Некрасов Николай Алексеевич биография и творчество
СОДЕРЖАНИЕ: Некрасов Николай Алексеевич [28.11 (10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области,-27.12.1877(8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь.Некрасов Николай Алексеевич
[28.11 (10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области,-27.12.1877(8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832-37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839- 1840 считался вольнослушателем). Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов Мечты и звуки, встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово не умереть на чердаке и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. Уму непостижимо, сколько я работал, - вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале Пантеон ..., с 1841- в Литературной газете и Отечественных записках. В 1842- 1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с литературной подёнщиной (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк Петербургские углы, 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как поворот к правде; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием (В дороге, Родина). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в Современнике; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы с продолжением (Три страны света, 1848-49, и Мёртвое озеро, 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; ...все симпатии его были на стороне Чернышевского,- указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. Только благодаря его великому уму,- вспоминал Чернышевский,- высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал (Полн. собр. соч., т. 15, 1950, с. 793).
На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Некрасова как народного поэта, сатирика, обличителя верхов, заступника угнетённой деревни. Идейное общение с новыми людьми в Современнике помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью (Поэт и гражданин, Размышления у парадного подъезда, Песня Ерёмушке, О погоде, Плач детей). В 1856 вышел сборник Некрасова Стихотворения, воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859- 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи (Дума, Похороны, Калистрат) и поэмы (Крестьянские дети, 1861; Коробейники, 1861; Мороз, Красный нос, 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу грозил неумолимый рок, Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьёва. Это была ошибка (звук неверный), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни (Прости меня, о родина! прости!...).
В 1868 Некрасову удалось взять в свои руки Отечественные записки. Он опубликовал здесь главы поэмы Кому на Руси жить хорошо, поэмы о декабристах -Дедушка (1870) и Русские женщины (1872-73), сатиру Современники (1875-76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось хождение в народ. Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед самоотверженностью, звал к подвигу (Сеятелям, 1876, опубликовано в 1877). Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал последние песни, в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей музе: Сестра народа - и моя. Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества Земля и воля выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.
Поэзия Некрасова, подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. Я лиру посвятил народу своему,- сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова - от ранних стихотворений Тройка и Родина до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя (Размышления у парадного подъезда, Орина, мать солдатская, Пир на весь мир) и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей частью крестьянства (Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!.
Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Некрасов. В Железной дороге (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом (Рыцарь на час, 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках - Княгиня Волконская, Княгиня Трубецкая. В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными народническими идеалами 70-х гг. Поэма Кому на Руси жить хорошо (1866-76) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.
Важнейшая черта творчества Некрасова - его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах (Современная ода, Колыбельная песня) переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати (Газетная, Песни о свободном слове, Суд). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма Недавнее время (1871) и Современники (1875 - 1876); в центре второй из них - фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображённых со щедринской силой.
Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
Многие стихи Некрасова ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне (Коробушка, Меж высоких хлебов... и других). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский (Калистрат, Песня Ерёмушке), Ц.А. Кюи (Молодые, Сват и жених, Внимая ужасам войны, Катерина), С.И. Танеев (Бьётся сердце беспокойное).
Марксистское литературоведение (Г.В. Плеханов и др.) ещё в дореволюционные годы начало разработку наследия Некрасова. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещённых или искажённых царской цензурой.
Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Некрасова в Санкт-Петербурге (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с 1947).