Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ: Введение … Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики Характеристика организации на примере ОАО Банк «*****» …План
1. Введение……………………………………………………………………………
2. Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики……
3. Характеристика организации на примере ОАО Банк «*****»………
4. Заключение……………………………………………………………..
5. Список используемой литературы……………………………………
Введение
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия
Управление включает три аспекта:
- «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);
- «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).
Пожалуй, центральным моментом роли менеджера в управлении является понимание им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции безусловно связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.
Объектом изучения является предприятие (весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения), субъектом - менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Предметом изучения являются: управленческие отношения, технологии и методы управления, тенденции развития практики управления.
Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики.
Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Исторические предпосылки менеджмента.
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000 – 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.
В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.
С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.
Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К.Маркса и Ф.Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К.Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
· индустриальный способ организации производства;
· развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.
Американские ученые Г. Кунц и С.0Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов.
На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.
Корпоративная природа менеджмента.
Корпоративная природа менеджмента состоит в том, что выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп (схема 1)
Схема 1. Процесс компромиссов между интересами различных групп
Современные подходы к управлению
Ориентация на потребителя - избранная производителем, продавцом товара стратегия и тактика выпуска товаров и продвижения их на рынок, увязанная с перспективой того, что такая деятельность приведет к наилучшим результатам.
Маркетинговая концепция управления представлена на схеме 2.
Схема 2. Маркетинговая концепция управления
Инновационный подход к управлению показан в таблице 1:
Параметры | Инновационный процесс | Текущая деятельность |
Цель | Удовлетворение новой потребности |
Удовлетворение сложившейся потребности |
Риск | Высокий | Низкий |
Тип процесса | Дискретный | Непрерывный |
Управляемость как единого целого |
Низкая | Высокая |
Результат для системы | Переход на новый уровень | Сохранение на прежнем уровне |
Отношение к текущим интересам участников |
Противоречит | Соответствует |
Таблица 1. Отличие инновационной от текущей
производственно-хозяйственной деятельности
Инновационный процесс выполняет следующие основные функции;
1) познавательную (приращение общих знаний);
2) информационную (их распространение);
3) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области);
4) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально
новых объектов и процессов);
5) экономическую (сокращение затрат труда);
6) мотивационную (стимулирование творчества);
7) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными
благами и услугами);
8) ресурсо- и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих
охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов).
Характеристика организации на примере ОАО Банк «*****».
Банк «*****» – современное универсальное кредитное учреждение, предлагающее всем категориям клиентов широкий спектр качественных банковских и финансовых услуг.
Банк «*****» является динамично развивающимся банком. В 199_ начал свою деятельность с расчетно-кассового обслуживания крупных промышленных предприятий города. В 199_ году была разработана первая версия системы электронных платежей «Клиент-Банк», начата реализация вексельной программы Банка. В июне 200_ года предложили клиенту новую услугу – аренду ячеек банковского сейфа, в декабре этого же года Банк заключил первый договор на инкассацию денежных средств клиентов. Эту услугу оказывает специально созданная для этих целей служба банка. В мае 200_ года зарегистрированы 2 новых филиала Банка «*****». В январе 200_ года Банк «*****» был принят в члены ассоциации VISA International.
Банк активно работает на рынке обслуживания физических лиц, разрабатываются и внедряются новые услуги. В 200_ году банк внедрена система всех видов кредитования физических лиц.
Руководствуясь принципом максимального приближения услуг банка к клиентам, Банк «*****» планирует открыть новый филиал в г. N.
Банк «*****» продолжает внедрение современных информационных технологий. Проведена разработка системы управленческого учета. В 200_ году происходит рост численности персонала, увеличение объемов клиентской базы и проводимых операций положительно отражается на финансовых показателях банка.
Менеджмент на примере данного предприятия представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.
Банк «*****» имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.
Основными видами предоставляемых услуг рассматриваемой организации являются:
1) кредитно-депозитные услуги;
2) расчетно-клиринговые услуги;
3) страховые услуги;
4) инвестиционно-фондовые услуги;
5) трастовые услуги;
6) трансферт и обмен валют;
7) услуги по факторингу;
8) услуги по финансовому консультированию
Дальнейшее развитие рынка финансовых услуг во многом будет зависеть от:
- удовлетворенности клиентов получаемыми услугами;
- отношений клиентов со служащими учреждений, оказывающих услуги;
- степени обученности и профессионального умения управленческого персонала;
- развития программно-информационного обеспечения и производства технических средств;
- маркетинга финансовых услуг.
Проанализировав динамику основных показателей деятельности Банка «*****» за 2005 – 2007 гг. можно определить экономическое положение организации как финансово устойчивое, в частности: основные операции, оказывающие влияние на изменение финансового результата Банка – кредитование физических и юридических лиц. Доходы от операций по кредитованию в 2006 г. по сравнению с 2005 г. выросли на 35,48%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. – на 67,89%, что связано с расширением филиальной сети Банка «*****». По состоянию на 01.01.2008 г. по сравнению с 01.01.2007 объем привлеченных депозитов от физических и юридических лиц вырос в 2 раза, а также произошло перераспределение их удельного веса между филиалами Банка.
Миссия и цели по основным направлениям деятельности Банка «*****».
Банк призван предоставлять широкий спектр стандартизированных и высокотехнологичных банковских услуг и продуктов клиентам на охватываемой им территории.
Банк «*****»:
- стать системообразующей кредитной организацией на рынке банковских услуг России.
- осуществлять постоянное внедрение новейших передовых банковских продуктов и технологий обслуживания, отвечающих потребностям Клиентов и Акционеров.
- способствовать развитию экономической и социальной инфраструктуры на территории своего присутствия. Создавая и оптимизируя разветвленную сеть подразделений, планомерно расширять географию бизнеса адекватно интересам своих Клиентов и Акционеров.
- предоставлять своим Клиентам равные возможности эффективного управления своими средствами и равно комфортные условия обслуживания, тщательно изучать потребности и возможности каждого Клиента, независимо от его статуса и местонахождения.
- грамотно управлять рисками таким образом, чтобы обеспечить приемлемый уровень доходности для своих Клиентов и Партнеров, при сохранении статуса надежного, устойчивого банка.
- работать по правилам цивилизованного рынка, который строит свои отношения с Клиентами и Партнерами на основе правовых и этических норм ведения бизнеса, в соответствии с профессиональными стандартами деятельности.
- работать в режиме диалога со своими сотрудниками и обеспечивать высокий уровень их профессионализма.
Организационная структура Банка «*****» приведена на рисунке 1.
1. Кредитный отдел (приносит основную прибыль);
2. Отдел расчетно-кассового обслуживания (является самым многочисленным из всех отделов);
3. Операционный отдел (осуществляет автоматизацию работы);
4. Хозяйственный отдел (обеспечивает удобство персоналу и клиентам);
5. Отдел автоматизации и технического обслуживания (обеспечивает работоспособность оргтехники и программного обеспечения);
6. Юридический отдел (следит за правомерностью осуществляемых сделок и операций).
Рис. 1: Организационная структура Банка «*****»
Анализ внутренней и внешней среды
Стороны организации
сильные
· большой опыт работы в банковской сфере
· высококвалифицированные специалисты; современные технологии
слабые
· нехватка ресурсов
Анализ
внешней среды
возможности
· расширение списка предоставляемых услуг
· установка банкоматов
· развитие филиальной сети
· поиск партнеров
угрозы
· приход на региональный рынок крупных международных банков
· нестабильность финансового рынка в условиях кризиса
· возрастающая конкуренция со стороны региональных банков
· снижение количества клиентов
Необходимые действия для Банка «*****»:
1) привлечение средств населения
2) привлечение на обслуживание новых организаций
3) расширение списка предлагаемых услуг
4) ускорить процессы заключения кредитных договоров и др.
5) внедрение системы безналичных расчетов и обслуживания у населения
6) развитие филиальной сети
В Банке «*****» используются различные методы управления:
1) Экономические методы управления (санкции, кредитование, премирование)
2) Организационно-распорядительные методы управления (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д., приказы, распоряжения, инструктажи)
3) Социально-психологические методы управления (социальное планирование, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений)
Между этими методами существует неразрывная взаимосвязь (например, от качества выполнения стандартов, приказов и распоряжений, внушений зависят санкции или премирование, устав регулирует отношения и т. д.)
Рассматривая роль руководиталя в управлении предприятием в соответствии с классификацией Г. Минцберга, что в Банке «*****» руководитель играет роли: лидера, приемника информации и предпринимателя (инноватора). Стиль же руководства по управленческой решетке Моутон-Блейка полностью соответствует авторитарному руководству, т.е. он:
- ответственен за мотивацию и организацию подчиненных
- разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера
- понимая организацию и внешние условия
- успешно использует информацию в интересах своего дела
- изыскивает возможности внутри самого предприятия и за его пределами
- контролирует разработку определенных проектов
- во главу угла ставит заботу о производстве и практически не осуществляет социальной деятельности
Т.к. осуществляется стиль «авторитарного руководства», то в организации нет лидера (это сразу подавляется).
В целом, организация совершенствует свои показатели, т.е. управление работает эффективно. Чтобы добиться еще большего улучшения результатов, на мой взгляд, компании не хватает маркетингово отдела, т.к. не слишком хорошо развита структура анализа внешней среды организации. С появлением подобного отдела, я думаю, можно будет существенно снизить финансовые риски и улучшить показатели.
Заключение.
Банковский менеджмент позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Менеджмент в Банке «*****» — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Также в Банке «*****» большое значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение менеджмента.
Одна из особенностей менеджмента в коммерческом банке заключается в создании продуктового ряда банка (можно отметить, что на это же направлен и банковский маркетинг). Эта особенность не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению коммерческой и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов, что позволяет реализовать основную концепцию любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк. Также особенностью банковского менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.
Список используемой литературы
1. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.
2. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2003. — 528 с
3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
4. Полукаров В. Л. Основы менеджмента. – М.: КНОРУС, 2008.
5. Финансовый менеджмент. Под ред. д. э. н. Н. Ф. Самсонова. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2000.