Сущность и роль государственного кредитования в рамках государственных программ развития национа

СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка

ЭССЭ

по дисциплине: Деньги. Кредит. Банки

на тему: Сущность и роль государственного кредитования в рамках государственных программ развития национальных экономик

Студент

ФФБД, 3-й курс, ДФЗ-1 (подпись) А.И. Горбанов

(дата)

Руководитель

к.э.н., доцент (подпись) (оценка) В.М. Петрушина

(дата)

МИНСК 2010

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур страны и населения, а также средства других государств.

Главным способом их получения является государственный кредит.

Я постараюсь раскрыть сущность государственного кредита, т.е. раскрыть его содержание, обнаруживающееся во внешних формах его существования, а также выяснить роль государственного кредита в экономике, т.е. выяснить род, характер и степень его участия в финансовой системе государства в рамках государственных программ развития национальной экономики.

Итак, государственный кредит – самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственному кредиту присущи такие черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций. В тоже время государственному кредиту присущи следующие признаки кредита: наличие кредитора и заёмщика; аккумуляция временно свободных средств населения, предприятий и организаций на принципах срочности, платности и возвратности; возможность использовать госкредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях. При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство, как правило, является заёмщиком средств, а физические и юридические лица – кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает в роли как заёмщика, так и кредитора, кроме этого государство может ещё выступать и гарантом возврата займов субъектов хозяйствования, в деятельности которых оно заинтересовано.

Государственный кредит как звено финансовой системы пред­ставляет в основном отношения вторичного распределения валового внутрен­него продукта и частично национального богатства. В сферу госу­дарственно-кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного рас­пределения. Вторичное распределение через государственный кредит предполагает перераспределение временно свободных средств, направляемых населением и предприятиями в фонды потребления.

Очевидно, что государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий – финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией.

Итак, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений, в которых государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

По своей экономической природе государственный кредит не является доходом государства, но служит той же цели, что и доходы государства — покрытию расходов государства. Основной формой государ­ственных доходов, как известно, выступают налоги, а основной формой государственного кредита являются займы. В этой связи назовем основные отличия между налогами и займами.

1. Налоги носят обязательный характер, а займы, как правило, добровольный.

2. Налоги уплачиваются государству безвозвратно, если не считать получение гражданами от государства общественных благ, связанных, например, с образованием, лечением и т.п. Займы же подлежат обязательному возврату кредиторам.

3. Для налогов характерно одностороннее движение стоимос­ти. В случае предоставления займа государство выдает встречные финансовые обязательства, свободно обращающиеся на рынке.

4. Налоги являются доходом для государства и в будущем они не требуют дополнительных расходов по возмещению. Займы же подлежат возврату, что ведет к образованию государственного долга.

Как экономическая категория, государственный кредит нахо­дится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и отражает их особенности. В качестве звена финансовой системы он обеспечивает формирование и использование центра­лизованных фондов денежных средств государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит отличается от других видов кредита, в частности, от банковского. Эти отличия проявляются в следующем:

1. Банковский кредит используется обычно для кредитования хо­зяйствующих субъектов в целях покрытия их потребностей: на приобретение товарно-материальных ценностей, на капитальные вло­жения и капитальный ремонт и т.д. Банковский кредит могут получить и отдельные граждане, например, на строительство жилья.

Государственный же кредит поступает не в распоряжение предприятий, а органам государственной власти и управления в качестве дополнительных финансовых ресурсов. Используется го­сударственный кредит, как отмечалось выше, в основном на по­крытие бюджетного дефицита.

2. Банковский кредит предоставляется предприятиям с учетом наличия у них конкретного материального обеспечения, в качес­тве которого выступают товарно-материальные ценности, поручи­тельства, гарантии и т.д. По государственному кредиту обеспече­нием является все имущество, находящееся в собственности госу­дарства.

3. Источником погашения банковского кредита и процентов
по ним является прибавочный продукт, созданный на хозяйствующих субъектах в результате производительного использования
банковских ссуд. Источником же погашения государственного
кредита и выплаты процентов по ним являются средства бюджета.

Срок возврата банковских кредитов строго регламентирован
соответствующими нормативными документами и нарушение
этих сроков часто влечет экономические санкции, например, повышенные проценты за кредит или штрафы с виновной стороны.
Государственный кредит обычно не предусматривает никаких
санкций к государству.

Существуют и другие отличия между банковским и государ­ственным кредитом. (рис. 1)

Государственный кредит

Банковский кредит

1. Получают органы власти
и управления

2. Используется на покрытие
бюджетного дефицита

3. Государственные займы не имеют
конкретного целевого характера

4. Обеспечением служит все имущество, находящееся у государства

5. Государственный кредит не предусматривает экономических санкций
государству

6. Интересы кредиторов государства
имеют иногда политические, экономи­ческие и другие обособленные цели

7. Всегда является средством сокраще­ния количества денег в обращении

1. Получают физические
и юридические лица

2. Используется, как правило,
в процессе производства

3. Как правило, имеет целевой
характер

4. В качестве обеспечения
выступают конкретные ценности

5. Срок возврата банковской ссуды
строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций

6. Экономические интересы
участников совпадают

Может быть причиной появления
избыточной денежной массы

Рисунок 1 – Отличие государственного кредита от банковского

Примечание – Источник: собственная разработка

Правовой основой государственного кредита служат Бюджетный кодекс, Закон о бюджете на очередной год и другие нормативно-правовые акты.

Теперь пришло время сказать и о роли государственного кредита. А также посмотреть на роль государственного кредита в бюджетной политике Республики Беларусь в рамках государственных программ развития национальной экономики.

Итак, посредством государственного кредита, во-первых, осуществляется формирование централизованных денежных фон­дов государства, а затем их использование на принципах срочнос­ти, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, го­сударство обеспечивает дополнительные средства для финансиро­вания своих расходов.

В современных условиях в экономически развитых странах поступления от государственных займов стали вторым после нало­гов источником финансирования расходов бюджета. Это объясня­ется более быстрыми темпами роста расходов по сравнению с уве­личением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет за­имствованных средств в определенных пределах имеет положи­тельное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволя­ет переложить платежи по государственному кредиту и процентов по нему на последующие поколения, которые будут пользоваться услугами соответствующих объектов (например, газопроводом, библиотекой, университетом, стадионом и т.п.), построенных ны­нешним поколением.

Государственный кредит играет важную роль и тогда, когда государство, вступая в кредитные отно­шения, вольно или невольно воздействует на состояние денежно­го обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капи­талов, на производство и занятость. Сознательно используя госу­дарственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает их платежеспособный спрос. Если за счет кредита будут профинансированы производственные затраты, например, инвестиции, то произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирова­ния затрат на оплату труда, например, учителей и врачей, количе­ство денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государ­ство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способ­ствует росту цены кредита, т.е. ссудного процента. Чем выше спрос государства, тем выше, при прочих равных условиях, уро­вень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения ценных государственных бумаг. Если в стране достаточно свобод­ных капиталов, то негативное воздействии на производство будет несущественным. Чрезмерно же высокая активность государства на финансовом рынке, как показывает опыт некоторых зарубеж­ных стран, обычно содействует отвлечению значительной части финансовых ресурсов от производительного использования, су­щественно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга.

Так, например, по данным Европейской статистической организации, средний уровень бюджетного дефицита 27 стран Евросоюза в 2009 г. увеличился до 6,8% ВВП (в 2008 г. – 2,3% ВВП). Кроме того, 20 из 27 стран Евросоюза в 2009 г. имели дефицит бюджета выше 3% ВВП. Средний размер внешнего государственного долга достиг 73,6% ВВП (в 2009 г. – 69,4% ВВП).

Положительное воздействие государство также оказывает на произ­водство и занятость населения, формируя спрос на товары отече­ственного производства за счет внешних заимствований, т.е. зару­бежных кредитов, выступая в качестве кредитора и гаранта. В част­ности, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспор­та или производства в отдельных регионах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам, путем погаше­ния задолженности банкам по кредитам, предоставленным мел­ким предпринимателям, в случае их банкротства, при помощи страхования риска по низким ставкам экспортерам национальных товаров и др.

Большую роль в стимулировании развития производства и за­нятости населения играют кредиты, предоставляемые за счет бюд­жета территорий или внебюджетных фондов. Эти кредиты обеспе­чивают ускоренное развитие определенных районов или необхо­димых направлений экономики того или иного региона.

Что касается РБ, то в 2006 – 2010 годах бюджетная политика будет направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.

Предусматривается обеспечить создание условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на достижении целей и решении задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективных расходов (таблица 2). Для создания эффективной системы управления государственным кредитом требуется реализация принципа общего (совокупного) покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Бюджет на 2010 год по расходам в сумме будет составлять 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей, а финансирование дефицита республиканского бюджета в 2010 году будет осуществляться согласно таблице 1.

Таблица 1 – Финансирование дефицита республиканского бюджета.

Тыс.рублей
Общее финансирование 2 700 000 000,0
Внутреннее финансирование –13 414 368,0
Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь –100 000 000,0
кредиты Национального банка Республики Беларусь –100 000 000,0
погашение основного долга по долгосрочным кредитам –100 000 000,0
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц 100 000 000,0
привлечение средств 542 583 287,0
погашение основного долга –442 583 287,0
Прочие источники внутреннего финансирования –18 518 464,0
погашение основного долга –18 518 464,0
из них погашение задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР на 1 января 1992 года –18 518 464,0
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом 2 479 352 968,3
поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) 2 569 130 033,0
увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) –89 777 064,7
Изменение остатков средств бюджета –2 474 248 872,3
из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития –3 229 809 724,0
формирование государственного целевого бюджетного фонда 3 509 443 172,0
использование государственного целевого бюджетного фонда 279 633 448,0
Внешнее финансирование 2 713 414 368,0
Кредиты международных финансовых организаций 2 282 467 424,0
использование кредитов 2 285 829 056,0
погашение основного долга –3 361 632,0
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов 430 946 944,0
использование кредитов 927 174 112,0
погашение основного долга –496 227 168,0

Примечание – Источник: [6]

Таблица 2 – Перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета

Кредиты Международного банка реконструкции и развития
Проект повышения энергоэффективности в Республике Беларусь (Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь) Реализация проекта повышения энергоэффективности в Республике Беларусь
Проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере (Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь) Реализация инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры в социальной сфере
Проект по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь) Реализация проекта по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС
Проект развития систем водоснабжения и водоотведения (Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь) Реализация проекта по развитию систем водоснабжения и водоотведения
Заем на цели развития Поддержка реформ в области экономической и социальной политики
Кредиты США
(Товарно-кредитная корпорация)
Зернопродукты
(Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь – для Департамента по хлебопродуктам)
Кредиты Германии
Белорусскому государственному университету Строительство здания учебно-лабораторного корпуса факультета международных отношений
Кредиты Российской Федерации Обеспечение сбалансированности расчетов во взаимной торговле Республики Беларусь и Российской Федерации
республиканскому унитарному предприятию «Гомельское ПО «Кристалл» Приобретение алмазного сырья
Кредиты КНР
закрытому акционерному обществу «Белорусская сеть телекоммуникаций» Реализация инвестиционного проекта «Создание инфраструктуры государственного оператора сотовой подвижной связи стандарта GSM 900/1800»
Минскому республиканскому унитарному предприятию электроэнергетики «Минскэнерго» Реализация инвестиционных проектов «Реконструкция Минской ТЭЦ-2» и «Корректировка проекта первой очереди строительства Минской ТЭЦ-5»
Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь Реализация инвестиционного проекта по строительству линий по производству цемента
Кредит банка «АБН АМРО» Финансирование дефицита республиканского бюджета
Кредит Международного валютного фонда Поддержка платежного баланса и экономических реформ
Кредит Европейского Союза Поддержка платежного баланса и экономических реформ
Макроэкономическая помощь
Кредит Турецкой Республики
республиканскому унитарному предприятию «Дирекция строящихся объектов Минспорта» Реализация инвестиционного проекта «Строительство учебно-тренировочного центра фристайла»
Кредиты Германии, Италии, Европейского банка реконструкции и развития и другие иностранные кредиты, привлеченные под гарантии Правительства Республики Беларусь Погашение просроченной задолженности организаций в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь

Примечание – Источник: [6]

Вывод: Важная роль государственных заимствований в рамках государственных программ развития национальной экономики объясняется тем, что во всём мире уже становится нормой хронически пассивный платёжный баланс, постоянный дефицит государственного бюджета, недостаточность количества ресурсов для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований, а также реализации инвестиционных проектов и государственных программ. Однако использование внутреннего и внешнего государственного кредита ведет к об­разованию государственного долга, который становится сегодня очень актуальной темой развития национальных экономик.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ханкевич Л.А. Финансы: практ. Пособие. – Минск: МНО, 2003. – 112 с.

2. Фисенко М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. Пособие / М.К, Фисенко. – Минск: Соврем. Шк., 2008. – 184 с.

3. Галицкая В.С. Финансы. Конспект лекций: учеб. пособие / СВ. Галицкая. М.: Эксмо, 2006. С. 90—91.

4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь. — Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2010. — 160 с.

5. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 гг.

6. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О республиканском бюджете на 2010 год 29 декабря 2009 г. № 73-З.

Скачать архив с текстом документа