Сущность и содержание решения хозяйственного суда
СОДЕРЖАНИЕ: Решение хозяйственного суда по конкретному делу - это акт, которым властно подтверждается наличие или отсутствие спорного правоотношения. Материально-правовые последствия решения хозяйственного суда. Институт законной силы решения хозяйственного суда.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
СУДА
Решение хозяйственного суда по конкретному делу -это прежде всего акт, которым властно подтверждается наличие или отсутствие спорного правоотношения, его конкретное содержание, и таким образом спорное правоотношение превращается в бесспорное, подлежащее принудительному исполнению. Именно с момента вынесения решения хозяйственного суда и вступления его в законную силу возможность принудительного осуществления субъективного права, подтвержденного судом, превращается в действительность.
Материально-правовые последствия решения хозяйственного суда наступают вследствие того, что решение санкционирует конкретное отношение, абстрактное выражение которого дано в норме права. Если иск удовлетворяется, то право, оспариваемое ответчиком, подлежит принудительному осуществлению. Если же в иске отказано, то ответчик освобождается от обязанности, исполнения которой требовал истец. Тем самым решение хозяйственного суда препятствует новой попытке истца добиться принудительного исполнения обязанности. Правовое значение решения суда заключается также в том, что вследствие решения ранее спорное правоотношение обретает строгую определенность, устойчивость, материально-правовую общеобязательность. Вынося решение, хозяйственный суд должен привести стороны, между которыми возник спор, к достижению соглашения, обеспечивающего их законные интересы и интересы государства. Решение должно быть принято с учетом достигнутого соглашения, если оно имело место, и в соответствии с законом, фактическими обстоятельствами по делу, материалами дела, а также не нарушать охраняемые законом права и интересы третьих лиц. Хозяйственный суд не может санкционировать соглашения сторон, если оно противоречит закону, интересам государства и общества и охраняемым законом интересам самих сторон.
Вместе с тем процессуальный порядок вынесения решения хозяйственного суда обусловлен особенностями конкретного дела, степенью его сложности, характером спорного материального правоотношения, указаниями закона о составе суда, отношением сторон к процессу и во многом зависит от их желания и стремления помочь суду в достижении соглашения. Решение хозяйственного суда принимается в том же заседании, в котором рассматривалось дело.
Закон предъявляет особые требования к содержанию решения хозяйственного суда (ст. 153 ХПК).
Решение хозяйственного суда должно состоять из четырех частей - вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.
Поскольку решение принимается именем Республики Беларусь, то с этого и начинается текст вводной части решения хозяйственного суда. Во вводной части решения содержится также наименование хозяйственного суда, принявшего решение, состав суда, номер дела, дата и место судебного разбирательства дела, наименование всех лиц, участвующих в деле, предмет спора, фамилии присутствовавших в заседании суда лиц с четким указанием их полномочий.
В описательной части судебного решения должно быть краткое изложение требований искового заявления, отзыва на исковое заявление, если оно поступило от ответчика, других объяснений, заявлений и ходатайств. Из описательной части должно быть ясно, кто и что просит или требует. Кроме этого, должна содержаться информация о действиях, совершенных судьей хозяйственного суда (например, осмотр вещественных доказательств, ознакомление с материалами дела непосредственно на месте их нахождения и т.д.).
В мотивировочной части судебного решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом, доказательства, на которых основаны выводы хозяйственного суда об этих обстоятельствах. В этой же части решения приводятся доводы, по которым хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательство, на которое ссылались лица, участвующие в деле в процессе рассмотрения дела, а также законы и иные нормативные акты, какими руководствовался суд при принятии решения. В решении также указывается об изменении истцом предмета, размера и основания иска, о признании или непризнании иска ответчиком.
Другими словами, решение хозяйственного суда должно быть обстоятельно мотивировано как с фактической, так и с правовой стороны, т.е. в его редакции следует четко различать как правовое, так и фактическое основание решения.
Декретом Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 9 «О совершенствовании хозяйственного судопроизводства» установлены категории дел, по которым мотивировочная часть судебного решения составляется обязательно (дела о банкротстве, о признании недействительным ненормативного акта, с участием иностранных лиц и др.). По другим делам мотивировочная часть решения может не составляться.
Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования (ч. 7 ст. 153 ХПК).
Содержание резолютивной части решения диктуется конкретными обстоятельствами дела. Кроме общих положении, содержащихся в резолютивной части каждого решения, закон уточняет и конкретизирует ее содержание применительно к отдельным категориям конкретных споров.
Вывод хозяйственного суда не должен зависеть от наступления или не наступления каких-либо условий, т.е. не допускается вынесения условных и альтернативных решений.
При участии в деле нескольких истцов или ответчиков в решении записывается, как разрешен спор в отношении каждого из них. При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета. При удовлетворении иска о взыскании денежных средств в резолютивной части решения хозяйственный суд устанавливает общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков и неустойки (штрафа, пени).
При присуждении имущества хозяйственный суд указывает наименование подлежащего передаче имущества, его стоимость и место нахождения (ст. 154 ХПК).
Особенности, характерные для резолютивной части решения хозяйственного суда по другим категориям дел, изложены в ст. 155-159 ХПК.
Законную силу решения различные ученые-юристы понимают по разному: как «правовое действие решения»1 , неизменность2 , непосредственное проявление действия нормы права, стабильность3 и обеспеченная законом обязательность действия4 . Являясь актом применения права, решение суда имеет свойства, сходные со свойствами нормативных предписаний. Законную силу решения суда характеризуют указанные признаки в совокупности.
Вступление в законную силу решения хозяйственного суда означает, что оно приобретает правовое действие. Права и обязанности, подтвержденные этим решением, устанавливаются окончательно.
Решение хозяйственного суда обязательно для исполнения всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
Институт законной силы решения хозяйственного суда способствует стабильности в работе хозяйственного суда, поскольку создает невозможность пересмотра одного и того же дела по много раз.
Вступив в законную силу, решение хозяйственного суда приобретает свойство исключительности. Это означает, что исключается возможность предъявления вторичного тождественного иска и рассмотрение дела, уже разрешенного хозяйственным судом, повторно, поскольку спор уже был разрешен однажды судом по тому же предмету, основанию и между теми же сторонами.
Решение хозяйственного суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование (десять дней), если оно не было обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста решение суда, если оно не отменено с направлением дела на новое рассмотрение, вступает в законную силу с момента вынесения постановления кассационной инстанцией.
Решение Высшего Хозяйственного Суда вступает в законную силу с момента объявления в судебном заседании (ст. 161 ХПК).
Решение хозяйственного суда должно соответствовать закону и фактическим обстоятельствам дела, а также отвечать другим требованиям. Главными среди них являются требования законности и обоснованности. Ошибки хозяйственного суда, которые обусловлены неправильным применением закона или вызваны несоответствием решения суда фактическим обстоятельствам по делу, могут быть исправлены путем пересмотра решения в кассационном или надзорном порядке. Решение хозяйственного суда должно отвечать также требованиям категоричности, определенности, полноты и безусловности. Не допускается вынесение альтернативных и условных решений.
Наряду с этим в решении хозяйственного суда возможны недостатки, которые могут быть исправлены самим судом, вынесшим это решение. Правильное решение должно быть ясным, не содержать опечаток или описок и арифметических ошибок. Решение суда, не отвечающее этим требованиям, подлежит исправлению.
Дополнительное решение является способом исправления такого недостатка судебного решения, как его неполнота. Требование полноты - одно из существенных требований, предъявляемых к решению хозяйственного суда. ХПК достаточно четко определяет, в каких случаях может быть вынесено дополнительное решение (ст. 165). Хозяйственный суд, принявший решение, может принять дополнительное решение, если:
какое-либо требование было заявлено и рассмотрено в судебном заседании, но по нему не было принято решение;
разрешив вопрос о праве, суд не указал размера присужденной суммы, имущества, подлежащего передаче, или действия, которые обязан был совершить ответчик.
Что касается первого из названных условий, то речь может идти как об одном из нескольких заявленных требований истца, так и о встречном требовании ответчика или требовании третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора. Важно учесть, чтобы каждое требование было предметом рассмотрения в заседании суда, чтобы вопрос о нем обсуждался и приводились доказательства в обоснование этого требования.
Дополнительное решение может быть вынесено и в том случае, когда не решен вопрос о судебных расходах.
В случае возбуждения вопроса по иным основаниям, чем те, которые указаны в ст. 165 ХПК, хозяйственный суд выносит определение об отказе в удовлетворении такой просьбы.
Вопрос о принятии дополнительного решения может быть поставлен только до вступления решения в законную силу.
Вынесение дополнительного решения подчиняется общим правилам судопроизводства. Заявление о вынесении дополнительного решения разрешается в заседании суда. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания заказным письмом с уведомлением о вручении его адресату. Неявка лиц, участвующих в деле, не может быть основанием к тому, чтобы дело не рассматривалось в заседании суда.
В случае отказа в вынесении дополнительного решения определением суда может быть допущено обжалование этого определения.
Разъяснение решения хозяйственного суда является одним из способов устранения его недостатков. Согласно ст. 166 ХПК, в случае неясности решения хозяйственный суд, разрешивший спор, вправе по заявлению лица, участвующего в деле, разъяснить решение, не изменяя его содержания, а также по заявлению лица, участвующего в деле, или по своей инициативе исправить допущенные описки, опечатки и арифметические ошибки, не затрагивая существа решения.
Решение хозяйственного суда разъясняется в том случае, когда текст его непонятен сторонам, содержание противоречиво или нечетко. Как правило, неясность бывает вызвана содержанием резолютивной части.
Право разъяснения решения принадлежит суду, который его вынес, хотя бы даже в ином составе. Возбуждение вопроса о разъяснении решения может иметь место только до момента исполнения решения суда. Если же решение исполнено в части, то разъяснение должно касаться части, еще не подвергнутой исполнению, но при условии, что срок предъявления решения к исполнению еще не истек. Возможно продление срока для разъяснения решения, если восстановлен срок для предъявления решения к исполнению.
Исправление допущенных судом опечаток, описок или арифметических ошибок является также одним из способов исправления недостатков судебного решения. Как правило, опечатки (описки) связаны с искажением, допущенным при написании (напечатании) отдельных слов и выражений, фамилий кого-либо из участников процесса, состава суда, могут иметь место и искажения наименования юридического лица, которое должно даваться в тексте решения в строгом соответствии с тем, как оно указано в его зарегистрированном уставе.
Исправление допущенных опечаток или счетных ошибок относится к тем случаям, когда они выявляются уже после вынесения решения. Вопрос о разъяснении решения возникает по заявлению лиц, участвующих в деле, или по заявлению судебного исполнителя. В исправлении допущенных арифметических ошибок возможна и инициатива суда. Исправляя эти ошибки, суд не может изменить первоначально вынесенное решение.
О разъяснении решения и об исправлении опечаток, описок или арифметических ошибок суд выносит определение, которое может быть обжаловано.
Определения хозяйственного суда - это постановления, которые не разрешают спора по существу, в отличие от решения. Определения решают отдельные вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, его появления, движения и прекращения.
Определения хозяйственного суда различаются по своему характеру и последствиям. От определений, выносимых в процессе рассмотрения дела, следует отличать определения, которыми завершается рассмотрение спора без вынесения решения по существу. Это определения о прекращении производства по делу и об оставлении иска без рассмотрения (гл. 10 и 11 ХПК). С вынесением этих определений процесс прекращается без рассмотрения дела по существу. Это и есть форма окончания процесса без вынесения решения. Отличие названных определений от всех остальных состоит в том, что, будучи пресекательными, они препятствуют дальнейшему движению дела, являясь единственными определениями, выносимыми по делу, имеющими значение судебного решения.
Закон указывает, что хозяйственный суд выносит определение в виде отдельного акта в случаях, предусмотренных ХПК (ст. 168).
Определения хозяйственного суда по их содержанию могут подразделяться на следующие виды:
1)подготовительные определения, которые выносятся до рассмотрения дела по существу и разрешения его в судебном заседании (о принятии дела к производству или возбуждении дела, отказе в принятии искового заявления, привлечении в процесс третьего лица, другого ответчика, о подготовке к судебному разбирательству и др.);
2)определения, выносимые в стадии разрешения дела по существу, которые способствуют вынесению законного и обоснованного решения (об отводах, о прекращении, об отложении и приостановлении производства по делу и др.);
3)определения, выносимые после рассмотрения дела по существу и направленные на создание условий для своевременного и надлежащего исполнения решения суда (о разъяснении решения, об исправлении ошибок и описок в решении, о выдаче дубликата исполнительного листа и др.);
4)частные определения, в которых отмечаются выявленные при рассмотрении дела факты нарушения законности, вносятся соответствующие предложения.
Указанные определения можно также разделить на две большие группы: определения, которые выносятся судом в виде отдельного акта (об отложении рассмотрения дела, приостановлении и прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения и др.); определения, которые принимаются устно и заносятся в протокол судебного заседания (о приобщении к делу дополнительных доказательств, о разрешении некоторых других ходатайств и заявлений, о рассмотрении дела в отсутствие участников процесса, не явившихся в судебное заседание, и др.).
Представляет интерес еще одна классификация определений хозяйственного суда, предложенная в комментарии к ХПК1 :
1)определения, препятствующие возникновению процесса или заканчивающие его без разрешения либо урегулирования спора между сторонами [определение об отказе в принятии искового заявления; определение о возвращении искового заявления; определение о прекращении искового заявления (за исключением отказа от иска и мирового соглашения); определение об оставлении иска без рассмотрения];
2)определения, заканчивающие процесс урегулированием спора (определение о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска или утверждением мирового соглашения);
3)определения по вопросам обеспечения хозяйственного процесса до разрешения спора по существу:
определения по вопросам движения дела (о передаче дела в другой хозяйственный суд; о приостановлении и возобновлении производства по делу; о восстановлении и продлении процессуальных сроков; о возбуждении производства по делу и подготовке его к судебному разбирательству; о соединении и разъединении исковых требований и др.);
определения о замене участников процесса и привлечении в процесс новых лиц (об отводе и самоотводе; о замене ненадлежащей стороны; об отказе в привлечении в дело в качестве третьего лица; о привлечении в дело государственных или иных органов для дачи заключения);
определения по собиранию доказательств и распоряжению ими (о распоряжении вещественными доказательствами; о возврате звуко- и видеозаписей; о непринятии признания стороной фактов; об обеспечении доказательств; о судебном поручении); определения об обеспечении иска, наложении штрафа, о судебных расходах и др.;
4)определения по поводу принятого хозяйственным судом решения (об отказе в принятии дополнительного решения; о разъяснении решения, исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок; об отсрочке и рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка исполнения решения);
5)определения по вопросам исполнения судебного акта (о выдаче или об отказе в выдаче приказа и его дубликата; о повороте исполнения; об отводе судебного исполнителя и др.);
6) определения по вопросу возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
7)определения о судебном приказе в приказном производстве;
8)частные определения.
В целях повышения эффективности профилактической деятельности по устранению нарушений законодательства более полно изложена в ХПК норма о частном определении (ст. 169). Хозяйственному суду предоставлено право подвергнуть штрафу организацию, должностное лицо или гражданина за неисполнение частного определения, оставление его без ответа, а равно за несвоевременный ответ на частное определение.
Протокол судебного заседания - это процессуальный акт, удостоверяющий совершение (не совершение) хозяйственным судом и другими участниками судопроизводства процессуальных действий по реализации предусмотренных законом процессуальных прав и обязанностей.
Содержание протокола, порядок его составления и форма регламентируются ХПК (ст. 149).
В ХПК закреплены особенности протокола судебного заседания. Норма о протоколе по своей форме является диспозитивной, т.е. протокол может составляться в судебном заседании (ч. 1 ст. 149). По своему содержанию указанная норма является императивной, поскольку случаи, когда ведение протокола обязательно, сформулированы таким образом, что практически по всем делам протокол должен составляться. Например, ведение протокола является обязательным в случае заявления в судебном заседании устных отводов судье (суду) либо лицам, участвующим в деле, а также заявления в судебном заседании сторонами об отказе от иска, признании иска, изменении основания и предмета иска. Однако до начала судебного заседания судья может не знать, будут ли заявлены соответствующие ходатайства, поэтому следует быть готовым по каждому делу вести протокол.
Более того, протокол должен содержать все существенные моменты разбирательства дела или совершения отдельного процессуального действия - протокол необходимо составлять в каждом судебном заседании.
ХПК отличается от других процессуальных кодексов и по требованиям, предъявляемым к содержанию протокола судебного заседания. В частности, согласно ХПК протокол должен содержать также:
объяснения лиц, участвующих в деле, результаты осмотра доказательств;
распоряжения хозяйственного суда в ходе судебного разбирательства;
содержание судебных прений;
сведения об оглашении судебных актов и разъяснении порядка и срока их обжалования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.
3. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.
4. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.
5. Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.
6. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.
7. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.