Незаконный оборот наркотиков 2

СОДЕРЖАНИЕ: Введение В конце XX в. подлинно национальным бедствием в России стало интенсивное распространение наркомании. По официальным данным, в России сейчас насчитывается 2 млн. человек, употребляющих наркотики. Если брать общепринятый в подобных случаях поправочный коэффициент на латентность явления (от 7 до 10), то реальная цифра составит 15-20 млн.

Введение

В конце XX в. подлинно национальным бедствием в России стало интенсивное распространение наркомании. По официальным данным, в России сейчас насчитывается 2 млн. человек, употребляющих наркотики. Если брать общепринятый в подобных случаях поправочный коэффициент на латентность явления (от 7 до 10), то реальная цифра составит 15-20 млн. При населении России в 145 млн. человек это означает, что чуть ли не каждый десятый россиянин употребляет наркотики.

Две трети зарегистрированных наркоманов — это молодые люди в возрасте до 30 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15-17 лет.

Уголовная статистика фиксирует стабильный прирост количества преступлений, связанных с наркотиками, — ежегодно на 20-25%.

Наркомания в настоящее время — одна из наиболее страшных и опасных социальных болезней. По данным ВОЗ ООН, в мире насчитывается более 50 млн. наркоманов. Наркобизнес сегодня — одна из наиболее доходных статей нелегального бизнеса. Так, общая стоимость не­легального оборота наркотических и психотропных средств на «черном» рынке оценивается в 4 трлн. руб.[1]

Преступлениями, связанными с незаконным оборотом нарко­тиков, являются общественно опасные, противоправные, виновные деяния, предмет которых составляют наркотические средства и психотропные вещества. Все указанные преступления имеют ряд общих признаков.[2] В первую очередь их объединяет характерный для всех этих посягательств непосредственный основной объект, который обра­зуют общественные отношения по обеспечению здоровья населе­ния. Некоторые из рассматриваемых преступлений посягают и на иные (дополнительные или факультативные) объекты, например, на отношения собственности (хищение либо вымогательство нар­котических средств или психотропных веществ — ст. 229 УК); на нормальную деятельность медицинских учреждений, научно-ис­следовательских, фармацевтических организаций и некоторых других (нарушение правил производства, изготовления, перера­ботки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распреде­ления, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза наркотических средств или психотропных ве­ществ — ст.228 УК РФ); на отношения по поддержанию общест­венной нравственности (организация или содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных ве­ществ — ст. 232 УК РФ); здоровье граждан (хищение либо вымо­гательство наркотических средств или психотропных веществ с применением насилия либо с угрозой применения такового — п. «г» ч. 2 ст. 229, п. «в» ч. 3 ст. 229 УК РФ).

По данным экспертов, объем незаконного наркооборота в России ежегодно почти удваивается[3] . Территория государства все чаще используется для международного транзита наркотиков. Независимые государства, возникшие после распада Советского Союза, уже давно приобрели репутацию стран с благоприятными условиями для наркоэкспансии, здесь формируется новый мировой центр наркобизнеса.[4]

Борьба с наркотизмом — одно из приоритетных направлений государственной политики борьбы с преступностью в России. Важную роль на этом направлении играет эффективное применение правовых средств, предусмотренных ст. 228-234 УК, анализ некоторых из них дается ниже.

Исследуя проблему незаконного оборота наркотиков на примере отдельно взятого региона, в частности Пензенской области, я ставлю своей целью выявить причину неэффективности первентивных мер противодействия наркопреступности, установить и указать на проблемные вопросы правоприменения, внесение предложений по корректированию отдельных правовых вопросов.

Считаю тему данной работы наиболее актуальной на сегодняшний день.

1. Общая характеристика преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами

1.1 Признаки преступлений, связанных с наркотическими веществами

Преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами (ст. 228-234 УК РФ), довольно многообразны, тем не менее, можно указать на целый ряд общих для них признаков.

Основным непосредственным объектом всех этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения. В то же время, рассматриваемые деяния могут причинять ущерб другим общественным отношениям, например, собственности (при хищении или вымогательстве наркотических средств и психотропных веществ), общественной безопасности, нормальной деятельности государственных и иных предприятий и учреждений (при нарушении установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки указанных веществ) и т.д. Указанные отношения являются дополнительными объектами рассматриваемых составов преступлений.

Другим отличительным признаком данных преступлений является только им свойственный предмет посягательства: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества.

Наркотическими средствами признаются определенные вещества растительного или синтетического происхождения, лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества, оказывающие специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему, включенные в Список наркотических средств (см. Приложение 1).

Под психотропными веществами понимаются природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее, или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, включенные в соответствующие списки международных конвенций.[5]

Сильнодействующими называются вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни людей действие при приеме их в значительных дозах и при наличии медицинских противопоказаний к употреблению. Такие вещества способны вызывать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, либо мышления, либо поведения, либо восприятия, либо настроения, либо могут приводить к подобным вредным последствиям.

Ядовитыми называются вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека. Даже при употреблении малых доз они могут вызвать тяжелое отравление или причинить смерть.

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ составлены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ по состоянию на 1 января 1998 г. Они включают лекарственные, а также другие синтетические и природные вещества, не разрешенные в качестве лекарственных средств.

Наркотик, психотропное или сильнодействующее вещество как предмет преступления представляет собой материальный объект определенного вида, имеющий объем, вес, т. е. конкретные качественно-количественные признаки. Размеры наркотического средства, психотропного или сильнодействующего вещества имеют существенное значение для правовой оценки содеянного. Крупный и особо крупный размеры являются квалифицирующими обстоятельствами при совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 228, ч. 2 и 3 ст. 2281 , ст. 229, ч. 2 ст. 231 и ч. 3 ст. 234 УК РФ. Если же нет предмета преступления — реального наркотического средства, психотропного, сильнодействующего и ядовитого вещества, обладающего определенным видом, объемом, весом, — состав преступления отсутствует.

Микроскопическое количество наркотического средства, не способное оказать вредное воздействие на организм человека, не может быть предметом преступления, связанного с наркотиками. Должно быть, какое-то реальное наличие определенного наркотика. При этом надо иметь в виду, что нередко вредное воздействие на организм оказывает прием даже сравнительно незначительного количества некоторых наркотиков (героина, кокаина, морфина, промедола, омнопона и т. п.).

1.2 Объекты и субъекты преступлений

Объективная сторона рассматриваемых преступлений, как правило, характеризуется совершением активных действий. Только нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки, или пересылки наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ может быть выражено в форме преступного действия или бездействия.

Законодательная конструкция составов указанных преступлений такова, что в большинстве случаев они представляют собой так называемые формальные составы. Для признания данных противоправных деяний оконченными достаточно лишь установить факт совершения лицом предусмотренного законом деяния. Последствия же (а они могут быть самыми тяжкими) лежат за пределами состава и влияют лишь на индивидуализацию ответственности.

Как правило, не является обязательным признаком объективной стороны рассматриваемых составов преступлений и способ их совершения. Например, для правовой оценки деяния безразлично, каким способом изготовлен наркотик, психотропное, сильнодействующее или ядовитое вещество. Однако в случаях хищений наркотических средств и психотропных веществ, способ совершения преступления может существенно влиять на степень общественной опасности содеянного. Поэтому в ч. 2, 3 ст. 229 УК способ выступает в качестве признака квалифицированного и особо квалифицированного состава преступления. Для характеристики объективной стороны данных составов не имеют значения особые условия места, времени и обстановки совершения преступления.

Особенностью объективной стороны рассматриваемых преступлений является бланкетностъ ее признаков. Это означает, что для выяснения их смысла, необходимо обращаться к нормативным актам, регулирующим режим обращения с наркотиками, к нормам международного права, актам органов государственного управления. Речь, в частности, идет о юридических нормах, регулирующих порядок культивирования наркотикосодержащих растений и изготовления наркотических средств, их отпуска и приобретения, хранения и учета, контроля за торговлей наркотическими средствами, ввозом и вывозом наркотиков и т. д.

Субъектами анализируемых преступлений могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. За хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) согласно ст. 20 УК ответственность может наступать по достижении 14-летнего возраста.

В связи с тем, что в рассматриваемых преступлениях часто участвуют лица, сами употребляющие наркотики (другие одурманивающие средства), в том числе имеющие уже диагноз наркомания или токсикомания, надо помнить о необходимости проведения судебно-психиатрической экспертизы. Как правило, наркоманы признаются вменяемыми в отношении совершенных ими общественно опасных деяний. Объясняется это тем, что сознательно употребляющее наркотики лицо, даже попав в зависимость от них, отдает отчет в своих действиях, когда приводит себя в состояние наркотического опьянения. У большинства наркоманов, правда, снижен контроль за своими поступками, способность руководить своими действиями (особенно в период наркотического голодания, так называемой ломки, когда они испытывают невыносимые страдания). Но поскольку субъект виновно привел себя в подобное состояние, он в силу ст. 23 УК должен нести ответственность за содеянное. Вместе с тем в случаях, когда систематическое употребление наркотиков достигло столь значительной степени, что возникли стойкие изменения в психике, и лицо потеряло возможность руководить своими действиями, экспертиза может признать его невменяемым. Сказанное относится и к ситуациям, связанным с употреблением психотропных и сильнодействующих веществ.

В составах преступлений, предметом которых являются наркотики, субъект криминального деяния, как правило, наделен общими признаками. Признаки специального субъекта просматриваются в составе, предусмотренном п. в ч. 2 ст. 229 УК, где речь идет о таком отягчающем обстоятельстве, как совершение хищения либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ лицом с использованием своего служебного положения.

С субъективной стороны практически все рассматриваемые преступления характеризуются виной в виде прямого умысла. Лишь нарушение установленных правил производства и оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ (ч. 5 ст. 228, ч. 4 ст. 234 УК) возможно как с умыслом (прямым или косвенным), так и по неосторожности (по легкомыслию или небрежности).

Мотивы и цели совершения анализируемых криминальных деяний для квалификации значения, как правило, не имеют. Они учитываются лишь при назначении наказания. Однако некоторые из составов рассматриваемой группы включают цель как конструктивный признак их субъективной стороны. Квалифицирующее значение имеет, например, цель сбыта в составах, предусмотренных ст. 2281 УК.

2. Уголовно-правовой анализ некоторых статей Уголовного Кодекса РФ

2.1 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (статья 228) незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 2281 )

Предмет преступления — наркотические средства психотропные вещества и их аналоги. При их определении следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 , и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации»[6] , содержащим списки наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список 1) либо ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список 2), а также Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список 3). Под наркотическими средствами понимаются наркотические вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения или их части, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (в ред. от 17.11.2004)[7] в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ (в том числе ст. 3 Единой конвенции о наркотических средствах 1961г.[8] , ст. 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.). Необходимо также руководствоваться решениями Комиссии ООН по наркотическим средствам об отнесении новых веществ к наркотическим средствам и психотропным веществам, принятыми после издания Перечня наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ. Психотропными веществами называют вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в указанный Перечень, в том числе в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещённые для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психо­активное действие которых они воспроизводят (см. ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 09.05.2005)[9] ). Для определения вида средств или веществ (наркотическое, психотропное, сильнодействующее или ядовитое), их названий и происхождения, способа изготовления или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, требуются специальные познания и поэтому суд должен располагать заключением экспертов[10] или специалистов. Согласно ст. 35 указанного выше Закона проведение экспертиз с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, их идентификация разрешается юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ, федеральных органов исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в области внутренних дел, по таможенным делам, федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии.

Объективную сторону данного преступления образуют только незаконные деяния, т.е. совершенные в нарушение правил, установленных международными договорами, вышеупомянутым Федеральным законом, ведомственными актами, инструкциями, регламентирующими порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Под незаконным приобретением следует понимать получение наркотических средств или психотропных веществ любым
способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей содержащих наркотические вещества (в том числе на земельных участках сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков, находящихся на неохраняемых полях посевов наркосодержащих растений после завершения их уборки.

Хранением надлежит считать любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах. Продолжительность хранения на ответственность не влияет. Хранение лекарства, содержащего наркотическое средство, правомерно приобретенное лицом в лечебных целях, не образует состава преступления.

Перевозка означает перемещение любым видом транспорта, независимо от способа транспортировки и места хранения, из одного места нахождения в другое, в том числе из одного населенного пункта в другой, независимо от цели и способа транспортировки, места нахождения перемещаемых средств и веществ. Не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления. Вопрос о наличии в действиях лица незаконной перевозки и отграничении её от хранения во время поездки должен решаться в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения и всех других обстоятельств дела. Правила провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации, определены постановлением Правительства РФ от 15.06.1998 № 591[11] . Действия по незаконному перемещению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов через таможенную границу РФ, определяемую пределами таможенной территории РФ, территорией свободных и таможенных зон и таможенных складов, подлежат дополнительной квалификации по ст. 188 УК.

Изготовлением называют умышленные действия, направленные на получение из наркотических растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ из числа включенных в Перечень наркотических веществ, психотропных веществ и их прекурсоров. Измельчение растения не является изготовлением[12] . Незаконное изготовление и незаконную переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов надлежит квалифицировать как оконченное преступление с начала совершения действий направленных на получение готовых к использованию и употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо на рафинирование или превышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Под незаконной переработкой следует понимать совершённые в нарушение законодательства РФ умышленные действия направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также комбинацию (смешивание) с другими фармакологически активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм. Измельчение или растирание наркосодержащих растений, растворение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов водой без дополнительной обработки в виде выпаривания, рафинирования, возгонки и т.п. не могут рассматриваться как изготовление или переработка наркотических средств. Для правильного решения вопроса о наличии или отсутствии в действиях виновного такого признака преступления, как изготовление либо переработка наркотических средств, психотpопных веществ или их аналогов, в необходимых случаях следует располагать заключением эксперта или специалиста о виде полученного средства или вещества, его названии, способе изготовления или переработки либо иными доказательствами.

Размеры изомеров, стереоизомеров (если таковые определённо не исключены), эфиров, солей наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в списке I, определяются применительно к размерам, установленным постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 № 76, для соответствующих наркотических средств и психотропных веществ. Под препаратом понимается смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ. Поэтому все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества списка I независимо от их количества, полностью запрещены на территории РФ. При решении вопроса об определении крупного или крупного размера такой смеси следует исходить из общего количества смеси (препарата), применительно к тому наркотическому средству или психотропному веществу, для которого предусмотрены более строгие меры контроля, независимо от их содержания в смеси. Так, например, включенный в список 1 героин может содержать в себе до 100 различных компонентов. Для решения вопроса о размерах таких средств не нужно устанавливать долю чистого героина (диацетилморфина) путем исключения из объема этого наркотического средства сопутствующих ему примесей. Если же наркотическое средство или психотропное вещество находится в смеси с каким-либо нейтральным веществом, определение размера наркотического средства или психотропного вещества производится без учета количества нейтрального наполнителя, содержащегося в смеси. Так, при изготовлении сигарет из смеси марихуаны и табака следует отделять табак от марихуаны и весовые категории определять по остатку марихуаны. Высушенная либо не высушенная маковая соломка признаётся наркотическим средством независимо от того, подвергалась ли данная соломка экстракции или деструкции (плесени, гниения). Количество ацетилированного опия, каннабиса (марихуаны), ката, кустарно изготовленных препаратов из эфедрина, или препаратов, содержащих эфедрин или псевдоэфедрин, листа кока, маковой соломки, масла каннабиса (гашишного масла), млечных соков разных видов мака, не являющихся опийным или масличным маком, но содержащих алкалоиды мака, опия, опийного мака, плодового тела любого вида грибов, содержащих псилоцибин и (или) псилоцин, экстрата маковой соломки, включенных в список I, определяется после высушивания их до постоянной массы при температуре 110 —115°С. Из числа наркотических средств, содержащихся в списке II, указанный выше порядок определения размера смесей (препаратов) распространяется лишь на кокаин и кокаина гидрохлорид. Размер солей наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в списках II и III, если существование таких солей, возможно, определяется применительно к размерам, установленным Правительством РФ для соответствующих наркотических средств и психотропных веществ. Крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются. Ответственность по ч. 1 комментируемой статьи за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов наступает в тех случаях, когда такие действия совершены лицом без цели сбыта, а количество каждого такого средства или вещества в отдельности составило крупный размер, либо по ч. 2 этой же статьи — при совершении аналогичных действий без цели сбыта в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в особо крупном размере.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Осознания виновным того, что конкретное средство (вещество) включено в Перечень наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, не требуется, достаточно общего представления об отнесении средства к наркотическому, а вещества — к психотропному. Субъектом указанного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента выполнения действий, составляющих объективную сторону состава преступления.

Незаконное перемещение наркотических средств или психотропных веществ через таможенную границу РФ подлежит дополнительной квалификации по ст. 188 УК. В случае незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки без цели сбыта наркотических веществ, психотропных веществ или их аналогов в размере менее крупного наступает административная ответственность предусмотренная ст. 6.8 КоАП.

Освобождение лица от уголовной ответственности на основании примечания к комментируемой статье возможно при наличии совокупности следующих условий: 1) добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов представителям власти при наличии у виновного реальной возможности распорядиться ими иным образом (не признается добровольной сдачей изъятие наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию (обыск и т.п.); 2) активное способствование раскрытию или пресечению преступлений, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем. При этом из второго условия достаточно наличии одного из указанных признаков. Закон не исключает возможности освобождения от уголовной ответственности лица, хотя и не сдавшего наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги в связи с отсутствием у него таковых, но активно способствовавшего раскрытию или пресечению преступлений, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества добытого преступным путем. Законодатель, описывая соответствующие условия освобождения лица от уголовной ответственности на основании примечания 1 к комментируемой статье, использует термин «освобождается», а не «может быть освобожден». Это означает, что, установив наличие указанных в примечании условий, судебно-следственные органы обязаны освободить лицо от уголовной ответственности за любое преступление, предусмотренное этой статьей.

Производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — действия, направленные на серийное получение этих средств и веществ из химических веществ и (или) растений (см. ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»), например, с использованием специального химического или иного оборудования, в приспособленном помещении, путем изготовления партиями, в расфасованном виде или по определенной технологии.

Сбытом называют любые способы возмездной или безвозмездной передачи другим лицам наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (например, продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекций другому лицу владельцем этого вещества или средства и т.п.). Не может признаваться сбытом: избавление от этих средств или веществ путём оставления в определенном месте или выбрасывания в мусоросборник, на свалку и т.п., введение инъекций одним лицом другому, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю, а также приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов посредником в количестве, соразмерном личному потреблению, на деньги потребителя, по его просьбе, без приобретения прав на владение этими средствами или веществами, когда умыслом приобретателя охватывалось лишь оказание помощи в приобретении, а не сбыт. Об умысле на сбыт могут свидетельствовать как наличие соответствующей договоренности с потребителями, так и другие обстоятельства дела: значительный объем этих средств (веществ), приобретение их лицом для реализации, промышленный способ изготовления, специфическая тара, обеспечивающая быстрый сбыт, приобретение лицом, которое само их не потребляет. Для квалификации действий виновного не имеет значения, на территории РФ или иных государств планировалась реализация этих средств (веществ). Ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов по ч. 1 наступает независимо от их размера. В тех случаях, когда лицо в целях лечения животных вводит им наркотическое средство или психотропное вещество, в его действиях отсутствуют признаки преступления, влекущего уголовную ответственность за незаконный сбыт этих средств или веществ.

Под пересылкой следует понимать перемещение в виде почтовых, багажных отправлений, с нарочным либо иным способом, когда транспортировка этих средств, веществ и их аналогов
осуществляется без участия отправителя. При этом ответственность лица по указанной статье наступает с момента отправления письма, посылки, багажа и т.п. с содержащимся в них наркотическим средством или психотропным веществом не зависимо от их получения адресатом.

Субъект данного преступления как общий — лицо, достигшее 16-летнего возраста, так и специальный — лицо, достигшее 18-летнего возраста или использующее свое служебное положение. Квалифицирующий признак «лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего» предполагает, что действия, связанные с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершает лицо, достигшее 18-летнего возраста, а указанные действия заведомо совершаются в отношении несовершеннолетнего, т.е. лица, не достигшего 18-летнего возраста. Термин «заведомо» означает, что на момент совершения действий, образующих объективную сторону данного преступления, виновный достоверно знал о несовершеннолетнем возрасте лица, для которого производятся указанные средства или вещества, которому они сбываются или пересылаются. Квалифицирующий признак «в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста», означает, что виновный в совершении указанных выше действий достоверно знал, что эти действия совершаются в отношении малолетнего, т.е. лица, не достигшего 14-летнего возраста, например, сбыт наркотических средств своим знакомым младшего возраста, школьникам, соседям по месту жительства, учебы и т.п.

Использование своего служебного положения предполагает, что субъект преступления может быть как должностным лицом, так и другим работником. Достаточно того, что служебное положение позволяет этому лицу использовать его для совершения действий, образующих объективную сторону преступления. К таким лицам могут относиться врачи, медсестры, фармацевты, работники предприятий, производственная деятельность которых связана с наркотическими средствами или психотропными веществами. В каждом случае необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей такого лица, закрепленных в законодательных и иных нормативно-правовых актах, в уставах, положениях, инструкциях и т.п., поскольку в отношении должностных лиц требуется дополнительная квалификация действий виновных по ст. 285 УК.

При совершении виновным наряду с действиями, предусмот­ренными комментируемой статьей, иных действий, перечисленных в ст. 228 УК (приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта), его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьёй и ст. 228 УК. Если же указанные в диспозиции ст. 228 УК действия совершались с целью производства, сбыта или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, но не были доведены до конца по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного, то его действия подлежат квалификации как приготовление или покушение на совершение преступления, предусмотренного любой частью комментируемой статьи.

2.2 Незаконное культивирование запрещённых к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231)

Предметом преступления при посеве или выращивании являются запрещенные к возделыванию растения, содержащие
наркотические вещества. В соответствии со ст. 18 Федерального
закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»
на территории РФ запрещается культивирование опийного мака,
кокаинового куста, а также в целях незаконного потребления или
использования в незаконном обороте наркотических средств конопли. Предметом преступления при культивировании, кроме вышеуказанных сортов конопли и мака, могут быть и другие растения, содержащие наркотические вещества. Порядок разрешения культивирования растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

Объективная сторона данного преступления выражается в выращивании, посеве и культивировании. Посев и выращивание — это действия, разделенные во времени. Они, как этапы процесса возделывания, могут осуществляться разными людьми. Под посевом понимается действие, связанное с внесением в
почву семян или высадкой рассады запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих культур без надлежащего разреше­ния на любых земельных участках, в том числе на пустующих полях. Выращивание предполагает уход за засеянной площадью и растущими на ней растениями с целью доведения до стадии coзревания. Под культивированием следует понимать селекцию запре­щённых к возделыванию или иных растений, содержащих наркотические вещества, т.е. действия, направленные на выведение
иных сортов или гибридов конопли, мака и других растений,
части которых содержат наркотические вещества. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с начала выполнения действий по посеву, выращиванию, культивированию растительных культур, содержащих наркотические вещества. Сбор урожая рассматривается как приготовление к изготовлению наркотических средств.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что осуществляет посев, выращивание или культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, и желает этого. Мотивы и цели преступления на квалификацию не влияют.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего
возраста. Следует учитывать, что совершение преступления организованной группой может совершаться с распределением ролей и не все участники группы могут выполнять непосредственно объективную сторону состава преступления: некоторые участники будут выполнять иные функции (например, охрану участков).

Посев или выращивание запрещенных к возделыванию
растений, содержащих наркотические вещества, и незаконное
изготовление из них наркотических средств либо их последующие хранение, перевозка, сбыт надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 228, 2281 УК.

Уголовно наказуемые и крупные размеры посева, выращивания, а также культивирования растений, содержащих наркотические вещества, устанавливаются постановлением Правительства РФ.

2.3. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232). Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233)

Притон — это помещение, в котором систематически,
неоднократно собираются люди с целью потребления наркотических средств или психотропных веществ. Оно может иметь необходимое для этого оборудование. Помещение для притона используется как жилое (дом, квартира, комната), так и нежилое (гараж, сарай, подвальное помещение, чердак).

Объективная сторона преступления состоит в совершении хотя бы одного из альтернативных действий: организации или содержании даже одного притона, предназначенного для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Под организацией притона имеется в виду деятельность по созданию и обеспечению функционирования соответствующего помещения (приобретение, выделение, наем, подыскание помещения, финансирование его ремонта, приспособление для пользования им многократно и многими лицами, обеспечение наркотическими средствами или психотропными веществами и т.п.). Под содержанием притона следует понимать владение помещением, отведенным и приспособленным для потребления наркотических средств и психотропных веществ, управление этим помещением, т.е. деятельность по оплате расходов, связанныx с существованием притона после его организации (например внесение арендной платы за его использование, регулирование посещаемости, охрана).

За организацию либо содержание притона виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности лишь в случае неоднократного предоставления жилого или нежилого помещения одним и тем же либо разным лицам для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо осознает, что организует или содержит притон для потребления наркотических средств и психотропных веществ, и желает действовать таким образом. Обязательным признаком данного преступления является специальная цель — потребление этих средств (веществ).

Субъект данного преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, описанных в диспозиции статьи.

Организация или содержание притона для потребления наркотических средств, психотропных веществ должностными лицами с использованием своего служебного положения подлежит квалификации по совокупности преступлений.

Обеспечение притона указанными средствами, веществами его организаторами (содержателями) помимо комментируемой статьи квалифицируется и по ст. 228 и 2281 УК, а при склонении к потреблению — и по ст. 230 УК.

Организация либо содержание притона для потребления каких-либо одурманивающих веществ, не относящихся к наркотическим средствам или психотропным веществам, данного преступления не образуют.

Все участники организованной группы, причастные к созданию (организации) притона для потребления наркотических средств (психотропных веществ) или его содержанию, независимо от конкретно выполняемых действий, подлежат ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

Довольно часто в практике встречается, что при выявлении притона и пресечении деятельности лиц его содержавших и посещавших, сопутствующим преступлением проходит ст. 233 УК РФ. Во многих притонах из лекарственных препаратов (теофедрин, солутан) изготавливается первитин, так называемый «винт». На приобретение указанных препаратов необходимы рецепты. Героин, как правило, в притонах не употребляется, так как для его приготовления в раствор и употребления не требуется много времени и каких либо удобств.

Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).

Под рецептом имеется в виду составленное врачом на бланке установленного образца предписание о выдаче аптекой указанного в нем лекарственного препарата и его дозировке при употреблении больным. В нем обязательно должны содержаться сведения о том, когда, кем и на имя кого он выдан, подпись или личная печать выдавшего его врача, а также печать главного врача и печать самого лечебного учреждения. Бланки рецептов на получение препаратов, содержащих в своём составе в определённых пропорциях и дозах наркотические средства и психотропные вещества, имеют специальную форму и являются документами строгой отчетности. Использованные рецепты хранятся как документы строгой отчетности. Отдельные препараты, содержащие психотропные вещества, могут выдаваться по обычным рецептам.

Форма бланков указанных рецептов, порядок их регистрации, учета и хранения, а также правила оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Под иными документами, дающими право на получение наркотических средств или психотропных веществ, следует понимать: медицинскую карту; книгу учета выдачи наркотикосодержащих препаратов для бригад «Скорой помощи»; лицензию на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств или психотропных веществ; заявку медицинского учреждения на их получение; выписку из истории болезни; товарно-транспортную накладную; сертификат Постоянного комитета по контролю наркотиков, необходимый для получения лицензии; документы, подтверждающие наличие необходимых условий сохранности наркотических средств или психотропных веществ; журналы учета наркотических средств и т.п.

В случае фальсификации отчетной документации, ревизионных документов, акта об уничтожении наркотических средств или наркотикосодержащих веществ и т.п. уголовная ответственность не должна наступать по комментируемой статье. Она направлена, прежде всего, на защиту установленного норматив­ными актами порядка выдачи рецептов и других документов, представление которых дает возможность беспрепятственно получить наркотические средства или психотропные вещества. В случае подделки отчетной и иной подобной документации, если это, например, сопровождалось изъятием наркотических средств из оборота, уголовная ответственность наступает за общий или служебный подлог документов и хищение наркотиков.

Объективную сторону указанного преступления образуют действия, состоящие в незаконной, т.е. с нарушением установленного порядка, выдаче рецепта или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, либо в подделке рецептов и иных документов.

Под незаконной выдачей рецепта имеется в виду нарушение установленного порядка составления и вручения его лицу, которое не нуждается в лечении с помощью названных в рецепте препаратов, указание в нем большего количества препаратов, чем необходимо больному по медицинским показаниям, или превышение нормы единовременной выдачи, оформление лицом, не имеющим права составлять этот документ без ведома врача и с использованием его личной печати и т.д.

Аптечным организациям и учреждениям здравоохранения запрещается отпускать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II, по рецепту, выписанному более 5 дней назад. Перечень должностей медицинских фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 13.05.2005 № 330[13] . В этом перечне указаны: 1) заведующий аптечной организацией (учреждением) его заместитель или заведующий отделом; 2) провизор аптечной организации (учреждения); 3) фармацевт аптечной организации (учреждения).

Под подделкой рецепта или иных документов следует понимать полное или частичное изготовление такого документа лицом, не уполномоченным на его выдачу. При этом могут быть фальсифицированы как отдельные реквизиты документа (например, дата, подписи и печати врача, фамилия больного, количество препаратов), так и полная подделка документа, дающего право на получение наркотических средств и психотропных веществ.

Субъективная сторона указанного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает, что в нарушение установленного порядка выдает или подделывает рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ, и желает совершить эти действия.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом субъектами незаконной выдачи рецептов и иных документов являются лица, наделенные правом выдачи таких документов. Субъектами же подделки могут быть любые физические лица.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента составления рецепта и вручения его лицу, которое намеревалось получить по нему наркотические средства или психотропные вещества, либо с момента внесения в рецепт (иной документ) фальсифицированных сведений.

При получении по незаконно выданному или поддельному рецепту, иному документу препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, лицом, на имя которого они выданы, лица, незаконно выдавшие рецепт, иные документы либо совершившие их подделку, подлежат ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 228 УК, если такие действия охватывались их умыслом. В случае, если подделыватель рецептов получает по ним наркотические вещества бесплатно, содеянное следует квалифицировать как совокупность комментируемой статьи и ст. 229 УК РФ.

Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного средства, полностью охватывается комментируемой статьей и дополнительной квалификации по ст. 327 УК не требует. Подделка (незаконная выдача) документов (рецептов) на сильнодействующие, одурманивающие, ядовитые вещества не может квалифицироваться по комментируемой статье.

Если указанные действия сопряжены с похищением выданного в установленном порядке рецепта или иного документа, содеянное квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и ст. 325 УК.

Заключение

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.

Продолжающееся ухудшение наркоситуации свидетельствует о том, что задачи государственной политики в этой не в полной мере реализованы.

Основополагающими принципами государственной политики борьбы с наркоманией являются: приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств; стимулирование работы по антинаркотической пропаганде; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего, в крупных, целесообразно особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.

Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления: средства массовой информации; учебные заведения всех уровней; органы законодательной и исполнительной власти.

Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества.

Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. В качестве предложений по совершенствованию государственного механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров можно назвать следующие:

1.Необходимость законодательного урегулирования координирующих функций органов наркоконтроля путем наделения их руководителей соответствующими полномочиями, реализуемыми через межведомственные комиссии.

2. Необходимость упорядочивания нормативными актами вопросов проведения мониторинга, которые необходимо проводить по поручению и под контролем исполнительных органов власти наиболее компетентными специалистами, а результаты мониторинга рассматриваться как основание для организации, планирования и корректировки антинаркотических профилактических планов и мероприятий; создания единой системы антинаркотической пропаганды.

3. Необходимость совершенствования правового обеспечения через изменения норм уголовного и административного законодательства в направлении ужесточения санкций за распространение наркотиков, устранения вышеназванных пробелов и коллизий; принятие федерального закона о профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами; совершенствование системы организации общей и ранней профилактики: разработка комплексного плана по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Российской Федерации на основе федеральной и региональных программ; обеспечение развития квалифицированной экстренной психологической помощи по телефону. В настоящее время на законодательном уровне практически отсутствует система принуждения больных наркоманией к лечению и наблюдению. В этой связи необходимо изменение действующих норм посредством определения способов и порядка принуждения и наблюдения, как правонарушителей - лиц, больных наркоманией, так и больных наркоманией, которые в связи с определенными обстоятельствами могут представлять опасность для себя и других лиц или находятся в беспомощном состоянии.

4. В соответствии со ст. 188 УК незаконное перемещение через границу прекурсоров, используемых для изготовления и производства наркотиков, квалифицируется как контрабанда обычных товаров.

5. Купля-продажа и незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ часто происходят в помещениях или на территориях торговых предприятий, игорного и развлекательного бизнеса, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые, думается, не должны быть безучастными к тому, что происходит на принадлежащих им площадях. Поэтому в целях усиления профилактики наркомании целесообразно предусмотреть ответственность руководителей юридических лиц, владеющих местами отдыха и проведения досуга граждан, за непринятие необходимых мер по предупреждению и недопущению распространения и потребления в этих местах наркотических средств, психотропных веществ.

6. Наряду с существующей уголовной ответственностью за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ представляется целесообразным ввести административную ответственность за однократное предоставление помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Такое положение могло бы стать действенной профилактической мерой в борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами.

7. В области научного обеспечения необходимо поддержать научные разработки, направленные на предупреждение потребления наркотиков, а также на создание эффективных технологий по преодолению наркозависимости; ускорить внедрение в практику результатов научных исследований; привлечь учебные и научные учреждения Российской Федерации к разработке программ по профилактике наркомании среди населения.

Реализация предложенных изменений действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, позволит, на мой взгляд, повысить уровень безопасности личности, общества и государства, оптимизировать правоприменительную практику в этой сфере.

Хотелось бы закончить словами из речи В.В. Путина, выступившего на заседании Совета Безопасности Российской Федерации, 28 сентября 2001 года: «Со сложившейся наркоситуацией в стране надо бороться и юридическими, и административными, и воспитательными методами».

Глоссарий

Новое понятие Определение
1 Наркомания (от греч. nrke — оцепенение и мания) наркотическая зависимость (человека от приёма наркотика), - заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определённом уровне только при условии постоянного приёма наркотического вещества, и ведёт к глубокому истощению физических и психических функций
2 объект преступлений общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения
3 признак наркомании неудержимое влечение к опьянению, эйфории, достигаемой посредством приёма наркотического вещества, что и послужило основанием названию болезни
4 Сильнодействующие вещества вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни людей действие при приеме их в значительных дозах и при наличии медицинских противопоказаний к употреблению
5 Ядовитые веществ вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека
6 Субъекты преступлений граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста
7 Предмет преступления наркотические средства психотропные вещества и их аналоги
8 Психотропные вещества вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы
9 Незаконное приобретение получение наркотических средств или психотропных веществ любым
способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей содержащих наркотические вещества

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993//РГ.-1993-№ 237.-25 дек.

2. Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г.

3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г

4 . Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ.-1996.-№25.-Ст.2954.

5. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ// СЗ РФ.-2003.-№22.-Ст.2066.

6. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности (принят ГД ФС РФ 05.07.1995)// Российская газета № 160 от 18.08.1995 г.

8. Федеральный Закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах (в ред.09.05.2005 года)// СЗ РФ.-2005.-№19.-Ст.1752.

9. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2003 года N 624 «Вопросы Государственного Комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (Заключено в г. Киеве 21.10.1992)//Российская газета № 112 от 11.06.2003 г.

10. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 года (с изменениями, внесенными указами ПВС РСФСР от 15 июля 1974 года и 6 августа 1986 года) «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных нар­команией». // Ведомости Верховного Совета РСФСР.-1972.-№ 35.-Ст. 870; 1974.-№ 29.-Ст. 782; 1986.-№ 33.-Ст. 919;

11. Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средст­вах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ. //Российская газета № 7 от 15.01.1998 г.

12. О применении судами принудительного лечения от алкоголизма и нар­комании в порядке ст. 62 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик (обзор судебной практики) // Бюллетень Верховного Суда СССР- 1999- №2.

Научная и обзорная литература

1. Еременко В. В. Национальная безопасность: информационная составляющая. М.: МОСУ- 2000. -254 с.

2. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 года «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией // Ведомости Верховного Совета СССР. -1990.- № 47.- Ст. 1001.;

3. Заппа Фрэнк. Правдивая книга. NewHotRock.- 1995. - 356с.

4. Калачев Б.Ф. Что мы об этом знаем? Из истории распространения наркотиков и наркомании в России. Эйфория распада. М.: Молодая гвардия -1991.- 205с.

5. Калачев Б.Ф., Сергеев А.Н. Развитие наркомании и незаконного оборота наркотиков в России и в мире// Противодействие незаконному оборот наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие //Под ред. А.Н. Сергеева. М.- 2000. -430с.

6. КНР. Законодательные акты.-М.- 1989.- 780с.

7. Кондратьев В. Русская исповедь (об отношении к наркотикам в русской литературе). Опиум.-М.: Рандеву-АМ- 1999.- 189с.

8. Контрабанда наркотиков в Россию: научно-аналитический обзор / Под ред. П.Г. Пономарева. М.: ВНИИ МВД России- 1996.- 150с.

9. Курек Н. С. Гедонистическое мировоззрение в молодежной субкультуре как фактор, способствующий вовлечению в потребление психоактивных веществ //Вопросы наркологии. -1996.- 236с.

10. Ларри Коллинс. Непродуманный голландский эксперимент с наркоти­ками. - ForeigAffairs- май-июнь 1999.- 115с.

11. Лекции по наркологии. 2-е изд., переработанное и расширенное / Под ред. Н.Н. Иванца. М.: Нолидж- 2000.- 356с.

12. Материалы семинара-практикума по борьбе с преступностью, состо­явшегося под эгидой ООН в Канаде в конце 1994 г. (опубликованы в сбор­нике ООН за 1995 г.).- 178с.

13. Мазурова АИ., Розин М.В. Молодежная контркультура: хип-система и мистика. По неписаным законам улицы... М.: Юрид. лит.- 1991.-100 с.

14. Материалы ООН. Девятый Конгресс ООН по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями. Каир, Египет, 29 апреля -8 мая 1995.-209с.

15. Материалы УБНОН МВД России. (Дело по переписке УБНОН с дру­гими министерствами и ведомствами за 2001 г. Т. 29).-250с.

16. Михлин АС. Осужденные. Кто они? М.: ВНИИ МВД РФ-1996.-276с.

17. Мураками X. Охота на овец: Роман. / Пер. с яп.: СПб.: Амфора-2000.-235с..

18. Модельный Уголовный Кодекс. Международные правовые акты госу­дарств-участников СНГ в области борьбы с преступностью. Сборник доку­ментов/Сост. Н.Б. Слюсарь. М.: Интел универсал- 1999.-467с.

19. Москалькова Т.Н., Димитров И.Л., Слюсарь Н.Б. Международная кон­венция о взаимном административном сотрудничестве в предотвращении, раскрытии и пресечении таможенных правонарушений, 9 июня 1977. Ст. 1 (г): Противодействие незаконному наркообороту. Сборник международно-правовых актов.-М.- 1999.-210с.

20. Меретуков Г.М. Уголовно-правовые проблемы борьбы с наркобизне­сом: Ростов-на-Дону. СКНЦ ВШ,-1994.-180с.

21. Организованная преступность и незаконный оборот наркотиков в Рос­сийской Федерации. Доклад о развитии человеческого потенциала в Рос­сийской Федерации за 2000 г. / Под ред. проф. С.Н. Бобылева. М.- Права человека,-2001-193с.

22. Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Незаконный оборот наркотиков в структуре организованной преступности: состояние, тенденции, перспекти­вы // Право и политика.-2001.-№ 6.-164 с.

23. Сагарева О. Аквариум: 1972-1992: Сборник статей. М.- Алфавит,-1992.-345с.

24. Таможня и наркотики: обзор задержаний наркотиков в 2000 г. Госу­дарственный таможенный комитет Российской Федерации, 2001 – 234с.

25 Татидинова Т. Г. Организованная преступность и молодежь // Социо­логические исследования. 2000.-№ 3.-256с.

26 Улицкий С.Я. Развитие правового регулирования принудительных мер медицинского характера. Владивосток: ДВ ГУ, 1977.- 178с.

27. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и пси­хотропных веществ: Учебное пособие/ Под ред. А.Н. Сергеева. М: УБНОН МВД России, Московская академия МВД России, Изд-во «ЩИТ-М»- 2000.- 627с.

28. Фильченков Г.И. Обеспечение контроля за поведением несовершенно­летних, осужденных условно и к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора. М.- 1995.-385с.

29. Фирсаков СВ. Социально-демографические особенности личности преступников-наркоманов. Безопасность и здоровье нации. М.: Криминоло­гическая ассоциация, НАИ проблем укрепления законности и правопоряд­ка,-1996.- 325с.

30. Шнайдер Р. Криминология. М.-1994.-687с.

Приложение 1

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 6 мая 2004 г. N 231

Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного Кодекса Российской Федерации

Список наркотических средств и психотропных

веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен

в соответствии с законодательством Российской Федерации

и международными договорами Российской Федерации

(список I)

Наркотические средства

Аллилпродин 0,001 г

Альфамепродин 0,001 г

Альфаметадол 0,001 г

Альфа-метилфентанил 0,00002г

Альфа-метилтиофентанил 0,00002 г

Альфапродин 0,001 г

Альфацетилметадол 0,001 г

Анилэридин 0,0005 г

Ацетил-альфаметилфентанил 0,00002 г

Ацетилгидрокодеин 0,001 г

Ацетилированный опий 0,1 г

Ацетилкодеин 0,001 г

Ацетилметадол 0,001 г

Ацеторфин 0,00002 г

БДБ [L-(3,4-метилендиоксифенил)-2-бутанамин] 0,002 г

Безитрамид 0,0005 г

Бензетидин 0,0002 г

Бензилморфин 0,001 г

Бета-гидрокси-3-метилфентанил 0,00002 г

Бета-гидроксифентанил 0,00002 г

Бетамепродин 0,001 г

Бетаметадол 0,001 г

Бетапродин 0,001 г

Бетацетилметадол 0,001 г

Гашиш (анаша, смола каннабиса) 0,5 г

Героин (диацетилморфин) 0,1 г

Гидрокодон 0,005 г

Гидрокодона фосфат 0,005 г

N-гидрокси-МДА 0,002 г

Гидроморфинол 0,0001 г

Гидроморфон 0,001 г

Дезоморфин 0,0001 г

Диампромид 0,0001 г

Дигидроморфин 0,001 г

Дименоксадол 0,001 г

N-Диметиламфетамин 0,002 г

Димепгептанол 0,001 г

Диметилтиамбутен 0,002 г

Диоксафетил бутират 0,001 г

Дипипанон 0,001 г

Дифеноксин 0,0002 г

Диэтилтиамбутен 0,002 г

ДМА (d, L-2,5-диметокси-альфа-метил-фенил-этиламин) 0,002 г

ДМГП (диметилгептилпиран) 0,0003 г

ДМТ (диметилтриптамин) 0,01 г

ДОБ (d, L-2,5-диметокси-4-бром-амфетамин) 0,001 г

ДОХ (d, L-2,5-диметокси-4-хлор-амфетамин) 0,0002 г

ДОЭТ (d, L-2,5-диметокси-4-этил-амфетамин) 0,0001 г

Дробетанол 0,01 г

ДЭТ (N, N-диэтилтриптамин) 0,01 г

Изометадон 0,001 г

Каннабис (марихуана) высушенная 2 г

не высушенная 14 г

Кат (листья) 20 г

Кетобемидон 0,5 г

Клонитазен 0,00002 г

Кодоксим 0,001 г

Кустарно изготовленные препараты из эфедрина или сухой остаток из препаратов, содержащих эфедрин в целом 0,3 г

Кустарно изготовленные препараты из псевдоэфедрина сухой остаток или из препаратов, содержащих псевдоэфедрин в целом 0,3 г

Левометорфан 0,002 г

Левоморамид 0,0005 г

Леворфанол (леморан) 0,0005 г

Левофенацилморфан 0,0005 г

Лизергиновая кислота и ее производные 0,00005 г

d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) 0,0003 г

Лист кока (за исключением листьев, из которых удален 5 г

весь экгонин, кокаин и любые другие алколоиды экгонина)

Маковая солома (опийного мака за исключением семян)

высушенная 10 г

не высушенная 70 г

Масло каннабиса (гашишное масло) 0,1 г

МБДБ [N-метил-1-(3,4-метилендиоксифенил)-2- 0,002 г

бутанамин]

МДА (тенамфетамин) 0,002 г

МДМА (d, L-3,4-метилендиокси-N-альфа-диметил-фенил- 0,05 г

этиламин)

3-Моноацетилморфин 0,01 г

6-Моноацетилморфин 0,01 г

Мескалин 0,05 г

Метадон 0,05 г

d-Метадон 0,05 г

L-Метадон 0,05 г

Метадона промежуточный продукт (4-циано-2- 0,05 г

диметиламино-4,4-дифенил-бутан)

Метазоцин 0,001 г

Метамфетамин 0,05 г

Метилдезорфин 0,001 г

Метилдигидроморфин 0,001 г

3-метилтиофентанил 0,00002 г

3-метилфентанил 0,00002 г

N-метилэфедрон 0,0005 г

Метопон 0,0002 г

Мирофин 0,0005 г

ММДА (2-метокси-альфа-4-метил 4,5- 0,002 г

(метилендиокси)-фенетиламин)

Морамида, промежудочный продукт (2-метил- 0,0005 г

3-морфолин-1-дифенил-пропан-карбоновая кислота)

Морферидин 0,00002 г

Морфин метилбромид 0,0005 г

Морфин-N-окись 0,0005 г

МППП (1-метил-4-фенил-4-пиперидинол пропионат 0,0001 г

(эфир)

Никодикодин 0,0005 г

Никокодин 0,0005 г

Никоморфин 0,0005 г

Норациметадол 0,001 г

Норкодеин 0,001 г

Норлеворфанол 0,0005 г

Норметадон 0,001 г

Норморфин 0,0005 г

Норпипанон 0,0005 г

Оксикодон (текодин) 0,0002 г

Оксиморфон 0,0002 г

Опий (в том числе медицинский) - свернувшийся сок 0,5 г

опийного мака

Опийный мак (растение вида Papaver somniferum L) 8 г

Орипавин 0,01 г

Пара-флуорофентанил (пара-фторфентанил) 0,00002 г

Парагексил 0,0002 г

ПЕПАП (L-фенэтил-4-фенил-4-пиперидинол ацетат 0,0001 г

(эфир))

Петидин 0,005 г

Петидина промежуточный продукт А (4-циано-1-метил- 0,005 г

4-фенилпиперидин)

Пиминодин 0,001 г

ПМА (4-метокси-альфа-метилфенил-этиламин) 0,002 г

Прогептазин 0,003 г

Проперидин 0,003 г

Пропирам 0,003 г

Псилоцибин 0,005 г

Псилоцин 0,005 г

Рацеметорфан 0,002 г

Рацеморамид 0,0005 г

Рацеморфан 0,0005 г

Ролициклидин 0,0001 г

2С-В (4-бром-2,5-диметоксифенетиламин) 0,01 г

СТП(ДОМ)[2-амино-1-(2,5-диметокси-4-метил) 0,0005 г

фенилпропан]

Тебакон 0,0007 г

Теноциклидин 0,0001 г

Тетрагидроканнабинол (все изомеры) 0,05 г

Тиофентанил 0,00002 г

ТМА (d, L-3,4,5-триметокси-альфа-метилфенил-амин) 0,03 г

Фенадоксон 0,001 г

Фенадон 0,01 г

Феназоцин 0,003 г

Фенампромид 0,0001 г

Фенатин 0,0005 г

Фенциклидин 0,005 г

Феноморфан 0,0005 г

Феноперидин 0,0002 г

Фолькодин 0,001 г

Фуретидин 0,005 г

Экгонин, его сложные эфиры и производные, которые 0,001 г

могут быть превращены в экгонин и кокаин

Экстракт маковой соломы (концентрат маковой 0,05 г

соломы - материал, получаемый, когда маковая солома

начала подвергаться процессу концентрации

содержащихся в ней алколоидов)

N-ЭТИЛ-МДА(d, L-N-этил-альфа-метил-3,4- 0,002 г

(метилендиокси)-фенетиламил)

Этилметилтиамбутен 0,002 г

Этициклидин 0,0001 г

Этоксеридин 0,001 г

Этонитазен 0,00002 г

Эторфин 0,00002 г

Этриптамин 0,005 г

Эфедрон (меткатинон) 0,05 г

Психотропные вещества

Дексамфетамин 0,005 г

Катин (d-норпсевдоэфедрин) 0,0005 г

Катинон (L-альфа-аминопропиофенон) 0,0005 г

Левамфетамин 0,005 г

Меклоквалон 0,05 г

Метаквалон 0,2 г

4-метиламинорекс 0,01 г

Метилфенидат (риталин) 0,01 г

Список наркотических средств и психотропных

веществ, оборот которых в Российской Федерации

ограничен и в отношении которых устанавливаются меры

контроля в соответствии с законодательством

Российской Федерации и международными

договорами Российской Федерации

(список II)

Наркотические средства

р-Аминопропиофенон (РАРР) и его оптические 0,02 г

изомеры (антидот против цианидов)

Альфентанил 0,003 г

Амфетамин (фенамин) и комбинированные 0,1 г

лекарственные препараты, содержащие фенамин

(амфетамин)

Бупренорфин 0,0003 г

Глютетимид (Ноксирон) 0,25 г

Декстроморамид 0,0005 г

Декстропропоксифен (ибупроксирон, проксивон, 0,1 г

спазмопроксивон)

Дигидрокодеин 0,016 г

Дифеноксилат 0,0025 г

Кодеин 0,1 г

Кодеина фосфат 0,1 г

Кокаин 0,15 г

Кокаина гидрохлорид 0,01 г

Кодеин N-окись 0,1 г

Морфин 0,01 г

Морфина гидрохлорид 0,01 г

Морфина сульфат 0,01 г

Морфилонг 0,01 г

Омнопон 0,03 г

Пентазоцин 0,05 г

Проперидин 0,003 г

Пропирам 0,003 г

Просидол 0,01 г

Пиритрамид (дипидолор) 0,01 г

Реазек 0,0025 г

Свечи тилидина в разных дозировках 1 свеча 0,05 г

Сомбревин 0,25 г

Суфентанил 0,00001 г

Таблетки Алнагон (кодеина фосфата 20 мг, кофеина 5 табл. 80 мг, фенобарбитала 20 мг, кислоты ацетилсалициловой 20 мг)

Таблетки (кодеина камфосульфоната 0,025 г, 4 табл. сульфагваякола калия 0,1 г, густого экстрата гринделии 0,017 г)

Таблетки кодеина 0,03 г + парацетамола 0,5 г 3 табл.

Таблетки кодеина фосфата 0,015 г + сахара 0,25 г 6 табл.

Таблетки кодеина 0,01 г (0,015 г) + сахара 0,25 г 10 (6) табл.

Таблетки кодеина 0,015 г + натрия гидрокарбоната 6 табл. 0,25 г

Таблетки Кодтерпин (кодеина 0,015 г + натрия 6 табл.

гидрокарбоната 0,25 г + терпингидрата 0,25 г)

Таблетки от кашля. Состав: травы термопсиса 5 (10) табл.

в порошке - 0,01 г (0,02 г), кодеина - 0,02 г

(0,01 г), натрия гидрокарбоната - 0,2 г, корня солодки в порошке - 0,2 г

Тебаин 0,03 г

Тилидин 0,05 г

Тримеперидин (промедол) 0,02 г

Фентанил 0,0005 г

Этилформин 0,008 г

Эскодол 0,05 г

Эстоцин 0,06 г

Эстоцина гидрохлорид 0,06 г

Этилморфина гидрохлорид 0,008 г

Психотропные вещества

Амобарбитал (барбамил) 0,1 г

Амфепрамон (фепранон, диэтилпропион) 0,025 г

Кетамин 0,1 г

Кетамина гидрохлорид (калипсол, кеталар) 0,1 г

Таблетки (барбамила 0,15 г + бромизовала 0,15 г) 1 табл.

Фенметразин 0,05 г

Фентермин 0,01 г

Этаминал натрия 0,2 г

Хальцион (триазолам) 0,00025 г

Список психотропных веществ, оборот которых

в Российской Федерации ограничен и в отношении

которых допускается исключение некоторых мер контроля

в соответствии с законодательством Российской Федерации

и международными договорами Российской Федерации

(список III)

Аминорекс 0,1 г

Апрофен 0,025 г

Бензфетамин 0,025 г

Галотан (фторотан) 10 г

Декстрометорфан 0,06 г

Левамфетамин 0,002 г

Лефетамин 0,001 г

Мазиндол 0,002 г

Мефенорекс 0,002 г

Натрий оксибутират и другие соли оксимасляной 2 г

кислоты

Пентобарбитал 0,1 г

Пипрадрол 0,002 г

Тарен 0,2 г

Фендиметразин 0,05 г

Фенпропорекс 0,002 г

Ципепрол 0,01 г

Этиламфетамин 0,002 г


[1] Чуйков А. Мы проиграли первый раунд борьбы с наркоманией // Аргументы и факты. 1996-№27-С. 13.

[2] Андреева Л. А. Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ-СПб., 1998-С. 298

[3] Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право: Учебник. — М.: Юристъ, 1999-С. 54

[4] Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997- С. 125

[5] Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

[6] СЗ РФ. 2006- № 7-С. 787

[7] СЗ РФ. 2004- № 47. –С. 4666

[8] СЗ РФ. 2000- № 22. -С. 2269

[9] СЗ РФ, 2005- № 19 –Ст. 1752

[10] БВС РФ. 1998. № 9 –С. 2

[11] СЗ РФ 1998-№ 25-Ст. 2908

[12] БВС РФ. 1998-№ 9-С. 3-4.

[13] Российская газета.-2005.-№ 131

Скачать архив с текстом документа