Необходимость, сущность и формы государственного регулирования развития науки и техники

СОДЕРЖАНИЕ: Сущность научной и научно-технической деятельности. Развитие науки как важнейшая составляющая экономической политики. Цели, принципы и задачи государственной научно-технической политики, формы и методы ее реализации. Приоритеты развития науки и техники.

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Контрольная работа

По дисциплине: Государственное регулирование экономики

На тему: Необходимость, сущность и формы государственного регулирования развития науки и техники

Выполнила студентка

Группы З-05-ФК

Клафас Н.С.

Проверила ст. преподаватель

Капранова Л.Г.

Мариуполь, 2008 г.


План

Введение

1 Научная и научно-техническая деятельность

2 Развитие науки – важнейшая составляющая экономической политики

3 Основные цели, принципы и задачи государственной научно-технической политики

4 Формы и методы реализации научно-технической политики

5 Приоритеты развития науки и техники

Заключение


Введение

Государственное регулирование социально-экономического развития страны является существенным признаком рыночной экономики смешанного типа. Разумный симбиоз рыночных и государственных регуляторов дает возможность реализовывать социально-экономические цели развития общества, достигать высокой эффективности производства, стабильного экономического развития, обеспечивать социальную справедливость.

Трансформация экономической системы Украины ставит цель формирования социально ориентированной рыночной экономики. Достичь этой цели невозможно без активного участия государства.

Именно государство, имея четкую стратегию и программу реформирования и используя весь арсенал средств, которые есть в его распоряжении, способно в относительно короткие сроки и с наименьшими потерями создать условия для становления цивилизованных социально-экономических отношений и полнейшего удовлетворения потребностей общества.

Перед экономикой Украины стоят сложные и важные проблемы, от решения которых зависит будущее государства: какие функции должно выполнять государство в трансформационной экономике, какие формы и методы регулирования оно должно для этого применить, какой должна быть специфика управления развития социально-экономических процессов в отдельных сферах и секторах экономики.


1 Научная и научно-техническая деятельность

Несмотря на разные трансформации и потрясения XX столетие ознаменовалось структурными сдвигами в экономике, которые в основном обеспечили прогресс развития цивилизации. Важнейшим из этих сдвигов было введение науки в систему продуктивных сил. Постепенно, но неуклонно и закономерно научный потенциал уже до середины столетия стал главным фактором развития, как в пределах отдельных стран или регионов, так и в общечеловеческом масштабе. Внешним признаком нового положения науки в обществе стал рост количества параметров ее сферы: научно-исследовательские лаборатории были организованы на всех значительных промышленных предприятиях, сформировался большой государственный сектор исследований и разработок, появились государственные органы управления наукой, государственная научно-техническая политика и пр.[5;80]

Особенностью этого момента является признание объективной тенденции мирового развития – наука стала ведущим фактором прогресса и превратилась в самостоятельную большую современную отрасль общественной жизни с тысячами работников, результаты деятельности которых в массовом масштабе реализуются на практике в непосредственно продуктивную силу материального и духовного производства.

Прогресс науки требует разных типов кооперации, которые совершаются на межгосударственном и негосударственном уровнях и между ними.

Формами кооперации науки являются:

- многосторонние проекты, исследовательские сети, сотрудничество научных товариществ развитых стран и стран, которые развиваются;

- стипендии, гранты и стимулирование общих исследований;

- программы содействия обмену знаниями;

- создание научно-исследовательских центров;

- международные соглашения об общем действии, оценивании и финансировании мегапроектов и организация широкого доступа для участия в них;

- международные комиссии для научного рассмотрения комплексных проблем и др.

В развитых странах исторически сложились разные структуры, как государственные, так и гражданские, которые совершают научные исследования и разработки. Так в Германии - это, прежде всего Товарищество Макса Планка и Товарищество Фраунгофера, в Нидерландах – Организация прикладных научных исследований (TNO), Организация научных исследований (NOW), Королевская академия искусств и наук (KNAW) и др. кроме того, значительный объем работ используется в университетах.

В Украине эта подсистема репрезентирована разветвленной сетью научных учреждений разных типов, которые в своей совокупности призваны обеспечивать должный научно-технический уровень как страны в целом, так и каждой сферы национальной экономики в частности.

Основными типами научных организаций являются :

- конструкторские;

- проектные и проектно-поисковые;

- высшие учебные заведения;

- научно-исследовательские и конструкторские подразделения на промышленных предприятиях.

Начиная с 1991 г. в организационной составляющей научного потенциала Украины происходят изменения, которые стали особенно заметны в последние годы.

Научные и научно-технические работы в Украине выполняют 1505 организаций, среди которых наблюдается тенденция к уменьшению количества научных и конструкторских учреждений в отрасли технических наук.

Прирост количества организаций за период с 1991 по 2004 г. был обеспечен преимущественно увеличением числа научно-исследовательских учреждений от 502 до 818 высших учебных заведений от 146 до 159.

Количество научно-исследовательских организаций отраслевого сектора науки за годы независимости Украины выросла от 804 до 870, что является результатом дробления научных учреждений и промышленных предприятий в процессе корпоратизации и акционирования. Особенно негативно эти процессы повлияли на динамику научно-исследовательских учреждений заводского сектора науки, количество которых на этот период уменьшилось с 104 до 83, а удельный вес – 7,7 до 5,5%. Это негативно отразилось на инновационной деятельности промышленных предприятий: возможности совершения и внедрения новых разработок существенно сократились, что сказалось на динамике создания образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приспособлений и способов автоматизации, новых видов продукции.

Число научных учреждений, которые функционируют в высших учебных заведениях, на протяжении определенного периода выросло с 146 до 168. Стабилизация их удельного веса в пределах 10,7 – 11,0% удостоверила умеренный характер институциональных изменений в этом секторе науки. Далее по мере расширения сети научно-технологичных парков и центров, где важную роль должны играть университеты и академические институты, трансформационные процессы в академическом и вузовском секторах науки будут происходить активнее.

Количество проектно-конструкторских и поисковых организаций в продолжение определенного периода уменьшилось с 446 до 268 (с 33,1 до 18,0%), которое ухудшило условия и возможности доказательства научно-исследовательских работ до их следующей стадии проектно-конструкторских разработок.

Особенное беспокойство вызывает тенденция к сокращению в стране кадрового потенциала научных учреждений, который непосредственно обеспечивает совершение научных исследований и разработок. Сравнительно с 1990 г. он уменьшился в 2,8 раза. Ныне в научных учреждениях работают почти 178 тыс. лиц, в частности 4 тыс. докторов наук и около 17 тыс. кандидатов наук.[5;83]

Кадровый потенциал науки на протяжении многих лет определял место Украины среди ведущих европейских государств: ученых – около 0,54% от численности экономически активного населения (в том числе исследователей - 0,41%). Насыщенность научными кадрами в Украине и сейчас соответствует уровню таких стран, как Испания, Польша, Чехия, Венгрия, однако является вдвое меньшей по среднему значению этого показателя в странах ЕС (1,2%) и почти в четыре раза меньше, чем в наиболее обеспеченной научными кадрами среди европейских стран Финляндии (2,0%).

По некоторым научным направлениям на счет кадрового потенциала наша страна является одной из самых сильных. Так, имея уникальный кадровый корпус в отрасли информационных технологий, Украина может быть в этом направлении конкурентоспособной на мировом рынке, однако этот потенциал не используется не только в отрасли программирования, а и для интегрирования страны в мировое информационное пространство, тогда как западные страны создают условия для привлечения наших молодых специалистов именно этого направления.

В отличие от стран ЕС, где большинство ученых и инженеров, которые совершают исследования и разработки, работают в промышленности, в Украине такие специалисты сосредоточены преимущественно в научно-исследовательских учреждениях. В них работает 90,3% докторов и кандидатов наук. Остальные являются работниками конструкторских организаций, исследовательских заводов, проектных и проектно-поисковых учреждений, высших учебных заведений.

Основной причиной сокращения численности научных структур и оттока квалифицированных работников из научной сферы и ныне остается брак в финансировании этой сферы.

Характерным признаком современной науки и направления в будущее является гуманизация исследований и в связи с этим рост капиталовложений в человеческий фактор и исследование его развития. Приоритетными направлениями развития науки и техники до 2006 г. предусмотрены реализацией специальных исследований, посвященных человеческому потенциалу страны, его здоровью, культуре, образованию, условиям сохранения и дальнейшего роста. Значительная роль в стратегическом развитии науки будет принадлежать социально-гуманитарным дисциплинам, обогащению духовных, политических и морально-этических знаний ученых, а также исследованиям, результаты которых должны благоприятствовать улучшению здоровья человека и охране среды. Такая тенденция должна быть присуща инновационной экономике, которая приходит на смену постиндустриальной. Она должна обеспечиваться соответствующими инвестициями в человеческий капитал.

Анализ структуры научно-технологических направлений разработок показывает, что часть технологического содержания их как носителей новых знаний в общем количестве на продолжении 1995-2004 гг. резко уменьшалась. Многие из них касаются иных направлений научных исследований, направленных в целом на создание новых видов продуктов, изделий и услуг.

Далеко не ведущую роль в этих разработках занимают новые технологии, особенно изобретения как инновации, которые, по сути, должны быть почвой революционных технологических преобразований. По статистике, количество разработок в отрасли новой техники и технологии уменьшилась сравнительно с 1991 г. почти в 4 раза.

Приблизительно такими темпами происходит и внедрение технологических инноваций в производство. На протяжении нескольких лет самыми низкими темпами внедрялись такие направления научно-технического развития, как малоотходные, ресурсосберегающие и безотходные технологии. Сравнительно с 1991 г. почти в шесть раз снизились темпы внедрения роботизированной техники, финансирования научных и научно-технических разработок.

Оно еще не приобрело в нашей стране прогрессивных программно-целевых форм. Часть приоритетных разработок, которые реализуются по научно-техническим целевым программам и сосредоточивают в себе самые прогрессивные знания, направленные на прорыв в технико-экономическом развитии производства, также уменьшается.

Факторы , которые определяют состояние и основные направления трансформации научной системы :

- структура научного комплекса (по формам, распределению, секторами науки);

- кадровая составляющая (уровень подготовки кадров с высшим образованием и научных кадров: количество, структура, сферы использования);

- состояние финансового обеспечения (источники финансирования, объемы и удельный вес в ВВП, структура инвестирования НДДКР по источникам поступлений и распределений между секторами науки);

- уровень материально-технического обеспечения научной сферы (материальная и техническая вооруженность исследований и ученых);

- результативность научно-исследовательской деятельности (количество, эффективность и уровень внедрения их и т.п.).

2 Развитие науки – важнейшая составляющая экономической политики

Постоянное усовершенствование способов и предметов труда, технологии производства и его организации является движущей силой развития продуктивных сил и экономического роста. Переход Украины к системе рыночных отношений остро установил проблему упадка в последние годы уровня науки и техники. Украина чрезвычайно быстро теряет конкурентоспособность своей продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Происходит это, прежде всего из-за низкого научно-технического уровня, низкого качества и больших расходов на производство отечественной продукции. Сконцентрировав все усилия на реализации монетаристской концепции экономической политики, правительство не уделило достаточного внимания развитию научно-технического прогресса.

Практически сейчас в Украине происходит катастрофическое рушение научно-технического и интеллектуального потенциала общества. За годы реформ более чем в четыре раза сократилась часть ВВП, которая расходуется на развитие науки.

В то же время в экономике промышленно-развитых стран она составляет 1,2-1,5%, в Южной Корее, где в последние годы происходил быстрый рост производства, расходы на науку шагнули даже 2% от ВВП. Сейчас в Украине значительно вырос уровень безработицы в сфере науки. За пределы Украины выехало 6000 ученых. Вследствие этого 90% товаров, которые производятся в Украине, не имеют научного обеспечения, а это уже признак слаборазвитых стран.

Рушение научно-технического потенциала обусловливает и низкий уровень конкурентоспособности товаров, которые производятся в Украине. Исследования современных проблем международной конкуренции дало возможность М. Портеру сделать вывод, что условием равноправной интеграции страны в мировое хозяйство является пять факторов: наука и технология; капитал; рабочая сила; инфраструктура; информация. Все они непосредственно связаны с уровнем развития образования и науки.[4;157]

Поддержка национальной науки и образования и их дальнейшее развитие требуют срочного вмешательства со стороны государства: нужно разработать активную научно-техническую политику, построить оптимальный для современных условий экономический механизм, который соединял бы государственные и рыночные рычаги влияния на научно-технические процессы и был бы максимально сориентированным на экономический рост Украины и ее интеграцию в мировую экономику как промышленного государства. Одной из причин брака в такой политике является непонимание многими правителями роли НТП в экономическом росте, и развитии промышленности в частности.

Все страны стремятся к разработке и реализации государственной инновационной политики. Влияние государства должно быть направлено на максимальную поддержку собственного инновационного потенциала, ведущих научных и конструкторских центров, а также на обеспечение реализации научно-технической политики, которая соответствует мировому уровню.

Это значит, что Украина должна выбрать такие направления разработки «высоких» технологий, для реализации которых в государстве уже созданы реальные предпосылки и имеющийся научно-технический потенциал выхода на ведущие позиции мировой науки и техники. Механизм создания и расширения нововведений имеет три общие составляющие, характерные почти для всех стран:

- систему государственной поддержки фундаментальных и поисковых исследований;

- разные формы и источники финансирования и непрямого стимулирования исследований;

- поддержку малого инновационного предпринимательства.

Как свидетельствует опыт развитых стран, основными направлениями влияния правительственных органов на процессы в инновационной сфере является планирование, финансово-кредитное регулирование, стимулирование, правовой порядок и организация производственной деятельности.

Формирование финансовых и законодательных стимулов для поддержки инновационных технологий и предпринимательства в сфере науки и научно-технической деятельности является важнейшим направлением государственного регулирования в инновационной сфере. К стимулам государственного регулирования в научной и научно-технической деятельности принадлежат:

- кредиты, налоговые и амортизационные льготы;

- корректировка антимонопольного законодательства;

- внешнеэкономические преференции;

- информационно-консультативная поддержка;

- другие финансовые льготы.

К системе стимулов инновационного процесса принадлежат комплексно-правовые законодательные нормы, а именно: промышленное охранное право частной и интеллектуальной собственности, законодательное закрепление интеллектуальной собственности и правовое регулирование ее использования.

Эффективной формой государственного вмешательства в инновационную и научную деятельность является создание при участии государства вузовско-промышленных исследовательских центров . Задача состоит в стимулировании объединения финансовых ресурсов и материально-технической базы промышленности с квалифицированными кадрами вузов. Средствами такого стимулирования могут быть финансирования начальных расходов вузовско-промышленных центров из средств государственного бюджета; выдача предприятиям-участникам бесплатных лицензий на использование разработанных изобретений и открытий.[2;121]

3 Основные цели, принципы и задачи государственной научно-технической политики

Закон Украины «О науке и научной деятельности» и изменения и дополнения к другим законодательным актам, которые должны обеспечить внедрение этого закона в жизнь, дают гарантии функционирования науки как сферы деятельности.

Закон определяет правовые, организационные и финансовые принципы развития научно-технической сферы, создает условия для научной и научно-технической деятельности, обеспечения потребностей общества и государства в технологический разработках.

Развитие науки и техники является решающим фактором прогресса общества, повышения благополучия его членов. Этим обусловлена потребность государственной поддержки науки как источника экономического роста и составляющей национальной культуры и образования. Целенаправленная политика в обеспечении использования достижений отечественной и мировой науки и техники дает возможность полнее удовлетворить социальные, экономические, культурные и другие потребности общества.[3;328]

Закон учреждает принципы перехода к базовому и преимущественно целевому финансированию науки, четко разграничивает функции Президента, Кабинета Министров, парламента и других структур в обеспечении жизнедеятельности науки.

На законодательном уровне закреплена норма финансирования научной и научно-технической деятельности цивильного назначения.

Научно-техническая политика – это политика государства относительно формирования условий, способствующих для эффективного научно-технического развития страны, в частности цели, формы и методы деятельности государства в научно-технической деятельности.[1;126]

Научно-техническая деятельность охватывает фундаментальные и прикладные научные исследования, а также доведение ее результатов до стадии практического использования. Государство призвано создавать современную инфраструктуру науки и готовить научно-технические кадры, предоставлять государственное финансирование и приоритетное материально-техническое обеспечение фундаментальных исследований, долгосрочных государственных научно-технических программ, поддержку приоритетных направлений развития науки и техники. Государство также ведет статистику в научно-технической сфере, обеспечивает создание рынка научно-технической продукции, оценивает научно-технический уровень исследований, новых технологий и техники, совершает экспертизу научно-технических проектов, научно-техническое сотрудничество с другими государствами.

Главные принципы государственной научно-технической политики:

- демократизация и децентрализация управления в сфере науки и техники;

- учет требований экологической безопасности;

- ориентированность на создание рыночной (предпринимательской) экономики;

- поддержка (первоочередная) научно-технических работ, что обеспечивает решение важнейших проблем развития Украины путем отбора научно-технических приоритетов;

- сбалансированность развития фундаментальных и прикладных исследований;

- поддержка конкуренции и предпринимательства в научно-технической сфере;

- участие научно-технической общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики;

- создание и развитие рынка научно-технической продукции.

Функции по реализации государственной научно-технической политики исполняют органы государственного управления и негосударственные структуры, которые в совокупности можно разделить на пять уровней:

І уровень – Верховная Рада Украины;

ІІ уровень – Кабинет Министров Украины;

ІІІ уровень – министерства, ведомства и другие центральные органы управления;

ІV уровень – местные органы государственной власти и управления;

V уровень – организации, учреждения и предприятия, которые принимают участие во внедрении научно-технической политики.

Верховная Рада Украины определяет главные цели, направления и правовые основы деятельности в научно-технической сфере, объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений бюджетных средств в Государственный фонд фундаментальных исследований, Государственный инновационный фонд и размеры государственного резерва материально-технических и сырьевых ресурсов для обеспечения научно-технической деятельности; утверждает приоритетные направления развития науки и техники, перечисление национальных программ и объемы финансирования каждой из них; создает систему кредитно-финансовых, налоговых и таможенных регуляторов в научно-технической политике.

Кабинет Министров Украины ведет распределение средств бюджета, предназначенных для финансирования научных исследований, использования Государственного инновационного фонда и других государственных фондов, организовывает разработки национальных и государственных программ, создает механизм их реализации; контролирует организацию, координацию и выполнение работ насчет создания инфраструктуры научно-технической деятельности, определяет порядок формирования и использования для этого внебюджетных фондов, разрабатывает экономические, правовые и организационные механизмы стимулирования НТП, заключает международные соглашения в сфере научно-технического сотрудничества.

Министерства и ведомства совершают научно-техническую политику в подчиненной отрасли. Центральными органами государственного управления Украины, которые выполняют функции управления развитием науки и техники, является Министерство экономики (сводный отдел экономических реформ и научно-технической политики) и Министерство по делам науки и технологий. К организационным структурам, которые принимают участие во внедрении государственной научно-технической политики, принадлежат сертификационные службы, организации научно-технической экспертизы, информации, республиканские и местные инновационные фонды. Их деятельность направлена на поддержку научно-технической сферы.

Научно-техническую деятельность общегосударственного значения финансируют из бюджета и государственных внебюджетных фондов. Для финансирования и материально-технической поддержки способов относительно обеспечения развития и использования достижений науки и техники в Украине формируется государственный инновационный фонд. Другие виды научно-технической деятельности совершают из собственных и привлеченных средств всех субъектов научно-технической сферы.[3;330]

Цель государственной инновационной политики – стратегическая ориентация развития приоритетных производств на создание и широкое использование новых высокопродуктивных технологий, машин, материалов, обеспечения социально-экономических, организационных и правовых условий для постоянного восстановления и эффективного использования научно-технического потенциала.

Главные цели инновационной политики Украинского государства:

- обеспечение развития страны, внедрения нововведений;

- постоянное обновление и модернизация производства;

- обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике;

- синхронизация инвестиционных и инновационных циклов;

- формирование современного конкурентоспособного национального производства;

- налаживание системы научного прогнозирования технологического развития отраслей отечественного производства;

- экспертная инвентаризация государственных научно-технических программ;

- сосредоточивание инвестиционных ресурсов на формировании национальных технологических лидеров (целевое инвестирование «точек роста»);

- ускорение процесса формирования рынка научно-технической продукции и повышения рыночного спроса на научно-технологические достижения;

- формирование условий, при которых внедрение НТП и инноваций были бы жизненно необходимыми для производителей.

Задачей государственного регулирования НТП и инновационной деятельности в Украине является создание оптимального экономического механизма, который объединял бы государственные и рыночные рычаги влияния на научные и инновационные процессы, был сориентирован на экономический рост Украины, ее интеграцию в мировую экономику.[1;129]

4 Формы и методы реализации научно-технической политики

Достижения целей и задач научно-технической политики реализуется государством при использовании конкретных методов ее реализации. По признаку формы влияния на научно-техническое развитие экономики весь арсенал этих методов делится на две группы: методы прямого и методы непрямого регулирования.

К методам прямого регулирования относятся:

- определение государственных приоритетов развития науки и техники;

- государственные научно-технические программы;

- государственный заказ в научно-технической сфере;

- государственная научно-техническая экспертиза;

- бюджетное финансирование исследований и работ, которые выполняются в рамках приоритетных направлений развития науки и техники;

- государственная политика относительно формирования и поощрения научно-технических кадров;

- государственная политика в сфере международного научно-технического сотрудничества.

К методам непрямого регулирования относятся:

- дифференцированная налоговая политика;

- стимулирующая финансово-кредитная политика;

- гибкая амортизационная политика;

- правовая защита интеллектуальной собственности;

- государственная политика в сфере международного научно-технического сотрудничества.

Методы прямого регулирования предусматривают непосредственно участие государства в решении как общих проблем научно-технического прогресса, так и проблем его отдельных сфер и направлений. Методы непрямого регулирования создают экономические и правовые условия для ускорения научно-технического прогресса, однако это не означает, что такие условия должны быть одинаковы для всех отраслей развития науки и техники. Государство может их дифференцировать соответственно приоритетным направлениям и программам. Но главное, чтобы в рамках каждого направления или программы научные, исследовательские и проектные организации имели одинаковые экономические и правовые условия деятельности, что будет способствовать развитию конкуренции между ними.[4;164]

Методы реализации государственной научно-технической политики по способу влияния можно разделить на три группы: правовые, административные и экономические. Среди методов научно-технической политики отличаются простые методы, которые пользуются только одним из способов влияния, и сложные, которые объединяют все возможные способы. Так, например, бюджетное финансирование исследований и работ, которые выполняются в рамках приоритетных направлений развития науки и техники, относят к сложным методам, поскольку, с одной стороны, конкретные объемы финансирования определяются органами исполнительной власти, то есть административным решением, с другой стороны они воплощаются в показателях государственного бюджета, который по характеру является экономическим рычагом.

Начальным этапом формирования научно-технической политики является установление приоритетов развития науки и техники. Эти приоритеты определяются на основе анализа перспективных направлений развития экономики, развития научных исследований и состояния научно-технического потенциала. Они составляют основу научно-технической политики и вносятся в соответствующие законодательные акты государства. Исходя из приоритетных направлений разрабатывают систему государственных мер, которую реализуют всеми другими методами. Так, например, на принципе приоритетов формируются государственные научно-технические программы, разрабатывается дифференцированная система налоговых льгот, определяются объемы бюджетного финансирования и предоставления льготных кредитов и др.

Государственные научно-технические программы являются одним из методов планирования научно-технического развития в промышленности. Это документ, в котором определены ресурсы, исполнители и сроки совершения комплекса мер, направленных на решение научно-технических проблем. При условии рыночной экономики они имеют индикативный характер, поскольку включают плановые задачи государственных и проектных работ в частном секторе экономики.

Государственный заказ в научно-технической сфере обеспечивает экономически выгодные условия для участия научных, исследовательских и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований, разработки и освоении принципиально новых технологий и видов продукции. Государственный заказ заключается согласно государственным научно-техническим программам на договорной основе. Оно обеспечивается финансированием, поддерживается материально-техническими ресурсами и выдается исполнителям на конкурсных основах. Важным моментом во время проведения конкурсов на получение государственного заказа в научно-технической сфере является обеспечение гласности относительно условий проведения, участников и результатов конкурсов.

Государственная научно-техническая экспертиза является неотъемлемым элементом реализации научно-технической политики. Оно проводится с целью обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений и программ развития науки и техники, определения социально-экономических и экологических последствий научно-технической деятельности, анализа эффективности использования научно-технического потенциала, определения уровня исследований и их результатов.

Бюджетное финансирование научно-технической деятельности касается, как правило, фундаментальных исследований и разработок, в частности по вопросам обороны Украины; приоритетных направлений развития науки и техники; прикладных научно-технических разработок, результаты которых имеют общегосударственное значение; научно-технических исследований и работ, которые связаны с научно-техническим сотрудничеством по международным соглашениям.

Важным методом реализации научно-технической политики является формирование и поощрение научно-технических кадров. Государство обеспечивает подготовку и переподготовку научно-технических кадров в государственных научных учреждениях и учебных заведениях, выделяет необходимые для этого материальные ресурсы, законодательно предоставляет равные правовые условия для функционирования организационных структур разных форм собственности, которые совершают обучение и повышение квалификации кадров.

Государственная политика в сфере патентов и лицензий является составляющей частью научно-технической политики. Она направлена на регулирование отношений, связанных с приобретением и использованием прав на объекты интеллектуальной собственности. В целом государственную политику в сфере патентов и лицензий направлено на защиту интеллектуальной собственности, она способна стать могучим фактором научно-технического развития.

Государственная налоговая политика также должна создавать способствующие экономические условия для ускорения научно-технического прогресса. С этой целью в налоговом законодательстве предусматривается дифференциация налоговых ставок и таможенных сборов, направленная на увеличение собственных инвестиционных ресурсов научно-исследовательских организаций, предприятий и объединений, которые проводят работы по приоритетным направлениям НТП.

Важное место в дифференцированной налоговой политике принадлежит таможенным льготам, установленным для экспорта и импорта новых технологий, продукции, лицензий, «ноу-хау» и т.д.

Дифференцированная налоговая политика обязательно должна быть направлена на поддержку малых предприятий, которые совершают инновационную деятельность, поддержку авторов интеллектуальной собственности, которая используется для создания инновационного продукта.

В состав методов непрямого регулирования принадлежит также стимулирующая финансово-кредитная политика. Ее основное содержание состоит в предоставлении государством кредитных ресурсов на льготных условиях тем коммерческим банкам, которые кредитуют выполнение работ по приоритетным направлениям НТП.

С целью интенсификации обновленных процессов в научно-технической сфере государство проводит гибкую амортизационную политику. Ее содержание состоит в том, что научно-исследовательским, проектно-технологическим организациям, предприятиям и объединениям, которые ведут работы по приоритетным направлениям НТП и производят инновационный продукт, предоставляется право амортизации. Законодательством в этом случае предусмотрено применение одного из альтернативных методов начисления амортизации: равномерного, ускоренного, замедленного.

Важным методом государственной политики в сфере НТП является поддержка международного научно-технического сотрудничества. Международное сотрудничество создает необходимые правовые и экономические условия и способствует совершению субъектами научно-технической деятельности свободных и равноправных отношений с международными научными товариществами.[4;168]

5 Приоритеты развития науки и техники

Основой для выбора приоритетных направлений развития науки и техники является комплексный прогноз социально-экономического и научно-технического развития Украины с обязательным анализом разных его вариантов и использованием выводов государственной экспертизы, независимых экспертов и гражданского обсуждения.

Верховная Рада Украины по представлению правительства постановляет перечень приоритетных направлений развития науки и техники и национальных научно-технических программ с одновременным рассмотрением вопросов ресурсного обеспечения для их реализации.

Правительство Украины относительно каждого приоритетного направления развития науки и техники определяет государственные органы и научные учреждения, которые разрабатывают концепцию направления с очертанием целей, ожидаемых экономических и социальных результатов, структурных изменений в производстве вследствие его реализации и обосновывают необходимые для этого расходы. Концепция рассматривается правительством, и после ее одобрения является основой для формирования государственных научно-технических программ по проведению научных исследований, создание и освоение новых видов техники и технологии.

Национальные научно-технические программы формируются с учетом долгосрочных интересов развития материальной и духовной культуры народа Украины и направлены на развязку общественных проблем.

Основным способом реализации национальных программ и приоритетных направлений развития науки и техники является государственные научно-технические программы, которые формируются и реализовываются на основе целевых проектов и разработок.

Государственная целевая программа представляет комплекс взаимосвязанных задач и способов, которые направлены на развязку важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики либо административно-территориальных единиц, осуществляется с использованием средств Государственного бюджета Украины и согласовании относительно терминов исполнения, состава исполнителей, ресурсного обеспечения.

По направленности государственные целевые программы делят на:

- экономические , которые направлены на развязку комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, создание новых производств, развитие производственной кооперации;

- научные , целью которых является обеспечение исполнения фундаментальных исследований в отрасли природных, общественных и технических наук;

- научно-технические , которые разрабатываются для развязки важнейших научно-технических проблем, создания принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции;

Относительно каждой из государственных научно-технических программ правительство страны назначает руководителей, предоставляет им необходимые полномочия, в частности право распоряжаться ресурсами.

Украина не принимает участие в разработке и совершении межгосударственных научно-технических программ на основе многосторонних или двусторонних договоров и соглашений, предусматривая выделение для этой цели бюджетных средств.[5;169]

Статьей 7 закона Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники» предусмотрены такие направления их развития на период до 2006 г.:

1) фундаментальные исследования по важнейшим проблемам природных, общественных и гуманитарных наук;

2) проблемы демографической политики, развития человеческого потенциала и формирования гражданского общества;

3) сохранение окружающей среды;

4) новейшие биотехнологии; диагностика и методы лечения самых распространенных болезней;

5) новые компьютерные способы и технологии информатизации общества;

6) новейшие технологии в энергетике, промышленности и агропромышленному комплексу;

7) новые вещества и материалы.

Основными инновационными проектами, которые планируются в ближайшее время, являются:

- проведение селекционной работы с микроорганизмами – продуцентами пищевых кормовых продуктов и биологически активных веществ для поддержки и улучшения ее биосинтетических способностей и поиск новых штаммов микроорганизмов с промышленными качествами;

- разработка технологии бетаина – лечебно-профилактического средства и пищевой добавки – с отходов спиртопроизводства;

- разработка энергосберегающей технологии производства биотоплива из растительного сырья;

- разработка технологий создания биологически активных препаратов из морепродуктов.

Инновации нынче становятся основным средством увеличения прибыли субъектов хозяйствования за счет удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных расходов сравнительно с конкурентами.

Относительно теории управление инновации является как адаптивной реакцией системы на смену условий внешней среды, так и способом повышения эффективности использования внутренних резервов.

В общепринятом значении инновации – это результаты научных исследований и разработок, способные улучшить технические, экономические, потребительские характеристики имеющейся продукции, процессов, услуг или стать основой новой.

Инновации в объединении с профессиональным менеджментом в современной мировой экономике становятся основой улучшения конкурентоспособности продукции, способов и механизмов управления технологичными, социальными процессами. В промышленно развитых странах, от 75% до 100% прироста промышленного производства обеспечивается за счет использования инноваций.

Нововведения – прогрессивная новация, задействована в динамике, новое для организационной системы, которая принимает и использует его.

Слова инновация и нововведение по сути идентичны, это - комплексный процесс создания, расширения и использования того нового, что способствует развитию и повышению эффективности работы компаний. В то же время нововведения составляют не только продукт деятельности, а этот процесс (внедрение), а новация – это объект инновационной деятельности, то, что нужно внедрить и использовать.

В начале ХХ ст. мировая экономика стремится сформировать новую парадигму научно-технического развития. Ее составляющими выступают:

- тесная взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиления социальной ориентации новых технологий;

- глобальный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов и услуг;

- формирования экономики знаний.

В мировых рейтингах конкурентоспособности, которые составляет международная организация «Мировой экономический форум», Украина находится в восьмой десятке: в 2002 г. по общему индексу конкурентоспособности Украина занимала 77 место, по индексу технологий – 72, по субиндексу развития информационно-коммуникационных технологий – 67. В 2002 г. ее позиции снизились по общему индексу на 9 пунктов сравнительно с 2001 г., такая же тенденция наблюдалась и в 2003 г.

В результате ускорения технологического прогресса происходит информационная революция, которая расширяет масштабы революции технологичной. Приблизительно из ста прогнозных технологий было отобрано 10 прорывных, которые прибывают на разных стадиях разработки и имеют большое значение для развития экономики в ближайшее десятилетие и дальнейшие периоды:

1) портативные информационные устройства, которые объединяют возможности персонального компьютера, доступа в Интернет, получение телевизионного изображения и телефонной связи;

2) топливно-аккумуляторные автомобили, т.е. автомобили с «гибридными» двигателями, для которых будет использоваться водно-кислородное топливо и электроэнергия;

3) Торговля с помощью Интернет.

4) возникновения стиля жизни, связанного с использованием способов информатики и Интернета во всех его аспектах – работе, обучении, совершении закупок;

5) появление «виртуальных секретарей» - интеллектуальных компьютерных программ высокого уровня, которые дают возможность решать многочисленные проблемы и ориентироваться во множестве информации;

6) генетически измененные организмы;

7) компьютеризированное медицинское обслуживание;

8) альтернативные источники энергии;

9) интеллектуальные, мобильные работы. Следующее поколение промышленных роботов будет способно воспринимать внешнюю среду, принимать сложные решения и самообучаться;

10) компьютеризированное управление производством зерновых культур с учетом земельных условий.

Приоритетные направления научно-технического инновационного развития Украины:

1) Создание и массовое внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

2) Использование перспективных информационных и электронных технологий, средств информатики и систем связи;

3) Разработка новых биотехнологий для сельского хозяйства, отраслей легкой и пищевой промышленности, производство лекарств;

4) Создание научных основ охраны здоровья населения, разработка новых методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний;

5) Развитие конкурентоспособности технологий в самолетостроении, ракетно-космическом комплексе, судно- и автомобилестроении, в производстве военной техники.

Отличительной чертой новой инновационной фазы развития человечества является повышенное внимание к знаниям, поскольку они все больше проявляют себя как непосредственная продуктивная сила. В социальном плане ожидается, что наукоемкие технологии будут способствовать укреплению демократических процедур принятия решений, повышению эффективности управления и непрерывному обучению членов общества на протяжении всей жизни.

Главным направлением выявления политической воли законодательства и исполнительной власти на текущую и среднесрочную перспективу следует считать разработку и реализацию инновационной политики как составляющей общей экономической политики с приоритетностью развития инновационной среды.

Обеспечение устойчивого экономического развития возможно лишь при условии проведения активной инновационной политики с учетом интересов субъектов этого процесса и осведомления ими ответственности за долю государства и ее место в мировом содружестве.

Инновационная деятельность будет эффективна лишь тогда, когда будет учитываться такой важный фактор, как государственное регулирование, которое дополнит действие рыночных регуляторов (спроса и предложения, конкуренции) в отраслях науки и техники, поскольку оно является фундаментом современных инноваций.

В Украине рыночные формы управления инновационной деятельностью находятся на начальном этапе развития. Еще и до сих пор распространена практика использования административного направления финансовых потоков, которое тормозит процесс развития предприятия. Требует усовершенствования система управления инновационной деятельностью в первую очередь на основе четкого распределения функций между распорядителями средств, предназначенных для их развития, расширения масштабов программно-целевого управления, создания сети внебюджетных фондов, условий для использования рискованных средств инновационной инфраструктуры, а также предоставление широких полномочий Министерству образования и науки Украины в отрасли инновационной реализации приоритетных направлений развития науки и техники.

Инновационная политика Украины должна основываться не на традиционной схеме «государство-бизнес», а строиться по схеме «правительство - региональная администрация - бизнес». Правительство разрабатывает свои направления технологической политики, которые соответствуют общегосударственным целям (например, технологическая реструктуризация транспортного и топливно-энергетического комплексов, создания единого информационного пространства). Но поскольку инновационная экономика – это, прежде всего гибкая, динамичная структура, разработка и совершение инновационной политики можно воплотить сначала на региональном уровне. Важнейшими шагами в этом направлении должны стать формирование новой модели регионального развития, смена транспортной политики государственного центра, которая стимулировала бы инновационные процессы, и максимальное использование внутренних ресурсов развития регионов.


Заключение

Таким образом, научно-технический прогресс оказывает позитивное влияние на равномерный экономический рост на любом этапе развития. В состоянии рецессии экономическая политика должна быть направлена на возрождение благодаря технологическим изменениям экономического потенциала более быстрыми темпами. В состоянии инфляционного развития технологические изменения особенно желанны, поскольку именно они могут увеличить реальный ВВП и таким образом уменьшить инфляцию. Так научно-технический прогресс может стать мощным антиинфляционным средством. Эти выводы очень важны для формирования экономической политики Украины, поскольку возможность выхода из кризиса нашей страны еще и до сих пор недостаточно связывается с обязательным внедрением всех достижений научно-технического прогресса.

Украина должна развязать неотложные задачи в сфере развития инновационной и научно-технической деятельности. Их реализация позитивно будет влиять как на достижения экономической стабилизации, так и на обеспечение экономического развития на новой технологической и технической основе.


Список использованной литературы

1. Дідківська Л.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки, - Київ «Знання Прес» 2000, с. 9-10; с. 124-136;

2. Стеченко Д.М. Державне регулювання економіки, - Київ 2000 с. 120-121;

3. Михасюк Л., Мельник А., Крупка М., Залога З. Державне регулювання економіки, – Київ 2000 «Атіка» с. 328-338;

4. Чистов С.М., Никифоров Л.Є., Куценко Т.Ф. та ін. Державне регулювання економіки, – Київ, 2000 с. 156-169;

5. Федулова Л.І. Інноваційна економіка, – Київ, «Либідь» 2006, с. 80-91; с. 168-172.

Скачать архив с текстом документа