Национальное богатство России как источник и фактор экономического роста

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ: Стр. Введение .3-5 Теоретические воззрения на понятие «Национальное богатство» . ..6-9 Определение термина «Национальное богатство» ..6

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

Введение ………………………………………………………….3-5

1. Теоретические воззрения на понятие

«Национальное богатство» ………………………….……..6-9

1.1 Определение термина «Национальное богатство»……..6

1.2 «Национальное богатство» как экономическая

категория…………………………………………………7-9

2. Природные ресурсы – составная часть и движущая

сила национального богатства …………………………10-20

2.1 Природные ресурсы России…………………………..10-16

2.2 Россия в системе мировой экономической

интеграции……………………………………………...16-18

2.3 Возможные пути рационального использования

природных ресурсов России…………………………..18-20

3. Проблемы использования труда и капитала в целях

увеличения Национального богатства ……………….21-28

3.1 Производственные и финансовые активы…………...21-23

3.2 Особенности формирования трудового

потенциала………………………………......................24-27

3.3 Интеллектуальный духовный капитал нации……….27-28

Заключение …………………………………………………...29-32

Список литературы …………………………………………33-34

Приложения …………………………………………………...35

Введение

От национального богатства страны зависит уровень благосостояния народа. Функция экономики – предоставление людям благ и услуг. В макроэкономической статистике категория «Национальное богатство» используется для оценки уровня экономического развития страны и характеризует исходную и конечную стадии процесса общественного воспроизводства.

Экономический рост относится к числу сложных и многогранных явлений. Он представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются реальный национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства. Экономический рост определяется следующими основными факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии. Все эти факторы в совокупности составляют «Национальное богатство».

Очень часто приходится слышать: Россия сказочно богатая страна, а живем мы – мало кто завидует. Почему? Что же такое национальное богатство России, являющееся одновременно и результатом труда прежних поколений и потенциалом для дальнейшего развития страны? Надо представлять, как имеющийся потенциал реализуется в качество жизни. Отождествлять потенциал и результат - неправомерно. Важно знать, каким образом потенциальные возможности, обусловленные накопленными природными, трудовыми, производственно-финансовыми ресурсами и социальной организованностью общества, превращаются в конечный продукт цивилизованного развития, который, в свою очередь, частично потребляется, а частично – накапливается в виде новых воспроизведенных ресурсов.

В СССР традиционно большое внимание уделялось исследованиям национального богатства. В последние годы это направление, к сожалению, оказалось в тени. Возникает ощущение, что новая Россия бедная, малозначимая страна. На самом же деле все далеко не так: по накопленному национальному богатству она достаточно крупное государство.

Почему так важно анализировать динамику элементов национального богатства? Прежде всего, потому, что здесь наша страна понесла немалые потери, и сейчас главная задача - восстанавливать и преумножать национальное богатство.

Национальное богатство как объект изучения и экономическая категория призвано отразить накопление не только материальных, но и нематериальных финансовых и нефинансовых активов у юридических и физических лиц в отраслях и секторах экономики страны и ее регионов.

Экономическая история России последних веков показывает, что стране при различных устройствах государственной власти так и не удалось эффективно использовать национальное богатство во благо своего народа.

Наша страна пока сохраняет свой значительный ресурсный потенциал. При рациональном использовании национального богатства Россия еще долго будет превосходить другие страны мира. Радикальные экономические преобразования и возрождение страны невозможны без консолидации общества. Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах.

Идея Великой России, как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах демократии, социально-рыночного хозяйства, концепции устойчивого развития и создания открытой саморегулирующейся экономики, настолько универсальна, что могла бы объединить государственные интересы предпринимателей, различных партий и движений.

В противном случае в новом тысячелетии Россия так и останется страной, которая в течение длительного исторического периода не смогла реализовать во благо своего народа огромный природный, трудовой, научно-технический и духовный потенциал.

Так как проблемы экономического роста требуют более широкого и детального изучения, в своей курсовой я раскрыла понятие «Национального богатства», являющегося источником и фактором экономического роста.

1. Теоретические воззрения на понятие «Национальное богатство».

1.1 Определение термина «Национальное богатство».

В мировой практике под национальным богатством обычно понимается совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

Понятие национального богатства традиционно связывается с именем Адама Смита и его известной книгой «Исследования природы и причин богатства народов». В те времена национальное богатство рассматривалось как совокупность трех источников: земли, труда и капитала.

В настоящее время, национальное богатство определяется гораздо шире. В соответствии с методикой Госкомстата национальное богатство определяется как совокупность ресурсов страны (экономических активов), составляющих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Оно состоит из экономических объектов, существенным признаком которых является возможность получения их собственниками экономической выгоды.

Образование является очень важной сферой услуг и обеспечения жизни людей, и, естественно, крайне желательно знать состояние этой отрасли с точки зрения международных стандартов, оценки вклада данной отрасли в национальное богатство.

Основные принципы оценки важнейших элементов национального богатства были сформулированы в работах у В. Петти, А. Смита, Г. Кинга и других экономистов.

1.2 «Национальное богатство» как экономическая категория.

Первые попытки практического изучения национального богатства России датируются началом XVIII века. Среди наиболее выдающихся исследований того времени необходимо выделить работу Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726) «Книга о скудности и богатстве», написанная в 1724 году. Вторым после И. Т. Посошкова в ряду российских экономистов, внесших вклад в исследование данной темы, следует упомянуть первого действительного члена Российской академии наук по экономике А. К. Шторха. Совокупность вещественных (материальных) благ А. К. Шторх называл народным (национальным) богатством. Совокупность невещественных благ – национальной цивилизацией, а совокупность тех и других – «народным благоденствием» (благосостоянием).

Необходимо также отметить вышедшую в 1847 году интересную работу А. И. Бутовского «Опыт о народном богатстве», которая на протяжении многих десятилетий оставалась единственным учебником по политэкономии в России. В период существования СССР также предпринимались попытки оценить национальное богатство страны. В частности серии работ С. Г. Струмилина в 1960 – 1970-е годы стали поводом для дискуссии отечественных ученых по проблеме экономической оценки природных ресурсов.

Среди исследований современных ученых-экономистов посвященных оценке национального богатства России, следует выделить работу академика Н. П. Федоренко «Россия: уроки прошлого и будущего» (Москва, 2008 год). В монографии сделана попытка проанализировать динамику развития национального богатства России за последние 100 лет.

Национальное богатство состоит из различных элементов и имеет свою структуру. В рамках концепции, предлагаемой специалистами Всемирного Банка, национальное богатство складывается из следующих составляющих: природный капитал, произведенный капитал (активы), человеческий капитал (человеческие ресурсы).

Кроме того, в настоящее время ставится вопрос о необходимости учета еще одной составляющей национального богатства – социального капитала, понимаемого как совокупность сетей, взаимоотношений, норм (включая этические) и институтов, оказывающих воздействие на продуктивность экономики. Следует особо отметить, что именно эти два последних вида капитала (человеческий и социальный) напрямую связаны с образованием и воспитанием сменяющих друг друга поколений людей.

С середины XX века, с приходом научно-технического прогресса, в национальное богатство включаются нематериальные элементы, такие как человеческий капитал, интеллектуальное могущество нации, информация.

В наше время появляется такая точка зрения, что действительным богатством страны должен стать интеллектуальный и духовный потенциал населения. Считается, что именно он заставит развиваться экономику, политику, менять характер социальных и производственных отношений и весь облик страны. Поэтому в состав национального богатства включили человеческий капитал, впитавший в себя все достижения современной науки и техники. Информация сама по себе тоже становится национальным богатством с появлением современной информационной технологии, основанной на компьютерной технике. Но ее ценность неодинакова для получателей: кто-то готов заплатить за нее миллионы, а для кого-то она не обладает никакой ценностью.

С ускоренным прогрессом человеческого общества и экономики были попытки включить в состав национального богатства такие элементы, как экологическая обстановка в стране, безопасность населения и другие. Но нужно, чтобы они соответствовали основным признакам национального богатства: материальности, накопляемости, долговременности использования, воспроизводимости, отчуждаемости и возможности превращаться в элемент рыночного оборота.

Таким образом, современное понятие национального богатства можно определить как созданную трудом и накопленную обществом совокупность материальных и духовных ценностей, служащую основой дальнейшего развития.

Понятие национального богатства постоянно обогащается, отражая все то новое, что характеризует хозяйственный, социальный, экологический и иной прогресс современного общества. Эволюция взглядов на содержание богатства его воспроизведенную роль идет сообразно новым представлениям об источниках и механизмах экономического роста, его целях и приоритетах. Важнейшее значение при этом приобретают тенденции гуманизации и экологизации экономического развития. Не случаен, например, в сегодняшней экономической науке все больший акцент на роли человека, его качественных характеристик в создании богатства. То же во многом касается природных богатств и сохранения естественной среды обитания, которые трактуются уже не как бездонный резервуар «естественных даров» природы, а как вполне конечный ресурс, нормальное состояние и возобновление которого является предметом целенаправленных форм хозяйственной деятельности и затрат огромных масс общественного труда. Только адекватное этим новым представлениям понимание богатства может послужить основой использования этой категории в качестве исходной точки прогнозирования тенденций, проблем и перспектив развития экономики России в начале нового тысячелетия.

2. Природные ресурсы – составная часть и движущая сила национального богатства.

2.1 Природные ресурсы России [1].

Необходимо отметить, что в официальной российской статистике оценка стоимости природных богатств, вовлеченных в экономический оборот, долгое время не производилась. Природные богатства учитывались в натуральном выражении.

Госкомстат России разработал специальную программу по совершенствованию оценок национального богатства страны и приведению их в соответствие с требованиями международной статистики.

В конце 2000 года впервые Госкомстат России оценил Национальное богатство России с учетом непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и т. п.) и материальных активов.

Основной частью непроизводственных активов является земля. Земельная площадь России по состоянию на 2003 год составляла 1790,8 млн. га (свыше 17 млн. кв. км), из них на лесные земли приходилось 50,5%, на сельскохозяйственные угодья – 12,9%, болота – 12,4% и др. земли (под древесно-кустарниковой растительностью, под дорогами, под застройками, нарушенные земли и пр.) – 24,2%.

Земельные ресурсы, как составляющая национального богатства страны, подлежат оценке по следующим главным аспектам:

· как всеобщий пространственный базис;

· как средство производства в сельском и лесном хозяйстве;

· как эталон естественной ненарушенной природы;

· как кладовая минерального сырья;

· как база размещения объектов отдыха и оздоровления.

Земля – уникальный ресурс: она количественно ограничена, ее невозможно искусственно воспроизвести, предложение земли для использования практически неэластично.

Оценка земли, как составляющей национального богатства страны, представляет собой сопоставимый количественный и экономический расчет ее потребительских свойств и эколого-экономических эффектов использования при разном целевом назначении земельных участков.

Целое значение земельных участков определяется задачами выбора целесообразных направлений и способов землепользования для жизнеобеспечения населения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации по целевому значению на территории страны выделено семь категорий земель.

Оценка земли, как составляющей национального богатства страны (в дальнейшем - оценка земли), должна основываться на учете следующих обстоятельств и аспектов.

Ограниченность земли и невозможность ее воспроизводства способствует возникновению двух видов монополии на землю: монополию собственности (реализует собственник) и монополию на землю как объект хозяйствования (реализует пользователь). Монополия собственности порождает абсолютную ренту, а монополия хозяйствования на земле – дифференциальную земельную ренту. Более правильно пользоваться термином «земельная рента».

Земельная рента – это вид дохода, регулярно получаемого от земли за счет разности между общественной стоимостью продукта и более низкой индивидуальной его стоимостью при производстве разных по качеству и местоположению земельных участках.

К постоянным факторам, которые обуславливают регулярное воспроизводство земельной ренты, относятся качество почв и местоположение земельных участков, уровень интенсивности использования земель, новейшие технологии выращивания и новые сорта сельскохозяйственных растений, органическое строение капитала, монополия на собственность и использование земельного участка. В Российской Федерации правовая основа платности природопользования была заложена в Законе «Об охране окружающей природной среды» 1995 года. Этим Законом установлено, что плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. В дальнейшем принципы платного природопользования нашли свое отражение и в других природно-ресурсных законах Российской Федерации. В развитие этих законов было принято значительное число нормативных и других правовых документов, связанных с порядком исчисления и внесения платежей за природные ресурсы.

При пользовании недрами закон Российской Федерации «О недрах» предусматривает следующие виды платежей:

· сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;

· платежи за пользование недрами;

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· акцизы.

Платежи за пользование недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных для месторождений полезных ископаемых, расположенных на суше.

Землепользование в России в соответствии с законом «О плате за землю» является платным. Формами платы выступают: земельный налог, арендная плата, цена на землю при ее покупке.

Система платежей за пользование лесным фондом, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, включает: лесные подати, арендную плату.

Система платежей за водные ресурсы определена в водном кодексе Российской Федерации и включает: плату за пользование водными объектами (водный налог), плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года №1281 введена плата за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям.

С вводом в действие нового Налогового кодекса Российской Федерации существующая система платежей за природопользование отменяется, а вместо нее вводятся ресурсные налоги и сборы, такие как: налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами, земельный налог, лесной налог, водный налог, экологический налог.

Несмотря на наличие, сравнительно большого количества ресурсных налогов, предусмотренных новым Налоговым кодексом Российской Федерации, поступления от них в бюджеты будут составлять менее 5 % от общих средств. Анализ показывает, что при таком уровне налогов будут отсутствовать стимулы ресурсосбережения и уменьшения уровня загрязнения окружающей природной среды. Проблематичным становится финансирование природоохранных мероприятий и работ по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории страны расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов.

Общая площадь лесных ресурсов России на начало 2003 года оценивалась в 883 млн. га, из них покрытая лесом – 776 млн. га. Общий запас древесины составлял 82 млрд. кв. м.

По данным Института мировых ресурсов, именно Россия обладает наиболее обширными территориями, слабо затронутыми или не затронутыми хозяйственной деятельностью, площадь которых составляла 7,5 млн. кв. км. Для сравнения: в Канаде такие территории составляли 6,4 млн. кв. км, в Китае – 2,1 млн. кв. км.

Сохранение российских лесов и болот позволяет демпфировать климатические изменения, смягчать экономические и социальные потери не только для России, но и для других регионов мира. Нельзя исключать возможность, что в будущем мировое сообщество придет к выводу о необходимости компенсировать России (как и некоторым другим государствам) потери от неосвоенности обширных территорий, являющихся мировым биосферным резервом.

Россия обладает весьма значительными водными ресурсами. По запасам пресной воды Россия занимает первое место в мире. Величина речного стока по состоянию на 2002 год составляла 4682 кубических километра в год. Почти половина всего речного стока приходилась на крупнейшие реки России, в том числе на Енисей – 756 (куб. км в год), Обь – 555, Лену – 543, Амур – 283, Волгу – 264, Печору – 153, Северную Двину – 104, Дон – 20 куб. км в год.

В европейской части России находится 7 крупных озер, каждое из которых имеет площадь более 1000 кв. км. По среднемноголетним объемам воды наиболее крупные из них – Ладожское (911 куб. км), Онежское (292 куб. км). В азиатской части расположено самое крупное в Азии озеро Байкал, площадь которого составляет 32 тыс. кв. км, а объем воды – 23 тыс. куб. км. Кроме того, на территории России расположены крупные водохранилища: Братское – 170 (среднемноголетние объемы воды в куб. км), Красноярское – 73, Куйбышевское – 58, Волгоградское – 32, Саяно-Шушенское – 31, Рыбинское – 26.

Россия имеет достаточно развитую минерально-сырьевую базу. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в начале третьего тысячелетия оценивалась почти в 30 трлн. долларов, а прогнозный потенциал – 150 трлн. долларов. Природные ресурсы России являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики в режиме расширенного воспроизводства и международного сотрудничества. В стране открыто и разведано около 20 тысяч различных видов месторождений полезных ископаемых, из них 37% введено в промышленное освоение.

Несмотря на «нерукотворный» характер природных благ, их стоимость связана с уровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет очень сложный характер.

Стоимость одних природных благ растет, а других падает в ходе технического прогресса. Например, стоимость залежей урановых руд после изобретения атомной бомбы и появления атомных электростанций резко выросла, в то же время стоимость дров как энергоносителя упала.

Что касается обеспеченности природными ресурсами, то у России есть четыре выигрышные позиции – это природный газ, лес, уголь (притом, что спрос в мире на него не велик) и пресная вода. На Россию приходится более 25% мировых запасов этих ресурсов.

2.2 Россия в системе мировой экономической интеграции.

Россия отнюдь не является монополистом на рынке минерального сырья. На данный момент она – основной поставщик нефти и газа в европейские страны, а в перспективе – в Японию. В то же время ряд факторов, например, таких как:

· снижение мировых цен на нефть;

· конкуренция со стороны нефтедобывающих стран Ближнего Востока;

· предстоящая конкуренция со стороны норвежского газа

оставляет российскому нефтегазовому сектору немного шан-

сов на процветание.

Оснований рассчитывать на радикальное увеличение сырьевого экспорта, составляющего в последние годы не более 50 млрд. долларов (что, безусловно, мало для благополучия 145 млн. страны) не приходится. Кроме того, сырье (нефть, газ, уголь, металлы) является невозобновимым ресурсом, и, если нам небезразлично, как будут жить наши дети и внуки, следует подумать об экспорте сырья и в этом аспекте. Менее рациональной структуры экспорта, чем сейчас, в российской истории, ни дооктябрьской, ни советской, кажется, не было.

До ХХ века Россия, бывшая аграрной страной, экспортировала главным образом продукцию лесного и сельского хозяйства.

В советские времена начался масштабный экспорт невозобновляемых природных ресурсов. В то же время около половины экспорта составляла готовая продукция, а в настоящее время наш экспорт почти полностью стал сырьевым, а точнее – нефтегазовым.

Необходимо признать очевидное – в настоящее время Россия уже заняла место в системе мировой экономической интеграции, место иссякающего сырьевого придатка (и, что не менее, если не более страшно – иссякающего интеллектуального придатка) Запада. Опора России на традиционные индустриальные отрасли (причем, прежде всего, сырьевые), как объект привлечения инвестиций в сочетании с полной открытостью по отношению к мировому рынку, ведет только к усугублению ситуации. Развал традиционных отраслей и «утечка мозгов» и технических достижений на Запад очень быстро ликвидируют наше последнее преимущество перед странами Третьего Мира – интеллект и технологии, которые просто не смогут получать в России в условиях утечки капиталов должной материальной подпитки.

Природные богатства могут сыграть положительную роль в экономике той или иной страны, если доходы от экспорта полезных ископаемых служат основой для расширенного воспроизводства и структурной трансформации экономики. Безоглядно «выкачивать» невозобновляемое минеральное сырье – нефть, газ, металлы, означает попросту грабить собственных детей и внуков. В то же время у нас есть ресурсы, способные к восстановлению, при этом по их количеству мы занимаем практически монопольное положение на Евразийском континенте – это лес, гидро- и гидроэнергетические ресурсы.

На долю России приходится примерно мирового покрова, однако, по уровню производства лесной продукции и ее потребления в расчете на душу населения, наша страна значительно уступает многим промышленно развитым странам мира.

Продукция лесного сектора традиционно является заметной статьей внешнеторговых операций России.

В январе-сентябре 2001 года на долю экспорта приходилось 52,4% имеющихся ресурсов круглых лесоматериалов, 82,3% ресурсов целлюлозы товарной и 67,1% ресурсов газетной бумаги. Однако по структуре, объемам и эффективности лесного экспорта Россия значительно уступает развитым лесопромышленным странам.

В мировом экспорте лесобумажной продукции Россия прочно удерживает и наращивает свои позиции только по поставкам круглого леса. По продукции глубокой переработки древесины доля нашей страны все последние годы неуклонно сокращается, и это является основной проблемой отечественного лесного экспорта.
Проблема усугубляется несбалансированностью установленных таможенных пошлин, которые примерно одинаковы как для необработанной продукции, так и для продукции глубокой переработки.

В результате низкой конкурентоспособности цены на отечественную лесобумажную продукцию в среднем на 30 - 40% ниже средних мировых, в результате чего российская казна потеряла в 2000 году более 1 млрд. долларов США. Валютная выручка в России составила в 2000 году 4,5 млрд. долларов США (4,3% от общего объема экспорта). В то же время доход от лесного экспорта Финляндии достигает 10 млрд. долларов, Швеции - 11 млрд. долларов, США - 16 млрд. долларов и Канады - 25 млрд. долларов [2].

2.3 Возможные пути рационального использования природных ресурсов России.

Главной целью Национальной лесной политики Российской Федерации является выход лесного комплекса из системного кризиса и увеличение годового объема производства лесной продукции к 2020 году до уровня 50 млрд. долларов (в ценах 2000 года).
Для реализации этой цели необходимо поддерживать среднегодовой темп прироста производства на уровне 10-11%, т.е. примерно на том же уровне, как и в 1998-2001 годах.

Широкие возможности открываются и для существенного увеличения экспорта лесной продукции.

К 2010 году потребности мирового рынка по круглому лесу по прогнозам возрастут на 10,3 млн. куб. м, по пиломатериалам - на 7,3 млн. куб. м, по древесным полуфабрикатам - на 27,5 млн. т, по бумаге и картону - на 30,4 млн. т. Перспективные возможности лесного комплекса России могут быть реализованы лишь при выполнении комплекса мероприятий организационно-экономического характера [2].

При огромных лесных пространствах России нам, в принципе, несложно сохранить и развить мощную лесную и лесоперерабатывающую промышленность, с товаром, пользующимся хорошим спросом на внешнем рынке. В то же время мы можем (и должны!) параллельно обеспечивать восстановление лесных массивов. В то же время можно существенно рационализировать лесное хозяйство, производя в промышленном масштабе не только древесину, но, параллельно, и “дары леса” – грибы, ягоды, мед, мясо лесных животных. Для этого необходимо (и вполне возможно) создание специальных ферм. Не следует забывать, что последнее является уникальным товаром, который можно продавать дорого.

Конечно, не следует забывать и о лесных массивах России в аспекте создания заповедников, заказников, национальных парков как средства привлечения и туристов, и научно-исследовательских организаций.

То же можно сказать и о гидроресурсах. В настоящее время дефицит пресной, в т.ч. питьевой воды в мире становится все более острой проблемой. В частности, это относится к прилегающим с юга к России огромным регионам Западного Китая, Центральной Азии, Ближнего Востока. Всем известен несостоявшийся грандиозный проект переброски северных рек (и среднеазиатские лидеры сожалеют о том, что он не состоялся). Его реализация в виде системы каналов была бы связана, во-первых, с очень большими затратами, во-вторых, с тяжелыми экологическими последствиями (большие потери воды на испарение и фильтрацию, засоление почв, разрушение естественной среды северных районов России). В то же время его реализация в уменьшенном виде – в виде сети трубопроводов, представляется разумной. Тем более, если рационально подойти к этому вопросу и не только “качать” воду, как сейчас мы делаем с нефтью, но также обеспечивать очистку воды, для того, чтобы сделать ее питьевой.

Что касается гидроэнергетических ресурсов, то на данный момент они не будут пользоваться большим спросом на внешнем рынке из-за нефтяного богатства регионов к югу от России, но при неизбежном истощении запасов нефти ситуация может кардинально поменяться, и следует быть к этому готовыми. Кроме того, управление гидроресурсами также поддается рационализации, если, например, параллельно заниматься разведением рыбы и созданием сети рыбоперерабатывающих предприятий. При наших огромных водных пространствах у этой отрасли поистине блестящие перспективы.

Огромные земельные угодья России являются хорошей базой для развития сельского хозяйства. Не следует забывать, что до 1917 года Россия экспортировала сельскохозяйственную продукцию. Низкая естественная продуктивность большей части сельскохозяйственных земель России компенсируется их размерами, и при должном уровне технической оснащенности Россия может вернуть себе утерянные позиции экспортера продовольствия. Кроме того, обширные земельные угодья России позволят ей производить в большом количестве “экологически чистые” сельскохозяйственные продукты, производство которых не связано с пестицидами, химическими удобрениями и т.д.

На основании детального анализа потенциала минерально-сырьевых ресурсов определено их значение и место в стратегии развития российской экономики.

3. Проблемы использования труда и капитала в целях увеличения Национального богатства.

3.1 Производственные и финансовые активы.

Элементом национального богатства является основной производительный капитал – это функционирующие заводы, фабрики, производственный и технический потенциал которых создает национальный продукт.

Порядок отнесения объектов к основным фондам определяется нормативными актами. В настоящее время состав основных фондов определяется Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), который был введен в 1996 году. Согласно ОКОФ, в отечественной статистике принята типовая классификация основных фондов. В их составе выделяют материальные фонды (производственные и жилые здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, прочие основные фонды) и стоимостные (капитальные затраты на геологоразведочные, мелиоративные, ирригационные работы, затраты на программное обеспечение и базы данных ЭВМ, затраты по обеспечению сферы экономических операций).

При изучении состава основных фондов используются и группировки по ряду важнейших признаков:

· отраслевому;

· по формам собственности;

· региональному (территориальному);

· по принадлежности (собственные и арендованные основные средства);

· по видам экономической деятельности.

Основные фонды по мере их эксплуатации подвергаются физическому и моральному износу, который в денежном выражении в статистике называют амортизацией. От износа амортизация отличается тем, что она представляет собой процесс переноса стоимости основных фондов на издержки производства, между тем износ как экономическая категория отражает лишь процесс старения действующих основных фондов. Тем не менее, именно на основании износа рассчитывается амортизация.

По мере необходимости замены основных фондов накапливаются денежные средства (амортизационный фонд), достаточные для обеспечения реновации (полного восстановления) выбывших основных фондов. Для этих целей служат амортизационные отчисления (включенные в себестоимость продукции части стоимости действующих основных фондов).

Амортизационные отчисления могут обеспечить и частичное восстановление основных фондов в ходе капитального ремонта и модернизации.

Помимо основных фондов для успешного функционирования процесса производства необходимы и материальные оборотные фонды, которые целиком потребляются в одном производственном цикле, вещественно входят в продукт и полностью переносят на него свою стоимость.

Материальные оборотные фонды являются наиболее мобильным и постоянно возобновляемым элементом национального богатства.

В состав материальных оборотных фондов включают сырье, основные и вспомогательные материалы, незавершенное производство в отраслях с длительным циклом (строительные объекты, тяжелая промышленность, сельское хозяйство, производство кинофильмов и т.д.), готовую продукцию, товары для перепродажи, государственные материальные резервы (средства производства и предметы потребления, предназначенные для использования в чрезвычайных обстоятельствах), производственные запасы (топливо, горючее, тара, запасные части для ремонта и т.д.). Одна из главных функций оборотных средств - обеспечение производственного процесса. Поэтому важнейшей является характеристика наличия материальных оборотных фондов, учет запасов которых ведется в натуральном и денежном выражении по состоянию на определенную дату и в среднем за истекший отчетный период.

Ряд показателей характеризует процесс использования материальных оборотных средств. К ним относятся: коэффициент оборачиваемости оборотных фондов, коэффициент закрепления оборотных фондов, показатель средней продолжительности одного оборота в днях, показатель суммы средств, высвобождаемых из оборота вследствие ускорения оборачиваемости оборотных фондов. К этой же группе относятся показатели, характеризующие материалоемкость продукции, расход важнейших видов материальных ресурсов, удельный расход конкретного вида сырья или материалов.

Основной капитал, функционирующий в непроизводственной сфере. Это жилые дома и учреждения социально-культурной сферы.

Имущество населения так же входит в состав национального богатства. Все, что накоплено семьей за длительный период, позволяет ей нормально существовать, и служит основой ее дальнейшего процветания, является одновременно составной частью богатой страны.

В большинстве стран мира при оценке стоимости национального богатства включаются финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции промышленных компаний, государственные ценные бумаги, задолженность зарубежных стран и другое).

3.2 Особенности формирования трудового потенциала.

Национальное богатство каждой страны создается непосредственно трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует отнести к одному из основных факторов развития как национальной, так и мировой экономики. Трудовые ресурсы, в свою очередь, зависят от общей численности населения стран мира, которое с 1900 по 2000 года возросла в 4 раза и в начале третьего тысячелетия, превысило 6 млрд. человек.

По состоянию на начало 2003 года трудовые ресурсы России составляли более 80 млн. человек или почти 55% населения страны. По этому показателю Россия занимала 5-е место в мире после Китая, Индии, США и Индонезии. Более 90% общей численности трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные) численность экономически активного населения (рабочей силы) для производства товаров и услуг, в России по состоянию на начало 2003 года составляло 70 млн. человек, что также соответствовало 5-му месту в мире [1].

Важнейшим показателем национального богатства и необходимым условием процветания любой нации является состояние здоровья населения.

Безусловно, ухудшается здоровье нации, происходит деформация жизненных ценностей, мотивационной сферы, разрушение института семьи, растут алкоголизация, наркопотребление и наркомания, преступность, проституция, ВИЧ-инфицированность и заболеваемость СПИДом, вирусным гепатитом, особенно среди молодежи. Все это происходит на фоне учащения стихийных природных бедствий и чрезвычайных ситуаций, вызванных производственными авариями и военными действиями, при недостаточном валеологическом сопровождении трудовой и образовательной деятельности, при отсутствии навыков у населения здоровье сберегающего поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.

В развитых странах главным показателем национального богатства уже сегодня считается образовательный уровень населения. Поэтому вполне обосновано усиленное внимание к образовательной системе и ее модернизации с целью достижения большей эффективности. Вместо традиционной базовой образовательной модели делаются установки на непрерывное образование в течение жизни.

Будущее России более чем в других странах зависит от решения этой проблемы. Нашей стране нужен качественный скачок в образовательной сфере, чтобы в перспективе войти в общемировое образовательное пространство, интеграция в которое может обеспечить столь необходимое России устойчивое развитие.

Поскольку в общей полифункциональной системе непрерывного образования важное место отводится образованию взрослых, постольку на него и следует сделать акцент в дальнейшем развитии отечественной образовательной системы, но с учетом российской специфики. Своеобразие современного состояния России, с одной стороны, создает условия для новых подходов к образованию взрослого населения, а с другой – тормозит этот процесс. Имеется в виду прорыв в область новейших информационных технологий интеллектуальной отечественной элиты на фоне низкой по современным меркам образованности подавляющей части населения страны, имеющего за плечами старую образовательную схему.

В современной экономической теории все большее значение приобретает повышение качества рабочей силы. Изменение требований к работнику связано с научно-техническим прогрессом, темпы которого ускоряются и предполагают соответствующую гибкость знаний, умений, навыков работника. Производственные созидательные качества работника целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических преобразований.

Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства.

Для России, в современных условиях, диктуемых интеграцией нашей страны в мировое сообщество, для повышения конкурентоспособности товаров и экономики в целом необходимо все серьезнее относится к формированию человеческого капитала. Экономические реформы устранили уравнительное распределение благ и услуг, предоставили возможность гражданам самостоятельно обеспечивать себе достойный уровень жизни. Ожидалось, что рынок, в частности, рынки труда, жилья, медицинских, образовательных услуг, справится с имеющимися здесь проблемами. Однако к прежним проблемам добавились новые – чрезмерное имущественное расслоение граждан, высокая дифференциация по уровню доходов, значительные масштабы бедности, не уменьшение, а увеличение зависимости части населения от социальной помощи, предоставляемой государством; нарастание безработицы, хроническая задолженность по заработной плате, ухудшение демографической ситуации. Все это снизило качество трудового потенциала. На уровне предприятия необходимость усиленного внимания к качеству рабочей силы диктуется существующей рыночной конъюнктурой. В современных условиях высокой степени конкуренции на рынке выигрывает тот, у кого выше качество обслуживания, качество выпускаемого продукта, выше производительность труда, эффективнее управление предприятием, а эти показатели на прямую зависят от качества работающего персонала. Таким образом, конкурентоспособность, увеличение национального богатства, эффективность деятельности, а также снижение отрицательных показателей на уровне предприятия зависят от качества рабочей силы.

3.3 Интеллектуальный и духовный капитал нации.

«Независимо от того какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они приумножаются. И государство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей». (Питер Дракер)

Интеллектуальный капитал всегда опосредован людьми. Поэтому управление им всегда связано с управлением людьми или через людей. Условно такое управление можно разделить на управление развитием человеческого капитала и на управление знаниями.

Интеллектуальный и в первую очередь человеческий капитал выступает в качестве определяющей составной части производственного капитала экономики постмодерна. Развитие капитализма этого периода связано с созданием добавленной стоимости, базирующейся на знании и инновациях, носителем которых выступает человек с его развитыми способностями, определяемыми высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. Поэтому государственное регулирование наиболее развитых стран сосредоточено на расширенном воспроизводстве интеллектуальной составляющей общественного богатства.

Для оценки витального (врожденного) капитала величина Q = ЖП (жизненному потенциалу, измеряемому произведением удельной рождаемости на ожидаемую продолжительность жизни).

Что касается интеллектуального капитала, то его величина для каждой страны принята пропорциональной доле социальных расходов на науку и образование (в расчете на 1 человека), а Qmax соответствует этому показателю для Франции.

Удельная величина производства духовного капитала (ПДК) принята для всех стран одинаковой из условия, что любой житель планеты наделен при рождении равным духовным богатством и соответствует показателю Индии — стране с наиболее высокой удельной рождаемостью (Lmax).

ПДК = (ВНП)max /Lmax = 1,8 млн. дол. в год на 1 чел.

Суммарно при использовании данной методики удельная суммарная величина человеческого капитала (УЧК) составляет 3,8 млн. дол./чел. Это на порядок больше величины удельной стоимости жизни, оцениваемой американскими экономистами в 300 тыс. дол. — стоимости финансовых затрат общества на образование и сохранение здоровой жизни населения (в расчете на 1 человека). Неучтенная при этом роль витального и духовного капитала обедняет достоинство и потенциал каждого человека как творца и активной действующей силы.

Рассчитанные нами значения человеческого капитала и его отдельных составляющих приведены в табл. 1. В табл. 1 приведена и величина накопленного человеческого капитала исходя из средней активной жизни одного поколения в 35 лет. Обращает на себя внимание тот факт, что доля интеллектуального капитала (ИК) в общей величине человеческого капитала для России существенно ниже, чем для других стран. Это объясняется недопустимо низкими затратами государства на воспроизводство знаний, что ставит под угрозу будущее России как интеллектуально развитой страны.

Заключение.

Национальное богатство, безусловно, не является неизменным параметром общественного развития. В эпоху меркантилизма правительства заботились о том, чтобы накапливать богатство, причем этот процесс видели в виде преимуществ в международной торговле, превосходстве экспорта над импортом, привлечении в страну золота, драгоценных камней и металлов. Если рассмотреть продолжительный тренд развития мирового хозяйства, то следует констатировать, что происходила фундаментальная трансформация мирового богатства по его элементам, а именно богатство в виде человеческого капитала увеличивалось, подтверждением чему явились рост населения и увеличение объема знаний, а вот природный капитал существенно сократился.

По оценкам, приводимым академиком Д. С. Львовым, научно-производственный и интеллектуальный потенциал России, отнесенный на душу населения, примерно в 2,5 раза превышает аналогичный в США, в 6,5 раз – в Германии, в 18-20 раз – в Японии.

В материально-технологическом, интеллектуальном и духовном аспекте Россия, пожалуй, единственная страна мира, самодостаточная для интенсивного социально-экономического развития. Спрашивается, почему страна, обладающая уникальным Национальным богатством, едва сводит концы с концами, увязнув в многочисленных долгах? Поистине – Государство нищих богачей.

В качестве безусловной и главной основы будущего роста российской экономики признаются, прежде всего, две вещи:

1. Богатство России природными ресурсами

2. Дешевая и квалифицированная российская рабочая сила.

Именно это способно привлечь иностранных инвесторов, на которых зачастую делается основной расчет, т.к. возможности иностранных инвесторов существенно выше отечественных. В связи с этим считается первоочередной необходимостью принятие комплекса мер, способных сделать российскую экономику более инвестиционно-привлекательной.

Таким образом, в наших планах экономического развития сразу же проявляется противоречие. С одной стороны Россия и намерена конкурировать на мировой арене с развитыми западными странами; много говорится о том, что нашим главным богатством является интеллект и научно-технические достижения, где мы местами вырвались вперед и даже далеко вперед западных стран. С другой – в практическом плане в последние 10 лет делалось все, чтобы поместить Россию в нишу, уже занятую странами Третьего Мира, т.е. превратить Россию в источник дешевого сырья и дешевых товаров для развитых западных стран. И сейчас именно на это делается ставка – на приход инвестора в традиционные (главным образом, сырьевые) сферы экономики России.

Необходима переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала.

Тяжелейший кризис, все последнее десятилетие XX в. терзавший Россию, резко осложнил жизнь людей, но не разрушил потенциал страны. Никуда не пропали природные богатства, в основном сохранился (а отчасти и приумножился — мы имеем в виду навыки работы в условиях рынка) человеческий капитал, остались наиболее ценные и долгоживущие компоненты воспроизводимого имущества (здания, сооружения, инфраструктура). Конечно, не обошлось и без потерь: устаревшие без обновления машины, разрушенные (а отчасти и разворованные) технологические линии, утраченные научные школы, снизившаяся длительность жизни людей, — этот список можно продолжать. И все же общий потенциал страны, ее национальное богатство пострадали существенно меньше, чем текущее производство и, следовательно, могут служить стартовой площадкой для долговременного роста.

Социально-экономическая и политическая значимость Национального богатства в жизни российского общества утверждается следующими фундаментальными принципами:

1. Национальное богатство России – основа политической и экономической независимости страны.

2. Национальное богатство России принадлежит ее гражданам. Каждый гражданин России, независимо от своего возраста и социального положения имеет право на равную для всех граждан долю ее Национального богатства. Лица, принявшие иное гражданство, а также лица с двойным гражданством лишаются всех прав на Национальное богатство.

3. Национальное богатство страны должно выражаться в национальных денежных единицах и является ее реальным кредитным обеспечением.

4. Государство должно монопольно владеть всеми природными ресурсами страны и использовать их исключительно с целью повышения благосостояния всех граждан России.

5. Действия политиков и государственных деятелей, связанные с утратой хотя бы малой доли территории России, равно, как и отчуждение части ее в пользу иностранных государств или граждан, рассматриваются, как государственное преступление против народов России.

Радикальные экономические преобразования и возрождение России невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора.

Без осознания разными слоями российского общества необходимости перемен и направлений этих преобразований любые реформы априори обречены на неудачу.

Фактически речь идет о человеческой революции, которая должна изменить наш образ жизни и поведение, продвинуть наше собственное развитие и дать возможность создать механизмы взаимного приспособления между человеком, обществом и окружающей средой.

Список литературы.

1. Андрианов В. Национальное богатство России // «Золотой Лев» - № 67-68.

2. Думнов А.Д. Природно-ресурсной комплекс России: статистическая оценка 90-х годов// Вопросы статистики. М.- 2000г.

3. Бушуев В. В. Национальное богатство, энергетический потенциал и эргатический капитал России // Энергетическая политика. – 2005. - №4. – С. 3.

4. Сухарев О. С. Национальное богатство и природа структурных изменений. // Бизнес и банки (Москва) – 27.02.2007. – С. 9.

5. Нестеров Л. Россия: население, труд и национальное богатство / Л. Нестеров // Человек и труд.-2004.-№ 7. - С. 57-60.

6. Степашин С. В. О национальном богатстве России / С. В. Степашин, А. Е. Лебедев, М. Г. Делягин, Е. И. Карпиков, Л. И. Барон, Л. И. Нестеров, Л. М. Григорьев // Свободная мысль - XXI. -2004.-№ 1. - С. 41-55.

7. Информационный бизнес портал / Национальное богатство как потенциал функционирования экономической системы. - Электрон. дан. – М.: Инф. бизнес портал, 2007. - http://market-pages.ru/makroec/18.html.

8. Львов Д. С. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. – М.: Экономика, 1999. – Гл. 5.

9. Фальцмана В. К. и Бухвальда Е. М. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. - М.: Наука, - 1994.- с. 33.

10. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. – 2003. - №2.

11. Национальное богатство в новой модели развития общества и экономики России: Сб. ст. - М., 1995. - 216с.

12. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: [учебник для вузов] / Г. С. Вечканов. – М.: 1-е издание, 2007. – 384 с.

13. Иохин В. Я. Экономическая теория: [учебник для вузов] / В. Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2007. – 861 с.

Приложения

Таблица 1

Характеристики человеческого капитала и его удельных (в расчете на 1 человека) составляющих по странам мира

Страна

УВК

млн. дол.

УДК

млн. дол.

УИК

млн. дол.

УЧК

млн. дол.

Численность населения

млн. (2002 г.)

Накопленный капитал,

млрд. дол.

Австралия 2,27 1,79 2,35 6,41 19,5 125
Болгария 2,03 1,79 0,66 4,42 7,96 35
Бразилия 1,92 1,79 0,46 4,17 176,26 735
Великобритания 2,19 1,79 2,1 6,08 59,1 359
Испания 2,24 1,79 1,49 5,52 41 226
Индия 1,6 1,79 0,02 3,5 1050 3675
Нидерланды 2,22 1,79 4,51 8,52 16,1 137
Норвегия 2,22 1,79 2,67 6,68 4,5 201
Россия 1,7 1,79 0,3 3,8 144,1 503
США 2,17 1,79 1,96 5,92 288 1705
Финляндия 2,16 1,79 2,69 6,64 5,2 35
Франция 2,24 1,79 4,87 8,9 59,85 533
Швеция 2,23 1,79 3,24 7,26 8,87 64
Ю. Корея 2,1 1,79 0,49 4,38 47,4 208

Скачать архив с текстом документа