Независимость новых югославских государств

СОДЕРЖАНИЕ: Политическое развитие Словении. Хорватия: борьба за границы. Босния и Герцеговина в огне межнациональной войны. Союзная Республика Югославия: жизнь под санкциями. Государственное сообщество Сербия и Черногория. Македония - от унитаризма к федерализму.

НЕЗАВИСИМОСТЬ НОВЫХ

ЮГОСЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ

План

Политическое развитие Республики Словения

Хорватия борьба за границы

Босния и Герцеговина в огне межнациональной войны

Союзная Республика Югославия: жизнь под санкциями

Государственное сообщество Сербия и Черногория

Македония от унитаризма к федерализму

Политическое развитие Республики Словения

Первые многопартийные выборы в Словении после долгих лет коммунистической монополии на власть состоялись в апреле 1990 г. На них убедительную победу (около 55% голосов) одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС), в который входили Словенский демократический союз, Социал-демократический союз Словении, Словенское христианско-социальное движение, Словенский крестьянский союз и партия зеленых. В парламент также прошли Партия демократического обновления (бывшие коммунисты), Либерально-демократическая и Социалистическая партии. Все партии апеллировали исключительно к словенским национальным ценностям. Премьер-министром Словении стал деятель правого толка Лойзе Петерле от Словенского христианско-социального движения, а Председателем Президиума республики (президентом) - бывший коммунистический функционер, известный своими либеральными взглядами, сторонник выхода Словении из состава федерации Милан Кучан.

Словенское руководство последовательно проводило курс на обретение республикой полной самостоятельности. Новоизбранный парламент принял декларацию о суверенитете и независимости Словении, затем был проведен плебисцит, 88% участников которого заявили о желании выйти из федерации.25 июня 1991 г. парламент провозгласил независимость Словении. Одновременно руководство республики приказало своим вооруженным формированиям занять таможенные и погранично-пропускные пункты, а также обозначить собственными пограничными знаками и флагами Словении ее границы с Италией, Австрией и Венгрией.

На следующий день правительство Югославии признало эти действия незаконными и приказало частям Югославской народной армии взять ситуацию в Словении под контроль. Однако эта акция федеральных властей потерпела неудачу. Руководство Словении сумело мобилизовать 35 тыс. добровольцев и силы т. н. территориальной обороны. В длившихся 10 дней вооруженных столкновениях погибло несколько словенских ополченцев и десятки военнослужащих ЮНА, сотни были ранены. Армия не сумела решить поставленную перед ней задачу. В конфликт вмешалось Европейское сообщество, делегация которого сумела организовать переговоры конфликтующих сторон.3 июля было заключено перемирие. Словенцы обязались на три месяца отложить реализацию декларации о независимости, а федеральные власти обязались вывести свои войска с территории республики, что они и сделали 29 июля. Это открывало руководству Словении возможность проводить полностью самостоятельную политику. В октябре 1991 г. оно установило контроль над границами и ввело национальную валюту, в декабре была принята новая конституция. В январе 1992 г. независимость Словении была признана государствами Европейского сообщества (после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора оно стало называться Европейским союзом), а затем и другими странами.

На момент обретения словенским народом независимости население страны, площадью 20 273 тыс. км. кв., насчитывало 1 976 тыс. человек. Среди государств, возникших на территории бывшей Югославии, она была наиболее однородной по этническому составу: около 90% населения составляли словенцы, исповедующие католицизм. Во многом именно моноэтничность и моноконфессиональность предопределили почти бескровный выход республики из состава СФРЮ.

Согласно конституции 1991 г., Словения - парламентская республика. Парламент состоит из двух палат: государственного собрания и государственного совета. Они различаются компетенциями и сроком полномочий. Законодательным органом является государственное собрание в составе 90 депутатов, избираемых от политических партий в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. По одному мандату зарезервировано для представителей итальянского и венгерского национальных меньшинств. Государственное собрание формирует правительство и контролирует его деятельность, принимает законы.

Государственный совет состоит из 40 депутатов, избираемых на 5 лет. В его обязанности входит выражение социальных, экономических, профессиональных и локальных интересов всех членов словенского общества без различия политической или национальной принадлежности. В нем заседают 4 представителя от работодателей, 4 - от наемных работников, 4 - от крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий, 6 - от нехозяйственной сферы. Эти 18 депутатов избираются путем многоступенчатых выборов.22 депутата, представляющие местные интересы, избираются путем прямых, всеобщих выборов.

Право законодательной инициативы принадлежит правительству, депутатам обеих палат парламента и группам граждан, числом не менее 5 тыс. человек. Законы, включая конституцию, могут приниматься как парламентом, так и на общенациональном референдуме.

Глава государства - президент, избираемый в результате прямых, всеобщих выборов сроком на пять лет, не более двух раз подряд. Он является главнокомандующим Сил обороны Словении, назначает выборы в парламент, может распустить его досрочно, если государственное собрание не сможет сформировать правительство, а также имеет право издавать полномочные указы в том случае, когда законодательный орган не может собраться по не зависящим от него причинам (война, чрезвычайное положение).

На первых парламентских выборах в независимой Словении в декабре 1992 г. относительное большинство голосов получила Либерально-демократическая партия. Ее глава Янез Дрновшек возглавил коалиционное левоцентристское правительство. В прошлом финансист и дипломат, он показал себя мастером компромиссов при создании различных партийных коалиций. С небольшим перерывом в 2000 г., когда у власти находилась правоцентристская коалиция, Я. Дрновшек и президент страны М. Кучан сохраняли за собой главные государственные посты на протяжении всего первого десятилетия независимости Словении (М. Кучан был единственным республиканским лидером, встретившим распад Югославии в этом качестве и остававшимся в нем до начала XXI в. Его избрание в 1998 г. на третий срок стало возможным потому, что в 1990 г. Словения еще была в составе СФРЮ).

В конце 2002 г., в связи с тем, что М. Кучан согласно конституции уже не мог баллотироваться, новым президентом страны был избран Я. Дрновшек. Правительство возглавил член Либерально-демократической партии Антон Роп. На парламентских выборах в октябре 2004 г. относительное большинство голосов избирателей завоевала Словенская демократическая партия Янеза Янши, известного диссидента, организатора вооруженного отпора ЮНА в 1991 г. Либеральные демократы оказались вторыми. Правительство сформировал Я. Янша, сумевший заключить коалиционное соглашение с блоком Новая Словения - Христианско-народная партия, Словенской народной партией и Демократической партией пенсионеров.

Словения была наиболее развитой из всех республик СФРЮ. На ее долю приходилось 30% экспорта в конвертируемой валюте и 60% совокупного экспорта страны. После обретения независимости Словения добилась самых больших успехов в экономике среди постюгославских государств. Особенностью проводимых в стране реформ в годы правления левоцентристских кабинетов являлись их невысокие темпы. Правительство сознательно придерживалось именно такой стратегии, чтобы избежать социальной напряженности в обществе. И это полностью удавалось, все социальные конфликты в Словении имели отраслевой или локальный характер, ни один из крупных профсоюзных центров за все это время не организовывал общегосударственные акции протеста.

По уровню своего развития страна достигла уровня многих западноевропейских государств. В марте 2004 г. Всемирный банк признал Словению первой на бывшем постсоциалистическом пространстве Восточной Европы развитой страной.

Особенностью современной истории Словении является не только высокая стабильность внутреннего положения, что делает ее привлекательной и для туристов, и для зарубежных бизнесменов, но и отсутствие серьезных колебаний во внешней политике. С самого начала внешний курс был сориентирован на тесное сотрудничество с Западом. Усилия Любляны по обретению суверенитета были активно поддержаны государствами Европейского сообщества. Страна без проволочек была принята в ООН, а также в ряд других международных организаций, в том числе и региональных. Так, она присоединилась к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕССТ), Центральноевропейской инициативе (ЦЕИ), Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы и др.

После обретения независимости словенские власти в числе первых на постсоциалистическом пространстве взяли курс на интеграцию в общеевропейские институты. Достичь этой цели было не так просто из-за позиции Италии, блокировавшей заключение соглашения об ассоциации Словении с Европейским союзом. Причиной этого была неурегулированная проблема компенсации за собственность, оставленную 350 тыс. итальянцами, вынужденными в послевоенные годы под давлением режима Тито покинуть Истрию и Далмацию и эмигрировать в Италию. Эту проблему с помощью Брюсселя удалось урегулировать только в 1996 г. В 2004 г. Словения первой из республик бывшей Югославии вступила в НАТО и Европейский союз.

Но при этом, в отличие от некоторых других славянских государств, она понимает потенциальную опасность потери своей культурной самобытности. Весьма показательно, что именно Словения стала инициатором создания Форума славянских культур, учредительная конференция которого состоялась в 2004 г. Участниками этого Форума стали 10 славянских стран: Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Польша, Россия, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия, Украина. Словакия и Чехия имеют статус наблюдателя.

Х орватия борьба за границы

В Хорватии первые многопартийные выборы прошли в два тура в апреле и мае 1990 г. Находившиеся у власти коммунисты их проиграли. Убедительную победу одержала радикально настроенная национальная партия Хорватское демократическое содружество (ХДС), которая получила абсолютное большинство мест в парламенте. Лидер этой партии Франьо Туджман (1922-1999) и был избран председателем Президиума Хорватии.

Ф. Туджман участник партизанского движения в годы Второй мировой войны, комиссар партизанской бригады, после войны стал самым молодым генералом в Югославской народной армии. Выйдя в отставку в 1961 г. занялся историей, принимал участие в массовом движении хорватов (т. н. Хорватская весна) в 1971 г. В связи с этим был исключен из КПЮ. Дважды отбывал тюремное заключение. В большую политику вернулся в 1989 г., основатель партии Хорватское демократическое содружество.

Предвыборная программа ХДС включала требование независимости республики. При этом не предусматривалось предоставления каких-либо прав и тем более автономии сербскому меньшинству, составлявшему около 11 % из 4,5-миллионного населения республики.

В конце 1990 г. была принята новая конституция Хорватии (т. н. рождественская), которая провозгласила ее унитарным национальным государством хорватского народа (до этого республика определялась как государство хорватского и сербского народов). Согласно основному закону в Республике Хорватия (РХ) вводилась сильная президентская власть. Президент избирался всеобщим голосованием сроком на пять лет, не более чем на два срока. Он был наделен полномочиями определять дату проведения парламентских выборов и референдумов, назначать и отправлять в отставку премьер-министра, а по предложению последнего - его заместителей и членов правительства, распускать парламент.

Высшая законодательная власть принадлежала сабору, состоявшему из палаты представителей (от 100 до 160 депутатов) и менее влиятельной палаты жупаний, то есть областей (68 депутатов до 2000 г., затем их число было сокращено до 65). Депутаты палаты представителей избирались на основе всеобщего и равного избирательного права путем прямых выборов при тайном голосовании, для представителей национальных меньшинств выделялось 5 мест. Состав палаты жупаний определялся в ходе всеобщего голосования в каждой области.

После принятия основного закона Хорватии ее руководители некоторое время воздерживались от разрыва с федерацией, но активно вели подготовку к этому шагу, в том числе активно закупалось в Венгрии оружие для организуемых военных формирований. Это до крайности накалило отношения между хорватской и сербской общинами. С марта 1991 г. между хорватскими военными формированиями и сербскими ополченцами, которых поддерживали добровольцы из Сербии, начались столкновения, в том числе и вооруженные.

19 мая 1991 г. в Хорватии был проведен референдум по вопросу об отделении от Югославии. Более 90% его участников высказалось за самостоятельное государство. Сербское население Хорватии референдум бойкотировало.25 июня 1991 г. парламент принял декларацию о провозглашении суверенитета и независимости Хорватской Республики. В январе 1992 г. Хорватию под сильным нажимом Германии признали страны Европейского сообщества.

Федеральные власти попытались пресечь сепаратистские действия хорватского руководства (парадоксальность ситуации заключалась в том, что в это время именно представители Хорватии занимали посты премьера и президента СФРЮ). Югославской народной армии был отдан приказ восстановить в республике конституционный порядок. Подразделения ЮНА быстро овладели районами Хорватии с компактным проживанием сербов (Краина, Восточная и Западная Славония) и остановились в 40 км от Загреба. Хорватское руководство вначале согласилось приостановить действие декларации о независимости, что позволило ему выиграть время, необходимое для создания собственных вооруженных сил.8 октября хорватский парламент принял окончательное решение о выходе из состава Югославии. В ответ на это 19 декабря 1991 г. сербы в Хорватии провозгласили создание собственного государственного образования - Республики Сербская Краина (РСК), в которой сохранялось действие конституции Югославии. В РСК сложилась однопартийная система власти, исполнительную власть и парламент возглавляла Сербская демократическая партия.

Межэтническая гражданская война в Хорватии прошла несколько стадий. С марта по август 1991 г. происходили вооруженные столкновения между военизированными формированиями хорватов и краинских сербов. Затем в войну вступили регулярные войска Хорватии и ЮНА. Этот период характеризовался большими разрушениями и жертвами, особенно среди мирного населения. Он закончился 20 ноября 1991 г. взятием сербами города Вуковара в Восточной Славонии. После заключения под международным давлением соглашения о прекращении огня между хорватской армией и ЮНА в марте 1992 г. в Хорватию были введены миротворческие силы ООН.

Наступил период затишья на фронте, длившийся до мая 1995 г. В этот период международными посредниками был разработан специальный план Загреб-4 (З-4), предусматривавший предоставление автономии части территорий с сербским населением. Однако обе стороны были настроены непримиримо и этот план отвергли.

В мае и августе 1995 г. хорватская армия, не обращая внимания на присутствие международных миротворческих сил, провела две масштабные операции против хорватских сербов, приведших к фактической ликвидации Республики Сербская Краина. Сотни сербов были убиты, десятки тысяч бежали в сербскую часть Боснии и далее в Сербию. Реинтеграция в состав Хорватии последней сербской территории в Восточной Славонии была делом времени. Об этом было заключено специальное соглашение между Хорватией и сербскими властями Восточной Славонии.

Война, названная в Хорватии отечественной, унесла жизни более 30 тыс. человек. Материальный ущерб от военных действий оценивался в 18,7 млрд долларов. Внешний долг Хорватии превысил за это время более 10 млрд долларов, безработица достигла уровня 20%. Война перекроила этническую карту Хорватии, ее покинуло около 280 тыс. сербов. Фактически Хорватия стала моноэтническим государством, в котором сербов осталось не более 4%.

В годы войны в Хорватии сложился режим личной власти Ф. Туджмана, а правящее Хорватское демократическое содружество полностью слилось с органами государственного управления. Такое положение сохранялось и в первые послевоенные годы. В 1997 г.Ф. Туджман, ставший харизматическим лидером, в третий раз (повторно в независимой Хорватии) был избран президентом страны. Однако применявшиеся им авторитарные методы правления, а также склонность к национализму не прибавляли Хорватии авторитета на международной арене, вызывали рост недовольства в обществе и самой правящей партии. Еще в 1994 г. в Хорватском демократическом содружестве произошел первый раскол.

Одновременно интеграционные процессы наблюдались в лагере оппозиции. В 1998 г. было заключено коалиционное соглашение между Социал-демократической партией Хорватии и Хорватской социально-либеральной партией, к которому присоединились и некоторые региональные партии. Целью коалиции была победа на парламентских выборах осенью 1999 г. Но в связи с тяжелой болезнью президента Ф. Туджмана они были перенесены на январь 2000 г.

Заметные изменения в политической жизни Хорватии начались только после смерти Ф. Туджмана в декабре 1999 г. Кончина бессменного лидера оказалась для ХДС тяжелым ударом, поддержка партии избирателями существенно сократилась. На парламентских выборах 2000 г. победила оппозиционная коалиция, обойдя ХДС почти на 17% мандатов. В состав коалиционного правительства большинства вошли 5 партий, что обеспечило ему поддержку 90 из 151 депутата сабора. Его возглавил лидер социал-демократов Ивица Рачан. Президентские выборы выиграл Стипе Месич, в свое время последний президент СФРЮ и до 1994 г. один из лидеров Хорватского демократического содружества. К моменту выборов он с ним разорвал и возглавлял небольшую Хорватскую народную партию.

Основное внимание коалиционное правительство обратило на проведение необходимых реформ в экономике, чтобы окончательно придать ей рыночный характер, а также в политике. Целью политических преобразований стала замена президентской системы правления парламентской. Парламентом были подготовлены и приняты в ноябре 2000 г. многочисленные поправки к конституции 1990 г., существенно ограничивавшие права президента в пользу палаты депутатов. К числу его прямых полномочий теперь относятся объявление выборов в парламент и созыв его первого заседания, поручение миссии формирования правительства лицу, пользующемуся необходимой поддержкой сабора, помилование осужденных и награждение государственными знаками отличия. Вместе с правительством он участвует в определении направлений и проведении внешней политики, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, по решению парламента объявляет войну и заключает мир. Президент обладает ограниченным правом роспуска парламента в случае вынесения им вотума недоверия или неспособности в течение 120 дней утвердить государственный бюджет. В марте 2001 г. была упразднена палата жупаний. Представительство от национальных меньшинств в саборе было увеличено с 5 до 9 человек.

На парламентских выборах в ноябре 2003 г. вновь победило Хорватское демократическое содружество, которое к этому времени претерпело заметную эволюцию и отошло от прежних радикальных позиций в национальном вопросе. Правительство сформировал лидер ХДС Иво Санадер. В январе 2005 г. в Хорватии прошли очередные, уже четвертые в независимом государстве, президентские выборы. Во втором туре победу вновь одержал 70-летний С. Месич. Движение в направлении парламентской республики и развития демократических институтов положительно сказалось на инвестиционном климате Хорватии и привело к повышению интереса западных компаний к инвестициям в ее экономику. По-прежнему большой популярностью, особенно в Германии и России, пользуются хорватские курорты. Международный туризм - одна из наиболее прибыльных отраслей хорватской экономики. Страна переживает период экономического роста, постепенно повышается благосостояние граждан. Как и правительства большинства стран региона, хорватское руководство уже в период борьбы за независимость стало однозначно ориентироваться на государства Западной Европы и США. Война, многочисленные преступления против гражданского населения, совершенные хорватскими военными, несколько охладили эти отношения. На похороны Туджмана в декабре 1999 г. не приехал ни один из лидеров стран Евросоюза. С приходом к власти правительства И. Рачана курс на вступление Хорватии в общеевропейские институты приобрел реальные очертания. В 2000 г. она стала членом натовской программы Партнерство ради мира, являющейся своеобразным подготовительным классом для вступления в НАТО. В 2005 г. Загребу разрешили начать переговоры о вступлении в Европейский союз. Хорватия присоединилась к Центрально-европейской инициативе, Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы, является членом ряда других региональных международных организаций. В последнее время ее руководителями уделяется много внимания налаживанию добрососедских отношений с соседними государствами, в том числе с Сербией.

Босния и Герцеговина в огне межнациональной войны

Босния и Герцеговина (БиГ) являлась единственной республикой в СФРЮ, созданной по историко-географическому, а не этническому принципу. К 1991 г. славяно-мусульманское население республики (с середины 90-х годов их стали называть боснийцами, бошняками) составляло около 44%; сербское 32% и хорватское 17%.

Первые многопартийные выборы в Боснии и Герцеговине прошли в ноябре 1990 г. На них победила хрупкая коалиция оппозиционных национальных партий - представлявшая боснийских мусульман Партия демократического действия (ПДД), Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС). После выборов лидеры этих партий сформировали правительство во главе с хорватом Юре Пеливаном. Парламент возглавил серб Момчило Краишник. Председателем Президиума Боснии и Герцеговины стал лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович (1925-2003). В отличие от других лидеров государств и государственных образований, возникших на территории бывшей Югославии, он никогда не был членом КПЮ или СКЮ. Более того, за сотрудничество с немецкими оккупантами Изетбегович после войны был приговорен к тюремному заключению. Во второй раз его осудили в 1983 г. за сочинение Исламской декларации, призывавшей к созданию в Боснии исламского государства.

Коалиция трех партий основных национальных общин Боснии распалась уже в начале 1991 г., в том числе и из-за начавшейся войны в соседней Хорватии. В октябре 1991 г. мусульманские депутаты республиканского парламента обвинили югославские власти в развале федерации и провозгласили независимость Боснии и Герцеговины. Сербские депутаты в знак протеста покинули парламент и созвали скупщину сербского народа в БиГ. В ноябре в сербских общинах Боснии был проведен плебисцит. Абсолютное большинство его участников (92%) высказались за сохранение обновленного югославского государства.9 января 1992 г. боснийские сербы провозгласили создание собственного государственного образования Республики Сербской (РС). Ее президентом был избран врач-психиатр и поэт Радован Караджич.

Мусульманские и хорватские депутаты скупщины БиГ также приняли решение провести референдум, но уже с вопросом о суверенитете и независимости Боснии. В голосовании, проходившем 29 февраля и 1 марта 1992 г., участвовало 63,4% избирателей. Более 60% из них высказались за суверенную Боснию и Герцеговину. Боснийские сербы референдум бойкотировали. Сразу же после подсчета голосов руководство Боснии и Герцеговины во главе с А. Изетбеговичем фактически провозгласило независимость этой республики и обратилось к Европейскому сообществу с просьбой о ее признании.

В феврале 1992 г. на конференции под патронатом Европейского сообщества в Лиссабоне лидеры всех трех боснийских общин начали переговоры, завершившиеся 18 марта 1992 г. подписанием Основных принципов конституционного устройства БиГ. Предполагалось, что Босния останется единым государством с тремя административными единицами, созданными по национальному признаку. Однако 6 апреля 1992 г. последовало неожиданное признание странами ЕС Боснии и Герцеговины. Этот акт перечеркнул подписанное соглашение и все другие планы политического урегулирования назревающего межэтнического конфликта.

Представители боснийских мусульман, решив главную для себя задачу, покинули Лиссабонскую конференцию. Отсутствие договоренностей делало вооруженный межнациональный конфликт неизбежным. Уже с начала марта 1992 г. происходили спорадические вооруженные стычки на национальной почве в местах смешанного проживания мусульман, сербов и хорватов. Кроме того, мусульманские военизированные формирования начали блокировать дислоцированные в Боснии гарнизоны Югославской народной армии, нападать на военные колонны, покидавшие республику. В апреле военные действия охватили всю территорию Боснии и Герцеговины.

В начале июля 1992 г. хорватское население республики (концентрировавшееся главным образом в Западной Герцеговине) также провозгласило создание своего государственного образования - Хорватской республики Герцег-Босна. Ее президентом стал лидер хорватской общины Крешимир Зубак.

Боевые действия в Боснии и Герцеговине велись между боснийскими сербами и мусульманами, боснийскими хорватами и мусульманами, боснийскими сербами и хорватами (в меньшей степени) и даже между различными группировками боснийских мусульман. Отношение всех сторон к противнику и мирному инонациональному населению отличалось крайней жестокостью. В мае 1992 г. правительство Югославии под давлением Запада вывело из БиГ все подразделения ЮНА. С этого времени прямая военная помощь боснийским сербам Югославией официально не оказывалась.30 мая 1992 г. в наказание за участие ЮНА в военных действиях в Боснии и Герцеговине против Югославии и Республики Сербской Советом Безопасности ООН были введены экономические и политические санкции.

Первый период боснийской войны, пришедшийся на 1992-1993 гг., характеризовался крупномасштабными боевыми действиями. Чересполосный характер проживания национальных общин в БиГ привел к тому, что главным в военных планах их руководителей стало соединение национальных районов и насильственное изгнание с контролируемых территорий представителей других национальностей. Международная общественность назвала подобные действия этническими чистками. Успех сопутствовал боснийским сербам. Они смогли установить контроль над 70% территории всей БиГ, связанной между собой узким, пятикилометровым Посавинским коридором (в долине реки Сава на севере Боснии, в районе города Брчко). Сумела не только сохранить, но даже расширить свои довоенные позиции и хорватская община.

Больше всех возникшим территориальным размежеванием были недовольны боснийские мусульмане, выступавшие за превращение Боснии в унитарное государство. И если формально доминирование мусульман в Боснии соблюдалось (международное сообщество в качестве центральных признавало органы власти, созданные мусульманами), то на практике все выглядело по-иному. После периода крупномасштабных военных действий боснийские мусульмане контролировали лишь 1/5 территории Боснии и Герцеговины. Кроме того, на западе Боснии возникла не подчинявшаяся Сараево область боснийских мусульман во главе с Фикретом Абдичем - так называемая Цазинская краина.

На Босния и Герцеговина первоначально не распространялся мандат миротворческих сил ООН. Туда было послано лишь 100 военных наблюдателей. Затем миротворцы во все большем количестве стали помогать в осуществлении поставок гуманитарной помощи и постепенно оказались втянутыми в войну. Боснийский конфликт оказался и в центре внимания НАТО, особенно американцев. В октябре 1992 г. ВВС альянса приступили к операции по контролю над соблюдением режима запретов на полеты над Боснией. С июня 1993 г. началась новая операция - по принудительному выполнению режима санкций и эмбарго на поставку оружия. Для этого в Адриатическое море были направлены военные корабли. С начала 1994 г. вооруженные силы НАТО активизировали свои действия против боснийских сербов.27 февраля в небе над Баня-Лукой два американских F-16 сбили 4 устаревших сербских самолета (это был первый бой НАТО за всю ее историю), а 10 и 11 апреля самолеты альянса нанесли бомбовые удары по позициям боснийских сербов около города Горажде. Боснийская война вступила в свой второй этап.

18 марта 1994 г. в Вашингтоне при непосредственном участии американцев было провозглашено создание Федерации Босния и Герцеговина, объединившей территории, контролируемые боснийскими мусульманами и хорватами, и получившей в обиходе название Мусульманско-хорватской федерации (МХФ). Вторым крупным шагом американской дипломатии стало инициирование создания международной Контактной группы по урегулированию в Боснии и Герцеговине из представителей США, Германии, Великобритании, Франции и России (позже, во время косовского конфликта, в нее вошли также представители Италии).

К середине 1994 г. контактная группа разработала очередной международный план мирного урегулирования для Боснии. Он касался территориального разграничения между Мусульманско-хорватской федерацией и Республикой Сербской. Разработчики плана исходили из необходимости предоставления 51% территории Боснии и Герцеговины мусульманам (боснийцам) и хорватам и 49% - боснийским сербам. Однако боснийские сербы, контролировавшие на тот момент большую часть территории БиГ, фактически отклонили это предложение Контактной группы. Одним из их главных аргументов явилось то, что Контактная группа не предоставила им проекта конституционного устройства будущей Боснии и Герцеговины.

В ночь на 30 августа 1995 г. началась операция Освобожденная сила: самолеты НАТО, взлетавшие с авиабазы в Италии и авианосцев в Адриатическом море, наносили массированные бомбовые удары по позициям боснийских сербов. Опираясь на натовскую поддержку, против них перешли в наступление объединенные силы мусульманско-хорватской коалиции и подразделения регулярной армии Республики Хорватии. Вскоре силы коалиции смогли овладеть значительными районами на западе Боснии, а контролируемая ими территория даже превысила 51 %.

1 ноября 1995 г. на американской военной авиабазе близ города Дейтон в США начались заключительные переговоры по боснийскому урегулированию. В них принимали участие президенты Сербии С. Милошевич, Хорватии Ф. Туджман и Боснии А. Изетбегович, официальные представители стран-участниц Контактной группы, а также три сопредседателя - от США, России и ЕС.21 ноября трехнедельные переговоры, проходившие под жестким давлением США, завершились подписанием соглашений, определившими конституционное устройство и территориальное разграничение Боснии и Герцеговины.

Согласно достигнутым договоренностям, формально единое государство делилось на два равноправных государственных образования - Республику Сербскую (49% территории) и Федерацию Босния и Герцеговина (51%). Хорватская республика Герцег-Босна была ликвидирована. Общим органом являлся строго ограниченный в своих полномочиях Президиум Боснии и Герцеговины в составе трех членов (представители сербской, боснийской и хорватской общин). Было решено, что первый состав Президиума будет избран на два года, а последующие - на четыре. Пост председательствующего замещался по принципу ротации. Все решения Президиум принимал на основе консенсуса. Создавался также общий двухпалатный парламент, для утверждения решений которого было необходимо согласие депутатов от каждой из трех национальных общин. Кроме нескольких центральных министерств (иностранных дел, внешнеэкономических сношений, финансов, юстиции и по делам беженцев), все остальные вопросы были отнесены к ведению государственных образований. Они получали свои законодательные органы и правительства (в РС избирается еще и президент), вооруженные силы, а также право самостоятельно решать все внутренние вопросы.

Было также решено, что политический и военный лидеры боснийских сербов Р. Караджич и Ратко Младич оставят свои посты и предстанут перед Международным трибуналом по расследованию преступлений, совершенных в бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге, созданным по решению Совета Безопасности ООН в мае 1993 г. С тех пор уже более 10 лет оба сербских лидера скрываются от преследования.

14 декабря 1995 г. парафированные в Дейтоне мирные соглашения были подписаны в Париже. Дейтонские соглашения остановили войну, которая была самой разрушительной в Европе за последние полвека. В ней погибло более 200 тыс. человек, из-за военных действий стали беженцами свыше 2 млн сербов, боснийцев и хорватов, многие из них покинули территорию республики. Довоенное население Боснии уменьшилось почти на миллион и в настоящее время составляет примерно 3,5 млн (около 2,5 млн проживает в Федерации и около миллиона в Республике Сербской). После войны и Республика Сербская, и обе национальные части мусульманско-хорватского образования стали фактически моноэтническими. В Республике Сербской представителей несербской национальности оставалось не более 10%. Боснийцы на контролируемых ими землях составляли 80-85% населения, а хорваты в своей части Федерации - около 98%.

После подписания Дейтонских договоренностей в Боснию и Герцеговину был направлен 60-тысячный контингент многонациональных миротворческих сил под руководством НАТО. В него до середины 2003 г. входил и военный контингент из России. Эти международные силы несколько раз сокращались, а в конце 2004 г. руководство над ними перешло от НАТО к Евросоюзу. Политический контроль над Боснией и Герцеговиной международное сообщество осуществляет через Высокого представителя ООН. Фактически с декабря 1995 г., учитывая широкомасштабное внешнее военное и политическое присутствие, Босния и Герцеговина превратилась в международный протекторат.

В целом курс западных держав в Боснии и Герцеговине направлен в сторону сокращения прав и полномочий Республики Сербской и создания унитарной Боснии и Герцеговины. В 1999 г. Посавинский коридор в районе г. Брчко был выведен из-под управления властей РС и передан под международный надзор. Задача постепенной ревизии Дейтонских соглашений решалась поочередно всеми Высокими представителями ООН. Дейтонские договоренности не наделяли этого представителя чрезмерными властными полномочиями. Однако уже в 1997 г. началось их последовательное расширение, в том числе и явочным путем. Так, в 1999 г. вопреки Дейтонским соглашениям решением Высокого представителя со своего поста был смещен очередной президент Республики Сербской Н. Поплашен.

Первые послевоенные парламентские выборы в Боснии и Герцеговине состоялись в сентябре 1996 г. с участием 39 партий. Выборы проходили под полным контролем западных посредников. Однако их попытки сделать ставку на т. н. умеренные силы провалилась. Национальные общины Боснии отдали свои голоса тем партиям и лидерам, которые возглавляли их во время войны. В Федерации БиГ победили правящая мусульманская Партия демократического действия (54,4% голосов) и Хорватское демократическое содружество (23,4%), а в Республике Сербской - Сербская демократическая партия (54,9%). Представители этих партий получили большинство мест в выборных органах всех уровней. Членами первого Президиума Боснии были избраны лидеры победивших на выборах партий - босниец А. Изетбегович, серб М. Краишник и хорват К. Зубак. Президентом Республики Сербской была избрана Биляна Плавшич, бывшая прежде заместителем Р. Караджича. Поддержка населением Боснии партий, придерживавшихся однозначно национальных программ, сохранялась и в дальнейшем. Ее не изменил даже добровольный уход в отставку в середине 2000 г. по состоянию здоровья А. Изетбеговича.

В 2002 г. в Боснии и Герцеговине фактически была проведена конституционная реформа. В ее результате Республика Сербская перестала быть только сербским образованием, теперь она считается образованием сербов, боснийцев, хорватов и других народов. Населению РС запретили проведение референдумов, в том числе и по вопросу о самоопределении. У президента РС и спикера парламента появились заместители - босниец и хорват, в правительстве РС было зарезервировано 5 мест для боснийцев и 3 места для хорватов.

Той же цели - ограничению автономных прав РС - послужили военная и полицейская реформы. Под угрозой ликвидации Республики Сербской лидеров боснийских сербов заставили согласиться на общие с Федерацией БиГ армию и полицию. В ноябре 2005 г. представителями всех основных партий БиГ была подписана Вашингтонская конституционная декларация о первой фазе новых конституционных изменений. Однако в апреле 2006 г. парламент не утвердил предложенные конституционные поправки.

1 октября 2006 г. в Боснии и Герцеговине состоялись очередные, уже шестые после Дейтонских общие выборы. Новый Президиум Боснии и Герцеговины составили Харис Силайджич (Партия за БиГ) от боснийцев, Небойша Радманович (Союз независимых социал-демократов) от сербов и Желько Комшич (Социал-демократическая партия) от хорватов.

В Республике Сербской победу на всех уровнях одержал Союз независимых социал-демократов, возглавляемый премьер-министром РС Милорадом Додиком. Представитель независимых социал-демократов Милан Елич стал новым президентом Республики Сербской. В Федерации Боснии и Герцеговине больше всех голосов получили Партия демократического действия, Партия за БиГ и Хорватское демократическое содружество.

Гражданская война нанесла серьезный ущерб экономике Боснии и Герцеговины. Около 80% предприятий легкой промышленности, которая преобладала в экономике республики, были повреждены или разрушены. Уровень безработицы достиг самых высоких показателей после второй мировой войны, в конце 1996 г. она составила 180 тыс. человек. В том же году импорт товаров более чем в 10 раз преобладал над экспортом.

Определенные надежды на изменение экономической ситуации связывались с Дейтонскими соглашениями и отменой эмбарго против Республики Сербской. И они в существенной мере оправдались. Благодаря международной программе реконструкции БиГ получила в 1996-2000 гг. кредиты на сумму более 5 млрд долларов. Эти средства существенно облегчили процесс восстановления экономики. Удалось стабилизировать национальную финансовую систему, ввести собственную валюту и обеспечить ее конвертируемость, реструктурировать внешний долг. Принятие закона о приватизации положило начало реструктуризации промышленности.

Однако последствия межэтнического конфликта до сих пор продолжают оказывать негативное влияние на развитие Боснии и Герцеговины, довоенный уровень развития экономики не достигнут. Во многом это объясняется тем, что на территории этой республики находилась значительная часть военной промышленности СФРЮ, спрос на продукцию которой сейчас невелик. Конверсия предприятий оборонного профиля требует значительных инвестиций, которых в государстве нет. Пока что БиГ не является привлекательной для иностранных туристов, как соседние Хорватия, Словения и Черногория.

До подписания Дейтонских соглашений каждая из боснийских национальных общин искала для себя собственных союзников. Республика Сербская - в Сербии и частично в России, мусульмане - на Западе и в мусульманском мире, хорваты - в Хорватии и на Западе. После Дейтонских соглашений говорить о единой и тем более самостоятельной внешней политики Боснии и Герцеговины по-прежнему трудно. Тем не менее, главными внешнеполитическими партнерами БиГ стали США и страны ЕС. В настоящее время государство стремится присоединиться к программе Партнерство ради мира, а в будущем надеется стать членом и НАТО, и ЕС. В конце 2005 г. Евросоюз принял решение о начале процесса сближения этого государства с объединенной Европой.

Союзная Республика Югославия: жизнь под санкциями

В Сербии на первых выборах на многопартийной основе в 1990 г. победу одержала Социалистическая партия Сербии (СПС). Ее лидер Слободан Милошевич (1941-2006), избранный председателем Президиума Сербии, был сторонником сохранения югославской федерации, а в случае невозможности этого - объединения в одном государстве земель с преимущественно сербским населением. Как и в других республиках, конкуренцию бывшим коммунистам составили правые и центристские партии. В Сербии к их числу относились прежде всего Сербское движение обновления и Демократическая партия.

Одной из острейших проблем, вставших перед сербским руководством в условиях начавшегося процесса распада федерации, были набиравшие силу сепаратистские устремления албанского населения Косово. В принятой в 1990 г. конституции Сербии Косово, а также Воеводина лишались атрибутов государственности, полученных ими по конституции СФРЮ 1974 г., они вновь становились лишь территориальными автономиями. После этого в Косово и Метохии (так вновь стал называться автономный край Косово) произошла вспышка никогда не прекращавшегося там албанского сепаратизма. В ответ сербские власти ввели на территорию края дополнительные полицейские и воинские подразделения. В условиях фактического военного положения в Косово лидеры албанцев, составлявших уже около 90% населения, провели несанкционированный Белградом референдум. Его участники высказались за независимость Косово от Югославии. Подпольным президентом края был избран литератор Ибрагим Ругова.

В Черногории, в отличие от других республик СФРЮ коммунисты шли на выборы 1990 г. под старым названием - Союз коммунистов Черногории (СКЧ). Им удалось добиться весьма убедительной победы и остаться у руля руководства республики. Председателем Президиума Черногории стал лидер СКЧ Момир Булатович. Лишь спустя два года СКЧ был переименован в Демократическую партию социалистов Черногории (ДПСЧ).

В условиях распада СФРЮ руководство Черногории приняло решение о проведении референдума о дальнейшей судьбе республики.1 марта 1992 г. черногорские избиратели в подавляющем большинстве проголосовали за то, чтобы остаться с Сербией в одном государстве. В конце апреля 1992 г. было объявлено о создании федерации Сербии и Черногории, претендовавшей на право быть правопреемницей распавшейся СФРЮ.27 апреля скупщины этих республик приняли конституцию нового государства Союзной Республики Югославии (СРЮ). Население СРЮ составляло 10 867 тыс. человек, в том числе в Черногории 654 тыс. Население двух автономных сербских краев составляло 3 700 тыс. человек, из них около 2 млн проживали в Воеводине.

На состоявшихся вскоре выборах в парламент СРЮ наибольшего успеха добились социалисты С. Милошевича и Сербская радикальная партия Воислава Шешеля. Ведущие демократические оппозиционные силы - Демократическая партия и Сербское движение обновления - выборы бойкотировали. Первым президентом СРЮ союзная скупщина избрала известного писателя Добрицу Чосича, премьер-министром стал американский бизнесмен сербского происхождения Милан Панич. Однако реальная власть в стране принадлежала президенту Сербии С. Милошевичу. Вскоре по его настоянию Д. Чосич был отстранен от должности. Новым президентом СРЮ стал послушный Милошевичу социалист Зоран Лилич.

Становление нового государства проходило с большим трудом, прежде всего из-за введенного против него в мае 1992 г. режима международных санкций. Они предусматривали запрет на международную торговлю, включая нефть и нефтепродукты, замораживание научно-технического сотрудничества и культурных обменов, сокращение штатов посольских и консульских представительств Югославии за рубежом, запрет на участие в международных спортивных состязаниях, блокирование воздушного сообщения и замораживание югославских авуаров в зарубежных банках. Вскоре было приостановлено членство СРЮ в ООН и других международных организациях. В 1993 г. в стране началась гиперинфляция, не имевшая аналогов в мире.

Давление западных стран и обрушившиеся на страну экономические трудности грозили превращением СРЮ в страну-изгоя. Милошевич стал постепенно отходить от прежней безоговорочной поддержки борьбы хорватских и боснийских сербов за их право на самоопределение вплоть до присоединения к Сербии. Поводом для решительного разрыва между ними стал отказ лидеров боснийских сербов от предложенного Контактной группой плана урегулирования межнационального конфликта 1994 г. Белград не только прервал все связи с Республикой Сербской, но и присоединился к ее экономической блокаде. Руководителям боснийских сербов был запрещен въезд в СРЮ.

На переговорах в Дейтоне в 1995 г. позиция С. Милошевича по вопросам урегулирования конфликта нередко не совпадала с мнением представителей боснийских сербов. Это ухудшило позицию Республики Сербской, но позволило разрядить обстановку вокруг Союзной Республики Югославия. В частности, с нее были сняты санкции. Однако западные и особенно американские политики и СМИ по-прежнему относились к Милошевичу с подозрением.

В 1997 г. произошли некоторые кадровые перестановки в руководящих эшелонах СРЮ. Главой союзного государства стал сам С. Милошевич, который не мог больше баллотироваться в президенты Сербии. Президентом Сербии в конечном счете был избран социалист Милан Милутинович. На практике Милошевич сохранил за собой ведущие позиции и в союзном, и в сербском руководстве.

В Черногории в 90-е гг. ведущие позиции занимала Демократическая партия социалистов. Президентом республики был лидер этой партии М. Булатович. Ситуация изменилась в 1997 г., когда на главную роль в республике стал претендовать глава правительства Мило Джуканович. Борьба президента и премьера привела к расколу правящей партии: прежнее название - Демократическая партия социалистов - осталось за М. Джукановичем, сторонники М. Булатовича взяли себе новое - Социалистическая народная партия.

Президентские выборы в октябре 1997 г. раскололи черногорское общество. После первого тура М. Булатович опережал своего соперника на 2,3 тыс. голосов. Во втором туре с минимальным перевесом победил М. Джуканович. Союзные власти и Булатович (ставший в 1998 г. премьером правительства СРЮ) победу Джукановича не признали. В ответ новое руководство Черногории под предлогом того, что режим Милошевича тормозит необходимые реформы, повело политику, по существу направленную на выход республики из СРЮ. В качестве первого шага была введена в обращение собственная валюта немецкая марка.

С 1998 г. стал резко набирать обороты конфликт в Косово и Метохии. Относительно умеренные албанские политики во главе с И. Руговой были оттеснены от руководства албанской общиной лидерами так называемой Освободительной армии Косово (ОАК) во главе с полевым командиром Хашимом Тачи. ОАК, стремясь во что бы то ни стало добиться независимости Косово, фактически подняла вооруженный мятеж против центральной власти. Она активно использовала тактику партизанской борьбы, втягивала в свои действия и гражданское население.

Как в свое время хорваты и боснийские мусульмане, албанские сепаратисты сумели привлечь на свою сторону мировое общественное мнение. Ответные действия сербской полиции и спецназа, пытавшихся восстановить конституционный порядок в крае и защитить сербское население от преследований со стороны албанцев, расценивались на Западе как неоправданно жестокие и стали поводом для оказания нового давления на СРЮ. В октябре 1998 г. Белград после долгих переговоров был вынужден согласиться на патрулирование воздушного пространства над Косово натовскими самолетами-разведчиками, размещение в крае 2 тыс. наблюдателей ОБСЕ и вывод из него сербского спецназа. Эти решения не привели к стабилизации обстановки, а только облегчили и активизировали действия сепаратистов.

Поиску выхода из углубляющегося конфликта были посвящены навязанные Белграду переговоры с представителями косовских албанцев, начавшиеся в феврале 1999 г. во Франции в замке Рамбуйе под эгидой Контактной группы. Переговоры закончились безрезультатно, так как югославская сторона решительно возражала против ввода в Косово войск НАТО. Аналогичным образом завершился и второй тур переговоров в марте 1999 г.

Тем временем ситуация в Косово продолжала накаляться. В ответ на боевые действия косовских албанцев в край был введен 40-тысячный сербский воинский контингент. Военнослужащие совместно с полицией приступили к ликвидации баз ОАК. В ходе акции по умиротворению края были неизбежные в условиях борьбы с нерегулярными вооруженными формированиями жертвы среди мирного населения. Многие албанские семьи покинули край и перебрались в Албанию и Македонию, где были развернуты специальные лагеря беженцев, бежали в Италию. Не дожидаясь формального окончания переговоров в Рамбуйе, страны НАТО прежде всего США с целью сделать сербов сговорчивыми приступили к подготовке ракетно-бомбовых ударов по территории Союзной Республики Югославия.

Операция НАТО против СРЮ под кодовым названием Союзническая сила началась 24 марта 1999 г. и продолжалась 98 дней. Ударам с воздуха подвергалась вся территория страны, включая Белград и другие крупные города. Были разрушены многие предприятия, мосты, линии электропередач и др. объекты военного и гражданского назначения. Погибло более 2 тыс. югославских граждан, нанесен огромный материальный ущерб. Под угрозой дальнейшего разрушения страны руководство СРЮ было вынуждено вывести свои войска из Косово и дать согласие на ввод туда около 50 тыс. военнослужащих многонациональных международных сил, по преимуществу укомплектованных военнослужащими государств-членов НАТО. В состав этих сил до июля 2003 г. входил и российский контингент.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1244, Косово фактически оказалось под протекторатом международных вооруженных сил, прежде всего войск НАТО, а также гражданской миссии ООН в Косово. Вновь, как и в случае с Республикой Сербской в составе БиГ, проявился односторонний подход мирового сообщества к сербам. Если от Белграда требовали безусловного выполнения всех постановлений резолюции СБ ООН, то албанские боевики до конца так и не были разоружены. ОАК лишь была переименована в Косовский защитный корпус. В результате в Косово имелись многочисленные случаи насилия, бесчинств, убийства мирных жителей, поджогов и грабежей имущества неалбанского населения, разрушению подверглись культурно-исторические памятники сербского народа. Более 220 тыс. жителей неалбанского происхождения, в большинстве своем сербы, были вынуждены покинуть край.

В июле 2000 г. парламент СРЮ принял ряд поправок к конституции страны, в частности, изменил порядок избрания президента страны. Теперь он должен был избираться не парламентом, а в ходе всенародного голосования. Эти поправки к конституции открывали С. Милошевичу путь к переизбранию на пост президента Югославии, а также резко ослабляли позиции маленькой Черногории по сравнению с Сербией.

Очередные президентские и парламентские выборы в СРЮ состоялись в сентябре 2000 г. Главными конкурентами были Сербская социалистическая партия С. Милошевича и Демократическая оппозиция Сербии (ДОС) - объединение 18 партий различной направленности, выдвинувшее своим кандидатом в президенты лидера Демократической партии Сербии Воислава Коштуницу. В знак протеста против изменения конституции Черногория выборы бойкотировала.

Итоги выборов оказались сенсационными. Демократическая оппозиция Сербии обогнала правящий блок на выборах в парламент СРЮ. Относительно результатов президентских выборов было объявлено, что лидирующий в них Коштуница не набрал 50% голосов избирателей, в связи с чем необходим второй тур. Оппозиция немедленно заявила о фальсификации выборов.5 октября 2000 г. начались массовые выступления в Белграде и других городах, называемые иногда октябрьской революцией. Они закончились отстранением С. Милошевича от власти. Последовало также заявление Центризбиркома, что В. Коштуница победил уже в первом туре, набрав 50,24% голосов против 37,15% поданных за С. Милошевича.7 октября 2000 г.В. Коштуница был назван президентом СРЮ.

События 5 октября 2000 г. имели двойную природу. С одной стороны, они завершили этап бархатных революций 1989 года, приведших к смене коммунистических режимов в Восточной Европе. С другой - положили начало череде электоральных цветных революций. По сербскому сценарию вскоре произошла смена власти в Грузии и на Украине.

В конце декабря 2000 г. состоялись выборы в парламент Сербии. Они принесли безоговорочную победу объединенной оппозиции. Премьер-министром Сербии был назначен теневой лидер ДОС и председатель Демократической партии Зоран Джинджич.

В июне 2001 г. правительство Сербии вопреки сербскому законодательству выдало Гаагскому трибуналу по бывшей Югославии арестованного ранее С. Милошевича. За это СРЮ было обещано более 1 млрд долларов финансовой помощи, которые так и не поступили. (В 2006 г.С. Милошевич, которому трибунал отказал в просьбе о выезде в Москву на лечение, умер в тюрьме).

Выдача недавнего лидера союзного государства не получила единодушной поддержки в стране. Более того, этот шаг правительства спровоцировал внутренний кризис. О несогласии с ним заявил, в частности, глава государства В. Коштуница, а возглавляемая им Демократическая партия Сербии вышла из парламентской фракции ДОС. Этот конфликт был отражением имевшего место соперничества за единоличное лидерство между В. Коштуницей и З. Джинджичем. В конечном счете, оно привело к выходу министров от Демократической партии Сербии из сербского правительства, а самой этой партии - из ДОС.

Государственное сообщество Сербия и Черногория

После агрессии НАТО усилился сепаратизм черногорского руководства. На политику М. Джукановича не повлияли октябрьская революция в Белграде в 2000 г. и приход к власти в СРЮ и Сербии демократической оппозиции. В ноябре 2002 г.М. Джуканович ушел с поста президента Черногории и возглавил правительство. Президентом Черногории в мае 2003 г. был избран соратник Джукановича, бывший председатель парламента Филип Вуянович. Оппозиция своего кандидата на этих выборах не выдвигала.

14 марта 2002 г. руководители СРЮ, Сербии и Черногории подписали разработанное в Евросоюзе соглашение о переустройстве отношений в союзном государстве. Новое государственное объединение получало название сообщество Сербия и Черногория (СиЧ). Совместными органами объявлялись: однопалатный парламент, президент, совет министров и суд. Избираемый скупщиной президент предлагает состав Совета министров и руководит им. Кабинет составили пять министерств: иностранных дел, обороны, внешних и внутренних экономических сношений, защиты прав человека и национальных меньшинств. Единая армия подчинялась Верховному совету обороны в составе президента СиЧ и глав республик. Суд Сербии и Черногории был наделен функциями конституционного суда. В представительствах Югославии в международных организациях - ООН, ОБСЕ, Совете Европы и т.д. - обеспечивалось равное участие сербов и черногорцев.

Стороны договорились о беспрепятственном функционировании общего экономического рынка, включая свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов. Имевшиеся расхождения в области торговой и таможенной политики должны были разрешаться в процессе гармонизации экономических систем республик с экономической системой Европейского союза. Наконец, вводился трехлетний мораторий на проведение в Черногории референдума о независимости.

Еще год ушел на подписание конституционной хартии и ее ратификацию сербским, черногорским и союзным парламентами.4 февраля 2003 г. Союзная Республика Югославия, функционировавшая почти 11 лет и прочно связанная с именем С. Милошевича, перестала существовать. Она повторила судьбу СФРЮ. Ушло в историю и само название Югославия. Появилось государственное сообщество Сербия и Черногория. Его президентом был избран представитель Черногории Светозар Марович. Президент СРЮ В. Коштуница остался без своего поста.

В марте 2003 г. был убит сербский премьер З. Джинджич. В организации покушения была обвинена организованная преступность. Гибель Джинджича стала началом заката правления ДОС. Лидера подобного масштаба у правящей коалиции на тот момент не оказалось. Не стал таковым и Зоран Живкович, который занял место Джинджича на посту премьер-министра Сербии и лидера Демократической партии.

З. Живкович не смог двинуть вперед процесс реформирования сербского общества и народного хозяйства, экономическое положение страны оставалось плачевным. На высоком уровне удерживалась безработица, а односторонняя ориентация на Запад не привела к потоку кредитов и инвестиций. Политическую систему сотрясали коррупционные скандалы, в которых были замешаны и члены кабинета министров. Правительство потеряло всякий авторитет, а ДОС - большинство в парламенте. В ноябре 2003 г. скупщина Сербии была распущена.

Выборы нового состава парламента Сербии состоялись в декабре 2003 г. Демократическая партия Сербии заняла на них только второе место. Но именно ее лидер В. Коштуница сформировал в конечном итоге правительство, сумев привлечь к сотрудничеству еще три партии. Правящая коалиция не имела за собой большинства депутатов скупщины, кабинет получил вотум доверия только благодаря нежеланию депутатов вновь избранной скупщины идти на ее очередной досрочный роспуск и новые, уже третьи по счету выборы. Правительство парламентского меньшинства также не смогло обеспечить стране политическую стабильность и экономические успехи. Сложной в целом ситуации не улучшили и прошедшие в июне 2004 г. очередные президентские выборы. Их победителем стал новый председатель Демократической партии Борис Тадич. В его лице Демократическая партия обрела сильного лидера и начала укреплять свои позиции в обществе.

Обострение борьбы в сербском политическом классе на рубеже веков благоприятствовало косовским сепаратистам, последовательно проводившим курс на выход из состава Сербии. В мае 2001 г. миссия ООН в Косово утвердила Конституционные рамки временного самоуправления, и в ноябре того же года состоялись первые выборы в косовский парламент. Остатки сербского населения края эти выборы бойкотировали. Победу же на них одержала Демократическая лига Косово Ибрагима Руговы, обойдя своего главного конкурента - Косовскую демократическую партию (политическое крыло Освободительной армии Косово) Хашима Тачи. Ругова стал президентом Косово. Но Тачи смог контролировать правительство через члена своей партии, премьер-министра правительства Косово Байрама Реджепи.

Позже место премьер-министра Косово занимали представители еще одной партии - Союза за будущее Косово. В 2006 г. премьер-министром стал также принадлежавший к этой партии генерал Агим Чеку - воевавший с сербами еще в рядах хорватской армии, позже в ОАК, а затем возглавивший Косовский защитный корпус.

Чуть раньше, в конце 2005 г. в косовском урегулировании наступил своего рода переломный момент. Если раньше мировое сообщество выступало за обеспечение в крае демократических стандартов как главное предварительное условие начала переговоров о статусе Косово, то теперь этого уже не требовалось. Поиски статуса края перешли в практическое русло. В феврале 2006 г. начался переговорный процесс между делегациями Сербии и косовских албанцев. Начало нового этапа в решении косовского вопроса совпало с кончиной И. Руговы - харизматического лидера косовских албанцев. На его место парламентом края был избран представитель Демократической лиги Косово Фатмир Сейдиу.

21 мая 2006 г. на референдуме, предусмотренном еще в конституционной хартии государственного сообщества, большинство жителей Черногории (55,5%) выступило за полный суверенитет своей республики.3 июня парламент Черногории провозгласил ее независимым государством. Общая 88-летняя история Сербии и Черногории закончилась.

На первых после приобретения независимости черногорских парламентских выборах, состоявшихся в сентябре 2006 г., убедительную победу одержала правящая коалиция Демократической партии социалистов Черногории и Социал-демократической партии. М. Джуканович, оставшись лидером ДПСЧ, подал в отставку с поста премьер-министра. Его место занял Желько Штуранович.

28-29 октября 2006 г. на всенародном референдуме была одобрена новая конституция Сербии.

Экономическая ситуация в Сербии и Черногории крайне тяжелая. Заметно упал спрос на традиционные товары сербского экспорта на рынках Центральной и Восточной Европы, особенно на постсоветском пространстве. Все еще не преодолены последствия всеобъемлющих санкций против СРЮ и беспощадных натовских бомбардировок ее промышленных объектов. Предоставляемая сейчас иностранная помощь невелика по размеру. В Сербии она еще и обставлена всевозможными условиями, в том числе и сотрудничеством страны с Гаагским трибуналом по бывшей Югославии.

Время, последовавшее за распадом СФРЮ, оказалось тяжелейшим испытанием для внешней политики Белграда. Сербское руководство не могло безучастно относиться к тому факту, что во все конфликты на постюгославском пространстве оказались вовлеченными местные сербские общины. Оказывавшаяся им политическая, моральная и военная помощь, масштабы которой нередко завышались антисербской пропагандой на Западе, привели СРЮ к международной изоляции. Было приостановлено ее членство в ООН, Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совете Европы и других международных и региональных организациях, против сербского руководства выдвигались обвинения в причастности к геноциду. Эпизодические попытки переориентации на Россию носили скорее демонстративный характер, как это было, например, с решением югославского парламента в 1999 г. о присоединении СРЮ к Союзу России и Белоруссии. К тому же усилия Белграда не находили соответствующего отклика в Москве. Российское руководство, не будучи в состоянии эффективно контролировать развитие ситуации даже в странах ближнего зарубежья, проявляло все меньше интереса к традиционным сферам влияния России на Балканах.

Позже черногорское руководство, а после октябрьской революции 2000 г. и сербское, приступили к изменению вектора своей внешней политики, пользуясь тем, что западные страны активно поддерживали оппозицию режиму Милошевича. Ими был взят курс на интеграцию в европейские и трансатлантические структуры, прежде всего на присоединение к натовской программе Партнерство ради мира и достижение соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Отношения с Россией по-прежнему далеки от того достаточно высокого уровня, который они традиционно имели во внешней политике как Сербии, так и Черногории.

Македони я от унитаризма к федерализму

В Македонии на многопартийных выборах в сентябре 1990 г. борьба развернулась между тремя политическими блоками: левым, во главе с Союзом коммунистов Македонии - Партией демократических преобразований (СКМ-ПДП), национально ориентированным, во главе с Всемакедонской революционной организацией - Демократической партией македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ) и албанским, возглавляемым Партией демократического процветания. Так как ни один из блоков не получил большинства голосов, было создано коалиционное правительство из их представителей. Президентом Македонии в январе 1991 г. парламент избрал Киро Глигорова - коммунистического функционера, работавшего еще в команде И. Броз Тито.

В сентябре 1991 г. на референдуме подавляющее большинство участников поддержало идею независимости, и 17 сентября парламент провозгласил Македонию самостоятельным государством. Спустя месяц была принята новая конституция.

Согласно конституции, главой государства является президент, который может занимать этот пост не более двух пятилетних сроков. Он является главнокомандующим вооруженными силами, представляет государство за рубежом, отвечает за проведение внешней политики. Президент обязан в течение 10 дней после учредительного заседания вновь избранного парламента вручить мандат на формирование правительства кандидату в премьер-министры от партии или блока партий, имеющих большинство. Премьер-министр представляет парламенту программу и персональный состав правительства для утверждения простым большинством голосов. Однопалатный парламент имеет право принимать все законы, включая конституцию, утверждать бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры, решать вопросы, связанные с изменением государственной границы и т.д.

В феврале 1992 г. руководители Македонии и доживавшей последние недели СФРЮ подписали договор о выводе с территории республики частей Югославской народной армии. Македония удалось избежать военных столкновений при распаде федеративного государства. Однако появилась другая серьезная проблема. В апреле 1993 г. республика была принята в ООН под названием Бывшая югославская республика Македония (БЮРМ). Это стало следствием протестов Греции, настаивавшей на том, что использование названия Македония равнозначно завуалированным территориальным претензиям соседнего государства, поскольку существует одноименная греческая провинция. Еще более острой являлась проблема албанского национального меньшинства, по официальным данным составляющего четверть от 2-миллионного населения Македонии. Сами македонские албанцы считают, что их значительно больше. Учитывая традиционно высокую рождаемость в албанских семьях, албанский вопрос в перспективе способен превратиться в реальную угрозу для существования единого македонского государства.

В декабре 1993 г. на территории Македонии вдоль границы с Сербией был размещен воинский контингент ООН в составе 1500 человек. Его мандат продлевался несколько раз вплоть до 1998 г. В 1999 г. силы ООН были заменены 14-тысячным контингентом сил быстрого реагирования НАТО, первоначально для обеспечения эвакуации персонала ОБСЕ из Косово.

Состоявшиеся осенью 1994 г. парламентские выборы принесли абсолютное большинство мандатов в законодательном собрании правящему блоку Союз за Македонию, ведущую роль в котором играл Социал-демократический союз Македонии. Коалиционное правительство составили представители Союза за Македонию и Партии демократического процветания албанцев. Премьер-министром остался лидер социал-демократов Бранко Црвенковский, занимавший этот пост с 1992 г.

На президентских выборах в 1999 г. президентом Македонии был избран кандидат от ВМРО-ДПМНЕ Борис Трайковский, которого поддержало и албанское население, в частности оппозиционная Демократическая партия албанцев. Премьер-министром Македонии стал основатель ВМРО-ДПМНЕ Любчо Георгиевский.

Таким образом, в 1990-е гг. в Македонии попеременно правили то СДСМ, то ВМРО-ДПМНЕ. Правительственную коалицию с ними составляла также попеременно одна из двух ведущих албанских партий. Так, в правительстве Л. Георгиевского албанцы получили 5 из 14 министерских кресел (труда и социальной политики, экономики, юстиции, местного самоуправления и министра без портфеля). Албанцы занимали также посты первых заместителей министров так называемого силового блока.

В начале 2001 г. Македония перестала быть единственным оазисом стабильности на пространстве бывшей Югославии. На северо-западе страны начались столкновения между албанцами и правительственными войсками. Албанскими сепаратистами, часть которых проникла в Македонию из Косово, была сформирована так называемая Объединенная народная армия. Повстанцы выступали за албанскую автономию в Македонии и даже за объединение всех населенных албанцами территорий Балкан (Албания, Косово, Западная Македония, Северная Греция).

Пытаясь справиться с ростом терроризма и сепаратизма, македонское руководство в мае 2001 г. пошло на создание правительства политического единства, в которое впервые вошли представители всех основных партий, в частности, ВМРО-ДПМНЕ, Социал-демократического союза Македонии и албанских Демократической партии и Партии демократического процветания. Албанцы согласились войти в правительство под нажимом США и Великобритании, а также представителя ОБСЕ в Македонии. Во главе правительства политического единства остался прежний премьер-министр Л. Георгиевский.

Однако этот политический маневр не удовлетворил сепаратистов, военные действия продолжались. Президент страны Б. Трайковский под сильнейшим давлением Запада пошел на переговоры с албанцами.13 августа 2001 г. в курортном городе Охрид лидеры основных политических партий Македонии, включая и албанские, а также президент страны Б. Трайковский в присутствии международных посредников (США, НАТО, ЕС, ОБСЕ) подписали рамочный договор о политическом разрешении кризиса.

Согласно этому документу, из конституции Македонии устранялось упоминание о македонцах как титульной нации. Особое внимание в соглашении уделялось албанскому языку: он получал статус официального языка во всех общинах, где проживает 20 и более процентов этнических албанцев. Значительно увеличивалось представительство албанцев в органах судебной и государственной власти, в том числе в полиции. Албанские сепаратисты, в случае добровольного разоружения, попадали под амнистию. Для контроля над процессом разоружения в Македонию было направлено около 3,5 тыс. военнослужащих НАТО. В декабре 2003 г. вместо предыдущих военных контингентов в Македонии была создана гражданско-полицейская миссия Евросоюза.

Для реализации Охридских договоренностей было изменено административно-территориальное деление страны, приведшее к укрупнению местных общин. В результате этого на севере и западе Македонии образуются связанные между собой территории с преобладающим албанским населением.

В сентябре 2002 г. в Македонии состоялись парламентские выборы. Победу на них одержала оппозиционная коалиция Вместе за Македонию во главе с Социал-демократическим союзом Македонии. В результате лидер СДСМ Б. Црвенковский вновь возглавил правительство. Среди албанских политических сил больше всего голосов получила новая партия - Демократический союз за интеграцию, которую возглавил Али Ахмети, считавшийся лидером политического крыла Армии национального освобождения.

Социал-демократы сохранили свои позиции во власти и после трагической гибели Б. Трайковского в авиакатастрофе в феврале 2004 г. В стране прошли внеочередные президентские выборы, на которых победу одержал премьер-министр страны Б. Црвенковский. Он и стал третьим президентом независимой Македонии. Правительство страны возглавил его однопартиец Хари Костов.

В середине ноября 2004 г. кабинет Костова подал в отставку. На это повлияли как экономические трудности, так и невозможность договориться с входящими в него представителями албанского Демократического союза за интеграцию. Отставка Костова вписывалась в стратегию правящего Социал-демократического союза Македонии как мера, способная привести к повышению его катастрофически низкого рейтинга накануне местных выборов 2005 г. и особенно парламентских выборов 2006 г. Новое правительство сформировал лидер Социал-демократического союза Македонии Владо Бучковский.

Тем не менее, на парламентских выборах в июле 2006 г. победила оппозиционная коалиция во главе с лидером ВМРО-ДПМНЕ Николой Груевским.

Македония является одним из беднейших государств Европы с уровнем безработицы в 40% трудоспособного населения и минимальным объемом зарубежных инвестиций. Более трети населения живет за чертой бедности. Экономика страны косвенно пострадала от санкций, введенных международным сообществом против Югославии, а также от закрытия Грецией порта Салоники для македонских судов и греческих экономических санкций, введенных против Македонии в 1992 - 1995 гг. Военные действия на территории Македонии против албанских сепаратистов привели к еще большему осложнению экономической ситуации в стране.

Во внешней политике Македонии пришлось решать ряд разной сложности проблем, связанных не только с вхождением в европейские и трансатлантические интеграционные организации, но и с урегулированием спорных вопросов, возникающих в отношениях с соседями. До сих пор до конца не урегулирован спор с Грецией относительно наименования государства. Принятое в 1993 г. компромиссное решение в полной мере не устраивает ни Скопье, ни Афины. На отношения с Тираной оказывает влияние вопрос о положении албанского национального меньшинства в Македонии и македонского меньшинства в Албании. Соответствующие договоры, фиксирующие взаимные обязательства, сторонами пока что не подписаны. Сербская церковь отказывается признавать самостоятельность македонской православной церкви, что крайне затрудняет последней получение общепризнанной другими православными церквами автокефалии.

Македония последовательно проводит курс на сближение с НАТО и Европейским союзом. В 1999 г. она предоставила НАТО свою территорию и воздушное пространство для организации и ведения агрессивных действий против СРЮ. Активно участвует в программе Партнерство ради мира.

Достаточно успешно развиваются отношения Македонии с Европейским союзом. Этому в немалой степени способствует применяемый ЕС с 1997 г. региональный подход к балканским странам, в соответствии с которым Македония входит в западно-балканскую пятерку наряду с Албанией, Словенией, Хорватией и БиГ.

В 1999 г. Еврокомиссия предложила этим странам приступить к началу Процесса стабилизации и ассоциирования, что было равнозначно предоставлению им более благоприятных условий для развития отношений политического и экономического развития. Вслед за этим по инициативе ЕС был принят Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, целью которого является содействие установлению прочного мира и укреплению демократических политических систем в регионе, восстановлению экономики и развитию свободного рынка, а также поэтапному сближению балканских государств с Европой. В эту неинституционализированную организацию входит около 30 государств, международных организаций, финансовых учреждений и других региональных объединений. Македония - один из активнейших участников Пакта стабильности и реализуемых им проектов в области демократизации и прав человека, экономики и развития, а также общеевропейской и международной безопасности.

Серьезными препятствиями на пути Македонии в международные интеграционные объединения помимо низкого жизненного уровня населения и неразвитости экономики остаются также организованная преступность и коррупция, борьба с которыми требует не только больших затрат, но и серьезной политической воли.

Скачать архив с текстом документа