Николай Васильевич Гоголь жизнь и творчество
СОДЕРЖАНИЕ: Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков – Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук..
Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков – Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.
В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей своей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относятся к 1823–24 годам. Через два года после поступления в гимназию он стал одним из активных участников литературного кружка, члены которого издавали сразу несколько рукописных журналов и альманахов: «Метеор литературы», «Звезда», «Северная заря» и др. В этих изданиях печатались первые повести, критические статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.
Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем великого поэта. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.
В 1831–32 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве – песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.
1832–33 годы явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью. В 1835 году были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю еще большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» – циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 году. Самая значительная из повестей петербургского цикла – «Шинель» – была завершена в 1841 году.
В 1836 году, в Александринском театре, состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство. Персонажи комедии были типичны для всей России того времени, и многие зрители, впервые увидевшие комедию, считали, что автор высмеивает именно их город, их чиновников, помещиков и полицейских. Но далеко не все приняли комедию благожелательно. Представители чиновничьей бюрократии увидели в комедии угрозу. На страницах журнала стали появляться статьи, обвинявшие автора комедии в искажении действительности. Те, кто узнал в героях комедии себя, утверждали, что ее содержание сводится к старому пустому анекдоту.
Критические отзывы глубоко травмировали Гоголя. В последующие годы он продолжал усиленно работать над композицией пьесы и образами героев. В 1841 году комедия в значительно переработанном виде была вторично издана отдельной книгой. Но и эта редакция показалась писателю несовершенной. Только шестой вариант «Ревизора» Гоголь включил в четвертый том своих «Сочинений» 1842 года. Но в этом виде комедия, из-за цензурных препятствий, была поставлена на сцене только через 28 лет.
Почти одновременно с первой редакцией «Ревизора» был опубликован первый номер журнала Пушкина «Современник», в подготовке которого Гоголь принимал активное участие. В одной из своих статей он выступил с критикой редакционных изданий, после чего нападки со стороны правящих сословий заметно ожесточились.
Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии. В последующие годы он два раза возвращался на родину – в 1839–40 гг. и в 1841–42 гг. Гибель А.С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К этому времени относится начало его работы над поэмой Мертвые души. Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал свое произведение «священным завещанием» великого поэта.
В начале октября 1841 года Гоголь приехал в Петербург, а через несколько дней выехал в Москву, где продолжал работать над «Мертвыми душами». В мае 1842 года вышел в свет первый том Мертвых душ, а в конце мая Гоголь вновь отправился за границу. Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись горячие споры. Гоголь в это время отдыхал и лечился в небольшом немецком городке Гастейне. Волнения, связанные с изданием Мертвых душ, материальная нужда, нападки критики стали причиной духовного кризиса и нервной болезни.
В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений. В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги – необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).
Последние годы своей жизни Н.В. Гоголь прожил одиноко. В 1848 году писатель намеревался осуществить свою главную мечту – поездить по России. Но на это уже не было ни средств, ни физических сил. Он побывал в родных местах, полгода жил в Одессе. В Петербурге познакомился с Некрасовым, Гончаровым и Григоровичем, в апреле 1848 года совершил паломничество в Святую землю к гробу Господню, но большую часть времени проводил в Москве. Несмотря на болезнь, писатель продолжал трудиться, так как в литературе видел смысл своей жизни.
В последние годы все мысли Гоголя были поглощены вторым томом Мертвых душ. В начале 1852 года у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, он отказался от пищи и медицинской помощи. Состояние его здоровья ухудшалось с каждым днем. Однажды ночью, во время очередного приступа, он сжег почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома Мертвых душ (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребен в Свято-Даниловом монастыре. В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Около двухсот лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики.
1809, 20 марта (1 апреля) - родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
1821-1828 - учеба в Нежинской гимназии высших наук.
1828 - переезд в Петербург.
1830-1831 - сближение с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным.
1831-1842 - созданы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород » , петербургские повести («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшегo», «Коляска»).
1836, январь - завершение комедии «Ревизор»; 19 апреля - премъера в Петербурге в Александринском театре;
25 мая - премьера в Малом театре в Москве.
1842 - разрешение цензуры печатать первый том «Mepтвых душ» С изменением названия на «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; печатаются первый том «Мертвых душ», повесть «Шинель».
1842-1845 - работа над вторым томом «Мертвых душ».
1848 - паломничество в Иерусалим.
1852, в ночь на 13 февраля - сожжена беловая рукопись 11 тома «Мертвых душ».
1852,21 февраля (4 марта) - умер в Москве.
Очерк жизни и творчества
Начало пути. В декабре 1828 года гоголь оканчивает Нежинскую гимназию высших наук и направляется в Петербург. Надо заметить, что эта поездка планировалась с предельной серьезностью и мечты юноши о собственном устройстве были вполне конкретны. Он «.. .отправлялся в столицу с великими намерениями и вообще с общеполезными предприятиями: во-первых - сообщить матушке не менее 6000 р. денег, кои он получит за свои трагедии; Bо-вторых - исходатайствовать Малороссии увольнение от всех податей». Так иронически описывает надежды гоголя один из знакомых семьи.
Естественно, что мечты так и остались мечтами, а поиски денег для пропитания были достаточно трудными и омрачали первые годы жизни в столице. Издание написанной еще в Нежине поэмы-идиллии «Ганс Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов не приносит успеха. Прочитав строки: «Заплата малая моя / За остальную жизни повесть», - рецензент написал: «Заплатою таких стихов должно бы быть сбережение оных под спудом». Peцeнзия заставила автора скупить оставшиеся экземпляры поэмы и уничтожить их.
Однако Гоголь не устает писать новые произведения, и eгo прозаические повести довольно быстро находят cвoeгo читателя. Опубликованное в начале 1830 года произведение «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» замечено читателями и критиками. У Гоголя завязываются литературные знакомства. Ему удается поступить на службу в Департамент уделов. Продвигаясь по служебной лестнице, он и даже становится помощником столоначальника.
При этом начинающий писатель много работает и aктивно печатается, избирая различные псевдонимы. Так, для главы исторического романа избран псевдоним: «0000» (это четыре «о» из имени и фамилии: Николай Гоголь-ЯНОВСКИЙ) .
Правда, жить безбедно пока нет возможности. «О себе скажу, - пишетГоголь«любезному другу маменьке» 10 февраля 1831года. - что мои обстоятельства идут чем далее, лучше и лучше, все поселяет в меня надежду, что если не в этом, то в следующем годуя буду уже в возможности содержать себя собственными трудами; по крайней мере, основание положено из самого крепкого камня. Только я вас теперь сильно потревожу убедительной просьбой о присылке двухсот пятидесяти рублей».
20 мая 1831 года осуществилась самая большая мечта Гоголя: он был представлен Пушкину. Стремление утвepдить себя свойственно каждому человеку, и можно понять желание начинающего писателя доказать маменьке и всем близким, что он с Пушкиным «на дружеской ноге». Это породило неловкие поступки молодого провинциала. Летом Гоголь живет в качестве репетитора на даче Васильчиковых в Павловске, а Пушкин снимает для своей семьи дачу в Царском Селе. Вот Николай Васильевич и сообщает маменьке: «Письма адресуйте ко мне на имя Пушкина, в Царское Село, так: «Его Высокоблагородию Александру Сергеевичу Пушкину. А Вас прошу отдать Н. В. Гоголю-. В следующем письме повторяет: «Помните ли вы адрес? на имя Пушкина». Осознав всю неловкость своего поступка, в первом письме к Пушкину Гоголь извинится за допущенную бестактность.
Жизнь обогащается дружескими встречами с интересными людьми. Расширению Kpугa знакомств способствовала и артистическая одаренность писателя. «Кроме мимики,Гогольумел перенимать и голос других. Во время своего пребывания в Петербурге он любил представлять одного старичка В., которого он знавал в Нежине.
Один из eгo слушателей, никогда не видавший этого Б., приходит раз к гоголю и видит кaкoгo-тo старичка... гoлос и манеры этого старичка тотчас напомнили ему представление гоголя. Он отводит хозяина в сторону и спрашивает, не Б. ли это. Действительно, это был Б.».
«Вечера на хуторе близ Диканьки». В начале сентября 1831 года выходит в свет первая часть сборника «Beчера на хуторе близ Диканьки». К январю 1832 года были закончены все повести этого цикла. В первую часть входят «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая гpaмотa»). Во вторую - «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и eгo тетушка», «3аколдованное место».
Известен отклик Пушкина на издание сборника: «Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!» Вот как оценил этот сборник Белинский: Гоголь так мило прикинувшийся Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны eгo «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности? Позже он напишет: «Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный Божий мир. Тут все светло, все блестит радостью и счастьем; мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни».
Необычность произведений, созданных молодым автором, привлекает Пушкина, Жуковского, Плетнева. В это время, пишет современник, «важнее вceгo была в Гоголе та мысль, которую он приносил с собой повсюду. Мы говорим об энергическом понимании вреда, производимого пошлостью, ленью, потворством злу, с одной стороны, И грубым самодовольством, кичливостью и ничтожеством моральных оснований - с другой... В eгo преследовании темных сторон человеческого существования была страсть, которая и составляла истинное нравственное выражение eгo физиономии». Обличая, Гоголь активно черпал материал из постоянных наблюдений за всем, что происходило вокpyг, в том числе и из наблюдений за собственными поступками.
Исполненному самых радужных надежд, Гоголю казалось, что ему посильна любая сфера деятельности. Кроме создания художественных произведений, он peшил испробовать себя в занятиях исторической наукой. Используя протекцию своих друзей, писатель получает должность профессора истории в Петербургском университете. Однако он быстро понял безнадежность затеи: лекционная деятельность требовала напряженных, неустанных трудов и больших знаний. Прочитав две прекрасные лекции (одну из них слушал Пушкин, другую слушал и описал Typгeнeв), гоголь стал усиленно манкировать занятиями и, наконец, отказался от преподавания. Своему другу М. А. Максимовичу он откровенно сознавался в этой неудаче. Теперь литературное творчество полностью владеет eгo помыслами.
«Миргород». В 1835 году вышел из печати сборник «Миргород», состоявший из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Хотя Гоголь написал, что это «повести, служащие продолжением «Вечера на хуторе близ Диканьки», жизнерадостная романтическая идиллия ушла в прошлое. Сатирические зарисовки быта, трагические картины действительности, жизненно правдивые сцены исторического прошлого заполнили страницы этого сборника. Читатель уже не встречает наивнoгo и благодушного рассказчика Рудого Пасичника, перед ним выступает автор-повествователь.
Авторская смелость и острота обличения видны и при обращении к прошлому. «Бей в прошедшем настоящее, и тройною силою облечется твое слово», советовал Гоголь Н. М. Языкову. Миру пошлости и скуки противопоставил писатель в исторической повести «Тарас Бульба» возвышенные страсти. В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя- назвал отличительные черты творчества писателя - простоту вымысла, совершенную истину жизни, народность, оригинальность. «И такова жизнь наша: сначала смешно, потом грустно-писал критик.
Первая комедия. «Ревизор». Неугомонный нрав и беспрерывный творческий поиск часто порождали забавные бытовые решения. Так, по пути в Петербург с родины (после летнего посещения родных), как вспоминает друг писателя А. С. Данилевский, «была разыграна оригинальная репетиция «Ревизора»... Гоголь хотел основательно изучить впечатление, которое произведет на станционных смотрителей eгo ревизия с мнимым инкогнито. Для этой цели он просил Пащенко выезжать вперед и распространять везде, что следом за ним едет ревизор, тщательно скрывающий настоящую цель своей поездки. Пащенко выехал несколькими часами раньше и устраивал так, что на станциях все были уже подготовлены к приезду и к встрече мнимого ревизора. Благодаря этому маневру, замечательно счастливо удавшемуся, все трое катили с необыкновенной быстротой... В подорожной Гоголя значилось: «адъюнкт-профессор», что принималось обыкновенно сбитыми с толку смотрителями, чуть ли не за адъютанта его Императорского Величества».
Работа над пьесой «Ревизор» шла полным ходом, и уже в январе 1836 года гоголь пишет, что комедия готова и переписана. Один из современников писателя вспоминал: «При чтении ее цензура перепугалась и строжайше запретила ее. Оставалось автору апеллировать на такое решение в высшую инстанцию». Благодаря хлопотам друзей, пьеса попадает к Николаю 1, и, как сообщает Гоголь матери, «если бы сам государь не оказал cвoeгo высокого покровительства и заступничества, то, вероятно, «Ревизор- не был бы никогда игран или напечатан».
Спектакль шел с триумфом в Петербурге, затем в Москве, но успех не радовал Гоголя. Свои сомнения он поведал Жуковскому: «Ревизор» сыгран, и у меня на душе так смутно, так странно... я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство гpycтнoe и дoсадно-тягостное облекло меня... Мой смех вначале был добродушен; я совсем не думал осмеивать кого-либо с какой-нибудь целью, и меня до такой степени изумляло, когда я слышал, что обижаются и даже сердятся на меня целиком сословия и классы общества, что я, наконец, задумался. Если сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить по-пустому».
За рубежом. Работа над поэмой «Мертвые души». Стремление избежать бурного обсуждения комедии и острое чувство усталости гонит Гоголя из столиц. Он уезжает за границу, в поездках проводит около трех лет с июня 1836 по сентябрь 1839 года. В Париже он узнает о гибели Пушкина, это сообщение потрясает Гоголя. Вновь и вновь меняя место жительства, приезжает в Рим, который очаровывает eгo. Здесь продолжается работа над поэмой «Мертвые души». Происходит сближение с русскими художниками, и в частности с А. А. Ивановым, который в те годы трудился над картиной «Явление Христа народу». Здесь же трагически завершается дружба с графом И. М. Виельгорским: юноша умирает на руках писателя. Эта смерть для Гоголя станет прощанием с собственной молодостью.
Необходимость заниматься устройством домашних дел возвращает писателя в Россию. В этот приезд Гоголь пробыл на родине меньше года: встретился с доброжелательной и хлебосольной Москвой, со своими почитателями в Петербурге, приобрел новые знакомства. Состоялась встреча с В. Г. Белинским, а на обеде, который тpaдиционно давался в честь именин Гоголя 9 мая 1840 года в саду дома Погодина на Девичьем поле в Москве, он познакомился с Лермонтовым и слушал авторское чтение поэмы «Мцыри» .
Уезжая вновь за границу, писатель обещает друзьям через год при везти оконченную поэму. К концу aвгустa 1841 года первый том отделан и переписан руками добровольных помощников. Обещание, данное друзьям при прощании, было выполнено. гоголь возвращается в Pocсию для тoгo, чтобы печатать первый том «Мертвых душ». Общими усилиями преодолены цензурные препятствия, для этого переделана « Повесть о капитане Копейкине». Итак, главное дело жизни уже сделано. Однако автор считает - это лишь начало большого труда, поскольку надеялся, что именно он сумеет указать путь к возрождению России. «гоголь ставит себе целью дать «положительные образы» русских людей - выставить их в ярко-живых, говорящих примерах, способных подействовать силою... Этими показательными образцами при мерной жизни должны были явиться: ловкий приобретатель, помещик Костанжогло, добродетельный винный откупщик, миллионер Муразов, благородный генерал-губернатор, благочестивый священник и, наконец, сам царь Николай, милосердием своим возрождающий к жизни раскаявшегося Чичикова» (В. Вересаев).
В сознании писателя окончательно определился перелом. С. Т. Аксаков замечает: «...Он начал писать «Мертвые души» как любопытный и забавный анекдот. Только впоследствии он узнал, говоря ero словами, «на какие сильные и глубокие мысли и глубокие явления может навести незначащий сюжет», что... мало-помалу составилось это колоссальное здание, наполнившееся болезненными явлениями нашей общественной жизни... впоследствии почувствовал он необходимость исхода из этого страшного сборища человеческих уродов. Отсюда начинается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе духовного человека и преобладание религиозного направления, достигшего впоследствии... Takoro высокого настроения, которое уже несовместимо с телесным организмом человека...»
Отныне все последующие труды писателя подчинены реализации неосуществимой цели: гоголь ощущает себя проповедником, он стремится научить людей жить по высоким нравственным законам. «Когда вся утопичность, которая была в Гоголе, когда он писал «Ревизора», получил жестокий удар от явного несовпадения художественной ценности созданий искусства (в данном случае «Ревизора») с ее воздействием на нравы, на моральное сознание общества. То тогда Гоголь нашел в религиозном миропонимании иную базу для осмысления функции искусства, подчеркивает В.3еньковский, исследователь творчества писателя.
«Выбранные места из переписки с друзьями». Cнaчала гоголь ждал прямого и непосредственного результата от «Ревизора-, затем - от «Мертвых душ», от тех рассказов и повестей, над которыми работал параллель, но с созданием поэмы. 3атем eгo надежды были связаны с «Выбранными местами из переписки с друзьями». В предисловии к этой книге он пишет: «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна... » Писатель вновь касается тех вопросов и проблем, тех сторон русской жизни, которые затронуты в повестях, комедиях, поэме.
Стремление любого человека подчинить волю окружающих тому, что он сам считает абсолютным благом, неизбежно кончается крахом. Попытка создать произведение, которое покажет всем людям, как можно и должно жить, искреннейшая уверенность, что только ero решение верно, и невозможность сделать это именно благодаря беспощадной честности таланта - причина трагедии. Гоголь поставил перед собой задачу, непосильную для человека. Он заранее обрек себя на поражение.
Mнoгo споров возникало и возникает вокpyг «Вы бранных мест из переписки с друзьями». Разочаровавшись в возможностях писателя, гоголь решается обратиться к людям со словом проповедника. Он говорил: «.. .На некоторое время занятием моим стал не русский человек и Россия, но человек и душа вообще». Результатом появления про изведения Гоголя станет полемика писателя с критиком В. Г. Белинским, в которую были вовлечены самые широкие литературные круги. Критик утверждал: «...rope человеку, которого сама природа создала художником, rope ему, если, недовольный своею дорогою, он ринется на чужой путь!»
Гоголь пишет в «Авторской исповеди», созданной в мае - июне 1847 года, что решает бросить писательство. Подавленный непониманием, он в январе 1848 года предпринимает паломничество. Жуковскому так объясняет свое решение: «Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость moero сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от святых тайн, стоявших на самом гробе вместо алтаря, и при всем том я не стал лучшим, тогда как все земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное.
Работа над вторым томом «Мертвых душ». Последние годы жизни. Вернувшись в Россию, Гоголь продолжает работу над вторым томом «Мертвых душ» Для других путешественников возвращение на родину было и возвращением в родной дом. Для Гоголя это было лишь изменением места eгo скитаний. Как всегда, на нeгo благотвopно действовала дорога: «Дорога - мое единственное лекарство»; «...дорога по нашим открытым степям тотчас сделала надо мною чудо. Близкая ему и сочувствующая eгo духовным поискам калужская губернаторша А. О. Смирнова замечала: «Ему всегда надо пригреться где-нибудь, тогда он и здоров». И он «пригревался» у А. О. Смирновой, у В. А. Жуковского, у Виельгорских в Ницце, у С. П. Апраксиной в Неаполе, у М. П. Погодина и графа А. П. Толстого в Москве. Cвoeгo дома у нeгo никогда не было. Но он не любил и не умел быть один: в Петербурге жил через стенку с А. С. Данилевским, И. Г. Пащенко, в Риме соседствовал с П. В. Анненковым, Н. М. Языковым, В. А. Пановым.
Попытка преодолеть одиночество была им осуществлена лишь один раз. Это произошло в семье графа Виельгорскогo, богатого и знатного царедворца. Eгo дом был, как пишут современники, средоточием столичной аристократической жизни. Сам граф был хорошим музыкантом, и Р. Шуман называл eгo гениальнейшим из дилетантов. Виельгорский был близок с Карамзиным, Жуковским, Пушкиным И Гоголем. в значительной степени благодаря нему. Ревизор - попал на сцену. Eгo сын Иосиф Михайлович умер в 1839 году в Риме на руках у Гоголя. С младшей дочерью, Анной Михайловной, и произошло то, что сам Гоголь очевидно, считал (романом,). Анна Михайловна (она же Анолина, Нози) жадно внимала поучениям писателя и была с ним в постоянной переписке. Но дружба умной и доброй девушки, как оказалось, не предполагала более близких отношений. Попытка Гоголя предложить свою руку и сердце осталась без ответа.
У Гоголя на протяжении всей жизни не было близких друзей. Замкнутый и недоверчивый, ироничный и насмешливый, он никому не доверял свои сокровенные мысли и чувства.
Постоянная жизнь бездомного странника, отсутствие сколько-нибудь действенной заботы окружающих, ухудшение здоровья, вместе с непомерностью творческих притязаний приближали трагическую развязку. Обычно о «Гaнce Кюхельгартене» вспоминают только как о неудачной пробе пера, но в поэме есть строки, в которых звучат мечты юноши, сохранившиеся до последнего дня жизни писателя.
...ужели Мне здесь душою погибать?
И не узнать иной мне цели?
Себя обречь бесславью в жертву?
Душой ли, к счастью не остывшей,
Волненья мира не испить?
И в нем прекрасного не встретить?
Существованья не отметить?
«Отмеченность» существования Гоголя очевидна, но судьба сатирика всегда горька.