Никола Пуссен
СОДЕРЖАНИЕ: Французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в.Nicolas Poussin
Дата рождения: ??.06.1594 г.
Дата смерти: 19.11.1665 г.
Место рождения: Лез-Андели, Нормандия
Французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 Пуссен - в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма (Смерть Германика, около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко (Мученичество свыше Эразма, около 1628-29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. (Спящая Венера, Картинная галерея, Дрезден; Нарцисс и Эхо, Лувр, Париж; Ринальдо и Армида, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три - около 1625-27; Царство Флоры, около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; Танкред и Эрминия). Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. (Похищение сабинянок, 2-й вариант, около 1635; Израильтяне, собирающие манну, около 1637-39; обе - в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640-1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII (Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора, около 1641-42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода (Моисей, иссекающий воду из скалы, Эрмитаж, Ленинград; Элиазар и Ревекка, Лувр, Париж; обе - около 1648; Аркадские пастухи или Et in Arcadia ego, 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; Отдых на пути в Египет, около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж). С 1640-х гг. Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Эрмитаж, Ленинград; Орион, около 1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира [Св. Иоанн на Патмосе (около 1644-45, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660-65, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне Зима, или Потоп размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о Модусах, определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений).
Соч.: Correspondance, P., 1911; в рус. пер. - Письма, М. - Л., 1939.
Список литературы
Вольская В. Н., Пуссен, М., 1946
Grautoff О., Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben, Bd 1-2, Munch. - Lpz., 1914
Friedlander W., Blunt A. (ed), The drawings of Nicolas Poussin. [Catalogue], v. 1-4, L., 1939-63
Nicolas Poussin, v. 1-2, P., 1960
Blunt A., Nicolas Poussin, [v. 1-2, N. Y., 1967]
Badt К., Die Kunst des Nicolas Poussin, Bd 1-2, [Koln], 1969.