Нетарифное регулирование классификационные особенности и основные характеристики
СОДЕРЖАНИЕ: Курсовая работа на тему «Нетарифное регулирование: классификационные особенности и основные характеристики». Объем 40 листов. Включает в себя: введение, три основные главы, заключение, список использованных источников.Курсовая работа на тему «Нетарифное регулирование: классификационные особенности и основные характеристики». Объем 40 листов. Включает в себя: введение, три основные главы, заключение, список использованных источников.
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы, связанные с нетарифным регулированием ВЭД в РФ, системой нетарифных мер регулирования ВЭД и реализацией нетарифных мер регулирования ВЭД в РФ.
В курсовой работе использовано 21 источник. Из них: 15 – Федерального значения; 4 - литературных пособий и 2 сайта Интернета.
Содержание
Введение 6 1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ 9 2. Система нетарифных мер регулирования: классификация и основные направления 11 2.1. Сертификация 14 2.2. Прочие разрешительные документы 19 2.3. Контролируемая поставка 23 2.4. Лицензирование и квотирование 24 2.5. Экономические меры 29 3. Основные направления реализации нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ 31 Заключение 37 Список использованных источников 39 |
Введение
Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства. С либерализацией внешнеэкономических отношений получают толчок для развития целый сектор экономических связей внутри страны. Стоит отметить, что довольно большую долю при этом забрало сервисное обслуживание таких связей. Здесь можно отметить и транспортные компании, и центры стандартизации, и ТПП, и целый ряд других организаций различного направления. Вместе с началом экономических преобразований, становится жизненно необходимым запуск регуляторов и средств формирования новых экономических отношений и связей. Таможенная политика и таможенные органы РФ выступают в качестве таких регуляторов.
Конституцией Российской Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.
Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней.
Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.
Тема данной курсовой работы: “Таможенный контроль в составе нетарифных ограничений” включает в себя очень широкий диапазон различных мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Вполне естественно, что существует два основных вида инструмента, используемого в таможенной практике, как мер регулирования ВЭД. Во-первых, это тарифные меры, объединяющие различные финансовые инструменты регулирования. Во-вторых, это огромный блок “нетарифных” мер, очень широко используемый в таможенной практике.
Причин для использования нетарифных мер очень много.
Россия, стремящаяся выйти на мировой рынок, вынуждена добиваться членства в различных международных торговых и таможенных организациях, дающего определенные, иногда не малые, привилегии для такого члена (ГАТТ, СТС, ВТО,…).
Но, как правило, часто одним из основных правил является соблюдение общей тарифной и нетарифной политики, что идет зачастую вразрез с внутренними интересами страны. В такие моменты вступают в действие скрытые нетарифные инструменты.
Второй, немаловажной причиной является попытка построения системы защиты потребителя от недоброкачественных товаров, проникающих на наш рынок в результате либерализации внешнеэкономической деятельности.
Наконец еще одним плюсом в вопросе применения мер нетарифного регулирования является мягкость и косвенность их воздействия. С их помощью участников ВЭД вынуждают направлять свое развитие в запрограммированном направлении. Иногда инструменты нетарифного регулирования очень плотно переплетены с другими направлениями таможенного дела, такими, как таможенный контроль, валютный контроль, тарифные меры, оперативно-розыскные мероприятия и др. формы. Вычленить из таких симбиозов что-то, поддающееся конкретной классификации очень сложно, но именно такие структуры дают максимальный эффект при достижении поставленных задач.
Основная цель данной курсовой работы – рассмотреть как происходит нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1. исследование нетарифного регулирования в РФ;
2. рассмотрение системы нетарифных мер регулирования ВЭД;
3. выявление направлений реализации нетарифных мер регулирования ВЭД в РФ.
1 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ
Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вступивший в силу в июне 2004 года, открыл новый этап развития российского законодательства о государственном регулировании внешней торговли.
Целями данного закона являются определение основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности, а также защиты экономического суверенитета экономической безопасности и политических интересов Российской Федерации.
Законом устанавливаются следующие меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
1)таможенно-тарифное регулирование;
2)нетарифное регулирование;
3)запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственности;
4)меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Нетарифное регулирование выступает одним из методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование определяется законодательством как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Однако данное определение не содержит перечня всех мер, относящихся к нетарифному регулированию.
Статья 20 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» является логическим продолжением определения нетарифных мер, приведенного выше, дает исчерпывающий перечень этих мер и устанавливает требования, которые должны соблюдаться при их применении
Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях (ст. 21)
Такие ограничения могут устанавливаться через квотирование, лицензирование, монополию и ценовой контроль внешней торговли.
Количественные ограничения (квотирование и лицензирование) экспорта и импорта – это прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота. Количественные ограничения, в какой бы форме они не применялись, представляют собой способ непосредственного регламентирования условий выхода предприятия на внешний рынок (определяется количество и номенклатура товаров, разрешенных к ввозу, ограничивается круг стран, откуда эти товары могут быть ввезены, и т.д.).
В настоящее время Российское законодательство, взявшее курс на максимальное соответствие нормам ГАТТ – ВТО, воспроизводит принцип общего запрета количественных ограничений. Однако в исключительных случаях, непосредственно предусмотренных законом, количественные ограничения все же могут быть установлены. Соответствующими полномочиями наделяется Правительство РФ. Правительство РФ «вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров».
Федеральный закон относит к категории нетарифных мер количественные, ценовые и монополистические меры, не упоминая прямо других видов по классификации ЮНКТАД, в том числе технических мер.
2 Система нетарифных мер регулирования: классификация и основные направления
Основной и главной задачей любого инструмента регулирования ВЭД является создание торговых барьеров для передвижения определенных групп товаров через границу.
Нетарифные барьеры – ограничительные меры в международной торговле, включающие в себя дискриминацию предложений из конкретной страны или наличие производственных стандартов, дискриминационных по отношению к товарам какой-либо страны.
К таким группам относятся товары, которые могут нанести вред государственной безопасности, общественному порядку, нравственности населения, жизни и здоровью человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров. Как правило, для каждой из определенных групп товаров определены дополнительные разрешающие инстанции, которые берут на себя ответственность за полноту выполнения нетарифных мер и дают разрешение по факту выполнения ограничительных мер. Правила работы с данными инстанциями определяются таможенным законодательством и соответствующими схемами взаимодействия.
К мерам нетарифного регулирования относят ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленные, исходя из экономической политики Российской Федерации, защиту экономической основы суверенитета Российской Федерации, выполнение международных обязательств Российской Федерации, защиту внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные и другие ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которые могут выражаться в лицензировании и квотировании, сертификации, создании разрешительной системе и другие меры.
Основные инструменты, используемые при этом:
1. Сертификация.
2. Лицензирование и квотирование.
3. Паспортизация.
4. Таможенные режимы.
5. Экспертные заключения
5.1. Заключения по коду товара.
5.2. Заключения по стране происхождения.
5.3. Заключения по соответствию.
5.4. Классификационные решения
6. Контролируемая поставка.
7. Установка ценового диапазона.
Каждый из данных инструментов характеризуется своими особенностями построения торговых барьеров. Механизмы воздействия барьеров различных типов на внешнеэкономическую деятельность рассмотрим чуть ниже.
Практически каждый из вышеуказанных инструментов имеет два характера применения: запретительный и льготный.
В целях выполнения законодательства Российской Федерации, на некоторые товары требуются разрешительные документы, которые получаются через отдельных субъектов инфраструктуры. К ним относятся:
1. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности России
2. Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства России
3. Главное управление государственного надзора за связью в РФ
4. Региональное управление государственного надзора за связью в РФ
5. Центр метрологии стандартизации и сертификации
6. Российский орган по сертификации
7. Общество по сертификации СЖС
8. Общество по сертификации DIN GOST TUV
9. Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ
10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
11. Ветеринарный надзор на границе и транспорте (пограничные контрольные ветеринарные пункты)
12. Государственная инспекция по карантину растений Министерства сельского хозяйства РФ
13. Министерство РФ по атомной энергии
14. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор)
15. Министерство обороны РФ
16. Государственный комитет РФ по охране окружающей Среды (Госкомэкологии)
17. Постоянный комитет по контролю наркотиков
18. Региональная таможенная лаборатория
Теперь перейдем к более плотному рассмотрению некоторых, наиболее распространенных из вышеперечисленных инструментов.
2.1 Сертификация
Одним из основных и наиболее распространенных инструментов нетарифного регулирования является сертификация продукции. Целью сертификации является защита внутреннего рынка от недоброкачественной продукции, представляющей угрозу для жизни, здоровья и благосостояния граждан России, а также для экологической безопасности страны.
Основным разрешительным документом, при этом является сертификат качества (сертификат безопасности), подтверждающий, что данная продукция отвечает Российским и мировым стандартам.
Для защиты внутреннего рынка и ограничения ввоза на таможенную территорию РФ недоброкачественной продукции, на основании Законов РФ “О защите прав потребителей” и “О сертификации продукции и услуг” и в соответствии с Таможенным кодексом в настоящее время действуют следующие нормативные акты ГТК, регламентирующие данный вопрос:
1. Приказы ГТК - от 23.05.94 г. № 217, от 14.08.96 г. № 496, от 31.01.97 г. № 43, прочие
2. Указания ГТК - от 03.06.94 г. № 01-13/6148, от 16.11.94 г. № 01-13/13022, от 29.11.94 г. № 01-13/13495, от 31.01.95 г. № 01-13/1434, от 06.10.95 г. № 02-23/14180, от 14.11.96 г. № 02-23/20256, прочие.
Согласно приказу ГТК № 217 пункт 1, при таможенном оформлении товаров попадающих в перечень необходимо представление сертификатов соответствия при режимах выпуска для свободного обращения, реимпорта и режимах переработки вне зависимости от стран-экспортеров (указание ГТК № 01-13/1434). При этом участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо знать, в целях таможенного контроля, одновременно с подачей таможенной декларации предоставляются копии сертификатов на товар, воспроизводящие его форму и содержание, заверенных в соответствии с нормами ГТК. Одновременно с этим ГТК уточняет, что копии сертификатов могут заверяться нотариусами других стран (документы ГТК от 19.0195 г. № 01-13/843, от 17.05.95 г. № 01-13/6885, от 16.08.95 г. № 06-10/11685, от 19.01.96 г. № 02-23/935).
Сертификаты на ввозимые товары выдаются согласно правил и дополнения № 1 к ним (указание ГТК № 01-13/13495 от 29.11.94 г., №02-23/20265 от 14.11.96 г.). Должностные лица таможенных органов при осуществлении контроля проверяют правильность заполнения сертификата, наличие оснований для выдачи сертификатов (акты испытания, проверки, анализы различных государственных служб: ветнадзора, госкарантина, санэпидемстанции, противопожарной безопасности и другие) и соответствие сведений, указанных в декларации и сведений в сертификате.
Нельзя не отметить, что ряд документов определяет иной порядок оформления товаров, требующих подтверждения их безопасности, но только в тех случаях, когда выполняются все требования таможенного законодательства. Пример: товары, ввозимые физическими лицами для личного пользования (кухонный гарнитур и др.) и в единичных количествах; таможенное оформление производится без предоставления сертификата соответствия, но при наличии соответствующего обязательства об использовании в конкретных личных целях.
В настоящее время список товаров, попадающих под обязательную сертификацию, определяется Госстандартом РФ, а в связи с постоянным обновлением технологий, созданием новых материалов (ряд изделий устаревают, появляются новые, ранее неизвестные и отсутствовавшие на рынке) возможен процесс уточнения данных перечней товаров. Все изменения и уточнения доводятся нормативными актами ГТК и Госстандарта, а также для этой цели создана совместная рабочая группа ГТК и Госстандарта, которая может уточнять и разъяснять некоторые позиции перечней.
Необходимо отметить, что для ряда товаров, входящих в перечень, определяющим фактором необходимости сертифицирования товаров является наименование, описание и область применения таких товаров.
В ряде случаев в практике таможни имеют место привлечение лабораторий или экспертов для определения точного кода товаров, его область применения и т.п.
Полное описание товаров, область их применения, заявленные в таможенных декларациях (графа 31), приведет к правильному определению нетарифных мер регулирования еще на этапе декларирования и, как следствие, гарантирует более быстрое таможенное оформление, а также уменьшит риск у участников ВЭД от обнаружения недостоверного декларирования при проведении вторичного контроля. При классификации сложных систем необходимо обратить внимание декларантов на точные характеристики таких систем.
В дополнение к вышесказанному хочется особо отметить, что на ряд товаров в качестве обязательной составной части сертификата соответствия требуется заключение о пожарной безопасности, выданное Управлением государственной противопожарной службы (УГПС) МВД России.
Дополнительные условия установлены для товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень ввозимых на таможенную территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Госстандартом РФ.
Документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, является сертификат, выданный по правилам системы сертификации и составленный на русском языке. Сертификат может являться также свидетельством о признании зарубежного сертификата и заменяет его на территории Российской Федерации. Существует ряд международных органов сертификации, действие которых признается равным российским сертификатам и не требует дополнительного подтверждения (например, CGS).
При отсутствии сертификата, в отношении товаров, подлежащих обязательной сертификации, таможенный режим не может быть закончен.
При проведении таможенного контроля товаров, подлежащих обязательной сертификации, существует следующий порядок. Декларант обязан, наряду с другими документами, предоставить в таможенный орган сертификат по установленной форме. При таможенном контроле используется заверенная копия сертификата, которая должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание. Копия может быть заверена нотариусом, либо органом, выдавшим сертификат, либо консульским учреждением Российской Федерации.
Нотариус заверяет сертификат путём совершения специальной записи. Копии сертификатов соответствия, используемые при таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации, могут быть заверены нотариусом Российской Федерации. Допускается использование при оформлении копии сертификатов соответствия заверенных нотариусом иных государств. Такими государствами являются республика Армения, республика Беларусь, республика Казахстан, Украина, республика Узбекистан, республика Таджикистан, Туркменистан, а также страны, с которыми Россия имеет двусторонние договоры о правовой помощи. Орган, выдавший сертификат, заверяет его путём проставления подлинной подписи руководителя этого органа, либо лица, его замещающего, с её расшифровкой и подлинной печатью.
При проведении таможенного контроля должностными лицами таможенного органа РФ проводится проверка сведений, содержащихся в сертификате.
Он проверяется на наличие подписи и печати на документе, которые сверяются с имеющимися образцами, проверяются полномочия органа на выдачу сертификата (сравниваются с имеющейся информацией обо всех центрах по стандартизации России), проверяется соответствие ввозимых товаров по сертификату, количество товаров, указанных в сертификате и заявленных в грузовой таможенной декларации, срок действия сертификатов - он должен быть действительным на момент выпуска товара, а также иных сведений, необходимых для таможенного контроля. При наличии достаточных оснований таможенный орган может потребовать от декларанта подтверждения факта выдачи сертификата на товар, ввозимый на территорию России.
В отношении определённого вида товаров, предусмотрено проведение, наряду с таможенными, других видов контроля, таких как ветеринарный, санитарный и иные.
2.2 Прочие разрешительные документы
Таможенный контроль таких товаров проводится с представлением в таможенный орган документа, выданного уполномоченным государственным органом, с разрешением на перемещение товаров через таможенную границу. Так, ветеринарное свидетельство выдаётся на товары животного происхождения и живых животных пограничным контрольным ветеринарным пунктом, кроме того, на местные продукты необходимо предоставить заключение Департамента санэпидемнадзора. Эти требования выполняются на ввоз товаров. Если происходит вывоз таких товаров, то необходим ветеринарный сертификат.
Эти положения выполняются на основании Таможенного кодекса РФ, Закона РФ №4979-1 от 14.05.93 г. “О ветеринарии” , “Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ”, утверждённого постановлением правительства РФ №708 от 19.06.94 г .
Подобные действия также подпадают под статью о сертификации.
В одном из информационных документов ГТК РФ содержится следующий пример. Из средств массовой информации республики Казахстан представительству таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе республики Казахстан стало известно, что органами налоговой полиции в принятом с КНР городе Жаркенте задержано транспортное средство, зарегистрированное в КНР, на которое, согласно документам, оформленных таможней “Хоргос” республики Казахстан, осуществлялась перевозка китайской лапши и кетчупа. При проведении досмотра транспортного средства было установлено, что за ящиками с китайской лапшой находилось 20 тонн мяса крупного рогатого скота, которые не были указаны в товаросопроводительных и таможенных документах. Сотрудниками налоговой полиции весь груз был передан ветеринарной службе, которая в свою очередь провела лабораторные исследования мяса и установила, что оно заражено возбудителем “сибирской язвы”. В последующем, данный груз был сожжён на одном из заводов.
Учитывая, что мясо, заражённое “сибирской язвой” легко преодолело таможенный и ветеринарный пограничный контроль и фактически беспрепятственно ввезено на территорию Казахстана, следует предположить, что существует опасность ввоза в дальнейшем мяса, заражённого опасными для здоровья человека болезнями как в Казахстан, так и транзитным путём через территорию Казахстана в Россию.
Разрешительные документы на право перемещения культурных ценностей оформляется в форме свидетельства. Таможенный контроль проводится на основании Закона РФ №4806-1 от 15.04.93 г. “О ввозе и вывозе культурных ценностей” , Таможенного кодекса РФ, приказов государственного таможенного комитета.
На основании этих документов заранее проводится экспертиза и оформление свидетельств на право вывоза из РФ следующих категорий предметов, относящихся к историческим, художественным и археологическим ценностям:
• предметы антиквариата;
• произведения современного искусства;
• филателистические материалы;
• предметы, связанные с историей науки и техники;
• предметы автомототехники;
• предметы космонавтики и авиации;
• печатные издания;
• все виды оружия;
• архивные материалы;
• предметы различных религиозных видов;
• музейные экспонаты;
• театральный реквизит;
• музыкальные инструменты,
Экспертиза и оформление свидетельств производится в территориальных управлениях Министерства культуры РФ.
Свидетельство должно иметь печать Министерства культуры РФ и подписано уполномоченными и должностными лицами.
Списки лиц и копии подписей и печатей имеются на всех пограничных таможенных постах.
Наряду с документами, рассмотренными нами ранее, законодательством предусмотрены специальные документы при экспортно-импортных операциях, в отношении продукции военного и двойного назначения, наркотических, психотропных и озоноразрушающих веществ и изделий на их основе и другого. Устанавливается особый порядок перемещения таких товаров через таможенную границу Российской Федерации. Этот порядок перемещения устанавливается в целях защиты национальных интересов и обеспечения безопасности РФ, выполнения международных обязательств, в которых участвует Россия, и выражается в ведении соответствующих мер государственного регулирования, установления количественных ограничений на ввоз и вывоз данной продукции, подготовке и выдаче заключений компетентных органов о возможности ввоза и вывоза товаров, лицензировании.
Эти вопросы регулируются указами Президента России и постановлениями Правительства РФ1 .
В качестве примера можно привести порядок вывоза товаров и технологий двойного назначения, осуществляемый в соответствии с Указом Президента РФ №1268 от 26.08.96 г. и постановлением Правительства РФ №1172 от 07.10.96 г. Экспорт данных товаров производится под контролем, проводимым в нескольких направлениях. Он предусматривает согласование проектов международных договоров РФ, регламентирующих передачу товаров и технологий двойного назначения, подготовку и выдачу заключения о возможности вывоза таких товаров, лицензирование.
Проекты международных договоров РФ подлежат обязательному согласованию с комиссией по экспортному контролю РФ при Правительстве РФ, МВЭС и МИД.
Экспорт товаров и технологий двойного производства осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым МВЭС РФ. Основанием для оформления лицензии является заключение комиссии по экспортному контролю о возможности экспорта этих товаров. Срок действия лицензии устанавливается исходя из условий конкретной сделки.
Вывоз товаров и технологий двойного назначения, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с российским законодательством о государственной тайне.
2.3 Контролируемая поставка
К одной из специфических форм нетарифного регулирования относится контролируемая поставка, организация и проведение которой регламентируется Таможенным кодексом РФ, статьями 227, 228, 229, Законом об оперативно-розыскной деятельности в РФ.
Контролируемая поставка - это система согласованных между собой оперативно-розыскных мероприятий и иных действий таможенных и других компетентных органов одной или нескольких стран для пресечения незаконного международного оборота предметов, ввоз, вывоз и транзит которых запрещён международным, либо национальным правом стран - участников операции и выявление лиц, имеющих отношение к такому обороту . Решение о проведении операции “контролируемая поставка” в соответствии со статьями 227, 228 Таможенного кодекса РФ принимается ГТК РФ с последующим уведомлением прокурора.
Контролируемые поставки подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние - это обнаружение контрабанды или получение соответствующей информации правоохранительными органами страны назначения, после чего принимается решение о координации совместной деятельности.
Внешние - это обнаружение контрабандного товара или получение оперативной информации за пределами страны назначения, которые принимают решения о координации проведения операции с правоохранительными органами стран назначения.
Из выше изложенного следует, что операции по методу “контролируемой поставки” проводятся при наличии следующих условий: обнаружение предметов, запрещённых к ввозу. вывозу, провозу; наличие любой информации из различных источников о возможном ввозе, вывозе и провозе предметов, являющихся объектами контрабанды; наличие данных получателя контрабандного товара.
2.4 Лицензирование и квотирование
Квотирование представляет собой ограничение государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.
Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.
Индивидуальная квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования:
во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;
во-вторых, индивидуальная квота формируется на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;
в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТОна использование дискриминационных квот, они применяются многими странами особенно часто в отношении государств, не входящих в члены ВТО.
Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно применяется в отношении сельскохозяйственной продукции.
По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.
Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.
Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.
При исследовании статических эффектов, возникающих от применения импортной квоты, большинство авторов сходятся во мнении, что она имеет эффекты аналогичные с импортным тарифом. Вместе с тем, в отличие от импортного тарифа, где эффект дохода перераспределяется в виде таможенной пошлины в доход государства, при количественном ограничении эффект дохода от импортной квоты представляет собой ренту, присваиваемую иностранными производителями товара. Данная рента появляется из-за разницы между внутренней и мировой ценой, возникающей в результате применения импортной квоты. Тем не менее у государства имеется механизм перераспределения эффекта дохода и снижения величины ренты, присваиваемой иностранными производителями квотируемых товаров, на основе использования системы распределения лицензий.
Лицензирование представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.
На практике используется большое количество разнообразных лицензионных форм, при этом основными видами лицензирования выступают следующие лицензии: индивидуальная, генеральная, автоматическая.
Индивидуальная лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важнейшие стороны внешнеторговой сделки: количество и стоимость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, которые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.
Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.
Автоматическая лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.
Мировой опыт показывает, что распределение лицензий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпочтений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.
Аукцион - продажа лицензий осуществляется на конкурсной основе. Данный способ считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между импортерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных случаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот непосредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределения лицензий. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.
Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производители, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с местными производителями, либо представляющие крупные компании, которые способны влиять на политику данного государства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отразиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта товаров у заведомо неэффективных иностранных товаропроизводителей. По результатам исследований, проведенных Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня наивысший уровень коррупции имеет место в России и Китае.
Распределение лицензий на внеценовой основе предполагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность наиболее эффективно осуществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее трудоемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, разрабатывать специальные критерии оценки, которые обеспечивали бы объективность и обоснованность принимаемого решения по предоставлению лицензий. Эффективность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экспертного совета, а также используемого механизма осуществления данной процедуры.
2.5 Экономические меры
На основе применения экономических мер действует целый ряд всевозможных мер. Наиболее часто применяемыми являются: применение иерархии компетенции принятия решений, паспортизация сделок, применение ценового диапазона. Данные способы отличаются наличием больших резервов для дальнейшего использования.
Экономические методы государственного регулирования ВЭД нашли свое применение (в чистом виде) только в последние, несколько лет. Внедрение этих методов сопряжено со значительными трудностями, как субъективного, так и объективного характера и их значение в настоящее время, в целом для государственного регулирования пока незначительно. Тем не менее, потенциал их просто огромен.
Еще одной характерной чертой данных инструментов является наличие возможности достаточно точно оценить результаты работы.
Но и других возможностей применения подобного подхода достаточно много.
В начале 2000 года в зоне деятельности Иркутской таможни проводился эксперимент, основанный на данных принципах. Его целью была попытка создания нового нетарифного, административно-экономического инструмента для регулирования экспорта лесопродукции.
Основная задача данного эксперимента заключалась в создании работающей схемы регулируемых нетарифных барьеров.
В эксперименте были задействованы (кроме Иркутской таможни), также Региональная Таможенная Лаборатория и ТПП.
Контролю подвергалась ценовая информация товара.
В том случае, если при таможенном контроле выяснялось, что стоимость представленной для таможенного оформления партии лесопродукции является сильно заниженной, по сравнению с ценами мирового рынка, производилось одно из следующих действий:
Продавец получает заключение экспертов ТПП по цене на данную продукцию, с рекомендациями по выравниванию цен и условий контракта. Если данные условия не выполняются или подобное заключение отсутствует, производится 100% досмотр товара совместно с независимыми экспертами. Целью досмотра является выявление несоответствия груза заявленным сведениям. К ним может относиться:
1. Завышение объема по сравнению с заявленным;
2. Занижение качества и продажа высококачественной продукции по ценам низкокачественной.
3. Невыполнение условий контракта.
Эксперимент проработал около двух месяцев. Общие результаты оказались достаточно негативны, что в свою очередь высветило довольно существенные препятствия существующие в современной Российской таможенной системе.
Во-первых, это отсутствие развитой таможенной инфраструктуры. Наибольшая часть отправителей лесопродукции находится на достаточном удалении от административных центров контролирующих органов (до 700 км).
Во-вторых, сказалась абсолютная неподготовленность персонала таможни и соответствующих инстанций. Не было проведено никаких подготовительных, разъяснительных работ. Не было проведено обучающих программ.
И наконец, результатом вышесказанного получили крайне негативное отношение к эксперименту как со стороны участников ВЭД, так и со стороны заинтересованных лиц и исполнителей эксперимента.
3 Основные направления реализации нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
Современная ситуация в России характеризуется расширением экономической самостоятельности участников ВЭД и использования тарифных методов регулирования, разбалансированностью внутреннего рынка, острой нехваткой квалифицированных специалистов, способных вести предпринимательскую деятельность. Поэтому следует считать оправданным в нынешних условиях сохранение и расширение применения нетарифных ограничений, в том числе административных мер воздействия на внешнеторговые процессы и субъекты ВЭД. Но осуществляя централизованный подход, важно, как свидетельствует зарубежный опыт, максимально учитывать интересы предпринимательства в сфере ВЭД. Несмотря на попытки изменить методы НТО, по-прежнему главными остаются: регистрация; лицензирование; квотирование и контингентирование; экспортный, импортный и валютный контроль; декларирование товара. Правда, регистрация с июня 1992 г. была обязательной только для спецэкспортеров.
Первоначально (с 1989 г.) необходимость регистрации предусматривалась для всех субъектов ВЭД, которые в процессе ее прохождения получали свидетельство на осуществление внешнеторговых операций. Регистрация позволяла государству не только отслеживать численность участников ВЭД, но и обеспечивать оперативный контроль за изменением характера их экспортно-импортной деятельности. С частичной отменой регистрации этот контроль был утрачен. А в марте 1996 г. обязательная регистрация вообще аннулирована. В настоящее время в России, как и во всех странах мира, существуют различные НТО. Вместе с тем ряд мер, необходимых для эффективного регулирования экономики, в отличие от мировой практики, пока не используется. К паратарифным платежам в России относятся: - сборы, за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров; - внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров, - налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы; - декретированная таможенная стоимость (применяется в России в отношении подакцизных товаров - автомобилей, шин, бензина, табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.); - паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.
Меры контроля над ценами до сих пор в России не применялись. В настоящее время в стране нет специальных таможенных доплат для поддержания цен на определенном уровне. Однако в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 131 введены минимальные цены на водку и ликероводочные изделия крепостью свыше 28%. Минимальная цена на продукцию российского производства включает оптовые цены организаций-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, и для импортной продукции - таможенную стоимость и таможенные платежи. Финансовые меры, ограничивающие использование иностранной валюты в целях импорта, в России также не применяются.
Однако используется валютный контроль, цель которого предотвратить нелегальный перевод капиталов за рубеж. Импортеры-резиденты, осуществившие в рамках импортной сделки предварительную выплату средств в иностранной валюте за рубеж, обязаны в течение 90 дней либо ввезти товар, либо вернуть уплаченные средства. Импортеры, нарушившие указанные требования, должны быть оштрафованы на всю сумму иностранной валюты, переведенной за рубеж. Меры автоматического лицензирования в России до сих пор не получили развития. Между тем в ряде стран до последнего времени такому лицензированию подлежала либо вся внешняя торговля (как в Турции), либо значительная ее часть. Автоматическое лицензирование используется как метод контроля за состоянием рынка, который позволяет отслеживать наблюдающиеся тенденции и в случае необходимости вводить защитные меры. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью:
- обеспечить соблюдение внешнеторговых квот;
- обеспечить контроль за ввозом и вывозом ряда специфических товаров;
- обеспечить соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами военного и двойного назначения.
К специфическим товарам, экспорт которых подлежит лицензированию, относятся дикие животные, дикорастущие растения, кости ископаемых животных, слоновая кость, рога, копыта, кораллы, коллекционные материалы по минералогии и палеонтологии, лекарственное сырье растительного и животного происхождения, информация о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, полудрагоценные камни и изделия из них. Необходимы лицензии для импорта химических средств защиты растений, а также промышленных отходов. Такая практика вполне соответствует нормам ГАТТ/ВТО, как и лицензирование в интересах национальной и международной безопасности.
Срок действия разовой лицензии на экспорт и импорт контролируемых товаров и технологий двойного назначения определяется в каждом случае исходя из конкретной внешнеторговой операции. Срок действия лицензии может быть продлен по мотивированной просьбе заявителя. Для оформления лицензии необходимо представить: заявление о выдаче лицензии; копию контракта; в случае подачи заявления внешнеторговым посредником - копию его договора с производителем (потребителем); копии учредительных документов; копии регистрационных документов (для юридических лиц - свидетельство о Государственной регистрации, справку налогового органа; для физических лиц - свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя); для товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта, - решение соответствующего федерального органа исполнительной власти; в случаях, предусмотренных законодательством, - разрешение федеральных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности; в случае вывоза товара в рамках установленной квоты - выписку из протокола Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов или соответствующий сертификат. Статья XII ГАТТ разрешает использовать квоты для выравнивания платежного баланса, но неофициально страны-участницы в ходе Уругвайского раунда договорились отдавать предпочтение финансовым мерам. В разрешенных случаях квоты должны применяться недискриминационным образом, т. е. ставить всех торговых партнеров в равные условия (ст. XIII ГАТТ). Квотирование до сих пор фактически применялось достаточно широко. Однако в ходе Уругвайского раунда страны - участницы ГАТТ договорились упразднить количественные ограничения во взаимной торговле к 2005 г. (впредь могут использоваться ограничения, вводимые в качестве защитных мер в соответствии со ст. XIX ГАТТ).
В России в связи с дефицитностью внутреннего рынка начала 90-х гг., несбалансированностью цен вводились количественные ограничения не на импорт, а на экспорт. Экспортные квоты, не связанные с международными обязательствами, окончательно упразднены с 1 января 1995 г. Согласно ст. 15 Закона РФ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности, экспорт и импорт должны осуществляться без количественных ограничений. Таково современное требование ВТО, к которому, однако, развитые страны шли в течение длительного времени - с момента подписания ГАТТ-1947. В отдельных случаях вводится и сезонный запрет на экспорт отдельных товаров (например, мазута в случае трудностей с отоплением). В России монополизирована торговля такими видами продукции, на использование которых требуется специальное разрешение. Это - вооружение, боеприпасы, военная техника, специальные материалы и оборудование для их производства, ракетно-космические комплексы, ракетное топливо, уран и другие делящиеся материалы, рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов, яды и наркотические вещества, сильнодействующие лекарственные средства, результаты научных исследований по совершенствованию вооружений. В РФ действуют определенные технические требования к ввозимым товарам. Выработаны списки товаров, при ввозе которых должен быть предъявлен сертификат системы сертификации ГОСТ Р, оформленный на русском языке. Данный сертификат выдается либо после испытания товара российскими сертификационными центрами, либо после предъявления сертификата страны, с которой Россия заключила соглашение о взаимном признании сертификатов (такие соглашения действуют, например, с Германией, Францией, Китаем). В России признаются сертификаты Международной электрической комиссии (МЭК), а также швейцарской группы СГС. Помимо сертификата соответствия ввозимый товар должен обладать также знаком соответствия. По мере того, как насыщается внутренний рынок, российские власти решительнее прибегают к строгим мерам санитарного контроля.
В России отсутствуют обязательные требования предотгрузочной инспекции в отношении импортируемых товаров. С 1 января 1996 г., однако, вступило в силу постановление об обязательной экспертизе экспортных товаров, окончательный список которых еще должен быть выработан. Процедура таможенного оформления в России пока еще не в полной мере соответствует международным, стандартам. Для таможенного оформления ввозимого товара требуются следующие документы: грузовая таможенная декларация; для лицензируемых товаров - лицензия; для товаров, подлежащих контролю различных государственных органов, - разрешение этих органов; платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление, либо документы, содержащие гарантии их уплаты в установленном порядке; для товаров, подлежащих обязательной сертификации, - сертификат соответствия и др.
С 1 января 1996 г. к списку этих документов добавилась копия паспорта сделки, используемого для импортного валютного контроля. Кроме того, таможенные органы вправе требовать дополнительные документы, окончательный перечень которых, определяется должностными лицами таможни. Подобное правило, создающее возможность расширительной трактовки, противоречит ст. VIII ГАТТ, которая признает необходимость сокращения до минимума размеров и сложностей импортных и экспортных формальностей и упрощения требований импортной и экспортной документации. Статья 172 Таможенного кодекса РФ лишает иностранных торговых партнеров возможности самостоятельно декларировать ввозимый ими в Россию товар. В то же время Всемирная таможенная организация, например, не только допускает это, но даже рекомендует сокращать в ряде случаев таможенные формальности путем декларирования товара властям страны-экспортера и пересылки соответствующих сведений властям страны-импортера.
Заключение
Рассмотренные выше вопросы о документах и сведениях, которые необходимы для таможенного контроля, а также о специальных разрешительных документах Государственных органов РФ, является одним из важнейших в практической работе должностных лиц таможенного органа при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
В каждой таможне существуют отделы тарифного и нетарифного регулирования, в задачи которых входит контроль за применением тех или иных инструментов в работе. Однако, как уже говорилось выше, подобное выделение нетарифных мер из общей структуры не всегда возможно.
Учитывая, что рычаги тарифного и нетарифного регулирования постоянно обновляются и совершенствуются, в совокупности с другими правовыми продуктами и справочными системами необходимо создание единой информационной системы по данной системе, ибо существующая совершенно не отвечает растущим темпам изменения российского законодательства..
Правительства всех стран мира в большей или меньшей степени осуществляют регулирование внешнеторговых операций, руководствуясь политическими, экономическими, социальными, экологическими, моральными, религиозными и другими соображениями. В интересах регулирования широко используются как экономические, действующие через механизм цен, так и административные инструменты, ограничивающие поставку или закупку товаров. Комбинируя применение этих инструментов, стремятся достичь оптимальных результатов.
В настоящее время Россия, экспортируя преимущественно сырье в обмен на сложную машиностроительную продукцию, занимает крайне невыгодное положение в международном разделении труда, характеризующееся сокращением национального богатства и подрывом источников будущего экономического роста. Фактически Россия превратилась в сырьевой придаток экономики развитых стран. В 1999 году свыше 80% экспорта носило сырьевую направленность, только доля в нем топливно-энергетических ресурсов составила более 45%. Ежегодно происходит вымывание из структуры экспорта продукции машиностроения. В 1999 г. объем машин и оборудования сократился по сравнению с 1990 г. в общем объеме экспорта более чем в два раза. Это положение должно быть радикально изменено, что может быть достигнуто в современных условиях – переориентацией и целевым использованием накопленного в стране научно-промышленного потенциала. Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает развитие и дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направлении оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.
Рассмотрев вопрос о формах таможенного контроля, можно сказать, что перечисленные формы позволяют наиболее полно и точно выполнить возложенные на таможенные органы функции и задачи по защите экономической безопасности России и по соблюдению установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации. Должностные лица таможенного органа могут использовать как одну форму контроля, так и несколько, исходя из целесообразности их проведения. Перечисленные формы контроля являются такой юридической мерой воздействия, как принуждение.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 1 декабря 1993 года.
2. Таможенный кодекс РФ от 19 июня 1993 года.
3. Закон РФ “О таможенном тарифе” от 21.05.93 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993 г., №31, Ст. 1221.
4. Закон РФ “Об ветеринарии” от 14.05.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1994 г., №24, Ст. 257.
5.Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
6. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
7. “Соглашение о принципах таможенной политики” от 13.03.98 г. // Сборник нормативных документов “Таможенное право”. Выпуск 6, М., 1998 г., с. 400.
8. Указ Президента РФ “О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения”. // Собрание законодательства РФ. 1996 г., №42, Ст. 4804.
9. Постановление Правительства РФ “О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих ядовитых веществ” от 16.03.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996г., №13, Ст. 1350.
10.Постановление Правительства РФ “Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих наркотических веществ на который распространяется порядок ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации” от 03.08.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996г., №34, Ст. 4122.
11. Постановление Правительства РФ “О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации” от 04.09.95 г. // Собрание законодательства РФ. 1995г., №37, Ст. 3626.
12. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных веществ и изделий на их основе” от 16.03.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996 г., №13, Ст. 1358.
13. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которого контролируется” от 7.10.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996 г., №20, Ст. 2359.
14. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта в Российскую Федерацию” от 31.10.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996 г., №46, Ст. 5249.
15. Постановление Правительства РФ “Положение о государственном ветеринарном надзоре в РФ” от 18.06.94 г. // Собрание законодательства РФ. 1994 г., №9, Ст. 1007.
16. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного Кодекса Российской Федерации. – М. – Книжный мир – 1998г.
17. Драганова В.Г. Основы таможенного дела. - М.. «Экономика»., 1998
18. Кулешов А. Государственное регулирование внешнеторговых операций в России.
19. Сберегаев Н.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. Учебное пособие. – М.: 2000
20. www.customs. ru
21.. www.consultantplus.ru