурге Джамол с братом поселились в вагончике. Первое время батрачил бесплатно на своих же. Обычно новичкам советуют продержаться полгода-год, а затем сулят первые нормальные деньги и возможность помогать семье.

Двоюродный брат Азимова не выдержал, вернулся в Самарканд. А Джамол остался. Копал траншеи на дачах в компании еще одного узбека и украинца.

«Мы жили втроем в одном вагончике без отопления и горячей воды. Нам выдали три одеяла, хохол забрал себе два. Зарплату за нас тоже забирал он, шел в магазин, покупал себе литр водки, колбасу и другую закуску. Нам приносил буханку хлеба на два дня и лапшу по три рубля за пачку. Но мы ничего не могли возразить, я даже языка не знал», - рассказывает Джамол.

Джамол вспоминает, как однажды решился попросить воды у соседки - русской бабушки. Пришел к ней во двор и жестами показал на чайник. Она жестами показала ему на невыкопанную картошку. Об этой бабушке Азимов до сих пор вспоминает с теплотой. Она, говорит, не только поила чаем и подкармливала голодных мигрантов, но фактически заставила Джамола выучить русский язык.

«Она сказала мне: «Если ты хочешь в этой стране работать, учись говорить. Ты не переживай, если над тобой будут смеяться, если ты скажешь что-то неправильно. Это все для твоего же блага». Я послушался. Повторял, как попугай, за ней все слова», - вспоминает Азимов.

Сейчас проблем с языком у Джамола нет. Однако он искренне не понимает, почему русские обращаются к нему на «ты» и требуют, чтобы он говорил по-русски.

«В нашей стране принято обращаться на «вы» независимо от возраста и социального статуса. Вы же так легко и быстро переходите на «ты» - у нас это приняли бы за неуважение. Или вот, допустим, нахожусь я в одном помещении с узбеками и русскими. Узбеки между собой говорят на своем языке, а русские встревают: говорите так, чтобы мы понимали! Почему мы должны это делать? Какая вам разница до того, о чем идет речь в нашем разговоре? Если бы на нашем месте были англичане, вы бы им рты не затыкали, не посмели», - возмущается Азимов.

У Джамола была мечта – машина. Со временем он купил с рук старую «восьмерку» и стал «бомбить» сутками напролет.

«Всякое было. Довезешь, куда надо, а пассажиры сбегают. Однажды садятся парень с девушкой, он чуть выпивший, и начинается – ты зачем сюда приехал, почему у себя не зарабатываешь? Иногда водитель какой-нибудь видит, что не русский за рулем, и старается подрезать, вывести на конфликт. Я понимаю, что я сильный, крупный мужчина, но ударить не имею права, милиция меня тут же обвинит. А он ударить может», - говорит Джамол.

«Никогда не забуду день ВДВ. Я оказался поздно ночью на Большом проспекте. Вижу, 6 или 7 подвыпивших парней перегородили дорогу. Еду, а сам чувствую – впереди беда. Но обратного пути нет, пересекать двойную сплошную я не могу, как потом объяснить милиции? Не успел опомниться, как через окно залезли десантники», - рассказывает Азимов.

Они потребовали довезти бесплатно на другой конец города. Затем, рассказывает Джамол, выволокли его из машины и стали избивать. С трудом Азимову удалось вырваться и забежать в первую попавшуюся подворотню. Укрывшись там, он смотрел, как из его машины делали месиво.

«Они оторвали номера, открыли капот и разорвали все провода, залезли на машину и стали пить на ней. А я сижу и ничего не могу сделать. Было невероятно больно. Это мой дом, мой хлеб, моя одежда. Но я еще должен сказать спасибо – они ведь могли сжечь машину дотла, и милиция не помогла бы. Когда приехали сотрудники ДПС, на месте происшествия уже никого не было», - говорит Джамол.

Вместо того, чтобы догонять преступников, милиционеры удивленно спросили: «А ты разве не знаешь, какой сегодня день? Сидел бы дома».

За последние шесть лет Джамол был на родине один раз. Перед новым годом накопил зарплату за три месяца, около 45 тысяч, надеялся привезти родным подарки. Но работодатель через секретаря передал ему 11 тысяч рублей и уехал отдыхать за границу.

«Я работал с 8 утра и до 4 ночи, потому что кушать что-то надо. Деньги решают все, иначе, поверьте, мы бы давно уже уехали. Не раз возникало желание все бросить, тяжело было. Жил в грязи, ел в грязи, спал в грязи, заработал простуду. Как выживать в таких условиях? Знаете, я так скажу: как я жил здесь, не пожелаю даже врагу. Но, ради того, чтобы помочь семье, я перенесу любые трудности, все вытерплю», - говорит петербургский нелегал.

Азимов год назад встал на учет в службе миграционного контроля и оформил все документы. Но на его жизнь в Петербурге, уверяет он, это никак не повлияло. При попытке устройства на «нормальную» работу, он всегда терпит фиаско, а милиционеры по-прежнему обращаются на «ты» и отбирают деньги.

«Когда делают привязку к национальности, это отражается на всей нации. Но ведь грабят и убивают не только узбеки, таджики или азербайджанцы. В итоге в обществе возрастает ненависть, нас перестают считать людьми. Словами не передать, как тяжело чувствовать человеческую враждебность, ощущать на себе косые взгляды», - признается Азимов.

По словам Джамола Азимова, страх за свою жизнь в Петербурге не покидает его ни на минуту. И все же он рассчитывает заработать в Петербурге на эту самую жизнь, которой рискует.»

Материал написан по-женски, проникновенно и с целью вызвать эмоции, и автору это действительно удалось. Вместе с тем, комментариев к данному материалу было более ста, они разделились на два противоположных мнения, причем отрицательных отзывов, призывавших к насилию над выходцами из Узбекистана, Таджикистана и подобных стран, было примерно в два раза больше. При этом многократно упоминались преступления, совершенные этими людьми, однако ни одного сообщения о преступлениях соотечественников в комментариях не было. Это заставляет задуматься. Впрочем, материал Оксаны Голос – это, скорее, исключение. Большинство других текстов, что в газетах и Интернете, что на телевидении, имеют куда менее нейтральную окраску.

Следующий материал вышел в ноябре 2009 года на СТО-ТВ:

«Страшную находку обнаружили защитники животных в поселке Красный Бор Тосненского района. Съемочная группа «Последних известий» сняла шокирующий материал, который не стоит смотреть детям и впечатлительным людям. В доме №40 по улице Вокзальная была обнаружена настоящая собачья бойня.

Эту женщину зовут Роза. Рядом с ней её любимая собака. Кстати, это единственная живая собака в доме.

Знаменитый дом в Красном Бору нашли сразу. Любой житель поселка укажет на него, если спросить, кому можно продать бесхозного пса. Накануне днём у одной из жительниц пропала собака. Так совпало, что женщина оказалось членом организации по защите прав животных. Она без труда нашла похитителей своего питомца. Правда, сделала она это слишком поздно.

«Мы увидели в бане вот эту кровь. Маленькие капельки. Потом нашли ошейник, а потом увидели вот это - разделочная доска и вот эта часть. Всё это смывалось. Когда мы пришли, было всё мокро. Проверили сток, всё это выходит, и, пожалуйста, канава вся в крови».

Хозяйка дома, кореянка по национальности, сначала всё отрицала и говорила, что это нанятые рабочие убили животное. Но потом призналась, что убили по её просьбе. Мясо пса было необходимо для национального блюда.

Это уже не первый визит защитников животных к любительнице экзотической кухни. В 2006 году они приходили с милицией, в 2007 с телекамерами. Не помогло. Активисты предполагают, что в доме готовят огромные партии мяса для корейских ресторанов. Правда, доказать это не могут. Косвенные улики - это клетки и загоны, правоохранительные органы не берут в расчёт. Поэтому уже три года подряд они могут только объяснять, что в России запрещено есть домашних животных.

Ольга Леонова, добровольное общество защиты животных «Хвосты»:

«Жестокое обращение с животными, статья 245-ая. С объяснением, что мясо собаки не является продуктом и шкура тоже».

Как ни странно, но милиция не задержала кровожадную Розу, составили только протокол. Собаководы в свою очередь не собираются пускать дело на самотек, они уже обратились даже в представительство президента и теперь намерены подавать в суд.»

Данный текст более экспрессивен, содержит некоторые негативные эпитеты. Вместе с тем, речь здесь идет о конкретных правонарушениях, которые не могут не вызывать возмущения общественности, и это особенно логично в связи с тем, что нарушаются конкретные традиции нашей страны. Но агрессия обрушивается на героиню сюжета не столько из жалости к убитым собакам, сколько просто из-за того, что она вторглась в российскую культурную среду и ее культура является чужеродной. Кстати, если вспоминать недавнюю историю с больной туберкулезом гражданкой Таджикистана, которая родила ребенка в одном из петербургских роддомов, то как раз больше всего вопросов вызывал не сам факт того, что она скрыла свое заболевание и лежала в общей палате, сколько ее национальность. Особенно это было заметно по заголовкам информационных лент.

А вот примеры краткого и нетенденциозного освещения на телевидении действий непосредственно националистов. Опять СТО-ТВ, 15 января 2009 года:

«На станции метро «Удельная» во вторник вечером произошла драка. Камеры наблюдения зафиксировали, как несколько молодых людей преграждают путь кавказцам. Демонстративно выкрикивая провокационные лозунги, они напали на жителей республики Дагестан возле эскалаторов.

Это была не просто потасовка. За молодыми людьми в это время наблюдали оперативники из Центра по противодействию экстремизму ГУВД и милиционеры УВД на метрополитене. Ранее ими была получена информация, что вечером в метро соберутся люди, причастные к преступлениям националистической направленности.

Как выяснилось, парни были неоднократно судимы за кражи, грабежи и убийство. Теперь к их послужному списку добавится еще одна статья - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

В таком нейтральном ключе выдержаны многие телевизионные тексты, рассказывающие, например, о русском марше или о тех или иных акциях националистов. национализм экстремизм идеология

Еще несколько примеров.

Заключение

Проблемы, связанные с национализмом в современном обществе, еще предстоит решать, причем работать необходимо как с самими приезжими, погружая их в культуру России, так и с молодежью, коей движут именно нездоровые националистические идеи. Официальная пропаганда вряд ли способна улучшить ситуацию: подростки слишком легко попадают под пагубное влияние и неправильно принимают некоторые мысли и положения. Фраза «хочешь извратить идею – доведи ее до абсурда» здесь как нельзя более уместна. Размахивая имперским флагом со значком «Черной сотни», эти ребята зачастую не только практически ничего не знают об истории первоначальной Черной сотни, но и об империализме и просто о монархии как таковых имеют весьма смутное представление. Грамотная социальная реклама и качественный пласт образования в этом ключе, а также, конечно, нужный тон публикаций в средствах массовой информации могли бы несколько сгладить острые углы; говорить о полном решении проблемы рано, Россия вряд ли в ближайшее время станет космополитичной, да это, в общем, и ни к чему. Ведь без правильного национального самосознания, без патриотических идей невозможно до конца понять и полюбить свою культуру, да и Свешников, которого мы уже упоминали выше, говорит, что любое национальное самосознание является националистическим, так как оно по определению либо националистическое, либо никакое. И все же стоит трезво взглянуть на вещи: Россия является многонациональным государством уже не одну сотню лет, и даже если все выходцы из стран СНГ в один прекрасный день покинут территорию нашей Родины, вряд ли жизнь качественно изменится, скорее всего, наоборот, потому что многонациональность уже заведомо делает привычный уклад нашей жизни именно таким, а не каким-либо иным. Важно ценить, любить и понимать культуру своего народа, но не искать внешнего врага в любом, кто плохо говорит по-русски, имеет азиатскую внешность или ходит в мечеть, а не в православный храм. Впрочем, кадры с мусульманского праздника Курбан-Байрам, когда верующие заполонили огромные площади, а после резали прямо на улицах Москвы баранов, многих заставили содрогнуться – просто потому, что это Москва, а не Баку и не Ашхабад. Диаспоры существуют везде, это данность, но их также необходимо контролировать.


Литература:

1. Тишков В. А. СМИ и ксенофобия.

Материалы для исследования:

1. пресса о Кинчеве, газета «Завтра», материал про таджика-гастарбайтера и про кореянку, евшую собачек. И про русский марш еще).

2. Самое полное исследование по этой тематике см.: Лихачев В. Нацизм в России. М.: Центр «Панорама, 2002.

3. Подробнее см.: Кожевникова Г., Шеховцов А. и др. Радикальный русский национализм: Структуры, идеи, лица. М.: Центр «СОВА», 2009. С. 37—49.

4. См. последний доклад центра «СОВА»: Кожевникова Г. Лето 2009: Ультраправые и государство — позиционная война / Центр «СОВА». URL: http://xeno.sova-center.ru/29481C8/DCFD94A.

5. Сайт проекта «ПОКОЛЕНИЕ.NET» — http://www.regioncentre.ru/generation.36

6. Чупров В., Зубок Ю. Молодежный экстремизм / ВЦИОМ. 2009 17. февр. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11434.html?no_cache=1cHash=136a6a6961 (дата обращения 01.02.2010).

6 По материалам сайта ВНИИ МВД России (http://www.vnii-mvd.ru).

Скачать архив с текстом документа