Национальные интересы
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 Этимология 2 Альтернативы 3 История Введение Национальные интересы — объективно значимые цели и задачи национального государства как целого. Самые главные государственные интересы сформулированы в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основном Акте взаимоотношений России и НАТО и т. д.
План
Введение
1 Этимология
2 Альтернативы
3 История
Введение
Национальные интересы — объективно значимые цели и задачи национального государства как целого. Самые главные государственные интересы сформулированы в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основном Акте взаимоотношений России и НАТО и т. д. В подобных источниках международного права фиксируются политическая независимость страны, группы стран, условия их физического выживания, недопустимость любого вмешательства извне в жизнь государства, неприкосновенность его границ и т. д. В качестве государственных интересов страны могут выступать наращивание ресурсной базы, а на ее основе — экономической, военной, финансовой, научно-технической и другой мощи страны, усиление ее геополитического влияния, рост благосостояния населения, культурный, нравственный, интеллектуальный прогресс общества.
1. Этимология
Русское выражение является переводом с английского (англ. national interest ), в то время как в других европейских языках это понятие выражено в словах, восходящих к итал. ragion di Stato (формулировке Макиавелли), в том числе фр. raison dtat и нем. Staatsrson . У СССР национальных интересов не было, их заменяли более широкие классовые интересы (декларативно) или имперские интересы (если исследователь относил СССР к империям), поэтому в советском политическом языке это понятие отсутствовало, и потому в постсоветский период его импортировали из США. До революции бытовала калька с французского «государственный разум», но с гораздо менее определенным значением.
2. Альтернативы
Термин «Национальные интересы» правомерно использовать в том случае, когда эти интересы сформулированы нацией, национальным государством или государством, претендующим на то, чтобы его считали государством-нацией. Если государство не является государством-нацией, то использование этого термина неправомерно.
Например, СССР и другие страны с советской системой преследовали классовые интересы. Существуя как государство рабочего класса, СССР преследовал именно его интересы. Империи преследуют имперские интересы. Это интересы, сформулированные не нацией, а всеми этническими элитами народов, входящих в состав империи. Обычно такие интересы являлись трансграничными, обрекая империи на военную, социальную и культурную экспансию (в то время как государства-нации самодостаточны и игнорируют этнический фактор, перерабатывая все этнические группы в единую нацию).
При всем при этом классовые, имперские и национальные интересы могут совпадать, если государство меняет свой строй.
В случае, когда государство не определилось со своей формой, интересы чаще всего определяют как «государственные». Как правило, это отражает субъекта этих интересов. Россия, являясь по факту империей (нация россиян по мнению некоторых политологов еще не сложилась), преследует все-таки государственные интересы, выдавая их за «национальные». Это вступает в конфликт с конституцией, декларирующей «многонациональность». В это же самое время клише «имперские интересы» отягощено в настоящий момент западной системой пропаганды, и в отношении России ее политическим классом не употребляется.
3. История
Учение об интересах отдельных государств было обосновано Макиавелли, обстоятельно развито в XVI—XVII веках Джованни Ботеро и Жаном Боденом и к XVIII в. хорошо знакомо каждому действующему политику. Квинтэссенцией этого учения была найденная герцогом де Роганом формула «Князья командуют народами, но князьями командуют интересы». На протяжении столетий это чисто практическое учение вело духовно изолированное существование, не будучи связанным с господствующим в философии и историографии естественно-правовым учением. Пуфендорф в конце XVII века смог с помощью жесткого и одностороннего величия превратить учение о государственных интересах в принцип понимания политических действий в своих великих трудах по истории современности, материал для которых черпался из актов действующих лиц. Лучшим в несколько поверхностных «Письмах об изучении и пользе истории» (1735) Генри Болингброка были обзоры новой политической истории, выдержанные в духе учения об интересах. Последней большой обобщающей работой, посвященной учению об интересах, стал справочник Руссе «Насущные интересы и притязания властителей Европы» (Les intrts prsents et les prtentions des puissances de l’Europe , первое издание — 1733, 3-е — 1741). В середине XVIII века оно было механически встроено в философию Просвещения: «Государственный интерес — вот суверенная мудрость королей» (Вольтер).
Категорию национального интереса в ее историческом аспекте глубоко и основательно исследовал Фридрих Мейнеке.
Литература
· Мишель Фуко. Политическая технология индивидов // Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2002.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Национальные_интересы