Национальная экономика цели и результаты 3
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 2 1.Национальная экономика: её сущность, структура и цели …4 2.Экономические и социальные результаты функционированияСодержание
Введение…………………………………………………………………………2
1.Национальная экономика: её сущность, структура и цели…………………4
2.Экономические и социальные результаты функционирования
национальной экономики……………………………………………………….8
3.Особенности трансформации национальной экономики на
современном этапе………………………………………………………………15
3.1 Итоги развития национальной экономики России в 2008 году……….15
3.2 Целевые ориентиры……………………………………………………...16
3.3 Влияние мирового экономического кризиса на экономику России….19
3.4 Основные параметры прогноза на 2009 год…………………………....20
4 Практикум…………………………………………………………………….22
5 Заключение…………………………………………………………………...24
6 Приложения…………………………………………………………………..26
Приложение 1. Номинальный объём ВВП в текущих ценах……………..26
Приложение 2. Формирование ВВП по источникам доходов в текущих ценах…………………………………………………………………………..27
Приложении 3. Динамика валового внутреннего продукта по некоторым странам мира………………………………………………………………….27
7. Литература…………………………………………………………………….28
Введение
Национальная экономика - исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.
Экономическая теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание её основных понятий для определения состояния и выбора наиболее эффективных форм и путей её развития. Конечной целью развития национальной экономики является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Поэтому исследование национальной экономики является очень актуальным и занимает центральное место в макроэкономике.
Задачами данной курсовой работы являются:
· изучение сущности национальной экономики, её структуры и целей развития;
· изучение показателей для измерения объёма национального продукта (ВВП, ВНД, ЧВП, ЧНД);
· изучение особенностей развития российской экономики на современном этапе.
Задачами практической части работы являются:
· расчёт показателей валового внутреннего продукта методом расходов и доходов;
· определение объёма валового национального дохода;
· определение объёма чистого внутреннего продукта и чистого внутреннего дохода.
При написании работы использовались методы:
· анализ;
· синтез;
· математические методы.
Структура работы : содержание, введение, основная часть, практикум, заключение, список литературы.
Работа выполнена на компьютере
PoweredbynLite
Intel (R)
Celeron (R) CPU 213 GHz
214 ГГц 480 МБ ОЗУ
Программное обеспечение
MicrosoftWindowsXP
Professional
версия 2002
Service Pack 2
1. Национальная экономика, её сущность, структура и цели
Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.[1]
Национальная экономика любого современного государства представляет собой сложную хозяйственную систему, включающую ряд взаимосвязанных звеньев. Центральное место в данной системе принадлежит человеку, который в экономике выступает всегда одновременно в двух позициях: с одной стороны, это производитель продуктов и услуг, а с другой - потребитель благ.
Вторым звеном национальной экономики является естественная природа, т.е. территория данной страны со всеми природными ресурсами, в том числе земли и ее недра, водные и воздушные ресурсы, флора и фауна.
Третьим звеном национальной экономики является капитал, который служит средством, способным приносить доход. Капитал принято рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это фактор производства, а с другой - это денежные средства.
Капитал как фактор производства представляет собой запас материальных благ в совокупности с нематериальными элементами, такими, как здоровье и человеческий интеллект.
В материальной форме капитал - это средства производства (средства и предметы труда), с помощью которых человек, воздействуя на природу, создает необходимые для жизни людей блага.
Кроме как в средствах производства, капитал может быть материализован в экономической инфраструктуре, которая представляет собой комплекс институтов, обеспечивающих функционирование производства (производственная инфраструктура), в том числе банки, предприятия связи, информации, коммуникации и т.д., а также жизнедеятельность людей (социальная инфраструктура) - жилье, объекты культуры, просвещения, здравоохранения и торговли.
Материальной формой капитала, а следовательно, и одним из элементов экономической системы являются предметы потребления, т.е. блага, предназначенные для удовлетворения конечных потребностей людей. Сюда относятся: продукты питания, одежда, товары культурно-бытового назначения, духовные ценности и предметы хозяйственного обихода.
Наконец, разновидностью капитала и составной частью национальной экономики является денежный капитал, представляющий собой сумму денег, предназначенную для инвестирования в экономику (инвестиционные ресурсы).
Любая национальная экономическая система состоит из совокупности отраслей - определенных областей экономической деятельности.
Отраслевая структура экономики складывается из двух групп: отраслей сферы материального производства и отраслей социальной сферы. К отраслям первой группы относятся: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение. В состав второй группы отраслей входят: культура, образование и наука, здравоохранение, социальная защита, управление, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения.
Помимо функциональной и отраслевой характеристики экономики существует и региональная, или территориальная экономическая структура. Она предусматривает разделение национальной экономики на части по территориальному принципу. Конкретно региональная экономика представляет собой набор всех экономических объектов, сосредоточенных на определенной территории страны. Объектом региональной экономики является экономический район. В России это, например, Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский экономические районы и др.
Экономические районы в качестве подсистемы, как правило, включают районные хозяйственные комплексы или, как их принято называть, территориально-производственные комплексы (ТПК), представляющие собой взаимосвязанное сочетание предприятий определенных отраслей конкретного района с его природными ресурсами, путями сообщения и экономико-географическим положением (в России, например, Курская магнитная аномалия, Западно-Сибирский и Ямало-Ненецкий комплексы).
Национальная экономика - это совершенствующаяся система, конечной целью развития которой является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Для достижения этой цели необходима постоянная работа всех звеньев экономической системы по обеспечению развития науки и техники, рациональному использованию ограниченных экономических ресурсов, по сдерживанию инфляции и безработицы, по решению комплекса социальных задач.
Конечная цель национальной экономики служит определяющим моментом для выявления и постановки конкретных макроэкономических целей.
Макроэкономические цели могут быть долгосрочными, связанными с реализацией концепции данной модели вообще, или краткосрочными (промежуточными), установленными для претворения общей концепции на данный момент. Так, если одна из макроэкономических целей современной российской экономики в долгосрочном периоде - это достижение и поддержание уровня умеренной инфляции, то в краткосрочном периоде целью является существенное снижение инфляции.
Характерной особенностью современных макроэкономических целей в России является их социальная направленность. Это находит конкретное выражение, например, в разработке на государственном уровне программ по перераспределению бюджетных средств из сферы военно-промышленного комплекса (конверсия и сокращение вооруженных сил) в отрасли экономики, связанные непосредственно с жизнедеятельностью людей. К сожалению, цели такого рода реализуются пока не совсем успешно и крайне медленно.
Для правильного восприятия реально происходящих экономических процессов необходимо различать макроэкономические цели и средства для их реализации. Так, если центральной целью экономических преобразований в современной России является переход к социально-ориентированной рыночной модели, способной обеспечить подъем и развитие экономики, то такие неизбежные при этом явления, как разгосударствление (денационализация) и приватизация, являются лишь средствами для достижения поставленной цели.
2. Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики
Главным критерием оценки осуществляемой экономической политики служат результаты функционирования национальной экономики.
Результатом функционирования национальной экономики являются все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т. е. национальный продукт. Показатели объема национального продукта, их динамика являются чутким барометром, отражающим состояние здоровья экономики, показывающим результативность действий правительства по повышению ее эффективности.
В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы определения объема национального продукта.
Система национальных счетов (СНС) - это комплекс взаимосвязанных статистических показателей, которые отражают, с одной стороны, наличие экономических ресурсов, а с другой - их использование Задача СНС - предоставление сведений о состоянии и изменениях BHII (валового национального продукта) и его составляющих на всех стадиях воспроизводства. СНС делит национальную экономику на четыре сектора:
1) реальный сектор, в состав которого включаются домашние хозяйства и негосударственные нефинансовые фирмы. Основной задачей сектора является производство и реализация товаров и услуг на внутреннем и мировом рынке;
2)бюджетный сектор, который представлен институтами государственной власти и фискальными учреждениями. Целью функционирования сектора является регулирование экономической деятельности и перераспределение доходов;
3)денежный сектор, который представлен банковскими и финансовыми учреждениями, осуществляющими регулирование денежной массы и денежное посредничество;
4)внешний сектор, деятельность которого связана с осуществлением внешнеэкономических связей всех институциональных единиц государства.[2]
Основными показателями СНС являются: валовой национальный продукт (валовой внутренний продукт), чистый национальный продукт, национальный доход и располагаемый доход. Например, в США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. В других странах, в том числе и в России, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН основным показателем является ВВП.
Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой рыноч ную стоимость товаров и услуг, произведенных в государстве за опреде ленный период (например, за год).
В состав ВНП входит стоимость всех созданных в государстве в каком-либо году средств производства, предметов потребления и услуг с помощью факторов производства, которыми владели в тот период граждане и организации данной страны. Кроме того, сюда же включаются и доходы, полученные от использования факторов производства (факторные доходы) резидентами (субъектами) данной страны на территориях других стран.
Для того чтобы правильно измерить ВНП, необходимо включить в его стоимость не все созданные продукты и услуги (а за рубежом - не все доходы, а только полученные резидентами после вычета из них налогов и прочих платежей в пользу государств, на территории которых использовались факторы производства резидентов), а лишь конечные. Конечными товарами и услугами являются только те, которые предназначены для непосредственного потребления и не применяются в дальнейшем в целях промежуточного потребления.
Для расчета ВНП принято использовать три метода расчета: по расходам, по доходам и по производству. ВНП, рассчитанный по расходам, представляет собой общую для страны сумму расходов на личное и •производительное потребление всей массы созданных за определенный период товаров и услуг.
Структура показателя ВНП для расчетов по расходам состоит из совокупности:
1) потребительских расходов населения на приобретение благ и услуг, необходимых для удовлетворения его материальных и духовных потребностей, а также предназначенных для развития и совершенствования личности (С);
2)валовых (частных) инвестиций в национальную экономику, представляющих сумму затрат, направленных фирмами на увеличение основного капитала и материальных запасов (I);
3)закупок товаров и услуг органами государственной власти (как общенациональными, например правительством, так и местными, на пример муниципальными органами власти) (G);[3]
4) чистого экспорта, т.е. стоимости товаров и услуг, произведенных и определенной стране и проданных за рубеж, за вычетом стоимости импортных товаров и услуг (X).
Следовательно, ВНП, исчисленный по расходам, равен:
ВНП = С + I + G + X .
ВНП, рассчитанный по доходам, представляет собой общую сумму доходов, полученных владельцами факторов производства, создавшими всю массу национального продукта.
Структура ВНП, рассчитанного по доходам, состоит из совокупности доходов, полученных в обществе за определенный период в формах: заработной платы, процента, прибыли, ренты.
Кроме того, составными частями этого показателя являются общие суммы налогов и амортизации, которые также включаются в общую сумму ВНП. Хотя эта сумма и не принимает форму доходов, но она является составной частью стоимости созданного ВНП.
Третий метод расчета ВНП - по производству. Он показывает вклад каждого производителя в национальное производство в целом. В этом случае ВНП рассчитывается по добавленной стоимости.
Добавленная стоимость - это рыночная цена продукции (услуг) фирмы за вычетом стоимости сырья и материалов, купленных и израсходованных на производство продукции или на выполнение услуг.
Все методы расчета ВНП являются равноценными и дают одинаковый результат.
При измерении величины ВНП существенное значение имеют цены на товары и услуги, по которым подсчитывается общий объем произведенного продукта. Поскольку размер ВНП определяется не только для учета совокупного продукта на определенный момент, но и для сопоставления его размеров в разные периоды, необходимо рассчитывать ВНП как в ценах текущего периода, так и в единых для сравниваемых периодов ценах. Если с расчетами в ценах текущего периода проблем практически не возникает, то расчеты ВНП для проведения сравнительного анализа затруднительны. Это обусловлено тем, что под влиянием инфляционных процессов цена на одни и те же товары и услуги изменяется, причем, чем больше временной промежуток, тем ценностные различия становятся значительнее.
Исходя из сказанного ВНП, исчисленный по текущим (фактическим) ценам данного года, называется номинальным ВНП.
ВНП, определенный по неизменным (сопоставимым) ценам, называется реальным ВНП.[4]
С помощью данных о ВНП разных стран можно сравнить уровень жизни в них. Для этого используют объем ВНП на душу населения. По данным Российского института экономического анализа, годовой объем ВНП на душу населения в нашей стране с начала 90-х годов составлял 4850 долл., что определило для нее 58-е место в мире по этому показателю.
В 1995 г. ВНП на душу населения составил всего 3960 долл., тогда как в Японии - 20 169, в США - 24 034 долл. За это время Россия пропустила вперед еще 17 государств, ранее относящихся к разряду слабо развитых стран.
Главной целью исчисления ВНП любым методом и его определения в любой форме является получение объективного, достаточно точного и полного представления об общенациональном продукте в обществе за какой-либо период. Однако любой из известных методов расчета, любая форма ВНП абсолютно полной и точной картины дать не способны. Это обстоятельство связано с тем, что реальная экономическая жизнь представляет собой более сложное явление, чем может воплотить в себе даже такой синтетический показатель, как ВНП.
Так, в экономике существует ряд продуктов и услуг, которые в силу специфических причин не принимают товарной формы и не имеют денежного выражения, следовательно, не могут быть учтены в стоимости конечного продукта. Примером могут служить услуги армии, правоохранительных органов, судов. Не имеют денежной оценки, а следовательно, не учитываются при исчислении ВНП продукты и услуги, произведенные людьми в домашних хозяйствах для себя (изготовление одежды для собственного пользования, ремонт собственного жилья своими силами и т.д.).
Кроме того, в ВНП не включается результат деятельности подпольного бизнеса, представляющий собой особую сферу, где результаты производства или услуги не фиксируются либо по причине незаконности вида деятельности (подпольная торговля оружием или наркобизнес), либо с целью ухода от налогов (например, торговля без кассового аппарата в ларьке и т.д.). По общепринятым оценкам, подпольная экономика составляет не менее 3-5% ВНП. По экспертным данным, в России и в других странах СНГ эта цифра в середине 90-х годов была на порядок больше.
Наконец, ВНП как обобщающий показатель экономической деятельности людей фактически не способен фиксировать и выражать издержки общества, связанные с использованием в хозяйственных целях среды обитания.
Как отмечалось, ВНП создается не только на территории данной страны, но и за рубежом. Например, продукт, произведенный какой-либо фирмой, принадлежащей российским гражданам, но расположенной в одной из зарубежных стран, будет входить в ВНП России. Для практического анализа иногда важно знать, какой объем продукта и услуг произведен исключительно на территории данной страны, вне зависимости от того, кто является его собственником. В этих целях используется модификация ВНП - валовой внутренний продукт (ВВП).
ВВП - это общая сумма рыночной стоимости конечных продуктов и услуг, произведенных на территории данной страны. Существует связь между показателями ВНП и ВВП:
ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.[5]
Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.
С помощью данных о ВНП (ВНП) разных стран можно сравнить уровень жизни в них. Для этого используют объем ВНП (ВНП) на душу населения. По объему ВВП первая десятка стран мира выглядит следующим образом: США (12,4 трлн. долларов), Китай (5,3 трлн. долларов), Япония (3,9 трлн. долларов), Германия (2,5 трлн. долларов), Индия (2,3 трлн. долларов), Соединенное Королевство (Великобритания) (1,9 трлн. долларов), Франция (1,9 трлн. долларов), Россия (1,7 трлн. долларов), Италия (1,6 трлн. долларов) и Бразилия (1,6 трлн. долларов).
Среди стран СНГ самый большой объем ВВП на душу населения в России - 11861 доллар США, или 28,5% от уровня США. По этому показателю Россия занимает 51-е место в мире. В Казахстане этот показатель составил 8699 долларов США (62-е место в мире), Беларуси - 8541 доллар США (65-е место в мире). Самая бедная страна СНГ Таджикистан - 1413 долларов США (119-е место в мире). Средний по СНГ уровень ВВП на душу населения составил 9202 доллара США. Из числа стран СНГ этот уровень превосходит только Россия, на долю которой приходится почти три четверти совокупного ВВП стран СНГ.[6]
Для большинства стран различия ВНП и ВВП невелики (практически отклонение не превышает 1%). Поэтому на практике для расчётов оба показателя используются параллельно.
Чистый внутренний продукт (ЧВП) представляет собой разницу между ВВП и суммой амортизационных отчислений или стоимостью износа оборудования и зданий производственного назначения в процессе создания ВВП. Вычитая из ВВП амортизационные отчисления, представляющие часть утраченных для потребления издержек производства, получаем остаток, составляющий годовой объем национального производства, который экономика страны может реально потребить.
Можно рассчитать чистый внутренний доход (ЧНД). Для этого сумму амортизационных отчислений вычитают из ВНП.
Таким образом, функционирование национальной экономики как единого целого обеспечивает доходы всем субъектам экономической деятельности. В свою очередь, доходы являются источником удовлетворения потребностей людей и фактором их сбережений.
3. Особенности трансформации российской экономики на современном этапе
3.1Итоги развития экономики России в 2008 году
Особенности достигнутого уровня развития российской экономики, цели и стратегия долгосрочной экономической политики изложены в Концепции социально-экономического развития РФ, принятой 5 августа 2008 года.
В Концепции указано, что в середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе .
Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот составил 45% ВВП (2007 год), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.
Обеспечена устойчивая макроэкономическая стабильность. Российская экономика защищена от воздействия внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации, превысившими в конце 2007 года 470 млрд. долларов США.[7]
Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Капитализация российских компаний достигла почти 130% ВВП и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Российский фондовый рынок превратился в реальный фактор привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. Среди населения начал складываться широкий социальный слой инвесторов и акционеров.
Результат системных преобразований в экономике интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (около 7 процентов в год), значительно опережающие динамику мировой экономики (4,7 процентов).
Преодолен спад производства и потребления девяностых годов. В 2007 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 110%.[8] (Приложение1, таблица 1) При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос.
Объем ВВП (по паритету покупательной способности) превысил 1,9 трлн. долларов США. По этому показателю Россия закрепилась в восьмерке ведущих стран мира (Приложение 3, таблица 3).
Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы , подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.
3.2 Целевые ориентиры
Стратегической целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (на период с 2008 по 2020 год) является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.
Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия.
· Выход России на стандарты благосостояния развитых стран . Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,7 тысяч долларов США в 2006 году до 30 тысяч долларов в 2020 году и около 50 тысяч долларов в 2030 году. Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет.
· Высокое качество и комфортные условия жизни населения . Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30-35 кв. м. на человека (или около 100 кв.м. на среднестатистическую семью),
· Благоприятная среда обитания человека . Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году;
· Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности.
· Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10 процентов) и интеллектуальных услуг по 4-6 и более крупным позициям. Будут сформированы условия для массового появления новых компаний во всех секторах экономики и в первую очередь в секторах «экономики знаний»;
· Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков.
· Создание разветвленной транспортной сети , обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.
· Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.
· Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
· Гарантированная реализация конституционных прав граждан , включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.[9]
Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития . Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала.
3.3 Влияние мирового экономического кризиса на экономику России
Мировой кризис существенно изменил параметры развития российской экономики по сравнению с теми, что были заложены в бюджете на 2009 год. В этом году впервые за последние десятилетия ожидается спад мировой экономики на 0,3 процента, а возможно и выше. Сегодня трудно ответить, насколько глубоким и длительным будет мировой кризис, но очевидно, что внешние условия для экономики России будут оставаться жесткими на протяжении всего текущего года и, по-видимому, на протяжении 2010-2011 годов.
Можно выделить три основных канала воздействия мирового кризиса на российскую экономику. Первый падение мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары. С середины прошлого года цены на нефть снизились почти на 70%, на металлы – на 45%. Второй резкое сокращение внешнего спроса на традиционные статьи российского экспорта, что в сочетании с падением цен привело во втором полугодии к сокращению экспорта в стоимостном выражении на 35% (декабрь к июню). В результате рекордный профицит торгового баланса, который еще летом достигал приблизительно 10-12% ВВП, к концу 2008 года был практически обнулен (1% ВВП). Третий фактическое прекращение рефинансирования внешнего долга российских корпораций и банков, что вместе с падением экспортной выручки привело к резкому изменению условий внешних заимствований и обслуживания долга. [10]
В 2008 году вновь возобновился отток капитала. Он составил 129,9 млрд. долларов (7,8% ВВП), впервые после 2004 года. Столь резкое изменение произошло в основном в IV квартале 2008 года, когда чистый вывоз валютно-финансовых средств частным сектором оценивается в 130,5 млрд. долларов. Мировой кризис вновь обнажил системную уязвимость нашей модели экономического развития – чрезмерную зависимость от экспорта сырья и колебаний цен на топливо и сырье, дефицит «длинных денег» внутри страны, компенсируемый заимствованиями за рубежом. Это стало одной из основных причин того, что спад в России сильнее, чем в большинстве развитых стран.
С другой стороны, следует отметить, что масштабы кризиса – это не только результат внешних шоков, но и внутренних слабостей нашей экономики. Прежде всего – кризиса доверия, охватившего взаимоотношения компаний и банков, что привело к резкому ухудшению условий кредитования реального сектора и резкому обесценению финансовых и производственных активов.
При принятии бюджета прогнозировался рост ВВП на 6,7% и цены на нефть в 95 долларов за баррель. Падение нефтяных цен более чем вдвое и мировой кризис ведут к сокращению ВВП на 9,5%. Внутренний кризис доверия может добавить к экономическому спаду до 1,4-2,7%. Тем самым потенциал сжатия экономики из-за внешних и внутренних кризисных факторов оценивается в 11-12,2%. [11]
3.4 Основные параметры прогноза на 2009 год
В результате действия внешних и внутренних факторов ВВП сократится в 2009 году на 2,2%, а в номинальном выражении – на 2,7%. Снижение динамики экспорта при снижении экспортных цен приведет к снижению доли внешнего спроса до 26% в 2009 году против 31% в 2007 году. Сокращение спроса и снижение курса рубля к снижению импорта минимум на 20% (9,4% в физическом выражении),[12] прежде всего за счет инвестиционных товаров. В структуре внутреннего спроса основное сокращение ожидается за счет инвестиций в основной капитал (спад на 14%), тогда как в потребительской сфере ожидается стагнация. Сохранение объемов торговли будет поддерживаться снижением нормы сбережений населения.
Основные структурные риски развития экономики в 2009 году связаны, во -первых , с возможностью более сильной инфляции, как из-за девальвационного эффекта, так и угрозы возобновления инфляции издержек по ключевым инфляционно-опасным товарам. В этом случае рост цен может оказаться выше. В целом, в первом полугодии инфляция оценивается в 9,5-10% против 8,7% годом ранее. Во втором полугодии возможно замедление инфляции в оптимистичном варианте до 3-3,5%, в то время как год назад она составляла 4,2% в связи с крайне высоким ростом платежеспособного спроса населения вплоть до октября 2008 года[13]
Второй – риск более сильного падения инвестиций до 20% (против 14% в прогнозе), прежде всего за счет более сильного сокращения инвестиций в дорожном строительстве и нефтяном секторе, а также уменьшения инвестиционных программ в компаниях электроэнергетики и Газпроме. Ситуация на рынке недвижимости может привести к сокращению инвестиций в строительный комплекс на 25%. По оценкам, объем строительства жилья в 2009 году может сократиться более чем на 20% .
В-третьих - риск снижения оборота розничной торговли в результате сокращения потребительского кредита и ограничения сокращения сбережений.
В-четвертых , большие масштабы экономического спада, особенно в сырьевых отраслях, могут вызвать и более высокий и застойный уровень безработицы.
Практикум
Экономика страны характеризуется следующими данными (в млрд. долл.):
Личные потребительские расходы населения - 7000
Валовые внутренние инвестиции частных фирм - 1500
Государственные расходы - 1900
Чистый экспорт - (-500)
Амортизационные отчисления - 1000
Оплата труда наёмных работников - 6000
Косвенные налоги - 800
Валовая прибыль корпораций - (прибыль, полученная от производства до вычета доходов от собственности)- 2100
Валовые смешанные доходы малого бизнеса - 1000
Доходы резидентов, полученные из-за границы - 3000
Доходы нерезидентов, перечисленные за границу - 1000
1. Рассчитайте показатели валового внутреннего продукта (ВВП) двумя методами (расходов и доходов).
2. Определите объёмы валового национального дохода (ВНД), чистого внутреннего продукта (ЧВП) и чистого внутреннего дохода (ЧНД).
Решение:
1. Находим ВВП по методу конечного использования (расходов): ВВП=С+I+G+Nx , где С – потребительские расходы населения, I – валовые частные инвестиции в национальную экономику, G – государственные закупки товаров и услуг, NX – чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны).
ВВП = 7000+1500+1900+(-500)=9900 млрд. долл.
Находим ВВП по распределительному методу (доходов): ВВП представляет собой сумму факторных доходов, полученных в обществе за определённый период (заработная плата, прибыль, налоги, рента, амортизационные отчисления)
ВВП =1000+800+6000+2100+1000=10900 млрд. долл.
Статистическое расхождение - 1000 млрд. долл.
2. Определяем объём ВНД: ВНД=ВВП+ (Доходы резидентов- Доходы нерезидентов)=9900+(3000-1000)=11900 млрд. долл.
ЧВП=ВВП-ПОК(потребление основного капитала)=9900-1000=8900 млрд. долл.
ЧНД=ВНД-ПОК=11900-1000=10900 млрд. долл.
Заключение
Таким образом, понятие национальной экономики является центральным в макроэкономике. Именно функционирование национальной экономики как единого целого обеспечивает доходы всем субъектам экономической деятельности.
Большое значение имеют макроэкономические показатели, так как позволяют оценить общее состояние экономики страны, измерить объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Макроэкономические показатели служат также основой для принятия тех или иных политических решений и определения государственной политики.
Существенное влияние на развитие экономики РФ в настоящий момент оказал мировой экономический кризис, который существенно изменил все основные показатели российской экономики.
Для выхода национальной экономики России из кризиса можно предложить следующие основные приоритеты:
- выполнение в полном объеме публичных обязательств государства перед населением. Оказание поддержки гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса;
- сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала будущего роста;
- развитие внутреннего спроса как основы посткризисного восстановления экономики и ее последующего поступательного развития;
- активизация и ускорение модернизации страны, переход к инновационному типу развития экономики;
- снижение административных барьеров для бизнеса, подготовка нового комплекса мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса;
- нормализация функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок;
- проведение ответственной макроэкономической политики, предполагающей, в том числе взвешенную бюджетную политику и поддержание равновесного обменного курса рубля.
Сейчас еще преждевременно говорить о надежных прогнозах на 2010 год и далее. Вместе с тем мы видим, что предлагаемая на текущий год антикризисная программа должна не только уменьшить масштабы спада, но создать условия, чтобы в следующем году мы перешли к экономическому росту, который будет зависеть не только и не столько от улучшения мировой конъюнктуры, сколько от повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики России, ее инновационности, от восстановления доверия между экономическими субъектами – и который имеет целью обеспечить социальную защиту и повышение благосостояния населения нашей страны.
Приложения
Приложении 1 Таблица 1[14]
Номинальный объем ВВПв текущих ценах, млрд.руб
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Валовой внутренний продукт | 7305,6 | 8943,6 | 10817,5 | 13243,2 | 17048.1 | 21625.4 | 26903.5 | 33113.5 | 41540.4 |
в том числе: | |||||||||
Расходы на конечное потребление | 4476,8 | 5886,8 | 7448,8 | 9024,7 | 11401.5 | 14318.9 | 17707.1 | 21861.4 | 27402.2 |
домашних хозяйств | 3295,2 | 4318,1 | 5408,4 | 6540,1 | 8405.6 | 10590.0 | 12965.3 | 15976.5 | 20155.7 |
государственного управления | 1102,5 | 1469,9 | 1913,3 | 2330,6 | 2847.5 | 3590.7 | 4589.2 | 5702.6 | 7038.9 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства | 79,1 | 98,8 | 127,1 | 154,0 | 148.4 | 138.2 | 152.6 | 182.3 | 207.6 |
Валовое накопление | 1365,7 | 1963,1 | 2170,5 | 2755,1 | 3558.9 | 4338.7 | 5748.7 | 8031.6 | 10871.1 |
валовое накопление основного капитала1) | 1232,0 | 1689,3 | 1938,8 | 2432,3 | 3130.5 | 3836.9 | 4980.6 | 6982.4 | 9178.5 |
изменение запасов материальных оборотных средств | 133,7 | 273,8 | 231,7 | 322,8 | 428.4 | 501.8 | 768.1 | 1049.2 | 1692.6 |
Чистый экспорт | 1463,1 | 1133,7 | 1167,5 | 1502,0 | 2086.5 | 2959.0 | 3422.6 | 2854.0 | 3685.8 |
Экспорт | 3218,9 | 3299,6 | 3813,7 | 4655,9 | 5860.4 | 7607.3 | 9079.3 | 10042.9 | 12843.0 |
Импорт | 1755,8 | 2165,9 | 2646,2 | 3153,9 | 3773.9 | 4648.3 | 5656.7 | 7188.9 | 9157.2 |
Статистическое расхождение | 0,0 | -40,0 | 30,7 | -38,6 | 1.2 | 8.8 | 25.1 | 366.5 | -418.7 |
Приложение 2 Таблица 2[15]
Формирование ВВП по источникам доходов
в текущих ценах - млрд.рублей
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Валовой внутренний продукт | 13243,2 | 17048,1 | 21625.4 | 26903.5 | 33113.5 | 41540.4 |
в том числе: | ||||||
оплата труда наемных работников (включая скрытые оплату труда и смешанные доходы) |
6231,4 | 7845,0 | 9474.3 | 11985.9 | 15321.8 | 19369.2 |
чистые налоги | ||||||
на производство и импорт | 2110,2 | 2872,7 | 4244.5 | 5381.7 | 6199.8 | 8446.9 |
валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
4901,6 | 6330,4 | 7906.6 | 9535.9 | 11591.9 | 13724.3 |
Приложение 3 Таблица 3 [16]
Динамика валового внутреннего продукта по некоторым странам мира
(в % к предыдущему году)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | средне-годовой | |
США | 3,7 | 0,8 | 1,6 | 2,5 | 3,6 | 3,1 | 2,9 | 1,9 | 2,5 |
Еврозона | 3,8 | 1,9 | 0,9 | 0,8 | 2,0 | 1,5 | 2,8 | 2,5 | 2,0 |
Япония | 2,9 | 0,2 | 0,3 | 1,4 | 2,7 | 1,9 | 2,2 | 2,0 | 1,7 |
Бразилия | 4,3 | 1,3 | 2,7 | 1,1 | 5,7 | 2,9 | 3,7 | 4,4 | 3,3 |
Россия | 10,0 | 5,1 | 4,7 | 7,3 | 7,2 | 6,4 | 7,4 | 8,1 | 7,0 |
Китай | 8,4 | 8,3 | 9,1 | 10,0 | 10,1 | 10,4 | 11,1 | 11,5 | 9,9 |
Индия | 5,4 | 3,9 | 4,5 | 6,9 | 7,9 | 9,0 | 9,7 | 8,9 | 7,0 |
Литература
Официальные документы
1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. www.economy.gov.ru/wps/wsm/myconnect/economylib/mert
2.Тезисы выступления министра Э.С.Набиулиной на заседании Президиума Правительства России «О проекте программы антикризисных мер Правительства РФ», 19 марта 2009года. www.goremment.ru/content/
3. Федеральная служба государственной статистики Основные показатели системы национальных счетов. www.gks.ru
Учебники, монографии, сборники научных трудов
3.Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / Под ред..Николаевой И.П.. М.: Юнити-ДАНА, 2000.
4.Фролова Т.А, Макроэкономика: конспект лекций. Таганрог. Изд-во ТРГУ 2006
5.Экономическая теория: Учебник / под редакцией Николаевой И.П. – М. Проспект, 2000
Статьи
6.Новый экономический прогноз на 2009 год от правительства.
http://www.utro.ru/articles/2008/09/02/764239.shtml
7.Экономика России в 2009 году: прогноз развития кризиса от Минэкономразвития. www.k2kapital.com 13.01.2009 года
8.Экономическое развитие России в 2008 году / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.- 2008
Статистические сборники
9.Российский статистический ежегодник: Статистический сборник РФ / Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2008.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
«Национальная экономика: цели и результаты»
Преподаватель Мясникова Е. Б., кандидат экономических наук, доцент
Работа выполнена Борщёвой Т.А.
Специальность Маркетинг
Группа Вечерняя
№ зачётной книжки 07 маб 03252
Тула - 2009
[1] Фролова Т.А, Макроэкономика: конспект лекций. Таганрог. Изд-во ТРГУ 2006 стр. 146
[2] Экономическая теория: Учебник / под редакцией Николаевой И.П. – М. Проспект, 2000, стр.187
[3] Экономическая теория: Учебник / под редакцией Николаевой И.П. – М. Проспект, 2000, стр.183
[4] 3.Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / Под ред..Николаевой И.П.. М.: Юнити-ДАНА, 2000, стр. 201
[5] Экономическая теория: Учебник / под редакцией Николаевой И.П. – М. Проспект, 2000, стр. 186
[6] Российский статистический ежегодник: Статистический сборник РФ / Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2008, стр.349
[7] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. www.economy.gov.ru/wps/wsm/myconnect/economylib/mert, стр.111
[8] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. www.economy.gov.ru/wps/wsm/myconnect/economylib/mert, стр. 143
[9] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. www.economy.gov.ru/wps/wsm/myconnect/economylib/mert, стр.251
[10] Тезисы выступления министра Э.С.Набиулиной на заседании Президиума Правительства России, 19 марта 2009года. www.goremment.ru/content/
[11] Экономическое развитие России в 2008 году / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.- 2008
[12] Экономика России в 2009 году: прогноз развития кризиса от Минэкономразвития. www.k2kapital.com 13.01.2009 года
[13] .Новый экономический прогноз на 2009 год от правительства.
http://www.utro.ru/articles/2008/09/02/764239.shtml
[14] www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики Основные показатели системы национальных счетов
[15] www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики Основные показатели системы национальных счетов
[16] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. www.economy.gov.ru/wps/wsm/myconnect/economylib/mert, стр.186