Национально-освободительное движение в Индии во второй половине XIX века

СОДЕРЖАНИЕ: Индия во второй половине XIX века: социально-экономическое, политическое и военное развитие. Причины формирования национально-освободительных организаций. Особенности общественно-политических и религиозно-реформаторских организаций Индии 1860-1890 годов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра новой и новейшей истории

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Национально-освободительное движение в Индии во второй половине XIX века»

ВЛАДИМИР 2010

Введение

Национально освободительное движение 1860 – 1890 гг. - это один из важнейших этапов национального подъема Индии. В период с 1850 по 1890 в Индии образовывались течения, затрагивающие различные сферы жизни: политическую, экономическую, социальную, религиозную.

В литературе по истории колониальной Индии 19 - 20 вв. в основном освещено национально-освободительное движение после образования Конгресса. Вопрос о том, что послужило предпосылками образования Индийского Национального Конгресса, а также какие организации стояли у истоков национально - освободительного движения в Индии после восстания 1857 г., рассмотрен не достаточно полно, именно поэтому эта тема должна быть исследована более подробно.

В современном мире достаточно ярко проявляются сепаратистские тенденции мелких национальностей. Некоторые современные политические организации таких национальностей ставят своей целью освобождение от зависимости от других более крупных государств. В какой-то степени это проявления освободительного движения. На примере национально – освободительного движения в Индии в 1860-1890 гг. можно проследить, как формировалась мысль о народной независимости в 19 веке, какими были основные причины их недовольства и сравнить их деятельность с деятельностью современных организаций.

Объектом исследования является национально-освободительное движение в Индии 1860-1890.

Предметом является индийские политические, общественные и религиозные организации 1860-1890 гг., которые ставили перед собой цель свержение или уменьшение колониальной власти и становление независимой Индии.

Цели моего исследования – изучить становление национальных организаций в Индии, их характер, сделать вывод о том, как их деятельность повлияла на создание Индийского Национального Конгресса.

Задачи:

1. изучить историографическую базу по данной теме (советская литература, зарубежная литература, публикации в газетах, журналах);

2. изучить источниковую базу по теме (мемуары, автобиографии, документальные акты);

3. выявить основные причины формирования национально – освободительных организаций в Индии во второй половине 19 века;

4. выявить основные направления деятельности национально-освободительных организаций;

5. обозначить роль национально – освободительных организаций в становлений Индийского Национального Конгресса.

Методы исторического исследования.

Методологической основой работы служат принципы научной объективности и историзма. Первый предполагает рассмотрение всей совокупности фактов и мнений, связанных с исследуемым явлением, с целью максимального приближения к пониманию истинной картины происходившего. Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определенные тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения. Разработка темы осуществлялась с использованием таких общенаучных методов, как исторический - для целостного рассмотрения изучаемого явления во всем разнообразии составляющих его процессов, логический - для обнаружения их внутренних связей и характерных черт и метода классификации, позволившего дать группировку организаций, выявить общее и особенное в деятельности этих организаций.

В системном анализе исторического процесса учитывается влияние следующих объективных факторов: 1) среда обитания (климатические, геофизические, коммуникационные особенности территории, ее размеры и природные ресурсы); 2) геополитические условия (соседние народы, характер взаимоотношений с ними, влияние на другие народы); 3) демографические особенности (численность и плотность населения, темпы его роста); 4) способ производства, развитие производительных сил. К числу субъективных факторов относятся: 5) цивилизационные этнические особенности жизнедеятельности народа; 6) господствующие идеи о социальном устройстве и государственном строе; 7) деятельность государственных деятелей, исторических личностей, общественно-политических движений и их лидеров, открытия ученых и изобретателей.

Каждый из этих факторов оказывает влияние на ход исторического процесса в разной степени на разных этапах общественного развития. Под их влиянием процесс развития народов различается по темпам, формам и направленности.

Применялись так же и специально-исторические методы: проблемно-хронологический - для показа становления национально-освободительного движения на различных этапах; историко-генетический - для анализа причин образования Индийского Национального Конгресса; сравнительно-исторический - для сопоставления различных организаций этого движения. В методологии исследования следует назвать исторический и логический методы, которые обнаруживают функционирование и развитие объектов в пространстве и времени. Ведущим конкретным методом системных исследований является структурно-функциональный анализ, призванный раскрывать строение, структуры, функции и развитие систем.

Другим наиболее широко применяемым методом целостного изучения общественной реальности является причинно-следственный анализ, который позволяет изучать динамические изменения в структурах системы, т.е. позволяет выявить истоки и тенденции развития национально-освободительного движения.

Контент-анализ (contents – от англ.: содержание, содержимое) – научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных, культурных, ментальных особенностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой массив. Суть контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических процедурой, используемых в сфере применения идеографических методов. При изучении работы Тилака «Арктическая родина в Ведах», работы Неру «Автобиография». С помощью этого метода изучен текст данных работ и выявлено отношение Неру к английским колонизаторам в его «Автобиографии» и отношение к России в работе Тилака.

Таким образом, методология исторической науки позволяет использовать в данном исследовании богатый арсенал конкретно-исторических методов.

По данной теме я изучила 3 источника. Это документы личного происхождения – мемуары, автобиографии.

Источником по общей истории Индии может служить работа «История Индии» Н.К. Синха и А.Ч. Банерджи, в которой описывается история Индии с момента возникновения государства до деятельности Индийского Национального Конгресса. Можно отметить то, что в этом источнике дается описание политических и социальных аспектов жизни Индии второй половины 19 века, но вопросу национально-освободительного движения уделяется всего лишь один параграф, который обозначен как предыстория Индийского Национального Конгресса.

Одним из источников является «Автобиография Д.Неру», написанная им в период с июня 1934 по февраль 1935 года во время его пребывания в тюрьме. В 1953 г. она была выпущена в Лондоне, а в СССР в 1955 г. Д.Неру был видным деятелем и сподвижником М.Ганди в борьбе за национальное освобождение Индии. С 1947 г. он был премьер министром Республики Индия. Всю жизнь он был сторонником сотрудничества с Россией. Хотя Д. Неру не являлся современником тех событий (он родился 14 ноября 1889 года), но тем не менее в своей книги излагал мысли по поводу обстановки в Индии в годы его детства. В этой книге Неру ставит перед собой задачу « не дать обзор современной истории Индии, а проследить, насколько возможно, историю моего собственного духовного развития». В предисловии к русскому изданию, Неру говорит о том что « эта книга позволяет заглянуть в душу тех, кто вел борьбу за нашу свободу». Для начального исследования наиболее интересны главы «Детство» и «Теософия». В этих главах Неру пишет о своем отношении к английским колонизаторам, именно в это время у Неру формировались мысли об освобождении Индии. Этот источник дает информацию о том, как течения в Индии 1860 – 1890 годов в дальнейшем повлияли на взгляды одного из видных деятелей освободительного движения начала 20 века.

Третий источник – работа Б.Г. Тилака «Арктическая родина в Ведах» она была опубликована в 1956 г в Пуне. Б.Г. Тилак родился в 1856 г. Он получил блестящее образование юриста, увлекался западной философией. После окончания своего образования он отказался от государственной службы и посвятил себя цели национального возрождения. За время своей деятельности он поменял свои взгляды в сторону более радикальных. После раскола в Национальном Конгрессе возглавил так называемую партию «бешеных». Он разработал программуШиваджи Джаянти, целью которой было объединение людей для пробуждения в них мысли о независимости Индии. «Арктическая родина в ведах» посвящена не политическим взглядам Тилака, а рассмотрению вопроса о том, где находится истинная родина всего человечества. Тилак рассматривает как вариант Северный полюс. Но для исследования более интересны дополнительные главы, в которых рассматривается связь между русским языком и санскритом.

Историографическая база моего исследования более обширна, чем источниковая база. Национально – освободительное движение в Индии в 1860 – 1890 гг. имеет свое частичное освещение в книгах как советских, так и зарубежных исследователей, а также в периодической печати.

Среди общих работ по истории Индии, затрагивающих данную проблему, в первую очередь, стоит отметить «История Индии» под редакцией Антоновой, Бонгард – Левина. В ней рассмотрены такие вопросы, как политическая, экономическая и социальная обстановка в Индии во 2 половине 19 века. Другая работа – «История Индии» (сост. Андреев А.Р.) послужила основой для изучения социально-экономического и политического положения индии рассматриваемого периода.

Стоит отметить работу С. Таммита-Дельгода «Индия. История страны» в ней рассматривается вопрос о влиянии Британии на экономическое развитие Индии, а так же в целом политика колонизаторов.

Вопрос об национально - освободительных организациях в Индии наиболее полно рассмотрен в книге «Новая история Индии». Авторы рассматривают причины формирования организаций, их основные требования и деятельность. Внимание уделяется также разделению течения по направленности – религиозные организации, политические, просветительские организации. Также в работе рассматриваются причины образования Индийского Национального Конгресса.

В работе «Национально – освободительное движение в Индии и деятельность Тилака» 1958 года издания под редакцией Рейснера И.М. и Гольдберга Н.М. рассматривается вопрос роли Тилака в национально- освободительном движении. Но в большинстве своем внимание уделяется революционному подъему в Индии в 1905 -1908 гг., а этот вопрос является темой дальнейшего исследования. Поэтому в данной работе следует обратиться к статье Н.М. Гольдберга «Бал Гангадхад Тилак – вождь демократического крыла национального движения в Махараштре», в которой автор освещает вопрос о том, как формировались взгляды Тилака на первом этапе его деятельности – в Махараштре. Вторая статья, которая представляет интерес – статья Э.Н. Комарова «Из истории национально- освободительного движения и общественной мысли в Бенгалии в конце 19 – начале 20 века». В ней весьма полно освещены вопросы о ситуации в Индии во 2 половине 19 века, об освободительной борьбе в Бенгалии, о причинах недовольства политикой Англии.

В книге И.П. Челышевой «Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Аурбиндо Гхоша», изданной в Москве в 1986 г., следует обратить внимание на раздел, посвященный Тилаку – «Гита Рахасья» Б.Г. Тилака. Хотя в целом этот раздел посвящен формированию религиозных идей Тилака, но в дальнейшем они станут основой движения свадеши, которое сыграло не малую роль в национально – освободительной борьбе начала 20 века.

К сожалению, проблема национально-освободительного движения в Индии во 2-й половине 19 века мало рассмотрен в публицистике. В журналах «Восток» и «Азия и Африка сегодня» чаще встречаются исследования более позднего этапа освободительного движения в Индии в начале 19 века. Это еще раз говорит о том, что тема требует изучения.

В целом исследование будет основано на изучении основной литературы по теме. В своей структуре будет содержать 2 главы, в которых я постараюсь осветить все вопросы, которые я поставила перед собой в задачах.


1. Индия во второй половине XIX века

Индия во 2 половине XIX века, была колонией Англии. Вследствие этого ее политическое и социальное развитие происходило при участии английского правительства, которое вмешивалось во все сферы жизни индийского народа. Более всего были затронуты социально-экономическая и политическая сторона. Стоит рассмотреть развитие Индии в этот период для того, чтобы сделать вывод как развитие этих сфер повлияло на формирование общественно - политической мысли в Индии 1860-1890 гг.

1.1 Социально-экономическое развитие Индии

В 19 веке в связи с крупными изменениями в экономике Англии произошли значительные экономические и социальные изменения в Индии. В 17 -18 вв., когда Англия еще не была развитой промышленной страной, одним из основных предметов вывоза из Индии были хлопчатобумажные и шелковые изделия, производство которых достигло здесь очень высокой степени совершенства и получило мировую известность. Но уже с конца 18 в., когда в Англии начала развиваться текстильная промышленность, английскому промышленному капиталу стало невыгодно ввозить индийские изделия. Между представителями английского торгового капитала и английскими промышленниками возникли острые противоречия. Под давлением представителей промышленного капитала Ост - Индийская компания была лишена монопольного права на торговлю с Индией, и из нее был свободно разрешен ввоз товаров. Индия превратилась в рынок сбыта английских товаров. Индийские хлопчатобумажные ткани, изготовлявшиеся ручным трудом, не могли выдержать этой конкуренции. Ручное производство стало катастрофически разрушаться. Таким образом. Промышленный переворот в Англии повлек за собой подрыв основ индийской общины. Разрушение ремесла, особенно ткачества, приняло огромные размеры. Положение ремесленников было ужасающим.

К 50 – годам в Индии накопилось сильное недовольство в разных слоях населения, в том числе среди феодалов, а так же сипаев. Лордом Дальхузи был издан закон о наследовании, по которому феодалы теряли право передачи своих владений приемным детям или дальним родственникам. В случае отсутствия прямых родственников, их владения переходили непосредственно к компании.

Произведенная в 50 – х. годах в Ауде отмена льгот для семей сипаев вызвала среди них большое недовольство. В результате этого в 1857 году вспыхнуло восстание, известное под именем сипайского. Причина этого восстания имела религиозную подоплеку. Сипаи (солдаты английской службы, но местного индийского происхождения) с воцарением в индий английского порядка управления, отрывались от обычных им устоев жизни. Европейская культура была им не по душе. Помимо этого они понимали, что составляют значительную опору для установившегося положения англичан. Между этим, сипаи не могли симпатизировать отношению англичан к индийцам. Положение у сипаев и солдат-англичан оставалось разным. Индийские офицеры не могли рассчитывать на какую либо карьеру. Даже если офицер - индиец выше по званию, чем офицер - англичанин, он не мог им командовать. С расширением территорий английских владений в индии пришлось значительно увеличить штаты гражданских чинов, многих офицеров – туземцев перевели на гражданскую службу. Чиновники - индийцы получали меньшее жалование, чем чиновники – англичане, занимавшие те же посты. Они по закону могли занимать высшие должности, но должны были пройти очень сложный экзамен в Англии, который в силу их образования они не могли сдать. Индийцы могли занимать высшие судебные должности, только за исключением дел, связанных с англичанами. Все это волновало чиновников, население и сипаев. Повод к восстанию нашелся скоро. В войсках стали вводить новые ружья с бумажными патронами. По религиозным обычаям, индийцам запрещено есть мясо, и прикасаться к говяжьему жиру, а мусульманам нельзя есть свинину. Патроны, которые выдавались сипаям, нужно было надкусывать, а их, по слухам, смазывали говяжьим жиром и свиным салом. Солдаты перестали слушаться. Начались поджоги, которые в дальнейшем переросли в восстание. Мятеж быстро охватил почти все английские провинции, Восстание длилось в общей сложности 2 года, и было окончательно подавлено в 1859 году.

Характеризуя сипайское восстание, Маркс пишет: « мятежи бывали и до этого в индийской армии, но нынешнее восстание отличается от предыдущих характерными и особо опасными чертами. Это первый случай в истории, что сипайские полки перебили своих европейских офицеров, что мусульмане и индусы, забыв взаимную неприязнь, объединились против общих господ». Стоит обратить внимание на это восстание и именно на то, что два враждующих религиозных течения объединились для достижения общей цели. В дальнейшем, создание одной религии будет одной из идей, начавшегося в 60 х. годах национально-освободительного движения, а именно его религиозного направления. У индийских деятелей найдут свое отражение идеи Блаватской о создании единой религии.

После сипайского восстания власть переходит непосредственно к английской короне и Индия становится колонией Англии.

Отношения англичан к индийцам в колониях характеризовалось положением высшего образования среди индусской молодежи. Англичане е хотели смешиваться с туземцами, а поэтому посылали своих детей в английские университеты и те по возвращению получали места, которые оплачивались в 10 раз больше, чем места, которые получали индийцы. Обучающиеся в калькуттском университете. Англичане не запрещали индийцам ехать учиться в метрополию, но для индуса это было связано с большими финансовыми затруднениями. К концу 80-х. гг. всего в Индии насчитывалось 127 правительственных высших учебных заведений (14500) учащихся, 4400 школ с 445000 учащихся. Хотя цифры были значительными, стоит сказать, что народное образование оставалось отсталым. Грамотных по переписи 1891 г. насчитывалось всего 6 % учеников. Англичане, внесшие в Индию европейскую цивилизацию в деле образования, сделали промах в отношении образования женщин. Они дали возможность им учиться, расширять свой кругозор, но их положение оставалось прежним, поэтому это было невыносимо для них.

Промышленность в Индии развивалась под влиянием англичан.

Со 2 половины 19 в роль и значение Индии как источника сырья возрастают, начинается усиленный вывоз английского капитала.

В 50 – х. годах начинаются строиться железные дороги. Первая линия была проложена в 1853 г. строительство дорог шло быстрыми темпами. К концу 19 в. в Индии насчитывалось более 36 тыс. км железных дорог. Одним из центров этой «паутины» стал Бомбей, где в 1887 году был открыт крупнейший в Индии вокзал «Виктория», названный в честь королевы Виктории. Также продолжалось активное строительство шоссейных дорог. Самой известной из них стала Большая дорога. Она протянулась через весь субконтинент, от Калькутты до Пешавара на афганской границе. Строительство железных дорог повлекло за собой возникновение других капиталистических предприятий. Были созданы железнодорожные мастерские, возникла потребность в развитии топливной промышленности. Появились первые фабрики - хлопчатобумажные, джутовые. В джутовой и угольной промышленности преобладал английский капитал.

Индия была одним из главных торговых партнеров Великобритании. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. и разрастание сети дорог еще больше интегрировали Индию в систему международных экономических отношений. Индия экспортировала огромное количество хлопка, пшеницы, кофе и чая. Но и импортировала английские ткани и технику.

Использование английского языка как единого языка вместо огромного числа местных наречий сильно упростило общение. Прогресс английского образования вместе с развитием телеграфной сети привели к созданию в 1880 году национальных органов печати. В 1880 году « Indiandailymirror» стала первой ежедневной газетой, издаваемой индийцами на английском языке. Так же издавались журналы при институтах, выпускались листовки в городах. Их появление сыграло большую роль в деятельности национально- освободительного движения в индии, потому что именно в них они выражали свое недовольство колониальной политикой, а так же с помощью статей призывали народ к освободительной борьбе.

В связи с проникновением и развитием капитализма произошли изменения и в социальной структуре индийского общества. Начинают формироваться пролетариат и буржуазия, возникают кадры национальной интеллигенции.

Можно сделать вывод о том, что Индия во 2 половине XIX в. встала на капиталистический путь развития общества. Благодаря Англии, началось экономическое развитие Индии. Хотя индия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной, там была создана база для развития промышленности. За эти годы было построено много километров дорог, открылись промышленные предприятия, образовательные учреждения. В индии появились новые классы, которые выражали интересы всего индийского народа в борьбе с европейскими захватчиками.

1.2 Политическое и военное развитие Индии второй половины XIX в.

После отстранения Ост – Индийской компании от управления страной генерал – губернатор был объявлен верховным представителем английского правительства, наместником английского короля в Индии, вице-королем. При английском парламенте в Лондоне был создан совет по делам Индии, представителем которого был назначен министр по делам Индии. Вице – король назначался сроком на 5 лет. При нем состояло 2 совета, ведающие один законодательную, а другой исполнительную часть власти. Законодательный совет состоял из собственных членов (англичане и индийцы) и членов исполнительного совета. Постановления совета имели силу закона, они утверждались вице-королем, но могли быть отменены статс-секретарем по делам индии – высшим чиновником английского надзора над страной, имеющим старшинство даже над властью вице–короля. При статс-секретаре имелся особый совет, состоящий из 10 членов, не имеющих права заседать в парламенте, по распоряжению которого они могут быть отрешены от должности ранее избирательного срока(10 лет и еще 5 лет в случае повторных выборов). В ведении совета находились все дела по сношению метрополии с Индией, поэтому члены ее – лица, прослужившие в Индии не менее 10 лет, и покинувшие ее не более 10 лет назад. Все расходы по делам Индии, составление смет подчинено совету и статс-секретарю, а внешние дипломатические сношения от Индии велись статс-секретарем самостоятельно. Исполнительный совет, работающий как законодательный в Индии, состоял из 5 членов и главнокомандующего, причем каждый член заведует отдельной частью по управлению колонией. Члены совета выбирались самим королем. Вице – губернаторы назначаются вице – королем и утверждаются в должности статс-секретарем. Каждая провинция делилась на департаменты, управляемые комиссарами. Департаменты делились на округа, которые управлялисьсудьями.

Помимо английских владений, на полуострове были и вассальные земли, управляемые индийцами, платящими дань Англии и обязанные помогать военными силами в случае боевых действий. Управление там осуществляется при участии английских резидентов, без них не решался ни один важный вопрос и если в каком - то случае возникало недоразумение, то владение временно переходило в управление индийского наместника или его заместителя.

Доход с индийских колоний исчислялся почти в миллиард рупий, причем главную часть составлял поземельный налог, уплачиваемый не натурой, а наличными деньгами. В неурожайные годы, людям приходилось брать деньги взаймы, чтобы расплатиться по долгам.

Вся земля в Индии считалась собственность английского правительства, и лишь незначительная ее часть находилась в руках частных собственников. Сбор с земли производился разными способами. В Бенгалии сбор подати в раз и навсегда установленном размере сдавался в аренду заминадарам, которые брали с землевладельцев в 4-5 раз больше, чем платили правительству.

Главной статьей расхода являлось содержание войск, требующее 14 миллиарда рупий в год.

Расходы превышали над доходами, и к 1891 г. индия была должна более 2 млрд. рупий. Стоит заметить, что в финансовом отношении Индия управлялась независимо от финансового управления самой Англией и за долги Индии Англия не отвечала. Англия не пользовалась чистыми доходами с Индии, только косвенной прибылью – от того, например, что масса англичан пользуется служебной в Индии и Англия имеет много заказов для индийского войска.

Индийская армия комплектовалась на 23 из индийцев и на 13 из англичан. К 1893 году в войсках насчитывалось 218786 человек. «Английские солдаты размещены преимущественно по северной границе, где представляется возможным ожидать каких – либо активных действий со стороны хотя бы России и где живет наиболее воинственное население, а где более миролюбивое – держаться туземные войска»

Высшие судебные установления, как гражданские, так и уголовные, были не по всем провинциям одинаковы. В некоторых их обязанности выполняли верховные суды, окружные суды и судебные комиссары. Решения верховных судов могут быть апеллированы в английский тайный совет, а решения судебных комиссаров окончательны и апелляции не подлежат. Роль судей первой инстанции изображают сборщики податей. Из мер воздействия существовали наказания палками за мелкие проступки и смертная казнь за наиболее тяжкие преступления. Так же применялись пытки, хотя официально были отменены.

Политическое развитие Индии в отличии от экономического и социального, полностью зависело от Англии. Начать с того, что Индией управлял английский представитель. Так же индийцы практически не принимали участия в государственных делах Индии. Вся политика Англии была продумана так, чтобы индийцы не получили своего места в правительстве. Англичане боялись прихода индийцев к власти из-за того, что они могли помешать первым проводить свою колониальную политику.

Подводя итог, можно сказать, что Индия во второй половине XIX в. сделала огромный шаг вперед во всех областях своего развития.

В индии получили свое развитие в социально – экономической сфере - легкая и тяжелая промышленность, железнодорожное строительство. Открылись высшие учебные заведения, что говорит о подъеме уровня колониальной страны. Развитие печати повлекло за собой развитие общественной мысли в Индии.

Говоря о политической и военной сфере, стоит отметить, что в Индии развивались институты власти, которые не зависли от кастовой системы. Хотя индийцы полностью не допускались к управлению страной, они получили огромный опыт управления по примеру развитой европейской державы. В военной области, развивалось вооружение.

Общественно – политические последствия всех этих нововведений были огромны. Газеты, дешевая почтовая служба, телеграф, дороги – все это сыграло большую объединяющую роль. Они свели вместе разные части Индии, включая крупнейшие города, такие как Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас. это упростило торговлю внутри страны и вывело за ее пределы.

Отмечая плюсы развития индии данного периода, не стоит забывать о минусах. Хотя колониальная власть много сделала для развития индии, во многих вопросах англичане допустили ошибки. Таким примером послужило восстание сипаев в 1857-1859 гг. так же англичане не учли того, что в Индии наряду с промышленностью развивается и общество, которое, перейдя на новый уровень, будет требовать власти.

Эти недоработки английских властей в дальнейшем явились одной из причин недовольства индийского народа, в первую очередь интеллигенции, которая стала основной движущей силой индийского национально-освободительного движения.

2. Национально-освободительные организации Индии 1860-1890 гг.

2.1 Причины формирования национально-освободительных организаций

Деятельность национально-освободительных организаций в Индии получила свое развитие в период 1860-1890 гг. ей предшествовало восстание 1857 г., которое стало неудачным для восставших. Начался новый этап борьбы с Английскими колонизаторами.

В историографии по истории Индии в качестве причины формирования национально – освободительных движений восстание 1857 г не выделяют, хотя в деятельности отдельных организаций 1860 -1890 годов можно проследить влияние тех событий. - «Радикальная индийская интеллигенция черпала вдохновение в традициях народного восстания, считала своим долгом продолжить эти традиции и повторить национальное восстание».

Однако в исторической литературе на первый план выходят социально – экономические причины. Несомненно, именно они сыграли главную роль в становлении национальных организаций в Индии. Но здесь возникает вопрос – почему их деятельность наблюдается лишь в отдельных районах страны? Эту проблему можно решить, рассмотрев вопрос экономического развития Индии второй половины XIX в.

В то время когда Англия начала делать свои капиталовложения в Индию основной отраслью плантационного хозяйства стало производство чая. В Бенгалии это развивалось в округе Дарджилинг. Английское колониальное государство поддерживало развитие плантационного хозяйства и сдавало в аренду землю на льготных условиях. Для Англии Индия была основным источником сбыта и получения сырья, что послужило причиной развития во второй половине XIX в. товарно-денежных отношении. Бенгалия специализировалась на чае, джуте, а так же была основным поставщиком красителя – индиго. Но индийские купцы сотрудничали не только с английским капиталом, но и способствовали развитию внутреннего рынка в стране. В Махараштре доля от продажи английских тканей составляла всего несколько процентов от всего товарооборота. В городах Махараштры товарооборот не ограничивался только экспортом и импортом товаров, а развивал новые направления во внутреннем товарообороте. Возделывание экспортных монокультур потребовало ввоза продуктов питания в такие районы.

В середине 19 века в Индии происходил процесс экспроприации крестьянства, который привел к созданию рынка рабочей силы - одной из главных предпосылок развития капитализма. В районах железнодорожного и ирригационного строительства спрос был особенно велик. Вследствие этого, заработная плата в таких районах повышалась. В Бомбее в 1860 – 1864 гг. она выросла в 2 раза. Недалеко от Бомбея крупным купцом – парсом было основано крупное хозяйство с плантациями сахарного тростника, индиго, дававшее чистой прибыли около 20 тыс. рупий.

Развитие товарно-денежных отношений давало почву для формирования отрасли производства ремесленных товаров. В 80-х годах в Махараштре насчитывалось 2240 ткацких станков.

Свое развитие так же получила и крупная промышленность. Нарождающаяся индийская буржуазия Бомбея стала основателем фабрично-заводской промышленности Индии. Первая фабрика Бомбея вошла в строй в 1854 г. К исходу 60-х их насчитывалось уже 9.

Второй по значению отраслью промышленности была джутовая, которая получила свое развитие в окрестностях Калькутты. Основными акционерами фабрик были помещики и торговцы из Бенгалии.

Как уже упоминалось ранее, особое значение в Индии получило становление рынка рабочей силы. Первые отряды рабоче - заводского пролетариата были сформированы в 60-х годах в Бомбее, Бенгалии и Калькутте. Но условия жизни и труда рабочих были ужасными. Присутствовал женский и детский труд. Буржуазия взимала с развивающейся национальной промышленности в Индии тяжелую дань, оборудование и материалы поставлялись по очень высоким ценам. Английская буржуазия, используя политическое господство в Индии, всемерно тормозила самостоятельное экономическое развитие страны. Молодая индийская буржуазия с самого начала формирования как класса столкнулась с экономическим и политическим гнетом империализма.

Усиление колониальной эксплуатации, развитие капитализма в стране, которое стало причиной образования новых классов, привели к противоречиям между классами индийского общества и английским империализмом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Бенгалия, Бомбей и Махараштра были главными экономическими и политическими центрами страны, узловыми пунктами связей колониальной Индии с внешним миром, с капиталистическим мировым рынком. Уже во 2 половине XIX в. это были крупные города, приобретавшие капиталистический облик. Отсюда были проложены первые железные дороги, открыты первые фабрики, высшие учебные заведения.

Следует заметить то, что причины недовольств носили так же национальный характер. Индийский народ видел несправедливость со стороны английских властей по отношению к индийцам. « Было общеизвестно, что всякий раз, когда англичанин убивает индийца, суд, состоящий из соотечественников убийцы, оправдывает его». Индийский народ не хотел терпеть такого отношения по отношению к себе. Экономическая дискриминация дополнялась социальной – « в поездах для европейцев были отведены специальные купе… в парках и других общественных местах для европейцев также были отведены специальные стулья и скамейки. Я негодовал на чужеземных властителей моей родины, возмущался их поведением». Такими словами Неру, выразил мнение всего индийского народа по отношению к колонизаторам.

Так же одной из причин национально – освободительного движения можно выделить религиозную причину. В Индии во 2 половине XIX в. где сознание индийца было пронизано религиозными представлениями и в быту господствовали кастовые обычаи, новые общественно – политические идеи зачастую облекались в форме реформаторских сектантских учений. В этой связи получила распространение идея реформы индуизма. Одно из таких учений стремилось приспособить индуизм к условиям буржуазного развития общества. Другое было за возрождение индуизма, объявляя его олицетворением национальной культуры, антитезой христианству, ассоциированному с иностранным владычеством.

Таким образом можно сделать вывод о том, что обстановка в Индии в начале 1860-х годов сложилась благоприятным образом для свободомыслящей интеллигенции. Почва для создания национально – освободительных организаций была подготовлена. Индия вступила в новую эпоху – эпоху освободительных движений, религиозных организаций, образования национальных правящих органов и новых героев индийской истории.

2.2 Общественно-политические организации Индии 1860-1890 гг.

Общественно-политическое движение получило свое развитие в нескольких районах страны. В Бенгалии, Бомбее и Махараштре это наиболее заметно, так как именно они стали основными центрами их формирования.

В Бенгалии в конце XIX в. стала складываться мелкобуржуазная демократическая национальная интеллигенция. Для нее экономический и культурный прогресс страны, освобождение от колониального угнетения становились вопросом самого существования. Эта интеллигенция была по своему близка к народу и была готова выступить в борьбе за его независимость.

В Бенгалии самой влиятельной политической организацией бенгальских националистов была «Ассоциация Британской Индии». Она представляла интересы националистически настроенных заминдаров, торговой буржуазии, и связанной с этими слоями британской интеллигенции. Деятели «Ассоциации Британской Индии» одобряли политику колониальных властей, предусматривающих развитие путей сообщения, и расширения торговых путей между Индией и Англией, поддерживали аграрную политику колонизаторов, направленную на укрепление феодально – помещичьего землевладения. В своей политике выступали против начавшейся в 60 годах введения новых налогов и сборов, затрагивающих интересы бенгальских заминдаторов. Главным требованием Индийской ассоциации было требование об участии индийцев в управлении страной. Сначала это участие понималось лишь как предоставление индийцам равных с англичанами возможностей для службы в государственном аппарате.

«Ассоциация Британской Индии» лишь робко критиковала отдельные стороны английской колониальной политики. Их требования сводились к возможности получения европейского образования. Вследствие движения крестьян ассоциация приблизилась к колонизаторам.

В результате от него отделилось «Левое демократическое крыло буржуазного национализма» Второе свое название они получили как мелкобуржуазные демократы. Во главе их стоял Б.Ч. Чаттерджи (Б. Чоттопадхайя) В своих произведениях он писал о пагубных последствиях английских колониальных завоеваний. В своих произведениях он рисовал картины борьбы британского народа в 18 веке, тем самым пытаясь возродить национальный дух индийского народа. Мелкобуржуазные демократы представляли интересы прослойки торговой буржуазии, владельцев мелких промышленных заведений, малоимущей части интеллигенции, разорившихся мелких помещиков и верхушки арендаторов - райятов. Представители этой организации выступали в поддержку антиколониальной борьбы народных масс, проявляли антифеодальную направленность. Они имели свою экономическую программу – планировалось создать в Индии национальные школы и колледжи, национальную печать, национальный банк, торговую палату, заводы, рынки, фермы. В 1874 г – призвали к бойкоту английских товаров и проведению кампании, предвосхитившей идею «гражданского несотрудничества» Ганди. В своей политике они выступали против эксплуатации крестьян колониальным государством, заминдарами, ростовщиками и торговцами. Но они не смогли выработать единой и четкой политической программы, не смогли создать собственной политической организации, хотя в 1870 году Хеманта Кумар Гхош совершил поездку по Бенгалии, агитируя за создание местных политических организаций бенгальских националистов.

В Бенгалии можно выделить еще одну организацию, которая получила свою поддержку в среде индийского студенчества. Это была «Студенческая Ассоциация», которая была основана в 1875 году под рук. Ананда Мохан Боса. В ее состав входили студенты Калькуттского университета. Большое влияние в распространении этих идей среди бенгальского студенчества имели лекции, прочитанные в этой организации Сурендранатхом Банерджи. Он воспитывал университетскую молодежь в духе патриотического служения родине. «Студенческая Ассоциация» выпускала свой журнал «Шодхарани». Руководители калькуттских мелкобуржуазных демократов и Студенческой ассоциации совместно начали подготовительную работу по созданию новой общебенгальской политической организации. В августе 1875 г. в журнале «Шодхарани» была опубликована программа, в которой основное место отводилось распространению политических знаний и воспитанию национального самосознания в бенгальском обществе, а так же одним из пунктов программы было предложение принять меры для развития экономических ресурсов страны.

Еще одна политическая организация - «Индийская лига» была оформлена в начале сентябрь 1875 года. Ее деятельность началась с открытия технического колледжа в Калькутте. В начале своей деятельности, «Лига» провела кампанию за выборность калькуттского муниципалитета, что привело к столкновению с Ассоциацией Британской Индии. Тем самым обострилась борьба между левым и правым течением в национальном освободительном движении Бенгалии. В 1876 году из состава « Индийской лиги» вышла группа членов во главе с Ананда Мохан Гхошем и Сурендранатхом Банерджи, которые создали новую общественно – политическую организацию, которая получила название «Индийская ассоциация». Социальный состав этой организации был смешанный, что позволило другим либералам, не только в Индии, примкнуть к ассоциации.

В первые годы после создания ассоциации, их деятельность развертывалась в основном вокруг требований о проведении экзаменов на замещение вакансий не только в Англии, но и в Индии. В 1879 г меморандум был передан в парламент. Экономические вопросы не играли главной роли в деятельности организации. В 1881 г. в меморандуме, направленном «индийской ассоциацией» колониальным властям по поводу проекта нового закона об аренде в Бенгалии, который укреплял феодальную зависимость райятов, указывалось, что ассоциация рассматривает проектируемый закон о ренте как попытку наладить отношения между помещиками и арендаторами, и что ассоциация признательна правительству за это. Можно сделать вывод о том, что индийская ассоциация положительно относилась к политике колониальных властей. Так же это можно заметить в том, что в отличие от мелкобуржуазных демократов, либералы отрицательно отнеслись к борьбе народных масс, ограничиваясь принятием петиций, направлявшихся в адрес колониальных властей. С 80-х годов организация занималась разработкой проектов конституции, а так же своих политических программ, целями которых, по свидетельству банерджи, были «создание общественного мнения в стране, объединение различных расовых группировок народов индии на основе общности интересов и стремлений, содействие установлению дружбы между индусами и мусульманами, вовлечение масс в деятельность национально – освободительного движения».

Банерджи совершил с мая по июль 1877 года ряд поездок по крупным городам Пенджаба и Соединенных провинций и в результате в нескольких городах были основаны филиалы Индийской ассоциации, а затем установил связи с организациями в Бомбее и Мадрасе.

Таким образом, к середине 70 годов в национальном движении Бенгалии определилось 3 основных направления – консервативное (Ассоциация британской индии), либеральное – индийская ассоциация, радикальное – мелкобуржуазные демократы.

Стоит заметить, что стремление объединится, объективно отражало укрепление экономических связей между национальной буржуазией отдельных национальных и экономических регионов. Установлению экономических и политических связей способствовало единство экономических и политических интересов националистов, общим противником которых был колониальный режим. В целом, стоит отметить то, что национально – освободительные организации придерживались нереволюционной борьбы, и эти идеи потом найдут свое отражение в деятельности М. Ганди.

В Бомбее в 1852 г. была основана «Ассоциация Бомбейского президентства». В ее состав входила торговая и формировавшаяся промышленная буржуазия. Главой был Дадабхай Наороджи. Наороджи выступал «за истинно британское правление в экономике, это единственное что приведет к процветанию Англии и Индии». Но в свою очередь, Британия должна снизить налоги и ограничить колониальную дань.

Основные место в деятельности бомбейских либералов занимали вопросы расовой дискриминации, расширения возможностей поступления индийцев на государственную службу. Ассоциация Бомбейского президентства предлагала представительство Индии в английском парламенте. Сам Дадабхай Наороджи выступал против колониального режима, так как считал, что это приведет к полному обнищанию страны. Но, тем не менее, был против борьбы народных масс с колонизаторами.

В Махараштре в 60-х. началось оживление политической жизни. Одной из значимых организаций была организованная в 1870-м г. « Пуна сарваджаник сабха». Ее руководителем стал Ганеш Васудев Джоши, затем Махадев Говинд Ранаде она была широкой по своему составу. В нее входила как буржуазия и интеллигенция, так и землевладельцы. Это объясняет тот факт, что организация уделяла большое внимание аграрному вопросу. Махадев Говинд Ранаде писал работы об остром аграрном вопросе, который стоял в Индии. Выступал за уничтожение верховной собственности колониального государства и утверждение принципа буржуазной частной собственности, за постепенное развитие промышленности и ремесел, при поддержке со стороны государства путем проведения политики таможенного протекционизма. Так же в Махараштре зародилось движение «свадеши» – движение поощрения развития отечественного производства. «Пуна саваржданик сабха» выступала против революционной борьбы с английским колониальным режимом, аргументировали это тем, что Англия много сделала для Индии

В Махараштре возникло в 1880 г и демократическое движение, которое получило название « новая английская школа». Одним из организаторов был Б.Г. Тилак. В развитии его политической мысли уже с первых лет наметились противоречия - с одной стороны он выступал за решительное сопротивление колониальному режиму, а с другой - поддерживал политическую программу национальных организаций умеренного направления и активно участвовал в их работе. Благодаря организации издавались две газеты – «Махратта» - на английском и «Кесари» на маратхском. Организация выступала сторонником улучшения материального положения народных масс. В самом начале своей деятельности они выбрали формой защиты интересов индийских промышленников бойкот английских товаров. В своей деятельности организация ставила перед собой ряд задач: организация народного просвещения, воспитание в широких демократических слоях духа патриотизма и национализма. Как и освободительные организации, в Бенгалии, «новая индийская школа» выступала против революционной борьбы с английским колониальным режимом.

В северной и южной Индии условия возникновения национально – освободительных организаций отличались от условий Бенгалии и Бомбея. В этом районе почти не наблюдалось развитие капиталистического предпринимательства. Толчком к созданию местных националистических организаций в этой части страны была поездка туда в 1878 году С. Банерджи. тогда там возникли местные отделения калькуттской организации.

В 1880 г. в Аллахабаде была создана первая организация - «хинду самадж» под руководством Мадана Мохана Малави. Основной задачей этой организации было осуществление начального образования на индийских языках. Тем самым они хотели национальной независимости в области образования.

В северной Индии национально-освободительное движение носило скорее религиозную окраску. Таким примером может послужить движение

«Найя махаз» – движение ваххабитов. Мохаммед Касми стал организатором мусульманских учреждений нового типа – одно из которых - Дар – ул – улум в Деобанде. Основной целью своей деятельности они считали необходимость объединения усилий мусульман и индусов в антианглийской борьбе. Стоит отметить, что хотя организация была мусульманской, но ради достижения целей они готовы были пойти на уступки друг другу и быть более веротерпимыми. Но, тем не менее, Деобанд не стал центром массовой борьбы против колониального режима. Деятели организации слишком увлеклись теологией, поэтому не наладили связей с национальными организациями ближайших районов.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что общественно-политические освободительные организации 2 половины 19 века в Индии начали бурно развиваться в наиболее развитых районах страны, таких как Бомбей, Бенгалия и Махараштра. Основное направление их деятельности - просвещение народа, так как в основном организаторами были представители интеллигенции, которые выпускали газеты, выступали с речами перед народом. Стоит заметить, что основной целью этих организаций выступало свержение колониального режима, но метод они не выбирали революционный метод борьбы (за исключением радикально направленных националистов). Деятельность общественно – политических организаций была мощным шагом вперед для развития общественной мысли в Индии.

2.3 Религиозно-реформаторские организации

индия национальный освободительный организация

Во второй половине 19 века религия для индийцев была одной из основных вех жизни. Поэтому религиозный аспект нашел свое отражение и в национально-освободительном движении. Новые идеи облекались в форме реформаторских и сектантских учений. Распространение получила идея реформы индуизма, в которой выделялось два основных направления – одно за приспособление индуизма к условиям буржуазного развития общества, другое – за обособление индуизма, олицетворяло его с национальной культурой и независимостью от колонизаторов.

Религиозно-реформаторское движение среди индусов началось в Бенгалии одновременно с общественно-политическим. Одной из основных организаций было «Брахмо Самадж» (общество Брахмы). Руководил этой организацией Дебендронатх Тагор. Она выступала за право вдов вступать в брак, но строго придерживалась кастовых обычаев, и были против применения радикальных мер. Но рост общественного движения повлиял на деятельность этой организации. От нее отделилась группа под руководством К.Ч. Сена – «Пратинидхи сабха» (Представительная организация), которая в дальнейшем получила название «Брахмо самадж Индии». Они выступали против кастовых браков, поэтому и стали более популярны в обществе. Сам руководитель был близок к либеральным идеям. Он выступал за получение высшего образования, и считал что это «единственный способ избавиться от всего зля которое существует в стране». Стоит отметить, что он одобрял колониальное господство Англии и даже считал, что она была спасительницей Индии. Эта организация выступала за женское образование, но в общественной жизни разделение полов все же существовало. Так же они были против ранних браков. Но организация раскололась из-за отступления самого Сена от своих принципов - он отдал свою дочь замуж в раннем возрасте.

От организации откололась часть членов, которые создали новое общество – «Садхаран Брахмо самадж» (всеобщее общество Брахмы). Они так же выступали против детских браков, затворничества женщин (даже допустили их к некоторым видам работ). Их идеи распространялись среди малообеспеченного населения, так как членские взносы были малы.

Брахмосамаджское движение было одним из первых религиозно-просветительских движений в Индии, которое оказало влияние на становление просветительской мысли во всей Индии

Еще одним местом формирования религиозно - реформаторских организаций стал Мадрас. В 1864 г там возникло общество « Веда самадж» (ведическое общество), а в Бомбее в 1867 г образовано «Прартхана самадж» (молитвенное общество). Их идеи были во многом схожи с идеями обществ в Махараштре, но они строже относились к кастовым обычаям. В отличии от «Брахма самадж», «Прартхана самадж» была малочисленной организацией, так как туда входила только верхушка интеллигенции. Это так же сказалось на популярности этого учреждения.

В Бомбее тоже существовало религиозно - реформаторское общество. Которое получило название «Арья самадж» (общество ариев). Его руководителем был Даянанд Сарасвати – индусский реформатор. Представители этой организации так же выступали против детских браков и запрещения браков между кастами. Но так же особое внимание уделялось благотворительной и просветительской деятельности. Так же эта организация выступала против колониальной политики, но не в открытой форме. «Арья самадж» была многочисленной организации.

В Пенджабе в 1879 г образовано общество «Сингх сабха». Эта организация имела ограниченный характер, так как была направлена на интересы помещиков. Так же она лояльно относилась к колониальной власти. Но вместе с этим деятельность этого общества стала основой для возникновения либерального крыла буржуазных националистов – сикхов.

Второй многочисленной религиозной группой, которая существовала в Индии, были мусульмане. Первой мусульманской просветительской организацией в Индии было « Мусульманское литературное общество», основанное в 1863 г. основная его деятельность была направлена на распространение в мусульманской общине Калькутты европейского образования. В 1877 г. была образована Национальная мусульманская ассоциация. Обе эти организации поддерживали английский колониальный режим, а так же были полностью за социально-экономическое и культурное развитие Индии при участии Британии.

Мусульманское литературное общество и национальная мусульманская ассоциация оказали большое влияние на деятельность мусульманских просветителей, в частности на Сайид Ахман-хана. Он выступал за распространение светского образования среди мусульман и расширение светской культуры. Важнейшими центрами его деятельности были Переводческое общество, Алигархский колледж и мусульманская организация по просвещению. В них он выступал за преподавание английского языка и литературы, за необходимость приспособить некоторые положения мусульманской теологии к философской мысли Запада. Он выступал за лояльность в отношении к английским властям. Но личность Сайид Ахмад-хана была противоречивой – вместе с положительным отношением к английскому правительству, он был против многих методов английской политики. Но здесь стоит заметить, что он выступал не против политики в целом, а по отношению к мусульманской общине.

В целом, стоит отметить, то, что религиозно-реформаторское движение было не однородно с точки зрения пропагандируемых идей. Это зависело в первую очередь от того, что не было единой религии и существовали отдельные организации у индуистов и у мусульман. Все организации рассматривали больше религиозные вопросы и лишь отчасти затрагивали вопрос политики. В отличие от общественно-политических организаций, религиозно-реформаторские в большей степени не были против колониальной политики Англии. Но также знаменателен тот факт, что в этих организациях были сторонники антиколониальной политики, которые в дальнейшем стали сторонниками борьбы с английскими захватчиками.

Заключение

Тема национально-освободительные организации второй половины XIX века занимает одну из наиболее значимых ролей в становлении национально-освободительного движения в Индии.

Для их организации во многих районах страны к данному периоду уже сложились благоприятные условия. Огромную роль сыграло экономическое развитие данных районов. Бенгалия, Бомбей и Махараштра явились не только экономическими центрами колониальной Индии, но и стали местом формирования национальной мысли индусов. Стоит отметить тот факт, что особое влияние в этих областях имела интеллигенция, а так же промышленники и буржуазия. Именно они стали основой составляющей социально-политических организаций Индии.

В формировании национально-освободительных организаций можно отметить два основных направления – организации, носящие социально-политический и объединения, носившие религиозно - реформаторский характер. Стоит отметить тот факт, что хотя деятельность и тех и других носила освободительный характер, каждое направление занималось только своей темой. Религиозно-реформаторские организации занимались вопросами религии и каст и лишь отчасти затрагивали политический вопрос. Социально- политические организации в свою очередь не затрагивали вопросы религии.

Национально-освободительное движение в Индии нельзя назвать однородным, потому что как социальный состав, так и религиозный был неодинаков. Стоит отметить тот факт, что и цели у организаций не всегда были общими. Хотя цели были направлены против колониального режима, каждое направление ставило во главу получение своих результатов. Политические организации добивались принятия участия индийцев в политической жизни страны. Социальные организации преследовали идею просвещения народа, с целью поднятия национального духа людей. Религиозные объединения в свою очередь одним из главных вопросов считали кастовый вопрос, а так же вопрос детских браков, а вопрос колониальной политики интересовал их в меньшей степени.

Интересен тот факт, что, хотя организации носили освободительный характер, лишь только некоторые из них (мелкобуржуазные демократы – под руководством Чоттопадхайя) выступали за полное свержение колониального режима. В основном, все находили положительные аспекты в политике Англии, и только отдельные моменты, которые их не устраивали, они пытались исправить с помощью деятельности своих организаций. Стоит отметить то, что эти негативные моменты так же зависели от состава организаций – помещики боролись за землю, буржуазия за снижение налогов, интеллигенция – за реформу образования, религиозные – за решение религиозных проблем.

Знаменательным остается и тот факт, что среди национально-освободительных организаций существовали такие, которые во многом одобряли колониальную политику Англии и были против свержения Британского правительства. К таким можно, например, отнести религиозные организации - «Брахмо самадж Индии», политические - «Ассоциация Бомбейского президентства» (Британское господство в области экономики).

Обобщив все сведения о становлении освободительного движения в Индии и о формировании национально-освободительных организаций можно сделать вывод о том, что в Индии сложилась ситуация, в которой необходимо было создать организацию, которая могла бы объединить в своей программе все цели и идей социально-политических и религиозных обществ. Англия почувствовала, что такое положение вещей может плохо обернуться для колониальной политики Британии. Английское правительство всячески предотвращало деятельность освободительных организаций, что так же явилось одной из причин для создания новой организаций.

В целом, национально-освободительные организации сыграли большую роль в освободительном движении в Индии. Их идеи получили свое отражение в деятельности Индийского национального конгресса, а так же в идеях М.Ганди.

Проанализировав деятельность национально-освободительных организаций в Индии можно так же сделать вывод об уровне развития общественной мысли в Индии, а также более полно представить ситуацию, сложившуюся накануне образования Индийского Национального Конгресса, который сыграл огромную роль в освобождении Индии от колониальной зависимости.


Библиографический список

1. Неру Д. Автобиография. – М., изд. Ин. лит., 1955 г.

2. Синкха Н.К., Банерджи А.К. «История Индии» - М., изд. Ин. лит., 1954 г.

3. Тилак Б.Г «Арктическая родина в Ведах» - М., изд. Ин. лит, 1965 г.

4. Антонова К.А. и д. р «История Индии». - М., мысль, 1979 г.

5. «История Индии» (сост. Андреев А.Р.) - М., изд. альтернатива. 2007 г.

6. Маркс и Энгельс, Соч., т 11, ч 1.

7. «Новая история Индии» М. 1960 г.

8. «Национально освободительное движение и деятельность Тилака» - М., Академия Наук СССР, 1958 г.

9. Райков А.В «Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу». - М., наука. 1979 г.

10. Таммита-Дельгода С. «Индия. История страны» - М., Эксмо, 2007 г.

11. Челышева И.П. «Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Аурбиндо Гхоша»- М., Наука, 1986 г.

12. Манекин Р.В. Контент анализ как метод исторического исследования. // «Клио». Международный ежеквартальный научно-исторический журнал Донецкого отделения Советской Ассоциации Молодых Историков и Агентства «Информсервис», - 1991. - №2.

Скачать архив с текстом документа